4. Управление ресурсом.
Определите, как именно будет осуществляться управление ресурсом: якоря, субмодальности и т.д. Возможно так же это оставить на усмотрение Оператора.
5. Запишите технику по шагам.
Дайте название техники, запишите её по шагам. Шаги определяются порядком действий, а не соответствию таблице :о) Оптимальное число шагов 5-7.
Примеры техник.
Техника "Телесное редактирование убеждений".
Александр Любимов
Хотелось бы привести пример того, как можно использовать такой способ внедрения ресурса, как "изменение метафоры". В этом варианте техники определение, доступ и внесение ресурса, а так же проверка работоспособности выполняются Оператором, неявно и бессознательно. Как и следует из подхода, желаемое состояние определяется Оператором, явно, но бессознательно.
Здесь приведён вариант для работы с убеждениями, но если вы замените слово убеждение, на состояние, веру, понимание, эмоцию то принципиально ничего не изменится.
Так же возможно использовать не только позу, но например характерное движение, дыхание, голос, походку и т.д.
По шагам.
Область применения.
Техника для изменения ограничивающих убеждений.
Особенность техники – новое убеждение определяется в процессе выполнения техники и бессознательно.
1. Ограничивающее убеждение.
Сформулируйте не устраивающее вас убеждение.
-
Учтите, что смысл убеждения может очень сильно меняться от интонации, чуть разных слов и т.п. Например убеждения "за все надо расплачиваться", "я за все расплачиваюсь" и "за все надо платить" имеют довольно сильно отличающийся смысл, хотя и звучат похоже. Поэтому старайтесь найти наиболее точную формулировку.
2. Телесная скульУМра.
Несколько раз повторите про себя это убеждение. Отследите, как отзывается на это ваше тело. Примите позу, которая наиболее соответствует данному убеждению.
Убеждение: "Никому нельзя верить". - Мне хочется поднять плечи, руки прижать к телу, сжать кулаки и наклонить вниз голову. Как бы максимально закрыться от окружающего мира. Все тело при этом напряжено и состояние агрессивно-несчастное.
Убеждение: "За все в жизни надо платить". - Голову хочется наклонить влево, ссутулиться, поджать губы, руки висят вдоль туловища.
3. Редактирование.
Принимайте различные позы (когда вы работаете в группе – остальные просто помогают вам вылепить из себя другие "скульУМры"). После построения каждой новой "скульУМры" определите как трансформировалось ваше исходное убеждение.
Исходное убеждение: "Никому нельзя верить".
Поза: голова откинута назад и вжата в плечи, взгляд вверх, дыхание свободное, вдоль туловища и расслаблены.
- Получается убеждение "я могу доверять только себе"
Поза: голова набок, туловище с наклоном влево, руки по бокам.
- Получается убеждение "нужно доверять людям"
Поза: сидя на полу с наклоном вперед, голова прикрыта руками.
- Получается убеждение "как только ты кому-то откроешься – тебя тут же ударят"
Поза: на лице улыбка, руки в стороны как бы "обнимая мир".
- А как вы думаете, какое получается убеждение?
Задача данного пункта – связать позу и убеждения (с нужным фокусом внимания) и получить достаточное количество выборов.
4. Выбор нового убеждения.
Определение желаемого состояния.
После перебора 5-9 "скульУМр" и убеждений, примите позу максимально соответствующую желаемому состоянию в ситуации и желаемому убеждению. После этого сформулируйте его.
Исходное убеждение: "Никому нельзя верить".
Поза: туловище прямо, подбородок немного вверх, плечи расслаблены, руки вдоль туловища, дыхание брюшное, расслабленное.
Новое убеждение: "я способен оценить, могу ли я доверять данному человеку"
5. Экологическая проверка.
Не повредит ли вам это новое убеждение?
6. Закрепление.
Прочувствуйте это новое убеждение. Походите вместе с этим состоянием, прочувствуйте его в теле.
7. Привязка к будущему.
Посмотрите в своё будущее – что там изменилось после того, как вы изменили своё ограничивающее убеждение?
Техника "Размер Переживания".
Александр Любимов
Ещё одна техника на работу с метафорой (скорее даже интерпретация предыдущей техники). Только на этот раз метафора визуальная. И задача не в замене состояния (поведения, качества), а в изменении его "количества". Эта техника довольно сильно напоминает шкалирование, только в более "метафорическом" варианте.
Область применения.
При помощи этой техники можно задавать "исходный" размер для: самооценки, эмоции, "привычного веса", "количества необходимого ежедневного сна" и т.д.
Часто бывает, что вам не нравится не столько "качество" переживания, сколько его количество. Например, "слишком много огорчения", "слишком много удивления", "мало удовольствия". То есть само чувство к ситуации, по вашему мнению, подходит. Вот только его много (или мало). Это можно подкорректировать достаточно простым приёмом.
1. Актуальное состояние.
Определите какое-то ваше качество (эмоцию, состояние), которое вы хотели бы иметь, но его количество либо велико, либо мало (слишком стесняюсь, слишком много ем, мало уверенности в себе).
2. Образ переживания.
Представьте себе это переживание в виде какого-то образа. Такого размера, чтобы его можно было "удержать в руках". Представлять это можно и в виде розового шара, и белого облака, и серого тумана между руками.
3. Намерение.
После того, как вы это сделали, подумайте о том, зачем вам нужно это переживание, что оно вам дает (определите намерение). Скорее всего оно нужно вам для чего-то полезного и нужного.
4. Подходящий размер.
Разрешите вашим рукам подобрать наиболее оптимальный размер этого переживания (сжать "белое облако" до подходящего размера).
5. Интеграция.
А теперь возьмите это изменённый образ внутрь себя. Позвольте ему раствориться внутри вас.
6. Проверка работоспособности.
Представьте, что вы попадаете в ситуацию, где раньше у вас было "излишний размер" переживания. Что там изменилось? Что вы испытываете теперь, как изменилось ваше состояние.
Если результат вас не до конца устраивает, вернитесь на 4-й шаг.
7. Экологическая проверка.
8. Привязка к будущему.
Техника "Прилагательные Успеха".
Автор неизвестен :о] (просто классика).
Управление ресурсом: управление элементом состояния.
Элемент состояния: характеристические прилагательные.
1. Человек.
Опишите 3-мя прилагательными человека, с которым вам нравится общаться, а так же человека, с которым вам общаться не нравится.
2. "Поведение”.
Теперь опишите 3-мя прилагательными свое собственное поведение когда вы общаетесь с этими людьми.
3. Разукрупнение.
Разукрупните свои прилагательные до поведенческого уровня:
Все данные записываются в две колонки (текущее состояние – желательное состояние).
4. Фильм.
Вспомните конкретную встречу с этим человеком (диссоциированный звуковой фильм) и "переделайте" свои поведенческие паттерны на противоположные. Заметьте, что меняется в поведении партнера.
5. Подстройка к будущему.
Найдите 1-3 человек, с которыми вам хочется улучшить отношения или начать с нуля строить хорошие и просмотрите, что станет с этими отношениями, когда вы ведете себя так, как в 1-ой коммуникации (хорошие отношения)/
Техника "Работа с неопределённым результатом"
Сергей Колесник
Симптомы для применения: состояние неудовлетворённости, беспокойства. Может применяться в случаях, если клиента не устраивает текущее состояние, однако он не может сформулировать желаемый результат.
ПО ШАГАМ:
0. Установите раппорт.
1. Определите контекст, в котором проявляются нежелательные аспекты текущего состояния.
2. Попросите клиента равномерно распределить фокус внимания по всем трём репрезентативным системам, для чего можно сфокусировать визуальное внимание на трёх любых точках пространства вокруг, аудиальное на трёх любых звуках (музыка, шорохи, звук дыхания, гудение ламп, звуки за окном и т.д.), и трёх любых кинестетических ощущениях.
3. Установите скользящий якорь на состояние лёгкого транса, и, продолжая удерживать якорь, по мере необходимости регулируя с его помощью интенсивность состояния, попросите клиента диссоциированно, в визуальной системе представить, как со стороны проявляется текущее состояние в указанных в п.1 контекстах (картинка 1), чтобы определить, какой ресурс необходимо добавить для того, чтобы состояние было более комфортным.
4. Попросите клиента вспомнить, имел ли он когда-либо доступ к найденному ресурсу, если нет, то попросите его представить, как он бы выглядел если бы имел, или знает ли он кого-либо, кто обладает этим ресурсом (картинка 2)
5. Поменяйте субмодальности картинки 1 на субмодальности картинки 2 и выясните, достаточно ли комфортно будет, если в заявленном контексте клиент будет иметь доступ к найденному ресурсу. Если да, то следующий шаг, если нет, то предложите поискать, какие ещё ресурсы можно добавить (шаги 3 – 5).
6. Преложите клиенту ассоциироваться с полученным образом, отметить, какие изменения произошли в теле, заякорите полученное состояние (якорь номер 2)
7. Выведите клиента из состояния транса, постепенно снижая интенсивность якоря, установленного в третьем шаге, и постепенно «возвращая» его в реальный мир. Для этого можно обратить внимание на то, что в пространстве по-прежнему присутствуют все окружающие предметы, звуки, есть также некоторые ощущения в теле……..
8. Возобновите якорь, установленный в шаге 6, попросите клиента представить себя в ситуации контекста, которое было заявлено как проблема.
9. Проведите экологическую проверку. Спросите, как бы назвал клиент новое состояние и возможности нового поведения в данном контексте.
10. Выполните подстройку к будущему.
Техника "Таблетка для самоконтроля".
Людмила Филиппова
С какими проблемными состояниями работает:
Неконтролируемая вспышка раздражения и ярости во время спора, конфликта, неприятной беседы вследствие несогласия одного оппонента с убеждениями другого, а также в случае трудных переговоров.
Шаг 1. Определить проблемное состояние.
А). Попросить Клиента описать свое поведение, взгляды, реакции и эмоции в проблемной ситуации. (Например, чувство глубокой обиды, нарастающее раздражение. Метафора «Не могу держать себя в руках»)
Б) Определить логический уровень проблемы.
Шаг 2. Определить желаемое состояние.
А) Составить описание желаемого состояния и желаемого поведения. Дать метафору.
(Например: держать себя в руках, демонстрировать полное спокойствие и контроль над ситуацией, продолжать беседу спокойным голосом, быть адекватным к ситуации. Метафора – «прекрасное самообладание»).
Поставить кинестетический якорь, лучше на запястье руки. (Для постановки якоря выбрать такое место, чтобы клиенту самому было удобно в случае необходимости задействовать этот якорь).
Все ресурсные якоря ставить четко на это же место.
Шаг. 3 Экологическая проверка.
А) Предложите клиенту представить себя (диссоциированно) демонстрирующего описанное выше желаемое состояние и поведение. Уточните, тот ли это вариант действий, который он хочет. (Пример «Представьте, что вы можете вести себя так постоянно в этой ситуации. Вас утроит такой вариант?")
Смысл: многие Клиенты не хотят вести себя так "всегда", да и есть общая идея в НЛП об увеличении выборов. К тому же надо чётче определять контекст – техники НЛП вводят Клиента во вполне трансовое состояние, и команды воспринимаются конкретно.
Б) Калибровать реакцию Клиента. Если «Да», то перейти к шагу 4.
Б) Если «Нет» (т.е. Клиент не полностью удовлетворен), то вернуться на шаг 2, в случае необходимости изменить характеристики желаемого состояния несколько раз до достижения состояния, которое полностью удовлетворяет Клиента.
Только после этого переходить к шагу 4.
Шаг. 4 Ресурсы
А) Попросить Клиента определить, какие нужны ресурсы. Помочь ему составить перечень необходимых ресурсов.
Б) Определить внешний это ресурс или внутренний.
(Например, внутренние - состояние спокойствия, уверенность, выдержка, компетентность, уверенный голос. Внешние - репутация, роль невозмутимого, уравновешенного, хладнокровного, здравомыслящего человека, которого никакие неприятности не могут выбить из колеи).
В) Определить, есть ли в опыте Клиента такой ресурс. «А удавалось ли вам когда-нибудь сохранять полное спокойствие во время спора?»
Если «Да», то делать 1 вариант, если «Нет», то делать 2 вариант.
1 вариант
1. Попросить Клиента вспомнить момент из его прошлого, когда он был в желаемом состоянии.
Пример: «Расскажите, как это было. Что вы чувствовали? Как это смотрелось со стороны? Как звучал ваш голос?»
2. Клиент ассоциируется в образом из прошлого.
2. Усилить состояние. («Представьте себе это все более ярко, вспомните детали).
3. Попросить Клиента пересказать еще раз тот же момент из его прошлого, но представив себя более сильно личностью, человеком с безупречной репутацией, примером для окружающих.
(Например, «Перескажите еще раз тот же момент из вашего прошлого, но представляя себя человеком, обладающим более высокой должностью и репутацией делового человека, представляя себя более сильной личностью».
4. Поставить якорь (явно, чтобы Клиент знал).
2 вариант
Начать конструирование нового стиля поведения.
«По образу и подобию».
Определить, обладает ли нужными качествами кто-то из знакомых людей? Определить, какое именно качество нравится.
(Если требуемые качества есть у разных людей, то проделать несколько раз, собирая «с миру по нитке» все нужные качества. Для описания Клиент должен использовать ВАК).
1. Попросить Клиента представить авторитетного для него человека в нужном контексте (например, на переговорах или во время спора). Сначала увидеть, как картинку (фотографию), в которую постепенно добавить движение (сделать «кино»). Добавить звук. Попросить описать, как он себя ведет, каким голосом говорит, какие делает движения руками. Попросить описать, что чувствует этот человек в данный момент, какие у него взгляды, убеждения.
2. Оператор помогает Клиенту постепенно и незаметно для него самого ассоциироваться с нужным образом, продолжая при этом описывать ситуацию. (Например, «А теперь представьте, что начальник вышел, а вам поручил закончить переговоры в том же ключе. Причем так, чтобы никто не заметил подмены. И вот уже вы сами сидите на месте начальника, но полностью копируете его стиль поведения).
3. На пике каждого из нужных состояний ставится один и тот же кинестетический якорь (лучше на запястье руки).
Т.е. в несколько этапов собирается мощный якорь ресурсного состояния.
Шаг 5. Проверить, все ли нужные ресурсы собраны
(Пример, есть ли еще какие-то качества, которые вы хотите добавить для получения идеального образа?)
Если нет, то вернитесь к шагу 4.
Шаг. 6. Передача управления якорем Клиенту.
Объяснить Клиенту, что ему поставлен якорь и он может самостоятельно задействовать его в случае необходимости.
(Пример, «Если вы когда-либо почувствуете, что начинаете раздражаться (заметите первые признаки раздражения), то нажмите пальцами руки вот в этом месте и держите, пока не спадет раздражение).
Шаг.7. Проверка работоспособности.
Предложить Клиенту пересказать одну из прошлых ситуаций, задействовав якорь, при этом калибровать его состояние. Спросить Клиента, что он при этом чувствует.
Шаг 8. Привязка к будущему.
1. Спросить Клиента, в каких ситуациях он обязательно хотел бы вести себя «по-новому»
2. Попросить Клиента представить себя в будущем (например, на переговорах в качестве главы делегации).
Это варианты или 2 последовательных действия? Если последовательные действия, тогда формулировки хотелось бы чуть другие:
1. Спросить Клиента, в каких ситуациях он обязательно хотел бы вести себя «по-новому»
2. Попросить Клиента представить себя в будущем в этих ситуациях (например, на переговорах в качестве главы делегации) .
3. Попросите его оценить, насколько ему нравится его состояние в этих ситуациях.
Шаг 9. Подпитка якоря.
Сказать Клиенту, что в будущем, когда ему будет нравится собственное поведение и состояние, когда он будет чувствует удовлетворение от того, что уверенно контролирует ситуацию, ведет себя на переговорах убедительно, хладнокровно и уверенно, то он должен задействовать свой якорь в целях подпитки.
Техника "Повышение уверенности в себе".
Алёна Кирикова.
Эта техника может быть использована под следующую проблему :
1. Неуверенность в себе
2. Не ресурсное состояние (я неудачник, я раздражительный…)
3. Трудности с общением.
-
Установите якорь (+) на интенсивное ресурсное состояние, чтобы он мог послужить Вам страховкой, при работе с не ресурсными воспоминаниями.
-
Оператор предлагает Клиенту рассказать о не ресурсном состоянии. Проведите калибровку состояния Клиента.
-
Затем Клиенту нужно представить свою проблему в виде образа ситуации, но здесь Клиент должен увидеть себя (диссоциированно) способным справиться с проблемной ситуацией, а также способным создавать новые варианты поведения.
-
Предложите Клиенту выбрать(найти) (3-5) ресурсов, которые необходимы ему для позитивного изменения проблемной ситуации. Найдите доступ к каждому из названных ресурсов и заякорите их.
-
Затем, удерживая новый (+) якорь, предложите Клиенту, одновременно оставаясь на месте и глядя на картинку, войти в нее, прожить эту ситуацию и вернуться обратно. Отпустите (+) якорь и сделайте разбивку состояний, т.е. верните К. в настоящий момент.
-
Далее О., снова удерживая (+) якорь, просит К., вспомнить нежелательное состояние. Если К., при взгляде на проблему, увидит изменение ее в позитивную сторону, можно перейти к следующему шагу. Если К. заметит, что ситуация требует доработки, то это будет сигналом к тому, чтобы вернуться к 4 шагу.
-
Экологическая проверка. Подстройка к будущему. Попросите К. увидеть себя в подобной ситуации в будущем, когда ему представится возможность проявить свои новые стратегии поведения. Спросите К., не потеряет ли он что-либо важное, если в будущем, он будет реагировать на такие ситуации по-новому. Проведите калибровку состояния Клиента.
Техника "Изменение отношения к ситуации".
Николай Колпинский.
Задача: У молодого человека проблема: хочет, чтобы другой человек иначе, чем сейчас, относился к его поступкам.
Собственного техника предназначается для того второго человека, которого мы не видели. Некий молодой человек хочет, чтобы его девушка не нервничала, когда он «кокетничает» с незнакомыми девушками.
Не использовать кинестетические якоря. Кто и как определяет на каждом шаге тоже определено в условиях задачи.
Область применения: Изменение реакции на отдельные элементы поведения в межличностных отношениях без применения кинестетических якорей.
Модель - мало выборов.
Техника - приведение к кинестетическому эталону по критериям:
-
общая конгруэнтность, когда у человека естественная поза, мимика и др. кинестетические признаки, и они соответствуют тому, что человек говорит и т.п.
-
конгруэнтное удовлетворение
-
более расслабленный тонус мышц – нет зажатости
-
более конкретная речь – меньше паттернов Милтон-модели
-
согласованы ЛУ
-
принимаются другие позиции, увеличивается количество выборов
-
человек сам принимает решения, сам изменяет рамки.
АС - имею, но не хочу
ЖС - интерес, чтобы появился у того второго. (Не используется)
Пошаговое описание:
1. Определите ситуацию, в которой клиент нуждается в желаемом состоянии (Клиент, Явно, Сознательно).
2. Определите желаемое состояние-ресурс (К,Я,С).
3. Проверка ресурса. Вопрос клиенту: "Представьте что Вы человек, который уже обладает этим состоянием, сможете ли вы войти в это состояние в аналогичной ситуации в действительности или нет?". Если да, продолжайте. Если нет, вернитесь к шагу 2. (Оператор, Я, С)
4. Доступ к ресурсу. Клиенту: « Перейдите на другое место и вспомните случай в своей жизни, когда у вас было это состояние».(О,Я,С)
5. Оператор выбирает удобные для себя и четко воспроизводимые визуальные и аудиальные якоря.
6. Внедрение ресурса. Клиенту: «В своем воображении вернитесь полностью в переживание ресурсного состояния. Переживите его снова». Когда оно достигнет пика интенсивности, установите якоря. Продержите это состояние столько времени, сколько Вы - оператор считаете нужным, постоянно калибруя состояние клиента по своему состоянию в рапорте, затем измените состояние клиента и выведите его из него. (О, Неявно, Бессознательно)
7. Проверка якоря.
Воспроизведите якоря и убедитесь, что клиент вошел в это состояние. Если вы неудовлетворенны, поднимите уровень ресурсного состояния, усильте его.(О, Н, Б)
7.1. Если ресурса ЖС недостаточно, спросите клиента – какую он видит картинку.
Определите критическую субмодальность, изменение которой позволит изменить отношение Клиента к ситуации. Калибруйте изменения по «улучшению» конгруэнтности Клиента. Попробуйте добавить действия, и сделать это картинку более яркой, добавить цвета. Спросите клиента, кого/что ещё он/она хотели бы здесь видеть. Помогите клиенту отредактировать фильм, таким образом, чтобы он ему понравился. Калибруйте состояние клиента по кинестетическому эталону. Получив положительный результат заякорите его теми же якорями. (О,Н,Б).
8.Привязка к будущему. Скажите Клиенту: «Теперь, когда вы понимаете, что вам нравится это состояние (поведение). Вам приятно (комфортно и пр.) находиться в нём.(КОМАНДА:) И каждый раз, когда Вы услышите (ауд. якорь) и увидите (виз. якорь), Вам будет приятно (комфортно и пр.), как сейчас. ". (О,Н,Б)
8.1. (Вариант +) «Вспомните, когда Вы были согласны с чем-либо настолько, что сделали это частью себя. Вспомните свои чувства, ощущения … .(Оператор калибрует кинестетический эталон.) Войдите с этими чувствами в Ваше новое состояние.» Далее по п.п.8.
Техника "Вперед, в будущее"
Сергей Степанов.
Область применения: клиент жалуется на нерешительность. F.E.: «волнение перед экзаменом»
Схема техники
-
Контекст: клиент, явно, сознательно
-
А.С.: клиент, явно, сознательно
-
Ж.С.: принцип
-
Определение ресурса: принцип
-
Доступ к ресурсу: принцип, явно, сознательно
-
Внесение ресурса: бессознательно, явно
-
Проверка работоспособности: клиент, явно, сознательно
-
ЭП: явно, сознательно
-
Привязка к будущему: принцип (автоматом)
Алгоритм
Оператор, клиент, два помощника
-
Якорим текущее состояние. Для этого, к примеру, коснемся плеча клиента. Теперь в случае неудачи мы можем вернуть клиента в исходное состояние.
-
Определяем текущее состояние, а также то состояние, в котором хочет пребывать клиент в «ответственный момент». Например: «Что вы чувствуете сейчас?» «Как вы хотели бы себя чувствовать?»
-
Предлагаем клиенту погрузиться в желаемое состояние. «Можешь себе представить, что ты себя чувствуешь именно так? Всё ли тебя устраивает в этом состоянии».
-
Когда мы видим, что клиент представил себе нужное состояние, спрашиваем «Представил?» Если ответ «Да», ставим якорь (важно: отличный от якоря, поставленного в п. 1)
-
Предлагаем клиенту построить Линию Времени. «Подумай, через какое время у тебя намечается ответственное мероприятие? После этого мысленно на полу проведите линию, которая будет обозначать этот срок».
-
Предлагаем клиенту встать на ЛВ в «настоящее». «Встаньте на этой линии в точку, означающую настоящий момент».
-
Предлагаем клиенту, определить на ЛВ предполагаемый «ответственный момент» в будущем. «Покажи, пожалуйста, взглядом или рукой, где на этой линии находится точка, означающая ответственное мероприятие»
-
Помощники становятся перед клиентом, взявшись за руки так, чтобы натянутыми руками преградить путь в «будущее». Инструкция помощникам: держаться за руки так, чтобы клиент мог заграждение прорвать, но и не слишком слабо, чтобы клиенту пришлось приложить усилия.
-
Предлагаем клиенту сделать шаг вперед и «прорваться» в будущее. Объясняем, что ему надо не проползти снизу, не обойти преграду, а именно прорваться.
-
В момент, когда клиент оказывается в точке «ответственный момент», активируем якорь из п. 4
-
Спрашиваем, как клиент себя чувствует. Если получившееся состояние клиенту нравится (наверно, "устраивает"), для закрепления предлагаем клиенту поставить якорь самому себе. Для этого предлагаем клиенту выполнить какое-либо простое действие, например, щелкнуть пальцами. Затем объясняем, что если снова потребуется оказаться в этом состоянии, можно просто снова выполнить это действие.
-
Спрашиваем клиента, как он себя чувствует. Если клиент конгруэнтно отвечает, что хорошо, все Ок. Если мы видим, что что-то не сработало, возвращаемся на первый шаги и меняем желаемое состояние.
Модификации техник.
Теперь собственно давайте рассмотрим примеры того, какие именно могут быть модификации техник.
Изменение личностной истории.
Сначала оригинальное пошаговое описание.
Оригинал: по шагам.
по А. Плигин, А. Герасимов "Руководство к курсу НЛП-практик".
1. Установите якорь на нежелательное или неприятное чувство/состояние, которое периодически, с разным интервалом времени, повторяется и находится вне контроля клиента.
2. Аккуратно используйте этот якорь для того, чтобы провести клиента по его личностной истории до самого первого/раннего момента появления неприятного переживания, фиксируя при этом и другие, промежуточные случаи. Каждый раз, когда клиент находит в своем прошлом переживание с подобными чувствами, попросите его задержаться там и определить время и контекст происходящего события. (Якорь удерживается постоянно на протяжении всего процесса воспоминания).
3. Когда клиент находит 3-5 событий такого рода (если клиент найдет их больше, то выберите из них 3-5 самых интенсивных/значимых), отпустите негативный якорь и вернитесь к самой ранней ситуации.
4. Исследуйте диссоциированно, какие ресурсы нужны были клиенту в той ситуации, чтобы нормально ее пережить. Также найдите триггер, который запускает негативную реакцию.
5. Найдите доступ к каждому названному клиентом ресурсу и заякорите его.
6. Предложите клиенту мысленно вернуться в самую раннюю ситуацию, чтобы, прожив ее заново с использованием найденных ресурсов, изменить ее восприятие. Используйте для этого коллапс якорей. (Клиент ассоциируется с нересурсным событием за несколько секунд до триггера).
7. Диссоциируйте клиента от нового переживания и проверьте результат привнесенных изменений. Если для полного удовлетворения клиенту мало проделанных изменений (вы можете это откалибровать), вернитесь к шагу 4, найдите дополнительные ресурсы и добавьте их к уже выбранным ресурсам.
8. Повторите шаги 4 -- 7 для каждого последующего опыта, заканчивая сегодняшним днем (то есть сохраняя естественный порядок событий).
9. Проверка. Попросите клиента подумать о бывшем актуальном состоянии: вспомнить неизмененные события в прошлом. Проделайте поведенческую проверку и откалибруйте, действительно ли изменилась реакция клиента.
10. Экологическая проверка.
11. Подстройка к будущему с применением данных ресурсов. Если нужно, то можно передать клиенту ресурсный якорь.
Анализ.
Модель.
Явно, что техника основана на модели последствий - мы меняем ситуации в прошлом и соответственно меняется настоящее и будущее.
Управление ресурсом.
Якоря. Чаще всего кинестетические. Но на демонстрациях часто добавляют ещё и пространственные + визуальные ("кладут" линию времени на пол, а проблемные ситуации отмечают бумажками).
ТОТЕ
Т1
1. Контекст
Клиент, явно, сознательно
2. Актуальное состояние
Клиент, явно, сознательно
3. Желаемое состояние
Вторичные выгоды
Первичная Экологическая проверка
принцип, неявно, бессознательно
О
4. Определение ресурса
Клиент, явно, сознательно
5. Доступ к ресурс
Клиент, явно, сознательно
6. Внесение ресурса
Клиент, явно, сознательно.
Т2
7. Проверка работоспособности
Оператор, явно, сознательно
8. Экологическая проверка.
Клиент, явно, сознательно
Е
9. Привязка к будущему
Клиент, явно, сознательно.
Особенности.
Техника старая, одна из первых, уже исторически сложившаяся. ЖС определяется принципом и вообще говоря неявно. Человек просто должен чувствовать себя лучше при воспоминании ранее неприятных ситуаций.
В технике определено количество точек внесения ресурса: не менее 3-х, но можно больше.
На мой личный взгляд, ядро техники - это именно внесение ресурсов в некоторое количество воспоминаний о ситуациях связанных с АС. Всё остальное - это модификации.
|