Ибука Масару "После трёх уже поздно"

Детский писатель Горо Маки считает, что театр или игры по ролям – один из лучших способов развития детского творчества. Однако он с грустью констатирует, что поскольку на ребёнке не сразу сказывался благотворное влияние участия в театральных представлениях, то родители, всегда ожидающие немедленных результатов, могут быть разочарованы. Я видел результаты наблюдений над детьми, которых поощряли играть в театр и сочинять пьесы. В первом и втором классе начальной шкалы они учились средне или даже ниже среднего, а потом резко вырывались вперёд, оставляя других детей далеко позади.

Я вовсе не предлагаю детям играть роли в пьесах или кривляться. Я имею в виду самовыражение через телодвижения и слова, в отличие от карандашей или музыкальных инструментов. Самое ценное в этих играх – это возможность прямого и свободного самовыражения в отношениях с другими членами группы.

Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта

Профессор Куньо Акуцу проводил исследования по заданию Ассоциации раннего развития и выяснил, что плохая осанка при ходьбе есть результат недостаточной физической тренировки в младенчестве.

Дети начинают ходить самое раннее в восемь месяцев. Если их не тренировать на основные движения в этом возрасте, они никогда не будут выполнять их правильно, и никогда не приобретут других навыков, основу которых составляют эти же мозговые системы. В этом смысле ранняя тренировка в ходьбе играет ту же самую роль, что и ранние уроки музыки или иностранного языка.

Я собираюсь подробно поговорить о физическом воспитании ребёнка, чтобы убедить родителей, что, во первых, основные двигательные навыки надо тренировать в младенчестве, и во вторых, правильная физическая подготовка прекрасно стимулирует умственное развитие малыша.

В младенчестве мозг ребёнка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным. Например, плавание развивает не только мышцы, но и рефлексы.

Профессор Ацуку пишет: «Физические упражнения улучшают работу всех органов и повышают сопротивляемость ребёнка к внешним стрессам».

Конечно, ребёнок вырастет, даже если вы просто кормите его и заботитесь о нём. Но если вы больше ничего не даёте ему, то тот набор способностей, с которыми он родился, останется неразвитым. Физические упражнения – один из главных компонентов его развития. Они стимулируют развитие мышц, костей, внутренних органов и мозга. Было подмечено, что ребёнок, который начинает рано ходить, бывает очень смышлёным. Вероятно, это от того, что более интенсивная физическая нагрузка способствует развитию его интеллекта.

Тренируйте левую руку так же, как правую

Много ли левшей среди ваших знакомых? Наверное, один или два. А людей, одинаково владеющих обеими руками, ещё меньше. Не знаю были ли Адам и Ева правшами, но на каком то этапе в истории человечества пользование правой рукой стало нормой. Всё рассчитано на праворуких – автомобильное управление, спортивный инвентарь, кухонное оборудование и инструменты. Поэтому по традиции родители учат детей пользоваться правой рукой.

В Америке гораздо больше, чем в Японии, людей, которые одинаково свободно владеют и правой и левой рукой. Но правшей всё таки больше, чем левшей. Имеет ли это предпочтение правой руки под собой какие либо основания? Есть теория, что упор на левую руку перегружает сердце. Но я никогда не встречал левшей с больным сердцем. Я знаю одного человека, который, будучи левшой ещё в детстве, натренировал и свою правую руку и теперь легко и свободно владеет обеими. Когда я услышал об этом, я попытался натренировать свою левую руку, но безуспешно. В моём возрасте это уже невозможно: левая рука пишет каракули, и даже мяч не летит в цель.

Правая и левая руки родились одновременно, и их анатомия одинакова. Почему же они функционируют по разному? По видимому, потому что с детства к ним было разное отношение.

Обезьяны не делают различий между правой и левой рукой, они свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Таким образом, человек в этом отношении менее совершенен, чем обезьяна.

Есть предположение, что если мать всегда держит ребёнка на левой руке во время кормления, чтобы правой делать что то ещё, то его правая рука всегда оказывается прижатой, и тогда его левая рука будет развиваться лучше. Иногда ребёнок случайно начинает писать левой рукой, и она развивается лучше, чем правая.

Каждый может развить одинаково и правую и левую руку, если начнёт это делать в раннем детстве. Я уже говорил, что тренировка пальцев способствует развитию интеллекта. С этой точки зрения не следует пренебрегать левой рукой.

Детям полезна ходьба

Из за автомобильного движения мы уже не видим на улицах играющих детей. Их ведут за руку мамы, им не разрешают ковылять самим. Прежде, чем вы начнёте жаловаться, что у вас нет времени тащиться со скоростью вашего ребёнка, подумайте, как полезна ему ходьба.

В ходьбе участвует всё тело. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. В отличие от других физических упражнений в ходьбе ритмически чередуются напряжение и расслабление. При правильной ходьбе мышцы одной ноги напрягаются, в то время как на другой они отдыхают. Происходит плавное движение без потерь энергии.

Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс. Мы не замечаем процесса ходьбы, воспринимая его как нечто само собой разумеющееся. Но это не так. Как показывает история с двумя девочками, выросшими в волчьей стае, ребёнок так и будет ползать, если его будут окружать существа, передвигающиеся на четырёх ногах. Очень важно, чтобы ребёнка учили правильно ходить с раннего возраста.

Двигательные способности тоже нуждаются в тренировке

Супруги Икеда, оба гимнасты, решили своего первенца тренировать по системе, разработанной нашей Ассоциацией раннего развития. Он вскоре проявил удивительные спортивные способности. Родители решили, что он унаследовал их таланты, что это у него «в крови». Поэтому со вторым ребёнком они не занимались, и он совсем не проявил никаких спортивных способностей, хотя родился от тех же родителей спортсменов. Супруги заключили, что двигательные способности мало зависят от наследственности, а больше от тренировки.

Наше телосложение и координация движений передаются по наследству. Но то, как вы сумеете развить задатки, которые вы получили от природы, зависит от тренировки. Можно от рождения иметь прекрасные данные для занятий плаванием или гимнастикой, но без соответствующей тренировки эти задатки не будут реализованы. В то же время ребёнок, рождённый со слабыми физическими данными, может добиться больших спортивных успехов.

Гениальные брат и сестра, говорящие на семи языках, с которых я ранее рассказывал, родились слабенькими физически. Но в результате упорных занятий бегом и отжиманиями они достигли хороших результатов. Младшую девочку начали тренировать в 11 месяцев, а её старшего брата в два с половиной года. В результате сестра бегает даже лучше брата. Этот пример ещё раз доказывает, что двигательные способности зависят не сколько от наследственности, сколько от ранней тренировки. То, что называют врождённой способностью к спорту, на самом деле результат того, что ребёнок рос в спортивной среде.

Чем раньше начать занятия спортом тем лучше результаты

Я уже рассказывал, как плавают дети всего нескольких месяцев от роду и что ребёнок, который только учится ходить, может легко научиться кататься на роликовых коньках, в то время как взрослому овладеть этими умениями очень трудно, порой настолько трудно, что пропадает всякое желание научиться. Я начал играть в гольф после сорока. И хотя уже 15 лет усердно тренируюсь, играю всё ещё плохо. Если бы я начал играть в детстве, то уверен, что играл бы гораздо лучше, не затратив на это столько усилий.

Один мой знакомый начал учить своих детей играть в гольф, когда одному было семь, а другому девять лет. Младший намного опережает старшего, даже сейчас, спустя 8 лет, хотя старший атлетически сложён и превосходит младшего в других видах спорта. Их отец пытался понять, в чём причина успехов младшего сына. Единственное объяснение – это то, что он начал раньше тренироваться.

Для ребёнка работа и игра – это одно и то же

Мне хотелось бы дать вам следующий совет: пусть ваш ребёнок трудится столько, сколько может, но при одном условии, что для вас не важен результат его работы.

Для ребёнка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Мы же, взрослые, хотим, чтобы каждая работа была доведена до конца. И в этом видим отличие работы от развлечений.

Как бы ни проста была работа, ребёнку следует показать, как её делать. Работа часто требует осторожности и концентрации внимания, которые не нужны в игре. Поэтому участие ребёнка в простом труде по дому очень полезно для развития его интеллекта и двигательных способностей. Как ни странно, многие родители забывают, что ребёнок может вместе со взрослыми пропалывать огород, поливать, мыть полы, убирать дом. Этому легко научиться, и это имеет самое непосредственное отношение к повседневной жизни. Конечно легче всего предоставить малыша самому себе. Ребёнка не надо учить играть, гораздо труднее научить его выполнять простые работы по дому. Но те родители, которые, чтобы облегчить себе жизнь, полагают, что «жестоко заставлять работать маленьких детей», обделяют своего ребёнка.

Часть 5. Чего следует избегать. Взгляд в будущее

Раннее развитие – это не подготовка к детскому саду

Я получаю много писем. Некоторые не согласны с моими взглядами, хотя большинство разделяют их. К сожалению, многие рассматривают раннее воспитание как подготовку к детскому саду или как воспитание талантов.

Одна мать пишет: «Мне кажется, главная проблема в несовершенстве школьного образования, а не в раннем детстве. Я сомневаюсь, что современная школа может продолжить то, что начато в раннем воспитании. Единственный критерий в школе – оценка на экзамене. Не убивает ли эта система всё остальные задатки ребёнка, которые удалось частично развить в раннем детстве?»

Я тоже сомневаюсь в разумности школьной системы в Японии, где все дети поступают в шесть лет в школу, учатся по одной и той же программе, чтобы потом поступить в высшее учебное заведение. Эта система равно неудовлетворительна для талантливых детей, которым слишком легко, и для неспособных детей, которым слишком трудно. Стандартное образование не может воспитать людей, способных принять на себя ответственность за развитие общества в XXI веке.

Именно из за несовершенства образовательной системы я придаю такое значение раннему развитию. При правильном воспитании в раннем возрасте ребёнок и в школе учится лучше. Он легче переносит систему «добывания оценок» в школе. Если были посеяны хорошие семена в наиболее критический период раннего развития, ребёнок вырастет достаточно крепким, чтобы противостоять любым трудностям.

Более того, я не верю, что существующая система образования останется вечно. Я уверен, что родители добьются необходимых изменений. Таким образом в их руках находится судьба общества и будущих поколений.

Раннее воспитание не требует ни дополнительного времени, ни денег

Родители часто возражают мне: «У меня нет ни денег, ни времени столько заниматься своим ребёнком. Ваши идеи для тех, у кого всё это есть». Воспитание ребёнка – это вовсе не вопрос времени и денег.

Конечно, есть немало родителей, которые водят ребёнка на уроки музыки или иностранных языков исключительно из престижных соображений. Не удивительно поэтому, что многие относятся к раннему развитию, как к занятию для богатых. Но это только внешнее впечатление. Действительно, менее обеспеченным родителям не просто найти время и деньги для таких занятий с детьми, но уроки музыки или языка – это не единственный способ развить задатки вашего ребёнка. Любящие родители найдут и другие возможности обучения. Если бы время и деньги играли столь большую роль, как многие считают, то чем тогда можно объяснить тот факт, что в богатых семьях часто вырастают оболтусы, а в бедных – талантливые дети. Значит, дело здесь не только в деньгах, а главным образом в родительской любви и старании.

Без перспектив на будущее невозможно правильное воспитание

В современной системе образования в Японии все молодые люди, окончившие школу, могут поступать в высшее учебное заведение независимо от происхождения, социального статуса или имущественного положения. Это само по себе прекрасно, но эта система породила одно зло – высшее образование стало восприниматься как самоцель и явно переоцениваться.

Считается, что нельзя сделать хорошую карьеру без высшего образования, поэтому все учатся. Диплом хорошего университета гарантирует работу в престижной компании. Все идут по одной и той же дороге, сдавая экзамены за экзаменами, начиная с начальной школы. Поэтому раннее воспитание воспринимается родителями как первая ступенька на длинном пути, ориентированном на бесконечную сдачу экзаменов.

Как долго продержатся сегодняшние ценности в нашем быстро меняющемся мире? То, что ценно сегодня, может не иметь никакой цены завтра, а тем более через двадцать тридцать лет, когда сегодняшний ребёнок превратится во взрослого.

Ваш ребёнок вырастет бесполезным человеком, если вы будете его воспитывать, исходя из ценностей сегодняшнего дня.

Нет ничего важнее воспитания детей

«Я так занята с ребёнком, что у меня нет времени на его образование. Теории теориями, но где взять время на их воплощение». Матери часто реагируют на мои советы таким образом. Я убеждён, что не следует отделять уход за ребёнком от его воспитания. Это ведь одно и то же. Ваше к нему отношение уже оказывает на него воздействие. Некоторые матери считают, что должны работать ради ребёнка, другие считают, что главное накормить его. Самое лучшее воспитание для ребёнка – это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей – это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?

Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей

Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей. Задача этой книги как раз в этом и состоит. Я надеюсь, родители, читающие эту книгу, не будут на меня в обиде за это.

Не следует передоверять воспитание ребёнка другому лицу, особенно пока он маленький. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Для этого им надо всё время учиться и думать. Родители должны сами выбрать метод воспитания, который кажется им наиболее убедительным. Я не имею в виду, что им следует посещать учебные заведения. Самообразования вполне достаточно. Те, кто готовят себя в учителя, не только глубоко изучают предмет, который они собираются преподавать, но также детскую психологию, возрастную, педагогику.

Точно так же и мать, которая является первым и главным своего ребёнка, должна освоить основы педагогики, чтобы воспитывать ребёнка со знанием дела.

Учитесь у своего ребёнка

Одна из ловушек в которую часто попадают матери – это самонадеянность. Исходя из самых лучших намерений, мать может незаметно стать диктатором, всё время навязывая ребёнку свою волю. Эта тенденция усиливается от того, что мать ведёт уединённый образ жизни в период ухода за малышом. Мать не должна чувствовать, что она одна отвечает за ребёнка, что вся нагрузка по уходу за младенцем лежит только на ней. И не только муж должен помогать ей, если возможно, но и дедушки и бабушки, чтобы она могла участвовать в жизни и за порогом дома. Но главное – это всё время учиться у своего ребёнка, чтобы не впасть в привычку относиться к нему свысока, исходя из своих собственных понятий и своих собственных нужд.

«Все мы родом из детства». Я бы даже сказал, что «ребёнок – учитель взрослого». Это относится не только к младенчеству, но и ко всей жизни.

Каждому взрослому есть чему поучиться у ребёнка. С давних времён человек стремился познать самого себя. Этому были посвящены такие науки, как биология, медицина, психология. Я не считаю, что родители должны посещать курсы по биологии или философии, но и успокаиваться на достигнутом тоже не следует, чтобы не потерять объективность при оценке своего собственного поведения. Также важно объективно оценивать поведение и чувства своего ребёнка. При таком подходе мать будет постоянно делать открытия, которые помогут ей в воспитании.

Мать может помочь своему ребёнку скорее, чем отец

История знает немало гениев, которые внесли гигантский вклад в развитие человечества, но в личной жизни они, как правило, были несчастны, поскольку были эмоционально неуравновешенными и физически слабыми.

Люди не рождаются ни гениями, ни неудачниками. Биографии великих людей часто обнаруживают, что их личная неустроенность уходит корнями в детство. Например, часто их родители, и особенно отцы, были слишком усердными воспитателями. Конечно, само по себе это хорошо, более того, только благодаря своим отцам их таланты развились так блестяще. Однако, такие отцы, экономя время для полезных занятий, не позволяли своим детям играть со сверстниками, лишая их общения и физической тренировки. Как ни талантливы эти люди, но в личной жизни они бывали несчастливы из за неправильного воспитания.

Возьмём, например, французского философа Блеза Паскаля, автора знаменитых «Мыслей». Его воспитывал отец в большой строгости. Отец Паскаля возлагал большие надежды на сына. Он оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя его воспитанию. Он учил его географии, истории, философии, языкам и математике, не заставлял зубрить, а развивал его ум осторожно и последовательно. Паскаль стал знаменитым математиком, физиком и религиозным философом. Многие помнят его знаменитое высказывание: «Человек – это просто слабая тростинка, но тростинка мыслящая». Но мало кто знает о его признании, что у него не было ни одного счастливого дня за всю жизнь. Влез Паскаль прожил только 39 лет. Его мать умерла, когда ему было три года, и он фактически не знал материнской ласки. Лишённый общества сверстников, он общался только со своим отцом и жил в постоянной строгости. Конечно, это не могло не сказаться на его здоровье и психике.

Отец может вырастить из ребёнка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности. Вот почему так важно материнское воспитание в раннем возрасте.

Не насилуйте волю малыша

Воспитание часто ассоциируется с насилием над личностью, с игнорированием желаний ребёнка. Конечно, малыш ещё не может выразить свои желания, но мать должна уметь их распознавать. В этом состоит одна из её главных задач. Заставляя его делать что то против воли, вы подрываете его веру в себя. Вероятно, от того, что образование предполагает передачу знаний от учителя к ученику, каждый, кто оказывается в роли учителя или воспитателя, невольно становится в позу дающего. Лично я считаю, что в этом смысле лучшее обучение находится раз за пределами того, что мы называем образованием. Например, ни один родитель не считает, что он обучает ребёнка родному языку. Тем не менее, общение с родителями побуждает ребёнка учиться говорить, хотя это и не называется образованием.

Материнская речь, чувства и поступки всегда передаются ребёнку, влияя на становление его характера и способностей. Другими словами, их общение уже само по себе «образование». Обучение ребёнка различным навыкам – это только одна сторона образования.

Когда у ребёнка возникает желание что то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения. Таким образом, раннее развитие ребёнка зависит от вдумчивости и внимания матери и тех, кто его окружает. Автор книги «Великие мира сего» немецкий химик Оствальд считает, что таланты воспитываются книгами и поощрением. Родители великих людей не навязывали им книги – они окружали ими их с детства. Им никогда не говорили: «Я хочу, чтобы ты стал великим человеком». Им говорили иначе: «Я не сомневаюсь, что ты можешь стать великим человеком».

Не прерывайте воспитание своего ребёнка

Только в одной Японии рождается больше двух миллионов детей ежегодно. В старые времена в семьях обычно бывало по пять шесть детей в соответствии с заповедью: «Плодитесь и размножайтесь». Сейчас средняя семья имеет обычно двоих детей. Другими словами, большинство из этих двух миллионов детей были заранее запланированы. Этим детям очень повезло – они желанные дети. Однако все они получают должный уход и образование? Боюсь, что нет. Хотя родители и планируют заранее рождение ребёнка, тем не менее, когда он появляется на свет, они часто предоставляют его самому себе. Не вызывает сомнения, что в первые три года жизни воспитанию ребёнка необходимо уделять особое внимание.

Сегодня многие матери прерывают беременность без особо серьёзных причин. Аборт – это зло, уничтожение живого семени жизни. Общество осуждает аборт, но не осуждает родителей, которые не занимаются воспитанием своего ребёнка, дав ему только жизнь. С моей точки зрения, это худшее зло, чем аборт, и ему нет оправдания.

После войны в Японии, как и в других странах, жизнь была очень тяжёлой борьбой за выживание. Поэтому многие дети росли без должного ухода. Но в сегодняшних условиях ничто не может оправдать невнимание к детям.

Дети – это не собственность родителей

Рано или поздно ребёнок достигает возраста, когда он может ответить на родительские упрёки: «Я тебя не просил производить меня на свет. Нечего теперь ругаться». И он будет прав. Действительно, дитя появляется на свет только благодаря своим родителям, и они полностью отвечают за него, пока оно не вырастет и не обретёт независимость.

Удивительно, что многие родители долго не расстаются с иллюзией, что, пока ребёнок находится на их попечении, они могут делать с ним всё, что им заблагорассудится. Они могут сказать: «Я хочу сделать из него инженера» или «Хочу чтобы он стал музыкантом», как будто заказывают костюм у портного.

Когда мамы спрашивают доктора Сузуки: «Выйдет ли что нибудь из моего ребёнка?», он обычно отвечает: «Ничего». Но увидев разочарование матери, добавляет: «Он станет не чем то, а прекрасным человеком».

Это чувство собственности по отношению к своему ребёнку очень распространено. Оно является причиной того, что воля самого ребёнка игнорируется. Если ребёнок усвоит такое отношение к себе, прежде чем разовьётся его собственная воля, он может потом всю жизнь сомневаться в своих силах. Вместо того чтобы планировать будущее своего ребёнка, лучше повнимательнее присмотритесь к нему. Долг родителей – предоставлять своему ребёнку возможно более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать. Не родители, а сам ребёнок – хозяин своего будущего.

Неуверенность матери во вред ребёнку

Вот уже более 20 лет как в Японии действует новая демократическая система воспитания, принятая после войны. Она позволила многим людям внедриться в те области, которые раньше были закрыты для них. Но в этой системе уже начинают появляться недостатки. Никогда раньше на раннее развитие не осмотрели как на ступеньку на пути к высшему образованию, хотя ещё недавно родители не очень обращали внимание на то, где именно их дети получат образование.

К сожалению, чем более обеспокоены родители вопросами воспитания, тем более они подвержены различным влияниям. Они начинают бросаться от одного новшествах другому. Когда была отвергнута старая система воспитания, эти родители решили, что всё в ней было плохо. Они позволили своим детям делать всё, что им вздумается, они отстранили бабушек от участия в воспитании ребёнка.

Я не сомневаюсь, что, если демократическое воспитание раскритикуют и начнут пропагандировать более спартанское воспитание, родители снова призовут бабушек и дедушек к воспитанию детей. Такие матери следуют моде в воспитании так же, как в манере одеваться.

Конечно, почему бы не попробовать метод воспитания, который кажется вам полезным. Но если мать не обладает независимостью суждений, как же она может быть хорошим воспитателем? И спартанское и свободное воспитание хороши в различных условиях и в разном возрасте.

Матери должны более полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания. Бросание из одной крайности в другую может нанести вред ребёнку. Уверенность в себе, твёрдость характера очень важны для воспитания ребёнка. Однако, если мать находится под влиянием ошибочной теории и остаётся тверда и не делает никаких скидок, это тоже вредно для ребёнка. Также ничего хорошего не выйдет, если она относится к воспитанию беспечно и несерьёзно. Воспитание ребёнка – самая главная работа для матери, и в ней не может быть лёгких путей. Матери должны выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегчённых методов.

Тщеславие матери прививает ложные понятия ребёнку

«Мой ребёнок очень талантлив. Я буду учить его музыке», «Соседский мальчик учится играть ка скрипке, и мой тоже будет».

Так подходят к воспитанию матери, которыми движет только тщеславие. Кроме того, раннее воспитание всегда рассматривалось как привилегия элиты или гениев. Действительно, дети, которых родители снобы заставляли заниматься музыкой, часто бывают неискренни и неестественны, как будто матери привили им ложные понятия о престиже и соперничестве. Уроки музыки, призванные развивать ребёнка, становятся для него источником душевных мучений.

Уроки музыки – это не самоцель, а средство для достижения определённой цели. Вы должны ясно видеть, что получает ребёнок от этих уроков, и какие его способности развиваются благодаря им. Сами по себе уроки музыки не имеют никакой цены.

В классе доктора Сузуки всегда есть дети, которые играют лучше других. Желание матери, чтобы её ребёнок был лучше всех, невозможно удовлетворить – либо она должна избавиться от ненужного тщеславия, либо перестать водить ребёнка на уроки.

Разумеется, можно гордиться умением играть на скрипке. Это благотворно влияет на общее развитие ребёнка. Мой сын приобрёл уверенность в своих силах благодаря урокам игры на скрипке, а затем уже достиг успехов в других областях.

Чтобы воспитать ребёнка, сначала воспитайте себя

Когда родители жалуются на непослушание ребёнка, я считаю, что они в этом сами виноваты.

Доктор Сузуки рассказывал мне об одной маме, у которой были очень плохие отношения с ребёнком, и она, бывало, восклицала в полном отчаянии: «За что бог послал мне этого ужасного ребёнка?» На это доктор Сузуки сказал ей однажды: «Это всё из за того, что вы его постоянно ругаете. Он у вас постоянно насторожён. Ваш малыш будет вас лучше слушаться и уважать, если время от времени вы тоже признаёте свои ошибки». Некоторое время спустя эта мама пришла к доктору Сузуки очень довольная и рассказала, что проявив смирением она наладила свои отношения с сынишкой.

Добросовестные мамы часто жалуются, что их требовательность встречает недовольство. «Тебе хорошо говорить, тебе самой не нужно это делать». И дети правы? Приказание – не лучший способ воспитания. Если детям приходится напрягать все силы, в то время как взрослые делают десятую часть или даже половину того, что они могли бы сделать как родители, то ничего хорошего из этого не выйдет. Родители должны найти способ показать ребёнку, что они тоже стараются, например, делают что то вместе.

Приказания типа: «Сделай это!», «Выучи это!», в то время как сам отец сидит в кресле с газетой – это метод ленивого человека. Воспитывать ребёнка – это значит всё время воспитывать и самого себя.

Пусть ваш ребёнок будет лучше вас

«Ученик превзошёл учителя» – это должна быть основная цель воспитания.

Я уже не раз говорил, что таланты не рождаются, а воспитываются. Даже если принять за аксиому, что способности человека на 100% врождённые, то это значит, что ребёнок должен достичь хотя бы уровня своих родителей. Если вам не удалось воспитать своего ребёнка так, чтобы он превзошёл вас хоть немного, значит, вы были ленивыми родителями.

В нашей Школе Талантов мы давали детям прослушать одну пластинку много раз. На пластинке была та скрипичная пьеса, которую они разучивали. Затем я попросил их сыграть её лучше, чем то, что они слышали в записи, и они очень старались. В конце концов многим это удавалось, что не удивительно, так как на пластинке была записана пьеса в моём исполнении.

Вообще говоря, основная идея нашей Школы Талантов – учить детей так, чтобы они превзошли учителей. Лучших мы зовём «студент», а остальных «ученик студента». Если бы ученики не в состоянии были достигать уровня учителей, и потом сами учили других, то таким образом общество просто деградировало бы.

Ученик должен превосходить учителя – иначе прогресс будет невозможен.

Разумеется, все родители хотят, чтобы ребёнок пошёл дальше их. Даже если способности родителей невелики, их дети могут сделать успехи в науках.

XXI век будут строить те, кто доверяет другим

В сегодняшнем мире первое, что бросается в глаза, это дефицит доверия между людьми, что вызывает хаос в обществе, насилие, экологические проблемы. Никакие богатства и удобства жизни не принесут нам мира и счастья, если не будет доверия между людьми.

Каждый школьник в Японии знает, что людям следует доверять и не создавать лишних трудностей для других. Однако понимать – это одно, а воплощать прекрасные принципы в жизнь – совсем другое. Это разногласие, к сожалению, очень свойственно человеческой натуре. Ребёнок не научится доверять людям, если усвоит этот принцип только в теории. Только в реальной жизни он научится доверять людям.

Если принцип доверия к людям впитан ребёнком с молоком матери, ребёнок вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее общества.

Даже если ребёнок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого добиться в жизни.

Современная система образования придаёт слишком много значения экзаменам и отметкам, но игнорирует и никак не поощряет доверия к людям. Поэтому тем более важно, чтобы это качество воспитывалось в раннем возрасте. Это главная задача дошкольного воспитания.

Сегодняшние дети покончат с войнами и расовыми предрассудками

Восхваляя наш высокий уровень цивилизации, мы забываем про войны, расовые предрассудки и национальные разногласия. Всё это имеет место, несмотря на существование таких организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. До тех пор, пока мы не воспитаем в себе взаимное доверие и терпимость, мы не достигнем мира между народами. Ненависть, передающаяся из поколения в поколение, враждебность и агрессивность, антагонизм и подозрительность стали почти биологическими характеристиками. Впитав эти чувства в детстве, уже трудно от них освободится.

Мы, взрослые, не должны прививать нашим детям эти предрассудки. Малыши ещё не заражены расовой ненавистью. Если в младенчестве белые и чёрные дети будут играть вместе на равных, они вырастут с ощущением, что различия людей по цвету кожи так же естественны, как несходство их во внешности и росте. Если они всё же усвоят расовые предрассудки, то только благодаря подсказке взрослых. Те, кто искренне хотят покончить с войнами, должны заботиться не только о политической ситуации в мире сегодня, но и о воспитании маленьких детей, каких бы затрат это ни потребовало. Именно сегодняшние дети составят завтрашнее общество.

Мир во всём мире уже не зависит от нас, сегодняшних взрослых, он зависит от поколения, которое сегодня ещё в пелёнках.

Я не преувеличиваю роли раннего воспитания, не знаю, возымеют ли мои слова какое либо действие. Возможно, многое вызовет критику, даже мои основные положения, методы воспитания и то, как я понимаю роль матери. Но всё таки я надеюсь, что моя книга заставит людей что то изменить в мире, привлечёт интерес к проблеме раннего развития ребёнка, особенно до 3 х летнего возраста. Я верю, что моя книга – первый шаг на пути к этой цели.

Страницы: 1 2 3 4 5 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться