Фельденкрайз Моше "Сознавание через движение: двенадцать практических уроков"

Понятие противоположностей происходит на структуры

Деятельность третьей системы асимметрична, то есть левая сторона отличается от правой, – в отличие от симметричности, господствующей в предыдущих двух системах. Эта асимметрия возникает после дифференциации правого и левого. Если доминирует правая рука, то речевой центр формируется в левом полушарии, и наоборот. Можно предположить, что эта первичная оппозиция между правым и левым – основа наших представлений о противоположностях. Поскольку правая рука обычно более функциональна, во многих языках слово, соответствующее правой стороне, одновременно означает правильность, законность, авторитетность и тому подобное.

Примитивная мысль противопоставляет хорошее плохому, белое – черному, холодное – горячему, свет – тьме, и рассматривает эти оппозиции как конфликтующие. Более развитое мышление уже не может назвать их противоположностями в каком либо реальном смысле. Например, темнота и холод никак не являются противоположностями света и тепла: темнота возникает там, где нет света, что же касается отношений тепла и холода, то они еще сложнее.

Обратимые и необратимые явления

Связь между центрами эмоций в третьей системе значительно слабее, чем связи двух предыдущих систем. Сильные эмоции, такие как гнев или ревность, нарушают деятельность этой новой, тонкой системы и сбивают мысль. Однако мысль, вообще не связанная с чувством, оторвана от реальности. Умственная деятельность как таковая – нейтральна и может одинаково хорошо обращаться с противоположными утверждениями. Для выбора мысли необходимо по меньшей мере ощущение, что именно эта мысль «правильна», то есть соответствует реальности – хотя бы субъективной; если субъективная реальность «правильна» объективно, мысль может иметь общечеловеческую ценность.

Умственная деятельность сама по себе не может выбрать одно из двух следующих утверждений: «Можно добраться до Луны» и «Невозможно добраться до Луны», – поскольку обе мысли как таковые приемлемы. Только опыт может наделить мысль ощущением «правильности», «истинности». Многие поколения считали первую мысль ошибочной, и выражение «с Луны свалился» употреблялось по отношению к человеку, лишенному чувства реальности.

Что же касается умственной деятельности самой по себе, важен вопрос о ее обратимости или необратимости. В реальности большинство процессов необратимо. Спичка, которой чиркнули и которая зажглась, не может вернуться в коробку и снова стать новой спичкой; дерево не может превратиться в росток. Процессы, связанные со временем, необратимы, потому что время само необратимо. Немногие процессы того или иного рода обратимы, то есть могут шаг за шагом пройти в обратном направлении таким образом, чтобы предшествующее состояние полностью восстановилось. Умственный процесс, не связанный с реальностью, не создает мыслей, точно так же, как беспорядочные сокращения мышц не порождают движения или действия.

Временной промежуток между мыслью я действием – основа осознаваяия

Нервные пути в третьей системе сложнее и длиннее, чем в первых двух. Большинство действий третьей системы выполняется посредством первых двух, хотя третья система может и напрямую контролировать исполнительные механизмы. Опосредованность процесса создает отсрочку самого действия, так что фраза «сначала подумай, а потом сделай» – не пустые слова.

Между тем, что возникает в супралимбической системе, и действием тела существует задержка или отсрочка. Эта задержка – промежуток между умственным процессом и его переводом в действие – достаточно велик, чтобы появилась возможность сдержать действие. Возможность создать образ действия, а затем отложить его исполнение или совсем отказаться от него, – основа воображения и интеллектуальности.

Большинство действий, инициируемых третьей системой, исполняются посредством команд первых двух, более древних в мозге человека, так что их скорость ограничена скоростью этих более древних систем. Так, например, невозможно понять значение напечатанного текста быстрее, чем взгляд пробежит по странице. Мысль не может быть выражена быстрее, чем произносятся выражающие ее слова. Из этого следует, что ускорение чтения и ускорение произнесения ускоряют мышление.

Задержка между созданием мысленного паттерна определенного действия и выполнением этого действия – физическая основа осознавания. Эта пауза дает возможность рассмотреть, что происходит внутри нас в тот момент, когда формируется намерение действовать, и тогда, когда действие выполняется. Возможность отсрочить действие – продлить период между намерением и исполнением – позволяет человеку изучить себя. А в человеке есть что изучать, потому что системы, воплощающие в действия внутренние импульсы, действуют автоматически, как это происходит и у большинства животных.

Делать – не значит знать

Выполнение действия никоим образом не доказывает, что мы хотя бы поверхностно знаем, что мы делаем. Если мы попытаемся проделать действие с постоянным сознаванием, то есть попытаемся подробно за ним проследить, мы тут же обнаружим, что даже самое простое и обычное действие, например вставание со стула, – тайна, и у нас нет ни малейшего представления, как это делается: сокращены ли мышцы спины или живота; напрягаем ли мы сначала ноги, или сначала направляем тело вперед; что при этом делают наши глаза, голова? Легко продемонстрировать, что человек не знает, что он делает. Он, таким образом, не обладает свободой выбора, он может лишь следовать привычному методу, который состоит в том, чтобы приказать себе встать и предоставить выполнение этого приказа особой структуре, которая выполнит это действие «как обычно».

Это показывает, что самопознание не может осуществляться без значительного усилия и может даже мешать выполнению действия. Мышление и интеллект, которые стремятся к знанию, – враги автоматического, привычного действия. Этот факт хорошо иллюстрирует история о сороконожке, которая не могла сдвинуться с места, когда задумалась, какой ногой она двигает после двадцать третьей.

Сознание делает действие соответствующим намерению

Часто можно просто спросить человека, что он делает, и он тут же останавливается и не может продолжать свое действие. В этом случае он внезапно понимает, что выполнение действия не соответствует тому, что, по его мнению, он делает. Древнейшие слои мозговой системы совершают многие действия безо всякого участия бодрствующего сознания, хотя намерение действовать может исходить из более высокой третьей системы. Более того, действие часто оказывается прямой противоположностью тому, что было задумано. Это происходит, когда намерение действовать исходит из более высокой системы, слабо связанной с эмоциями, и запускает более низкие системы, более тесно связанные с эмоциями (в них отсрочка между намерением и исполнением гораздо меньше, чем в третьей системе).

В таких случаях более автоматическое и быстрое действие нижних систем управляет частью действия, связанной с интенсивным чувством и выполняемой почти немедленно, в то время как часть, связанная с мыслью (исходящая из более высокой системы), проявляется медленнее, когда действие почти или совершенно закончено. Большинство «оговорок» появляется именно таким образом.

Сознавание не является необходимым для человека

Две более древние системы, риническая и лимбическая, у большинства людей гармонично приспособлены друг у другу. Две эти системы могут удовлетворять основные потребности человека и выполнять все необходимые действия, в том числе и те, которые мы считаем разумными. Социальная жизнь невозможна без супралимбической системы, и у общественных животных эта система хорошо развита. Пчелы, муравьи, обезьяны, стадные животные живут в социальных системах, хотя у них нет осознавания. Некоторые из этих систем высоко развиты и включают в себя большинство функций, характерных для человеческого общества: заботу о подрастающем поколении, руководство лидера, войны с соседями, защиту определенной территории, эксплуатацию рабов и другие совместные действия.

Сознавание – новая стадия эволюции

Высшая система, развитая у человека больше, чем у всех остальных животных, делает возможным сознавание, то есть человек получает способность замечать, обнаруживать органические потребности и выбирать средства для получения удовлетворения. Природа системы осознавания дает нам возможность выносить суждения, дифференцировать, обобщать, абстрактно мыслить, фантазировать и делать многое другое. Сознавание связи между импульсами и их возникновением позволяет человеку управлять своей жизнью, однако до сих пор мало кто использует эту возможность. Я полагаю, что мы живем в краткий исторический период, знаменующий появление истинно «человеческого» человека.

Направление прогресса

У каждого человека есть два мира – свой собственный личный мир и внешний мир, общий для всех нас. В моем личном мире вселенная и все живое существует до тех пор, пока жив я сам. Мой мир рождается вместе со мной и вместе со мной умирает, исчезает. В общем большом мире я – капля в море или песчинка в пустьше. Моя жизнь и моя смерть едва ли как то задевают большой мир.

Цель человеческой жизни – это, до определенной степени, личное дело каждого человека. Один человек мечтает о счастье, другой – о богатстве, третий – о власти, четвертый – о знании, о справедливости или о равенстве. И мы еще даже близко не подошли к пониманию целей человечества как такового. Единственная идея, имеющая разумную основу и принимаемая всеми науками, состоит в том, что живые существа развиваются в определенном направлении и что человек стоит на вершине этой лестницы. Это направление эволюции может также рассматриваться как цель. В предыдущей главе мы упомянули эту цель, детально рассматривая строение нервной системы человека. Этот аспект направления развития связан с возрастанием способности к сознательности, позволяющей управлять более древними процессами, возникшими в более ранние периоды эволюции. Именно эту цель мы имеем в виду, когда говорим, что такой то артист или ученый очень талантлив в своей области, но ему не хватает чего то «человеческого».

Сознавание и сознание

Все высшие животные в некоторой степени обладают сознаванием. Они знают среду, в которой живут, свое место в семье, стаде или стае. Они могут сообща защищать семью или стаю, могут даже помогать члену стаи, а это означает, что они, возможно, понимают, что хорошо для их ближнего. Человек наделен не только более высоко развитым сознаванием, но и специфической способностью к абстракции, позволяющей различать и узнавать, что происходит внутри его личности. Таким образом, человек может узнать, что он что то знает или чего то не знает. Он может сказать, понимает ли он то, что знает. Человек способен к более высокой форме абстракции, которая позволяет ему оценить свою способность к абстракции в той мере, в какой он ее использует. Он может сказать, использует ли он полностью свою способность узнавать, и понимает ли он то, что знает.

Между сознаванием и сознанием есть существенная разница, хотя в нашем языке граница между этими терминами очень размыта. Я могу пройти по лестнице своего дома, сознавая то, что я делаю, но не зная, сколько шагов я сделал. Чтобы узнать это, я должен подняться по лестнице еще раз, сконцентрировав внимание и пересчитывая ступени. Сознавание – это сознание и понимание того, что происходит в сознании или что происходит в нас, когда мы сознательны.

Многим людям легко осознать контролируемые сокращения мышц, мышление и процесс абстракции. Гораздо труднее осознавать непроизвольные сокращения мышц, ощущения, эмоции, творческие способности и управлять ими. Хотя это трудно, это вовсе не невозможно, как многим кажется.

Мы действуем как единое целое, даже если наша целостность не вполне совершенна. Следовательно, можно научиться сознательно управлять и более сложными частями. Изменение частей, Легко поддающихся контролю, влияет и на всю остальную систему, в том числе и на те части, над которыми у нас нет непосредственной власти. Опосредованное влияние – это также своего рода управление. Наш метод основан на превращении этого контроля (первоначально косвенного) в ясное знание.

Здесь следует отметить, что, мы не считаем, что цель управления силой воли и управления собой – это обретение власти над собой и другими. Коррекция, усовершенствование, обретение осознавания и другие понятия использовались здесь для того, чтобы обрисовать различные аспекты идеи развития. Развитие подразумевает гармоничную координацию в структуре, функции и достижении. Основные условия гармоничной координации – это отсутствие принуждения себя и других.

Нормальное развитие всегда гармонично. При развитии отдельные части растут, совершенствуются и обретают силу, и благодаря этому целое движется к общему предназначению. Если ребенок гармонично растет и развивается, у него появляются новые функции; точно также возникают новые способности и при любом гармоничном развитии.

Гармоничное развитие не просто. Возьмем, например, абстрактное мышление, которое на первый взгляд кажется преимуществом, достижением гармоничного развития; однако оно может быть и недостатком. Абстракция – основа вербализации, словесного выражения. Слова символизируют значения и не могут образовываться без абстракции качества или характера представленных предметов. Трудно представить себе какую либо человеческую культуру без слов. Абстрактное мышление и вербализация занимают наиболее важное место в науке и других социальных достижениях. Но в то же время абстракция и вербализация становятся тиранами, лишающими индивида конкретной реальности. А это очень сильно нарушает гармоничность большинства человеческих действий. Часто такие нарушения граничат с психической или физической болезнью и вызывают преждевременное старение. Чем более эффективными становятся абстракция и вербализация, тем больше мышление и воображение человека отдаляются от его чувств, ощущений и даже движений.

Мы видели, что структуры, используемые для мышления, слабее связаны со структурами, в которых коренятся чувства. Чистое мышление возникает лишь в отсутствие сильных чувств, искажающих объективность. Таким образом, необходимым условием для развития эффективного мышления оказывается постоянная отдаленность от чувств и проприоцептивных ощущений.

Тем не менее гармоничное развитие остается для индивидуума более важным, чем одностороннее развитие, даже если эффективное мышление является фактором, нарушающим гармонию. Мышление, оторванное от остальных аспектов жизни человека, постепенно становится бесплодным. Мышление, протекающее только в словах, не извлекает сути из процессов в эволюционно более древних структурах, тесносвязанных с чувствами. Творческая, спонтанная мысль должна поддерживать связь с более древними структурами мозга. Абстрактная мысль, не получающая время от времени питания из более глубоких источников, становится фабрикой слов, лишенных подлинно человеческого содержания. Многие научные и художественные книги не могут предложить ничего, кроме слов, соединенных логической связью; в них нет личного содержания. Это относится также ко многим повседневным отношениям людей друг с другом. Мышление, не развивающееся в гармонии с человеческим целым, препятствует развитию.

Может показаться тривиальной мысль, что гармоничное развитие – это нечто желательное. Но пока мы рассматриваем только абстрактное и логическое содержание этой фразы, она остается столь же отдельной от «целостного человека», как и любая другая фраза, и у нее нет практического значения. Она может, однако, стать источником бесконечных форм, фигур и отношений, новых открытий, если мы обратимся к стимулированию наших эмоций, восприятий и прямых впечатлений, то есть попробуем мыслить образами. Чтобы установить человеческий контакт с себе подобными, мы должны находить за словами образы.

Гармоничное развитие присутствует у любого существа, чей вид прошел длительную историю. Такого рода развитие затруднительно для человека, поскольку сознавание – это относительно новое явление в эволюционном процессе. Гармоничное развитие животных, антропоидов и раннего человека требовало ощущений, чувств, движений и лишь минимума мыслей – памяти и минимального уровня сознания, – то есть того, чем отличается состояние бодрствования от сна. Животные бродят повсюду без осознавания, и это им не мешает. Когда в ходе эволюции в человеке появилось сознавание, простое движение в одном направлении оказалось поворотом направо, а в другом – налево.

Нам трудно оценить важность этого факта. Он кажется столь же простым, как и способность видеть глазами. Но если подумать, то способность различать левое и правое не менее сложна, чем зрение. Различая правое и левое, человек разделяет пространство по отношению к себе, принимая себя за центр, от которого расходится пространство. Далее это развивается в понятия «правого» и «левого», и эти понятия уже можно выразить словами. Со временем символы становятся все более абстрактными, так что появляется возможность составлять предложения. Чтобы сделать новый шаг в развитии сознания, представляющий собой различение правого и левого, человек однажды должен был, двигаясь, обращать внимание как на то, что происходит внутри него, так и на то, что происходит вне его. Это перемещение внимания внутрь и наружу создает абстракции и слова, которые описывают изменение положения его внутреннего личного мира по отношению ко внешнему миру. По видимому, развитие такого осознавания происходило медленно и болезненно, и проблески осознавания не раз озадачивали наших предков.

Благодаря своей новизне в эволюционном смысле, способность к осознаванию в значительной степени различается у различных индивидов, больше, чем распределение других способностей. Существуют также значительные периодичес кие вариации осознавания в индивиде; варьируется также и то место, которое сознавание занимает среди других свойств его личности. Сознавание может исчезать на время или совсем. Реже могут появляться пики, в которых все способности человека сливаются в гармоничное единое целое.

В одной тибетской притче человек без осознавания сравнивается с повозкой, пассажирами которой являются желания, лошадью – мышцы, сама же повозка – скелет. Сознавание – спящий кучер. Пока он спит, повозка будет бесцельно ездить то туда, то сюда. У пассажиров разные цели, и лошади тянут в разные стороны. Если же возница проснется и возьмется за вожжи, он может заставить лошадей отвезти пассажиров туда, куда им нужно.

В те моменты, когда сознавание соединяется с чувствами, ощущениями, движением и мышлением, повозка движется по верному пути. Человек делает открытия, изобретает, творит и «знает». Он постигает, что мир – един, и что в этом единстве он не одинок.

II. Действие ради понимания

Двенадцать практических уроков

Эти двенадцать уроков выбраны из более чем тысячи, данных в течении ряда лет в Институте Фенделькрайза. Не обязательно выполнять эти упражнения в такой последовательности, они выбраны, скорее, как иллюстрация положений системы и метода автора. Тем не менее они охватывают все тело в целом и все существенные виды его деятельности.

Уроки следует выполнять по одному в течение вечера, непосредственно перед сном. В течение нескольких недель можно добиться значительного совершенствования всех функций, существенных для жизни.

Общие указания

Совершенствование способностей

Эти упражнения предназначены для совершенствования способностей, то есть расширения границ возможного: превращения невозможного в возможное, трудного – в легкое, а легкого – в приятное. Лишь те действия, которые легки и приятны, становятся частью привычной жизни. и постоянно используются. Действия, которые трудно выполнить, к выполнению которых нужно себя принуждать и преодолевать внутреннее сопротивление, не становятся частью нормальной повседневной жизни; с возрастом человек вообще теряет способность их выполнять.

Человек старше пятидесяти, например, едва ли станет перепрыгивать через забор, даже если он невысок; он поищет способ обойти забор, в то время как юноша перепрыгнет через этот же забор безо всякого труда.

Это не значит, что мы должны избегать всего, что кажется трудным и не использовать силу воли для преодоления препятствий. Но следует различать совершенствование способностей и простое усилие само по себе. Лучше направить силу воли на совершенствование способностей, чтобы в конце концов наши действия стали выполняться легко и с пониманием.

Способность и сила воли

По мере возрастания способности уменьшается необходимость сознательных волевых усилий. Усилия, необходимые для улучшения способностей, дают достаточные и эффективные упражнения для воли. Если внимательно присмотреться к людям, которые воспитали в себе силу воли ради нее самой, можно обнаружить, что это люди с относительно небольшими способностями. Люди, умеющие эффективно действовать, делают это без больших приготовлений и без лишнего шума. Люди с «силой воли» часто применяют излишек силы воли вместо эффективного использования умеренных сил.

Если вы в основном полагаетесь на силу воли, вы развиваете способность напрягаться и привыкаете использовать много энергии в действиях, которые могут быть выполнены с меньшими энергетическими затратами, если силы правильно применяются и распределяются.

И в том, и в другом случае вы можете достичь цели, но в первом случае вы можете также причинить себе значительный вред. Вы можете причинить вред связкам, мышцам и другим частям тела, используемым при волевом усилии. Энергия, не переходящая в движение, превращается в тепло в системе и создает изменение, которое необходимо исправить, чтобы система снова могла действовать эффективно.

То, что мы можем делать хорошо, не кажется нам трудным. Можно даже предположить, что действия, которые мы считаем трудными, не выполняются правильно.

Чтобы вонять движение, нужно чувствовать, а не напрягаться

Чтобы учиться, нужно время, внимание и различение; различение нуждается в ощущениях. Это означает, что для того, чтобы учиться, мы должны обострить свое восприятие; если же мы пытаемся делать большую часть вещей с помощью силы, то достигнем прямо противоположного результата.

Учась действовать, мы должны быть свободны и должны обращать внимание на то, что происходит внутри нас; в этом состоянии наш ум будет чистым, а дыхание – легко контролируемым; не будет напряжения, вызываемого стрессом. Если пытаться учиться в условиях максимального усилия, которое все же кажется недостаточным, – не будет возможности сделать движение быстрее, лучше или сильнее, поскольку индивид уже достиг предела своих возможностей. В этот момент дыхание прекращается, начинаются поверхностные усилия, теряется способность наблюдать; нет возможности улучшения.

Вы увидите, что в этих уроках предлагаются простые упражнения, состоящие лишь из простых движений. Но они задуманы таким образом, чтобы выполняющий их обнаружил изменения в себе уже после первого урока.

Обостренное различение

«Дурак не может чувствовать» – гласит поговорка. Если человек не может чувствовать, он не может воспринимать различия и не сумеет отличить одно действие от другого. Если нет способности различать, невозможно чему либо научиться. Это не просто, потому что человеческие ощущения связаны с порождающими их раздражителями таким образом, что чем слабее раздражители, тем сильнее различение.

Поднимая железную трубу, я не замечу муху, которая то садится на нее, то взлетает. Если же возьму в руки перышко, севшая на него муха ощутимо изменит его вес. Это относится ко всем чувствам – слуху, зрению, обонянию, восприятию тепла и холода.

Предлагаемые упражнения направлены на то, чтобы уменьшить усилие при движениях, потому что для того, чтобы почувствовать небольшие изменения усилия, само усилие должно быть минимальным. Более тонкое и совершенное управление движениями приходит только после совершенствования чувствительности, когда возрастает способность чувствовать различия.

Сила привычки

Очень трудно исправить привычную неправильную позу или движение, даже если мы ясно их осознаем. Нужно исправить и саму ошибку, и причину, из за которой она появилась. Нужно быть очень настойчивым и обладать немалыми знаниями, чтобы двигаться в соответствии с тем, что мы знаем, а не в соответствии с привычкой.

Если человек привык стоять, выдвинув живот и таз дальше, чем нужно, и откинув голову назад, его спина сильно искривляется. Если же он выдвинет голову вперед и отставит таз назад, ему покажется, что голова слишком сильно ушла вперед, а таз – назад; эта поза будет казаться ему ненормальной. Поэтому он скоро вернется к привычной позе.

Следовательно, невозможно изменить привычку, опираясь только на ощущения. Нужно прикладывать некоторое количество умственных усилий до тех пор, пока исправленная поза не начнет казаться нормальной и не превратится в новую привычку. Привычку гораздо труднее изменить, чем кажется; каждый, кто пробовал это сделать, знает это на своем опыте.

Мышление во время действии

На моих уроках ученики слушают инструкции во время выполнения действий и, если необходимо, приспосабливаются к ним, не прерывая движений. Таким образом они учатся действовать думая и думать действуя. Именно так и происходит развитие – сначала человек перестает думать, когда что то делает, и перестает действовать, если хочет подумать. Опытный водитель легко выполняет инструкции, ведя машину, а для начинающего это трудно.

Чтобы получить максимум пользы от этих упражнений, читатель должен подготовиться к следующему упражнению, не прекращая предыдущего, то есть продолжать движение, которое он выполняет, и в это время обдумывать следующее движение.

Высвобождение теряемой энергии

Эффективно действует та машина, в которой все части точно слажены друг с другом, смазано все, что должно быть смазано, трущиеся части плотно прилегают друг к другу без зазоров и без грязи, все горючее расходуется на работу – в пределах законов термодинамики; не возникает шум или вибрация, то есть энергия не тратится на бесполезные движения, отнимающие ее у нужной работы.

Упражнения, которые мы собираемся делать, направлены на достижение именно такого состояния, то есть на постепенное исключение из действия всех лишних случайных движений, всего, что мешает, вмешивается или препятствует движению.

В принятых ныне системах обучения обычно подчеркивается, что нужно любой ценой достичь цели без учета дезорганизованных и разбросанных усилий, на которые при этом расходуется энергия. Если чувства и управление не организованы в связное, мягкое и эффективное, – а потому приятное, – действие, мы бесконтрольно вовлекаем в движение части тела, которые не только не нужны для этого действия, но часто даже мешают ему. В результате мы часто выполняем некое действие одновременно с противоположным ему действием. Избежать этого можно только с помощью усилия. К сожалению, именно усилием люди заменяют способность выполнять действие правильно. Правильно было бы научиться исключать действия, щютиво речащие цели, а силу воли использовать только в случае необходимости сверхчеловеческих усилий.

Мы вернемся к этому вопросу, когда читатель ощутит это на собственном опыте; тогда он сможет двигаться дальше по избранному им пути.

Дыхательный ритм во время упражнений

В конце хорошо выполненного урока вы почувствуете себя обновленным и отдохнувшим, как после хорошего праздника или выходного. Если этого не происходит, движение, возможно, выполняется слишком быстро или вы не обращаете внимание на дыхание.

Скорость упражнений всегда должна соответствовать ритму дыхания. По мере того как тело обретает организацию, дыхание будет автоматически приспосабливаться к различным движениям.

Скорость движений

Когда вы в первый раз выполняете урок, движения нужно делать медленно, как указывается в инструкции. После того как вы пройдете все уроки и вернетесь к ним во второй раз, вы можете двигаться быстрее в тех упражнениях, которые делаются мягко и легко. Со временем вы научитесь варьировать скорость от наиболее быстрой до наиболее медленной.

Несколько практических советов

Как выполнять упражнения

Лучше всего делать эти упражнения перед тем, как лечь в постель, но не раньше, чем через час после еды. Ложитесь сразу после того, как закончили делать упражнения. Одна из наиболее важных причин такой последовательности состоит в том, что после дня, полного работы и беспокойства, эти упражнения снимут умственное и физическое напряжение, сон будет освежающим, и вы лучше отдохнете.

Проснувшись, полежите минутку в постели, попробуйте вспомнить, вернуть себе ощущение от урока, который вы делали перед сном. Стоит повторить два три движения, которые вы можете вспомнить. В течение дня время от времени думайте об уроке, делая другие вещи, и посмотрите, можете ли вы заметить изменения в себе, вызванные упражнениями. Вьщелите для этого определенное время и думайте об этом хотя бы по несколько секунд. Каждый раз, когда вы вспоминаете последний урок, он все более твердо укладывается у вас в уме.

Когда эти уроки станут устоявшейся ежедневной привычкой, делайте их тогда, когда вам удобнее.

Длительность упражнений

Время, которое занимает урок, зависит от индивидуальной скорости. В первых уроках продолжительность будет также зависеть и от количества повторений каждого движения. Начинайте, повторяя каждое движение по десять раз, постепенно увеличивайте до двадцати пяти раз, в соответствии с инструкцией, данной в самом уроке. Временами можно и желательно повторять определенные движения сотни раз, как можно медленнее и как можно быстрее; помните только, что делать быстро – не значит торопиться. Следовательно, первые уроки будут занимать около сорока пяти минут, более поздние займут около двадцати минут. Позже, когда уроки станут ежедневным занятием, урок может занимать от одного мгновения (воспоминания о нем) до того количества времени, которое вы захотите ему посвятить.

Место упражнения

Найдите свободный участок пола, на котором вы смогли бы вытянуться лежа, раскинув руки и ноги в стороны, так, чтобы мебель вам не мешала; положите на пол ковер или мат. Если поначалу вам трудно привыкнуть лежать на полу, возьмите толстое одеяло; можно даже начинать, лежа на кровати.

Одежда

Чем меньше на вас одежды, тем лучше. В любом случае, одежда должна быть удобной, не стеснять движений и дыхания, не слишком узкой; не должно быть пуговиц или толстых завязок на спине.

Как выполнять уроки

Если вы выполняете упражнения в одиночестве и вам нужно читать инструкции, лучше всего разделить урок на маленькие части. Прочитайте параграф инструкции и, поняв, что нужно делать, начинайте; проделав движение двадцать пять раз, как указано, прочитайте следующий параграф и выполняйте его и так далее. Урок займет при этом больше времени; можно разделить его на отрезки; большие, чем одно упражнение; постепенно сведите урок в одно целое.

Урок 1: что такое хорошая поза?

Стоять правильно – не значит стоять прямо

«Сиди прямо!», «Стой прямо!» – эти окрики мы часто слышим от матерей, учителей и других людей, дающих нам эти указания с благой целью и полной верой в свои слова. Если вы спросите их, как человеку стоять или сидеть прямо, они ответят: «Что вы имеете в виду? Вы что, не знаете, что значит „прямо“? Прямо – это прямо!»

Некоторые люди действительно стоят и ходят выпрямленными, с вертикальными спинами и поднятой головой. Их поза выражает слова «Стой прямо!»

Если вы понаблюдаете за ребенком или подростком, которому сказали сидеть или стоять прямо, будет видно – он согласился, что он как то неправильно обращается со своим телом, и сразу старается выпрямить спину или поднять голову. Делая это, он полагает, что это и есть правильная поза; но он не может поддерживать эту «правильную» позу, не прикладывая постоянных усилий. Как только его внимание отвлекается на какую нибудь деятельность, которая необходима или интересна, он снова возвращается к первоначальной позе. Совершенно очевидно, что он не попытается держаться прямо до тех пор, пока сам не вспомнит, что забыл про указание.

Слово «прямо» означает «вертикально»

Когда мы говорим «стоять прямо», мы почти всегда имеем в виду – «вертикально». Однако, если мы посмотрим на идеальный скелет, созданный знаменитым анатомом Альби нусом, мы найдем лишь два небольших участка, имеющих более или менее вертикальное положение: верхние позвонки шеи и позвонки между грудью и бедрами. Больше ни одна кость из всего скелета не занимает строго вертикальное положение (хотя кости рук иногда держатся вертикально). Таким образом, говоря «прямо», мы, по видимому, имеем в виду что то другое, и у нас нет ясного представления, что значит это слово в данном случае.

«Прямо» – эстетическое представление

Слово «прямо» обманчиво, оно не выражает того, что имеется в виду, того, чего мы ожидаем и что видим после «исправления». Имеется в виду чисто эстетическое представление о позе, и как таковое оно не полезно и не точно и никак не может служить критерием для исправления ошибок.

Геометрический смысл «прямизны» тоже не помогает, поскольку он статичен: чтобы по нему ориентироваться, нужно держать тело или его части неподвижно, в одном и том же положении.

Чтобы оценить, насколько мало принятое понятие «прямизны» соответствует правильной позе, достаточно представить себе человека, который каким то образом повредил спину и не может ее выпрямить. Как ему сидеть или стоять? Может ли такой человек использовать свое тело правильно, эффективно и изящно? Многие калеки в этом отношении превосходят здоровых людей. Есть люди, перенесшие значительные повреждения костной структуры, но при этом обретшие невероятную точность, элегантность и целесообразность. Понятие же «прямизны» к ним никак не применимо.

Скелет, мышцы и гравитация

Из этого следует, что любая поза приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что скелет должен противостоять силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движений. Нервная система и структура скелета развивались вместе под влиянием поля тяготения таким образом, что скелет стал поддерживать тело в поле тяготения, не расходуя энергию. Если же мышцам приходится выполнять работу скелета, они не только бесполезно расходуют энергию, но и отвлекаются от выполнения своих основных функций – изменений положения тела, то есть движений.

При неправильной позе мышцы выполняют часть работы костей. Чтобы исправить позу, важно понять, что исказило реакцию нервной системе на гравитацию, к которой каждая часть всей системы приспосабливалась на протяжении всего существования человеческого вида.

Чтобы понять это на практике, мы должны рассмотреть и прояснить вышеприведенные идеи. Прежде всего посмотрим, какова правильная реакция на силу тяготения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться