Дао
Одной далёкой стране очень повезло с правителем. Нет, правда, повезло. Все дела в ней были устроены самым лучшим образом, простые люди процветали, чиновники мудро регулировали их жизнь, собирая ровно столько налогов, сколько было нужно государству и умело распределяя их на разные нужды. Крепкая армия надёжно охраняла рубежи страны, и ещё оставались средства на содержание художников, поэтов и музыкантов, которые писали картины, сочиняли стихи и слагали песни.
И всё это было организовано в соответствии с замыслами правителя. И если вдруг что-то шло не так хорошо, как хотелось бы, он быстро разбирался в чём дело, и снова всё налаживалось самым лучшим образом и далее уже текло размеренно и спокойно. Народ любил своего правителя, а что может быть лучше?
И только сам правитель не мог найти покоя - он хотел править ещё более мудро, ещё более умело. И поскольку уже не было других правителей, у которых он мог бы научиться мастерству управления, он решил собрать у себя в дворце мастеров в любом деле - гончаров, пекарей, музыкантов, военных… Наверняка, - думал он - есть что-то общее у всех них, что делает их мастерами в своём деле. Мастерство само по себе. Если бы мне удалось найти его, я смог бы и править ещё лучше.
Сказано - сделано. Со всей страны потекли во дворец люди, чтобы поделиться со своим правителем секретами своего дела. Целый год правитель беседовал с ними - то по одному, то с целыми группами. Он изучал их таланты и действительно убеждался, что эти люди велики - каждый в своём.
Но что бы ни делали эти мастера, правитель каждый раз понимал, что то, что они делают в своём деле, он и так давно применяет в искусстве управления страной. Всё это он уже знает - он и правда был великий правитель.
И вот, по прошествии года, поняв, что он научился очень многому, и одновременно ничему новому не научившись, правитель рассеянно бродил по своему дворцу, думая, что, наверное, уже и не осталось такого мастерства, которым бы он не овладел.
Случайно он зашёл на кухню и вдруг остановился, поражённый. Какой-то человек разделывал мясо, и это было настоящее чудо! Нож мелькал в воздухе, и казалось, он едва касается туши, как куски мяса сами отделяются от неё и сами укладываются на стол в идеальном порядке. Правитель смотрел на это как заворожённый, а потом подошёл к этому человеку и почтительно сказал:
- Великий Мастер! Уже целый год я ищу подлинное Мастерство, и кажется наконец-то нашёл. Научи меня своему искусству!
- Почему ты называешь меня Мастером? - ответил человек - Я не Мастер, мой путь - дао.
- Но как тогда у тебя так легко получается?
- Я не знаю. Это мой нож просто находит пустоты в туше, входит в них. Он служит мне уже двадцать лет, и я ещё ни разу его не точил.
И правитель понял, что ему есть, чему учиться.
Яблочный сок
Один буддийский монах занимался приготовлением яблочного сока. Время от времени к нему прибегали дети и он, чтобы порадовать их, угощал их соком.
И вот однажды, когда дети прибежали к нему, и он, как обычно, стал наливать им в стаканы яблочный сок, случилось так, что как раз закончилась бутыль, поэтому в последний стакан вместе с соком попал осадок. Девочка, которой достался этот стакан, посмотрела на него и сказала:
- Я не хочу пить этот мутный сок!
И с этими словами она убежала. Однако, чуть позже ей захотелось пить и она вернулась к буддийскому монаху. Подойдя к нему, она сказала:
- Дай мне попить. Хотя бы простой воды.
- А почему ты не хочешь пить свой сок? - спросил её монах, подавая ей стакан.
За то время, пока девочки не было, осадок осел, сок отстоялся и тоже стал чистым и прозрачным. Поэтому девочка не узнала его:
- Это не мой сок.
- Это именно твой сок.
- Но мой был мутный, а этот прозрачный.
- Это тот же самый сок, только прошло время, и он отстоялся.
- Что же, значит, сок тоже может медитировать?
- Нет, сок не может медитировать. Но ты можешь у него этому научиться
Чёрный ящик
Я думаю, что порождающее изменение (generative change) - это 'изменение способа изменения'. Вокруг этого понятия группируются: направления, а не цели; повторяющиеся и рекурсивные решения, а не рефлексивные; порождающее, а не исправляющее; формирование механизмов, а не изменение поведений. Если NLP - это наука о петлях, то DHE - наука о спиралях. "Когда Вы описываете мир хорошо достаточно, Ваше слово становится законом".
Я был некоторое время назад (среди многих прочих тренингов) на курсе DHEtm. Майкл Брин сказал: найдите область, в пределах которой вам хотелось бы её побольше использовать и немного расширить. Я нашел партнера и начал говорить, и он меня изящно направил к сферам в моей жизни, которые я использовал, но при этом хотел бы использовать больше. Попутно в голову пришло несколько полезных вещей, которые мы взяли на заметку. Я начал говорить о некоторых из техник NLP, которые я использовал на протяжении всего дня, и я упомянул о ' черном ящике ' - компьютерном термине для обозначения функции, которая что-то делает, но при этом нам не важно, как она это делает.
Было бы полезно только иметь результаты без того, чтобы применять сами фактические методы. Я имею в виду, прежде всего, что, фактически, именно ваше бессознательное выбирает, какая методика является лучшей и когда. Иногда Вы можете 'изобрести' методику на лету, но именно ваше бессознательное собирает это всё вместе и даёт это Вам. И именно ваше бессознательное, фактически, делает методику. Так почему бы не позволять вашему бессознательному делать все те прочие изменения? Теперь, только постройте машину, которая берёт представление вашего результата - я, обычно, вижу фотографию - и создаёт любую методику - NLP , DHE или любую другую, приводящую к результату. Вы могли бы обдумать пять, 10 или 20 методик, чтобы ваше бессознательное поняло эту идею. Фактически, оно, вероятно, уже пришло к ней, по меньшей мере, дважды. Теперь, я представляю себе 'черный ящик', наверху которого есть зелёный свет, который включается, когда происходит изменение. Обычно, изменение заметно на несколько секунд раньше.
Проверьте это: вообразите, что вы являетесь черным ящиком. Представьте картинку самого чёрного ящика, и ждите, пока не включится зелёный свет на вашем реальном чёрном ящике. Теперь действительно начинается забава!
Я использовал мой чёрный ящик для создания класса полезного гипнотических 'методик', так что он определенно продуктивен (было бы разумно проверить это с рекурсивными процедурами, чтобы убедиться, что они 'достигают нижнего предела' где-нибудь). Я также нашел, что я могу открыть ящик и выяснить точно, как он работал. В результате, я создал ещё больше новых методик. Возможно, даже эту методику.
Пока мы обсуждали эту идею, моя партнёрша нашла, что она также создала чёрный ящик, достаточно было ей услышать моё предложение описать его.
Поделитесь вашими мыслями по поводу перевода. Просто напишите нам письмо.
Робин Аллесон
(C) Перевод, Константин Нурутдинов, 28.01.2002
(C) Georgy Bregman, 1999
(C) Психология - Вся Россия, 1999
По мотивам М.Р. Гинзбурга
Нижеследующие сказки записаны по мотивам метафор, которые рассказывал Михаил Романович Гинзбург на своём тренинге по метафорам (ступени тренинга по Эриксоновскому гипнозу). С Благодарностью!
Пик Скво
В одном краю было две страны, разделённых высокой-высокой горой под названием пик Скво. Жители одной из этих стран никогда не видели восхода Солнца, потому что страна была расположена на западе от пика Скво и утренние лучи Солнца закрывала его вершина. А жители другой страны никогда не видели захода солнца, потому что их страна была расположена к востоку от пика Скво и вечерние лучи Солнца закрывала его вершина.
И вот однажды юноша из восточной страны и девушка из западной решили подняться на пик Скво, чтобы наконец-то увидеть: она - восход, а он - заход Солнца.
И в один день, не сговариваясь, они начали восхождение на пик Скво. Он - с восточной стороны, а она с западной. И примерно на середине пути они встретились. И они обнаружили, что они не могут поговорить, поскольку каждый говорит на своём языке, и они не понимают языка друг друга.
И они продолжили восхождение и поднялись на вершину горы.
И девушка, которая никогда в жизни не видела восхода Солнца, наконец-то увидела, как оно поднимается и озаряет всё вокруг. И когда настал полдень, девушка легла и заснула.
И юноша, который никогда в жизни не видел захода Солнца, наконец-то увидел, как оно опускается всё ниже и прячется за горизонтом. И когда солнце зашло, он лёг и уснул.
И когда утром юноша и девушка проснулись, они вдруг обнаружили, что легко понимают друг друга, потому что они говорят на одном языке.
Военачальник и тигр
У одного китайского императора был очень умелый и опытный военачальник. И вот однажды после одной из его великих побед в императорском дворце был устроен большой праздник, на котором было много съедено и выпито:
И по окончании праздника, поздней ночью, военачальник возвращался домой. И вдруг он увидел, что возле поворота дороги в кустах затаился тигр. И тигр этот уже присел и был готов к прыжку: Несмотря на выпитое на празднике вино, военачальник среагировал мгновенно. В мгновение ока он выхватил лук, натянул его и выпустил стрелу, которая поразила тигра насмерть.
Когда утром военачальник проснулся, он вспомнил об этом происшествии и решил, что надо сделать из тигра чучело в напоминание об этом случае. Он пошел на то самое место и вдруг обнаружил, что в темноте он принял за тигра огромный валун. И этот валун был насквозь пробит стрелой, которую военачальник выпустил вчера ночью.
И это так заинтересовало его, что он выпустил ещё много стрел в этот камень, но все они отлетали, даже не поцарапав поверхности. И тогда военачальник понял: если намерение безупречно, стрела пробивает камень.
Чёрное и белое
Один слуга почистил белые туфли своего хозяина чёрным кремом. Хозяин принялся ругать слугу:
- Что же ты, не знаешь, что белые туфли чистят белым кремом, а чёрные - чёрным?!
- Один человек не может знать всего, - ответил слуга
Новый код НЛП
То, что идет дальше, разумеется, далеко не весь Новый Код НЛП, начавшийся с книги Джона Гриндера и Джудит Делозье "Черепахи до самого низа". Это просто россыпь разных техник, организованных по одному принципу и отличающихся только конкретным заданием для отвлечения (перегрузки) сознания.
Ассоциация клиента с актyальным состоянием. Пpи этом создается пpостpанственный якоpь. Для опеpатоpа сдесь главное откалибpовать состояние и побыстpее вывести из него (и из этого пpостpанственного якоpя) клиента. (минимизиpовать неpесypс, если он есть).
Собственно игpа или yпpажнение. Подбиpается, пpидyмывается в соответствии со следyющими пpавилами: Движения должны задействовать обе половины тела pавномеpно. Сложность движений выбиpается исходя из возможностей клиента, так чтобы их можно было выполнять минyт 15-20 т.е. достаточно легкие физически, но тpебyющие высокой степени концентpации. Пpи этом опеpатоp акцентиpyет внимание клиента на том, что «…самое главное пpавильно выполнять движения!». Паpаллельно на фоне движений задействyется «сознательное». Можно использовать yстный счет, повтоp слов (фpаз) задом напеpед и т.д. Собственно это может являться тестом, что клиент «готов». В тот момент, когда он бyдет настолько поглощен выполнением движений, что абсолютно пеpестанет замечать собственные ошибки в счете и ответ бyдет выдавать автоматически, его надо хватать…
…и тащить в пpостpанственный якоpь из п.1. Дать емy вpемя, ощyтить, что же пpоизошло с актyальным состоянием, что изменилось, стало лyчше. Пpичем может пpойти минyт десять-пятнадцать, пpежде чем клиент сможет выpазить это веpбально.
Итак, технически важно наличие начального и конечного шагов (пространственный якорь), а варианты техник просто отличаются разным заданием. Оно должно (как сказано выше Сергеем Веревкиным) задействовать обе стороны тела и разные репрезантативные системы, в особенности дигитальную (лучше, разумеется, все). Важно, чтобы задание было сделать сложно, но можно, просто потому, что успех "переносится" на проблемную ситуацию". Итак, варианты заданий:
Алфавит
Игра в цифры (групповая техника)
Вправо-Влево-Вверх-Вниз
Гулаг Архипелаг
Четные хлопки
Цветовой тест (почти по Люшеру
Глядя на эти слова, произнесите вслух цвета, которыми эти слова написаны, как можно быстрее. Повторяю: не сами слова, а цвета. Удачи! Правое полушарие пытается назвать цвет, а левое - торопится произнести слово
- А если серьёзно - это называется "Эффект Струпа"
Винни-Пух и пчёлы
Ты, конечно, помнишь забавного мишку по имени Вини-Пух… И наверно помнишь его друзей - поросёнка Пятачка, Кролика, Сову, ослика Иа, Тигру, Кенгу и крошку Ру…
С ними происходило много разных интересных историй, но сегодня речь пойдёт об одном событии, которое случилось значительно позже - почти рукой подать. Вернее, это даже и не событие… Впрочем, по порядку:
…Как ты знаешь, медвежонок Пух очень любит мёд… Это вполне нормально для любого, кто является медведем… Так вот: наш медвежонок - довольно умён (даром, что опилки в голове!). И вот однажды ему в голову пришла замечательная идея - он завёл себе улей с пчёлами и стал о них заботиться. О, это ему очень понравилось - представь себе, как здорово! Не нужно бегать по лесу в поисках лакомства, оно всегда рядом, стоит только протянуть руку. Выйдешь вечерком из дома, наберёшь горшочек мёда - и домой, за стол, подкрепиться…
Это было и правда здорово, так что не удивительно, что Пух захотел, чтобы его пчёлам жилось лучше, так что он накупил всяких разных книг по пчеловодству, стал их изучать, переписываться с другими пасечниками и постепенно он узнал очень много нового - когда и для чего нужно закрывать улья, а когда открывать, какие вещества нужно давать пчелам и когда, чтобы они был здоровыми и веселыми… Ну и много другого в этом же духе ("И всё такое прочее…", как говаривал сам Пух).
Дни шли за днями, недели за неделями, и постепенно наш медвежонок превратился в заядлого пасечника - он следил за тем, чтобы пчелы вовремя вылетали из улья и вовремя возвращались, заботился об их питании, поворачивал ульи так, чтобы его питомцам было легче лететь на тот луг, где сегодня были самые лучшие цветы… Эти заботы стали занимать всё больше и больше времени, так что ему уже иногда некогда было вечером посидеть за любимым горшочком мёда. "Ну и что", - думал он - "зато у меня всё идёт как надо, мои любимые пчёлки дают самый лучший мёд, а что ещё надо медведю?"
Пожалуй, была ещё одна маленькая причина, по которой он уже не так часто вечерами наслаждался мёдом - он понял это однажды вечером, держа ложку мёда в руке - это стало нравиться ему чуть меньше, чем раньше, когда он был простым медвежонком, лазившим за мёдом на высокие деревья. И как только он понял это, до него вдруг дошла ещё одна мысль - раз он стал реже есть мёд, значит пчёлы меньше его дают!
Это было уже против всяких правил! Он так заботится о них, а они работают всё хуже и хуже! Пух никак не мог понять, что же происходит с пчёлами, ведь всё было нормально - они вовремя вставали и вылетали за пыльцой и нектаром (всё это было описано в книгах, да Пух уже и сам знал, как всё должно быть, хотя на всякий случай и перечитал все свои учебники), облетали все цветы в нужной последовательности и, как подобает пчёлам, перерабатывали всё… И тем не менее, мёд был уже не тот, да и его становилось всё меньше и меньше.
Винни стал советоваться с друзьями. Пятачок сказал ему, что его дядюшка Лестер разводил только мух, но с ними никогда не было никаких проблем. Кролик посоветовал перключиться на выращивание капусты и моркови - в них так много витаминов. Сова, разумеется, дала правильный и нужный совет, но… на санскрите (Сова как раз изучала его, так что она не могла прерывать свою практику в этом сложном языке). А Тигра вообще всё время, когда медвежонок жаловался ему, прыгал туда и сюда, и, казалось, так и не понял, о чём идёт речь. "Всё дело - в гемоглобине" - заявил он, не обратив никакого внимания, что этой фразе место не в нашей сказке, а совсем в другом литературном произведении…
В общем, Пух совсем уже отчаялся. Он был готов сделать для своих пчёл всё, что угодно, но у них и так уже было всё в порядке, так что нечем было им помочь! Утомлённый своими мыслями, наш герой заснул и - а это не редкость не только среди медведей, но и среди людей - ему приснился сон.
Во сне он вспомнил, как когда-то давно, карабкаясь на дерево, он напевал: "Если б мишки были пчёлами…" Это было так восхитительно, что он тут же немедленно отрастил у себя крылья, нарисовал чёрные и жёлтые полоски, отрвался от ствола и дерева, и взлетел в воздух, громко и радостно жужжа.
Нет, он не перестал быть медведем, он по-прежнему остался таким же мягким и плюшевым, но он стал и пчелой. Он подлетал к разным цветам и забирался в них, оущущая аромат пыльцы, он приближался в полёте к другим пчёлам и о чём то жужжал с ними, а под вечер (который на самом деле был утром, ведь спал-то он ночью), он усталый и довольный вернулся в свой улей.
И когда он проснулся… и снова стал медвежонком Пухом, он первым делом побежал к своим ульям. Он присматривался к ним и прислушивался к тому гудению, которое доносилось изнутри так, как будто это было в первый раз в его жизни. И внезапно он вспомнил! Он вдруг узнал, что говорят друг-другу пчёлы в том момент, когда собираются полететь за нектаром… Он прислушался… Прошла минута… а может быть две… И гул внутри улья почти неуловимо изменился. Тот, вчерашний Пух этого бы и не заметил, но сегодня он был внимателен и сразу же открыл леток улья, так чтобы пчёлы смогли отправится по своим делам.
И он стал присматриваться к тому, как они летят, и понял, чего им хочется, и что будет им полезно. Это было почти как в книгах… но чуть-чуть отличалось. Иногда его пчёлам хотелось вылететь на четверть часа позже, а иногда раньше. Иногда они засветло возвращались домой и устраивались на ночлег, а когда и летали до самой темноты, а мёд после этого был особенно ароматен.
Медвежонку понравилось присматриваться и прислушиваться к своим питомцам, он целыми часами стал просиживать возле ульев, а потом пристрастился ходить на дальние луга и замечать, кто из пчёл куда летит и сколько пыльцы несёт домой. Возможно, он даже стал различать их в лицо и дал им имена, но только этого никто не знает, кроме него, а он никому об этом не рассказывал.
И самое интересное, что и пчёлы, кажется стали другими, они стали веселее гудеть и, казалось, охотнее летели к цветам и возвращалсиь в улья. Мёд в сотах стал ароматным и вкусным, как когда-то… Нет, ещё ароматнее и вкуснее, так что даже каплей его можно было наслаждаться и наслаждаться - ты можешь себе представить медвежонка, который смакует самый вкусный в мире мёд…
И этого мёда стало больше, так что его хватало не только Пуху, но и всем его друзьям, которым постепенно понравилось захаживать на вечерние посиделки к Пуху. Они собирались дружными компаниями и заводили разговор о чём-то приятном, каждый раз сходясь во мнении, что сегодня мёд - особенно вкусен и имеет самый дивный цвет. И в этом были согласны и порсёнок Пятачок, и Кролик, и Сова, и ослик Иа, и Кенга с крошкой Ру, и даже Тигра утверждал, что мёд пуховых пчёл (непонятно, куда он делал ударение) - это, то, что они, Тигры, любят больше всего…
И порой мне кажется, что пчёлы у Пуха ночами не просто спят в своих уютных ульях… Да, им тоже снятся сны! Только не по одному сну каждой пчеле, а один сон на весь рой, и в этом сне все-все пчёлы в лесу становятся большим медвежонком по имени Винни-Пух, и этот Пух ходит по лесу и весело поёт свою лучшую сопелку…
Впрочем, если это и так, то об этом знают только пчёлы, а они никогда не смогут об этом рассказать… разве что прожужжать тому, кто будет внимателен…
Стас Уколов
Я люблю говорить по телефону…
Она нравилась разным мужчинам. И сейчас, когда она рассказывает мне быстро и оживленно историю своей жизни, передо мной проплывают разные образы и обрывки ситуаций, из которых выстраивается нечто, похожее на небольшой рассказ или короткометражный фильм…
Когда в ее жизни появился он, сверкнув, как прекрасно отшлифованный алмаз, она увидела, наконец, что жизнь светла и полна ярких бликов. Он был безумно красив сам и очень ценил красоту вокруг. Он смог оценить ее красоту. Это был первый мужчина в ее жизни, который обратил внимание на ее утонченные аристократические пальцы, которыми она втайне давно гордилась. Он делал ей комплименты по поводу ее платьев и прически, что было удивительно и приятно. Он видел, как она расцветала рядом с ним, прямо светилась вдруг каким-то матовым, но очень чистым светом так, что даже предметы, находящиеся в ее тени, вдруг принимали какую-то другую, более утонченную и изящную форму… Они были красивой парой. Их свадьба была очень пестрой, искристой и картинной одновременно. Он мог смотреть на нее часами, наслаждаясь игрой ее прекрасного тела и сиянием, которое всюду сопровождало ее, раскидывая яркие искры и грозя зажечь его тоже этим удивительно изменчивым пламенем. Всё, что она делала, она делала красиво. Он любил ее. Он действительно любил ее. А она любила говорить по телефону. Это было уже не так красиво. Очень быстро ему надоела эта однообразная картина, повторяющиеся позы, повторяющаяся мимика… Трубка, прижатая к уху, делала ее лицо асимметричным и красным. Эта чертова трубка поглощала весь её блеск и свет Она становилась серой и бесформенной. Это было отвратительно. Разговор мог длиться часами, а ему было все тяжелее и тяжелее смотреть на это Ему казалось, что его пространство сужается и сам он становится каким-то маленьким, еле-еле различимым на фоне этой безобразной нахально оранжевой трубки. Посмотрев на всё это со стороны, он принял решение и ушел во время очередного телефонного разговора. Она заметила не сразу, сначала ей показалось, что где- то в кухне просто перегорела лампочка . «Ну что ж, - подумала она, - какое-то время посижу в темноте»…
Потом в ее жизнь напористо и неожиданно ворвался он. Он был сильным и уверенным. Он носил ее на руках, угощал необычайно вкусными вещами, и рядом с ним она почувствовала себя удивительно легко… Она постоянно ощущала его поддержку и тепло, он будто подставил свою спину, чтобы защитить её от всех промозглых городских ветров Свобода и радость наполняли её тело, когда они оставались одни. Он чувствовал, какой сочной становится она рядом с ним. Нежные прикосновения её рук иногда вдруг становились настолько горячими, что всё его существо таяло и парило, заполняя всё пространство вокруг на долгие часы. Он называл её изюминкой или вишенкой. Ему нравились ее пушистые, пахнущие сухими ромашками волосы. Она вообще как-то необыкновенно пахла. Иногда она казалась ему нежным душистым цветком, растущим и набирающимся сил под его тёплыми упругими руками. И ещё в ней чувствовалась какая-то редкая свежесть, которой он был очарован до головокруженья. Каждая встреча с ней разгоралась в нем обжигающим пламенем. Он любил её. Он чувствовал, что любил ее. А она любила говорить по телефону. Это отталкивало его. В эти моменты она становилась неуловимой, ускользающей, как тающая ледышка. Вся её нежность и трепетность уходила туда, в бездонные недра этой шершавой дурацкой трубки. После разговора её ухо становилось горячим и пахло пластмассой. Это было тошнотворно. Когда она разговаривала по телефону, он пробовал привлечь её внимание, дотрагиваясь до неё или сажая на колени, или даже затевая легкомысленную безобидную возню. Но всё было напрасно. Рядом с трубкой она была холодна и бесчувственна. Казалось, всё, что может сейчас тронуть её, находилось там, в этой душной глубине телефонных проводов. Он чувствовал себя обиженным и обделённым, словно какой-то противный скользкий зверек поселился в нем. И когда, как он понял, в этом доме уже не осталось больше ничего, кроме слов, он прорвал эту словесную завесу и даже не закрыл за собой дверь. Она заметила не сразу… сначала ей показалось, что это просто сквозняк. «Ну что ж, - сказала она, - на какое-то время можно закутаться потеплее».
Внезапно она услышала телефонный звонок. Голос был приятным и удивительно мелодичным. Несмотря на то, что номер был ошибочным, разговор завязался сам собой, нанизывая слова, как маленькие жемчужины на шёлковую нитку… Его голос был низким, бархатно глубоким. Он играл интонациями и тональностями, часто, увлекшись этой музыкой, она теряла нить разговора, но это даже еще больше нравилось ей. Она слушала его самозабвенно, иногда включаясь и снова выпадая в молчаливое присутствие, наполненное не только тишиной, но и тихим, еле различимым её дыханием. Но уж если она бралась за повествование, то ее голосовые связки трудились, добросовестно расставляя акценты и понижая голос в нужных местах. А ему было приятно слышать этот звонкий округлый щебет, это слегка раскатистое «ррр» и слегка свистящее «ссс», ему нравилась гамма её голоса, и в этом общем ритме он находил особую прелесть и изящество. Они могли часами исполнять эту сюиту для двух голосов и телефона… Их мир был наполнен звуками, тихими и громкими, высокими и низкими, резкими и протяжными… Они оба обладали достаточным композиторским талантом, чтобы каждый раз делать эту песню неповторимой, а вариации узнаваемыми… Она обожала его за неожиданность и спонтанность, ей казалось, что она наконец нашла то, что искала: созвучность, резонанс. Как будто они даже дышат в унисон… Она поняла, что она любит его, что она действительно любит его…
Хммммм… Вот уже второй месяц я общаюсь с ней по телефону. Я понятия не имею, как она выглядит и насколько бархатистая у нее кожа. Она нравится мне. Она прекрасный собеседник. Я ее понимаю. Она удивительно умеет слушать. Только что она сказала, что любит меня. Но я не люблю ее, я люблю говорить по телефону.
Слышишь, я люблю говорить по телефону…
Татьяна Мужицкая
Техника вращения иконок и ее модификации
Техника «вращения иконок» была разработана создателями «Другой половины НЛП» Джо Маншоу и Нельсоном Зинком. Она опирается на использование сенсорных модальностей, сознательных и бессознательных процессов и разных уровней конкретики - абстракции представлений опыта. Ее результатом является выработка некоего творческого метода перехода к желаемому состоянию. Сам этот метод не специфицируется, но, как правило, спонтанно обнаруживает себя в происходящем впоследствии.
Опишу собственный вариант, модифицированный.
Предложите клиенту представить текущее состояние (поведение, чувство и т.п.), которое является проблемным. Представление должно быть специфическим, желательно с использованием всех модальностей. При этом оно не обязано быть реалистическим, возможен и фантазийный образ, лишь бы клиент был уверен, что оно отражает именно требуемое состояние. Особенно отметьте (уточните специально) локализацию образа в пространстве клиента.
То же самое проделайте относительно образа желаемого состояния (с соблюдением всех экологических проверок). Так же обратите внимание на расположение этого образа.
Предложите клиенту сформировать для каждого конкретного образа символические картинки-иконки (пользуясь компьютерной аналогией, а вообще – приспосабливайтесь к языку клиента – «символы, наброски, значки»). Проще всего позволить им самим появиться. Иконки могут быть детально проработанные или простые, схематичные – зависит от клиента. Они должны располагаться на тех же местах, что и первоначальные конкретные образы.
Предложите клиенту сначала медленно, затем все быстрее вращать символы-иконки так, чтобы они поочередно менялись местами. Вращаясь, они сливаются в сплошное кольцо, которое быстро сжимается. Пусть клиент позволит ему сжаться, а на его месте (из него) – появиться новому символу (он появляется сам как продукт бессознательного). Если нужно, пусть клиент приблизит к себе этот новый символ, чтобы рассмотреть. Разбираться, что он может значить не нужно. Процедура занимает обычно 7 – 10 секунд.
Предложите клиенту представить будущие действия – конкретные, если речь идет о специфической ситуации, или типичные, если дело касается просто состояния (например, выхода из депрессии). Задайте вопрос: «Из возможных вариантов ваших действий в этой ситуации, какие наиболее резонируют с этим новым символом (соответствуют ему и т.п.)?» Если возможно, рассмотрите несколько ситуаций. Заметьте – варианты могут быть очень неожиданными и не соответствовать каким-либо стандартным «терапевтическим» ожиданиям. Доверьтесь бессознательному клиента. Если работа касается телесных состояний, бывает полезно «инкорпорировать» конечный символ, «вобрать в себя», «растворить» в теле – ориентируйтесь на реакцию клиента.
В методике Маншоу-Зинка на пятом шаге клиенту рассказывается первая пришедшая на ум терапевту по поводу возникшего символа метафора и предлагается найти в ней какой-то личный смысл, связанный с контекстом проблемы клиента. Это позволяет полнее подключить к решению сознание клиента. Впрочем, это, скорее, дополнительная процедура, основная работа выполняется на первых четырех шагах. Предложенная модификация проще, легче принимается клиентами и весьма повышает эффективность техники в целом. Разрешение использовать метафорические образы также повышает гибкость методики (но они должны быть сенсорно представлены).
Также удобнее начинать работу сразу с рассмотрения всех модальностей (у авторов исходного варианта – отдельный процесс для каждой). Это делает представление более полным. Если какая-то модальность начинает доминировать, мы можем сосредоточиться на ней. Аналогом вращения в аудиальной сфере служит «перетекание» звуков (символических представлений, например, фраз) вплоть до слияния и появления нового. Примерно то же происходит и с ощущениями. Но чаще, конечно, работа ведется с визуальными образами.
Что если первоначальные образы будут находиться на одном и том же месте? Крайне редко, но бывает. Просто позвольте одному из них передвинуться так, как покажется удобным. Это происходит без труда, а разница локализаций существенна.
В целом, техника позволяет работать с самыми разнообразными проблемами и вопросами личностного роста даже без особых модификаций.
При изменении убеждений эффективнее действует следующий вариант.
Идентифицируем состояние, связанное с текущим, ограничивающим, неэффективным убеждением.
Идентифицируем состояние сомнения, неопределенности.
Идентифицируем состояние, связанное с новым, предпочитаемым убеждением.
Для каждого состояния получаем символы-картинки на соответствующих местах.
Осуществляем процесс слияния для символов пары «старое убеждение – сомнение».
Используя появившийся символ-иконку, осуществляем тот же процесс для него и символа «нового убеждения».
Закрепляем результат исследованием «резонанса» с полученным символом.
При необходимости можно еще расширить спектр переходных состояний, предложив, например, такую цепочку состояний: убеждение-1, сомнение, открытость выбору (изменению), любопытство, убеждение-2.
Можно также вводить переходные шаги в процесс абстрагирования. Например:
Идентифицируем проблемное состояние, связанное с какими-либо прошлыми событиями, ситуациями.
Предлагаем бессознательному отметить соответствующие моменты в прошлом на Линии Времени (первый уровень абстракции).
Находим символ-значок для всей этой конструкции (второй уровень абстракции).
Находим символ для «чистой» Линии Времени или же «нагруженной» желаемыми состояниями.
Применяем технику «вращения иконок» к этим двум символам.
В общем и целом, это еще один комплекс зачастую удобных методов для облегчения изменения, не кардинально отличный от других, но со своими особенностями.
Ярослав Коряков
Тарабарская сказка
Сегодня у нас будет не просто сказка - сегодня я хочу подарить тебе целую маленькую вселенную. Ты то уж найдёшь, как с нею распорядиться.
Итак, это маленькая, но очень аккуратная вселенная, которую населяет множество симпатичных и миролюбивых существ - морликов. По имени своих обитателей и весь этот мир зовётся Мурлибазия, и это слово так нравится морликам - от мала до велика - что они просто гроппают всякий раз, когда его услышат (а уж малыши - вомури - так просто зупенькают!).
…Тебе кажется это странным? Как может простое слово, даже такое глямкое, может так возурить даже центурованных абазов? Ничего фермоватого - как сказали бы самые прунтые морлики. Уже несколько пул тому назад жители Мурлибазии научились формегать, так что никакие брумкости уже не могли заблюкозанмить их более чем на четверть вуры… Согласись, что это хотя и не столь мнупрово, но гораздо даже вармиенестее, чем зупивение вомцере.
Разумеется, всё не сразу стало так уж вузмукто. Собственно, ещё в прошлом млябе никто и препумрить не мог, что разбнукание вортей приведёт к таким грукклым фишмарам. Именно тогда в мирно пурмящей Мурлибазии стали появляться признаки фиенистости. Всё больше и больше морликов начинали примпенить, а это, согласись, по достижении некоторой численности прюмпкецов, начинает серъёзно влиять на гримпаузм.
|