СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ.
Чем более мы осознаем наши стили обучения, тем "глубже мы понимаем качество или уровень своей эффективности в работе с учениками. Конечно, желательно учить многосенсорно. Однако бывают случаи, когда мы используем свой предпочитаемый стиль. Зная точно стиль преподавания, можно правильнее заметить, какие ученики из класса испытывают затруднения, и сделать соответствующие поправки. Цель этого раздела - помочь вам заметить мельчайшие намеки на учительский стиль. Ниже приведена сводная таблица описаний внешних и функциональных признаков стиля обучения учителя. Однако в ней нет замечаний о внешнем виде учителя-аудиала. Поскольку такие учителя в школе малочисленны, у автора было мало возможностей наблюдать их. Вероятно, их стиль обучения представляет собой смесь аудиальных и кинестетических характеристик.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ
ВИЗУАЛЬНЫЙ
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ
Комната (кабинет) Внешний вид
Опрятная, колоритная. Выглядит опрятно.
Масса материалов, несколько рабочих мест,
Рабочее место
Организовано, упорядочено в соответствии с размером, цветом, вещи расположены в вертикальном порядке
все организовано функционально
Любит демонстрировать работы учеников, оставляет таблицы, вещи
Таблицы
Периодически меняют
1 на стендах долго после окончания работы с ними
Одежда
Аккуратно подобран цвет, приоритетен внешний вид вид.
Удобна, предполагает комфорт, а не внешний
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ (ИНФОРМАЦИИ)
ВИЗУАЛЬНЫЙ
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ
АУДИАЛЬНЫИ
Говорит быстро, использует визуальные указатели (поверх голов, доска). Хочет охватывать большой объем содержания, придает цельность форме. Не теряет обратной реальной связи в языке учеников.
Говорит медленно. Использует манипуляции (передает, берет). Вовлекает учеников в проекты, игры, сценарии Придает больше важности содержанию. В оценке учеников ориентируется на то, что они умеют делать. Дает ученикам сов-
Говорит ритмично. Любит дискуссии вклассе. Учитель или ученик читают на уроке.
Склонен повторять комментарии учеников Любит поучения, начинающиеся со слов “Сколько раз ...” Отвлекается от темы
местную работу в группах, использует массу демонстраций.
Урока. Комментирует словами “хорошо”, “гм”.
Используя характеристики из этих таблиц, выявите в школе трех учителей, демонстрирующих предпочтение одной модальности. Чаще всего учителя проявляют визуальную и кинестетическую модальность одновременно с преобладанием одной из них.
ОБУЧЕНИЕ И ПЕРЕОБУЧЕНИЕ.
Обучая, мы претендуем на многосенсорное представление информации. Такой подход будет воздействовать на большую часть учеников и позволит им получать информацию, выбрав свой ВХОДНОИ канал. Кроме того, многосенсорное обучение подкрепляет запоминание, ибо чем больше информационных каналов, тем лучше живая память. Естественно, многосенсорное обучение усиливает дополнительные сенсорные каналы учеников.
Закончив обучение и оставшись перед доской/кафедрой для индивидуальной помощи ученикам, мы переходим к переобучению. Прикладные исследования показывают, что 65 % времени переобучения тратится на 4-6 детей “трансляторов”, не располагающих достаточной многосенсорностью, чтобы научиться в процессе нашего ОБУЧЕНИЯ. Им необходима информация, представленная в ИХ входном канале.
Очень полезно потренироваться в переобучении со своими коллегами. Предположим, что мы работаем с тремя учениками: первый -только визуальный, второй - только аудиальный, третий - только кинестетик. “Раздайте” своим коллегам роли В, А и К учеников. Подберите известную вам информацию, и “переобучайте” их в течение двух-трех минут.
1. Попробуйте представить эту информацию визуальному ученику, используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с характерной для их стиля скоростью. Убедитесь, что когда вы стоите перед ним, ваше тело неподвижно. Выделяйте цветом различные пункты или аспекты содержания. Запишите ваши действия.
2. Попробуйте представить ту же самую информацию аудиальному ученику, используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту) и предикаты. Отражайте телом ритм метронома (особенно головой) со скоростью, характерной для этого стиля. Запишите все ваши действия.
3. Попробуйте представить этот материал кинестетику, используя место, предикаты, жесты, прикосновения и типичную для них скорость. Помните, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Проведите их через содержание снова и снова. Чем больше преувеличение, тем это лучше для их запоминания. Позвольте им играть роль различных частей из вашей информации. Все запишите..”
ПЕРЕОБУЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ.
Сделав предварительно подготовку с коллегами (см. выше), используйте далее навыки- в классе с учениками, имеющими одну модальность. В действительности, вероятно, у переобучаемых вами учеников окажется более одного открытого канала. Запишите ваши действия и наблюдайте эффект.
Помните, что переобучение - очень полезный процесс и для вас, так как усилит “блеск” вашего следующего выступления (урока), когда вы будете преподносить эту информацию.
ГЛАВА 3. ГЕМИСФЕРОЛОГИЯ. V ПОЛУШАРНАЯ МОДЕЛЬ.
Между моделью (а НЛП - это модель человеческого опыта и мышления) и реальностью всегда существуют пробелы. Чем большим числом моделей располагает человек, тем он более опытен, тем более уместную модель он может подобрать для конкретного случая.
Мой опыт подтверждает, что нейрологические индикаторы НЛП и поведенческие индикаторы по Свассинг и Барб хорошо коррелируют с опытом, но есть и исключения. Например: ученик Х может . определяться как “визуальный” по НЛП-нейрологическим глазным ключам и “кинестетиком” по поведенческим признакам Свассинг и Барб.
Рассмотрим еще одну модель. Она возникла на основе успехов гемисферологии - области медицины, изучающей функции каждого полушария мозга. Во время операции на мозге было впервые сделано открытие, что кинестетические навыки локализованы в правом полушарии. С тех пор список навыков и способностей полушарий серьезно изучался и значительно расширен. Модель, основанную на гемисферологии, называют полушарной моделью. Наглядно основные принципы полушарной модели приведены в следующих таблицах.
ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
логическое последовательное линейное , символическое " основано на реальности вербальное временное дискретное
"ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
интуитивное хаотическое абстрактное холистическое ориентировано на фантазии невербальное вневременное аналоговое
НАВЫКИ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛУШАРНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
письмо символы язык чтение фонетика расположение деталей разговор и декламирование, Аудиальные ассоциации
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
случайное осознание пространственные связи формы и паттерны математические вычисления цветовая чувствительность пение, музыка артистичность, чувства.и эмоции
КОРРЕЛЯЦИЯ МЕЖДУ ПОЛУШАРНОИ МОДЕЛЬЮ И НЛП
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
Аудиальное левовизуальное
кинестетическое правовизуальное
Анализ приведенной модели показывает, что основной образовательный поток (конвейер) - это “окультуриваиие” учеников преимущественно к левополушарным навыкам. Видно также, что “коридорные” ученики -преимущественно правополушарные.
Учитель, натренированный в определении нейрологических признаков, сможет легко узнать визуальную способность учащегося.. Вопрос - в определении правовизуального или левовизуального предпочтения. Поскольку нейрологические глазные ключи у них одинаковы, с целью различения нужно добавить поведенческие индикаторы (признаки). Если ученик демонстрирует визуальные нейрологические глазные признаки и кинестетические поведенческие, он преимущественно ПРАВОПОЛУШАРНОГО типа. Если ученик демонстрирует визуальные нейрологические и поведенческие признаки, он ЛЕВОВИЗУАЛЬНОГО ПОЛУШАРНОГО типа.
В нейролог. индик. + В поведенч. индик. = Левое полушарие
В нейролог. индик. + К поведенч. индик. = Правое полушарие “
Различия между двумя полушарными типами демонстрируются в следующем примере.
Два ребенка, Джаннёт и Фред, были определены учительницей как нуждающиеся в переобучении. Когда мы вошли в класс, Фред сразу же заметил нас и продолжал наблюдать за нами (отвлекаемость -высоко-правополушарный, визуально-кинестетический). Джаннёт тоже заметила нас, но вернула свое внимание к учительнице (ориентирована на реальность - левовизуальна).
Мы были в классе около 15 минут, и Фред постоянно двигался, ко всему прикасаясь и шумя (саморазвлечение, правое полушарие). Джаннёт, напротив, выказывала огромную сосредоточенность на учительнице (левое полушарие), но ее лоб наморщился, когда учительница стала быстро говорить о задании на самостоятельную работу. Левовизуальный ученик нуждается в ясных, конкретных, письменных инструкциях.
Учительница ходила по классу, помогая ученикам. Когда она подошла к Фреду, чтобы спросить его, знает ли он, что надо сделать, Фред ответил: “Нет”. Учительница взглянула на него и прикоснулась к плечу, повторяя инструкцию. (Правое полушарие отвечает гораздо лучше на межличностные отношения, чем на авторитарные, и прикосновение к плечу существенно подкрепляет получение информации).
Часть работы включала собственные примеры учеников по изучаемому вопросу. Фреду нравилась эта часть (правовизуалы любят самостоятельный выбор). А Джаннёт именно в этой части обращалась за помощью к учительнице (левовизуалы имеют неоспоримое преимущество в воспроизведении фактической информации и чувствуют дискомфорт, если нужно что-то придумать).
ЧТЕНИЕ
Последними исследованиями достоверно установлено, что чтение задействует оба полушария мозга: левое кодирует печатные символы, называемые языком, а правое находит значение декодируемому. Визуальные правые и визуальные левые ученики читают по-разному. Левовизуалы оценивают и читают слова, “атакуя” их.Для этих учащихся идеален фонетический/дискретный подход, они обучаются от части к целому. Правовизуалы, напротив, обучаются от целого к части.
Правополушарный метод чтения использует ключи контекста. Но основные методы учителей в научении чтению рутинно используют только левополушарный подход. Таким образом, не удивительно, что отстающими учениками в чтении оказываются правополушарные.
Примеры: Мисс Петти Пар использует в своем классе на уроке чтения смесь левовизуального и правовизуального подходов. Начиная изучать на уроке три новых слова, она заготавливает таблички, где эти слова написаны и нарисованы. Кроме того, когда она переходит к предложению с новыми словами, она разрешает более кинестетичным, правовизуальным ученикам сначала читать “прочерк” на месте нового слова, пытаясь понять контекст (смысл) предложения.
Мистер Сэм Снейл в третьем классе, когда учит детей новому слову “урожай”, надевает на шею красный платок, на голову соломенную . . > шляпу, кричит детям: “Несите мне сено!”. Потом берет у них из рук ,.^- • это “сено”, складывает на стол, говорит, что это будет амбар для хранения урожая и т.д. Сэм каждый год требует от директора больших ассигнований на экскурсии с учениками, на прокат автомобиля, чтобы дети испытали реальность раньше, чем прочитали о ней.
Однажды меня попросили понаблюдать “загадочного” Эрика. Как только я вошел в класс, я увидел его парту, выдвинутую далеко от парт его товарищей. Эрик что-то бормотал про себя, пытаясь использовать колпачок от ручки как плевательную ракетную установку. Его глаза никогда не останавливались на учителе, он не работал в классе. Если Эрика окликали, он часто знал ответ, но иногда вообще не слышал, что его спрашивают. Я сразу спросил у сопровождающего меня директора, как Эрик читает. Читал он выше среднего. Я уже знал к тому времени, что если ученик выказывает правовизуальное предпочтение и при этом хорошо читает (развиты левополушарные способности), перед нами задатки гения или, по крайней мере, талантливый и одаренный ученик (ТиО). Индивидуальное поведение таких детей может резко отличаться от средних учеников. Например, стандартное требование к ученикам - смотреть на лектора - им не подходит. Поскольку ТиО чаще всего многосенсорны, для них оскорбительно использовать визуальные навыки при слушании. Они предпочитают использовать один сенсорный канал, чтобы остальные использовать в другом, что обычно и происходит, когда нужно выполнить упражнение из учебника. Вернемся к Эрику. Как оказалось, отметки Эрика ниже, чем у товарищей в течение недели, но выше к концу недели. То же самое для квартальных и годовых отметок. Эрик настолько умен, что сохраняет все представленные учителем части информации (левополушарный. подход), не обрашая на них внимания, пока не получит к концу этапа обучения целое (правополушарный подход). Несомненно, это “гений”.
МАТЕМАТИКА.
Подобно чтению, математика - одна из лучших областей для демонстрации различия в обучении правополушарного и левололу-шарного мозга. Когда классу предоставляется выбор возможных ответов, та правополушарные ученики, склонные к догадкам, имеют больше шансов. Полагаясь на интуицию, они часто находят правильный вариант. А доказательства может дать только “левый” мозг. Примеры этого имеются на всех образовательных уровнях. Младшие проверяют вычитание сложением двух меньших чисел. Ученики старших классов могут проверять ответ, помещая его в уравнение. Интересно, что левополушарные ученики действительно любят проверки своих работ, в то время как половина правополушарных находят, что это не интересно, и их нужно заставлять это делать.,
Другой впечатляющий пример из метематики - различие между пониманием алгебры и геометрии. Благодаря пространственной природе геометрии многие правополушарные ученики, считающиеся слабыми, будут блистать в сравнении с их левополушарными товарищами. Напротив, алгебра требует логически последовательного мышления, что является преимуществом левого полушария.
ТЕСТЫ.
Нужно отметить, что большая часть тестов ориентирована на правовизуальную способность. Тестируемому предлагается конфигурация в левом поле и предлагается три выбора в правом, один из которых соответствует левой конфигурации. По мнению автора, обычная школьная подготовка левовизуальна -настолько левовизуальна, что корреляция между продемонстрированной в тестах правовизуальной способностью и успеваемостью в школе может быть очень слабой.
ВЫЯВЛЕНИЕ ЛЕВОВИЗУАЛЬНЫХ И ПРАВОВИЗУАЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ.
ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК
Видит символы (буквы, слова). Оценки выше тройки. Выказывает визуальные НЛП “ • индикаторы и визуальные поведенческие индикаторы. Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Фокусирован внутренне. Анализирует от части к целому. Переживает реальность после чтения о ней. о ней. Любит смотреть фильм после чтения книги.
ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК.
Видит конкретные обьекты и рискует отставать в чтении. Выказывает визуальные НЛП индикаторы и кинестетические поведенческие индикаторы. Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию^ виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения
Любит смотреть фильм до чтения книги.
При наблюдении учеников в школе неподвижность их тел указывает на способность к внутренней фокусировке. Чем дольше, продолжительнее пристальный взгляд или фиксированная лоза, тем более развита способность к концентрации. (Внутреннее включает и “грезы наяву” с пристальным взглядом).
Используйте всю эту информацию для наблюдения и анализа особенностей поведения и научения учеников. Попрактикуйтесь с разрешения учителя в незнакомом классе. Запишите свои наблюдения.
ГЛАВА 4. КОММУНИКАЦИЯ С УВАЖЕНИЕМ.
Представление о ВИЗУАЛЬНОМ, АУДИАЛЬНОМ, КИНЕСТЕТИЧЕСКОМ, правом/левом мозге - все это подобно инструментам на верстаке. Их функциональная полезность зависит от мастера.
Одна из задач НЛП - персонализировать наш подход к каждому ученику, вот почему эта глава начинается замечаниями о различных тонкостях, особенностях использования некрологических индикаторов.
СЕЙЧАС ДОСТУПНАЯ И СЕЙЧАС НЕДОСТУПНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Чтобы использовать в процессе разговора (коммуникации) некрологические индикаторы как основу для определения модальности человека, необходимо учитывать, что информация, о которой мы спрашиваем, может быть “СЕЙЧАС ДОСТУПНОЙ” и “СЕЙЧАС НЕДОСТУПНОЙ”. Доступная информация не требует ПОИСКА в момент ответа или поиск будет незначительным, соответственно нейрологические индикаторы могут отсутствовать. Недоступная сейчас информация требует поиска и позволяет наблюдать нейрологические индикаторы.
РАЗДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРАЛЬНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ.
Люди демонстрируют поведение, являющееся комбинацией как индивидуальных предпочтений, так и культуральных привычек. Культура рассматривается здесь в широком смысле, это характеристика человека как члена группы, действующей определенным образом. Без разделения этих двух элементов мы рискуем неправильно прочесть предпочитаемую модальность. Например, человек может быстро говорить, потому что он приехал с Восточного побережья, а другой говорит медленно, потому что приехал с Южного. В этом случае скорость речи - культурный индикатор и не определяет модальности. (Культурной группой может быть и семья).
Понаблюдайте двух людей из одной культурной группы, опишите общее поведение, свойственное культуре. Заметьте, как каждый из них проявляет общее и отличное поведение. Например, итальянцы обычно близко стоят друг к другу, но стоящий ближе - более кинестетичен, чем другие. Данный пример предотвратит подгонку людей под определенные модальности, и, напротив, стимулирует сравнивать их с другими. Фраза “более кинестетик” гораздо более полезна, чем “кинестетик”, особенно в таких межличностных отношениях, как супружеские. Опишите поведение наблюдаемых вами людей с этой точки зрения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО АУДИАЛАМ.
Согласно исследованиям Свассинг и Барб, только 22% учеников средней школы предпочитают получение информации по аудиальному сенсорному каналу. Несмотря на возрастание лекционного характера обучения в школе, количество людей, предпочитающих аудиальную модальность, не увеличивается.
С другой стороны, подростковое население городов в основном -аудиально-кинестетическое. (Музыка, выражение, сопровождающее рукопожатие - “дай пять” - символизирует аудиальную и кинестетическую культуру.) Как культурная группа, подростки находятся в аудиальной форме развития. Интересно, что у учеников в школе входной аудиальный канал отстает от аудиального выхода. Другими словами, они не могут вспомнить, что говорил учитель, но сами всячески стремятся рассказывать.
Чтобы использовать (успешно учитывать) природу подростков, нужна особая гибкость. Этот возраст менее всего склонен к взаимодействию со взрослыми. До 15% не считаются с условиями дисциплины, они не мотивированы ни вознаграждениями, ни наказаниями. С такими учениками нужно устанавливать контакт один на один.
Обратите внимание, что в мире взрослых - аудиальных людей меньшинство. На всевозможных встречах люди обычно открывают бумажники и показывают фотографии семьи. Поскольку визуальная модальность у меня не является предпочтительной, я могу гораздо лучше осознавать звуки, чем другие визуально ориентированные люди. Когда на вечеринке мой друг показывает фотографию внука с собакой, я со смехом включаю магнитофон: “Не хочешь ли послушать мою дочь?” или: “Это наша Драмми лает на грузовик”.
Чаще всего учительский штат из 20 и более человек включает одного аудиала, с которым опасно вступать в спор. Помните, что для него не существует риторических вопросов. Спрашивая из вежливости аудиального-человека, как он провел выходные, вы рискуете потерять 10 минут, а если это был трехдневный праздник, то вы можете слушать 15 минут. •
СТРАТЕГИЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ МОДАЛЬНОСТЕЙ.
Следующий подход известен как “стратегия извлечения” - и полезен, когда при работе с учениками, родителями, коллегами, инструкторами вам необходимо знать, в какой последовательности (с точки зрения использования модальностей) представить информацию.
1. Установить в процессе предварительного разговора раппорт с собеседником (“присоединение” к его внутренней организации, состоянию) путем правильного отображения:
- отражать 100 % тона, высоты, скорости голоса другого человека, если вы члены одной культуры;
- отражать на 75 % выражение его лица;
- отражать на 50 % движения и положения тела;
- отражать 100 % жестов;
"••- Цель раппорта в том, что чем лучше раппорт, тем более ресурсным становится состояние другого человека. Чем более оно ресурсное, тем больше у них доступ к сенсорным системам, и соответственно -большее оживление индикаторов. В результате раппорта вы сможете определить индикаторы, а люди смогут более успешно развивать свои мозги.
Начинайте с общих вводных предложений: “Босс, прекрасно, что вы заглянули ко мне во время подготовки, чтобы обсудить идею о том, как ...” " или что-то другое. Предложите вопрос с “недоступной” информацией. Пауза перед началом ответа будет включать один или несколько нейрологических индикаторов. Последовательность их проявления указывает на действительную последовательность извлечения информации. Например, начальник смотрит вверх, а затем произносит: “Гм, так”. Эта последовательность - визуально-аудиаль-ная. Напротив, человек, двигающийся и раздумывающий перед началом разговора, выказывает кинестетически-визуальную последовательность.
Уже имея представление о последовательности репрезентаций человека, сделайте утверждение, включающее предикаты аналогичных модальностей и в аналогичной последовательности. Например:
“Если я вас правильно понял, лучший способ обсуждения данной идеи в том, что вы представите мне картину (В) и Затем мы обсудим ее (А)”. Цель такого утверждения - увидеть, насколько точно ваше определение процесса (последовательности модальностей). Точность определяется конгруэнтностью ответа человека сразу после вашего предложения. (Конгруэнтность - соответствие внутреннего и внешнего состояний человека). Например, увеличение наклона головы и спокойное дыхание указывают на конгруэнтное согласие; сдерживание дыхания или сморщивание лба укажут на недостаток вашей точности в определении последовательности модальностей.
ДЕТИ РИСКА.
Исследования по образованию показывают, что мы тратим почти половину времени на базовые навыки. Ясно, что выход не в том, чтобы не работать, а в том, чтобы работать эффективнее. Показатель будет только увеличиваться, если система поощрения и поддержки станет более чувствительной к “детям риска”. “Дети риска” - это ярлык, прикрывающий детей двух групп: тех, кто квалифицируется по психологическим причинам, и тех, кто квалифицируется в связи с трудностями научения, соответствующими преимущественно визуальной модальности, правополушарному мышлению. Сложности с “детьми риска” можно существенно облегчить.
О важности визуализации и необходимости индивидуального переобучения мы уже говорили. Кроме того, надо обратить внимание на:
1) специальное обучение правого полушария, 2) использование невербальной коммуникации и установление раппорта для успешного научения и дисциплинирования.
Раппорт можно определить как присоединение человека к миру другого. Учителя старших классов - наиболее левополушарные из всех уровней школьного конвейера, но в работе с правополушарны-ми учениками нам нужно войти в их правополушарный мир (присоединиться). Затем учитель может использовать установленный раппорт, чтобы повести ученика в высокоструктурированную, последовательную и логическую левополушарную атмосферу школы.
Оставшаяся часть главы посв.ящена тому, как глубже понять правополушарных учеников и развить свою гибкость посредством раппорта и сенситивности (чувствительности).
ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ РАППОРТ С ТРУДНОУПРАВЛЯЕМЫМИ УЧЕНИКАМИ.
1. Выявите учеников более или менее неуправляемых стандартной системой дисциплины (обычно это правополушарные ученики).
2. Опишите поведение учеников этой категории.
3. Действуя в неавторитарной ситуации (в холле, во время отдыха), найдите 2-3 позитивные темы, интересные для учеников. Запишите их. '
4. В ситуации обучения и переобучения “приправляйте” свою речь словами, фразами из интересных для учеников областей, чтобы сохранить их внимание. Выпишите примеры, как вы это сделали.
5. Запишите, возрастало ли внимание учеников.
Поскольку невербальный уровень наиболее эффективен, проиллюстрируем как вербальное, так и невербальное присоединение. Качественное присоединение характеризуется тем, что ученик не осознает, что вы отражаете его психологию и поведение.
Выберите трудноуправляемого ученика и проведите присоединение:
1. Найдите интересную для него тему.
2. Определите модальности и их последовательность при обсуждении интересующей его темы. (За помощью вернитесь назад к “Стратегии извлечения”.)
3. Отклонитесь от интервьюирования и поболтайте, используя аналогичную последовательность модальностей. (Наблюдайте нейрологические индикаторы.) Запишите использованные вами предложения.
4. Убедитесь, что вы постепенно и качественно отражали тело другого человека. Запишите, какие аспекты невербального поведения вы отражали.
5. Опишите развитие раппорта.
ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ.
Позитивное подкрепление (поощрение, так называемое “поглаживание”) часто дает лучший эффект в дисциплинировании, чем негативное подкрепление (выговор). Например, учитель перед проектором призывает учеников смотреть на экран. Он благоразумно помещает Сэма (самого кинестетического ученика) впереди, чтобы удержать его в работе, используя различные способы выравнивания его неуместного поведения. Сэм работает примерно 30-40 секунд, и учителю приходится вмешиваться каждые 60-90 секунд для очередного замечания. Если' же учитель дает периодически позитивное подкрепление (жестами, взглядом, прикосновением), продолжительность времени вовлеченности Сэма в работу возрастает. На практике вам помогут следующие упражнения:
1. Опишите ученика, демонстрирующего неуместное поведение.
2. Проведите обычное дисциплинированно.
3. Как долго ученик остается в работе?
4. Выполните шаг 2, а затем похвалите ученика за то, что он работает, не отвлекаясь.
|