Алдер Хэрри "НЛП. Современные психотехнологии"

Опускание глаголов

Глаголы точно так же могут опускаться. Например, если вам говорят: «Его отношение меня беспокоит» или «Она «зарубила» предложение», в ответ вам следует задать вопрос: «Почему его отношение вас беспокоит, что именно он делает?» или «Каким образом она не дала предложению хода?», «Что именно она сказала или сделала?» В языке существует множество глаголов, имеющих общий смысл (научился, помогли, отправился и т. д.) и поэтому нуждающихся в уточнении – как, где и когда. В подобных случаях опускаются элементы, относящиеся к глубинной структуре языка. Задайте вопрос: «Как конкретно..?», для того чтобы выявить смысл, который, по-видимому, присутствует в данной фразе, но не доступен вашему пониманию, так как не соответствует вашей карте смыслов.

Номинализации

Язык изобилует самыми разнообразными словами и выражениями, которым явно недостает определенности. «Мне не хватает чувства удовлетворения» – это неплохое заявление, но оно практически бесполезно в плане общения. Что значит «чувство удовлетворения» для вас, для меня или для кого-то другого? Что же должно произойти, чтобы вы, наконец, обрели это чувство? Мы можем обнаружить в языке множество других номинализаций. Таких как страх, поражение, успех, впечатление, управление, уважение, образование, убеждение, направление, счастье. У каждого из этих слов есть, вне всякого сомнения, свой точный смысл, который становится понятен в контексте общения, но почти полностью отсутствует в поверхностной структуре языка. Потому нам остается только догадываться об этом смысле, возможно, заблуждаться, сердиться по ошибке или столь же ошибочно радоваться. Однако постарайтесь понять истинный смысл сказанного собеседником. И используйте это знание для наведения мостов между вашими картами реальности.

Номинализаций – это своего рода черные дыры, в которых могут исчезать определенные существительные (кто или что) и определенные глаголы (что они на самом деле делают?). И точно так же, как черные дыры, номинализаций не видны сами по себе, поскольку эти слова в грамматическом отношении вполне корректны. При всем том они весьма популярны среди людей.

Превратите любую номинализацию в нечто более конкретное, спросите: «Кто делает, что именно и как он это делает?» Вам придется запастись терпением, для того чтобы научиться распознавать номинализаций и подбирать подходящий ответ.

Суждения

Эта языковая схема известна под названием «утраченного перформатива». Но каким бы страшным ни казался этот лингвистический жаргон, речь здесь идет о наверняка хорошо знакомом вам виде утверждений. Например, часто можно услышать: «Диета может быть опасна для вашего здоровья». Здесь неясен источник данного суждения. «Кто так сказал?» или «На каком основании вы так считаете?» – вот лучшие варианты ответа на подобное заявление.

Сравнения

В этом случае слова-сигналы – это наречия сравнительной степени (лучше, лучший и т. п.) или слова, предполагающие произведение сравнения (богатый, слабый, сильный, интеллигентный и т. п.). В каждом подобном случае не хватает сравнительного критерия. Фраза «Валерий – самый лучший оратор» предполагает вопрос: «Лучший по сравнению с кем? В каком смысле самый лучший?». В другом случае хочется спросить: «Умный по сравнению с кем – с Эйнштейном, с вашей пятилетней дочерью, с вашими коллегами или еще с кем-то?» Подобные сравнения часто выглядят весьма нереалистичными и нелепыми, поэтому, собственно, нет нужды их особо обсуждать, необходимо всего лишь восполнить пропущенное смысловое звено. Просто задайте вопрос: «По сравнению с кем или с чем?»

Искажения

«Чтение мыслей»

Иногда кажется, что один человек знает, о чем другой думает в данный момент. Признаками такого «чтения мыслей» являются фразы типа «Вы в этом не уверены, не правда ли?» или «Я знаю, что вам это не нравится». Глубинный смысл первого высказывания будет следующим: «Вы качаете головой, щурите глаза и хмурите брови», а второго – «Вы держите все время руки скрещенными на груди, не смотрите на меня, сидите ссутулившись, а затем встаете и выходите вон…». Вариантом той же ситуации является случай, когда от вас самого ожидают чтения мыслей другого человека: «Если бы вас это заботило, вы смогли бы понять мои чувства» или «Вам следовало бы знать, что я непременно так сделаю». Такие высказывания предполагают наличие определенного рода сенсорной чуткости у собеседника, но их конкретное языковое выражение приобрело совершенно искаженную форму. В подобной ситуации можно в ответ спросить: «Как именно, по вашему мнению, я смогу узнать ваши чувства и мысли?»

Иногда можно использовать другие схемы мета-модели. Например, в ответ на упрек «Ты не ценишь того, что я делаю» можно спросить: «Почему ты решил, что я тебя не ценю?» Следующая же фраза – «Потому что ты никогда не покупаешь мне цветы и конфеты» – является комплексным эквивалентом. Получается, что ценить кого-то – это значит покупать ему цветы и шоколад, что это одно и то же. Весьма спорное утверждение по меньшей мере. Кроме того, не добавляет ясности обобщение – наречие «никогда». В этом случае можно задать совсем простой вопрос: «В самом деле никогда?» В подобных ситуациях наша задача должна состоять в том, чтобы более глубоко понять смысл фразы, а затем использовать это понимание для повышения эффективности общения и планирования нашей последующей деятельности на его основе. В любом случае «чтения мыслей» уместно будет спросить: «Откуда вы все это знаете?» или же: «Как я могу все это знать?»

Причина и следствие

В этом случае речь идет о предполагаемой связи между некоторой причиной и следствием. Фраза «Этот цвет придает вещи дешевый вид» подразумевает, что причиной дешевого вида вещи является именно ее цвет. Выражение «Я бы уже закончил работу, но Макса не оказалось на месте» также содержит намек на причинно-следственную связь, однако не уточняет, в чем именно причина не сделанной вовремя работы – то ли Макс не отвечал на телефонные звонки, то ли какие-то иные обстоятельства помешали завершению работы. Все это очень напоминает использование в разговоре комплексного эквивалента. Отличие состоит лишь в том, что здесь утверждения следуют одно за другим часто в хронологическом порядке, а не объединены в конструкцию, как в случае комплексного эквивалента. Определение слов, по которым можно было бы распознать данную схему, не существует. Ключевым, однако, может оказаться союз «но»: «Я бы сказал ему, но он ведь с ума сойдет» (причина: сказал ему, следствие: сошел с ума). Заметьте, что в этом примере также присутствует «чтение мыслей», которое мы довольно часто используем в процессе нашего общения, равно как и эмотивную номинализацию типа «сошел с ума».

Пресуппозиции

Примером предпосылочного суждения может быть следующее утверждение: «Нельзя начинать новую карьеру в моем возрасте». Пресуппозиции отражают наш взгляд на мир, наше представление о жизненных ценностях, наши принципы и предпочтения. Довольно часто вопрос «почему?» уже включает в себя некоторые пресуппозиции. Например, вопрос «Почему ты сам все это не организовал?» предполагает, что вы чего-то не сделали, не предприняли надлежащих мер (что, несомненно, входило в ваши обязанности). Этот вопрос означает также, что дело нуждалось в специальной организации и что это дело имело некоторое отношение к спрашивающему вас человеку. Классическим примером искажений подобного типа является история про продавца, который спрашивает покупательницу: «Какое платье вы выбрали, мадам, черное или красное?» Продавец уже заранее решил, что интересует даму. Разного рода искажения встречаются в процессе общения очень часто. Вот только несколько примеров:

  • Если вы поразмыслите над этим, то поймете (предпосылка: вы недостаточно размышляли об этом деле, вы вообще плохо умеете думать).

  • Почему вы не внесли их в список? (Вы неправильно составили список.)

  • Вы такой же медлительный, как Боб (Боб – очень медлительный человек).

Для того чтобы справиться со всем этим множеством искажений, нужна изрядная сноровка. В обычной ситуации вопрос типа «Что заставляет вас думать, что..?» позволит вам выявить те пресуппозиции, которые стоят за каким-то высказыванием вашего собеседника.

Несколько полезных советов

Использование мета-модели даст вам возможность:

  • быстро вникнуть в суть дела, отделять реальные проблемы от мнимых;

  • «думать на ходу»;

  • выявлять «скрытые мотивы»;

  • решить самые разные проблемы при помощи последовательно задаваемых вопросов;

  • мыслить более четко;

  • контролировать собственные чувства, не придавать слишком большого значения поверхностной структуре языка;

  • сделать ваше общение более эффективным (будь то беседы с глазу на глаз, групповое обсуждение или письменное сообщение);

  • стать более уверенным в себе, избегать натянутости в общении;

  • развить способность слушать собеседника;

  • научиться определять, что думают и чувствуют другие.

Учиться применять мета-модель на практике следует постепенно. На первых порах не стремитесь много говорить сами – просто слушайте и старайтесь распознать те схемы, о которых шла речь в этой главе. Отмечайте при этом, что вы чувствуете, когда открываете для себя все многообразие истинных значений слов и начинаете осознавать, что язык может отражать лишь их поверхностное значение. Затем начните формулировать – пока только в голове – собственные ответы на схемы мета-модели и также отмечайте, что вы чувствуете при этом. Кроме того, отмечайте те моменты процесса общения, которым вы прежде не уделяли внимания. Затем следует начать произносить сформулированные вами в воображении ответы. Но делать это необходимо крайне осторожно, только убедившись в том, что контакт с собеседником не утрачен и что вы не вызвали у него чувства раздражения или неприязни. Любой неверный шаг при использовании мета-модели неизбежно ведет к потере контакта, не говоря уже об испорченных отношениях. И все время помните, какую цель вы преследуете при общении. У вас всегда есть выбор. Вы можете обратить основное внимание на тот или иной подход, на логику или образное мышление, использовать преимущественно правое или левое полушарие мозга или одновременно оба. Поэтому отберите то, что вам показалось наиболее ценным и полезным, то, что вам пригодится в повседневной жизни. Не забывайте о четырехзвенной циклической модели успешной деятельности – определите, что вам надо, действуйте, будьте в достаточной мере гибкими, будьте готовы к переменам. И так – до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата.

Часть четвертая. Личная успешность

Глава 10. Изменение поведения

Эффективное поведение

Ваша личная успешность в конечном счете зависит от того, что вы делаете. Информация – это могучая сила в достижении поставленной цели, но она – не только знание. Информация – то, что вы делаете со своими знаниями, а это уже большая разница. Любой результат, в итоге, достигнут теми или иными действиями, а не возвышенными мечтаниями и размышлениями. Но это улица с двусторонним движением, негативное поведение, конечно же, – особенно в привычных его формах – довольно часто является причиной многих неудач. Даже записные активисты, которых обычно так ценит руководство, могут ошибаться (и завести дело в тупик).

Мы уже неоднократно говорили о важности того, чтобы все действия были ориентированы на стоящую перед вами цель.

Действуем без размышлений

НЛП исходит из того, что большая часть наших поступков бессознательна. В этом легко убедиться, ведь часто мы совершенно не задумываемся над тем, что в тот или иной момент делаем. Это относится, в первую очередь, ко всем привычным действиям – начиная от пробуждения, одевания и умывания, кончая вождением машины и составлением балансового отчета. Таким образом, бессознательное – подводная часть айсберга сознания – некоторым образом связан с теми элементами нашего поведения, которые, по крайней мере в настоящее время, не требуют сознательного размышления. Некоторые психологи утверждают, что таковы более чем 90 % наших действий. Любопытства ради вы можете составить собственный список дел за день и посмотреть, какая часть из них носит автоматический и полуавтоматический характер, а какая требует сознательных усилий. Даже сложная техническая работа может со временем стать рутинной, так что вы уже не будете больше задумываться о своих действиях. И наоборот, напряженное размышление над каким-то сложным моментом деятельности обычно связано с вытеснением из сознания всех остальных проблем, будь то профессиональные или домашние заботы, в то время как привычные действия осуществляются как бы в «фоновом» режиме и притом с завидной эффективностью.

Как достичь бессознательной компетентности

Способность действовать на «автопилоте» составляет одну из основ личного совершенства. В НЛП применяется термин бессознательная компетентность для обозначения этой важной составной части весьма полезной модели обучения успешности ваших начинаний.

Путем сознательного усилия мы можем удержать в голове только несколько мыслей или проблем одновременно. Все это особенно очевидно тогда, когда мы еще только учимся играть на пианино, водить машину или работать на компьютере. Компетентность приходит только вместе с практикой, только тогда набор действий преобразуется в некий единый, не требующий отдельного размышления комплекс. Совершенство выглядит естественно – как ваша мать, которой всегда удавалось одновременно справляться со всем этим множеством дел на кухне. Именно так все и должно быть, когда мы достигаем стадии бессознательной компетентности.

Совершение нескольких действий одновременно

Если основная ваша деятельность в данное время не требует полного и безраздельного внимания, сознательных усилии, вы можете в это время заниматься также чем-то другим. Это неоценимо важное обстоятельство. Когда вы играете в теннис, то, вместо того чтобы размышлять о технике совершения удара, вы можете думать о тактических приемах или своей стратегии в этом матче, а это даст вам серьезное преимущество. Если вы будете в состоянии легко и свободно выступать перед аудиторией на конференциях, то сможете больше внимания уделить чему-то иному, каким-то особым аспектам выступления, контакту с аудиторией, тому, что говорили другие ораторы и так далее. Именно эта способность концентрироваться на том, что особенно важно в данный момент, а не на механизмах поведения, и позволяет компетентности дорасти до уровня подлинного совершенства, мастерства.

Высвобожденные таким образом силы пойдут на развитие интуиции и творческого воображения, сообщая вашему мышлению дополнительную глубину и оригинальность. Это также отличительная черта людей, умеющих хорошо и продуктивно общаться. О таких людях говорят: «Она легко ладит со всеми» или: «С ним так легко!» Это и есть общение на уровне бессознательной компетентности.

Генератор нового поведения

НЛП может разными способами изменять наше поведение. Одной из таких техник является весьма популярный способ под названием «Генератор нового поведения», с помощью которого вы можете подвергнуть преобразованию любой не удовлетворяющий вас компонент поведения или вообще создать себе новый стиль. Этот способ основан на уже хорошо знакомых вам трех основных системах сенсорного восприятия: зрении, слухе и осязании. Для подсознания не существует особой разницы между реальным поведением и тем, которое было всего лишь достаточно ярко и живо представлено в воображении. Так, например, если ваши мысли во время какой-нибудь скучной лекции унеслись куда-то далеко, это значит, что в тот момент для вас реальностью была не лекция, а ваши фантазии и созданные вами образы. То же самое можно сказать и о поездке в машине, когда вы совершенно не задумываетесь ни о дорожных знаках, ни о местности, по которой едете, но тем не менее прекрасно помните, о чем думали в тот момент.

Значение данного принципа трудно переоценить. Именно на его основе строятся различные техники визуализации, с помощью которых мы можем оперировать с воображаемым будущим как с реальностью. Этим мы обязаны деятельности правого полушария мозга. С помощью этого «генератора нового поведения» вы сможете обрести уверенность в себе, которая особенно необходима во время выступления на публике или собеседования при приеме на работу. Технику «Генератор нового поведения» вы также можете применить в случае необходимости создания мотивации для совершения какого-нибудь действия, скажем, для того чтобы навести, наконец, порядок на письменном столе или заняться работой, которая прежде вас не слишком воодушевляла. Помимо профессиональной деятельности, данный метод может использоваться по отношению к любому привычному типу поведения, который вам очень хотелось бы как-то изменить, или для создания некоего нового стиля поведения в спорте, развлечениях или в любой иной сфере, в которой вы несколько неуверенно себя чувствуете.

1. Прежде всего определите, что именно в своем поведении вы хотели бы изменить или какой новый стиль поведения хотели бы приобрести.

2. Опишите его для себя, представьте себе, как вы должны при этом выглядеть, что можете услышать или ощутить.

3. А теперь вообразите себя самого, осуществляющего этот новый стиль поведения в некоторых конкретных ситуациях. Постарайтесь отмечать все, что вы должны при этом увидеть, услышать или почувствовать, а также помните об ответной реакции людей, включенных в ваше «кино». Если вам не удастся представить себя в таких ситуациях, постарайтесь вообразить кого-то из знакомых.

4. Если при этом что-то не будет вас удовлетворять в полученном образе, вернитесь к этим моментам еще раз и постарайтесь исправить их в своем сознании. Добейтесь такого состояния, которое бы полностью вас удовлетворяло.

5. Когда получившаяся «картинка» полностью вам понравится, «войдите» в нее, представьте самого себя, поступающего именно таким образом. И вновь отмечайте все, что вы можете в этой ситуации увидеть, услышать или почувствовать, а также ответные реакции включенных в «картинку» людей.

6. Вы вновь можете что-то изменить в ситуации, вернувшись на стадию 3. Отмечайте при этом любые изменения в своем состоянии, соответствующие изменениям в «картинке».

7. Когда вы будете полностью удовлетворены сконструированным вами представлением, подумайте о том, что могло бы быть сигналом – внешним или внутренним, зрительным, слуховым или осязательным, – который подсказал бы вам, что пора этот новый тип поведения опробовать на практике. Таким сигналом, например, могла бы быть встреча с кем-нибудь, пребывание в определенном месте, ваш выход на сцену при публичном выступлении, внезапная слабость в желудке и т. п.

8. А теперь проделайте все это на самом деле. Представьте себе, что условный сигнал получен, время перемен наступило. Обратите внимание на то чувство удовлетворения, которое вас при этом посетит.

Оказывается, многие из людей, добившихся в жизни значительных успехов, использовали нечто подобное этой схеме, причем она была одним из ключевых моментов их личностного совершенства.

Приобретаем опыт

Теперь нужно выбрать подходящий момент, для того чтобы опробовать новый тип поведения. Эту модель можно применять в самых различных ситуациях, и чем чаще вы ею пользуетесь, тем лучше она работает. Всякий раз, когда перед вами будет возникать необходимость изменения собственного поведения, вы сможете обращаться к модели Генератора нового поведения, и она неизменно будет сообщать вам чувство большей уверенности в себе. Причем эта уверенность будет основываться на реальном опыте, поскольку в этом процессе принимало участие ваше сознание. Чем больше будет у вас подобной «мысленной» практики, тем более уверенно вы в итоге будете себя чувствовать и тем большим опытом пребывания в такого рода ситуациях вы будете обладать. Обретенное таким образом чувство уверенности, в свою очередь, не может не оказать благотворного влияния тогда, когда вы начнете осуществлять действительные перемены в своем поведении. Старайтесь придерживаться в своей деятельности основных правил, которые говорят о необходимости придать вашим представлениям ясность и живость, и постоянно совершенствуйте приобретенные вами навыки.

Как поддерживать себя в форме

Если у вас возникли трудности с выполнением этого задания, то, возможно, вам следует поупражняться в создании достаточно ярких и реалистичных внутренних образов и представлений. Нужны постоянные тренировки для поддержания в форме мыслительных процессов. Другой возможной причиной неудач с предыдущим заданием может быть неправильная постановка цели с позиций критерия «хорошо поставленной цели», а также экологического теста НЛП. Поэтому еще раз обратитесь к соответствующим главам второй части нашей книги. Если при этом выявятся иные внутренние силы, вызывающие нежелательный для вас результат, то следует еще раз пересмотреть свои жизненные приоритеты, а также их взаимоотношение с интересами и целями окружающих людей. Часто все проясняется на стадии «шага в будущее», когда вы мысленно представляете себе свое будущее поведение и отмечаете свои по этому поводу ощущения. Все подсознательные намерения обычно проявляются уже на этой стадии, по крайне мере, в виде некоего дискомфорта при представлении определенной ситуации.

Эффективность действий зависит также от того, что вы при этом чувствуете, от ваших убеждений и установок.

Глава 11. Обуздание чувств и изменение установок

Обуздание чувств

Итак, чувства влияют на поведение, причем как позитивно, так и негативно. Если вы чувствуете, что вам почему-либо не по себе или что ваше побуждение к действию недостаточно сильно, это непременно отразится на вашем поведении – в течение нескольких часов, возможно, у вас не будет получаться ничего путного. И наоборот, если вы находитесь в хорошей форме и настроены на рабочий лад, то сможете такого натворить… Естественно, ваши действия при этом будут гораздо более эффективными, чем в любое другое время. В обычной ситуации мы можем контролировать наши чувства в такой же незначительной степени, как и свои привычки. Если бы мы могли всегда рационально подходить к своим эмоциям и по своей воле «включать» стимулирующие чувства и настроения, наша жизнь переменилась бы самым радикальным образом.

Эмоциональные переключатели

Прежде всего давайте выясним, насколько подвижны и тонки ваши чувства.

Известно, что, казалось бы, безобидное слово, жест, выражение лица, звук телефонного звонка, запах, ассоциирующийся с определенными воспоминаниями прошлого, даже тот или иной цвет могут легко испортить настроение. Существенную роль (положительную или отрицательную) – могут сыграть разного рода «эмоциональные переключатели». Например, при общении те чувства, которые вызывает у собеседников предмет обсуждения, или чувства, которые они вызывают друг у друга, значат куда больше, чем суть беседы. Поэтому огромное значение имеет умение управлять своими чувствами и чувствами собеседника в процессе общения, особенно в некоторых критических ситуациях.

Упражнение

Как поднять свое настроение за одну минуту

Чем увереннее вы будете чувствовать себя при использовании своего субъективного опыта, своих внутренних представлении, тем лучше вы сумеете управлять своими чувствами и поведением. Попробуйте проделать следующее упражнение.

1. Оцените свое нынешнее состояние (самочувствие и настроение) по десятибалльной шкале. Наивысшая оценка – десять – означает, что вам никогда еще не было так хорошо, а самая низкая оценка, наоборот, говорит о том, что вам никогда еще не было так плохо.

2. Восстановите в памяти какой-нибудь из наиболее приятных моментов в своей жизни, например, когда вам удалось сделать что-то действительно стоящее. Или когда вы получили особое признание своих заслуг (или когда вы по какой-либо иной причине чувствовали себя на седьмом небе от счастья). Постарайтесь восстановить свои переживания как можно более полно. Начните со зрительных образов, затем вспомните звуки и все другие ощущения, связанные с этим приятным событием в вашей памяти. Соберите все свои впечатления вместе и насладитесь ими в полной мере, как будто вы вновь оказались в уже прошедшем времени.

3. Осторожно перенеситесь в настоящее время и вновь оцените свое состояние.

Весьма вероятно, что после выполнения этого упражнения ваше самочувствие заметно улучшится. Таким образом, вы убедитесь, что можете сознательно влиять на свое эмоциональное состояние. Если у вас все же остались некоторые сомнения (например, если изначально вы и так находились в состоянии эйфории), повторите это упражнение, но на этот раз вспомните что-нибудь исключительно неприятное и понаблюдайте за своим состоянием. Вывод крайне прост: вы вполне можете контролировать собственные эмоции, если считаете это нужным и знаете, как это сделать.

Чувства и физиология

Чувства имеют еще одну важную особенность, которая дает возможность их контролировать: они довольно тесно связаны с нашим телом. Когда вы заняты какими-то подсчетами или логическими умозаключениями (то есть когда работает в основном левое полушарие головного мозга), ваше лицо неминуемо принимает непроницаемое выражение, как у игрока в покер. Переживаемые вами чувства отражаются на многих физиологических характеристиках: частоте пульса и дыхания, высоте и тембре голоса, нюансах языка тела и т. д. Итак, даже на базовом уровне существует тесная связь между чувствами и физиологией, причем эта связь носит взаимный характер. Ваши чувства влияют на тело, и, наоборот, состояние тела влияет на то, как вы себя чувствуете. Попробуйте, например, воспроизвести поведение и физиологические характеристики человека, который чувствует себя несчастным, включая его позу и выражение лица. Через некоторое время вы и сами почувствуете себя несчастным. Или же, наоборот, попробуйте сделать так, чтобы почувствовать себя счастливым человеком. Итак, настроение можно изменить, направив мысли в другое русло (это в вашей власти), или изменив поведение (это также в вашей власти), или же – используя оба способа. Теперь вы сможете подкреплять свои действия, направленные на достижение определенной цели, позитивными, побуждающими двигаться дальше чувствами. А они, в свою очередь, будут зависеть от того, что и как вы делаете.

Изменение установок и убеждений

Наши привычные чувства могут легко трансформироваться в некие глубоко укоренившиеся взгляды на различные стороны жизни, которые практически постоянно оказывают влияние на различные аспекты нашего поведения. Поэтому изменение стратегии мышления (скажем, если вы станете более оптимистично, позитивно относиться к жизни) может самым радикальным образом повлиять на всю вашу деятельность. Отношение к миру, как и эмоции, зависит от нашей интерпретации ситуации. Даже появление еле заметного облачка где-то на горизонте можно истолковать совершенно по-разному, в зависимости от того, оптимист вы или пессимист. НЛП расценивает все наши интерпретации собственного поведения как «оправдания». Каждый наш поступок имеет под собой некое оправдание. Что бы мы ни делали, мы нуждаемся в каком-то объяснении или обосновании своих действий, нравятся нам эти действия или нет. Точно так же существуют свои оправдания наших настроений, убеждений, подходов или самооценки. Если вы пролили кофе на скатерть, это можно объяснить тем, что вы переработали и устали, что-то отвлекло ваше внимание, что вы вообще неуклюжий или же просто совершенно несерьезный человек.

А можно подумать, что вы, возможно, были слишком сконцентрированы на важных мыслях о своей работе или увлечены какой-то своей фантазией. Все имеет свое истолкование или оправдание, характер которого определяется (сознательно или бессознательно) всем комплексом наших убеждений, представлений о жизненных ценностях и о самом себе. Итак, большая часть наших действий носит привычный характер, как правило, они не требуют никаких сознательных усилий, поскольку такой же характер имеют наши убеждения и представления. В итоге получается, что привычные мысли и действия взаимно определяют и питают друг друга. Мы всегда будем склонны поступать в соответствии со своими убеждениями, и, наоборот, наши убеждения отражают характерные черты нашего поведения.

Оправдания

Интерпретации, или оправдания, по существу, определяют собой качество нашей жизни. В самом деле, нас постоянно как бы направляет некий внутренний интерпретатор. Но, прежде чем говорить о способах изменения этого внутреннего интерпретатора, затронем некоторые, имеющие к нему отношение, важные принципы. Каждое оправдание имеет три следующие основные характеристики: степень постоянства, степень конкретности и величину доли личностного компонента. Эта простая модель была впервые описана в фундаментальных работах Мартина Селигмана, посвященных изучению влияния оправданий на поведение человека. Прежде всего, обратите внимание на различия между этими характеристиками, а затем, когда будете выполнять упражнение, выберите то оправдание, которое в наибольшей степени подходит для вашего случая.

Степень постоянства

Оправдание может носить временный или постоянный характер. Такие заявления, как «Все кончено» или «Ты никогда это не доделаешь», являются типичными примерами интерпретаций, имеющих окончательный характер. Напротив, такие выражения, как «Получилось не так, как мы ожидали» или «Случай упущен», носят в большей степени временный характер. Имеется в виду, что здесь остаются какие-то возможности для изменения в будущем и не все еще потеряно.

Степень конкретности

Оправдания могут носить общий или конкретный характер. Можно привести следующие примеры оправданий общего характера: «Я ничего не могу продать», «Учителя все такие высокомерные», «Я – законченный неудачник». Помните, при анализе мета-модели в главе 9 мы говорили о роли обобщающих выражений? Примером конкретных оправданий могут быть следующие выражения: «Мне не удалось в этом случае продать то-то и то-то» или: «На этот раз я потерпел неудачу». С позицией «На этот раз я потерпел неудачу» наш мозг вполне может справиться, а вот позиция «Я – законченный неудачник» не оставляет никакой надежды. Помимо всего, последнее высказывание является ярким примером «самоисполняющегося» утверждения.

Величина роли личностного компонента

Оправдания могут носить личный или безличный характер. «Я – ужасный неряха», «Я – безответственный человек», «Это я во всем виноват» – все это примеры интерпретаций личного характера. Их безличными эквивалентами могли бы быть следующие выражения: «То, что я делал, получилось неаккуратно», «Мои действия в данном случае были безответственными», «Моя вина состоит в том-то и том-то». Во втором случае вы занимаете более объективную и конкретную позицию по отношению к своему поведению. Теперь вы можете подумать, как следует изменить свое поведение в будущем и стоит ли вообще это делать.

Оправдания временного, конкретного и безличного характера оказывают на наше поведение гораздо меньшее влияние.

чем оправдания постоянного, общего и личного характера. Как вы уже имели случай убедиться на примере мета-модели, поверхностная структура языка довольно часто бывает иррациональной и неточной, поэтому без особого труда можно придать оправданиям как можно менее постоянный, менее общий и менее личный характер. В этом случае вы не только почувствуете себя лучше и не только более объективно отнесетесь к своему поведению, которое вам не совсем нравится, но и сможете разрушить (изменив характер оправданий) порочную связь между «самоисполняющимися» утверждениями и оправданиями, которые в значительной мере способствуют возникновению мрачных прогнозов относительно самих себя.

Упражнение

Ваш «внутренний интерпретатор»

НЛП предлагает вам эффективный способ изменения своего поведения.

Вы сможете заставить вашего внутреннего интерпретатора работать на вас. При выполнении этого упражнения постарайтесь использовать свое воображение так, как это делает ребенок. Помните, что вы имеете дело с собственным подсознанием, а поэтому обращение к логическому, рациональному (пусть даже и с самой безобидной критикой), скорее всего, не даст никакого эффекта. Вам придется соприкоснуться с такими сторонами своей личности, которые обычно остаются в тени и поэтому с трудом поддаются изучению.

1. Вспомните то время, когда у вас что-то получалось не так, как было задумано.

2. Спросите сами себя, чем это можно объяснить. Внимательно прислушайтесь к своему «внутреннему интерпретатору» и запишите все, что услышите. При этом постарайтесь определить, откуда: извне или изнутри идет этот «голос».

3. Повторите первые два шага на примере двух других эмоционально значимых для вас событий.

4. Теперь посмотрите свои записи и дайте характеристики трем описанным вами интерпретациям. В чем их сходство, а в чем различие?

5. Трансформируйте эти оправдания таким образом, чтобы они стали более оптимистичными. Придайте им временный, конкретный, безличный характер и тем самым отделите себя от собственного поведения.

6. Постарайтесь определить пространственное расположение вашего внутреннего интерпретатора. Возможно, для этого вам придется проделать это упражнение еще раз. Располагается ли источник ваших оправданий каждый раз в одном и том же месте?

7. Поймите, что ваш внутренний интерпретатор – неотъемлемая часть вас самих. Он помогает вам понимать мир. Оцените его заботу. Вы должны быть благодарны ему за то, что находитесь именно там, где вы есть.

8. А теперь используйте свои внутренний интерпретатор для того, чтобы придать еще более позитивный характер оправданиям трех описанных вами ситуаций. Возможно, вам придут на ум какие-то новые варианты интерпретаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться