Гагин Тимур, Уколов Стас "Новый код НЛП, или Великий Канцлер желает познакомиться"
Скачать в архиве
Избранные места из книги
Всё больше людей нашу тайну хранит…
В. Вишневский
В конце июня 2003 года в издательстве Института Психотерапии вышла первая совместная книга Тимура Гагина и Стаса Уколова "Новый код НЛП или Великий Канцлер желает познакомиться", посвящённая, как нетрудно догадаться, русскому прочтению Нового кода НЛП.
В рамках рекламной компании этой книги избранные фрагменты книги размещены на сайте для предварительного (перед покупкой) ознакомления.
Отзывы бета-тестеров
Разумеется, авторы не смогли удержаться от того, чтобы подсунуть черновик будущей книги своим друзьям и знакомым. Надо признать, что подавляющее большинство читателей совершенно правильно поняли свою задачу и дали авторам правильную Обратную Связь Высокого Качества, умело и (местами) тонко похвалив предоставленный им текст. Авторам же только того и надо!
Мы, конечно, осознаём, что приводимые ниже оценки односторонни и не могут считаться полностью объективными… Но что может считаться таковым вообще?
Понравилось. Свою долю читательского кайфа - получил. С удовольствием буду покупать и читать и другие книги Авторов. (Имеется в виду принятие авторского стиля)
Книга для людей, обладающих ЗНАНИЯМИ (можно и без навыков) хотя бы на уровне Практика. Приятно ощущать движение ВПЕРЕД, дальше. Очень ненавязчивое описание основ, так надоевшая по другим (своим, в том числе книгам.
Достаточно много нового. По уровню свежести взглядов книга приближается к "Сущности НЛП"
Общее впечатление - тихий писк от восторга!!! Особые выразительные всхлипывания по поводу простоты изложения и языка!!! Эпиграфы - отпад!!! Техники, из тех, что успел попробовать - РАБОТАЮТ!!! Перечитываю уже в который раз и тихо балдею!!!
Мне понравилось. Хорошая книга, хороший слог, классная структура, в общем "проголосую кошельком", когда выйдет И конечно я наконец то немного понял что такое новый код И вообще одна из лучших книг по НЛП которую я читал
Очень сама по себе интересная тема. И много техник, что делает книгу дополняющей, а не пересказывающей "черепах до самого низу". Там то техник почти нет… Метафоры внутри книги - очень классные.
…Легко, изящно, у меня к ней какое-то такое отношение - что-то очень приятное, близкое, родное,много знакомых слов, фамилий - пространство сказки, волщебства, сокровищ - и все это в сумке или на столе, в распечатке, рядом. Просто набор для юного волщебника. Это как приглашение на территорию волшебства… И это здорово, что через книгу можно общаться с авторами. А еще у них такое большое количество друзей - хочется даже спросить- кто все эти эти замечательные люди?
Авторы книги не претендуют на то, что всё, что помещено в книге и опубликовано в этом разделе, принадлежит их перу. Наоборот, они смело признаются, что очень многое позаимствовано у других людей и Дружественной Вселенной.
Если Вы считаете, что чьи-то авторские права не указаны - сообщите нам, мы постараемся исправить ошибку… если она, конечно, допущена
В поисках неведомых сокровищ или Освоение новой техники полета
Я завидую Вам, читатель: я уже прочитал книгу, которая для Вас только раскрылась на первой странице, и значит, впереди у Вас море удовольствия. Это не просто книга об НЛП - перед Вами феерическое действо, перемежающееся серьезными техниками, сопровождаемое метафорами, сказками, афоризмами. Неудивительно, что многие главы открывают эпиграфы, «любезно предоставленные» Козьмой Прутковым, восточными мудрецами, журналом «Красная бурда» - самым интеллектуальным из юмористических журналов и многими другими источниками и предтечами авторов.
Что такое Новый код НЛП? Наверное, тот, который после старого (или классического). Чем отличается? Узнаете, когда прочитаете эту книгу. Главное, что у Вас будет с кем ее обсудить. Сможете пригласить Мастера Меча или Лука, Великий канцлер войдет своей уверенной поступью и пронзительным взглядом увидит в глубине Вашей души еще неведомые Вам сокровища, которые называются Мастерством. Собственным Мастерством. Новый Код дает возможность найти доступ к сокровищнице в себе, превратить ее из недостижимой мечты в кладовую ресурсов. «Мы не должны ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача».
Легко и элегантно балансируя между сложными психологическими понятиями, авторы своей книгой доказали, что нашли доступ к собственным кладовым, в которых легкость удивительным образом сочетается с глубиной, а искрящийся юмор - с серьезностью смысла. Можно сидеть в любимом кресле с чашкой ароматного чая и раздвигать личные границы, если они нуждаются в движении. Это одна из немногих книг, которая зовет душу в полет и при этом объясняет, как взлетать.
Когда я читал ее, меня не оставляла мысль: «Где же заканчивается Новый код НЛП?» Уже и эриксоновский гипноз прошли, и холодинамику, и «Симорон», и шаманизм… «А почему он должен заканчиваться?» – неожиданно промелькнула мысль и быстро исчезла. И осталась только книга двух тренеров, живущих в разных городах, но связанных одной общей нитью – НЛП. У этой нити еще есть свободные концы – привязывайтесь, присоединяйтесь - и по-е-ха-ли…
М. Н. Гордеев, декан факультета клинической психологии РГМУ, доктор медицинских наук
Корабли и капитаны
Осваивать - бить кого-либо сваей
Энциклопедия "Красной Бурды"
Давным-давно, ещё в прошлом веке, где-то в начале его 70х годов в тёплой и солнечной Калифорнии несколько весьма неглупых людей вплотную подступили к воплощению давней мечты Человека: "чтобы у нас всё было, и чтобы нам за это ничего не было". Поскольку люди они, как уже сказано, неглупые, они поставили это дело на солидную практическую основу. В последующие годы другие неглупые люди восприняли идею и решительно назвали её своей.
- Освоили… Или при-своили. В общем - смоделировали
А чтобы "ничего за это не было", они придумали своё название позабористее. Людей звали Джон Гриндер и Ричард Бэндлер, а название, как Вы уже наверное догадываетесь, зазвучало так: Нейро-Лингвистическое Программирование.
Множество уникальных побед и одолений было одержано под этим пиратским флагом, но при разделе добычи, как водится, возникли идейные разногласия: кто же хозяин (автор) смоделированного? И они разошлись, как в море корабли.
Флагов стало два: Design Human Engineering и Новый Код НЛП. Под первым моря стал бороздить Бэндлер, а Гриндер - тогда ещё с супругой (Джудит Делозье) - гордо поднял другой стяг и, решительно назвав всё прошлое "Старым кодом НЛП",
- А мы называем Классическим
скромно возглавил Код Новый.
Новая история НЛП началась, таким образом, в середине 80х годов всё того же прошлого века с книги, получившей название "Черепахи до самого низа. Предпосылки личной гениальности"
- Или "Черепа…" - точно не помним
Книга стала раритетом, хотя кто-то и успел издать её на русском языке. Хотя и весьма полезная, она оказалась очень мудрёной, в результате чего Новый Код по сю пору не получил широкого хождения и остаётся достоянием очень узкого круга по-читателей. А жаль.
Новый Код предложил простые, элегантные и очень эффективные способы делать всё то же самое, с чем работал Старый код, но и более того. Если коротко, Новый Код быстрее, легче, и в конечном счёте эффективнее
- Что ничуть не умаляет заслуг Старого кода: он был и остаётся вполне рабочей моделью
Новый Код возник в значительной степени как результат моделирования
способностей всякого рода шаманов, колдунов, магов и ясновидящих. Причём, что характерно для НЛП, всякого рода мистика уступила место деловому и прагматичному подходу: как они на самом деле всё это делают?
- И, кстати, что именно они делают на самом деле, когда у них получается?
При ближайшем рассмотрении та же структура была обнаружена в художественном творчестве, религиозных и духовных практиках и в повседневной жизни гениальных людей.
Но, как сказано выше, всё это оказалось малодоступно НЛП-сообществу нашей страны, а то и всего мира.
- Многие по сей день считают, что весь Новый Код - это упражнение "Алфавит"… Из тех, кто вообще знает про Новый Код.
А "Хочется, хочется, хочется… Русского, русского хочется". Да и гениальность совсем не помешает. И, потратив несколько человеколет на подробное изучение и развитие идей Нового Кода, авторы позволили себе предложить внятную и доступную информацию о том, что же это такое - Новый Код НЛП, и - главное - как это делается.
Мастер Меча
Давным-давно, в далёкой-далёкой стране у самых Синих гор жил один молодой человек, который очень хотел стать Мастером Меча. А по обычаям той земли, настоящим Мастером Меча мог стать только тот, у кого был настоящий Меч Мастера.
Молодой человек очень хотел стать Мастером, и он отправился по городам далёкой страны у самых Синих гор. Он хотел прийти к одному из старых Мастеров Меча и попросить его:
- Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал, заслужил славу и почёт. Но теперь ты живёшь в покое, у тебя есть всё, что ты хочешь, и тебе больше не нужен твой Меч - Меч Мастера. Продай его мне, или подари.
Молодой человек очень надеялся, что кто-то из старых Мастеров откликнется на его просьбу, и он отправился в путь и долго шёл, направляясь к одному из больших городов, где, как он знал, жил престарелый Мастер Меча. Он шёл долго и вошёл в ворота. Он у всех спрашивал дорогу, и каждый с готовностью показывал ему дом, в котором жил этот человек - великий Мастер Меча, ушедший на покой. И юноша пришёл в его дом и обратился к нему:
- Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал, заслужил славу и почёт. Но теперь ты живёшь в покое, у тебя всё есть, и тебе больше не нужен твой Меч - Меч Мастера. Подари его мне, или продай.
Мастер Меча выслушал юношу, улыбнулся и ответил ему:
- Я бы с радостью, но ты знаешь, этот меч тебе не подойдёт.
Молодой человек поклонился Мастеру и снова отправился в путь.
Он поднимался в горы, спускался в долины, он плыл по рекам, переправлялся через них и шёл дальше. Он пришёл в другой город, нашёл дом старого Мастера Меча. Он вошёл в этот дом и обратился к Мастеру:
- Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал и заслужил славу и почёт. Ты - настоящий Мастер, это все знают. Но теперь ты живёшь в покое, у тебя есть всё, и тебе больше не нужен твой Меч - Меч Мастера. Продай его мне, или подари.
И старый Мастер Меча выслушал юношу, улыбнулся ему и ответил:
- Я бы с радостью, но ты знаешь, этот меч тебе не подойдёт.
И вновь отправился в путь юноша, который очень хотел стать настоящим Мастером Меча. Он шёл всё дальше, находил старых Мастеров и обращался к ним с одной и той же просьбой:
- Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал и заслужил славу и почёт. И вот теперь, великий Мастер, ты живёшь в покое, у тебя есть всё, о чём можно только мечтать, и тебе больше не нужен твой Меч - настоящий Меч Мастера. Продай его мне, или подари.
И раз за разом, выслушав юношу, старые мудрые Мастера улыбались и отвечали одно и то же:
- Я бы отдал, но ты знаешь, этот меч тебе не подойдёт.
И тогда молодой человек решил отправиться в горы, на поиски тайных кузнецов. Он шёл дни и ночи. Вставал с восходом, ложился спать, когда солнце уже давно село. Он спал мало и всё шёл и шёл далеко в горы. И наконец он нашёл далеко в Синих горах тайных кузнецов и рассказал о своём положении. Он попросил выковать ему меч, который бы казался настоящим Мечом Мастера. Кузнецы выслушали его и ответили:
- Ты хочешь стать Мастером и тебе нужен Меч. Хорошо.
И они выковали ему меч, который так же сверкал благородной сталью, легко рассекал железо, шёлк или волос, был великолепно сбалансирован, покрыт сложной замысловатой чеканкой и выглядел как самый настоящий Меч Мастера. Юноша с радостью и благодарностью принял свой новый меч, поклонился тайным кузнецам и отправился в путь.
Он сражался во многих битвах и побеждал. Слава о нём разносилась всё дальше по далёкой стране, опережала его появление, приводила в восторг друзей, вселяла уважение в сердца противников. Он прожил богатую, достойную жизнь и однажды, наконец, ушёл на покой, поселился в одном городе далёкой страны и много лет жил спокойно и счастливо. И лишь иногда, когда гости восхваляли его, настоящего Мастера Меча, ему становилось неловко. Ведь он-то знал, что у него так и не было настоящего Меча Мастера.
И как-то раз к нему пришёл незнакомый юноша. Он поклонился и сказал:
- Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал и заслужил славу и почёт. Ты - настоящий Мастер, все это знают. И вот теперь ты живёшь на покое, у тебя есть всё, и тебе больше не нужен твой Меч - Меч Мастера. Продай его мне, или подари.
Старый Мастер улыбнулся юноше непонятной улыбкой и ответил:
- Я бы с радостью, но ты знаешь, этот меч тебе не подойдёт.
…Вот такая история случилась давным-давно, в далёкой-далёкой стране у самых Синих гор.
Модель мира
В молодости он договорился сам с собой: по чётным дням считать Вселенную сотворённой Богом, а по нечётным - вечной и неизменной, так как у каждой из этих идей были свои плюсы и минусы. 29 февраля он отвёл для отдыха от обеих идей…
Роберт Хайнлайн. "Чужак в чужой стране"
Мировоззрение, персональная философия - такой же фильтр, как и любой другой. Именно он определяет, что в нашем мире "возможно", а что - нет, какие люди и поступки бывают, а какие - ни в коем случае. "Так не бывает" - заявляет наш фильтр, и мы игнорируем возможность удачи или просто изменения. "Так нельзя" - утверждает фильтр, и мы отказываемся от попытки. "Это невероятно", - заставляет нас отбросить интересную мысль наш внутренний фильтр - наше мировоззрение.
- Земля? Вокруг солнца? Что за бред?
Говорят, каждая мысль проходит три стадии: "Что за чушь? - В этом что-то есть: - Кто же этого не знает?!" Нет, далеко не каждая! Иногда - к счастью, иногда наоборот. Большая часть не проходит первой стадии "чуши": фильтры не пускают.
Чуть более научно на эту же тему рассуждал Леон Фестингер с его теорией когнитивного диссонанса. Мы, согласно этой теории, легко воспринимаем новое, если оно опирается на уже известное. То, с чем уже согласились. Оставшееся и составляет то самое "мировоззрение", которое позволяет или не позволяет проникнуть в наш мир "чужому, незнакомому", бережет стабильность и покой.
- Солнце - раскалённый шар? Что за ерунда? Все знают, что это колесница бога Гелиоса бежит по небесной тверди. Что за сказки ты тут рассказываешь?.. И кстати, зачем? А?!
Поэтому, чтобы усыпить наши фильтры, нужно предлагать новое (даже самом себе) дозировано, постепенно. Чтобы не перевалить через барьер. Иначе есть риск на корню зарезать гениальную мысль: она просто не пройдет цензуру.
Есть, правда, и еще один способ: с самого начала (или с любого момента жизни) обзавестись фильтрами, которые допускают очень многое. Субъективный мир, конечно, становится менее стабильным, непредсказуемым. Зато гораздо более гибким.
- Нет ничего невозможного, есть в высшей степени маловероятное.
Мир становится богаче. Или страшнее? Какой фильтр вы предпочитаете?
* * *
Рассмотренные таким образом, фильтры представляются уже совсем не простой штукой, а едва ли не управляющим фактором всей человеческой жизни. И рекомендация "смени фильтры" кажется нереальной. Однако на деле для смены, хотя бы и временной, бывает достаточно всего лишь нужный фильтр… найти.
- Настроить фильтр на поиск фильтров.
Будучи найденным и опознанным как фильтр (а не как неизменная данность), фильтр этот становится доступен для изменения. Хотя бы и до тех пор, пока изменение такое сознательно удерживается. И если удерживать достаточно долго, то одна привычка заменится другой.
Правда, нам зачастую и не надо менять фильтр совсем. Чтобы изменить свое состояние "здесь и сейчас", и фильтр бывает достаточно сменить тоже сиюминутно. К примеру, фильтр, отыскивающий "оскорбительное поведение" на фильтр, выявляющий "забавные несуразности".
А если забавляться достаточно долго, то возникнет новая привычка: замечать и выбирать фильтры, которые собираются начать свою работу.
* * *
…И вдруг открытие. Простое совсем. В её жизни было и плохое, и хорошее. Так вот у неё, оказывается, выбор есть: можно жизнь свою сделать счастливой или несчастной. Это так же просто, как выбрать фильм в правительственной гостинице - выбирай, что хочешь: драму, комедию, трагедию, фарс, приключения и вообще что нравится. Так вот, если выбирать в памяти всё хорошее, то хорошая жизнь получается. А если вспоминать всё плохое, то получается плохая жизнь. От нас самих зависит, что из прошлого наша память выбирает. Захотел жизнь превратить в триумф, скажи себе только: моя жизнь - триумф, и выбирай в памяти моменты великих свершений. Хочешь счастья в жизни - вспоминай моменты счастья. У каждого есть что вспомнить. Как каждый для себя жизнь прошлую сформулирует, такой она для него и будет. Можешь жизнь свою по собственному желанию превращать во что нравится: в приключения или в героическую эпопею. Но если так легко прошлую жизнь сделать счастливой, то почему жизнь будущую не превратить в один яркий взрыв счастья? Надо просто отрицательные эмоции отметать. Надо просто о плохом не думать. Всё будет хорошо. Надо только верить, что всё будет хорошо. Надо только отрешиться от плохих воспоминаний. Надо только душу не пачкать мечтами о мести, надо злую память давить. Надо прощать людям зло. Надо его забывать.
Виктор Суворов "Контроль"
Перенос мастерства
Юнг - Карл. Немецкий философ. Разработал ряд вопросов в теории мировоззрения молодых матросов
Энциклопедия "Красной Бурды"
Структура этого процесса традиционно ассоциируется с Грегори Бэйтсоном. Он, по отзывам, не просто умел овладевать все новыми и новыми знаниями и навыками. Он переносил собственную структуру глубокого понимания и разумного использования предмета из одного контекста в другой.
Основным паттерном такого умения можно считать мышление по сходству, по аналогии. Более того, именно мысль об общей внутренней структуре всякого мастерства, которую можно наложить на новый контекст - эта мысль и привела в свое время к возникновению и развитию НЛП!
Суть техники
Отчетливо представьте себе ту область, в которой вы не просто эксперт, а Мастер. Будь то приготовление борща или забивание гвоздей, знакомство или живопись. Умение кого угодно вывести из терпения или радоваться каждой прожитой минуте. Или пусть это будет профессия или хобби. Словом, что-то такое, в чем вы точно виртуоз;
Углубите свой естественный транс;
Представьте себе контекст проблемы, задачи, нового навыка;
Задайте себе ключевой вопрос, ответа на который вам не хватает для достижения желаемого;
Спросите себя, как бы звучал подобный вопрос в том контексте, где вы знаете за собой виртуозное мастерство;
Ответьте не него в этом, досконально ясном для вас контексте;
Спросите себя, как бы звучал этот ответ в контексте проблемы, задачи, нового навыка;
Поняв этот ответ, найдите дополнительные или уточняющие вопросы (если есть), чтобы вновь задать их "эксперту в себе";
Задайте новые вопросы в контексте мастерства, получите ответы;
Перенесите их в новый контекст;
Двигайтесь до полной ясности.
Если вы отдадитесь своей мысли "по сходству", вы обнаружите любопытные аналогии с упражнением "Перенос структуры" из предыдущего раздела.
Как это может быть
Допустим, вы большой дока в приготовлении гречневой каши во всех доступных вариантах. И, положим, хотите вы выйти замуж. Тогда, задав себе вопрос "где найти подходящего мужчину", вы тут же переносите это в "кашный" контекст. К примеру, для вас это прозвучит (тут все субъективно) как "где найти подходящую воду". Ваш ответ: родниковая, фильтрованная или отстоянная. Что это значит применительно к замужеству? Положим, вы решили, что это значит: "подойдет мужчина из хорошей семьи, или из образованной среды или в годах, чтобы суть уже была видна". Теперь ваш вопрос: "как такого привлечь?" В системе каши это может осознаваться как "где найти родник, как фильтровать и как отстаивать?" Вы даете себе ответы на эти вопросы: и так далее.
Важно понимать, что ответы здесь не бывают "правильными": у каждого эксперта правила свои. Объединяет экспертов одно: их правила работают. Дают им результаты.
Мастер и ученики
Жил-был великий мастер. Он мог всё, и всё мог мастерски. И он был великим Учителем мастерства. В этом он тоже был мастером. Год за годом собирал он учеников и учил их разным искусствам и ремёслам: столярному, кузнечному, гончарному, учил знать, любить и понимать мир, людей, природу, разбираться в травах: и ещё много чему учил своих учеников великий мастер. И в качестве платы он оставлял своих учеников около себя. И они жили и работали рядом с ним, неотлучно: учитель строго следил за тем, чтобы они помнили об условиях платы, о своём долге.
Однажды приключилась беда: мастер занемог. Да так, что никто не мог его излечить, даже он сам. Он лежал и не выходил из своего дома. Ученики, почувствовав свободу, стали расходиться по сторонам. Каждый из них выбрал свою дорогу, свой путь, своё приложение полученного и преумноженного мастерства: и каждый из них стал считаться Мастером. Каждый обрёл свое дело, своё мастерство, и каждый стал творцом. А мастер всё болел и уже не мог учить новых учеников. Слух об этом расходился всё шире.
И ученики, которые стали мастерами, будучи в расцвете своих талантов, один за другим, помня об Учителе, захотели помочь ему, как не могли раньше. И каждый во всю мощь своего таланта и мастерства придумал и сделал что-то, что должно было помочь Учителю излечиться. Кузнец выковал подвижное кресло, чтобы учитель мог передвигаться вне дома, Садовник принес плоды, дающие силу и бодрость. И ещё целебные травы. Поэт написал свою самую великую поэму и посвятил её Мастеру. Шло время, приходили и приходили ученики, ставшие мастерами и приносили свои творения. И, наконец, собрались все. Увидев всё это, поняв, что ученики собираются вокруг, возвращаются к нему не по долгу, а по воле своей, Мастер встал на ноги, расправил плечи, вышел из дому навстречу своим ученикам, вздохнул полной грудью свежий и чистый воздух и понял: он здоров и снова полон сил. Он понял, что всё то, что он делал в своей жизни, сохранилось и приумножилось в его учениках, что теперь в мире много Мастеров, их творений: добрых, светлых, полезных. И так будет всегда. Он понял, что жил, работал, ждал и надеялся не зря. Что всё получилось даже лучше, чем он мог представить. И ещё он понял, что, наконец, счастлив. И с ним были его ученики.
Литература
Джон Гриндер, Джудит Делозье "Черепахи до самого низа"
Robert Dilts, Judith DeLozier "Encyclopedia of Systemic NLP and NLP New Coding"
Джудит Делозье "Мастерство, новый код и системное НЛП"
Сергей Горин "А Вы пробовали гипноз?" (в том числе в книге "НЛП: Техники россыпью")
В. Леви "Искусство быть собой"
Майкл Гелб, Тони Бьюзен "Научитесь учиться или жонглировать"
Вадим Гурангов, Владимир Долохов "Курс начинающего волшебника"
Вадим Гурангов, Владимир Долохов "Учебник везения"
Вернон Вульф, Кёрк Ректор "Холодинамика вашей жизни"
Пауло Коэльо "Алхимик"
Роберт Хайнлайн "Чужак в чужой стране"
Виктор Суворов "Выбор"
Генри Лайон Олди "Богадельня"
Новокодовские гарики
Весьма наш мир материален, Но, вожжи духа отпустив, Легко уловишь, как реален Сокрытой мистики мотив
* * *
Спать не зря охоч я очень,
Сонный бред люблю я с юности,
Разум наш под сенью ночи
Отдыхает от разумности
* * *
Вокруг хотя полно материальности,
Но знают нынче все, кто не дурак,
Действительность загадочней реальности,
А что на самом деле - полный мрак
* * *
Реальность - это то, где я живу;
Реальность - это личная окрестность;
Реальность - это всё, что наяву;
Но есть ещё совсем иная местность
* * *
Всего на свете мне таинственней,
Что наши вывихи ума
Порой бывают ближе к истине,
Чем эта истина сама
* * *
Я всю жизнь сомневаюсь во всём,
Даже в собственном тёмном сомнении,
Размышляя о том и о сём,
Сам с собой расхожусь я во мнении
* * *
Затаись и не дыши,
Если в нервах зуд:
Это мысли из души
К разуму ползут
* * *
Толпа естествоиспытателей
На тайны жизни пялит взоры,
А жизнь их шлёт к ебене матери
Сквозь их могучие приборы
* * *
Дорога к истине заказана
Не понимающим того,
Что суть не просто глубже разума,
Но вне возможностей его
* * *
Высшая у жизни драгоценность -
Дух незатухающих сомнений,
Низменному ближе неизменность,
Богу - постоянство изменений
* * *
Всё лучшее, что делается нами,
Весенней созидательной порой,
Творится не тяжёлыми трудами,
А лёгкою искрящейся игрой
Игорь Губерман
Энциклопедия "Красной Бурды"
Избранное
На всякий случай уточним: "Красная Бурда" - это юмористический журнал, выходящий в Екатеринбурге, лауреат всяческих наград, но не в этом суть. Кое-что из фундаментального труда редакции "КБ" было раздёргано на эпиграфы:
Ай да сукин сын – почётное звание, присваиваемое писателям. В XIX веке его удостоился один только А.С. Пушкин. В наши дни звания А. мог бы быть удостоен каждый второй член Союза писателей.
Акведук – канал, вследствие твёрдости грунта, прорытый в воздухе
Арифметика – наука о том, как у Васи было три яблока, а потом ему подарили ещё два.
Вегетарианство – система взглядов на мясо, при которой есть мясо нельзя, а быть из мяса можно.
Волхв – человек, в честь которого названа первая советская электростанция.
Гены – органические соединения, в которых закодирована информация о крокодилах.
Гиря – прибор для измерения количества раз одной или двумя руками.
Глупости – универсальная вещь. Их можно говорить, а можно показывать («Говорит и показывает Москва»).
Грязелечебница – место, где вылечат вашу грязь.
Дарвин – Чарльз, британский учёный. Известность получил благодаря своему происхождению.
Длинношеее – один из характерных примеров слов с двумя буквами «н» и одной буквой «и».
Доризо – очень известный русский поэт (или композитор). Николай.
ДОСААФ – библейский патриарх, отец Армии, Авиации и Флота.
Дрейф – процесс отклонения от первоначального курса от испуга.
Дырокол – приспособление для раскалывания особо твёрдых дыр.
Едва-едва [шахм.] – Самурайская защита (e2-e2). Императорская пешка бъёт самоё себя (ножом в живот).
Едва Ли [кит. Yedva Lee] – может быть, племянник Брюса Ли. Хотя едва ли.
Ёлка – дерево, у трупа которого дети веселятся в Новый Год.
Желток – яйцевина сердца. Ой! Нет! Сердцевина яйца, кажется так.
Женни – женщина, с которой жил, работал и боролся Карл Маркс.
Запрещённые – такие слова, как «…», «…» или, например, «…, …!»
Иванов – Порфирий Корнеевич, знаменитый исследователь возможностей человеческого организма. Установил, что любой человек может практически всё (обливаться ледяной водой, ходить босиком, часто здороваться и т.п.) до тех пор, пока не умрёт.
Иглоукалывание – средневековая китайская пытка с незначительным побочным лечебным эффектом.
Идеализм – хорошее, почти идеальное философское учение, противоположное плохому, грубому материализму. Приверженцы И. считают, что в основе мироздания лежит Дух, Идея, а все остальные философские учения суть фуфло.
Изюминка – особенность в виде маленькой сушёной виноградинки.
Интеллигент – человек в пенсне и шляпе. Например: Л.П. Берия
Косоглазие – один из способов самосозерцания без медитации. Люди, владеющие К., могут, кроме того, смотреть в глаза сразу нескольким собеседникам.
Крибле-Крабле-Бумс! – программа российского правительства по выводу страны из экономического кризиса.
Литр – мера объёма. В России меры, как правило, не знают и используют чаще всего 0.5Л.
Лоботомия – томление мозгов, горе от ума. Мыслям в башке тесно, вот человек и мучается.
Логика – мужская наука о законах мышления. По мнению женщин, это лженаука, потому что: 1) забыла почему; 2) ну и что тут такого?; 3) ты меня совсем не любишь; 4) э-э-э (плачут).
Люк – природный регулятор численности людей на тротуарах и машин на дорогах.
Мотив – лёгкая, приятная мелодия, лежащая в основе многих уголовных преступлений.
Не – отрицательно заряженная элементарная частица русской речи. Несмотря на элементарность, Н. не всегда воспринимается людьми, особенно мужчины не понимают её, когда эта частица испускается женщинами.
Обессмертить – лишить кого-либо смерти, в принудительном порядке заставить его быть вечно живым.
Однообраз – скучное, унылое животное. Никогда не линяет, не улетает в тёплые края, в брачных играх всегда проигрывает. Своих естественных врагов изматывает нудными, долгими «разговорами».
Оратор – часть электродвигателя. Главное назначение О. – орать на ротор и статор, чтобы те работали, как следует.
Осваивать – бить кого-либо сваей.
Реализм – течение в изобразительном искусстве. Художники-реалисты изображают все предметы в натуральную величину. (см. полотно А. Индустриевича «Строительство Саяно-Шушенской ГЭС»)
Резон – элементарная частица, мельчайшая и неделимая частица Смысла (см.). Античастица Р. называется «не резон» и смысла не имеет.
Рефлексия – вероятнее всего, это размышления, полные внутренней борьбы… Или попытка разобраться в своих сомнениях, противоречиях… Хотя нет! Скорее – это анализ собственного психического состояния… А может, мы заблуждаемся, и Р. – это что-то другое? Что-то недоступное нашему разуму… Имеем ли мы какое-нибудь моральное право столь категорично судить о таких понятиях?.. Наверное, нет. Извините нас…
Спонтанно – внезапно, где попало, как попало, с кем попало.
Тайна – очень полезная и удобная штука. Её легко можно долго хранить, её легко открыть, обменять на банку варенья и корзину печенья и, наконец, Т. – это практически единственное, что человек может унести с собой в могилу.
Умудриться – дожить до старости, сохранив ясность и остроту ума.
Учиться – одна из трёх задач, поставленных перед неграмотной молодёжью В.И. Лениным. («У., У., и ещё раз У.!» В.И. Ленин)
Фантасмагория – Гортанг Гамарджобович, грузинский писатель-фантаст (1978 г.р.). Автор фант. романов «Мамой клянусь!», «Планета Лобио», «Вазисубастики», «Горец» и «Горец, да?».
Фейхец – псевдоним знаменитого конспиратора Наума Хейфеца.
Филя и Фоба – персонажи детской телепередачи «Для вас, малыши с нездоровой психикой!»
Фрейдизм-Зигмундизм – система взглядов, учение о ведущей и направляющей роли сами знаете чего. Не маленькие.
Хоттабыч – единственная надежда российских футболистов.
Цвай – вторая, после Айн (см.) цифра немецкой классической арифметики. Ц. отличается от первой на величину Айн (см.). (Например: «Айн+Ц.=Полицай»)
Че Бурашка – выдающийся революционер, команданте. Нелегально проник в Россию в коробке из-под апельсинов. О жизни и подвигах Ч. люди слагают книги, мультфильмы и анекдоты.
Черепаха – папаха, надеваемая кавказцами на заблаговременно обритую голову.
Юнг – Карл. Немецкий философ. Разработал ряд вопросов в теории мировоззрения молодых матросов.
Я – последняя буква в распространённом местоимении.
Ядро – мельчайшая неделимая составная часть мельчайшей неделимой части вещества, т. наз. Атома (см.). Я., в свою очередь, состоит из небольших, но тоже неделимых частиц – нейтронов и протонов, которые тоже в свою очередь.
Дао
Одной далёкой стране очень повезло с правителем. Нет, правда, повезло. Все дела в ней были устроены самым лучшим образом, простые люди процветали, чиновники мудро регулировали их жизнь, собирая ровно столько налогов, сколько было нужно государству и умело распределяя их на разные нужды. Крепкая армия надёжно охраняла рубежи страны, и ещё оставались средства на содержание художников, поэтов и музыкантов, которые писали картины, сочиняли стихи и слагали песни.
И всё это было организовано в соответствии с замыслами правителя. И если вдруг что-то шло не так хорошо, как хотелось бы, он быстро разбирался в чём дело, и снова всё налаживалось самым лучшим образом и далее уже текло размеренно и спокойно. Народ любил своего правителя, а что может быть лучше?
И только сам правитель не мог найти покоя - он хотел править ещё более мудро, ещё более умело. И поскольку уже не было других правителей, у которых он мог бы научиться мастерству управления, он решил собрать у себя в дворце мастеров в любом деле - гончаров, пекарей, музыкантов, военных… Наверняка, - думал он - есть что-то общее у всех них, что делает их мастерами в своём деле. Мастерство само по себе. Если бы мне удалось найти его, я смог бы и править ещё лучше.
Сказано - сделано. Со всей страны потекли во дворец люди, чтобы поделиться со своим правителем секретами своего дела. Целый год правитель беседовал с ними - то по одному, то с целыми группами. Он изучал их таланты и действительно убеждался, что эти люди велики - каждый в своём.
Но что бы ни делали эти мастера, правитель каждый раз понимал, что то, что они делают в своём деле, он и так давно применяет в искусстве управления страной. Всё это он уже знает - он и правда был великий правитель.
И вот, по прошествии года, поняв, что он научился очень многому, и одновременно ничему новому не научившись, правитель рассеянно бродил по своему дворцу, думая, что, наверное, уже и не осталось такого мастерства, которым бы он не овладел.
Случайно он зашёл на кухню и вдруг остановился, поражённый. Какой-то человек разделывал мясо, и это было настоящее чудо! Нож мелькал в воздухе, и казалось, он едва касается туши, как куски мяса сами отделяются от неё и сами укладываются на стол в идеальном порядке. Правитель смотрел на это как заворожённый, а потом подошёл к этому человеку и почтительно сказал:
- Великий Мастер! Уже целый год я ищу подлинное Мастерство, и кажется наконец-то нашёл. Научи меня своему искусству!
- Почему ты называешь меня Мастером? - ответил человек - Я не Мастер, мой путь - дао.
- Но как тогда у тебя так легко получается?
- Я не знаю. Это мой нож просто находит пустоты в туше, входит в них. Он служит мне уже двадцать лет, и я ещё ни разу его не точил.
И правитель понял, что ему есть, чему учиться.
Яблочный сок
Один буддийский монах занимался приготовлением яблочного сока. Время от времени к нему прибегали дети и он, чтобы порадовать их, угощал их соком.
И вот однажды, когда дети прибежали к нему, и он, как обычно, стал наливать им в стаканы яблочный сок, случилось так, что как раз закончилась бутыль, поэтому в последний стакан вместе с соком попал осадок. Девочка, которой достался этот стакан, посмотрела на него и сказала:
- Я не хочу пить этот мутный сок!
И с этими словами она убежала. Однако, чуть позже ей захотелось пить и она вернулась к буддийскому монаху. Подойдя к нему, она сказала:
- Дай мне попить. Хотя бы простой воды.
- А почему ты не хочешь пить свой сок? - спросил её монах, подавая ей стакан.
За то время, пока девочки не было, осадок осел, сок отстоялся и тоже стал чистым и прозрачным. Поэтому девочка не узнала его:
- Это не мой сок.
- Это именно твой сок.
- Но мой был мутный, а этот прозрачный.
- Это тот же самый сок, только прошло время, и он отстоялся.
- Что же, значит, сок тоже может медитировать?
- Нет, сок не может медитировать. Но ты можешь у него этому научиться
Чёрный ящик
Я думаю, что порождающее изменение (generative change) - это 'изменение способа изменения'. Вокруг этого понятия группируются: направления, а не цели; повторяющиеся и рекурсивные решения, а не рефлексивные; порождающее, а не исправляющее; формирование механизмов, а не изменение поведений. Если NLP - это наука о петлях, то DHE - наука о спиралях. "Когда Вы описываете мир хорошо достаточно, Ваше слово становится законом".
Я был некоторое время назад (среди многих прочих тренингов) на курсе DHEtm. Майкл Брин сказал: найдите область, в пределах которой вам хотелось бы её побольше использовать и немного расширить. Я нашел партнера и начал говорить, и он меня изящно направил к сферам в моей жизни, которые я использовал, но при этом хотел бы использовать больше. Попутно в голову пришло несколько полезных вещей, которые мы взяли на заметку. Я начал говорить о некоторых из техник NLP, которые я использовал на протяжении всего дня, и я упомянул о ' черном ящике ' - компьютерном термине для обозначения функции, которая что-то делает, но при этом нам не важно, как она это делает.
Было бы полезно только иметь результаты без того, чтобы применять сами фактические методы. Я имею в виду, прежде всего, что, фактически, именно ваше бессознательное выбирает, какая методика является лучшей и когда. Иногда Вы можете 'изобрести' методику на лету, но именно ваше бессознательное собирает это всё вместе и даёт это Вам. И именно ваше бессознательное, фактически, делает методику. Так почему бы не позволять вашему бессознательному делать все те прочие изменения? Теперь, только постройте машину, которая берёт представление вашего результата - я, обычно, вижу фотографию - и создаёт любую методику - NLP , DHE или любую другую, приводящую к результату. Вы могли бы обдумать пять, 10 или 20 методик, чтобы ваше бессознательное поняло эту идею. Фактически, оно, вероятно, уже пришло к ней, по меньшей мере, дважды. Теперь, я представляю себе 'черный ящик', наверху которого есть зелёный свет, который включается, когда происходит изменение. Обычно, изменение заметно на несколько секунд раньше.
Проверьте это: вообразите, что вы являетесь черным ящиком. Представьте картинку самого чёрного ящика, и ждите, пока не включится зелёный свет на вашем реальном чёрном ящике. Теперь действительно начинается забава!
Я использовал мой чёрный ящик для создания класса полезного гипнотических 'методик', так что он определенно продуктивен (было бы разумно проверить это с рекурсивными процедурами, чтобы убедиться, что они 'достигают нижнего предела' где-нибудь). Я также нашел, что я могу открыть ящик и выяснить точно, как он работал. В результате, я создал ещё больше новых методик. Возможно, даже эту методику.
Пока мы обсуждали эту идею, моя партнёрша нашла, что она также создала чёрный ящик, достаточно было ей услышать моё предложение описать его.
Поделитесь вашими мыслями по поводу перевода. Просто напишите нам письмо.
Робин Аллесон
(C) Перевод, Константин Нурутдинов, 28.01.2002
(C) Georgy Bregman, 1999
(C) Психология - Вся Россия, 1999
По мотивам М.Р. Гинзбурга
Нижеследующие сказки записаны по мотивам метафор, которые рассказывал Михаил Романович Гинзбург на своём тренинге по метафорам (ступени тренинга по Эриксоновскому гипнозу). С Благодарностью!
Пик Скво
В одном краю было две страны, разделённых высокой-высокой горой под названием пик Скво. Жители одной из этих стран никогда не видели восхода Солнца, потому что страна была расположена на западе от пика Скво и утренние лучи Солнца закрывала его вершина. А жители другой страны никогда не видели захода солнца, потому что их страна была расположена к востоку от пика Скво и вечерние лучи Солнца закрывала его вершина.
И вот однажды юноша из восточной страны и девушка из западной решили подняться на пик Скво, чтобы наконец-то увидеть: она - восход, а он - заход Солнца.
И в один день, не сговариваясь, они начали восхождение на пик Скво. Он - с восточной стороны, а она с западной. И примерно на середине пути они встретились. И они обнаружили, что они не могут поговорить, поскольку каждый говорит на своём языке, и они не понимают языка друг друга.
И они продолжили восхождение и поднялись на вершину горы.
И девушка, которая никогда в жизни не видела восхода Солнца, наконец-то увидела, как оно поднимается и озаряет всё вокруг. И когда настал полдень, девушка легла и заснула.
И юноша, который никогда в жизни не видел захода Солнца, наконец-то увидел, как оно опускается всё ниже и прячется за горизонтом. И когда солнце зашло, он лёг и уснул.
И когда утром юноша и девушка проснулись, они вдруг обнаружили, что легко понимают друг друга, потому что они говорят на одном языке.
Военачальник и тигр
У одного китайского императора был очень умелый и опытный военачальник. И вот однажды после одной из его великих побед в императорском дворце был устроен большой праздник, на котором было много съедено и выпито:
И по окончании праздника, поздней ночью, военачальник возвращался домой. И вдруг он увидел, что возле поворота дороги в кустах затаился тигр. И тигр этот уже присел и был готов к прыжку: Несмотря на выпитое на празднике вино, военачальник среагировал мгновенно. В мгновение ока он выхватил лук, натянул его и выпустил стрелу, которая поразила тигра насмерть.
Когда утром военачальник проснулся, он вспомнил об этом происшествии и решил, что надо сделать из тигра чучело в напоминание об этом случае. Он пошел на то самое место и вдруг обнаружил, что в темноте он принял за тигра огромный валун. И этот валун был насквозь пробит стрелой, которую военачальник выпустил вчера ночью.
И это так заинтересовало его, что он выпустил ещё много стрел в этот камень, но все они отлетали, даже не поцарапав поверхности. И тогда военачальник понял: если намерение безупречно, стрела пробивает камень.
Чёрное и белое
Один слуга почистил белые туфли своего хозяина чёрным кремом. Хозяин принялся ругать слугу:
- Что же ты, не знаешь, что белые туфли чистят белым кремом, а чёрные - чёрным?!
- Один человек не может знать всего, - ответил слуга
Новый код НЛП
То, что идет дальше, разумеется, далеко не весь Новый Код НЛП, начавшийся с книги Джона Гриндера и Джудит Делозье "Черепахи до самого низа". Это просто россыпь разных техник, организованных по одному принципу и отличающихся только конкретным заданием для отвлечения (перегрузки) сознания.
Ассоциация клиента с актyальным состоянием. Пpи этом создается пpостpанственный якоpь. Для опеpатоpа сдесь главное откалибpовать состояние и побыстpее вывести из него (и из этого пpостpанственного якоpя) клиента. (минимизиpовать неpесypс, если он есть).
Собственно игpа или yпpажнение. Подбиpается, пpидyмывается в соответствии со следyющими пpавилами: Движения должны задействовать обе половины тела pавномеpно. Сложность движений выбиpается исходя из возможностей клиента, так чтобы их можно было выполнять минyт 15-20 т.е. достаточно легкие физически, но тpебyющие высокой степени концентpации. Пpи этом опеpатоp акцентиpyет внимание клиента на том, что «…самое главное пpавильно выполнять движения!». Паpаллельно на фоне движений задействyется «сознательное». Можно использовать yстный счет, повтоp слов (фpаз) задом напеpед и т.д. Собственно это может являться тестом, что клиент «готов». В тот момент, когда он бyдет настолько поглощен выполнением движений, что абсолютно пеpестанет замечать собственные ошибки в счете и ответ бyдет выдавать автоматически, его надо хватать…
…и тащить в пpостpанственный якоpь из п.1. Дать емy вpемя, ощyтить, что же пpоизошло с актyальным состоянием, что изменилось, стало лyчше. Пpичем может пpойти минyт десять-пятнадцать, пpежде чем клиент сможет выpазить это веpбально.
Итак, технически важно наличие начального и конечного шагов (пространственный якорь), а варианты техник просто отличаются разным заданием. Оно должно (как сказано выше Сергеем Веревкиным) задействовать обе стороны тела и разные репрезантативные системы, в особенности дигитальную (лучше, разумеется, все). Важно, чтобы задание было сделать сложно, но можно, просто потому, что успех "переносится" на проблемную ситуацию". Итак, варианты заданий:
Алфавит
Игра в цифры (групповая техника)
Вправо-Влево-Вверх-Вниз
Гулаг Архипелаг
Четные хлопки
Цветовой тест (почти по Люшеру
Глядя на эти слова, произнесите вслух цвета, которыми эти слова написаны, как можно быстрее. Повторяю: не сами слова, а цвета. Удачи! Правое полушарие пытается назвать цвет, а левое - торопится произнести слово
- А если серьёзно - это называется "Эффект Струпа"
Винни-Пух и пчёлы
Ты, конечно, помнишь забавного мишку по имени Вини-Пух… И наверно помнишь его друзей - поросёнка Пятачка, Кролика, Сову, ослика Иа, Тигру, Кенгу и крошку Ру…
С ними происходило много разных интересных историй, но сегодня речь пойдёт об одном событии, которое случилось значительно позже - почти рукой подать. Вернее, это даже и не событие… Впрочем, по порядку:
…Как ты знаешь, медвежонок Пух очень любит мёд… Это вполне нормально для любого, кто является медведем… Так вот: наш медвежонок - довольно умён (даром, что опилки в голове!). И вот однажды ему в голову пришла замечательная идея - он завёл себе улей с пчёлами и стал о них заботиться. О, это ему очень понравилось - представь себе, как здорово! Не нужно бегать по лесу в поисках лакомства, оно всегда рядом, стоит только протянуть руку. Выйдешь вечерком из дома, наберёшь горшочек мёда - и домой, за стол, подкрепиться…
Это было и правда здорово, так что не удивительно, что Пух захотел, чтобы его пчёлам жилось лучше, так что он накупил всяких разных книг по пчеловодству, стал их изучать, переписываться с другими пасечниками и постепенно он узнал очень много нового - когда и для чего нужно закрывать улья, а когда открывать, какие вещества нужно давать пчелам и когда, чтобы они был здоровыми и веселыми… Ну и много другого в этом же духе ("И всё такое прочее…", как говаривал сам Пух).
Дни шли за днями, недели за неделями, и постепенно наш медвежонок превратился в заядлого пасечника - он следил за тем, чтобы пчелы вовремя вылетали из улья и вовремя возвращались, заботился об их питании, поворачивал ульи так, чтобы его питомцам было легче лететь на тот луг, где сегодня были самые лучшие цветы… Эти заботы стали занимать всё больше и больше времени, так что ему уже иногда некогда было вечером посидеть за любимым горшочком мёда. "Ну и что", - думал он - "зато у меня всё идёт как надо, мои любимые пчёлки дают самый лучший мёд, а что ещё надо медведю?"
Пожалуй, была ещё одна маленькая причина, по которой он уже не так часто вечерами наслаждался мёдом - он понял это однажды вечером, держа ложку мёда в руке - это стало нравиться ему чуть меньше, чем раньше, когда он был простым медвежонком, лазившим за мёдом на высокие деревья. И как только он понял это, до него вдруг дошла ещё одна мысль - раз он стал реже есть мёд, значит пчёлы меньше его дают!
Это было уже против всяких правил! Он так заботится о них, а они работают всё хуже и хуже! Пух никак не мог понять, что же происходит с пчёлами, ведь всё было нормально - они вовремя вставали и вылетали за пыльцой и нектаром (всё это было описано в книгах, да Пух уже и сам знал, как всё должно быть, хотя на всякий случай и перечитал все свои учебники), облетали все цветы в нужной последовательности и, как подобает пчёлам, перерабатывали всё… И тем не менее, мёд был уже не тот, да и его становилось всё меньше и меньше.
Винни стал советоваться с друзьями. Пятачок сказал ему, что его дядюшка Лестер разводил только мух, но с ними никогда не было никаких проблем. Кролик посоветовал перключиться на выращивание капусты и моркови - в них так много витаминов. Сова, разумеется, дала правильный и нужный совет, но… на санскрите (Сова как раз изучала его, так что она не могла прерывать свою практику в этом сложном языке). А Тигра вообще всё время, когда медвежонок жаловался ему, прыгал туда и сюда, и, казалось, так и не понял, о чём идёт речь. "Всё дело - в гемоглобине" - заявил он, не обратив никакого внимания, что этой фразе место не в нашей сказке, а совсем в другом литературном произведении…
В общем, Пух совсем уже отчаялся. Он был готов сделать для своих пчёл всё, что угодно, но у них и так уже было всё в порядке, так что нечем было им помочь! Утомлённый своими мыслями, наш герой заснул и - а это не редкость не только среди медведей, но и среди людей - ему приснился сон.
Во сне он вспомнил, как когда-то давно, карабкаясь на дерево, он напевал: "Если б мишки были пчёлами…" Это было так восхитительно, что он тут же немедленно отрастил у себя крылья, нарисовал чёрные и жёлтые полоски, отрвался от ствола и дерева, и взлетел в воздух, громко и радостно жужжа.
Нет, он не перестал быть медведем, он по-прежнему остался таким же мягким и плюшевым, но он стал и пчелой. Он подлетал к разным цветам и забирался в них, оущущая аромат пыльцы, он приближался в полёте к другим пчёлам и о чём то жужжал с ними, а под вечер (который на самом деле был утром, ведь спал-то он ночью), он усталый и довольный вернулся в свой улей.
И когда он проснулся… и снова стал медвежонком Пухом, он первым делом побежал к своим ульям. Он присматривался к ним и прислушивался к тому гудению, которое доносилось изнутри так, как будто это было в первый раз в его жизни. И внезапно он вспомнил! Он вдруг узнал, что говорят друг-другу пчёлы в том момент, когда собираются полететь за нектаром… Он прислушался… Прошла минута… а может быть две… И гул внутри улья почти неуловимо изменился. Тот, вчерашний Пух этого бы и не заметил, но сегодня он был внимателен и сразу же открыл леток улья, так чтобы пчёлы смогли отправится по своим делам.
И он стал присматриваться к тому, как они летят, и понял, чего им хочется, и что будет им полезно. Это было почти как в книгах… но чуть-чуть отличалось. Иногда его пчёлам хотелось вылететь на четверть часа позже, а иногда раньше. Иногда они засветло возвращались домой и устраивались на ночлег, а когда и летали до самой темноты, а мёд после этого был особенно ароматен.
Медвежонку понравилось присматриваться и прислушиваться к своим питомцам, он целыми часами стал просиживать возле ульев, а потом пристрастился ходить на дальние луга и замечать, кто из пчёл куда летит и сколько пыльцы несёт домой. Возможно, он даже стал различать их в лицо и дал им имена, но только этого никто не знает, кроме него, а он никому об этом не рассказывал.
И самое интересное, что и пчёлы, кажется стали другими, они стали веселее гудеть и, казалось, охотнее летели к цветам и возвращалсиь в улья. Мёд в сотах стал ароматным и вкусным, как когда-то… Нет, ещё ароматнее и вкуснее, так что даже каплей его можно было наслаждаться и наслаждаться - ты можешь себе представить медвежонка, который смакует самый вкусный в мире мёд…
И этого мёда стало больше, так что его хватало не только Пуху, но и всем его друзьям, которым постепенно понравилось захаживать на вечерние посиделки к Пуху. Они собирались дружными компаниями и заводили разговор о чём-то приятном, каждый раз сходясь во мнении, что сегодня мёд - особенно вкусен и имеет самый дивный цвет. И в этом были согласны и порсёнок Пятачок, и Кролик, и Сова, и ослик Иа, и Кенга с крошкой Ру, и даже Тигра утверждал, что мёд пуховых пчёл (непонятно, куда он делал ударение) - это, то, что они, Тигры, любят больше всего…
И порой мне кажется, что пчёлы у Пуха ночами не просто спят в своих уютных ульях… Да, им тоже снятся сны! Только не по одному сну каждой пчеле, а один сон на весь рой, и в этом сне все-все пчёлы в лесу становятся большим медвежонком по имени Винни-Пух, и этот Пух ходит по лесу и весело поёт свою лучшую сопелку…
Впрочем, если это и так, то об этом знают только пчёлы, а они никогда не смогут об этом рассказать… разве что прожужжать тому, кто будет внимателен…
Стас Уколов
Я люблю говорить по телефону…
Она нравилась разным мужчинам. И сейчас, когда она рассказывает мне быстро и оживленно историю своей жизни, передо мной проплывают разные образы и обрывки ситуаций, из которых выстраивается нечто, похожее на небольшой рассказ или короткометражный фильм…
Когда в ее жизни появился он, сверкнув, как прекрасно отшлифованный алмаз, она увидела, наконец, что жизнь светла и полна ярких бликов. Он был безумно красив сам и очень ценил красоту вокруг. Он смог оценить ее красоту. Это был первый мужчина в ее жизни, который обратил внимание на ее утонченные аристократические пальцы, которыми она втайне давно гордилась. Он делал ей комплименты по поводу ее платьев и прически, что было удивительно и приятно. Он видел, как она расцветала рядом с ним, прямо светилась вдруг каким-то матовым, но очень чистым светом так, что даже предметы, находящиеся в ее тени, вдруг принимали какую-то другую, более утонченную и изящную форму… Они были красивой парой. Их свадьба была очень пестрой, искристой и картинной одновременно. Он мог смотреть на нее часами, наслаждаясь игрой ее прекрасного тела и сиянием, которое всюду сопровождало ее, раскидывая яркие искры и грозя зажечь его тоже этим удивительно изменчивым пламенем. Всё, что она делала, она делала красиво. Он любил ее. Он действительно любил ее. А она любила говорить по телефону. Это было уже не так красиво. Очень быстро ему надоела эта однообразная картина, повторяющиеся позы, повторяющаяся мимика… Трубка, прижатая к уху, делала ее лицо асимметричным и красным. Эта чертова трубка поглощала весь её блеск и свет Она становилась серой и бесформенной. Это было отвратительно. Разговор мог длиться часами, а ему было все тяжелее и тяжелее смотреть на это Ему казалось, что его пространство сужается и сам он становится каким-то маленьким, еле-еле различимым на фоне этой безобразной нахально оранжевой трубки. Посмотрев на всё это со стороны, он принял решение и ушел во время очередного телефонного разговора. Она заметила не сразу, сначала ей показалось, что где- то в кухне просто перегорела лампочка . «Ну что ж, - подумала она, - какое-то время посижу в темноте»…
Потом в ее жизнь напористо и неожиданно ворвался он. Он был сильным и уверенным. Он носил ее на руках, угощал необычайно вкусными вещами, и рядом с ним она почувствовала себя удивительно легко… Она постоянно ощущала его поддержку и тепло, он будто подставил свою спину, чтобы защитить её от всех промозглых городских ветров Свобода и радость наполняли её тело, когда они оставались одни. Он чувствовал, какой сочной становится она рядом с ним. Нежные прикосновения её рук иногда вдруг становились настолько горячими, что всё его существо таяло и парило, заполняя всё пространство вокруг на долгие часы. Он называл её изюминкой или вишенкой. Ему нравились ее пушистые, пахнущие сухими ромашками волосы. Она вообще как-то необыкновенно пахла. Иногда она казалась ему нежным душистым цветком, растущим и набирающимся сил под его тёплыми упругими руками. И ещё в ней чувствовалась какая-то редкая свежесть, которой он был очарован до головокруженья. Каждая встреча с ней разгоралась в нем обжигающим пламенем. Он любил её. Он чувствовал, что любил ее. А она любила говорить по телефону. Это отталкивало его. В эти моменты она становилась неуловимой, ускользающей, как тающая ледышка. Вся её нежность и трепетность уходила туда, в бездонные недра этой шершавой дурацкой трубки. После разговора её ухо становилось горячим и пахло пластмассой. Это было тошнотворно. Когда она разговаривала по телефону, он пробовал привлечь её внимание, дотрагиваясь до неё или сажая на колени, или даже затевая легкомысленную безобидную возню. Но всё было напрасно. Рядом с трубкой она была холодна и бесчувственна. Казалось, всё, что может сейчас тронуть её, находилось там, в этой душной глубине телефонных проводов. Он чувствовал себя обиженным и обделённым, словно какой-то противный скользкий зверек поселился в нем. И когда, как он понял, в этом доме уже не осталось больше ничего, кроме слов, он прорвал эту словесную завесу и даже не закрыл за собой дверь. Она заметила не сразу… сначала ей показалось, что это просто сквозняк. «Ну что ж, - сказала она, - на какое-то время можно закутаться потеплее».
Внезапно она услышала телефонный звонок. Голос был приятным и удивительно мелодичным. Несмотря на то, что номер был ошибочным, разговор завязался сам собой, нанизывая слова, как маленькие жемчужины на шёлковую нитку… Его голос был низким, бархатно глубоким. Он играл интонациями и тональностями, часто, увлекшись этой музыкой, она теряла нить разговора, но это даже еще больше нравилось ей. Она слушала его самозабвенно, иногда включаясь и снова выпадая в молчаливое присутствие, наполненное не только тишиной, но и тихим, еле различимым её дыханием. Но уж если она бралась за повествование, то ее голосовые связки трудились, добросовестно расставляя акценты и понижая голос в нужных местах. А ему было приятно слышать этот звонкий округлый щебет, это слегка раскатистое «ррр» и слегка свистящее «ссс», ему нравилась гамма её голоса, и в этом общем ритме он находил особую прелесть и изящество. Они могли часами исполнять эту сюиту для двух голосов и телефона… Их мир был наполнен звуками, тихими и громкими, высокими и низкими, резкими и протяжными… Они оба обладали достаточным композиторским талантом, чтобы каждый раз делать эту песню неповторимой, а вариации узнаваемыми… Она обожала его за неожиданность и спонтанность, ей казалось, что она наконец нашла то, что искала: созвучность, резонанс. Как будто они даже дышат в унисон… Она поняла, что она любит его, что она действительно любит его…
Хммммм… Вот уже второй месяц я общаюсь с ней по телефону. Я понятия не имею, как она выглядит и насколько бархатистая у нее кожа. Она нравится мне. Она прекрасный собеседник. Я ее понимаю. Она удивительно умеет слушать. Только что она сказала, что любит меня. Но я не люблю ее, я люблю говорить по телефону.
Слышишь, я люблю говорить по телефону…
Татьяна Мужицкая
Техника вращения иконок и ее модификации
Техника «вращения иконок» была разработана создателями «Другой половины НЛП» Джо Маншоу и Нельсоном Зинком. Она опирается на использование сенсорных модальностей, сознательных и бессознательных процессов и разных уровней конкретики - абстракции представлений опыта. Ее результатом является выработка некоего творческого метода перехода к желаемому состоянию. Сам этот метод не специфицируется, но, как правило, спонтанно обнаруживает себя в происходящем впоследствии.
Опишу собственный вариант, модифицированный.
Предложите клиенту представить текущее состояние (поведение, чувство и т.п.), которое является проблемным. Представление должно быть специфическим, желательно с использованием всех модальностей. При этом оно не обязано быть реалистическим, возможен и фантазийный образ, лишь бы клиент был уверен, что оно отражает именно требуемое состояние. Особенно отметьте (уточните специально) локализацию образа в пространстве клиента.
То же самое проделайте относительно образа желаемого состояния (с соблюдением всех экологических проверок). Так же обратите внимание на расположение этого образа.
Предложите клиенту сформировать для каждого конкретного образа символические картинки-иконки (пользуясь компьютерной аналогией, а вообще – приспосабливайтесь к языку клиента – «символы, наброски, значки»). Проще всего позволить им самим появиться. Иконки могут быть детально проработанные или простые, схематичные – зависит от клиента. Они должны располагаться на тех же местах, что и первоначальные конкретные образы.
Предложите клиенту сначала медленно, затем все быстрее вращать символы-иконки так, чтобы они поочередно менялись местами. Вращаясь, они сливаются в сплошное кольцо, которое быстро сжимается. Пусть клиент позволит ему сжаться, а на его месте (из него) – появиться новому символу (он появляется сам как продукт бессознательного). Если нужно, пусть клиент приблизит к себе этот новый символ, чтобы рассмотреть. Разбираться, что он может значить не нужно. Процедура занимает обычно 7 – 10 секунд.
Предложите клиенту представить будущие действия – конкретные, если речь идет о специфической ситуации, или типичные, если дело касается просто состояния (например, выхода из депрессии). Задайте вопрос: «Из возможных вариантов ваших действий в этой ситуации, какие наиболее резонируют с этим новым символом (соответствуют ему и т.п.)?» Если возможно, рассмотрите несколько ситуаций. Заметьте – варианты могут быть очень неожиданными и не соответствовать каким-либо стандартным «терапевтическим» ожиданиям. Доверьтесь бессознательному клиента. Если работа касается телесных состояний, бывает полезно «инкорпорировать» конечный символ, «вобрать в себя», «растворить» в теле – ориентируйтесь на реакцию клиента.
В методике Маншоу-Зинка на пятом шаге клиенту рассказывается первая пришедшая на ум терапевту по поводу возникшего символа метафора и предлагается найти в ней какой-то личный смысл, связанный с контекстом проблемы клиента. Это позволяет полнее подключить к решению сознание клиента. Впрочем, это, скорее, дополнительная процедура, основная работа выполняется на первых четырех шагах. Предложенная модификация проще, легче принимается клиентами и весьма повышает эффективность техники в целом. Разрешение использовать метафорические образы также повышает гибкость методики (но они должны быть сенсорно представлены).
Также удобнее начинать работу сразу с рассмотрения всех модальностей (у авторов исходного варианта – отдельный процесс для каждой). Это делает представление более полным. Если какая-то модальность начинает доминировать, мы можем сосредоточиться на ней. Аналогом вращения в аудиальной сфере служит «перетекание» звуков (символических представлений, например, фраз) вплоть до слияния и появления нового. Примерно то же происходит и с ощущениями. Но чаще, конечно, работа ведется с визуальными образами.
Что если первоначальные образы будут находиться на одном и том же месте? Крайне редко, но бывает. Просто позвольте одному из них передвинуться так, как покажется удобным. Это происходит без труда, а разница локализаций существенна.
В целом, техника позволяет работать с самыми разнообразными проблемами и вопросами личностного роста даже без особых модификаций.
При изменении убеждений эффективнее действует следующий вариант.
Идентифицируем состояние, связанное с текущим, ограничивающим, неэффективным убеждением.
Идентифицируем состояние сомнения, неопределенности.
Идентифицируем состояние, связанное с новым, предпочитаемым убеждением.
Для каждого состояния получаем символы-картинки на соответствующих местах.
Осуществляем процесс слияния для символов пары «старое убеждение – сомнение».
Используя появившийся символ-иконку, осуществляем тот же процесс для него и символа «нового убеждения».
Закрепляем результат исследованием «резонанса» с полученным символом.
При необходимости можно еще расширить спектр переходных состояний, предложив, например, такую цепочку состояний: убеждение-1, сомнение, открытость выбору (изменению), любопытство, убеждение-2.
Можно также вводить переходные шаги в процесс абстрагирования. Например:
Идентифицируем проблемное состояние, связанное с какими-либо прошлыми событиями, ситуациями.
Предлагаем бессознательному отметить соответствующие моменты в прошлом на Линии Времени (первый уровень абстракции).
Находим символ-значок для всей этой конструкции (второй уровень абстракции).
Находим символ для «чистой» Линии Времени или же «нагруженной» желаемыми состояниями.
Применяем технику «вращения иконок» к этим двум символам.
В общем и целом, это еще один комплекс зачастую удобных методов для облегчения изменения, не кардинально отличный от других, но со своими особенностями.
Ярослав Коряков
Тарабарская сказка
Сегодня у нас будет не просто сказка - сегодня я хочу подарить тебе целую маленькую вселенную. Ты то уж найдёшь, как с нею распорядиться.
Итак, это маленькая, но очень аккуратная вселенная, которую населяет множество симпатичных и миролюбивых существ - морликов. По имени своих обитателей и весь этот мир зовётся Мурлибазия, и это слово так нравится морликам - от мала до велика - что они просто гроппают всякий раз, когда его услышат (а уж малыши - вомури - так просто зупенькают!).
…Тебе кажется это странным? Как может простое слово, даже такое глямкое, может так возурить даже центурованных абазов? Ничего фермоватого - как сказали бы самые прунтые морлики. Уже несколько пул тому назад жители Мурлибазии научились формегать, так что никакие брумкости уже не могли заблюкозанмить их более чем на четверть вуры… Согласись, что это хотя и не столь мнупрово, но гораздо даже вармиенестее, чем зупивение вомцере.
Разумеется, всё не сразу стало так уж вузмукто. Собственно, ещё в прошлом млябе никто и препумрить не мог, что разбнукание вортей приведёт к таким грукклым фишмарам. Именно тогда в мирно пурмящей Мурлибазии стали появляться признаки фиенистости. Всё больше и больше морликов начинали примпенить, а это, согласись, по достижении некоторой численности прюмпкецов, начинает серъёзно влиять на гримпаузм.
Мне не хотелось бы описывать тебе все крумвали, которые тогда брямкали в грулдах и мругах морликов - ты и сама всё прекрасно овнуфуешь. Конечно, это был друкатый период, так что некоторым даже мнявилось, что всё зафуйкенается окончательно - и, надо признать, тогда у них были кой-какие вастурматости для столь зурманных упрящек. Так что всё могло бы зудрелкать ещё пенто, но…
Да, именно оно - маленькое, но зулбинтое "но"! В то прюлкое цуленто его роль сыграло огромное жулгстое сулмо, появившееся на стене главного примка. Видимо, какой-то провантый морлик нюпером обсикавил ухту. "Алпхойсто!" - бизявило оно во всеускавие.
На некоторых морликов оно сразу же прозвело впечатление фамникрабой убыгты. Другие вапрунили мрямо, но потом музяво офукивели и тоже дцуккали. Иногда даже два раза. Были и такие, кто вроде бы никак не проумшался, но и они в щубре автуры забруказили и стали как-то фиртее. В общем, пармагон азул васту.
Конечно, морликам привулось ещё многому заурманиться и ещё фольте крипманстить, но главное было згрувстено той кравой ниёпной. Постепенно (но очень быстро) казарум пастал и вимелел, и с кадым уенком это становилось всё зенкае и зенкае. И уже тогда фисталилось пренто, как будто целмиген опрал бысеган.
…Прошло зум или вастенум пул, как я уже тебе шупрал грее, и сейчас отлузмы тех недавних гурпад узмались и почти африбутались. Может, никто уже и не грюлмает то вестое "Алпхойсто", но гору амфигато в посмах априк, а что ещё надо для длумбы и вагрести?
Какой груплостью чемятся халмы узатых фаргов? Есть ли что лучше, чем прастул и вармагон на прадуле? За всё это морлики улявят нуста и малят, не переставая прымпать и каразунить друг друга и всех прамбулов, порекающих Мурлибазию.
Вот и меня они попросили, когда узнали, что я зурамю, примкунуть тебе и покензурить, что я с превеликой алхостой и нугряю, заглумдывая это письмо…
Вармагон уптер!
Стас Уколов
Страницы: 1 2 3 Все