Раскрутки как рефреймингРаскрутки – одна из самых интересных и захватывающих речевых моделей в НЛП. Просто подумайте: изменение убеждений просто при помощи фраз, вставленных в разговор. Но при этом, сама модель раскруток как была придумана 20 лет назад Робертом Дилтсом, так и оставалась в виде 14 паттернов. Но паттерны характерны тем, что не дают общей картины и не говорят об общих принципах. А для полноты картины хочется иметь и общее, и частное представления. В результате, в последнее время начали появляться различные идеи относительно того, как можно думать о раскрутках по-другому. Я тоже хочу предложить свой вариант. Раскрутки как рефреймингО раскрутках можно думать, как о виде рефрейминга. Роберт Дилтс именно так их и определяет. Вообще говоря, рефрейминг – способ по-другому взглянуть на ситуацию, так, чтобы изменилась её оценка. Люди же реагируют не столько на то, что происходит, сколько на то, как они это оценивают. Сказал, что это не «занудство», а «тщательный сбор информации для лучшего понимания ситуации» - и отношение уже другое. Напомню, что рефрейминг может быть содержания и контекста. При рефрейминге контекста мы само утверждение не трогаем, но помещаем его в такую ситуацию, где смысл этого утверждения меняется. Например, «злость» вообще плохо, но «спортивная злость» - очень даже полезная штука. Аналогично: жадность – жадность к знаниям, любовь – любовь к обжорству, убийство – убийство врага на войне. При рефрейминг содержания мы уже меняем само утверждение, чтобы получить другой смысл. Жадность можно назвать домовитостью, обжорство – любовью к жизни, а стукачество – социальной активностью. Для большинства людей убеждения что-то вроде внутренних аксиом, они абсолютно и даже не подвергаются сомнению. Основная идея раскруток состоит в том, чтобы показать человеку, что убеждение не данность, а контролируемый инструмент. В этом случае у этого самого человека появляется возможность перестроить свой внутренний мир. Для этого мы как раз и можем применить рефрейминг, как способ по-другому взглянуть на убеждение, поставить его в другую рамку. Раскрутки как рефрейминг контекстаПонятно, что если мы поместим убеждение в другой контекст, оно станет для его обладателя выглядеть сильно иначе. При раскрутке контекста мы не меняем само убеждение, но меняем ситуацию вокруг него. При этом наша задача «выбить» человека из его привычных границ. Так что взгляд на убеждение, предлагаемый в раскрутках контекста, должен быть неожиданным, гротескным, злым, восторженным и т.д. – то есть разрушающим привычный шаблон восприятия этого убеждения. При раскрутке контекста убеждение фиксируется Напоминаю, что контекст может быть внутренним - состояние, мысли, воспоминания, фантазии, намерения - и внешним. Внешний контекст – это просто ситуацию вокруг, но эту ситуацию можно «растягивать» и «сжимать» в зависимости от цели. Мы можем обратиться в прошлое или будущее, подумать о причине создания убеждения, расширить его на всех людей или переместить в другую точку мира. В большинстве случаев эти контексты выгодно смешивать, например, связывая эмоции человека и изменение обстановки. - Я ненавижу свою жену. Ниже приведены наиболее часто используемые изменения контекста, но только ими раскрутки контекста, конечно, не ограничиваются. Что определяет контекст Причина создания убежденияУбеждения человек себе создаёт (следовательно, может и разрушить), и для создания убеждения была причина. - Я не способен на откровенные отношения. Намерение убежденияМы обращаем внимание человека на то, что убеждение он использует не просто так, а зачем-то. - Настоящая любовь бывает только раз в жизни. Результат использования убежденияПонятно, что если убеждением пользоваться, это даст какой-то результат. Положительный или отрицательный вопрос уже интерпретации. Но хоть какой-то результат будет. К этому типу как раз относятся «универсальные» раскрутки, которые практически не зависят от самого убеждения. - Это хороший способ сделать себя несчастным. Последствия использования убежденияПоследствия – это скорее «результат результата». Чуть дальше по линии времени. Если результатом использования убеждения может быть «высокая должность», то последствиями «подорванное на тяжёлой работе здоровье». - Только тяжёлый труд приведёт к успеху. Время, место, люди, вещи…Мы можем контекст расширять, сжимать, сдвигать. Время применения убеждения может быть расширено до всей жизни человека или сжато до одной секунды, или сдвинуто в прошлое или будущее. - Я – неудачник. С людьми даже более интересно. С одной стороны, можно обладание убеждением «растянуть» на всех людей, а сжать можно как до отдельного «абстрактного» человека, так и до конкретных, важных для человека людей. - Все бабы – шлюхи. - Все бабы – шлюхи. Исключение из правилИ один из самых логичных способов – найти ситуацию, где данное убеждение не работает, то есть исключение из правил. При чём такую ситуацию можно предложить как самому, так и возложить эту почётную обязанность на клиента. - Семья – это рабство! Я – другиеУбеждения можно разделить на две большие группы: убеждения о себе и убеждения о мире. - Все всегда ошибаются. Можно и наоборот, применить убеждение о себе к людям: - Я не верю, что могу справиться с этой задачей. Раскрутки как рефрейминг содержанияПри рефрейминге содержания (смысла) мы меняем уже внутреннюю структуру убеждения. (и это главное отличие от рефрейминга контекста, в котором само убеждение мы «фиксируем»). В данном случае убеждение удобно представлять как связь элементов, соответственно, убеждение нам нужно в форма «А связано с В».
Убеждение как связь двух элементов При раскрутке содержания мы один из элементов (или оба сразу) меняем так, чтобы «порвать связь»: делаем его больше, меньше или вообще превращаем в нечто странное. При раскрутке содержания наша задача разорвать связь Итак, что же можно сделать. УкрупнениеУкрупнение При укрупнении мы один из элементов делаем непропорционально больше, крупнее, толще или выше. - Только тяжелый труд может привести к успеху. РазукрупнениеРазукрупнение Здесь, соответственно, наоборот. Один из элементов надо сделать меньше, тоньше, или ниже. - Успех – это удача. АналогияАналогия Аналогия – это сдвиг "по горизонтали", небольшое искажение. Что-то похожее, но не идентичное. Метафора, притча и т.д. - Семья – это рабство! Соответствие с раскрутками по ДилтсуЕсли сопоставить с раскрутками по Дилтсу, то мы получим приблизительно следующее:
Аналогия и размер фрейма можно применить как при раскрутке контекста, так и при раскрутке содержания, в зависимости от того, к чему мы ищем аналогию или размер чего меняем. По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru Обращение к авторам и издательствам: |
Звоните: (495) 507-8793Наша рассылка |