Ибука Масару "После трёх уже поздно"

Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются

Мы обычно считаем раннее детство самой счастливой порой в жизни, где нет места страхам и беспокойствам окружающего мира. Однако похоже, что в реальности мы не всегда были счастливы в младенческие годы. У детей, как и взрослых, есть свои страхи, и причины их часто кроются в том, о чём мы порой и не подозреваем. В номере #41 за 1961 год журнала «Раннее развитие» есть статья, рассказывающая о случае, который произошёл с мистером Шотаро Миямото, директором обсерватории в университете Киото:

«Мой отец, должно быть, очень увлекался буддийскими песнями „Но“. Его друзья часто приходили к нам, и они вместе пели. А меня укладывали спать в соседней комнате. Я помню, что мне было очень страшно слышать эти заунывные и давящие звуки, и я громко плакал. Но моя мама больше беспокоилась о гостях и пыталась быстро меня уложить. Даже сейчас, когда я слышу эти протяжные буддийские песни, они пробуждают в моей душе не успокоение, а ужас».

Родители мистера Миямото никогда бы не подумали, что эти песнопения могли оставить такой неизгладимый след в душе ребёнка, который не стёрся даже с возрастом. Но не только эти ужасные звуки сохранила память детства. Мистер Миямото с удовольствием вспоминает сказки, которые его бабушка читала ему перед сном, музыку из оперы «Кармен», «Лунную сонату». Спрашивается, почему именно песни «Но» так напугали мистера Миямото? Это даёт нам пищу для размышления. Возможно, что не только гнетущие звуки песен, но и одиночество и темнота комнаты, где его оставляли одного, наводили на него ужас. Я не собираюсь давать рецептов, что делать в таких случаях, я только хочу сказать, что то, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребёнка.

Новорождённый чувствует, когда родители в ссоре

По лицу малыша очень легко определить, когда его родители ругаются, ссорятся, конфликтуют: выражение его лица подавленное и беспокойное. Вы можете возразить, что это чепуха, что новорождённый не может воспринимать все тонкости во взаимоотношениях между родителями. Между тем он наделён чувствительным умом, который реагирует на каждое внешнее изменение.

Подумайте, что будет с ребёнком, который каждый день наблюдает уродливые ссоры своих родителей. Конечно, он не понимает значения всех пререканий, но злоба и ругань обязательно отразятся на его чувствах, может быть, на всём его существе. И неудивительно, что у ребёнка, выросшего в обстановке неприязни, мрачное, напряжённое лицо.

Глаза или нос передаются вашему ребёнку по наследству, а выражение его лица – это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.

В ребёнке, выросшем в обстановке отчуждения и неприязни, к тому времени, как он пойдёт в детский сад и школу, уже зреют ростки будущего несчастья и разрушения.

Анализ многих правонарушений, совершённых подростками, показывает, что в основном первые годы своей жизни они проводили в неблагополучных семьях.

Доктор Шиничи Сузуки однажды сказал: «Когда вы придёте домой, поставьте перед собой своих детей и вглядитесь в их лица, вы прочтёте всю историю своих супружеских отношений». Я никогда не забуду этих слов.

Совсем необязательно делать что то особенное, чтобы способствовать раннему развитию вашего ребёнка. Самое лучшее для начала – это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома.

Нервозность родителей заразна

«Мой сын такой же мрачный, как и его отец» или «моя дочь такая же небрежная, как и её мать». Так часто жалуются родители, которые склонны считать, что достоинства их дети наследуют от них самих, а недостатки от другого родителя. Однако я надеюсь, что родители, которые дочитали мою книгу до этого места, уже осознали, что всё хорошее и плохое в их детях – результат воспитания с самого рождения.

Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребёнка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее – это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребёнка. Так ребёнок, воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным человеком будет небрежен. Но если в случае отсутствия музыкального слуха у мамы она может не петь ему сама, а давать слушать пластинки, то такие вещи, как характер, эмоции, чувствительность, часто не осознаются самим человеком. И даже если человек знает свои недостатки, их нелегко исправить. Поэтому то и надо быть осмотрительным в своём поведении.

Если мама простудится, она может постараться не заразить своего ребёнка, например, не держать его на руках слишком близко или надеть марлевую повязку. Но не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать детям своих недостатков.

Вирус под названием «нервозность» у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда.

Отец должен чаще общаться со своим ребёнком

Часто, уже став взрослыми, наши дети с радостью, как о празднике, вспоминают те приятные часы, которые они провели с отцом, потому что, как правило, во многих семьях это было не так уж часто. Мой старший сын до сих пор хорошо помнит то, что мы делали вместе, например, как однажды катались на лодке но морю, а на обратном пути ели сладкою красную фасоль. Это было лет 30 назад, и я начисто забыл об этом.

Традиционно в семьях отцу отводилась авторитарная роль. Он был блюстителем порядка н реже участвовал в каждодневных заботах о детях. Если ребёнок видит своего отца редко и только для того, чтобы выслушать очередную порцию нотаций, он скорее всего будет воспринимать отца как постороннего, вроде врача, вызванного в экстренной ситуации. Неуверенный в себе, ранимый ребёнок часто не испытывает тёплых чувств к отцу. И хотя может случиться так, что ребёнок, воспитанный «строгим отцом», вырастет гением, станет знаменитостью, но скорее всего он будет покорным и бесхарактерным. С другой стороны, если отец пьянствует, груб с женой и совершенно не занимается воспитанием, то в такой семье ребёнок может вырасти испорченным и даже стать преступником. Такие случаи нередки.

Я думаю, что ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит матери. Но под этим я не имею в виду, что отцы должны полностью передоверить воспитание детей своим жёнам. Быть настоящим другом и помощником жене – разве не это роль мужа в домашнем воспитании? Гармоничной атмосферы в доме нельзя достичь только материнскими усилиями.

Недавно в автобусе я наблюдал за одной семьёй: папа, мама и дочка. Маленькая девочка, лет трёх, с увлечением болтала с папой. Они оба были увлечены беседой, а мама стояла рядом и читала какой то журнал, притворяясь, что ничего не слышит. Я чувствовал, что папа не просто разговаривал, а сознательно пытался общаться со своей дочерью, мама же старалась не вмешиваться. И тогда я подумал, что эта девчушка вырастет прекрасной женщиной. То, что для взрослого представляется обычной, ничего не значащей болтовнёй, для ребёнка – огромное удовольствие.

Нельзя воспитать по настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию ребёнка полностью лежит на маме, а папа только иногда по её просьбе включается в эти заботы. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.

Чем больше в семье детей, тем лучше они общаются друг с другом

В современной Японии существует традиция, когда молодожёны живут независимо, отдельно от родителей и родственников, причём, как правило, в семьях не больше 3 детей.

Сам я был единственным ребёнком в семье, что было редкостью в то время. Я завидовал своим друзьям, у которых были братья и сёстры, и всегда стремился в эти шумные семьи, где дети бурно играли и ссорились. Знаменательно, что первый ребёнок в семье часто наименее развит, он тихий, у него хорошие манеры, но ему не хватает жизнерадостности. И наоборот. Мой друг, средний из трёх братьев, был смелый, самоуверенный, даже дерзкий, он никогда плакал, когда братья обижали его. И я не единственный свидетель таких случаев, они встречаются довольно часто.

И всё же почему дети одних и тех же родителей, воспитанные в одной семье, вырастают такими разными по характеру и способностям? Общепринято, что родители не балуют так своего второго или третьего ребёнка, как первого, поэтому те, естественно, растут более независимыми.

Сколько бы родители ни старались создать дома благополучную атмосферу, различные развлечения и стимулы для первого ребёнка, он не будет иметь того преимущества, что второй ребёнок, у которого с самого рождения есть компания и которому постоянно приходится соревноваться со старшим, благодаря чему он скорее становится сильным и жизнерадостным. Ещё в большей степени это относится к 3 му и 4 му ребёнку, которых жизнь заставляет расти выносливыми телом и крепкими духом.

Заметили, что, если ребёнок берёт, например, уроки игры на скрипке, его занятия будут успешнее, если вместе с ним учатся его брат или сестра.

Талантливые люди, рождённые в бедных семьях, где обычно много детей, добивались выдающихся успехов, в частности потому, что ребёнку легче развить неординарные способности и характер, если он растёт в доме, где много детей и где благодаря этому стимулируется развитие каждого.

Присутствие бабушки и дедушки создаёт хороший стимул для развития ребёнка

Часто, когда молодая семья живёт отдельно от родителей, бабушки и дедушки оказываются отстранёнными от воспитания детей и от жизни молодой семьи в целом, и тогда любое вмешательство воспринимается как помеха. К сожалению, в современном обществе это типичная ситуация. Иногда говорят, что старики балуют ребёнка так, что родители не знают потом, как с ним справиться. Особенно привержены этой точке зрения мамы, считающие себя современными и прогрессивными. Я знаю семью, живущую в крошечной однокомнатной квартире, которая специально уехала из родительского дома, потому что им казалось, что они не могут правильно воспитать своего ребёнка в присутствии бабушки и дедушки.

Обязательно ли так поступать, чтобы создать полноценную семью? Что касается воспитания детей, это ещё большой вопрос. Конечно, в Японии и сейчас есть семьи, где свекровь надоедает невестке советами, к первому ребёнку относится как к кумиру, а остальные члены семьи уже ничего не значат. Такие феодальные пережитки ещё существуют. Но правда и то, что у семьи, в которой живёт несколько поколений, есть свои преимущества. Именно от стариков можно унаследовать культуру, мудрость, а взаимоотношения поколений в любом случае дают богатый эмоциональный опыт. Любая тенденция избаловать ребёнка окупается любовью, сказками и воспоминаниями, другими способами стимулировать и разнообразить жизнь малыша.

Известный японский учёный Сейджи Кайа говорит, что люди, которые больше всего повлияли на него в раннем детстве, это были его дедушка и бабушка. Дедушка, деревенский староста, был настолько строг, что стоило ему только кашлянуть, и ребёнок тут же переставал плакать. Дедушка был строг, но справедлив. Доктор Кайа вырос сильным духом и выносливым физически. А его бабушка, всю свою жизнь просидевшая за прялкой, была, наоборот, тишайшей женщиной. Наверное, от неё он научился терпению: если полол огород, то не успокаивался до тех пор, пока в саду не оставалось ни одного сорняка. Психолог Акира Таго считает, что именно это умение сосредоточиться, упорство в достижении цели сделало доктора Кайа человеком твёрдого характера и учёным с мировой известностью.

Общение детей между собой надо поощрять

Я уже говорил о том, что мама, которая целый день находится рядом со своим ребёнком или держит его на руках, даёт ему полную возможность для развития его характера. Это влияет не только на умственное развитие, но и на развитие чувств.

Однако малыш ещё больше выиграет, если имеет физический контакт не только с мамой, но и с папой, братьями и сёстрами или с другими детьми. Это стимулирует его ум, развивает чувство соревновательности, общительность, желание быть первым.

Доктор Хари Харлоу из университета в Висконсине (США) проводит исследование по социальным контактам среди детёнышей обезьян и влиянию этих контактов на умственное и социальное развитие.

В первом опыте доктор Харлоу поместил детёныша обезьяны в клетку, закрытую со всех сторон деревянными досками, внутри которой была только бутылочка с молоком. Целью опыта было посмотреть, как будет вести себя обезьянка, находящаяся какое то время в изоляции. Когда через 3 месяца её пустили в группу обезьян, она сначала чувствовала себя неуверенно, но уже через неделю оживилась и стала играть со своими собратьями. Во втором опыте обезьянку держали в изоляции шесть месяцев. Когда её пустили в группу, она пряталась в углу, сторонилась всех, совсем не играла с другими обезьянками. В третьем опыте обезьянка находилась в изоляции 1 год, после этого она была не в состоянии играть даже с теми, кого держали в таких же условиях. И наконец, в клетку поместили несколько обезьян, которые были до этого в изоляции, и одну, которая не была, у бедняжки произошёл нервный срыв от одиночества. Коэффициент умственного развития у этих обезьян был гораздо ниже, чем у тех, которые выросли в нормальных условиях.

Прочитав об этих исследованиях, я невольно провёл аналогию с человеческими детёнышами и пришёл к выводу, что малыш, лишённый общения, вырастает отсталым по уму и трудным по характеру. Сейчас люди стали меньше общаться друг с другом. И это не может не сказаться на воспитании детей. Учитывая это, было бы неплохо, если хотя бы ради своих же детей мамы старались почаще собираться вместе.

Ссоры развивают у ребёнка навыки общения

Часто говорят, что человек – продукт общества и что он не может жить вне его. Но с другой стороны, им руководит не только инстинкт жить в группе, но и сознание своего «Я». Таким образом, он всегда должен искать гармонию между общественным и индивидуальным. Если баланс не будет установлен, он не сможет приспособиться к обществу.

Достижение этой гармонии во многом зависит от раннего развития. Я считаю, что его можно достичь только на базе рано сформированного стереотипа мышления, который включает право на уважение к себе и чувство ответственности по отношению к обществу. Такой стереотип можно создать на основе детского общения.

Примерно в 2 года ребёнку становится неинтересно играть только с самим собой, он начинает играть с другими, и тут то он впервые узнаёт, как взаимодействовать в группе. Он может расплакаться, если ему не удалось сделать по своему, а пришлось подчиниться желанию большинства. Но и когда он мирно играет с другими, и когда ссорится, он учится жить в коллективе. Ссоры важны, потому что они развивают личную инициативу.

Ссоры между детьми можно разделить на три типа: такие, в которых ребёнок берёт верх над соперником, где он уступает другому, где он даёт сдачи.

Различные виды ссоры характерны для разного возраста. Например, в возрасте 2 лет ребёнок скорее всего будет пассивным участником ссоры, а уже в 3 года он её сам спровоцирует. Это будет означать, что в нём формируется и находит выражение его собственное «Я».

Существуют разные причины несогласия между детьми: борьба за игрушку, санки, качели или словесное оскорбление, но ссор без причины не бывает. Любая попытка обругать ребёнка, учить его, что драться нехорошо, без объяснения причин не поможет развить в нём чувства сотрудничества. Можно даже сказать, что вмешиваться в ссоры детей – значит помешать развитию инстинкта жить в коллективе.

У детей своя логика, и общаются они друг с другом по своему. Здесь нет места взрослой логике. Если вы будете рассматривать детские ссоры с точки зрения взрослых, пытаться уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с другими, – плохой, ваш ребёнок только замкнётся в себе и обозлится. Ссоры – это первый урок жизни в коллективе.

Шлёпать ребёнка можно только пока он ещё мал

«Глупый король в окружении слепо преданных министров» – так кто то описал новорождённого и его родителей, подчиняющихся каждому его желанию.

Как бы ни был король глуп, пока он ещё совсем маленький и почти весь день спит, родителям с ним не так трудно. Однако к 2 3 годам он может стать таким эгоистичным, что будет почти неуправляем. И тогда родители начинают приструнивать своё чадо. Они ругают и наказывают малыша, когда он делает что то «неправильное», превращаясь вдруг из обожателей в строгих нянек, хотя на данной стадии развития ребёнка это уже не даёт видимых результатов.

Родители, возможно сами не сознавая этого, испортили его, ведя себя как «слепо преданные министры» в течение первого года жизни ребёнка. Примерно в 2 3 года у ребёнка развивается чувство собственного достоинства, его «Я», и тогда он готов его отстаивать. Он больше не слушается родителей, и чем больше его ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится и тем сильнее раздражаются его родители. Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход – воспитывать и приучать ребёнка к дисциплине, пока ему ещё нет года, до того как в нём проявится его «Я».

Приведём простой пример. Ребёнок должен есть строго по расписанию, тогда он не будет переедать и быстро избавится от привычки мочиться в постель. И вам не надо будет затрачивать лишних усилий, чтобы бороться с этой привычкой. Если же не обращать на это внимания, исповедовать принципы «свободного» воспитания, то это может обернуться катастрофой для ребёнка.

В возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И, наоборот, 2 З летний ребёнок остро реагирует, если его отшлёпать. Поэтому, если сначала баловать ребёнка, а потом вдруг стать строгим, это только подогреет в нём чувство протеста. И результат будет обратный, по сравнению с тем, которого ожидают родители.

Итак, шлёпать ребёнка можно только пока он ещё слишком мал и не может воспринять это как оскорбление.

Злоба и зависть у ребёнка – это выражение бессилия

Маленький ребёнок не может выразить свои чувства словами: именно поэтому, чтобы понять его настроение, родители должны уметь читать по его лицу. Сомневаюсь, что все мамы всегда так хорошо понимают своего ребёнка, как это им порой кажется. Чаще, занятые домашними делами, они не воспринимают чувства ребёнка так серьёзно, как хотелось бы, не пытаются выяснять причину его недовольства и раздражения.

Профессор Токийского университета Тошио Ямашита, специалист по детской психологии, выделил следующие причины детской раздражительности:

1) физическое состояние, вызванное болезнью;

2) голод или усталость;

3) сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;

4) недостаток физических упражнений и, как результат, накопившаяся неизрасходованная энергия;

5) желание настоять на своём;

6) подражание раздражительным родителям.

Из этого списка видно, что причины раздражительности ребёнка нужно искать в его окружении и воспитании. Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это только сделает ребёнка более эгоистичным и упрямым.

Родителям может казаться, что они прекрасно понимают эмоциональное состояние своего ребёнка, а ребёнок уверен, что они его не понимают, и это его раздражает. Родителям необходима твёрдость характера, которая поможет им отличить обоснованное требование от каприза, и недостаток такой разумной твёрдости портит характер ребёнка.

Ревность у ребёнка появляется примерно в 1,5 года. Она может быть вызвана появлением брата или сестры, особенно это касается первого ребёнка в семье: пока он был единственным, родители принадлежали только ему. Этот ребёнок может ревновать даже к родителям, когда они разговаривают между собой, и такое поведение часто нельзя рассматривать как очевидный каприз.

Короче говоря, любое проявление характера у ребёнка обязательно имеет свои причины. Чаще всего это бессилие. Если родители будут игнорировать чувства ребёнка, только ругать или хвалить его, ребёнок будет неудовлетворён. Цель родителей должна быть в том, чтобы устранить причину его расстройства, а не подавлять её.

Не высмеивайте своего ребёнка в присутствии других

У одного моего знакомого есть привычка пощипывать свой нос в разговоре. Это становится ещё более заметным, если спор обостряется или если ситуация оборачивается против него, т. е. когда его нервы в напряжении. Хотя он об этом знает и чувствует себя неловко из за этого, но, когда его что то беспокоит или увлекает, он не может себя контролировать, и его рука непроизвольно тянется к носу.

Сам он считает, что привычка эта идёт от раннего детства. Когда он, увлечённый игрой, начинал ковырять в носу, как делают многие дети в возрасте 3 4 лет, родители ругали его, не стесняясь посторонних детей: «Не делай этого, а то у тебя будут огромные ноздри». И в эту минуту он невольно хватался за нос, стараясь зажать ноздри. Постепенно это вошло в привычку. Теперь он часто смотрел в зеркало, и ему казалось, что ноздри у него действительно не такие, как у всех, и он старался прижать их, чтобы сделать хоть чуточку меньше. Привычка осталась на всю жизнь. Когда он пошёл в школу, дети быстро заметили это и смеялись над ним. Эти переживания оказались настолько сильными, что он начал чувствовать себя неполноценным и вырос очень застенчивым.

Между тем его ноздри были совсем не большими и никак не выделялись на его лице. Но даже если бы это было не так, я не могу понять бесчувственность родителей, выставляющих напоказ недостаток своего ребёнка.

И такие случаи нередки, многие родители обсуждают недостатки своих детей в присутствии посторонних, думая, что дети ничего не понимают. Однако каким бы незначительным ни был дефект, никогда нельзя предугадать, какой вред это нанесёт, если огласить его публично.

Ребёнка лучше похвалить, чем отругать

Из двух методов – поощрение и наказание – последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребёнка противоположную реакцию – открытого неповиновения. Дело в том, что и похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.

Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Её малыш, которому уже хочется во всём подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама говорит: «нельзя» и бросается к нему в ужасе, что он прольёт сок. Это неправильно. Она же и упрекнёт потом ребёнка, когда он подрастёт, что он ей не помогает. Даже если ребёнок хочет сделать что то, что ему ещё трудно, лучше похвалить его: «Какой ты у меня большой стал», затем отлить немного сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен.

Как то доктор Сузуки рассказал мне об ученике, которого он встретил в провинциальной музыкальной школе. Ребёнок считался совершенно безнадёжным. Он играл на скрипке ужасно, никто не мог помочь ему. «Ты поиграешь мне?» – спросил доктор Сузуки. Это было очень плохое исполнение, но доктор похвалил ребёнка: «Замечательно, замечательно», – и добавил: «А я играю это так. Как ты думаешь, у тебя получится так же?» – «Получится», – ответил мальчик и снова взялся за скрипку, стараясь изо всех сил. И что поразительно, у него стало получаться лучше.

Оказалось, что в последнее время беднягу только ругали, а он жаждал поддержки, похвалы. Доктор Сузуки считает, что с детьми гораздо легче, если не порицать их, а хвалить.

Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребёнку право выбора или попытаться убедить его. Если малыш рвёт газету, которую вы ещё не прочитали, то вместо того, чтобы просто отнять её у него или хлопнуть его по рукам, можно подсунуть ему старую газету. Если этого не сделать, а просто отобрать, вы подавите в нём очень важный импульс к деятельности, да ещё и заберёте предмет, который ему интересен, оставив его без дела. Если вы не можете предложить ребёнку никакой альтернативы, надо по крайней мере объяснить, почему чего то делать нельзя. Может, он и не поймёт вашего объяснения, но он услышит ноту убеждённости в вашем голосе, и это на него подействует положительно.

Часть 4. Принципы воспитания

1. Стимулирование и стремление к порядку

Интерес – лучшее побуждение

Двух– и трехгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, то все подобные попытки кончаются слезами и истериками. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство собственного «Я», которое не терпит никакого насилия.

Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать всё, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух трёх месяцев ребёнок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждёт, чтобы нетерпение ребёнка достигло апогея и только тогда даёт ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий – 6 месяцев.

Главный принцип метода доктора Сузуки – вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение – худший способ обучения. Если у ребёнка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребёнка к предмету обучения – это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему то ребёнка, – пробудить интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ребёнка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей – подготовить ребёнка к обучению.

Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы у ребёнка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему либо, если условия для этого не созданы. Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.

Ребёнку нравится всё ритмичное

В Америке есть необыкновенно популярная пластинка с уроком английского языка. Текст в стихах про лису сопровождается такой ритмичной музыкой, что даже взрослые, вроде меня, начинают пританцовывать. И слова сами собой запоминаются под ритмичную музыку. Запоминание происходит само собой, под музыку, без специальной тренировки или зубрёжки. К сожалению, в Японии не разработана техника обучения языку под музыку. Успехи в раннем обучении языку в США стали возможны именно благодаря тому, что ребёнка пытаются заинтересовать, а не заставить.

Большинство из нас отрицательно реагируют на слово «учиться». Мы заранее настроены отрицательно, поскольку учёба в нашем сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. А между тем учёба должна сочетаться с удовольствием, и тогда мы сделаем большие успехи. Так, сын одного монаха без труда выучил все сутры, которые каждое утро распевал его отец. Сутры распевают под звуки гонга, поэтому мальчику не трудно было их запомнить. Но если бы его просто заставляли учить их наизусть, это была бы для него очень трудная задача.

Интересное дети считают правильным, а неинтересное – неправильным

Вы будете ругать ребёнка за оторванные обои? Как вы ему объясните, что это нехорошо? Для вас «хорошо» или «плохо» зависит от вашего личного опыта, от общепринятых моральных норм. Но у маленького ребёнка нет опыта, ему не на что опереться, чтобы решить, хорошо или плохо рвать обои. Если его как следует отругают, он, возможно, не будет больше этого делать, чтобы избежать неприятных последствий. В то же время этот эпизод может убить в нём зарождающееся стремление к творчеству.

Детский психолог Сейширо Аоки специально исследовал образование таких понятий у ребёнка, как «хорошо» и «плохо», и пришёл к выводу, что «хорошо» для ребёнка – это то, что интересно и увлекательно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему они дали увести себя незнакомым людям, несмотря на все предупреждения, они объясняли: «С ним было интересно». Похитители детей, по всей видимости, хорошо знают психологию ребёнка. Они умеют его заинтриговать и знают чем привлечь. Маленький ребёнок, считая, что всё, что интересно, то и хорошо, следует за похитителем, ничего дурного не подозревая.

Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребёнок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» – это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо».

Например, вы постоянно укоряете ребёнка за плохую игру на скрипке или за недостаточно беглое чтение. Ребёнок начинает воспринимать весь процесс обучения как нечто доставляющее только страдания и соответственно как нечто плохое. Многие из нас с детства ненавидят музыку или уроки английского языка только потому, что они ассоциируются с неприятными ощущениями.

Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребёнку своё понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативней было бы обеспечить ему приятные эмоции, когда он делает что то хорошо, и неприятные, когда плохо. Способности вашего ребёнка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно вы будете пользоваться методами похвалы и порицания.

Интерес ребёнка нуждается в подкреплении

Конечно, интерес – это лучший стимулятор в воспитании ребёнка. Но здесь есть одна проблема: интерес ребёнка к чему то одному быстро пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Если предоставить его самому себе, его внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Конечно, это свойственно его возрасту, и попытки насильно удержать его внимание на чём то одном могут иметь обратный эффект. Любопытство ребёнка – важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития.

И всё таки я бы не рекомендовал предоставлять ребёнку полную свободу. Для него одинаково опасно замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния называется аутизмом) и разбрасываться из за неспособности сосредоточиться на чём либо долго. В результате он может вырасти легковесным человеком.

Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребёнок всё время находит увлечения, где ему никто не нужен. Но обычно ему всё таки необходима помощь взрослого. Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший у ребёнка интерес, зависит, сохранится он или нет, разовьётся во что то серьёзное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не знаем, какие интересы ребёнка могут развиться в способности, но во всяком случае у него должен быть шанс развить их.

Повторение – лучший способ стимулировать интерес ребёнка

Если взрослого заставить слушать одну и ту же историю несколько раз в день, она ему смертельно наскучит. Я сам человек нетерпеливый и даже двух раз не в состоянии выслушать одно и то же. Но в детстве я заставлял своих родителей рассказывать мне сказки по многу раз и никогда от них не уставал. Повторение очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребёнка. Повторение желательно не только потому, что ребёнку оно не может наскучить, но главным образом ввиду того, что младенчество не знает скуки, это лучшее время для формирования правильных схем в мозгу ребёнка, определяющих всю его последующую интеллектуальную жизнь. Трехмесячный ребёнок может запомнить сложное музыкальное произведение, если его проиграть ему несколько раз подряд. Способность младенца к усвоению информации огромна.

Повторение в этот период имеет ещё одну важную функцию. Запоминая сказки и песни при многочисленном повторении, ребёнок начинает отдавать предпочтение какой то одной истории или песенке, продолжая задавать свои бесконечные вопросы, связанные с её содержанием. Он запоминает полюбившуюся ему сказку наизусть и на её материале до какой то поры удовлетворяет своё любопытство о мире.

Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления. Воля к действию не появляется на пустом месте. Воля стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Младенец слушает сказки, позже он проявляет интерес к картинкам, затем к буквам и, наконец, хочет научиться читать.

Я знал одних родителей, которые отдали своего ребёнка в интернат на год и два месяца, так как много работали. Когда ребёнок вернулся домой, он сильно отставал в развитии. Однако в возрасте 4 или 5 лет у него вдруг прорезался интерес к музыке, особенно к занятиям скрипкой и фортепьяно. Недоумевающие родители не могли понять, откуда этот внезапно вспыхнувший интерес? Они понимали, что в интернате ребёнок не получал достаточно интеллектуального стимулирования, хотя перед сном детям проигрывали пластинки с колыбельными Моцарта и Шуберта.

Недостаточное интеллектуальное стимулирование, с одной стороны, и повторение одних и тех же музыкальных произведений, с другой, замедлили его умственное развитие, но повысили его восприимчивость к музыке. Эта история очень показательна и наталкивает на серьёзные размышления о неоднозначности разнообразных воздействий на развитие ребёнка в раннем детстве.

Детское воображение и фантазии развивают творческие способности

Многие родители хотели бы воспитать ребёнка творческой личностью. Но боюсь, что современная система воспитания творческого начала с раннего возраста недостаточно эффективна. Что такое творчество?

Трудно дать точное определение, но в простейшем смысле – это свободный полёт воображения, это обострённая интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия. На этом высшем уровне творчества интеллект, эрудиция и воображение слиты воедино. Не вызывает сомнения тот факт, что успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далёкими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества.

Например, вы дарите ребёнку игрушку, скажем, какое то животное. Он может идентифицировать себя с этим животным, сочинить целую историю про него на основе какого то реального опыта или сказки, которую он слышал. Или, например, какая нибудь картинка может распалить его воображение до такой степени, на которую взрослые просто не способны. Говорят, Леонардо да Винчи в детстве видел ведьм, летающих под потолком, и всяких чудовищ, шевелящихся среди пятен и трещин на потолке.

Взрослый рисует чайник, а ребёнок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом. Взрослый может укорить ребёнка: «Не говори глупостей, это чайник». Такой ответ будет ошибкой, и он равносилен уничтожению бутона, уже готового распуститься.

Страницы: 1 2 3 4 5 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться