Эльманович В. И. Нейролингвистическое программирование

Литература. Авессалом Подводный. Введение в астрологию.

Для всех - обучение двойному, тройному и т. д. описанию. "Остановка мира" (см. часть II).

Человек по мере своего духовного роста может выйти за пределы мифа.

IV. САКРАЛЬНЫЙ МИФ. Взаимоотношение человека с Богом. Придерживаются люди с избыточным чувством ответственности. "Высший разум" , "Природная Гармония" . Пока есть связь с ним - здоров; нарушается связь (грех) - начинает болеть.

ТЕРАПИЯ. Несиловые мероприятия, направленные на любовь в группе (в группах). Можно брать на себя роль священника ("отпускать грехи" ). Изменение личной истории.

V. КАРМИЧЕСКИЙ МИФ. "Я тяну свою карму" . Карма "завязана" на причину - - - - >следствие. Работать с "реинкарнацией" .

VI. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ И ТРАНСАКЦИОННОАНАЛИТИЧЕСКИЙ МИФЫ. "Вычисляю, кто в детстве. . . "

VII. МЕДИЦИНСКИЙ МИФ.

ТЕРАПИЯ. "Скажи проще" (по человечески). Когда клиент говорит простым языком, открывается один из других мифов.

уIII. МИФ ТЕХНИЧЕСКИЙ, КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ, НЛП.

Чаще - у астеников. "Эта машинка сломалась - надо заменить детальку" . "Эта программа неэффективна (мучительна), надо ее изменить"

ТЕРАПИЯ. Врач - техник по ремонту или программист. Находясь внутри мифа человек считает его истиной. Исключение - НЛП: мы прямо говорим о себе, что придерживаемся этого мифа, и тем выходим за его рамки.

7. В Х О Д Н Ы Е С И С Т Е М Ы.

ВХОДНАЯ СИСТЕМА - та система, посредством которой человек "достает воспоминания" , "запускает" их. Для данного человека она ведущая. Это система ввода. Потом включается РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА - система вывода. Кроме того, существует РЕФЕРЕНТНАЯ СИСТЕМА - та, с помощью которой вы решаете, является ли известная вам информация истинной или ложной.

Благополучный человек в качестве входной системы может использовать любую систему(В, А, К) в зависимости от ситуации, однако преимущественно пользуется какой - то одной ведущей. В последние годы выделена еще одна входная система - обонятельно - вкусовая - (О). У людей с проблемами ведущая система может быть неосознаваемой, хотя и легко определяется терапевтом. Общепринято определять ведущую систему с помощью глазодвигательной диагностики; последнее время НЛпрограммисты разрабатывают "ушную диагностику" .

Существуют характерные ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ, которые соответствуют мозговой архитектонике. По ним и определяют ведущую систему. При стрессах человек , как правило, использует одну какую - то систему, в которой как раз и нет ответа (информации), как решить проблему. А эта информация находится в другой (неосознаваемой) системе. Задача терапевта - открыть сознанию клиента доступ к этой системе. Глазодвигательная стратегия показывает входную, референтную и репрезентативную системы.

У визуальной и аудиальной системы есть прошлое(образы) и будущее (конструирование), у кинестетической - только настоящее (гештальт "здесь и теперь" ). В и А системы имеют и настоящее.

ВНУТРЕННИЕ ОБРАЗЫ (прошлое, настоящее и будущее) ВЫЗЫВАЮТ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ЭМОЦИИ, А ЧЕЛОВЕК ПРИПИСЫВАЕТ ИХ ВНЕШНИМ ОБЪЕКТАМ. Фактически человек живет не в реальном мире, а в своих галлюцинациях. В этом смысле верно утверждение, что ЧЕЛОВЕК ТВОРИТ МИР СВОИМ ВОСПРИЯТИЕМ: какой мир сам сотворил, в таком и живет(модель мира, карта территории, субъективная реальность). Если какая - то часть карты вступает в противоречие с физической (внешней или внутренней) реальностью, возникает проблема, которую нельзя решить, не внеся соответствующие изменения в карту территории (модель мира, субъективную реальность).

Итак, терапевт работает с субъективной реальностью клиента.

ОПИСАНИЕ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

ДЛЯ ПРАВОРУКИХ:

Взгляд ВЛЕВО ВВЕРХ - визуальные образы, визуальный опыт, визуальная память (В. О. ). Эта "картинка" ассоциированная - человек находится "внутри картинки" - ПРОШЛОЕ.

Взгляд ВПРАВО ВВЕРХ - визуальное конструирование (В. К. ) - БУДУЩЕЕ. Либо же человек вспоминает то, что видел, диссоциированно(видел себя со стороны как наблюдатель).

Взгляд ВВЕРХ - воспоминание.

Взгляд ВЛЕВО - аудиальные образы, аудиальная память, аудиальный опыт (А. О. ) - ПРОШЛОЕ.

Взгляд ВПРАВО - аудиальное конструирование (А. К. ) - БУДУЩЕЕ.

Взгляд ВЛЕВО - ВНИЗ - аудиальный образ внутреннего диалога (А. В. Д. )НАСТОЯЩЕЕ.

Взгляд ПРЯМО (в центре) - внимание (настоящее. Или "смотрит телевизор, "находится в трансе).

Взгляд ВПРАВО ВНИЗ - кинестетические образы (К. О. ) - кинестетика имеет только НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.

Взгляд ВНИЗ - внутренние переживания (эмоции) по поводу возникающих образов прошлого, настоящего или будущего.

ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ - все наоборот.

ДЛЯ АМБИДЕКСОВ (обе руки равнозначны) - визуальная система как у левши, остальные системы - как у правши.

Интересна связь глазодвигательной системы с МИФАМИ:

РАЙ описывается визиоторными терминами ("очи горе" );

АД - кинестетическими терминами ("очи долу" );

внутренний диалог - разговор с адом,

аудиальные образы - слово, молитва(покаяние через слово).

8. РАБОТА С КЛИЕНТОМ .

Работа с клиентом начинается с его КАЛИБРОВКИ( индивидуальная диагностика систем клиента), т. е. фиксирования определенных эталонов состояний пациента на невербальном уровне. Калибровка продолжается в течение всего времени контакта с клиентом (на каждом этапе) . Калибруются его негативные и позитивные состояния.

Человек в соответствии со своей моделью мира искажает информацию о себе на вербальном и невербальном уровне (мимика, пантомимика в соответствии со своим представлением о том, "как надо себя вести" ). Поэтому ТЕРАПЕВТ должен развивать в себе НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ - наблюдать за изменениями у клиента - изменением ширины зрачков, цвета склер, влажности , объема губ, характеристик дыхания, характеристик речи(громкости и качества), направления взгляда, поворота головы и т. д. Кроме того, надо слушать глубинную структуру речи.

Чтобы развить в себе наблюдательность, необходимо соблюдать принципы:

1) рассредоточенность внимания - воспринимать человека всего целиком - периферией зрения;

2) не комментировать, не оценивать, не делать выводы, а просто ЗАМЕЧАТЬ.

Для того, чтобы не вносить в субъективную картину мира клиента помехи из своей субъективной картины и тем не искажать карту мира клиента, терапевту необходимо предварительно "очистить" СВОИ сенсорные каналы, "открыть их" , т. е. привести себя В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ - рассредоточить внимание, (перейти на "второе внимание" , о котором будет подробнее сказано в части II).

Рабочее состояние терапевта это ресурсное состояние, поэтому, чтобы зря не тратить ресурсы, по окончании работы следует вернуться в обычное состояние и ОТСОЕДИНИТЬСЯ ОТ КЛИЕНТА.

9. ТЕХНИКА ВХОЖДЕНИЯ В РАБОЧЕЕ СОСОЯНИЕ.

1. ПО ВИЗУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ.

Нужно смотреть периферией зрения. Смотрите прямо перед собой чуть выше линии горизонта - как бы смотрите перед собой в бесконечность, расфокусировав зрение. Поставьте указательные пальцы перед собой у наружного поля зрения каждого глаза соответственно. Чуть пошевеливая указательными пальцами, постепенно разводите их в стороны, "уводя" из области центрального зрения. Смотрите на пальцы периферией зрения до тех пор, пока можете их видеть (направление взора не меняется). Перестав видеть пальцы и даже "как бы видеть" их, переместите их снова в то место, где начинаете их видеть, и вновь разводите. По мере тренировки Ваше поле зрения увеличивается вправо и влево вплоть до 180 градусов и даже больше (в сумме для обоих глаз). Не забудьте расширить поле зрения также вверх и вниз. Не сосредотачивайте внимание ни на одном предмете или его части, "не узнавайте" предметы (не обозначайте их словами ), ничего не комментируйте. Если поле зрения "не расширяется" , не форсируйте процесс: значит Вы " попали" в свою область неосознаваемого - область "детской фобии" .

Теперь Вы видите физический мир реальным, таким, как он есть на самом деле (с учетом , конечно, того, что Вы еще "не убрали фильтры" с периферии зрительного анализатора и сушествуют трансформы в синапсах и стволовых ядрах). Увидев мир таким, Вы удивитесь. Хотя, возможно, вспомните что таким видели его в детстве - красочным и текучим. Интересно, что периферия полей зрения особенно хорошо замечает малейшие движения. Вам не нужно локализовать замеченные движения (взглянув на движущийся предмет центральным бинокулярным зрением, Вы обнаружите, что он находится не совсем там, где Вы его увидели периферией зрения; но чтобы это обнаружить, надо выйти из рабочего состояния).

2. ПО АУДИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ.

Перестаньте прислушиваться и "узнавать" источники звуков, не комментируйте их - просто позвольте слышать их "не связывая" между собой, не определяйте направления звуков. Постепенно Вы обнаруживаете, что мир полон звуками. Вы начинаете СЛЫШАТЬ ЗВУЧАНИЕ своих внутренних органов - сердца, кишечника и пр. , звучание своего тела. А, может быть, и звучание тела клиента. Мир звучит, некоторые сравнивают это звучание с симфонией.

Так звучит физический мир (конечно, фильтры восприятия его обедняют, но, все равно, это очень красиво).

Может быть Вы вспомните, что так слышали мир в детстве.

3. ПО КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.

Ваши подошвы стоят на полу. Какие ощущения в них?

Позвольте этим ощущениям подняться вверх и распространиться на все тело, в том числе - на все внутренние органы. Ощущения, "поднимаясь вверх" , могут измениться, а могут остаться прежними - это не имеет значения. Интересно, что эти ощущения двигаются с постоянной скоростью. Поэкспериментируйте, попробуйте ускорять и замедлять движение. Если в теле обнаруживаются места, куда ощущениям трудно попасть, не "помогайте" им. Здесь храниться информация о Ваших проблемах (полезно эти места запомнить). Пусть ощущения "обтекают" эти места и "двигаются дальше" . Когда эти ощущения "заполняют все тело от подошв до темени" , Ваша кинестетическая система готова к работе.

ПОВТОРЯЮ: в рабочем состоянии должны находиться все три системы.

В этом состоянии можно двигаться (попробуйте осторожно, чтобы не выйти из этого состояния).

Начинающему потребуется не очень мало времени, чтобы войти в рабочее состояние. По мере тренировок Вы обнаружите как ускорить этот переход, какие признаки вхождения в рабочее состояние являются для Вас наиболее характерными, "ключевыми".

10. ТЕХНИКА ПРИСОЕДИНЕНИЯ К КЛИЕНТУ.

Присоединиться к клиенту, значит "расширить границы своего Я" , включив в него клиента, идентифицироваться с ним. "Самость" , Я вовсе не является чем - то постоянным; происходит непрерывное изменение (Я также текуче, как и физический мир). Будем считать Я - функцией обратной функции идентификации. Шофер расширяет границы своего Я, включая в них автомашину, покрышки колес, точки их соприкосновения с дорогой. Слепой, по - видимому, - трость. "Включив" другого человека в границы своего Я, мы сопереживаем, ассоциируемся с ним. Исключив его из собственных границ, мы с ним диссоциируемся, воспринимаем его со стороны(мета - позиция).

Ассоциирование и диссоциирование может стать управляемым процессом. Можно это делать по любой системе (или по всем - последовательно либо одновременно).

Предлагается освоить следующую процедуру.

По ВИЗУАЛЬНОЙ системе. Вспомните диссоциировано, как Вы выполняли какие - ни будь действия (например, ехали на велосипеде). Иными словами, "посмотрите картинку со стороны" . Теперь ассоциируйтесь с собой на картинке: " войдите в свое изображение на картинке" . "Уловите" (обращаю внимание на " кинестетическое" слово) разницу в ощущениях, возникшую при "входе" . Снова "выйдите из картинки" (диссоциируйтесь). Тренируйтесь в ассоциировании и диссоциировании до тех пор, пока научитесь замечать эту разницу.

Освоив эту технику, обучите ей своих знакомых, друзей. Наблюдайте за человеком, как меняется его поведение, когда он снаружи и внутри картинки (глазодвигательная стратегия, микродвижения, кожа, слизистые, ширина зрачков, тип дыхания, тембр и интонации голоса и т. д. ). При ассоциировании типичен взгляд - вправо вниз.

Теперь Вы готовы проводить КАЛИБРОВКУ клиента.

1. ВИЗУАЛЬНЫЙ СЕНСОРНЫЙ КАНАЛ.

Задавайте клиенту вопросы, ответы на которые требуют "достать из памяти визуальный образ" (В. О. ). Следите за его невербальной реакцией, не обращая внимания на его вербальный ответ (он отстает от невербального ответа и даже может ему не соответствовать): "Какого цвета верхний глазок светофора?" . "Как выглядит Ваша жена?" . "Какого цвета была комната у Вас в детстве?" . "Как выглядит дельфин?" и т. д.

Чаще человек при этом смотрит влево вверх (правша).

Визуальное конструирование (В. К. ).

Вопросы типа: "Как бы выглядел слон без хобота?" ; ". . . бородатый ребенок?" ; ". . . знакомая женщина, если бы была мужчиной?" и т. д.

Наиболее распространенная реакция: взгляд влево вверх (воспоминание), потом - вправо вверх (конструирование). Быстрые повторные взгляды влево - вправо часто говорят о растерянности, замешательстве (так же и в аудиальной системе).

Подчеркиваю, надо не "подгонять" глазодвигательную стратегию под схему, а определять личную стратегию клиента.

2. АУДИАЛЬНЫЙ СЕНСОРНЫЙ КАНАЛ.

Вопросы клиенту типа: "Вспомните Ваше любимое музыкальное произведение" , "Как воет ветер?" , "Как скрипит колесо телеги?" и т. п. (А. О. , типично: взгляд влево). "Как бы звучал мой голос, если бы я был женщиной?" , ". . . стариком?" , ". . . ребенком?" и т. п. (типично: влево, потом - вправо, т. е. А. О. - А. К. ). "Что Вы себе говорите, когда делаете промашку?" (влево вниз - аудиальный внутренний диалог - А. В. Д. ).

При обычной беседе можно "подбрасывать" вопросы типа "А как звучал его голос?(А. О. )" А какого цвета было у нее платье?" - "камуфляж "+ экономия времени.

Видеоаппаратура для фиксации движения глаз позволяет объективизировать картину. Следите также за ключевыми словами клиента, его типом дыхания и, вообще, за поведением. (Поведение - все, что можно измерить).

Для развития у себя умения замечать НЛпрограммисты используют игру, условно называемую "детектор лжи" .

Поймали "вражеского шпиона" и допрашивают его. Он отвечает на вопрос только: "Да" , "Нет" . Задача допрашивающего - узнать, когда "шпион" говорит правду, а когда - нет. Лучше, если имеется еще один (или больше) наблюдатель. На первые ("безобидные" ) вопросы "шпион" должен отвечать правду. В это время проводится его калибровка: какой телесный знак всегда возникает при ответе "да" и какой при ответе "нет" . Сначала калибруется " да" : "Вы мужчина?" . "Сейчас день?" "Сейчас лето?" "Вас зовут. . . ?" "Вы человек?" ` Потом калибруется "нет" : "Вы женщина?" "Сейчас ночь?" "На Вас надет галстук?" "Вы пчела?" и т. п.

После этого спрашивают о "шпионских секретах" (можно обговорить скрываемую "шпионом" область информации заранее). Нужно не слушать ответ, а замечать ответ невербальный ("да" , "нет" ). Ни один человек не может его скрыть, т. к. не осознает его.

Кроме того, проводится калибровка речевых и неречевых проявлений глубинных речевых структур, метамодели (об этом будет сказано отдельно).

После этого можно приступать к терапии.

Дальше дается описание технических процедур НЛП в два этапа. Я рекомендую сначала изучить на практике процедуры первого этапа и только после этого ознакомиться с теорией и техническими процедурами второго этапа(или второй ступени).

Считаю своим долгом дать общие рекомендации для начинающих НЛпрограммистов.

Следует помнить, что:

1. КАЖДЫЙ клиент имеет ресурсы, которые терапевт помогает ему активизировать и использовать для решения проблемы.

2. Терапевт работает с субъективной реальностью КЛИЕНТА, а не со своей.

3. Психотерапевтическая коммуникация - это эффективная манипуляция клиентом для достижения им поставленной перед терапевтом цели. Эффективность любой техники и всего курса терапии определяется НАМЕРЕНИЕМ КЛИЕНТА (чего он хочет "здесь и сейчас" на самом деле" : это не всегда совпадает с тем, что клиент говорит, будто бы он хочет).

4. Темп психотерапевтического процесса задается клиентом. В процессе терапии возможен временный регресс. Здесь важно, чтобы терапевт вернулся вслед за клиентом на эту более раннюю ступень, успокоил его("все в порядке" ), поблагодарил за хорошую защиту от неправильно выбранной терапевтической тактики: сопротивление клиента - знак неправильной работы с ним.

5. Терапевт должен доверять своей интуиции, своему опыту и разрешать себе право на ошибку.

Овладение техникой НЛП, конечно, необходимо для терапевта, но главное - его творческая интуиция.

ГЛАВА II. Т Е Р А П Е В Т И Ч Е С К И Е Т Е Х Н И К И

(I С Т У П Е Н Ь)

Терапевта интересует стратегия, но не содержание переживаний клиента.

1. ТЕХНИКА РАБОТЫ С ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИЕЙ.

Стратегия может быть эффективной либо неэффективной. Поскольку клиент жив, он неоднократно использовал эффективную стратегию, однако, в проблемной ситуации не смог ее применить. Данная техника позволяет "перенести" эффективную стратегию, применявшуюся клиентом, на проблемную ситуацию.

Пациента просят снять очки (терапевт - сбоку от клиента, чтобы тот не фиксировал лицо врача) и дают ему возможность адаптироваться.

ШАГ 1. ПРИСОЕДИНЕНИЕ к клиенту.

ШАГ 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КЛИЕНТА С ПРОБЛЕМОЙ ("вспомните негативную ситуацию, войдите внутрь "картинки" ).

2. 1. "Рассоединитесь с проблемой" ("сделайте вдох - выдох, рассоединитесь на выдохе" ).

ШАГ 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ РЕСУРСА.

3. 1. "Чего тебе не хватило (каких личных качеств). чтобы решить эту проблему?"

Если пациент знает, то:

3. 2. "Вспомни ситуацию, когда у тебя этого (уверенности, спокойствия и т. п. )хватило" .

Если не знает, вернуться к шагу 2.

3. 3. Если пациент все равно не вспомнил ситуацию, когда "этого качества хватало" , то:

"Представь себя решившим эту проблему" (при этом глазодвигательная стратегия клиента "показывает" эффективную стратегию" ).

Если пациент все равно не вспомнил, то

3. 4. "Вспомни любую ситуацию, где ты был победителем "(пациент показывает свою эффективную глазодвигательную стратегию).

Когда пациент вспомнил ситуацию:

"А в таком состоянии ты бы справился с этой проблемой?"

Если ответ "нет" , то вернуться на 3. 1.

Если и после этого клиент снова отрицает свои возможности, "нигде не был победителем" , то:

"А ты знаешь человека, который решил бы эту проблему ?"

Если "нет" :

"А как бы решил эту проблему супермен(волшебник, маг и и т. п. )?" , либо:

"Ты хоть раз в жизни, но был победителем, у тебя было 2млн. соперников, а пришел первым ты (сперматозоиды при оплодотворении)" .

Далее - "фокусы" (трюки):

а)не рассоединять клиента с ресурсами и попросить "войти в негативную ситуацию" ;

б)рассоединить.

ШАГ 4. ИЗМЕНЕНИЯ.

"Сейчас я попрошу Вас войти в проблемное состояние и, когда войдете в это состояние, я поднесу ладонь и зафиксирую ее в поле зрения. И попрошу взглядом ПРИКЛЕИТСЯ К ЭТОЙ ЛАДОНИ (кинестетику), СОСРЕДОТОЧИТСЯ на моей ладони (дискретному), почувствовать, УСЛЫШАТЬ связи с. . . (аудиалу), ВИДЕТЬ только одну точку на ладони (визуалу) и НЕПРЕРЫВНО СЛЕДИТЬ за моей ладонью. На таком расстоянии Вам будет удобно?"

Терапевт производит ДВИЖЕНИЯ ЛАДОНЬЮ в поле зрения клиента в следующем порядке:

- проходит негативный шаблон в обратном порядке;

- фиксирует ладонь в ресурсном состоянии;

- проходит позитивный шаблон в прямом порядке;

- выводит ладонь через начало позитивного шаблона.

Следующие два шага обязательны для любой техники.

ШАГ 5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА.

"Я сейчас попрошу Вас снова ассоциированно вернуться в первую (негативную)ситуацию" . Терапевт следит, изменилась ли глазодвигательная стратегия на эффективную. Если изменения произошли - переходит к шагу 6, если не все в порядке - возвращается к шагу 3.

ШАГ 6. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К БУДУЩЕМУ.

(Проверяем, насколько стойки полученные изменения). "Если сходная по структуре ситуация возникнет у Вас в будущем (через 1 - 1, 5 месяца), как Вы себя будете чувствовать?"

Если все в порядке (по словам клиента, его вегетатике, его глазодвигательной стратегии) - работа закончена. Если не все в порядке - вернуться к шагу 3.

Эта техника эффективна в том случае, когда произошло негативное событие, к которому человек все время возвращается ("ЗАЦИКЛИЛСЯ" ). ЭМОЦИЯ - СРЕДНЕЙ ВЫРАЖЕННОСТИ.

Другие техники "ПРИ ЗАЦИКЛИВАНИИ" (ПРИ ТРЕВОГЕ):

1. Думая о проблеме, начать ВРАЩАТЬ ГЛАЗА ПО КРУГУ (по часовой и против часовой стрелок - сколько будет удобно), пока заметите снижение эмоционального напряжения. (Такой прием в народе применяется давно: бабушка именно так двигает перед глазами зажженную свечку).

2. Делаешь вдох и НА ВЫДОХЕ "отпускаешь от себя" эту тревогу (страх) - "ДУМАЙТЕ О ПРОБЛЕМЕ НА ВЫДОХЕ" (на вдохе и при затаивании дыхания проблема запечатляется).

При импотенции : делать ФРИКЦИИ НА ВДОХЕ (а не на выдохе).

Каждый человек подстраивает под проблему дыхание и глазодвигательную стратегию. Надо "разорвать кольцо" .

ПРИ МОЛИТВЕ

Обращаясь с просьбой к Богу, входишь в свое РЕСУРСНОЕ состояние.

"ЯКОРЬ" - место иконы (одно и то же); она выше глаз. Лампада фиксирует взор, а ЯКОРЬ - ЗАПАХ (самый сильный якорь - обонятельный), сам лик не меняются. Якорь - и на стандартные действия. Человек, кланяясь, до последнего удерживает взором свечку. Молитва вызубрена (задействована кинестетика).

Вера + молитва вводят в МОЩНОЕ РЕСУРСНОЕ СОСТОЯНИЕ и в голову приходит решение. Можно "заказать" два вида решения: 1)дать больше вариантов; 2)перейти на другой (более высокий) логический уровень.

Дается то, о чем ты просишь, а не то, о чем ты думаешь, что просишь. Иными словами, осуществляется БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ желание.

2. ТЕХНИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ.

Личная история человека - это его воспоминания о прошлых переживаниях и в этом смысле она может быть изменена. Можно сказать несколько иначе: наши личные истории - это ряд восприятий относительно прошлых переживаний и в этом смысле они могут быть изменены. При изменении личной истории пациент "путешествует по времени" в своей субъективной реальности : произведя минимально необходимые изменения в прошлом, он меняется в настоящем и в будущем.

Начнем с самой элементарной техники - наложение (интеграция) якорей ("+" и " - ").

ПОКАЗАНИЯ: в прошлом имело место некое событие, сопровождавшееся нерезко выраженной отрицательной эмоцией.

ШАГ 1. Вспомните это событие зрительно, диссоциированно(т. е. "находясь снаружи картинки" ) - "запустите немой фильм" .

"Остановите фильм. Отмотайте его назад. Положите на полку" .

ШАГ 2. Вспомните мелодию, вызывающую положительную эмоцию.

ШАГ 3. "Включите" мелодию, когда она зазвучит - пустите фильм.

ШАГ 4. Экологическая проверка.

ШАГ 5. Присоединение к будущему.

Прежде, чем "двинуться" дальше, поговорим о "якорях" .

ЯКОРЬ(триггер) - это любой раздражитель, который включает ряд внутренних реакций и (или) действий. Как, например, включение красного света светофора заставляет пешехода или водителя остановиться. В терминологии И. П. Павлова - это условный раздражитель, предшествующий безусловному(или совпадающий с ним по времени). Якорем может быть любое слово или восприятие (ощущение) - визуальное, аудиальное, кинестетическое, обонятельное, вкусовое.

Все симптомы, независимо от названий, являются результатом условнорефлекторных подавлений; болезненные ассоциации (якоря) вынуждают нас бояться своего естественного состояния и вместо этого подавлять себя заставляют нас больше полагаться на левое полушарие, чем на правое. ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ специализируется на словесных выражениях, числах, аналитическом мышлении и линейно - цифровых рассуждениях. ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ специализируется на пространственности, визуальной образности, воображении, цветовых ритмах, кинестетических переживаниях и творчестве. Иными словами, внутри нас сосуществуют, по крайней мере, два вида сознания, две разделенных, различных и равных реальности. Эти две реальности взаимодействуют. Например, левое полушарие опознает отдельные черты человека (нос, рот, глаза и т. д. ), а правое полушарие с его пространственной и концептуальной способностью берет отдельные "куски" и создает целое. За 90 - минутный цикл мозга происходит смена активности полушарий: когда активность одного достигает своего пика, активность другого снижается до минимума (и наоборот). Историческая тенденция западных "цивилизованных" обществ - придавать большее значение функциям левого полушария, игнорируя и принижая аспекты правого полушария. "Цена" этого: на "короткой дистанции " прагматизм левого полушария побеждает, но при этом человек и цивилизация очень много теряют по сравнению со сбалансированной культурой "восточного типа" . Например, существует прямая корреляция между большим использованием левого полушария и случаями самоубийств и психических заболеваний. Это можно сравнить с тем, что правое полушарие, чувствуя себя узником, пытается сломать "тюрьму" любым доступным ему способом. Поэтому также "цивилизованные" общества отличаются бездуховностью. В связи с этим становится понятным выражение: "цивилизация - враг культуры" .

Возвращаясь к вопросу о "якорях" , повторим: боль, от которой страдают люди, является результатом действия более или менее мощных якорей, вызывающих мощные повторяющиеся условные реакции. Точно также, как красный свет светофора включает сложную серию действий, ведущих к остановке.

Якорю не обязательно иметь какое - либо логическое отношение к реакции, которую он вызывает.

Задача НЛпрограммиста - помочь клиенту разрушить якорь с негативными эмоциями (или "-" якорь).

В приведенном примере (техника интеграции якорей из 5 шагов) негативный якорь( - ) был визуальным, а позитивный (+) - аудиальным. Начинающему рекомендуется использовать кинестетические якоря, которые можно накладывать в любой части тела (на предплечья, колени, грудь - спину и проч. ) Один из наиболее сильных якорей - обонятельный. У детей силен якорь, связанный с рождением: когда детям надевают через голову одежду с узким воротником, у них появляются движения, как при рождении (дети этого очень не любят).

Многие используют "+" якоря, что обычно оценивается как "суеверия" (у студента перед экзаменом - под пяткой пятак).

СЕМИШАГОВАЯ ТЕХНИКА ИНТЕГРАЦИИ ЯКОРЕЙ.

ШАГ 1. Присоединение к клиенту.

ШАГ 2. Просим клиента (пациента) вспомнить ассоциированно негативное событие,

наложить в любом месте тела кинестетический ( - )

ЯКОРЬ. По мере усиления отрицательных переживаний чуть — чуть усиливать давление. (Если пациент видит диссоциировано, попросите его "войти в картинку" ).

Якорь ставится, когда пациент находится перед "пиком" ( - )

переживаний; при усилении переживаний чуть - чуть усиливать давление.

ШАГ 3. Попросить пациента отсоединиться от проблемы(вдох - выдох), убрать руку. ПРОВЕРИТЬ КАЧЕСТВО ПОСТАНОВКИ ЯКОРЯ. : снова положить руку на прежнее место и с прежним давлением — при появлении невербальных признаков негативного переживания убрать руку (при этом отвлекать пациента - говорить о постороннем).

ШАГ 4. Идентификация ресурсов (см. шаг 3 из "техники работы с глазодвигательной

стратегией" )(+ЯКОРЬ).

Вдох - выдох (отсоединение).

Проверка качества постановки якоря.

Можно применять "НАКАЧКУ ПОЗИТИВНОГО ЯКОРЯ" : вспомнить еще несколько позитивных событий, каждый якорь накладывать там же.

ШАГ 5. Интеграция якорей.

ВАРИАНТ1: убедившись, что (+) якорь работает, тут же наложить ( - ) якорь. Удерживать оба якоря до тех пор, пока закончится интеграция.

Убрать ( - )якорь; через 15 сек. убрать (+)якорь.

ВАРИАНТ2. Пациент находится в нейтральном состоянии.

"Посмотри, что будет" .

Накладываются сразу два якоря: (+) и ( - ).

ШАГ 6. Экологическая проверка: "Войди в прежнюю негативную картинку" .

Проверяем, не осталось ли невербальной негативной реакции. Можно добиваться и осознания клиентом исчезновения эмоциональной и кинестетической ( - )

реакции, что он представляет в дискретной системе. При экологической проверке терапевт никогда не использует (+) якорь.

ШАГ 7. Присоединение к будущему.

"Что произойдет, если сходная ситуация случится в будущем? "Посмотри" ассоциировано" .

Если будут невербальные или вербальные (описания)признаки ( - )якоря, следует произвести интеграцию будущей "картинки" с прежним (+) якорем.

Практика показывает: об устойчивом результате свидетельствует отсутствие малейшей негативной реакции при присоединении к будущему через 10 месяцев.

ТЕХНИКА ИНТЕГРАЦИИ АУДИАТОРНЫХ ЯКОРЕЙ.

Даем клиенту возможность понять, как он входит в ( - ) состояние и в (+) состояние. Техника та же. Якорь ставится ИНТОНАЦИЕЙ И ОТКЛОНЕНИЕМ (вправо или влево, туда же, куда отклоняется клиент при (+) и ( - ) переживаниях). (Негативное состояние - отсоединение - позитивное состояние отсоединение и т. д. - все те же шаги).

ШАГ 5. Интеграция.

Садитесь посредине и проводите интеграцию (произвольное "перемешивание" фраз из негативного и позитивного списка, соответственно отклоняясь вправо и влево и меняя интонацию).

Постоянно наблюдайте за невербальными реакциями.

Если интеграция не происходит, просим пациента сравнить (изменяя позу, движения, ощущения и т. д. ) позитивные и негативные состояния ("что меняется при переходе?" ). Когда пациент научился включать (+) состояние, предложите ему вернуться в ( - ) событие и включить (+) состояние.

Когда произошла интеграция якорей

ШАГ 6. Присоединение к будущему.

ТЕХНИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРАЦИИ ЯКОРЕЙ.

ШАГ 1. Поставьте на якорь нежелательное или неприятное чувство.

ШАГ 2. Используйте этот якорь. Помогайте клиенту пройти назад по времени, находя другие случаи, когда клиент чувствовал себя подобным образом.

ШАГ 3. Когда отмечаются усиления выражения этой эмоции, остановите клиента и попросите полностью прочувствовать переживание, отмечая возраст, когда оно имело место. Ставьте якорь на каждое переживание, чтобы Вы могли вернуться к этому специфическому переживанию при необходимости (эти якоря могут быть аудиальными или кинестетическими).

ШАГ 4. Когда клиент пройдет 3 - 4 таких переживания. отпустите исходный якорь и верните клиента в настоящее.

ШАГ 5. Попросите клиента определить ресурс, который необходим, чтобы эти прошлые ситуации превратились в удовлетворяющие переживания. Убедитесь, что названный ресурс действительно может повлиять на поведение и субъективные переживания клиента. Многие люди думают, что все было бы прекрасно, если бы другие люди несколько изменились. Но нужно, чтобы САМ КЛИЕНТ был другим и таким образом научился чему-то новому, вызывая другие реакции у людей , вовлеченных в прошлые ситуации. Если необходимый ресурс определен, помогите клиенту получить доступ к опыту, где он действительно обладал этим ресурсом и проявлял его. Поставьте это переживание на якорь.

ШАГ 6. Используя ЯКОРЬ РЕСУРСА, дайте клиенту пройти каждое из идентифицированных переживаний и измените их, используя дополнительный ресурс. Вы можете использовать якори, которые соответствуют каждому из трех или четырех переживаний, чтобы помочь клиенту прямо войти в них. Когда клиент удовлетворен изменившимся переживанием, договоритесь, чтобы он кивнул, тогда переходите к следующему шагу(если клиент не удовлетворен новым результатом, возникающим в старом переживании, вернитесь на шаг 5; найдите другой ресурс, более подходящий к специфике прошлого переживания, затем снова переходите к шагу 6).

ШАГ 7. Попросите клиента вспомнить прошлые переживания, не используя якори, чтобы обнаружить, действительно ли воспоминания субъективно изменились.

ШАГ 8. Когда прошлые воспоминания изменились, попросите клиента при мерить изменения в отношении будущего. Т. е. пусть клиент представит себе ближайшую в будущем ситуацию, подобную прошлым, и при этом возьмет с собой необходимые ресурсы. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ

ЯКОРИ. Этот способ проверки определяет, обобщились ли изменения и интегрировались ли они полностью.

Если Вы работаете с клиентом, который "не умеет видеть" картины, используйте технику "НАЛОЖЕНИЯ" (см. дальше), чтобы ввести визуализации в сознание, прежде чем переходить к технике изменения истории.

3. ТЕХНИКА НАЛОЖЕНИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ.

Фундаментальный метод развития клиентов состоит в том, чтобы помочь им порождать богатые, полные, живые внутренние переживания, включающие ВСЕ СЕНСОРНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ. Это создает глубокие измененные состояния сознания, богатые переживаниями и, кроме того, развивает СПОСОБНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ.

НАЛОЖЕНИЕ - это техника, используемая для создания таких переживаний.

Наложение начинается с вербализации, соответствующей первичной репрезентативной системе клиента, а затем по одной добавляются другие сенсорные модальности. Это также делается вербально, с использованием естественных связей между переживаниями, которые существуют между модальностями.

Страницы: 1 2 3 4 5 Все


Контакты

Телефон: (495) 463-4485
E-mail: nlp@center-nlp.ru

Схема проезда


Рассылка



Подписаться




Подписаться