В НЛП очень много техник, которые позволяют изменить состояние ДО или ПОСЛЕ проблемной ситуации. Но что делать, если СЕЙЧАС находишься в дискомфортном состоянии? Не завтра, не через год проработать ситуацию "чтобы она больше не была дискомфортной", а получить доступ к ресурсам ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС?
Вот Личностное Редактирование - это способы прямого (то есть прямо сейчас, а не потом, когда уже поздно) доступа к ресурсам. Обычно этот доступ сознательный, так как бессознательно вроде как уже влетел в дискомфортное состояние. Подходов тут достаточно много. Начнём с одного из самых на мой взгляд интересных и применимых в самых различных областях.
Шкалирование
При личностном редактировании доступ к состоянию сознательный. А сознание очень любит всё мерять, сравнивать и, что вызывает у него просто эйфорию, давать численное значение, название и вообще давать самые различные ярлыки.
-
Ярлыки конечно штука удобная, они проясняют её с одной стороны, но часто могут ограничить с другой. Если человек решает, что его состояние называется "страх", он и начинает себя вести соответственно, то есть бояться.
Но! Осознание даёт управление. Вопрос в том, как осознавать так, чтобы можно было управлять, но при этом не слишком себя ограничивать. Один из способов – это шкалирование.
Сложного тут ничего нет – штука совершенно элементарная и простая. Нужно только знать, что делать.
Итак, сознание любит сравнивать. Соотносить и давать числовые значения. Значит нужно каким-то образом начать сравнивать состояния. Тут же возникает вопрос – а по какому параметру? Ответ – по любому, который меняется. Например, обычно состояния могут быть разной интенсивности. Хотя не только. Изменение состояния происходит не дискретно, а плавно (пусть иногда и очень быстро) и мы можем просто связать шаги изменения с какой-нибудь шкалой. Остаётся вопрос, как организовать шкалу? Что взять за минимум, максимум, в каких единицах измерять?
Открою один секрет – какие единицы совершенно не важно, лишь бы были. Размер шкалы вы выбираете из соображений удобства – это же ваша личная шкала. Можно в 10, можно в 100. Название единицы тоже можно придумать самостоятельно или без изысков назвать баллами, пунктами или процентами (если максимум – 100). В результате получится: адреналин 5 баллов, счастье – 40%, доверие – 53 пункта. Сознание довольно, цифирки есть.
Осталось определить минимум и максимум шкалы. Соответственно, получаем минимум и максимум состояния (чем бы оно не было). Дальше уже дело техники. Итак, шкалирование по шагам.
1. Шкала.
Определяете шкалу, выбираете значения максимума (5, 20, 100) и единицы измерения.
2. Максимум и минимум.
Сопоставляете значения максимума и минимума состояния со значениями шкалы. Наиболее желательно их пережить, получить доступ к этим состояниям.
Если у вас есть переход от максимума одного состояния к максимуму другого – тогда вы как бы просто объединяете две шкалы: от максимума одного состояния до нуля, и от нуля до максимума второго состояния. Это может быть полезно, когда вы работаете с "противоположными состояниями": уверенность – неуверенность, DownTime, широкий – узкий фокус внимания и т.д.
3. Плавный переход.
Пока у вас только крайние значения – теперь нужно построить переходы между ними. И желательно достаточно плавные. Чтобы значение в 50% соответствовало половине интенсивности, а не почти максимуму или почти минимуму.
Очень красивый и эффективный вариант – с пространственными якорями. Вы представляете что шкала лежит на полу, и ходите по ней "растягивая" состояние. Адреналиновый барометр.
Второй вариант – вы внутри меняете состояние и привязываете к конкретному значению шкалы. Шкалирование эмоций.
Есть ещё и третий вариант – человек меняет состояние и попутно привязывает к значениям шкалы. Тогда шкала как-бы создаётся попутно.
4. Внедрение.
Теперь нужно сделать так, чтобы внутри был какой-то регулятор, меняя который можно менять состояние.
А теперь примеры.
Адреналиновый барометр.
У любого состояния есть довольно интересная характеристика – уровень возбуждения. Когда мы собираемся спать – он низкий, когда мы сильно взволнованы или обрадованы – высокий. За уровень возбуждения в нашем теле отвечает адреналин, поэтому можно говорить об уровне адреналина. Естественно, хотелось бы этим уровнем поуправлять.
А то ведь встаёшь утром – и как-то вроде бы и проснуться пора, и пободрее хочется быть, но… Движения заме-е-едленные, в голове туман. То, что можно было бы сделать за 3 минуты, растягивается на пятнадцать.
Зато вечером – вроде и спать пора, а мысли в голове вжик, вжик. – А вот надо было бы… А ему сказал… А завтра… Вобщем, бодр как огурец, только что-то не тогда, когда надо. Да, ещё перед экзаменом трясёт. Толку от этой тряски мало, но эффект! Или после беседы с начальником. Ну, вобщем много есть моментов в жизни, когда адреналина слишком много.
Есть ещё одна сторона – высокий уровень адреналина в сочетании с неслишком неприятной эмоцией очень даже привлекательная штука. Толпы народа катаются на американских горках, от которых кроме адреналина совершенно ничего не вырабатывается. Или всякие там азартные игры. Или там с парашютом спрыгнуть. Короче, хочется пощекотать нервы. Щекотка эта классно помогает адреналин поднять.
Но ведь можно дешевле! И быстрее! Нет, я не про ежевечерний семейный бурный скандал. Я про более приятные способы поднятия адреналина. Ну, и опускания если надо тоже.
Техника управления адреналином называется Адреналиновый Барометр. Правда, барометры в жизни погоду только показывает, а адреналиновый её ещё и создаёт. Внутреннюю только, но создаёт. То есть это не только индикатор, это ещё и регулятор.
По шагам.
1. Шкала.
Сначала нам для этого прибора нужна шкала. Ноль – это минимум, двадцать – максимум. Почему двадцать, честное слово не знаю. Ну, так уж выбрали.
Шкалу эту нужно представить на полу. Так, чтобы по ней можно было походить туда-сюда. Удобнее всего получается 3-5 метров.
2. Состояние в крайних точках.
Теперь нам нужны состояния в крайних точках.
Ноль – предсонное состояние. Вы почти засыпаете, разговариваете с собой таким тягучим медленным голосом, дыхание медленное, глубокой. Взгляд слегка расфокусирован. Прочувствовали? Хорошо.
Теперь сходите со шкалы и идёте в точку максимума. Здесь вы вспоминаете состояние крайнего эмоционального возбуждения (желательно положительного). Крик заядлого болельщика "Г-о-о-л", ощущение во время прыжка с парашютом или спуска на американских горках вполне подойдёт. Или ощущение перед первым свиданием. Или перед свадьбой. Поищите в своём опыте. И погрузитесь, переживите его ещё раз! Максимально! На 100 процентов! Даже на 105! А еще лучше на 110!
3. Плавный переход.
Теперь нам нужно, как говорят физики, откалибровать шкалу. Нужно сделать так, чтобы было не два пиковых состояния – а плавный переход между ними. Плавный!
Для этого пройдитесь несколько раз по шкале туда-обратно. Обычно в начале бывает как: идёшь от максимума, адреналин потихоньку падает, пока к нулю не подойдёшь – там он как ухнет! А когда идёшь от нуля – этот ноль тебя преследует практически до конца шкалы. Вот с этим и нужно разобраться. Адреналин должен расти пропорционально цифиркам на шкале. И плавно. Чтобы, если рисовать график, получилась прямая.
Короче, походите туда-обратно. Раза два-три обычно бывает вполне достаточно.
4. Шкала работает
А теперь самое интересное – вы по шкале ходите, усилий не прилагаете, а состояние меняется. Само! Проверьте. Походите и убедитесь. Никакого мошенничество, просто свойство человеческой психики.
5. Шкала двигается сама.
Но на этом облегчение жизни не заканчивается. Есть ещё резервы. По шкале можно не ходить – можно представить, что она двигается сама. Мысленно, конечно. Вы стоите, а она двигается. И состояние соответственно меняется. Получилось? Теперь можно шкалу установить так, чтобы было поудобней. Можно поднять с пола и пропустить через грудь. Или пусть она перед вами ходит. В конце концов можно её и круговой сделать, со стрелкой. Или ещё какой – на что фантазии хватит. Лишь бы работала.
Проверьте, что работает. Если переборщили – размотайте и придумайте другой дизайн.
6. Тренировка.
Естественно, нужно потренироваться в использовании такой замечательной штуки. Опробуйте переход в ряд состояний, например: 2, 4, 8, 5, 3, 12, 18, 1, 16 и т.д. Переходов десять – пятнадцать. Старайтесь с каждым разом переходить как можно быстрее. И если в начале стоит делать небольшие шаги, балла по два-три, к концу тренировки стоит делать разброс баллов в пятнадцать- двадцать.
Ну, вам понравилось? Отлично!
Рекомендации.
В принципе, это упражнение можно делать полностью внутри – мысленно определяется нулевое и максимальное значение, потом внутренне человек меняет состояние, сопоставляя его со значениями шкалы. Хотя, по опыту, выравнивать состояние ходя по полу проще, чем мысленно внутри.
Так же можно немного по другому сделать только четвёртый и пятый шаг. После того, как человек сделал плавное распределение состояния, можно не предлагать ему явную визуальную метафору, а предложить найти метафору самому.
- А теперь представь, что у тебя внутри есть регулятор, который ты можешь выставлять на нужное значения уровня адреналина. Проверь, как он работает…
Этот способ бывает более удобен тем, у кого возникают трудности с визуализацией. Если метафорически тоже не получается, можно предложить отметить изменение внутренних ощущений и связать эти ощущения с числовыми значениями.
Шкалирование эмоции.
Я думаю вам бы хотелось управлять собственными эмоциями. Получать доступ и нужное количество. Ведь иногда эмоции бывает "слишком много", а иногда "катастрофически мало". Например, волнение перед экзаменом – это хороший пример "слишком много". А неуверенность перед ним же – слишком мало.
Хорошо, кто хочет научиться управлять какой-то своей эмоцией. Андрей, замечательно. Что это за эмоция?
- Уверенность в себе.
Отлично. Прочувствуй её сейчас.
- Да.
Хорошо, ты можешь себе представить максимально возможный уровень уверенности в себе. Ну, когда кроме уверенности вообще ничего не остаётся. Абсолютная уверенность.
- Представить то я могу…
Пока этого достаточно. Пусть этот максимальный уровень будет сто процентов. Тот уровень уверенности в себе, который ты можешь вызвать в себе прямо сейчас – это сколько? В процентах?
- Чуть меньше половины.
А если в процентах: тридцать, тридцать три, сорок девять с половиной?
- Ну я не могу так точно.
Приблизительно.
- Около сорока.
Отлично. Сконцентрируйся опять на этой эмоции. Сделай сейчас пятьдесят процентов.
- Да.
Шестьдесят.
- Да.
Семьдесят.
- Да.
Восемьдесят.
- М-м-да.
Девяносто.
- (Мнётся) М-м-м. Да.
Хорошо. Давай не такими большими шагами. От восьмидесяти ведь восемьдесят три процента недалеко?
- Да, это близко. У меня получилось.
Ну тогда и восемьдесят пять процентов для тебя просто получатся?
- М-м-м. Да.
А восемьдесят семь ещё проще.
- … Да.
Хорошо. Идём на рекорд – девяносто процентов
- … Да!
А девяносто три?
- Девяносто два!
Хорошо, остановимся на этом. Девяносто два процента! Замечательно.
А теперь небольшой диктант. Я буду называть уровень в процентах, а ты у себя выставляй нужное состояние. Тридцать, … пять, … девяносто, … шестьдесят три, … восемьдесят шесть, девяносто девять.
- О, у меня и сейчас и девяносто девять получилось!
Отлично. Раз получилось девяносто девять, значит получится и сто. Тебе осталось чуть-чуть!
- ДА!
Теперь пройдись по шкале вверх-вниз несколько раз, от нуля до почти ста, аккуратно размечая эти уровни эмоций. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.
…
- Я сделал это.
Хорошо. Спасибо. Несколько вопросов. Андрей, что тебе дал этот процесс?
- Я научился управлять уверенностью. У меня как бы ручка такая внутри появилась. Я могу её покрутить – и получаю нужный уровень.
Замечательно! Андрей, представь пожалуйста, как ты можешь этим пользоваться в жизни?
- Ну, например при общении с начальником. Или с женой. С клиентами когда общаюсь.
Тебе понравилось то, что получилось?
- Да, замечательно.
По шагам.
1. Эмоция.
Определите эмоцию, управлять которой вы хотите научиться.
2. Шкала.
Определите внутри себя шкалу. Для этого просто определите максимально возможный в принципе уровень эмоции как 100%. И определите, какой уровень этой эмоции по этой шкале у вас прямо сейчас. Это может быть хоть 1%.
3. Максимальный уровень.
Ваша задача постепенно увеличивая интенсивность состояния достигнуть стопроцентного уровня.
4. Путешествие по шкале.
Аккуратно пройдитесь по шкале от нуля до ста процентов, с шагом в три-пять процентов.
5. Обобщение.
Оцените процесс. Что он вам дал? Как вы можете пользоваться полученным навыком в жизни?
Рекомендации.
При выполнении данного упражнения достаточно получить доступ к управлению в любом виде. То есть не требуется осознавать, что именно человек внутри себя подкручивает. Для объяснения достаточно метафоры. Единственное условие – занимающийся должен действительно продемонстрировать изменение состояния. Более точный разбор будет в последующих упражнениях и техниках.
Наиболее часто возникающие проблемы при выполнении этого упражнения – трудности с определением крайних точек, скачкообразное изменение состояния.
Если занимающемуся трудно представить крайние точки, то можно предложить ему испытать максимально возможный уровень переживания. При представлении человек может получить только очень небольшой доступ к переживанию или даже представить, как это выглядит у других людей. При переживании он погружается в состояние максимально. При этом можно помогать ему собственным состоянием. Ещё один вариант – принцип маятника. Сделать раскачку – сначала уменьшить, а потом увеличить состояние. Так можно делать несколько раз, пока не получится выйти на предельный уровень.
- Может ли быть уровень эмоции больше чем сто процентов?
Не всегда, но может. Мы сейчас взяли только представление человека о максимуме. Вы себе не представляете в какие крайности люди впадают в критических ситуациях. Но нам сейчас нужен просто какой-то достаточно высокий уровень. Чтобы от чего-то отталкиваться и измерять. Как в экономике: уровень 1997 года – 100%. 1998 – 95%. 2001 – 123%. И так далее. Просто нужно что-то зафиксировать.
- А если человек выберет слишком маленький максимальный уровень?
Тогда у него просто будет шкала, на которой он может регулярно выходить за цифру сто. Уверенность – двести процентов. Некоторым это может понравиться!
Здесь же совершенно не важны абсолютные цифры. Главное – контроль и управление состоянием, а не точная цифра. Это ведь очень субъективно – двадцать семь процентов уверенности, двести процентов уверенности. Это сравнивается только внутри человека.
Дальше по процессу. Человек представил себе максимум. Но пока только представил. Вы видите вершину горы, но вы туда ещё не попали. Дальше нужно проложить маршрут, расставить знаки. И вы потихонечку идёте к этой вершине.
Следите за реакцией человека, когда вы называете ему новый уровень. Какие-то участки можно проходить большими шагами, какие-то мелкими. Вам человек всё время невербально будет сообщать, насколько быстро он готов пройти этот участок. Андрей засомневался в быстром скачке с восьмидесяти до девяносто, и я ему предложил пройти помедленнее. Он не сказал об этом, но показал своим видом.
- Всегда ли можно дойти до ста процентов?
Считайте, что да. Мы же изначально берём за сто процентов максимально возможный уровень. То есть изначально предполагается, что он достижим для данного человека, хотя может для этого и нужно приложить определённый усилия. Просто думайте об этом таким способом и у вас получится!
- Зачем нужен был этот диктант?
Я хотел немного обмануть Андрея. Главное препятствие на пути к вершине – это сомнение. Я его немного отвлёк, и он забыл что нужно сомневаться. Иногда этот приём срабатывает, иногда нет.
Дальше. После того, как вы достигли максимума, нужно разметить шкалу, поставить интенсивность эмоции в соответствие с конкретными цифрами. Пройтись по всей шкале от самого начала до самого конца с довольно маленьким шагом.
А потом человек делает обобщение, подводит итого: что ему дал этот процесс.
- Для чего можно использовать этот подход?
Чаще всего я использую этот подход для улучшения доступа к состоянию. Например, Клиент может войти в нужное состояние (не обязательно эмоцию), но жалуется, что оно "не достаточно сильное". В этом случае шкалирование состояние таким образом, когда максимум не достигается, но представляется или вы просто усиливаете состояние пока не получите невербальный сигнал, что "мол хватит", бывает весьма эффективным.
Ещё одно наиболее частое использование – вы обучаете Клиента получать доступ к нужному ресурсу сознательно и отправляете тренироваться в жизнь. Чтобы он там дотренировал до уровня бессознательной компетентности. На мой взгляд это бывает очень полезно с точки зрения разделения ответственности и большего включения Клиента в процесс изменения.
Плюс к этому это может быть просто общим полезным навыком, к тому же весьма мотивирующим – я могу управлять эмоциями. Класс!!! Встраиваемые приборы.
Ещё один вариант использования шкалирования – создание более удобных индикаторов, это сделать обратную связь максимально наглядной. Конечно, подмечать мелкие внешние признаки невербалики вещь чрезвычайно полезная, но уж больно неочевидная для нашего сознания. Хотелось бы сделать это попонятнее. Вот если бы был такой приборчик – со стрелочкой и цифирками, тогда да… Все было бы просто. Раппорт установлен - лампочка зажглась. Мечта.
Вот воплощением такой мечты мы сейчас и займемся. При чем даже более чем… У нас этот прибор всегда будет с собой – в голове. Голова эта такая штука – её очень тяжело забыть дома и обычно она всегда с собой. Хотя у кого как…
Итак, прибор для определения … Начнем с доверия. И раппорта. Доверие – самое важное в коммуникации. Вот с оценки уровня доверия и начнем.
Индикатор доверия.
Сначала мы создадим индикатор оценки того, как вы на данный момент относитесь к кому либо.
1. Шкала.
Сначала нам нужно визуализировать шкалу. Выберите ту, которая вам более удобна и нравится. Лично у меня вот такая стрелка (а лампочка внизу – сигнализация наличия недоверия). Но может быть и штука в виде барометра. Или такого уровня, как у эквалайзера. Или просто лампочка цвет меняет. Учтите что нам нужно будет измерять доверие от +10 до – 10.
+10 – полное доверие, на сколько это только возможно.
-10 – такое же полное недоверие.
С другой стороны в коммуникации рабочая зона от 0 до +10. Для недоверия можно просто вставить сигнал о наличии. Но если вам хочется – то можно встраивать шкалу и от –10 до +10. Кому как нравится.
Выбрали? Вот представьте себе эту штуку как можно лучше. Как у нее цвета меняются, как стрелка бегает, лампочки зажигаются. Поиграйте, может поменяете что.
2. Крайние состояния.
Теперь вам нужно вспомнить 3 состояния:
Полное доверие (+10). Вспомните ситуацию, в которой вы доверяли человеку полностью. Что это было за состояние? Вживитесь в него как можно глубже. Доведите до максимума.
Нейтральное состояние (0). Вспомните состояние индеферентности, совершенно нейтрального отношения. Точно так же максимально вживитесь и прочувствуйте это состояние.
Полное недоверие (-10). А это уже состояние недоверия. Максимальное. Не путайте с ненавистью – это друго. Вот вам сейчас нужно выделить состояние недоверие. И вжиться в него.
3. Связь со шкалой.
А теперь наша задача связать шкалу с состояниями. Вспомните состояние полного доверия (+10) и при это представляйте, что стрелка находится на +10. Свяжите это состояние с этим положением стрелки.
Потом аналогично для 0 – входите в состояние и представляете себе стрелку на 0.
Потом то же самое для –10. Правда, если у вас не стрелка, а только лампочка загорается – пусть у вас эта лампочка не просто загорается, а горит максимально ярко. Можно даже сирену добавить – только не переборщите по громкости. Совершенно не обязательно глохнуть в тот момент, когда вы вдруг поняли, что этому человеку совершенно не доверяете.
4. Калибровка шкалы.
Пока у нас только крайние точки. А нужно откалибровать всю шкалу. Хотя бы с точностью до одного деления.
Для начала мысленно проследите, как состояние меняется от +10 до 0, и от 0 до –10. Что там у вас внутри нарастает или уменьшается. Старайтесь менять состояние плавно и равномерно. Пройдитесь пару раза вверх – вниз по шкале.
После этого не просто двигайтесь по шкале, но и представляйте как соответственно меняется положение стрелки (лампочка горит ярче и звучит сирена).
Точно так же пройдитесь несколько раз вверх-вниз по шкале, связывая ваше состояние и положение стрелки.
5. Применение.
Посмотрите на человека и определите (по шкале) на сколько вы ему доверяете. Индикатор доверия можно представлять у него над головой. Смотришь на человека – а у него над головой пока еще не нимб, но шкала какая-то есть. Со стрелками, цифирками и лампочками. Стрелка должна двигаться сама. Впрочем, как зажигаться лампочка, сигнализирующая о недоверии.
Проделайте то же самое еще с 5-7 людьми. Можно часть из них наблюдать не воочию, а просто вспомнить.
Индикатор раппорта.
Следующим номером в нашей программе – индикатор раппорта. Раппорт несколько отличается от доверия. Если уровень доверия определят, насколько человек близок тебе по духу, похож на тебя, то раппорт – это способ взаимодействия. Доверять можно и человеку, которого нет поблизости. А вот раппорта с ним не установишь. Для раппорта нужно обратная связь. Собственно, раппорт – это характеристика взаимодействия.
Еще одно отличие раппорта от доверия – обычно достаточно что раппорт просто есть, а насколько он интенсивный уже не столь важно. Вы его просто устанавливаете, а дальше следите, чтобы не потерять.
Шаги встраивания очень похожи, мы даже не будем придумывать отдельную шкалу, а просто немного модифицируем индикатор доверия. Собственно, он в первую очередь и нужен для определения того, насколько мы приблизились или удалились от состояния раппорта.
1. Индикатор.
Для начала просто представьте себе над шкалой лампочку. Она может гореть ярче, а может даже и мигать.
2. Крайние состояния.
Найдите в своем опыт два состояния – состояние максимального
раппорта, когда вы готовы следовать за человеком, вы ему доверяете, чувствуете родство, понимаете с полуслова. Вообще раппорт по максимуму – это растворение. Когда кажется что не два человека, а как бы одно целое существо. И слова, и движения происходят совместно, единым целым. Нем "Я и Ты", есть "Мы".
А второе состояние – состояние индеферентного отношения, его можно просто вспомнить из работы с индикатором доверия.
3. Калибровка лампочки.
Ну а дальше – все как в предыдущем варианте. Пройдитесь и прочувствуйте, как меняется ваше внутреннее состояние при переходе от раппорта к индефернтному состоянию. Туда – обратно несколько раз. А потом свяжите это с яркостью горения лампочки – чем раппорт сильнее, тем лампочка светится ярче. Раппорта нет – лампочка темная.
4. Использование.
И точно так же – нужно посмотреть на 5-7 человек и определить, есть ли у вас с ними раппорт. То есть горит ли лампочка, а если горит, то насколько ярко.
Как относятся ко мне…
Пока мы встроили индикатор доверия и раппорта, которые измеряют ваше отношение к другим. Но, как относятся ко мне тоже очень хочется знать. Иногда это даже более полезно, чем знать, как я отношусь к другим.
Встраивание этой "мерялки" намного проще. Вы просто сообщаете себе, что в данный момент измеряете не свою оценку, а то, как вас оценивают другие.
На уровне представления образ шкалы "отношения ко мне" может быть над человеком, но несколько дальше, чем образ шкалы моего отношения. Короче, просто поэкспериментируйте, как это будет для вас более удобно и удачно.
- А если человек, когда его спрашиваешь, называет совершенно другой уровень доверия, чем у тебя на индикаторе?
Значит вам нужно лучше калибровать собственный индикатор. Это же тоже вопрос навыка. Помните о том, что это только метафора – просто способ удобнее представлять информацию. Мы достаточно долго занимались тем, как калибровать доверие сознательно. А индикатор – просто способ быстрее загнать всё это на уровень бессознательной компетенции. Но, естественно, никто вам не может гарантировать что вы все абсолютно теперь чётко меряете. Это тоже вопрос навыка.
Встраивание "газа и тормоза".
Теперь немного более сложная вещь. До этого у вас был только индикатор – стрелка бегает, лампочки горят. Но хорошо бы ещё к этому индикатору какой-нибудь рычажок для управления. А то индикатор есть, а если надо что-то изменить приходится это делать сознательно. Ну раз уж начали работать с музыкальными метафорами – так хотелось бы и на подстройку – отстройку визуальную метафору.
Ну, раз рычажок – так рычажок. Можно и педальки, и кнопочки. Но я буду описывать работу с рычагом.
Итак, представьте, кроме индикатора доверия ещё у вас справа под рукой есть рычаг: двигаешь вперед – начинаешь подстраиваться, двигаешь назад – отстраиваешься. Чем сильнее давишь – тем интенсивнее подстраиваешься или отстраиваешься.
- А почему нельзя просто сдвигать стрелку на индикаторе?
Потому что это индикатор – он просто показывает. Это метафорическое представление обратной связи от калибровки. Конечно хотелось бы так – стрелку двинул и подстроилось. Но то, что вы хотите подстроиться ещё не означает, что это у вас получится. Иногда бывает как – начал подстраиваться, а толку никакого. Чего-то не срабатывает. Поэтому пусть у нас будет всё-таки отдельно индикатор и отдельно рычаг управления.
- У нас получился индикатор более визуальным, а рычаг – кинестетическим. Это просто так получилось или в этом есть определенный смысл?
Смысл конечно есть. Во-первых это ассоциация с автомобилем – там есть и индикаторы и рычаги, и педали. Во-вторых это действительно более удобно. Индикатор даёт только обратную связь – он и располагается в визуальном канале. Для подстройки и отстройки нужно действие – мы его помещаем в кинестетический канал. Запускаем действие.
Создание системы управления: по шагам.
1. Визуализация.
Сначала представьте себе этот рычаг.
- По желанию рычаг может быть заменен на кнопки или педальки.
Представьте его максимально четко и резко, насколько это для вас возможно. Потрогайте его, ощутите его прохладу, гладкость ручки. Проверьте, действительно ли удобно за него держаться.
- Если что-то неудобно, можно заменить образ. Сделать ручку другой формы, заменить материал с пластмассы на резину. Любители могут отделать бриллиантами – ваша же галлюцинация. Что хочу, то и делаю.
Рычаг такой – с пружинкой. Давишь – двигается, отпускаешь – возвращается на место.
- Можно конечно и так – рычаг сдвинул, он на поставленном месте и остался. В этом есть определенный минус. В данной метафоре движение рычага соответствует включению подстройки. Это как педаль газа, на неё жмешь – скорость увеличивается. То есть пока рычаг вперёд – уровень доверия увеличивается, увеличивается… Может вам уже и не нужна такая любовь к собеседнику и его ответное чувство, а это доверие всё увеличивается и увеличивается. Дернул рычаг назад – хоп, уже собеседник неприятен. А доверие всё уменьшается. Уже и врезать ему хочется, непонятно почему. А доверие падает. Контроля меньше. Когда рычаг на пружинке, что-то происходит только пока вы держите его во внимании. Внимание ушло – уровень доверия зафиксировался. А если пружинки нет – можно и забыть его вернуть в нейтральное положение…
Но это кому как нравится.
2. Связь.
Вспомните состояние, когда вы подстраиваетесь. Можно взять его из того момента, когда вы надеваете на себя образ того, под кого вы подстраиваетесь.
Потом соедините между собой это ощущение и движение рычагом вперед. Чем дальше вперёд – тем сильнее подстраиваешься. Сделайте это несколько раз.
После этого вспомните состояние отстройки (ну, что происходит когда вы стенку ставите). И аналогично свяжите с движением рычага, только уже назад.
3. Работает сам.
Теперь мысленно представьте, что перед вам человек. И проверьте – вы двигаете рычаг вперед – и начинаете подстраиваться. Рычаг назад – отстраиваетесь.
4. Проверка работоспособности.
Выберите человека поблизости. А теперь проверьте – двиньте рычаг вперед и отслеживайте его реакцию по индикатору доверия. А теперь назад, Уровень доверия должен становиться меньше. Поиграйтесь так немного – поработайте с разной скоростью подстроки и отстройки.
- Мне проще не представлять всякие индикаторы, а просто чувствовать этот уровень подстройки. Это можно?
Ну кто же запретит. Если конкретно для тебя лучше это чувствовать и это для тебя работает – замечательно. Единственно добавление здесь – весьма желательно, чтобы ты осознавала при помощи какого ощущения ты получаешь эту информацию. Например, повышение доверия – это усиления тепла в области груди. А повышение недоверия – это усиление холода. Так у тебя как?
- У меня когда доверие увеличивается появляется расслабление в области солнечного сплетения. Чем доверия меньше – тем сильнее напряжение.
Замечательно. Совершенно не обязательно представлять всякие индикаторы с лампочками. Я выбрал эту метафору, потому что она обычно работает для большинства и довольно привычна. Но если вам проще использовать другую метафору и она для вас работает – великолепно. Это ваше. У нас же нет задачи сделать так, чтобы все видели одну и ту же галлюцинацию. У нас здесь свобода – каждый может выбирать галлюцинацию по собственному вкусу. И даже обходиться без галлюцинации. Девушке было проще не работать с предложенной метафорой, а осознать собственный способ получения этой информации. Ведь люди могут общаться ничего не зная о всяких индикаторах, даже не думая о такой штуке как бессознательное доверие. Но на каком-то уровне они получаю информацию о том, что им нужно подстроиться, а вот с этим человеком мы не в раппорте. Другое дело что в большинстве своём они совершенно не понимают, как они это делают. И это приводит к тому, что они обычно не могут изменить поведение и могут не совсем точно истолковывать полученную информацию. Вы же можете просто осознать уже имеющиеся механизмы и научиться ими управлять. Поиск гармонии.
Ресурс – это то, чего нам не хватает в проблемной ситуации для того. чтобы она стала более приемлемой. Ресурс можно брать из других областей – это достаточно эффективно и быстро. Но ведь можно его и специально создавать, конструировать под заданный контекст. Во многих случаях это будет намного более эффективно. И вполне творчески и расширяюще. А то ведь скучно только перетаскивать чемоданы из комнаты в комнату.
Помните прессуппозицию о том, что у человека есть все необходимые ресурсы либо он может их создать? Вот это про то, как их создавать.
А дальше всё элементарно. Вы берёте какой-то элемент поведения (голос, походку, дыхание) и определённым хитрым способом делаете её максимально гармоничной, походящей к нужной ситуации. Вот она и будет являться самым мощным и эффективным ресурсом.
Хитрый способ состоит в разложении чего-то большого на несколько небольших кусочков, каждый из которых можно отредактировать, сделать наиболее подходящим к заданной ситуации, а потом собрать из отредактированных кусочков намного более гармоничное целое.
Поиск гармонии: по шагам.
0. Контекст.
Вы определяет контекст, ситуацию для которой вы и будете конструировать состояние. Понятно, что во время разговора с начальником нужно одно состояние, а при общении с ребёнком – другое.
1. Составляющие.
Нам нужно несколько пар характеристик этого элемента поведения, которые меняются в определённых пределах. Они могут заявляться сенсорно очевидно (скорость шага или высота голоса), так и метафорично (усталый – бодрый, истинный - лживый). Эти пары характеристик должны быть независимы.
2. Гармоничное среднее.
Для каждой пары характеристик нужно найти точку гармонии – точку резонанса, максимальной конгруэнтности человека. Для этого нужно плавно пройти от максимума одной характеристики до максимума второй, пока не будет замечен "резонанс". Обычно он очень легко и чётко калибруется именно по резкому изменению состояния (в ресурсную сторону): человек становится более конгруэнтным, внутренне расслабленным и т.д. Один раз увидите – не забудете.
3. Сборка.
Так как характеристик несколько – нужно собрать гармоничные состояния в единое целое.
Постановка голоса.
У каждого человека есть "свой" голос. Когда он говорит таким голосом, он находится в ресурсном состоянии, может говорить им не напрягаясь и легко управляя им. Таким голосом можно пользоваться и на совещании, и дома, и на стадионе. Правда для каждого контекста придётся его немного модифицировать, но будет общее – это чувство гармонии и "полёта".
|