Стратегии, репрезентативные системы и ключи глазного доступаВ НЛП считается, что человеческое мышление имеет структуру. И эту структуру можно определить - если мы получили ответ, ему предшествовал некий процесс, который можно выяснить и изучить. К примеру интуиция – это результат неосознанного процесса, к которому мы (пока) не можем получит доступа. Репрезентативные системыТак как же человек думает? Наше мышление можно представить в виде последовательности шагов – стратегий. Вот как раз эти самые стратегии можно выяснить, изучить и использовать. Например, как выглядит одна из стратегий. Молодого человека спрашивают: Напоминаю, что модальность внутреннего представления в НЛП называется репрезентативной системой. Таких представлений можно выделить 6: В – визуальное вспоминание; ВК – визуальное конструирование; А – аудиальное вспоминание; АК – аудиальное конструирование; Ад – дигитальная система (внутренний диалог); К – кинестетика. Это если делить репсистемы по модальностям. Но можно поделить и по функциям. Ведущая репрезентативная система – та, что запускает процесс мышления. В примере с шатенками, она была Визуальной. Если вы понаблюдаете за людьми, то можете заметить забавную вещь. Например, человека спрашивают (одновременно наблюдая за ключами глазного доступа): Перед вами человек с ведущей кинестетической системой – кинестетика запускает его процесс мышления. По крайней мере, в стратегии памяти. Понятно, что может быть и по-другому. Человека спрашивают: - Как шумит море, - и он сначала лезет в визуальную систему, сенсорно представляя, что такое море, а потом только в аудиальную. Вот у него ведущая система визуальная. Основная репрезентативная система – наиболее развитая и предпочитаемая репсистема человека. Когда говорят Аудиал, Визуал, Кинестетик, Дигитал как раз и подразумевают, что ведущая система человека соответственно аудиальная, визуальная, кинестетическая и дигитальная. В большинстве случаев, основная репсистема совпадает с ведущей. А вот если не совпадает – ведущая становится неосознаваемой. То есть человек получает ответ, но откуда он взялся понять не может. Впрочем, как и контролировать ответ. Разницу можно описать при помощи метафоры. Если вы приходите в супермаркет, на кассе вам выдают чек, в котором напечатан список покупок и их цена - и вы можете проверить конечный результат. Но в более мелких магазинах часто выдают чек просто с конечной суммой - и из чего она сложилась уже проверить довольно затруднительно. Референтная репрезентативная система – где человек получает результат оценки. Например, у молодого человека в ситуации с шатенками референтная система была кинестетическая. Он чувствовал, что они ему нравятся. Но, естественно, референтными могут быть и аудиальная, и визуальная, и дигитальная системы: Итак, в крайне простом варианте описании (более подробно структуру стратегий мы будем разбирать на следующем занятии, при описании модели ТОТЕ), например при ответе на вопрос с просьбой определить, нравится ему что-то или нет, мыслительный процесс человека будет связан с тремя этапами переработки информации:
Во время поиска человек просто пытается добраться до «каталога» – например, понять что обозначает слово. Чаще всего это поиск сенсорного представления:
Репрезентация. После того, как человек понял "о чем собственно речь", он уже получает доступ к более полному опыту, связанным с этим объектом:
Шаг поиска – это скорее процесс нахождения ссылки в оглавлении, а репрезентация – чтение самой статьи. На этапе репрезентации у человека может быть много переходов по системам представлений. Например, для того, чтобы сконструировать крик слона в розовый горошек (АК) человек сначала вспоминает, как выглядит слон (В), потом вспоминает, как выглядит розовый горошек (В), потом конструирует слона в розовый горошек (ВК), и только потом уже представляет звук, который он может издать (АК). На этапе референции человек дает оценку: нравится – не нравится, хорошо – плохо, много – мало и т.п. Естественно, если от человека не требуется что-либо оценить, этот шаг в стратегии будет отсутствовать. Эта последовательно действий вполне чётко может выражаться в языке. - Выслушав вас (А) и обдумав ситуацию (?), я не вижу возможности продолжать разговор (В). Правда, часто люди не проговаривают всех шагов своей стратегии, а если и проговаривают, то могут опускать модальность шага. Вот здесь нам как раз и помогут Ключи Глазного Доступа. Например, по фразе: - Я посмотрел на ваше предложение (В) и оно меня не устраивает, - нельзя определить модальность референтной системы. Но по КГД – можно. Например, если при фразе «оно меня не устраивает» человек смотрит направо вниз, то референтная система кинестетическая, налево вниз – дигитальная. Как это использовать
Структура мышленияКГД во многих случаях помогают понять, какие именно процессы происходят в голове человека при ответе на вопрос. Упражнение «Ключи глазного доступа и репрезентативные системы»Объединитесь тройки и исследуйте последовательность внутренних переходов. Операторы задают Клиенту вопросы, требующие оценки: - Тебе нравятся георгины? - Какой зверь больше: лев или белый медведь? Восстановление информацииЛюди в разговоре часто опускают сенсорную модальность внутреннего процесса, употребляя неопределённые глаголы: думал, знал, размышлял, представил, осознал, вспоминаю. Сопоставляя КГД и речь, можно восстановить эту опущенную информацию, даже не задавая дополнительных вопросов. Зная же стратегию, можно под неё легко подстроиться. Упражнение «Восстановление информации»Определите модальности каждого из шагов предложенных вариантов стратегий. Например: В – Ад – К.
Подстройка под стратегию мышленияОдна из вещей, под которой учат в самом начале обучения НЛП – подстройка под предпочитаемую модальность. Но знание стратегий позволяет подстраиваться на более глубоком уровне. Есть история, как один НЛПер пытался заключить договор с одним бизнесменом, но как-то не складывалось. А этот бизнесмен в том числе читал лекции студентам, и пригласил НЛПера встретиться с ним после лекции. Тот пришёл несколько раньше и послушал, как бизнесмен говорит. Но так же знание стратегий позволяет не только подстраиваться, но и вести, например, менять содержание его шагов. Упражнение «Подстройка под ключи глазного доступа»В тройках: Режиссёр, Оператор, Клиент. Режиссёр держит схему КГД так, чтобы она была видна Клиенту, но не видна Оператору. На схеме он показывает Клиенту, куда у него должны быть направлены глаза. Оператор что-то рассказывает Клиенту, подстраиваясь под его КГД. Рассказ должен быть достаточно связан. - (К) Я вчера пришёл с работы, так устал. А с кухни такие запахи – и сразу под ложечкой засосало. (ВК) Я себе представил рыбу, запеченную в сметане. На большой красивой тарелке. С укропчиком сбоку. (Ад) И я спросил себя – это действительно то, что я хочу? А если это будет что-то другое? Как я отнесусь к этому? (А) Но тут я вспомнил шкворчание масла на сковородке, шипение пара и бряцание посуды... Режиссёр следит за тем, на сколько точно Оператор отреагировал на изменение КГД. Желательно дать Оператору сказать не менее 2-3 предложений в заданной репсистеме, прежде чем переходить к следующей. Упражнение «Рассказ по стратегии»Сделайте небольшие рассказы для каждой из приведённых ниже стратегий: В-АК-Ад; К-В-К; Ад-ВК-В; В-Ад-К; А-В-ВК. По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru Обращение к авторам и издательствам: |
Звоните: (495) 507-8793Наша рассылка |