Исправление школьного конвейера

ЯКОРЕНИЕ.

Если учитель постоянно использует определенные невербальные сигналы в совокупности с идеей или каким-то содержанием, то в дальнейшем эти невербальные сигналы и содержание становятся связанными.

Одна из основных целей НЛП в образовании - научить учителя восстанавливать созданное ранее ментальное состояние вместо того, чтобы создавать его заново. Это экономит время и энергию. Когда учитель действует в определенном месте, в определенной позе, определенным голосом..., ученик автоматически восстанавливают определенное ментальное состояние. С установлением устойчивой связи между невербальными сигналами и содержанием считается, что оно (содержание) “заякорилось”.

Изучение и использование якорей - самый быстрый и действенный путь понимания невербальной коммуникации.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЯКОРЯ.

В определенном смысле НЛП, не изобрело ничего нового, открыв паттерны эффективной коммуникации и способы передачи их от владеющих к желающим приобрести. Наш мир наполнен естествен­ными якорями: визуальными, аудиальными, кинестетическими и любой их комбинацией. И нет недостатка в примерах: от воя пожарной машины до вспышки красного цвета на зеркале заднего обзора или визита к зубному врачу. Вопрос не в том, существуют они или нет. Они работают в каждой классной комнате. Вопрос в том, как их использовать целенаправленно и постоянно. Любое поведение учителя, вызывающее постоянный отклик в классе, является якорением.

УЗНАВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЯКОРЕЙ.

Естественные якоря - это уже существующие внутри людей якоря. Вопрос - каких желательно избегать? (негативные), какие использо­вать? (позитивные). Некоторые примеры выявления естественных якорей:

Родительское собрание. Одна из целей общения с родителями учеников, с которыми желательно улучшить отношения, - узнать, какие невербальные якоря демонстрируются родителями и насколь­ко они эффективны. Например, м-р Джеймс, учитель средней школы, встречается с родителями Салли. Джеймс просит Салли присутство­вать на встрече, чтобы наблюдать ее взаимодействие с родителями. Когда Салли с родителями начинают “ворошить мусор”, Джеймс замечает, что как только мама сердится и начинает говорить быстрее, Салли “закрывается”. И напротив, внимательно слушает папу, когда тот, хотя и беспокоится, но говорит медленно. Джеймс запоминает, как говорит папа (скорость, паузы, тон...) и в будущем, когда Салли не будет “слышать” Джеймса, он может переходить на папин “стиль” и избегать маминого.

ЯКОРЯ  ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ.

В течение своего первого года работы в классе м-р Джонс заметил, что когда он входит в дисциплинарное место и начинает эмоциональ­ное (громкое) обращение, четыре ученика не реагируют на это. Размышляя о причинах, он вспомнил, что все они учились у одного учителя. Во время подготовки на следующую неделю Джонс сделал себе заметку заглянуть между прочим в класс этого учителя. М-р Джонс обнаружил в среднем две вспышки крика учителя за этот период. Он сделал вывод: чтобы “выжить”, ученики научились “замирать” на громкий, эмоциональный взрыв мужчины-учителя. Поэтому, когда м-р Джонс в своей практике переключился на более спокойные тона, весь класс стал отвечать соответственно.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ЯКОРЕЙ.

Я начал свою учительскую деятельность в школе, давшей направ­ление в изучении недирективного терапевтического подхода Карла Роджерса в применении к образованию. Используя этот опыт, я разработал массу взаимодействующих техник для класса. Когда я переехал в новый школьный район, то обнаружил, что ученики одного класса невнимательны во время любой классной дискуссии, но очень внимательны, когда переписывают записи учителя с доски. Я решил использовать их якорь. Если они начинали отвлекаться на обсуждении, я мог перейти к доске и что-нибудь написать. Когда я вновь получал их внимание, я мог остановиться и вернуться к диалогу. В результате я перевел детей из существующего состояния в желаемое.

Есть ли в вашей школе естественные якоря, позволяющие вам сделать аналогичное?

СОРТИРОВКА ЯКОРЕЙ.

М-р Верн - консультант старших классов, он же замещает дирек­тора в его отсутствие. Некоторые из учеников, которых он “прора­батывал” как заместитель директора, получали у него консультатив­ную помощь по предмету. Верн заметил, что после дисциплинирова-ния ученик не может с ним работать как с консультантом. Понимая различия в позициях консультанта и директора, он использовал следующий подход. Когда он действовал как директор, он виделся с учеником не в своем кабинете, а в директорском. Определив на подсознательном уровне различие между состоянием директора и консультанта, он перенял манеры директора (голос, указующий палец, ношение заколки в галстуке).

Бывают ли в вашей школе ситуации, когда вы функционируете не в соответствии с вашими основными обязанностями? Как вы можете отсортировать якоря, связанные с вашей деятельностью, от якорей дополнительной деятельности?

ПЕРЕКРЫВАЮЩИЕСЯ ЯКОРЯ.

Однажды мне понадобилось найти себе замену на неделю. Я выбрал человека с похожими манерами. В течение двух месяцев до замены мы могли встречаться в школе на несколько минут, чтобы прорепетировать мои манеры и найти место для различной деятель­ности. Через неделю он так хорошо подражал, что заслужил комплименты. Ученики говорили: “О, вы точно, как мистер Г.” Приходя в класс любого эффективного учителя, особенно впервые, я всегда в первые дни копирую этого учителя. Тогда хорошее отношение, доверие и раппорт этого учителя переносится и на меня.

В моей школе ученики изучают специальные курсы. Такие, как музыка и мастерские. Я часто прихожу в класс на эти занятия в первые дни семестра, затем в течение нескольких недель я “внезап­но” появляюсь в классе. Тогда мои хорошие отношения с классом переносятся и на специалиста, особенно, если я копирую его за 10 минут до конца моего урока.

У каких еще учителей учатся ваши ученики? Какие примеры перекрывания или сортировки якорей у вас были? Что вы извлекли из родительских собраний и что можете сказать о домашних якорях?

Помните о трех элементах, определяющих силу якоря:

1. Уникальность.

2. Якорение - на пике опыта.

3.Точность воспроизведения.

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДНИ. КОГДА РАЗРУ­ШАЮТСЯ ПРИВЫЧНЫЕ ЯКОРЯ.

Все мы создаем привычки. В течение школьного года есть периоды, когда мы максимально предсказуемы, демонстрируя обычное пове­дение и привычки. В другое время привычки и связанные с ними якоря разрушаются. Соответственно и привычные пути управления классом ослабевают. (Неделя перед Рождеством, весенние канику­лы, конец года, резкие перемены погоды, первый снег.)

Далее мы остановимся на аспектах: когда они происходят, как они связаны с полушариями мозга и как их использовать?

Когда применяется обычный порядок, у детей активируется левое полушарие мозга. Когда же обычный порядок изменяется, активиру­ется правое полушарие. В такие “правополушарные” дни учитель должен усилить или ослабить определенные стили обучения.

ОСЛАБИТЬ

УСИЛИТЬ

Опора на учителя

Групповое взаимодействие

Лекции

Деятельность

Новый материал

повторение

Опора на авторитарноеУправление

Опора на раппорт

Логическое мышление,

Творческое мышление

В младших классах можно продолжать использование старых якорей для управления без особого труда. Однако в средних классах учителя часто отказываются от некоторых якорей, чтобы сохранить их эффективность для обычных левополушарных дней.

ПРИМЕРЫ. Начальное обучение.

Мэри работает с детьми второго класса в течение 15 лет и сохраняет энтузиазм первого года. Коллеги называют ее Исключительная Мэри. В начале года Мэри всегда тратит определенное время, чтобы установить порядок ухода и возвращения с перемен. Ученики должны научиться молчать, как только входят в дверь класса с игровой площадки. Это свято, хотя она и знает, что дети возбуждены играми. Мэри имеет несколько выборов: она может усилить автори­тарность, стоя у двери; вербально и невербально призвать детей к молчанию (приложив палец к губам: “Тс-сс”); вывести учеников опять за дверь, тем самым сохранив за ней якорь.

Средние классы.

Мистер У., учитель новейшей истории, всегда проводит перекличку в определенном месте класса и начинает урок с кафедры. Ученики очень внимательны, потому что он полон энтузиазма и прекрасно руководит классом. Учитель знает, что за неделю до Рождества, дети не ведут себя в обычной манере. Если он продолжит обычный стиль, то рискует погасить якоря. Тогда он переходит на другое место и предлагает охватить меньший материал и повторить информацию из двух последних параграфов. Чтобы повторение было интересным, мистер У. планирует игру-лото по вопросам...

Старшие классы.

У мисс Лит, преподавателя литературы в старших классах, есть правило: Понедельник предназначен для словаря и обзора литера­туры за неделю, Вторник - чтение в классе. Среда - письменное повторение, Четверг - дискуссия по сюжету, характерам постановки, а в пятницу - контрольная. Вчера была среда, но школа закрылась из-за погоды. А сегодня утром занятия задержались на два часа. Мисс Лит предвидела, что ученики изменятся из-за смены распоряд­ка. Мисс Лит начала урок, как обычно, но не получила ответного внимания. Через три минуты она разочарованно отложила книгу, отошла подальше от доски и сказала: “Класс, я надеюсь, вы не против, если мы займемся чем-нибудь другим сегодня?” (пауза, удивление в классе). Она предложила альтернативу к обычной процедуре: “Сейчас ученики, желающие играть А, могут выбрать персонажи этой истории...”

Комментарии.

В приведенных примерах учителя создают переход в ментальных состояниях учеников от левополушарного к правополушарному. Но бывает и не так. Очень часто за ленчем слышишь жалобы учителей, что они не могут получить новых идей от своих учеников. В другой раз этот же учитель жалуется: “Они не слушают. Я им говорю, а они не слушают меня.” В первом случае ученики в левом полушарии, учитель хочет, чтобы они действовали, как в правом. В последнем случае, наоборот, учитель хочет, чтобы они были в левом, хотя они функционируют в правом. Используйте преимущество правополушарных детей для творчества!

В какие дни/времена года установленный порядок нарушается в вашей школе? Какую правополушарную деятельность вы использу­ете в такие дни? Посмотрите на таблицу Усиление - Ослабление и выберите аспекты, соответствующие вашему предмету и классу.

ПОСТАНОВКА “НЕДЕЛИ ДО”.

Мы знаем, что за неделю до любой перемены, как Рождество, весенние и летние каникулы, ученики переключаются на правую половину мозга и их правополушарные возможности преобладают над левополушарными. В центре внимания параграфа - как выявить и использовать эти возможности.

Давайте исследуем две недели до весенних каникул. В этот период у учеников будет высокий энергетический уровень. Они в состоянии творческой активности, их мозг хорошо обобщает, благодаря ассо­циативному мышлению. Это позитивные качества. Негативные качес­тва - отвлекаемость , недостаток внутреннего контроля, неспособ­ность усваивать аудиальную информацию (лекции), новую информа­цию, снижение ответственности.

Предположим, что в течение этих двух недель вы планируете разобрать три большие концепции и повторить каждую из них. Традиционно мы поступаем так: обучаем первой концепции (О К1), повторяем ее (П К1), затем переходим к обучению второй теме (О К2) и повторению второй темы (П К2), аналогично с третьей: (О КЗ), (О ПЗ). То есть порядок таков:

О К1 П К1 О К2 П К2 О КЗ П КЗ ———————— каникулы

Предлагаем обучить всем трем темам за одну неделю, а затем в течение одной недели повторить три темы:

О К1 О К2 О КЗ П К1 П К2 П КЗ ——————— каникулы

Учитывая усиленный характер работы мозга в это время, мы можем дать в это время междисциплинные (межпредметные) связи, причем чем больше, тем лучше. Например, выставление отметок за грамот­ность в естественно - научных работах, или задания на художествен­ные рисунки, графику, посвященные историческим событиям. Объединять подобные работы “за неделю до” очень целесообразно для детей, начиная с третьего класса. Такое совместное обучение гораздо полезнее, чем случайная удача в правополушарные дни.

СЕЗОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГИЕЙ.

Мы уже говорили, что учителя - немигрирующие сезонные рабочие. В энергетическом смысле у нас есть горы и долины. К счастью, одно из преимуществ профессии в том, что мы можем предсказывать происходящее.

Составьте картину рабочего сезона и вашего энергетического уровня. Например, карта периода сентябрь - Рождество, январь -весенние каникулы, весенние каникулы - июнь. В правополушарные дни большинство учителей испытывают потребность в большой энергии по сравнению с левополушарными. Левополушарные дни привычны, и многие решения принимаются автоматически. Напротив, в правополушарные дни класс нестандартен, но это может быть и преимуществом (см. “Постановка недели до”). Ментальное состоя­ние учителя должно быть хорошим. Придумайте действия перед правополушарными днями, сделайте заметки в ежедневнике.

Вспомните медицинские данные о том, что снижает вашу энергию. Питайтесь рационально и достаточно спите. Несомненно прогулки на свежем воздухе повышают наш энергетический уровень. В правопо-лушарные дни поведение и занятия учеников отличаются от обычных, в результате учитель чаще испытывает стресс. Один учитель всегда говорил следующую фразу: “Когда устаете от левополушарных дней - гуляйте, когда устаете от правополушарных - хорошо бы вздрем-

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДНИ. УПРАВЛЕНИЕ.

В правополушарные дни ученики особенно отличаются от традици­онных дней. Как в эти дни быть эффективными, уважая себя и учеников? Мы упорно работаем весь год, устанавливая правила и порядки управления. В правополушарные дни нам необходимо отложить эти навыки и переключиться на что-нибудь другое, чтобы сохранить наши левополушарные традиции. С возвращением обыч­ных дней дети автоматически перейдут к установленному порядку. Первое правило: Сохраняйте традиции, отложив их на время. Второе правило: Измените невербальное поведение. Если мы будем форсировать левополушарные правила в правопо­лушарные дни, они будут потом менее эффективны.

Чтобы ученики неосознанно приняли происходящее, измените ваше невербальное поведение насколько возможно. Например, если вы обычно носите галстук, придите без него, если вы носите обычно платье (женщины), оденьте брюки. Поскольку обучающее место обычно перед доской, оставьте его для левополушарных дней, а воспользуйтесь плакатом на стене. Работайте в другой стороне комнаты. Чем сильнее невербальные различия между правополушар­ными и левополушарными днями, тем больше вы сохраните левополушарное управление.

Опишите ваше место и обычный порядок левополушарного управ­ления. Опишите изменение невербального поведения в правополу­шарные дни. Попробуйте в эти дни провести “присоединение и ведение”.

ДНИ УДИВЛЕНИЯ.

Мы определили правополушарные дни. (Каникулы, праздники...) Однако правополушарные дни могут подкрасться и внезапно. Что делать учителю?

А. Необходимо удостовериться, что это действительно правополу-шарный день (или даже полдень). Один из методов определения следующий: Как только поведение класса отличается хотя бы в течение часа, учитель выходит в холл и слушает голоса из других классных комнат. Если и там не все в порядке (шум, громкий учительский голос), значит это действительно правополушарный день. Многие знают, что даже резкие перепады атмосферного давления могут менять настроение в сторону правополушарного мышления.

Б. Определить необходимые изменения в поведении и управлении (см. таблицу “усиление - ослабление”). Чтобы изменить процесс, нужно очень хорошо владеть содержанием.

В. Помните: Чтобы сохранить правила, отложите их и измените невербальное поведение.

ЯКОРЕНИЕ С МЕТАФОРАМИ.

Когда якорь устанавливается под прикрытием метафоры, то мен­тальное состояние распространяется на обе половины мозга.

ПРИМЕР. Дисциплинарная метафора “Любите друг друга”.

Работая в старших классах школы в течение 11 лет, первые два года я был шокирован ненормальным количеством подростков, нечув­ствительных друг к другу. Поскольку я знал, что многое в их поведении не осознается ими, то размышлял, как дать классу гуманные установки. Я выбрал день, когда ученики были особенно черствы друг к другу. Я поставил стул на стол и осмотрел лампы потолка. Поскольку это было непривычно, ученики внимательно следили за тем, что я делаю. Я встал на стол прямо под лампой. В классе воцарилась тишина, все глаза были прикованы к этому зрелищу. Спокойно, почти шепотом, я начал: “Исторически люди часто собирались после обеда поговорить и послушать других. Две категории людей особенно любили эти большие собрания: политики и проповедники. Чтобы все видели оратора, люди приносили из ближайшего дома достаточно крепкую коробку, и оратор вставал на нее. Проповедники говорили о том, что необходимо делать в жизни и как вести себя по отношению друг к другу. Громовым голосом, потрясая кулаком, с красным лицом они говорили: “Люди должны любить друг друга! Быть добрыми.”... Затем я поблагодарил учени­ков за то поведение, которое они демонстрировали и которое я ожидал. Поскольку в такой момент они были очень восприимчивы, все сообщения должны быть для них значимыми и позитивными.

Класс был временно в замешательстве, ошеломленный необычным поведением. Закончив, я осматривал комнату, стоя неподвижно и молча считая: “ 1001, 1002, 1003”. Я начал глубоко дышать, медленно сходя со стола на стул, а затем на пол, дыша еще глубже. После этого вернулся к доске и продолжал урок более низким голосом. Ученики следили за содержанием и часто оглядывались на стол, где недавно 'стоял странный проповедник.

Комментарий. Важно учитывать, что это был 8 класс, и это могло быть совершенно неуместно в другой возрастной группе. Помните:

“Не целесообразно охотиться на мышь с винтовкой на слона”. В данном случае “внутри себя” я был разочарован, фрустрирован и менее способен замечать изменения. Поэтому мне нужно было диссоциироваться, чтобы уклониться от чувств во время дисциплинирования. Ученики, оглядывающиеся на стол с “проповедником”, а затем смотревшие на меня у доски, знали, какого человека они хотели бы иметь в качестве учителя.

Один мой коллега с моего разрешения использовал мой якорь таким образом: Всякий раз, когда он хотел спокойствия в классе, он подходил к стене, разделявшей наши классы, и говорил: “Мальчиш­ки, вам повезло, что ваш учитель не мистер Г.” Ученики вспоминали мои крики (они слышали через стенку) и выбирали более уместное поведение.

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЯКОРЯ ПОВТОРЕНИЯ.

Существует два вида якорения в школе. Первый якорь использу­ется в текущей работе, другой - для ТРУДНОГО И ВАЖНОГО СОДЕРЖАНИЯ.

В местном колледже инструктор по вычислительной технике так использовал невербальную коммуникацию. Теоретический материал он начинал в одной части класса, надев форменную фуражку и говоря высоким голосом. Затем в середине класса он снимал фуражку, надевал кепку и более низким голосом объяснял задание на сегодня, а затем подходил к компьютеру, засучив рукава, и показывал все на машине и отвечал на всевозможные вопросы. Уже через несколько дней ученики знали, когда нужно просто слушать теорию, когда можно спрашивать, легко переключались на следую­щую деятельность.

ВАЖНОЕ ТРУДНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (ВТС). ОБУЧЕНИЕ ОТ ИЗВЕСТНОГО К НЕИЗВЕСТНОМУ.

В анализе содержания, важного для учителя и трудного для класса, имеется несколько последовательных шагов. Первое: будем ли мы учить от известного к неизвестному? Поскольку процесс образова­ния вовлекает в основном левополушарный, последовательный, логичный, обучающий малыми звеньями отчасти к целому стиль, то нам часто не хватает фантазии и простоты правополушарного метода. Правое полушарие -ассоциативный мозг. Когда мы учим от известного к неизвестному, то используем правую половину мозга. Учитель может спросить себя: “Какие ассоциации уже есть в мозгу учеников относительно предлагаемого им материала?” Особенно это целесообразно делать, если мы работаем с важным и трудным содержанием.

ПРИМЕР. Учитель разработал обычный левополушарный подход для объяснения понятия “с четвертью”, “без четверти” (определение времени по часам) в третьем классе. Он объяснял сначала, что четверть - это одна четвертая часть часа (шестидесяти минут), затем переходя к длительному процессу (несколько дней) использования понятия четверти в разных случаях.

Для использования правого мозга учитель придумал такой подход. Он в первый день пометил реальную четверть на часах (т.е. на цифрах 9 и 3). Еще не понимая, что это такое относительно времени, дети знали, что если минутная стрелка на 9 - это называется “без четверти”, а если на 3 - “с четвертью”. А дальше он перешел к конкретному понятию времени и использованию выражений.

Используйте эти идеи применительно к вашей обстановке. Опреде­лите ключевые слова, которые вы используете при объяснении какого-то материала. Проведите теперь правомозговой штурм - найдите ассоциации этим словам или другие варианты, которые могли бы быть знакомы ученикам. Обучая в правополушарном стиле, отметьте учеников, хорошо справляющихся с правополушарным подходом. Испытывают ли они трудности с левополушарным? Вы должны выяснить также, какой подход более приемлем в вашем классе, исходя из потребностей большинства, и для кого будет необходимо переучивание в другом стиле.

РАЗВИТИЕ МИНИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЕНСОРНЫХ КАНАЛОВ.

1. Выпишите Важное и Трудное содержание.

2. Как вы обычно обучаете содержанию, задействуя визуалов, аудиалов, кинестетиков?

3. Развивайте визуальный канал, рассматривая размеры, цвета, формы, расстояния. Развивайте аудиальный канал, используя раз­мер паузы, громкость голоса, звуки. Развивайте кинестетику, исполь­зуя температуру, движение, вес. Опишите, как вы смогли улучшить минимально развитые органы чувств?

4. Запишите результаты. Отметьте учеников, которые получили пользу от такого подхода, и каким он бесполезен.

ПРИМЕР. Учитель начальных классов объяснял детям время окон­чания первой перемены 8 часов 50 минут. Ученики обычно называли это время 9.50, так как минутная стрелка при этом находится ближе к 9, чем к 8.

После обсуждения с коллегами идеи развития органов чувств для Важного и Трудного содержания, учитель провел обьяснение следу­ющим образом: Двенадцать учеников сели в большой круг в комннате с макетами чисел в руках, изображая циферблат часов. Учитель с двумя учениками встали внутрь круга, один держал измерительную линейку, другой метелку, которая была на треть длиннее линейки - стрелки часов. Ученик с часовой стрелкой (линейкой) был проин­структирован переходить к следующему числу только тогда, когда метелка (минутная стрелка) достигнет цифры 12. Когда метелка сравнивается с 12, а линейка оказывается напротив какого-то числа, ученик отзванивает колокольчиком означенное время. Весь класс вслух считает каждый звонок. Когда метелка движется к интересу­емой цифре (для случая 8.50 - это 11), учитель напоминает: “Так сколько -звоночков вы уже слышали?” Затем они для закрепления понимания отзванивают и называют другие моменты времени.

ЯКОРЕНИЕ ВАЖНОГО И ТРУДНОГО СОДЕР­ЖАНИЯ (ЯВТС).

Напомним: якорь выполняется на вершине опыта, важна уникаль­ность якоря, важно точное воспроизведение якоря.

После того, как вы проанализировали трудное и важное содержа­ние, вы готовы перейти к якорению. Очевидно, мозг создает долговременные связи для того, что узнает первый раз. Насколько быстрее вы вспоминаете свой первый поцелуй по сравнению с третьим? А свой первый класс по сравнению с четвертым?

Если вы хотите заякорить трудное и важное содержание, т.е. выполнить ЯВТС, действуйте таким образом, чтобы создать “впер­вые” в мозгу и ушах учеников. Имеются естественные якоря ВТС - когда лицо, поза, голос, место являются естественным символом содержания. Искусственные ЯВТС - когда якорь связан с содержани­ем только потому, что вы создаете эту связь.

ПРИМЕР. Части речи.

Мистер Пэтт приступил к изучению слов “внутри”, “на”, “под”, “вокруг”. Он принес в класс кукольный домик своей дочери с прозрачными стенками и маленькую мышку по имени Пре. Учитель поставил домик на стол и выпустил мышку. Дети собрались вокруг стола и наблюдая, как мышка бегает, называли все ее позиции относительно домика: “внутри”, “вокруг” и т.д.

ПРИМЕР. К ЯВТС относятся всевозможные считалки для запоми­нания гласных, цветов в радуге и т.д.

ПРИМЕР. Нули и десятичные числа. Мисс Флайр, обучавшая математике 6 -8 классы, заметила, что ученики плохо понимают значимость нулей в десятичных числах (0.08, и 0.80..). Тогда она выполнила такой ЯВТС. На стол поставила корзину для бумаг, на нее положила длинную палку, чтобы все могли видеть. Вдоль этой палки мисс Флайр развесила длинные полоски бумаги и с десятичными числами - 00.4060, 40.0040, 0.0008 ... Затем она изобразила мистера Банзая (тогда был популярный фильм “Ребенок - каратэ”). Мисс Флайр перешла на восточный акцент и обьяснила, что обязанность мистера Банзая убирать ненужные нули. Она взяла огромные ножницы и сказала таинственным голосом: “Все нули между запятой и последней цифрой важны (прикоснулась к соответствующим нулям), но нули по ту сторону просто... безобразны!” (отрезала ножницами лишние нули). После первоначального шока дети взор­вались от смеха. Когда Банзай стал задавать вопросы по поводу нулей справа от запятой, их судьба ученикам уже была ясна. Через несколько дней, когда один из учеников затруднился в аналогичной ситуации, мисс Флайр только сказала три слова с восточным акцентом и ученик все вспомнил.

ЯВТС - ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ОТ УЧИТЕЛЯ К УЧЕ­НИКУ. •

Попытка изменить обучение в классе без практики подобна поездке на курорт без фотоаппарата и покупки сувениров. Мы все только временно помним опыт. Сувениры восстанавливают воспоми­нания и пережитые эмоции. Применение ЯВТС должно вовлекать тела учеников, подключая мышечную память, особенно если ученики кинестетичны или младшего возраста.

ПРИМЕР. Перед доской натянута веревка. На этой веревке с помощью скрепок учитель развешивает и закрепляет плакатики с правилами. Развешивает сам и вызывает учеников. Кроме того, учитель раздает ученикам скрепки желтого цвета для аналогичной работы за партами. Здесь скрепка является якорем, переходящем от учителя к ученику.

Примените подобный опыт в своей работе. Обобщите и запишите результаты.

ДРУГИЕ ПАТТЕРНЫ.

Большинство из нас ищут рецепты с незамедлительными результа­тами. Последний параграф содержит несколько таких методов. О некоторых из них мы уже говорили. Прочитав последние страницы, вы несомненно обнаружите некоторые дополнительные паттерны к тому, что вы уже читали и делали.

1. НЕПОДВИЖНОЕ ТЕЛО.

Вербальное утверждение: “Класс, внимание на меня!” составляет только 8 % информации, полученной учениками. Остальные 82 % -невербальные сигналы. Если учитель говорит эту фразу двигаясь, то невербальные сигналы говорят: “Двигайтесь!” Если учитель замира­ет в конце фразы, осматривая класс, то значительно увеличивает вероятность положительного исполнения сообщения.

2. АКТИВНОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ ШЕПОТОМ. Учителя, систематически использующие фразы “Внимание на меня”, “глаза сюда” ... знают, что бывают дни, когда ученики не реагируют на них (правополушарные дни). Как вы сделаете переход, если дети не реагируют на слова?

Шум класса можно откалибровать и использовать. Говоря громче класса и сделав это внезапно, учитель шокирует и прерывает класс. Ученики, вероятно, услышат вас в таком случае. Но в этом случае у вас очень мало времени, чтобы “повести” их. У вас есть два выбора дальнейшего поведения: перейти сразу, а шепот, постепенно снизить голос до шепота. При этом убедитесь, что вы удлинили предложения' и взяли мягкий тембр. Тогда вы введете класс в состояние большего слушания.

3. ПОДНИМИТЕ ВАШИ РУКИ.

Один из самых живых примеров в учительской коммуникации, когда ученики поднимают руки для ответа и когда отвечают с места без разрешения (шум). Большинство учителей допускают шум, но иногда учитель хочет контролировать положение и переходит на “поднимите руки”. Для осуществления этого перехода существует несколько выборов:

а) Скажите содержание, а потом укажите процесс. То есть задается вопрос, а потом говорится “поднимите руки”. Далее учитель пере­ключается на учеников и дисциплинирует их невербально.

б) Скажите процесс, а потом содержание. “Ученики, поднимите руки, если знаете ответ на вопрос...”

в) Невербально выполнить процесс, а потом сказать содержание. Это обычно применяют учителя младших классов. Они часто сами поднимают руку, задавая вопрос. До аудиала такая невербальная информация может не дойти, тогда учителю нужно, поднимая руку, производить дополнительный звук, например, похлопывание левой рукой по предплечью правой. Этот же звук можно использовать, даже не поднимая руки.

Поведение класса обычно следует правилу инерции - обьект, находящийся в движении, склонен продолжать движение, а непод­вижный склонен оставаться неподвижным. Это очень важно учиты­вать при моделировании перехода. Если в классе шумно, а вы хотите перейти к “поднимите руки”, то учителю во время перехода особенно важно моделирование. Напротив, если вы использовали “Поднимите руки”, а теперь желаете перейти на высказывание с мест, вам нужно просто сказать об этом. Обычно для высоковизуального класса более характерен способ работы “поднимите руки”, а более кинес-тетичный класс предпочитает шум с мест. Проследите, какой паттерн преобладает в вашем классе. Попробуйте в течение нескольких дней переход от одного к другому способу ведения урока.

4. ПЕРЕХОД “ПЕТЛЯ”.

В течение 45 минут урока есть периоды, когда учитель дает прямые указания, получая внимание класса, и периоды самостоятельной работы учеников. Затем учителю снова необходимо дать инструкции. Деятельность на уроке выглядит так:

деятельность А - переход - деятельность Б - переход - деятельность В

Традиционный способ движения: завершить деятельность А и позволить небольшую перемену в классе (пока класс откладывает книги). Затем учитель производит переход к другому виду деятель­ности. “Прежде чем вы ответите на вопрос 5, возьмите ваши учебники...” В этот момент учитель дает. на доске инструкции к выполнению деятельности Б. К моменту, когда открыты учебники и готов материал на доске, класс автоматически включается в деятель­ность Б с наименьшей потерей времени.

5. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Часто в процессе работы учителю необходимо внимание еще до начала работы. Когда содержание заведомо интересно, мы можем начать урок. Однако, если мы предполагаем, что интерес не будет достаточно высоким, мы можем использовать неполные предложе­ния. Ученики, не следящие за учителем, услышав разрыв фразы, опомнятся и посмотрят вверх. Несколько примеров: “Как вы види­те...”, “посмотрите на...”, “Заметим как...”. Ученики привлечены. Они повторят предложения и закончат их.

6. ПЕРЕХОД. ПОЗИТИВНЫЕ КОММЕНТАРИИ.

Учитель младших классов часто использует позитивные коммента­рии в период перехода, указывая классу, ктто из учеников ведет себя хорошо. Эти ученики, чьи имена названы, служат моделью для остальных. Маленькие дети очень хотят понравиться учителю и гораздо быстрее отвечают на позитивную модель. Например, учитель может сказать: “Приберите ваши парты и возьмите в руки карандаш. Мне нравится, как это сделал Джонни... О! Вы все готовы” Этот способ хорошо работает до четвертого класса. Начиная с пятого класса учитель должен высказывать поощрение в подобном случае всему классу: “Я ценю, как вы быстро можете готовиться к занятию”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться