Подробнее о субмодальностях
Наш мозг поступает чрезвычайно хитро. Он разделяет субъективный опыт и объективный. Это означает, что ситуация, которая когда-то была для нас неприятной, через какое-то время может стать нейтральной, или, даже, приятной. И наоборот. Вы слышали фразу: ”Ты мне испортил всю жизнь”. Через 10 лет взаимной жизни вдруг вся жизнь стала испорченной. Человек сам взял и переобозначил. Сделал свою жизнь плохой. Вы можете найти множество примеров того, как человек переобозначает собственный опыт, как в одну, так и в другую стороны. Но как он это делает? Но сначала мы попробуем понять, как человек кодирует свою оценку. Как он узнает, что является хорошим, а что не очень. Проведем маленький опыт. Вспомните неприятную ситуацию. Мне бы хотелось, что бы вы вспомнили то, что в этой ситуации вы видели. Какие там цвета? Обычно это серый, черный, коричневый, грязно желтый. Чаще всего цвета темные и как бы “грязных” оттенков. А где расположена картинка? Покажите рукой, где относительно вас расположен тот экран, на котором вам показывают фильм об этой ситуации. Хорошо. А теперь вспомните приятную ситуацию и скажите какие там цвета. Здесь уже золотистый, голубой, зеленый, розовый. А где расположена эта картинка относительно вас? Покажите рукой. А теперь возьмите и отодвиньте неприятную картинку. Что происходит? Обычно сразу начинают говорить, что ситуация становится более спокойной. Верните ее на место. А теперь приблизьте. Что происходит с вашими переживаниями по поводу этой ситуации? Поставьте ее на такое расстояние, где бы вам хотелось. Проделайте все эти действия с приятной ситуацией. Итак, мы сейчас сделали великолепную вещь. Мы научились управлять собственным опытом. Сознательно. Хочу обратить ваше внимание, что такие вещи как расстояние и яркость обычно влияют наинтенсивность переживаний, а место и цвета – на знак ситуации. У человека 5 органов чувств: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Но в НЛП используют понятие 3-х каналов: Визуальный (В). Аудиальный (А). Кинестетический (К) В НЛП эти три канала восприятия называются еще модальностями. А различия в описании в пределах самих каналов – субмодальностями. То есть яркость, контрастность, дальность, цвета, местоположение, объем – это субмодальности зрительного канала. А громкость, ритмичность, высота звука – слухового канала. Субмодальности не касаются содержания, они касаются только описания.Так вот, весь субъективный опыт наш мозг кодирует при помощи субмодальностей. И менять свое отношение можно тоже при помощи субмодальных изменений. Критическая (ведущая) субмодальность. Мозг обычно пользуется для определения всего одной характеристикой. Чтобы не усложнять процесс. Все остальное просто прилагается. Вот критическая субмодальность - это тот наиболее важный параметр. Меняя его вы меняете все. На практике это обозначает, что после изменения критической субмодальности автоматически меняются все остальные. И переживания тоже... :: Визуальные субмодальности. Давайте возьмем картинку и попробуем на ее примере посмотреть, что такое визуальные субмодальности. Это как бы 'эталон', а то, как ее можно представить - это будет некий внутренний язык мозга, кодировка отношения. Для каждого человека она своя, но некоторые вещи для большинства будут обозначать приблизительно одно и то же. Для удобства справа будут даны вопросы, которые могут помочь определиться с этой субмодальностью. В наших проблемах есть как бы, две части. То, что нам мешает и то, что мы просто не умеем делать. Если вы с детства ходили в кандалах, тогда то, что вам мешает бегать - это кандалы . Но если вы их скинете совершенно не обязательно, что вы немедленно сможете бежать. Вам еще надо будет научиться этому. Так вот. Очень часто неприятные воспоминания - это те кандалы, которые нам мешают бегать. Поэтому давайте научимся от них избавляться, если они нам не нужны. Мы будем сейчас работать двумя способами. С изображением и звуком. Я предлагаю вам попробовать оба и выбрать тот, который для вас будет работать лучше. А теперь разбейтесь на пары. Один из вас будет Учеником, а второй Инструктором. Он будет говорить первому, что делать. Исходя из инструкции, которую я вам сейчас дам. Попробуйте так. Один работает со звуком, а второй с картинкой. Но если у кого-то не получается, попробуйте поработать вместо звука с изображением, и наоборот. 1. Выбор ситуации. Выбрать неприятную ситуацию. Если вы работаете со звуком, тогда желательно, что бы она была связана с разговором. Если с образами, тогда это не важно. Главное картинка. 2 а. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа со звуком. Попробуйте сделать звук тише. Можно представить, что перед вами регулятор громкости. Или дистанционный пульт от телевизора и вы уменьшаете звук. А возможно это у вас получиться само собой. 2 б. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа с изображением. Отодвиньте картинку. Если не получается сразу, можно попробовать взять ее руками и ими и отодвинуть. Можно поработать с яркостью или размытостью. Посмотрите, что влияет сильнее, с ним и работайте. 3. Изменение оценки ситуации. После того, как вы смогли уменьшить звук, отвлекитесь, потом попробуйте вспомнить ситуацию в первоначальном варианте и опять уменьшите громкость. Так надо сделать раз 5-7. Учтите, что уменьшать громкость надо очень быстро, стараясь с каждым разом делать все быстрее и быстрее. Вспоминать можно и медленно, а вот уменьшать звук надо стараться чрезвычайно быстро. При работе с изображением сделайте то же самое с расстоянием. Или с яркостью, если она влияет сильнее. Или с размытостью... 4. Проверка. Попробуйте после этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если все работает - звук сам, без вашего вмешательства, станет тише. ( Она отдвигается, становится более размытой и тому подобное). Если нет - попробуйте проделать пункт 3 еще раз, но на большей скорости. Если не получиться, попробуйте проделать все то же самое, но не уменьшать звук, а отодвигать картинку. То есть попробуйте не со звуком, а с изображением. А если работали с изображением, попробуйте со звуком. 5. Обучение подсознания. А теперь нам надо обучить наше подсознание делать это автоматически. Это не означает, что вы больше не сможете вспоминать неприятные ситуации. Это означает, что ваше бессознательное само теперь сможет выбирать наиболее подходящую интенсивность переживаний. А теперь надо попробовать объяснить бессознательному то, что мы от него хотим. Для этого проделайте пункты 1-4 еще с 2-3 ситуациями. 6. Проверка работоспособности. А теперь попробуйте вспомнить любую неприятную ситуацию. Если она сама измениться в сторону уменьшения интенсивности переживаний, то все работает. В данном упражнении стоит обратить внимание на следующее. Для некоторых, главное в ситуации будет отдаление картинки, а звук будет не столь важен. Для других - основное - это звук, что ему говорят. Тогда ему лучше и работать с ним. Обычно, у таких людей, одновременно с уменьшением звука, картинка, тоже, либо отдаляется, либо темнеет, либо покрывается туманом и т.п. Источник: trenings.ru Все статьи Автор статьи: Александр Любимов
![]() Обращение к авторам и издательствам: |
![]() Звоните: (495) 507-8793![]() Наша рассылка![]() ![]() |