Фельденкрайз Моше "Сознавание через движение: двенадцать практических уроков"

Дополните образ себя

Закройте глаза и продумайте все положения, описанные в этом уроке. Отметьте, что ощущают конечности во время каждого «движения», повторите его два три раза в каждом положении, с ясными паузами между движениями. Затем попытайтесь снова поднять ногу и посмотрите, повинуется ли она теперь вашему желанию поставить ее на макушку головы, стало ли это движение легче, можете ли вы его выполнить.

Нет предела совершенствованию

Может быть, при выполнении последнего движения вы столкнулись со столь сильными препятствиями, что описанного выше изменения не удалось достичь в течение одного занятия без учителя. При личном инструктировании, в группах, состоящих из сорока пятидеояти мужчин и женщин разного возраста (в том числе и за шестьдесят), девяносто процентов смогли, по меньшей мере, прикоснуться большими пальцами ноги ко лбу, а большинство достигли максимально возможного на тот момент – они смогли поставить ступню на макушку. Они добились существенного усовершенствования, а это единственно ценно: если человек может достичь улучшения каждый раз, когда что то делает, то предела его достижениям нет.

Повторите все движение в левую сторону в воображении

Встаньте и пройдитесь, отметьте различия в ощущениях между той стороной тела, которая участвовала в упражнении, и другой стороной. Обратите внимание на лицо, глаза, движения, повернитесь в разные стороны.

Теперь лягте на спину и просто поднимите колени. Закройте глаза и обратите внимание на различия в соприкосновении с полом правой и левой сторон тела. Теперь вообразите все стадии движения этого урока на левой стороне, а не правой, но представляйте себе ощущения, а не слова. Повторите каждое воображаемое движение три раза, делая паузы между движениями.

Совершенствование посредством визуализации является более эффективным, чем совершенствование посредством действий

Теперь сядьте и охватите левую ступню двумя руками, симметрично тому, как это делалось раньше. Поднимите ступню над головой и попробуйте положить ее на макушку. Вы наверняка обнаружите, что та сторона, на которой вы только представляли действие, повинуется лучше и работает лучше, чем та, на которой вы реально проделывали действие.

Сторона, на которой действие проделывалось, выполняла также множество неправильных движений, что всегда происходит при выполнении нового движения, поэтому другая сторона (выполнявшая лишь воображаемые движения) достигла большего.

Рассмотрение себя лучше, чем механическое повторение

Обдумайте важность этого положения. Вы целый час работали на одной стороне, а на другую потратили лишь несколько минут, да и то лишь в воображении, но, тем не менее, достижения другой стороны больше. Тем не менее, большинство гимнастических методов основаны на повторении действий. Это касается не только гимнастики: все, чему мы учимся, в большей степени основано на принципе повторения и закрепления в памяти. Это легче понять, увидев, как один человек может целыми днями, заниматься на музыкальном'инструменте и не добиваться никаких успехов, в то время как другой день ото дня играет все лучше и лучше. Возможно, что природа таланта, которую считают причиной этого отличия, состоит в том, что второй осознает, что он делает, когда играет, а первый только повторяет и надеется, что многократное повторение плохого исполнения каким то образом приведет к улучшению.

Мы уже говорили о контакте внешнего и внутреннего, состоящего в переходе сознательного наблюдения От внутренних ощущений тела к пространственным изменениям снаружи. Что было бы, если бы художник рассматривал пейзаж и пытался рисовать его, не замечая, что ощущают руки, управляющие кистью, или не замечая, что видят его глаза?

Все мы сталкивались с ситуацией, когда приходится перечитывать фразу, потому что мы прочли ее невнимательно; хотя, возможно, мы прочли все слова и даже проговорили их про себя, но ничего не поняли. Что мы делаем при перечитывании? Действительно ли так существенно, что мы наблюдаем за работой собственного ума при чтении?

Урок 9: пространственные отношения как средство координации действия

В этом уроке вы увидите, что сознательное внимание к пространственным отношениям между движущимися конечностями делает движение скоординированным и плавным; если систематически уделять внимание тому, чтобы прочувствовать части тела, это может избавить их от лишнего напряжения. Механическое действие ничему не учит, не увеличивает способности. Обычные движения, выполненные другим образом, часто становятся лишь проявлением плохой координации, а не увеличивают индивидуальные способности. В действительности, когда движение улучшается, оно все более приближается к обычным, естественным движениям.

Часы напротив лица

Сядьте на пол, можете скрестить ноги, можете не делать этого, колени врозь, в удобном положении. Отведите руки назад, обопритесь на них. Представьте циферблат напротив своего лица и подвигайте носом по кругу, как будто вы переводите стрелки часов по этому циферблату по часовой стрелке. Круг, проводимый носом, должен быть небольшим, потому что иначе ваш нос потеряет контакт со «стрелками». Продолжайте это движение очень медленно, много раз, убедитесь, что оно не мешает дыханию.

Путь ушной мочки

Представьте себе, что мочка вашего левого уха привязана тонкой резинкой к краю левого плеча. Решите, в какой части движения резинка натягивается и удлиняется, а в какой укорачивается и насколько. Нос движется по кругу с одинаковой скоростью. Является ли движение мочки также круговым? Попробуйте представить себе, где находится ваша мочка, когда нос находится на «двенадцати часах», на «трех», «шести», «девяти» и снова на «двенадцати». Повторите это упражнение много раз, все более и более спокойно. Попытайтесь следить за движением мочки только с помощью ощущений: просто обратите на нее внимание, пока вы не почувствуете, тде она находится относительно края плеча.

Мы можем действовать, не зная, что мы делаем

Предыдущее действие не просто. Оно вряд ли удастся вам сразу, и так оно и должно быть. Такие суждения могли бы быть чисто интеллектуальными, построенными на геометрических представлениях, но это ничего не дает для осознавания. Не удивительно ли, что нечто столь неясное может происходить в одной части головы, когда то, что вы делаете другой частью, совершенно ясно? По видимому, мы что то делаем, совершенно не сознавая, что именно мы делаем. Дело в том, что мы не чувствуем все движения головы, думая об одном определенном аспекте движения.

Перемещайте фокус внимания от мочки уха к носу и обратно

Продолжайте движение носа и, не прерывая его, переместите центр внимания на мочку уха. Рисуйте воображаемые круги, которые она очерчивает, таким образом, чтобы нос мог продолжать свое движение. В каком направлении движется ухо? Что происходит с резинкой, которая, как мы себе представили, связывает ухо с плечом? Движение не такое, как раньше. Изменил ли нос свой путь, очерчивает ли он круги? Верните внимание к носу, пусть он движется кругами. Проверьте теперь движение ушной мочки. Можно было бы предположить, что поскольку нос и ушная мочка – части одной головы, то, если одна часть движется кругами, другая (а с ней и вся голова) тоже движется кругами. Но дело обстоит не так просто.

Смотрите левым глазом

Измените направление круговых движений носа, пусть он поворачивает стрелки часов против часовой стрелки. Закройте глаза и сосредоточьте внимание на левом глазе. Куда вы в действительности смотрите этим глазом? Попробуйте посмотреть закрытым левым глазом в сторону переносицы, между глазами, затем наружу, в сторону левого угла левого глаза, продолжая круговые движения носа. Большинство людей отказывается, попробовав несколько раз и не найдя ответ. Может быть, на этот вопрос можно ответить, только привыкнув к движению.

Попробуйте повращать левым глазом и выяснить, как это повлияет на круговые движения носом. Отдохните.

Окрашивание левой половины головы воображаемой кисточкой

Сядьте удобно на полу, скрестите ноги. Вращайте носом по часовой стрелке и одновременно пробуйте покрасить левую половину головы воображаемой кисточкой, шириной около двух пальцев. Представьте себе, что левая рука держит кисточку и движется сначала от большого шейного позвонка к левой части затылка, оставляя полоску в два пальца шириной на шее и на затылке слева от линии, делящей голову пополам, продолжайте от макушки к лицу через лоб, левый глаз, щеку, верхнюю губу, нижнюю губу, по подбородку, вниз вокруг нижней челюсти на левую сторону шеи до ключицы; вернитесь таким же образом до нижней части шеи сзади. Продолжайте красить левую сторону головы, до левого плеча, кладя полосы краски рядом друг с другом.

Двигайте нос направо, крася левую половину головы

Отдохните немного, а потом начните двигать нос в противоположную сторону. Покрасьте еще левую половину головы, но пусть мазки пойдут под прямым углом к предыдущим, то есть справа налево и обратно, так, чтобы левая половина головы была пройдена второй раз. Мешают ли красящие движения движению носа? Если мешают, то где именно? Когда кисточка меняет направление? Одинаково ли ощущается прохождение кисточки по всем точкам, или некоторые места не ощущаются, когда по ним проходит кисточка? Перебивается ли дыхание? В каких местах обнаруживаются мышечные напряжения и перерывы в дыхании? В глазах? Шее? Диафрагме? Отдохните.

Перемещение внимания от части к части

Продолжайте движения носа против часовой стрелки. Во время движения решите очерчивать круги подбородком. Через несколько минут решите, что вы реально двигаете углом левой челюсти, под ухом. Затем переместите внимание на левый висок, затем на точку между ухом и шейным позвонком в основании головы.

После каждых пяти или десяти движений решайте, что вы переводите центр движения в другую часть головы, одну за другой, но между" каждым переходом возвращайтесь к носу. Продолжайте, пока не сумеете включить все части левой стороны головы и лица в единое умственное усилие с одинаковой ясностью.

Отдохните.

Левая нога встает коленом на пол

Пусть левая нога встанет коленом на пол, в то время как правая остается ступней на полу. Выпрямите правую руку перед собой, левую – сзади, обе – на уровне плеч. Закройте глаза и представьте себе тонкую резиновую нить, привязывающую левое ухо к левой руке (которая выпрямлена сзади), и другую нить, привязанную к правой руке (которая вытянута вперед). Проделайте двадцать пять круговых движений носом в одном направлении и еще двадцать пять – в другом, проследите, как удлиняются и укорачиваются в пространстве резиновые нити.

Левая нога опирается о пол

Немного отдохнув, вернитесь в положение на колене, но теперь левая нога опирается на пол ступней; вытяните левую руку перед собой, а правую назад, на уровне плеч. Повторите движение носом, продолжая наблюдать за движением «резинок».

Встаньте и пройдитесь. Чувствуете ли вы разницу, поворачивая голову налево и направо? Различно ли ощущение пространства с двух сторон? Есть ли разница в ощущениях пальцев правой и левой ноги?

Гимнастика ради гимнастики ничему не учит

Все движения, которые мы проделали, были симметричными как в пространстве, так и с точки зрения мышц; почему же возникли различия между правой и левой сторонами тела? Мы делали точно такие же движения на левой стороне, точно столько же раз, но в левой стороне не произошло никаких изменений. Может быть, трудно вспомнить, как чувствовала себя правая сторона до урока, и, может быть, не нужно доверять своей памяти, но, без сомнения левая сторона чувствует себя иначе, чем правая. Не значит ли это, что сами по себе движения не играют такой уж большой роли? Значительные изменения произошли на той стороне, на которую мы сознательно обращали внимание. Не следует ли предположить, что механическое повторение не имеет никакой ценности, кроме стимуляции циркулирования крови и работы мышц? Не потому ли люди, всю жизнь занимающиеся гимнастикой, не лучше справляются с любой конструктивной деятельностью, чем те, кто не занимается гимнастикой? С другой стороны, есть люди, продолжающие следить за ощущениями тела (как это было в период роста), и благодаря этому они всю жизнь продолжают учиться и развиваться.

Индивидуальные движения становятся обобщенными

Различия в простых движениях головы у разных людей возникают из за того, что один, поворачивая голову, обращает внимание на ухо, другой – на конфигурацию уха и плеча, третий – на сжимание кожи на шее. Количество возможных комбинаций здесь так велико, что каждое движение оказывается исключительно индивидуальным и специфическим.

В большой группе учащихся можно наблюдать большое разнообразие движений головы при первых попытках кругового движения носом, некоторые способы кажутся просто невероятными. К концу урока можно наблюдать более общие, похожие движения. Нос действительно описывает более или менее точные круги как по субъективному ощущению, так и на деле. Когда индивид во время движения ясно осознает образ себя и когда субъективные и объективные представления просматриваются легко, действия становятся легкими, точными и приятными. Они становятся более похожими на движения, выполняемые любым человеком с развитым сознаванием. Индивидуальность должна выражаться в позитивных ценностях, а не в причудливых особенностях.

Урок 10: движения глаз организуют движение тела

Здесь вы узнаете, как движение глаз координирует движение тела, и как они связаны с движениями мышц шеи. Проверка связи между глазами и шейными мышцами улучшает управление движениями тела и делает их легче. Движение глаз в направлении, противоположном движению тела, создает дополнительные возможности, о которых многие не подозревают. Эти упражнения расширяют спектр действия и помогают избавиться от ложных привычек. Вы также научитесь различать мышцы, управляющие движениями глазных яблок, и мышцы, управляющие зрением более специфическим образом.

Движение направо и налево стоя

Встаньте, ноги слегка врозь и вращайте тело направо и налево. Руки мягко висят. Когда вы поворачиваетесь направо, правая рука движется направо за спину, а левая – направо впереди тела, как бы желая перехватить правый локоть. Когда вы поворачиваетесь налево, левая рука движется налево назад, а правая – налево перед телом, перехватывая ее спереди.

Продолжайте движение туловища, закройте глаза. Следите, чтобы движения головы были плавными. При каждом изменении направления обращайте внимание, что начинает двигаться первым – глаза, голова или таз. Проделайте много таких движений справа налево и обратно, пока не получите ясный ответ и пока не сумеете наблюдать за всеми частями тела, участвующими в движении, не останавливаясь в начале или в конце поворота.

Откройте глаза и продолжайте повороты. Обратите внимание, продолжают ли глаза смотреть вперед в сторону носа, как и в закрытом состоянии, или они делают что то еще, – а если так, то что именно? Предвосхищают ли они движения головы? Осматривают ли бегло все поле зрения?

Координация глаз и плавности движения

Закройте глаза и попробуйте почувствовать, когда повороты становятся более плавными и текучими – когда глаза открыты, или когда они закрыты. Попробуйте достичь с открытыми глазами той плавности, которой вы достигаете с закрытыми. Можно предположить, что с открытыми глазами движения лучше во всех отношениях, но на деле оказывается, что это часто ведет к прерыванию плавности движения и его размаха, потому что у многих людей движения глаз не скоординированы в достаточной степени с мышечной деятельностью.

Обратите внимание на ощущение движения в ногах, тазе, на все маленькие изъяны во вращательном движении, чтобы иметь возможность осознавать изменения, которые возникнут при улучшении управления движением тела.

Поворот тела направо сидя

Сядьте на пол. Согните левую ногу и положите ее назад налево, так, чтобы ее внутренняя*часть лежала на полу, со ступней в сторону от бедра. Положите ладонь правой руки на пол, правую ногу положите перед собой таким образом, чтобы икра лежала параллельно телу перед ним, а подошва прикасалась к бедру левой ноги у колена. Вытяните левую руку вперед, напротив глаз, и поверните туловище направо, ведя его за левой рукой. Глазами следите, как движется направо большой палец.

Вернитесь к середине и снова повернитесь направо, до предела, насколько сможете. Согните левый локоть таким образом, чтобы ладонь могла больше сдвинуться направо. Убедитесь, что глаза остаются в покое, то есть смотрят на ладонь руки, в то время как голова и плечи движутся направо. Продолжайте медленно двигаться, не пытаясь повернуться направо больше, чем удобно. Убедитесь, что глаза не движутся направо дальше, чем ведет их голова. Старайтесь не укорачивать позвоночник, то есть не стягивать грудь и ребра, давая голове сидеть высоко, но не выпрямляя ее намеренным усилием. Внимательно давайте глазам следовать за движущейся левой ладонью. Многие бессознательно продолжают смотреть направо после того, как рука прекратила движение, иногда даже после того, как им укажут на этот недостаток. Лягте отдохните, почувствуйте соприкосновение спины с полом.

Поворот туловища налево сидя

Сядьте и поверните обе ступни направо, в положение, симметричное предыдущему. Вытяните правую руку перед глазами и поверните все туловище налево, причем глаза должны следить за большим пальцем руки. Сгибайте правый локоть по мере того, как рука движется налево. Вернитесь в начальное положение. Сделайте двадцать пять поворотов, делая каждое движение легче, чем предыдущее. Обращайте внимание на таз, позвоночник, затылок, излишние напряжения в ребрах или где нибудь еще, которые мешают легко выполнять это движение. Легкость движения важнее того, насколько далеко вы повернетесь налево.

Отдохните лежа на спине.

Движение глаз увеличивает угол поворота

Сядьте и согните левую ногу назад налево. Правую ногу вытяните на полу вдоль тела. Поверните туловище направо и обопритесь правой рукой о пол. Рука, таким образом, оказалась справа дальше, чем раньше, потому что туловище уже повернуто направо. Поднимите левую руку вперед, следя за ней глазами, и с движением туловища поверните ее направо. Согните левый локоть таким образом, чтобы отвести левую руку вперед как можно дальше, и оставьте в таком положении.

В этом повернутом положении посмотрите на правый край левой руки, потом переместите глаза на остальную часть руки. Подвигайте глазами таким образом – направо и обратно – около двадцати раз. Помогайте себе направлять движение глаз движением головы. Движения глаз должны оставаться горизонтальными, хотя они и стремятся опуститься вниз на правом краю.

Не укорачивайте тело

Чтобы облегчить это движение, постарайтесь не укорачивать шею. Позвоночник должен двигаться легко, как будто то кто то помогает вам, легко поднимая голову за волосы на макушке. Можно также облегчить движение, подняв левую ягодичную кость от пола. Отдохните. Попробуйте еще раз повернуться направо, ведя себя левой рукой, посмотрите, увеличилась ли дуга поворота (не причиняя, при этом неудобства).

Глаза нужны не только для того, чтобы смотреть

Обратите внимание, какую важную роль играют глаза в координации мышц тела, – даже большую роль, чем мышцы шеи. У большинства частей тела две функции: рот служит для еды и речи, нос – для дыхания и обоняния и так далее. Внутреннее ухо, помимо слуха, участвует в уравновешивании тела при медленных и быстрых движениях. Точно также глазные мышцы влияют на сокращение шейных мышц. Достаточно вспомнить подъем и спуск по лестнице, когда глаза не видят пола в конце лестницы, чтобы понять, сколь важную роль играют глаза в управлении мышцами тела.

Каждый глаз отдельно и оба вместе

Сядьте, согните правую ногу направо, левую направьте к телу. Поверните тело налево и обопритесь на левую руку так далеко, как можете (но не испытывая при этом неудобства). Поднимите правую руку на уровень глаз и поверните в горизонтальной плоскости. Смотрите на правую руку и поверните голову и глаза к какой нибудь точке на стене, далеко налево от руки. Потом посмотрите на руку, затем снова на пятно, и так далее, около двадцати раз: десять раз с закрытым левым глазом, двигая только правым глазом, десять раз с закрытым правым глазом, двигая только левым глазом. Теперь попробуйте выполнить движение еще раз, открыв оба глаза, и посмотрите, увеличился ли угол поворота налево. Увеличение часто оказывается ошеломляющим.

Согните левую ногу назад, правую к себе, попробуйте так же улучшить движение направо. Не забудьте, что упражнение выполняется поочередно каждым глазом.

Координация глаз приводит к совершенствованию движений туловища

Отдохните лежа на спине. Посмотрите, какие части тела ближе прилегают к полу. Это является следствием движения глаз. Если туловище через некоторое время опять зажмется, можно будет заметить соответствующее уменьшение гибкости движения глаз. Можно овладеть техникой координации движений глаз настолько, чтобы усовершенствовать движения всего туловища.

Поворот направо, взгляд налево

Сядьте, согните левую ногу назад, правую придвиньте близко к телу. Поверните туловище, голову и плечи направо как можно дальше, но так, чтобы это не вызывало неудобство. Обопритесь на правую руку сзади себя. Поднимите левую руку с согнутым локтем на уровень глаз и поверните его направо. Посмотрите на руку, потом налево от нее, на какое нибудь определенное пятно на стене, затем снова на руку, и так двадцать пять раз, каждый раз глядя налево немного дальше. Закройте один глаз и проделайте еще десять движений. Потом закройте этот глаз и проделайте десять движений, открыв другой глаз. Убедитесь, что вы не двигаете головой, закрывая поочередно глаза. Откройте оба глаза и сделайте еще пять движений. Помните о воображаемой легкой поддержке за волосы на макушке. После этого попробуйте простое движение налево и посмотрите, стала ли дуга поворота больше и удобнее.

Поворот налево, взгляд направо

Сядьте, согните правую ногу назад, левую придвиньте, поверните тело, голову, плечи налево так, чтобы опереться на левую руку. Поднимите правую руку налево на уровень глаз. Смотрите направо от руки много раз. Затем поочередно закрывайте глаза при этом движении, затем сделайте пять движений, открыв оба глаза. Проверьте, как раньше, качество поворота. Лягте на спину и отдохните.

Движение плечевого пояса направо

Сядьте, согните левую ногу назад, правую поместите перед телом. Повернитесь всем туловищем направо. Сначала обопритесь на правую руку, потом также на левую, руки стоят на некотором расстоянии друг от друга. Поднимите голову и сдвиньте плечевой пояс направо таким образом, чтобы правое плечо двинулось назад и направо, а левое – вперед и направо. Убедитесь, что каждое плечо определенно движется в этом направлении, одно вперед, другое назад, пока давление не будет распределено равномерно между руками.

По мере того как плечи движутся направо, голова и глаза тоже по привычке движутся направо. Попробуйте повернуть голову налево в то время, как плечи движутся направо, и направо, когда плечи движутся налево.

Следите за грудью и дыханием и продолжайте двигать головой в направлении, противоположном плечам, пока движение не станет приятным.

Переход от противоположного движения к однонаправленному и обратно

Продолжайте противоположные движения головы и плеч, а потом, не останавливаясь, перейдите к однонаправленным движениям, то есть таким движениям, когда голова идет в том же направлении, что и плечи, направо и налево. Затем, также не останавливаясь, снова перейдите на противоположное движение.

Остановитесь и постарайтесь обнаружить, улучшился ли поворот и изменились ли ощущения при движениях. Лягте на спину и посмотрите, изменилось ли соприкосновение спины с полом.

Движение плечевого пояса налево

Сядьте так же, ногами направо, и повторите все движения в противоположную сторону. Поворачивайте голову то в ту же сторону, что и плечи, то в противоположную. Время от времени вспоминайте о том, что желательно избегать стремления добиться успеха при выполнении упражнения.

Большее усилие ие улучшает действие

Если вы в каждый момент пытаетесь достичь предела своих возможностей, вы добьетесь только боли в мышцах и напряжения в суставах. Если вы напрягаетесь, стремясь достичь результата, вы блокируете, по меньшей мере, часть улучшений, которые могли возникнуть при разрушении привычных паттернов движений и поведения, в чем и состоит цель этих упражнений. Улучшенная дифференциация движений различных частей тела и отношений между ними ведет к уменьшению тонуса (то есть степени напряжения, создаваемого непроизвольными центрами) и реальному возрастанию управления.

Время от времени нужно выбиваться из рутины и спрашивать себя, действительно ли вы делаете то, что, как вам кажется, вы делаете. Многие люди обманывают себя, полагая, что если они чувствуют усилие и хотят, чтобы плечи двигались, то плечи действительно движутся относительно пола и относительно туловища именно так, как задумано. Убедитесь, что мышечное усилие переходит в движение, потому что усилие, полностью перешедшее в движение, улучшает как способности, так и тело. Усилие, не перешедшее в движение, создает укорачивание и напряжение, ведет к потере энергии и может привести к повреждению структуры тела.

Наклоняйте голову из стороны в сторону, поворачивая тело направо и палево

Сядьте, согните левую ногу назад, а правую вперед и близко к телу. Поверните все туловище направо и обопритесь на правую руку. Немного увеличьте поворот направо и сдвиньте руку еще немного направо, так, чтобы поворот создавал лишь небольшое напряжение. Положите левую руку на макушку, чтобы она помогала голове наклоняться направо и налево так, чтобы правое ухо приближалось к правому плечу, потом левое ухо – к левому плечу. Будьте внимательны, не поворачивайте голову, вместо того чтобы наклонять ее; нос должен смотреть в первоначальном на правлении, даже когда правое ухо приближается к правому плечу, а потом левое ухо – к левому плечу.

Затем перемените положение ног в другую сторону, поверните тело налево и обопритесь на левую руку. Повторите наклоны головы, помогая правой рукой, лежащей на макушке. Вы сможете наклонять голову дальше направо и налево, если поможете движением позвоночника, который будет сгибаться налево, когда голова нагибается направо, и наоборот.

Раскачивание туловища сидя

Сядьте на пол, передвиньте ступни направо. Раскачивайте туловище справа налево легкими движениями, постепенно увеличивая амплитуду. Пусть руки уносятся движением туловища, как это было в упражнении в положении стоя в начале урока. Дышите свободно, чтобы раскачивание стало легче.

После нескольких качаний измените движение головы и глаз относительно туловища и рук таким образом, чтобы голова и глаза двигались налево, а туловище двигалось направо, и наоборот.

Не останавливая движение, сделайте его опять однонаправленным, затем опять противоположным.

Продолжайте такие переменные движения, пока переход от одного к другому не станет плавным и легким. Выполните около двадцати пяти движений каждого вида, затем отдохните.

Повторите это упражнение, сев наоборот, повернув обе ноги налево. Отдохните.

Сядьте и посмотрите, как изменилось качество и угол поворотов по сравнению с началом урока.

Повороты туловища стоя, попеременно поднимая пятки

Встаньте, ноги примерно на ширине таза, поворачивайте руки и туловище справа налево, голова движется вместе с телом. Когда вы движетесь направо, дайте левой пятке подняться от пола, когда движетесь налево – правой. Убедитесь, что руки движутся свободно, продолжайте, сделайте двадцать пять тридцать поворотов. Когда движения головы станут плавными и приятными, измените их направление. Продолжайте поворачивать голову в направлении, противоположном движению туловища, пока это движение тоже е станет легким и плавным. Снова измените направление, есть двигайте голову вместе с плечами. Попробуйте менять правление движения головы, не останавливая движение ловища.

Пройдитесь и посмотрите, как изменились ваша поза, ижение и дыхание.

Урок 11: сознавание частей, находящихся вне сознания, с помощью средств, подвластных сознанию

У каждого человека в теле есть части, которые он полностью осознает, и части, с которыми он не вполне знаком. Например, почти каждый человек осознает губы и кончики пальцев лучше, чем затылок и подмышки. Полный и однородный образ себя, сознавание всех частей тела – ощущений, чувств и мыслей – это идеал, который до сих пор труднодостижим. В этом уроке предлагается техника пополнения образа себя с помощью сопоставления ощущений в частях тела, которые человек осознает, и тех, которые он не осознает. Этот опыт поможет осознать те части тела, которые не используются в обычных сознательных действиях.

Воображаемый палец надавливает на икру

Лягте на живот. Вытяните ноги таким образом, чтобы они лежали удобно, симметрично по отношению к позвоночнику. Руки положите одну на другую на полу перед головой, лоб положите на руки. Представьте себе, что кто то касается пальцем пятки правой ноги и проводит им по икре до коленной впадины. Давление должно быть таким, чтобы вы могли почувствовать твердость костей ноги; воображаемый палец должен идти по прямой линии, не соскальзывая влево или вправо, – нужно выпрямить ноги и пальцы, а пятка должна смотреть верх.

Шарик катается по ягодицам

Теперь попробуйте представить себе железный шарик, катающийся по ноге, от середины пятки до колена и обратно. Шарик будет следовать по пути наименьшего сопротивления, то есть по тому же пути, который проделывал воображаемый палец, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Попробуйте мысленно прочувствовать все точки на его пути и убедиться, что шарик не перепрыгнул ни одну из этих точек.

Прочувствуйте давление пальца и движение железного шарика, пока не найдете все точки, в которых вы не уверены. Для этого не потребуется никаких движений. Теперь представьте себе, что шарик продолжает движение по бедру к большой ягодичной мышце. Найдите бедренную кость. Начните у колена и катите шарик к ягодице. Приближаясь к ней, вы можете засомневаться в направлении. Попробуйте выяснить, по каком пути он покатится, если вы поднимите ногу. Продолжайте катать шарик обратно к колену и к пятке, затем снова к ягодице, пока ясно не прочувствуете все точки на его пути.

Шарик на тыльной стороне левого предплечья

Вытяните левую руку вперед, удобно согнув ее в локте, и представьте тот же тяжелый железный шарик на тыльной стороне предплечья. Попробуйте покатить его к локтю, найдите точный путь, по которому он может покатиться до локтя и обратно, начиная с тыльной стороны запястья. Затем представьте себе, что кто то проводит по этому пути пальцем, продолжайте это делать, пока не начнете совершенно ясно ощущать этот путь.

Продолжайте таким же образом ощущать путь от локтя до плеча, ясно, ощущая путь шарика и пальца. Медленно вернитесь к тыльной стороне запястья, затем снова к плечу и к лопатке. Здесь тоже нужно сделать путь шарика предельно ясным.

Вернитесь к правой ноге

Попробуйте немного поднять пятку и икру и представьте себе, как шарик возвращается на ногу.

Позвольте шарику медленно катиться от колена по бедру, проследите, как он возвращается к ягодице.

Обратите внимание на мобилизацию мышц левого плеча по мере того, как шарик катится по своему пути.

От правого бедра до левого плеча и обратно

Попробуйте представить себе путь шарика дальше – от колена по бедру, через таз к левой лопатке. Найдите точный путь, по которому шарик пересечет таз, чтобы попасть на талию и оттуда, по позвоночнику, к левой лопатке.

Слегка приподнимите лопатку, пусть шарик покатится обратно тем же путем – к позвоночнику, талии, тазу и до правого бедра. Обратите внимание, где именно шарик пересекает ягодицу по пути к колену и дальше к пятке. Ясно, непрерывно и точно проследите весь его путь.

От тыльной стороны левой кисти к правой пятке и обратно

Верните шарик на тыльную сторону левой кисти. Слегка приподнимите кисть, чтобы шарик скатился на запястье. Еще немного приподнимите, чтобы шарик докатился до локтя, еще дальше, до лопатки. Чтобы шарик мог катиться, нужно так организовать тело, чтобы точка перед шариком всегда оказывалась немного ниже, чем та, где шарик находится; или чтобы точка, на которой находится шарик, была выше, чем точка перед ним.

От лопатки по позвоночнику, ягодице и бедру до пятки

Слегка поднимите правую ногу, дайте шарику прокатиться по ягодицам и дальше по позвоночнику; продолжайте двигать тело таким образом, чтобы шарик прокатился по лопатке, плечу, предплечью, до кисти. Рука для этого должна быть вытянута таким образом, чтобы шарик катился без крутых поворотов и не упал. Продолжайте попеременно поднимать то руку, то ногу, следя за тем, чтобы путь шарика между ними ощущался предельно ясно. Шарик должен двигаться с постоянной скоростью, и вы должны постоянно точно знать, где именно он находится.

Шарик катится по желобку

Лягте левым ухом на пол, слегка выпрямите левую руку в локте и поднимите тело таким образом, чтобы шарик мог, как по желобку, перекатиться от кисти до пятки и обратно. Ясно представьте себе путь шарика.

Согните тело

Поднимите левую руку и правую ногу и уравновесьте тело в слегка согнутом положении, без напряжения. Прокатывайте шарик туда и обратно в поясничном районе быстрыми, легкими движениями, чтобы он прокатывался немного к руке и немного к ноге. Ощущайте шарик в каждой точке и попробуйте определить, что вы делаете, что позволяет ему катиться в каждом из направлений. Продолжайте катать шарик в поясничной впадине. Поднимайте руку и ногу легкими движениями, оставляя левое ухо повернутым к полу. Постепенно увеличивайте размах движений, чтобы путь шарика каждый раз увеличивался, пока он не будет проходить от кисти до пятки при каждом движении.

Теперь встаньте и пройдитесь по комнате. Посмотрите, чувствуете ли вы что то необычное в левой руке и в правой ноге, и вообще на всем пути движения шарика.

От левой пятки до правой кисти и обратно

Когда путь шарика действительно становится отчетливым и ясным, рука и нога как бы сами поднимаются, возвращая шарик к пятке или к кисти. Пусть они поднимаются небольшими, медленными и очень легкими движениями, иначе шарик сойдет со своего пути. Старайтесь двигаться таким образом, чтобы шарик катился с одинаковой скоростью по всему пути. Заметьте, что приходится активировать различные части тела в различные моменты, чтобы шарик двигался к своей цели. Вы должны направлять шарик к точке, о которой вы думаете, иначе он не будет знать, куда ему катиться.

Шарик на пояснице, раскачивающие движения

Поместите шарик на поясницу. Слегка поднимите руку и ногу и раскачивайте шарик небольшими движениями попеременно к руке и ноге. Постепенно увеличивайте амплитуду движения таким образом, чтобы в конце концов шарик проходил от кисти до пятки при каждом качании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться