Эльманович В. И. Нейролингвистическое программирование

ИСКАЖЕНИЕ - это процесс, позволяющий нам осуществлять СДВИЖКИ В ВОС - ПРИЯТИИ СЕНСОРНЫХ ДАННЫХ. Без этого процесса мы не могли бы СТРОИТЬ ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ ИЛИ ПРЕВРАЩАТЬ МЕЧТЫ В РЕАЛЬНОСТЬ. Мы искажаем представление реальности в фантазии, в искусстве, ДАЖЕ В НАУКЕ. Микроскоп, роман или картина - все это примеры нашей способности к искажению или к искаженному представлению реальности. Мы можем ограничить себя искажениями различным образом. Представьте, например, себе человека, который искажает всякую критику реакцией "меня невозможно любить" . В результате такого искажения теряется всякая ценность критики вместе с возможностями изменения и роста. Или возьмем часто встречающееся искажение, связанное с превращением процесса в вещь; когда "отношения" отделяются от процесса нахождения во взаимоотношениях, происходят большие потери. "Отношения" становятся чем - то внешним, о чем можно говорить, что не поддается управлению и теряет динамические качества.

Поскольку все эти три универсальных процесса выражаются в лингвистических паттернах - парадигмах (моделях, образцах, образах), мы можем использовать набор лингвистических средств, называемых " мета - моделью" , чтобы работать с ними, когда они ограничивают, а не расширяют ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА для человека.

Мета - модель создана для того, чтобы научить слушающего обращать внимание на ФОРМУ коммуникации говорящего. Содержание может бесконечно варьировать, но форма подачи информации дает слушающему возможность реагировать таким образом, чтобы получить из коммуникации наиболее полный смысл. С помощью мета - модели можно быстро найти богатство и ограничения представляемой информации, а также - процесса моделирования, используемого говорящим. СЛУШАНИЕ И РЕАГИРОВАНИЕ В РАМКАХ МЕТА - МОДЕЛИ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ МАКСИМАЛЬНО - ГО ПОНИМАНИЯ И НАУЧЕНИЯ В ЛЮБОЙ СПЕЦИФИЧЕСКРОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Различения мета - модели распадаются на три естественные группы:

* Сбор информации.

* Ограничения модели говорящего.

* Семантически - ошибочные формы.

СОБИРАНИЕ ИНФОРМАЦИИ относится к получению посредством подходящих вопросов и реакции точного и полного описания представляемого содержания. Этот процесс служит и связыванию языка говорящего с его (ее) переживаниями. В этой категории - четыре подразделения:

* исключения;

* упущения - отсутствие указаний, к чему или кому относится сказанное;

* употребление неспицифицированных глаголов;

* номинализации.

ИСКЛЮЧЕНИЯ. Обнаружение возникающих исключений и помощь в восстановлении исключенной информации помогает создать полное представление опыта. Чтобы обнаружить отсутствующий материал, мета - модель задает вопросы: "о ком" или "о чем" . Например:

- Я не понимаю.

Реакция: "Вы не понимаете что?" или "Чего Вы не понимаете?"

- Я боюсь.

Реакция: "Чего или кого Вы боитесь?"

- Я не люблю его (он мне не нравится).

Реакция: "Что именно в нем Вам не нравится?"

- Он - лучший.

Реакция: "Он лучший в чем?"

- Он лучше всех слушает.

Реакция: "Он лучше всех слушает кого?"

В случае исключения вопрос "Что именно?" , "Как именно?" вызовет информацию, касающуюся репрезентативной системы, используемой клиентом.

- Я не понимаю.

Реакция: "Как именно вы не понимаете?"

- Ну, мне это неясно. . . (визуально).

УПУЩЕНИЯ - ОТСУТСТВИЕ УКАЗАНИЙ, К ЧЕМУ ОТНОСИТСЯ СКАЗАННОЕ - это тип обобщения, который ограничивает модель мира человека опусканием деталей и полноты, необходимых для того, чтобы иметь возможность выбора в том, КАК СПРАВИТЬСЯ С СИТУАЦИЕЙ. В это процессе человек принимает опыт и обобщает его таким образом, что он совершенно выходит из перспективы и соответствующих пропорций. Здесь может помочь вопрос "кто именно?" или " что именно?"

- Меня никто не хочет.

Реакция: "Кто именно тебя не хочет?"

- Они упрямы.

Реакция: "Кто именно упрям?"

- Это трудно.

Реакция: "Что именно в этом трудно для Вас?"

НЕСПЕЦИФИЦИРОВАННЫЕ ГЛАГОЛЫ оставляют нас в неопределенности по поводу описываемого переживания. Все глаголы более или менее неспецифицированны. Однако "поцеловать" более определенно, чем "войти в соприкосновение" . Если кто - то говорит, что подвергся нападению, это может варьировать от свирепого взгляда кого - то, важного для говорящего, до того, что человека сбила машина. Просьба специфицировать глагол помогает человеку более полно пережить опыт. Для этого можно задать вопрос "Как именно?" .

- Он отвергает меня.

Реакция: "Как именно он отвергает Вас?"

- Они игнорируют меня.

Реакция: "Как именно они это делают?"

- Дети заставляют меня наказывать их.

Реакция: "Как именно дети заставляют Вас наказывать их?"

НОМИНАЛИЗАЦИИ - это те слова, которые превращаются из процессуальных слов (глаголов) в существительные. Протекающий ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩАЕТСЯ, таким образом, В ВЕЩЬ ИЛИ СОБЫТИЯ. Когда это происходит, мы теряем возможности выбора и нас нужно вернуть к связи с происходящими динамическими процессами жизни. Обращение номинализации помогает человеку увидеть, что то, что он считал событием, находящимся вне его возможности контроля, в действительности является протекающим процессом, который может быть изменен. Номинализация отличается от нормальных существительных несколькими чертами. Для тех, кто любит визуализации, можно представить мысленным взором ручную тележку. Теперь положите на нее стул, посадите кошку или Вашу матушку. А теперь попробуйте положить туда неудачу, добродетель, проекцию или смущение. Как видите, номинализации - это не люди, места или вещи, которые можно было бы поместить в тележку (можно сказать и так: они реально не существуют. Это - фикция, галлюцинация). Другой способ обнаружить номинализации - проверить, соответствует ли слово, описывающее событие, синтаксической конструкции " продолжающийся. . . ". Если да, то это номинализация: "продолжающаяся проблема" (номинализация), "продолжающийся слон" "продолжающийся стул" , " продолжающиеся отношения" (номинализация).

Чтобы вновь преобразовать номинализацию в процессуальное слово, используйте глагол в качестве реакции:

- Я не получаю никакого ПРИЗНАНИЯ.

Реакция: "Как Вы хотели бы, чтобы Вас ПРИЗНАВАЛИ?"

- Я меняю свои решения.

Реакция: "Может ли что - ни будь оставить Вас в этом изменении?"

- Мне нужна помощь.

Реакция: "Как Вы хотели бы, чтобы Вам помогали?"

Следующая группа различий относится к ОГРАНИЧЕНИЯМ МОДЕЛИ говорящего. Эти различения определяют ограничения и, правильно работая с ними, Вы можете помочь человеку обогатить свою модель мира, расширив ее. Два различения этой категории таковы:

* универсальные квантификаторы;

* модальные операторы.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КВАНТИФИКАТОРЫ - это такие слова, как "все" , " каждый" , "всегда" "никогда" , "всякий" , "никто" и т. п. Подчеркивание обобщений, задаваемых универсальными квантификаторами с помощью преувеличения - интонацией голоса и добавлением других универсальных квантификаторов, - может помочь работе с ними. Это заставляет человека поискать исключений для своих обобщений, что дает большие возможности выбора. Другой способ прямой работы состоит в задавании вопроса, не было ли у говорящего опыта, который противоречил бы этому обобщению.

- Я никогда ничего не делаю правильно.

Реакция: "Вы АБСОЛЮТНО НИКОГДА НИЧЕГО НЕ делаете правильно?"

- Ты всегда мне лжешь.

Реакция: "Я ВСЕГДА тебе лгу?"

- Невозможно получить то, чего я хочу.

Реакция: "Когда - ни будь Вы получили то, чего хотели?"

МОДАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ НЕОБХОДИМОСТИ - это слова, которые указывают на отсутствие выбора: "мне следует" , "я должен" , "я не могу" , "это необходимо" . Работа с этими модальными операторами выводит человека за пределы того, что было для него принятым. Есть два хороших вопроса, которые помогают работе с такими ограничениями: "Что Вам мешает?" и "Что случится, если Вы сделаете (не сделаете) это?" Вопрос "Что Вас останавливает?" ("Что Вам мешает?" ) направляет человека в прошлое, в поиски переживания, которое сформировало это обобщение. "Что случится, если . . . ?" заставляет клиента пойти в будущее и представить себе возможные последствия. Эти реакции помогают получить более полную и богатую модель мира.

- Я не могу это сделать.

Реакция: "Что Вас останавливает?"

- Мы должны закончить это ко вторнику.

Реакция: "Что будет, если Вы не закончите?"

- Я должен заботиться о других.

Реакция: "Что случится, если Вы не будете этого делать?"

- Я не могу сказать ему правду.

Реакция: "Что останавливает Вас в этом?"

Третья группа различий касается СЕМАНТИЧЕСКИ - ОШИБОЧНЫХ ФОРМУЛИРОВОК. Смысл обращения внимания на такие предложения в том, что это помогает человеку обнаружить те части модели, которые тем или иным образом ИСКАЖЕНЫ, что обедняет доступный опыт. Посредством изменения таких формулировок человек может получить большую возможность выбора и богатую свободу. Такие ошибочные формулировки часто мешают человеку действовать так, как он стал бы действовать в ином случае. Три класса семантически - ошибочных форм таковы:

* причина и следствие,

* "чтение мыслей" ,

* потеря субъекта.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ - предположение, что некоторое действие со стороны человека может заставить другого человека действовать определенным образом или пережить определенную эмоцию, внутреннее состояние. (Одной из попыток реализовать это предположение является склонность некоторых людей к манипулированию другими). В случае такого предположения человек реагирует, полагая, что у него НЕТ ВЫБОРА относительно этой реакции. Если противопоставить что - то этому предположению, то это дает человеку возможность задаться вопросом, действительно ли справедливо предположение о причинно - следственном отношении, вопросом о других возможностях, которые могут быть созданы. Возможная реакция: "Каким образом Х вызывает У?"

- То, что ты пишешь на стене, достает меня.

Реакция: "Каким образом МОЕ писание может ТЕБЯ достать?"

или ". . . заставляет тебя чувствовать себя неуютно?"

- Ты нарушаешь мои планы.

Реакция: "Как Я могу нарушить ТВОИ планы?"

- Я огорчен ПОТОМУ, ЧТО ТЫ пришла поздно.

Реакция: "Каким образом МОЕ опоздание вызывает ТВОЕ огорчение?"

ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ - предположение со стороны говорящего, что один человек может знать, что другой думает или чувствует без прямого сообщения второго об этом. Иными словами, это способ обнаружения, что кто - то действует на основе ИЛЛЮЗИИ, А НЕ ИНФОРМАЦИИ. Разумеется, это может в значительной степени мешать полезности картины мира. Слушающий может ответить: "Каким именно образом Вы знаете, что Х?" Это дает возможность говорящему осознать и даже поставить под вопрос предположения, которые казались ему очевидными.

- Все думают, что я отнимаю слишком много времени.

Реакция: "КАКИМ ИМЕННО образом Вы знаете, что все так думают?"

- Уверен, что Вы видите, как я себя чувствую.

Реакция: "КАК ИМЕННО Вы убедились, что я вижу, как Вы себя чувствуете?"

- Я знаю, что для него лучше.

Реакция: "КАК ИМЕННО Вы узнаете это?"

- Он никогда не думает о последствиях!

Реакция: "КАК ИМЕННО Вы узнаете, что он никогда не думает о последствиях?"

ПОТЕРЯ СУБЪЕКТА относится к таким утверждениям, которые принимают форму обобщения по поводу мира, а не утверждения, признаваемого как принадлежащего к модели мира говорящего. Обычно это суждения. Говорящий пользуется этой формой, когда принимает ПРАВИЛА, подходящие ДЛЯ НЕГО и его модели мира за СПРАВЕДЛИВЫЕ И ДЛЯ ДРУГИХ. Цель работы с этой формой - дать человеку возможность иметь собственные правила и мнения, но позволить миру иметь свои. Часто использование этой формы указывает, что говорящему даже не приходит в голову другая возможность. Реакция может быть такой: "Для кого?"

- Неправильно полагаться на благотворительность.

Реакция: "ДЛЯ КОГО это неправильно?"

- Вот как это делать!

Реакция: "КОМУ нужно делать это так?"

- Так нельзя поступать!

Реакция: "КОМУ нельзя так поступать?"

Как было сказано, мета - модель - это набор средств создания лучшей коммуникации. Мета - модель создает вопросы типа "что" , "как" , "кто" в ответ на специфические формы языка говорящего. Использование этих вопросов и реакций - особое искусство.

Практикуясь в употреблении мета - модели, обратите специальное внимание на собственные внутренние процесс. Поскольку это формализация интуитивного поведения, реакции мета - модели будут возникать в те моменты, когда Вам понадобится опираться на внутренний опыт в понимании коммуникации клиента. Например, если клиент говорит "Отец наказал меня" , Вам нужно, чтобы полностью понять, что значит это утверждение, спросить "Как именно?" Клиент мог быть избит, или отец на него накричал или сердито посмотрел, или просто игнорировал его. Если Вы решили для себя, что это значит, опираясь на собственный опыт, то Вы в своей модели мира, а не в модели клиента.

Мета - модель - это набор средств, которые дают Вам возможность оставаться в рамках ВНЕШНЕГО СЕНСОРНОГО ОПЫТА, получая информацию от клиента. Это удерживает Вас от ПОГРУЖЕНИЯ В СЕБЯ, опоры на внутренний опыт для понимания. Осваивая мета - модель, Вы будете задавать вопросы там, где раньше обращались к собственному внутреннему опыту для понимания (или старания понять), что имеет в виду клиент. Мета - модель помогает Вам вызвать клиента на более ясную коммуникацию, снимает необходимость для Вас заполнять пропуски собственной субъективной реальностью. Предположим, что клиент говорит: "Я боюсь толпы" . Если Вы пойдете внутрь себя и начнете говорить "О, да, страх толпы, да, я знаю, что это такое" , Вы упустите возможность помочь клиенту более полно осознать собственные переживания. Реакции же, предписываемые мета - моделью: "Как Вы знаете, что боитесь толпы?" или "Что именно в толпе пугает Вас?" , или "Что мешает Вам почувствовать себя в толпе удобно?" , - помогают Вам придерживаться опыта клиента, извлекая ответы и новые возможности для роста его собственных ресурсов. И может быть эти ресурсы таковы, какими Вы сами не располагаете.

Обнаружение моментов, где Вы погружаетесь в себя, чтобы понять, что имеет в виду клиент и замена этого вопросами мета - модели в значительной мере УВЕЛИЧИВАЕТ ВАШУ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, и при этом поможет интеграции мета - модели в Ваше автоматическое бессознательное поведение. Один из способов для этого - попросить приятеля формулировать предложения, содержащие определенные нарушения с точки зрения мета - модели. В каждом примере определите, как проявляет себя Ваша интуиция.

Например, услышав утверждение: "Это нанесло удар по моим чувствам" , если Вы создаете картину, как Вы узнаете, каким именно образом им нанесен удар и кто это сделал? Если Вы вспомните (визуально, кинестетически или аудиально) случай, когда Вашим чувствам был нанесен удар, - значит Вы понимаете на основе своего опыта, а не опыта говорящего. Когда Вы научитесь обращать тщательное внимание на собственные внутренние процессы, Вы научитесь находить ключи, которые сигнализируют, что Вы отправились вовнутрь, чтобы искать смысл, вместо того, чтобы оставаться в настоящем. Найдя собственные сигналы такого рода, Вы можете использовать это, прикрепив к ним реакции мета - модели вместо движения вовнутрь собственных переживаний. Каждый раз, когда Вы получаете сигнал, что чего - то не хватает или что не имеет смысла, Вы можете знать, что реакция мета - модели может быть полезной.

Мета - модель основана на человеческой интуиции. Поэтому, тщательно осознавая эту интуицию, Вы легко можете освоить мета - модель. Эти интуиции могут быть выражены в любой репрезентативной системе. Если, например, я скажу: "Жирафа преследовали" , Ваша интуиция скажет, что чего - то недостает. Может быть, Ваша картина неполная или, если репрезентативная система кинестетическая, Вы не знаете, как быстро должен бежать жираф. Ни одна из этих репрезентаций неполна, пока Вы не получите ответ на вопрос, "Кто преследовал жирафа?" Независимо от того, как выражает себя Ваша интуиция, в этом смысле вводится вопрос мета - модели, чтобы извлечь как можно больше смысла из коммуникации.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

В заключении 1 - ой части методического пособия напомню о неконгруэнтности либо конгруэнтности, возникающей при внешней и внутренней коммуникации. Речь идет о несогласованности либо согласованности вербального (осознаваемого) и невербального (неосознаваемого) поведения. Конгруэнтное поведение имеют в виду гештальт - терапевты, когда предлагают клиенту быть искренним "здесь и сейчас" . Когда человек делает то, что он ДЕЙСТВИТЕЛЬ - НО хочет, поведение его конгруэнтно, в иной ситуации он неконгруентен. Этого избежать нельзя, и не наша задача обличать клиента в " неискренности" Все, что от нас требуется, это помочь клиенту осознавать, когда его поведение конгруэнтно, а когда нет и тем самым расширить его возможности выбора ("расширить его карту" ). Принятие решения о выборе того или иного типа поведения - прерогатива клиента(также, как и НЛпрограммиста).

В моей карте отмечено, что конгруэнтное поведение более эффективно.

"Пока!" ("С Богом" ) (Пусть будет у Вас лад в душе)

- (вдох - выдох).

Часть II. Трансовые интегральные техники внутренней и внешней коммуникации.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вторая часть пособия по НЛП рассчитана на подготовленного читателя, овладевшего практическими навыками работы в соответствие с изложенными в первой части и в рекомендованной литературе описаниями принципов и техник. Автор, врач - психотерапевт с 34 - летним стажем, применял разные психотерапевтические техники, но в последние годы остановился на НЛП как на наиболее эффективной, тем более, что при этом не требуется отказываться от других психотерапевтических техник.

В данной части в основном используется метод Милтона Эриксона лучшего специалиста по работе в трансе. Определенное место в ней нашли концепции и техники А. Вовко, С. Сергеева, приводится несколько собственных техник. И всегда незримо присутствует К. Кастанеда, которому предполагается посвятить третью часть.

ВВЕДЕНИЕ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вот мы и снова встретились - присоединяйтесь к тексту.

По моему мифу лучшее в жизни - это внутренняя и внешняя коммуникация, если, конечно, она конгруэнтна. А для этого нам необходимо не только первое внимание (правостороннее осознание, тональ - по К. Кастанеде), т. е. сознание, но и второе внимание (левостороннее осознание, нагваль), т. е. бессознательное. Кастанеда пишет еще и о третьем внимании, но что это такое, я пока еще не знаю. Я считаю К. Кастанеду великим человеком, потому что он в своих работах затронул буквально все стороны психологии человека и дал массу техник и неисчерпаемое количество идей.

Мы творим мир своим восприятием (по К. Кастанеде перемещением точки сборки). Весь вопрос в том, управляем ли мы своими мозгами или они управляют нами ("Я - раб лампы" ). Чтобы управлять своими мозгами, требуется четыре вещи: СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ВНУТРЕННЮЮ И ВНЕШНЮЮ ИНФОРМАЦИЮ, ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ДОСТУП К РЕСУРСАМ. Дон Хуан многократно подчеркивал, что обычному человеку не хватает личной силы, т. е. ресурсов. Хотя члены группы дона Хуана (и К. Кастанеды) и специализированной одной из важных задач каждого является накопление личной силы. Представляет интерес, например, деятельность сталкера (воина). По определению дона Хуана "Воин - это охотник за личной силой" . В работе и жизни желаю вам быть такими воинами.

Дон Хуан обучал К. Кастанеду отдельно в состоянии первого внимания (тональ) и второго внимания (нагваль). Знания, имеющиеся в состоянии нагваль, были недоступны К. Кастанеде в состоянии тональ. И только через годы возник "прорыв" знаний и интеграция (техники "прорыва" дон Хуан не учил). Новорожденный ребенок (и на первом году жизни) имеет только нагваль; потом родители и другие взрослые (культура, общество) учат с помощью языка, что "мир - стабильный, состоит из предметов" , что "всему можно дать обозначение" и т. д. Иными словами, происходит социализация мира, создаются контексты.

ГЛАВА I. К О Н Т Е К С Т Ы

Здесь излагается концепция услышанная мной от А. Вовка, с незначительными моими дополнениями.

ЛИЧНОСТЬ - ЭТО ТО, ЧТО ПОСТРОЕНО ПО ЗАКОНАМ КОНТЕКСТА. Внутри нее ядро, определяющее, какой контекст является ее собственным.

Информация внутри личности может быть представлена на логическом уровне (левое полушарие, первое внимание, тональ) и в образах - В, А, К, О (правое полушарие, второе внимание, нагваль), с которыми мы встречаемся в трансе. Но и тогда они существуют в рамках контекста. Мы ориентируемся на контексты, хотя обычно не отдаем себе в этом отчета.

Контексты можно представить в виде концентрических четырехугольных рамок ("нельзя выходить из рамок!" , говорит "родительское предписание" ).

НАРУЖНАЯ РАМКА - самая широкая: "ЖИВОЙ - НЕЖИВОЙ" , ЯВЬ - НАВЬ. Вспомните - в сказках нежить (баба Яга и др. ) восклицает: Русским духом пахнет!" . Эта рамка "завязана" на обонянии (живые от мертвых отличаются по запаху). Эта рамка чрезвычайно значима, но в обычной жизни не особенно актуализирована ("Спит, как убитый" , "ты что, умер что ли?" ). Чрезвычайно важна в религии, философии, биологии (везде по - своему). Во многих (если не во всех) религиях, шаманстве, колдовстве, спиритуализме и прочих мы обнаруживаем стремление выйти за эти рамки (встречаются живые и неживые, происходит воскрешение из мертвых, на страшном суде оживают все умершие, существуют веры в то, что Земля - живая, что даже камни живые и т. д. ). В реальной жизни за эти рамки выходят некрофилы, фетишисты.

ВТОРАЯ РАМКА - "ЧЕЛОВЕК - НЕ ЧЕЛОВЕК" - "Будь человеком!" , "Ну и скотина же ты!" , "Сукин сын!" , "псы - рыцари" . В древности племена имели тотемных животных, а у сохранившихся племен (американские индейцы, австралийцы и т. д. ) они есть до сих пор. У ассирийцев это голубь (позже обозначался обручем с крыльями), у иудеев - змея, золотой телец (против которого боролся Моисей), видимо, свинья (до сих пор им нельзя есть свинину), у славян - медведь - "ведающий медом" , его настоящее имя не произносилось (у отколовшихся от славян немцев его имя восстановлено: бер; сравни русское бор). В песне "Калинка" есть обращение: "Медведь, ты мой батюшка" . У финских племен Сибири медведь тоже был тотемным животным, его до сих пор уважительно называют "Хозяин тайги" . Зоофилы пытаются выйти из этих рамок. Эта и остальные рамки контекста делятся на две части: "МУЖСКОЙ - ЖЕНСКИЙ ПОЛ" , хотя у многих народов есть и средний род (бесполый). Народы в языке которых существует только один род (например, татары), все равно столь же эффективно отличают мужчину от женщины.

У отдельных народов (неарийских) имелись попытки выйти за рамки этого контекста, создав "обоеполого бога" : Гермафродит (заимствован греками), иудейский Бафомет; есть веские доказательства, что имя бога Иегова состоит из двух частей: Ия и Хава (т. е. одновременно мужское и женское начало). Тем не менее даже животные от членистоногих и рыб) существуют в этих рамках. А выходящие из них (гомосексуалисты) не дают потомства (если не возвращаются назад).

ЧЕТВЕРТАЯ РАМКА - РАСОВАЯ. Здесь модальность зрительная, субмодальность - цвет (белый, желтый, черный). Однако, современная биология находит различия между расами на генном уровне. Актуализация этого контекста: расовое предпочтение, расовая вражда (расизм белый, черный, желтый, семитский); попытки "выйти из рамок" - "общечеловеческие ценности" , межрасовые браки.

ПЯТАЯ РАМКА - НАЦИОНАЛЬНАЯ. Попытки "выйти из рамок" , проводимые ВКП(б) - КПСС путем создания "общности советский народ" , вызвала обратную реакцию - актуализацию национализма, особенно в Прибалтийских республиках, Молдавии, на Кавказе, в Средней Азии. Попытки сделать то же в мировом масштабе (космополитизм, интернационализм, "общечеловеческие ценности" ) привела к аналогичной реакции во многих странах. "Действие равно противодействию" : стремление сломать национальную рамку приводит к революции, расколу этноса и гражданской войне. Поэтому ни одну рамку нельзя ломать насильственно (извне).

Некоторые этносы входят в более широкую рамку - суперэтнос (славянский православный, индийский, мусульманский, западно - европейский и т. д. ).

Внутри пятой рамки впервые появляется аудиальная модель - язык и связанная с ним культура.

Уже национальной рамки - субэтнос: староверы, казаки.

Дальше идут стратификации: классы, возрастные группы - со своими субязыками; родовой, фамильной контексты с присущими им своей гордостью, честью; потом - семейный контекст.

Кроме того, существует ряд культурных и субкультурных контекстов: прибрежный - континентальный, равнинный - горный, городской - деревенский. Последний контекст весьма существеннен: О. Шпенглер ("Заказ Европы" ) доказал, что окончательная победа города над деревней (создание мегаполиса) - признак смерти культуры и переход этноса в фазу цивилизации, которая заканчивается гибелью этноса.

ПОСЛЕДНИЙ КОНТЕКСТ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ.

Он находится внутри, в центре. В нем есть все остальные контексты, хотя он меньше их всех (принцип голограммы).

Кроме того имеются свойственные этой рамке особенности: имя, прозвище. Важно, нравится оно человеку или нет. В магии духов называют только по имени. ИМЯ ДАЕТ ДОСТУП КО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ КОНТЕКСТАМ. Имя можно "запятнать" или прославить.

Когда человек ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ СВОЕГО ИМЕНИ, диапазон его поведения значительно расширяется; обряды инициации сопровождаются сменой имени (и сменой поведения). Личная история, жизненный "сценарий" часто "завязаны" на имени.

Внутри индивидуального контекста существуют различные формы поведения - ролевые, полуролевые, профессиональные. Смена фамилии (например, при замужестве), получение кличек (партийных, шпионских, бандитских) приводит к необходимости реидентификации. Идентификация может быть более или менее жесткой.

Контексты задают структуру (норму, правила) поведения, отсюда ностальгия по своей стране, народу, возникающая за границей. Революция попытка сменить контекст народа, гражданская война - сопротивление этому. То же происходит при смене религии. Насильственная христианизация киевлян и новгородцев проведена в Х веке (после чего население Руси сократилось в четыре раза), а еще в ХVII веке москвичи и другие великороссы восставали за право свободно исповедовать свои народные обычаи. Может быть поэтому русский народ без особой борьбы отдал церкви на поругание большевикам.

Спонтанность поведения человека допускается только в рамках контекста, изменения мы производим внутри контекста. Поэтому для достижения настоящей спонтанности дон Хуан считал необходимым произвести "стирание личной истории" .

Сознание существует в разделенной реальности. Мы САМИ означиваем СВОИ контексты, а ожидаем соответствующего ИМ поведение ОТ ДРУГИХ. Того же мы требуем и от себя (Я - идеал). В ИТОГЕ КОНФЛИКТ СТАНОВИТСЯ СОМАТИЗИРОВАННЫЙ.

Все мы - целевые существа. Контекст - это генерализация, абсолютизация. Отсюда искажение, упущения (что легко обнаруживается в поверхностных речевых структурах).

Каждый человек - внутри себя - убежден, что все люди разделяют ЕГО контексты и поэтому удивляются и возмущаются, если кто - ни будь поступает " не по правилам" .

КОГДА МЫ ПОНИМАЕМ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ КОНТЕКСТОВ, МЫ МОЖЕМ ИХ МЕНЯТЬ (если захотим). Контекст: и сознательное и бессознательное - язык = сознание (тональ), но бессознательное описывается языком. Сознание "завязано" на внимание, но фиксация внимания приводит к измененному сознанию (трансу). Бессознательное дает о себе знать на "языке" образов.

Есть два способа взаимодействия: войти в семантическое пространство собеседника, присоединиться к нему (что легче, так как он не "сопротивляется" ) или "затащить" собеседника в свое (где свой язык: психоанализ, биоэнергетика, астрология, карма, религия и прочее).

В семантическом пространстве каждого контекста "если. . то" . Для того, чтобы знать контекст надо выяснить "как ты знаешь, что ты. . . ". И так по каждому контексту.

У нас внутри есть:

1) "различитель" ,

2) некая расплата (что произойдет, если это "отменится" , т. е. если "Я не буду этим" ). Человек, включенный в контекст СДЕРЖИВАЕТ СЕБЯ в том или ином отношении (внутри него есть некие ограничения). Любое расширение рамки карается не только окружающими, но и им самим (страх). Есть разрешенные культурой приемы снятия контекста (наркотизация, карнавал: маска - сокрытие лица). Карнавалы, мистерии, шабаши - изначально ночные приемы отменяющие контекст, но там тоже есть свои нормы, т. е. свой контекст. В меньшей степени на контекст влияют групповые нормы (в том числе - групповая психотерапия, гештальт). В любом социальном контексте есть свои правила: пока есть сознание, существует структура, пока есть структура, существуют правила. При "перемещении точки сборки" человек "уходит из этого мира, но сразу же собирает другой" . "Промежуток между двумя мирами - остановленный мир" . За выход из контекста (преодоление его) следует определенная расплата ("копится обида" до " последней капли" - "до тех пор пока не. . . ). Страх сумасшествия - ничто иное, как страх потерять этот мир (т. е. контекст). Как выразился А. Вовк, " Каждый человек живет в своем концлагере, организованном сознанием, а в центре его - "Я - образ" . Существует два типа людей:

1. Люди, вышедшие за контекст и получившие расплату (вплоть до смерти).

2. Люди, "упершиеся лбом" в контекст (тупик). Раз не готов перейти через тупик, используется другой способ - болезнь. Транс может помочь выйти на прямой путь к интенции.

РАСШИРИТЬ КОНТЕКСТ МОЖНО:

1. Расширив внутреннее поле зрения (видение). Дон Хуан называл себя и своих единомышленников "видящими" .

2. Внесением новых элементов. Например, внесением ресурсов из того же контекста или из другого. Вода, свет или друг дают доступ к ресурсам. Но если к воде ("живая вода" ) "прикоснуться грязными руками" (не очистившись), то в лучшем случае "источник испоганится" - возникнет "пищевое отравление" , а в худшем - "умрет" (визуальная сцена смерти).

В трансе мы "ведем" клиента (или идем сами) к ресурсам, а "очищение" происходит, когда он "пропускает через себя черноту или другой образ" и (или) "проходит через темный туннель, трубу и т. д. " и "выходит к свету, воде (часто - текущей), солнцу, другу, Богу. " Люди, пережившие клиническую смерть часто рассказывают о подобных "путешествиях" (типичное переживание - проход "через темный туннель и выход к свету" , т. к. бессознательное в такой ситуации "вывела" человека к его ресурсам. Вообще наиболее эффективный способ "доставания" ресурсов - переживания личной смерти (визуальное + кинестетическое).

Когда мы вводим человека в транс для того, чтобы произвести изменения, следует помнить, что лучше всего задействовать все репрезентативные системы. Чисто "визуальный" транс (изменение картин) дает хорошие результаты, но к сожалению, они часто не достаточно устойчивы: НУЖНО ДОБИТЬСЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КИНОСТЕТИКЕ. Если транс "кинестетический" , клиент " ничего не видит" , или "видит черноту" . Для "подключения" визуальной системы надо рекомендовать ему "пропустить черноту через все тело, через каждую клеточку" и т. д. .

Предсмертная агония большей частью связана с отреагированием (кому не простил, кто не простил тебя). Разве не лучше "пережить смерть" в трансе, отреагировать, простить всем на кого обижен в течение всей своей жизни, и попросить прощения у всех кого обидел сам. И тогда реальная смерть будет легкой. "Посланные проклятия возвращаются" . Прощение - зеркало против обидчика ("боевая магия" ).

С теми, кто верит в переселение душ, можно работать и с переживаниями "прошлой жизни" . Если в прошлой жизни человека "убивали насильственным путем" , можно провести диссоциацию: подходим к моменту непосредственно перед смертью за момент до смерти "разделить душу и тело" и "нож втыкается в пустое тело" . Интеграция происходит спонтанно "в момент зачатия или рождения" . Или "стать прозрачным" и т. д. .

При работе с детскими страхами использовать фантазию для переработки страшных образов (манипулировать с ними). Например, клиентке, пережившей в детстве Ленинградскую блокаду, навязчиво представляется образ пикирующего на нее немецкого самолета (В, А, К). Простая процедура: "расстрелять самолет" привела к исчезновению этого образа. Отработанные страхи не возвращаются. Страхи необходимы для духовного роста (их преодоление - диссоциация со "страшилками" - происходит в возрасте от 8 - ми до 12 - ти лет). Маленький ребенок не умеет диссоциироваться, он - внутри ситуации.

Страхи потенциируются нашей внутренней доминантой. "Страшилки для взрослых" - фильмы ужасов (все появляется внезапно из темноты) и фильмы с выраженной жестокостью. Последние опасны тем, что человек, привыкнув всегда диссоциироваться от чужих страданий, будет к ним равнодушен и даже может получать от них удовольствия (садизм). Детей надо учить и противоположному действию - ассоциированию (состраданию); этому в частности помогает раннее общение с домашними животными, знакомство с русскими народными сказками - книги, пьесы, фильмы, рисунки.

В порнофильмах отражаются подростковые фантазии (обычно - мужские), вторичные выгоды - контекст.

ГЛАВА II. Н А В Е Д Е Н И Е Т Р А Н С А

Для лечения фобий не нужен глубокий транс, но часто требуется двойная (и даже большая) диссоциация: пациент смотрит со стороны как он "здесь и сейчас" смотрит диссоциированно на ситуацию, вызвавшую в прошлом страх. Можно, далее, "отсадить в сторону" ту часть личности, которая испытывает фобии.

Страницы: 1 2 3 4 5 Все


Контакты

Телефон: (495) 463-4485
E-mail: nlp@center-nlp.ru

Схема проезда


Рассылка



Подписаться




Подписаться