Ключников Сергей "Фактор успеха. Новая психология саморазвития"

Надо быть реалистичным и не рассчитывать в нашей стране на очень большие деньги. С другой стороны, тот мировой кризис, который вскоре предполагается, может сработать на пользу России: возможность такая есть, дадим ли мы ей случиться? В любом случае, таких резко открывшихся возможностей, как при начале перестройки, больше не будет, можно рассчитывать лишь на медленные эволюционные изменения. Полезно проникаться установкой терпения и медленного равномерного роста. К сожалению, это качество не свойственно нам, по крайней мере, применительно к улучшению материального уровня. У нас всегда культивировалось отношение к личному успеху как к чему-то сомнительному и почти неприличному. В огромной степени на нас по-прежнему влияет и уравнительная психология советских времен. Нам ближе терпение в нищете, чем терпение в обогащении, терпение пассивное, а не активное. Мы слишком верим в чудеса, в немедленное, волшебное обогащение. Само понятие счастья для нас часто сказочное – оно достигается не усилиями, но смекалкой и хитростью или удивительным разовым стечением обстоятельств. Это чудесная, фантастическая, мало достижимая картинка, никак не связанная с нашей реальностью, с тем будущим, которое мы строим своими ежедневными действиями. Нужно учиться у Запада его лучшему: практичности, трезвости, умению рассчитывать только на свои силы, терпению в росте, устремленности вперед, сохраняя при этом свои лучшие национальные качества: способность к мобилизации и к гиперусилиям, коллективизм и традиции взаимоподдержки.

1. Индивидуальный успех возможен, только если человек стал воином духа, который не обленится, если разбогатеет, и не впадет в уныние, если потеряет все.

2. Старайтесь стремиться к созиданию и пытаться своим настроем изменять среду, превращая ее из грубо рыночной в социально ориентированную.

3. Русскому человеку обязательно нужна какая-то сверхцель, наполняющая его душу. На Западе процветание случается и с бездуховными людьми, поскольку общий уровень жизни там очень высок, и, попав в накатанную колею работы, человек движется по ступенькам карьеры, не задумываясь, что к чему. Наши рельсы все время заканчиваются, многое не сложено, не определено. Только наличие духовной цели, некой сверхзадачи может помочь стать успешным русскому человеку.

ГЛАВА 21. Успешное восхождение к совершенству

«Перенеси дом твой на твердую почву – работай над тем, что не умирает: улучшай свою душу»

(Лев Толстой)

ТЯГА К ДУХОВНОМУ

Про некоторых людей можно сказать, что они успешны на своем духовном пути, а про некоторых – что они не успешны. Духовный путь – это особый уровень человеческой жизни. На обычном мирском пути человек регулирует себя прежде всего своими собственными желаниями и стремлением удовлетворить их. Здесь Бог человека – это его эго, которому он и служит. Это тот алтарь, на который многие кладут всю свою жизнь. На духовном пути человек, во-первых, движим осознанием того, что центром мира является не его эго, но что-то над ним, что-то более высокое. Человек начинает искать контакта с Высшим началом, чувствует его как источник знания и счастья, притягивающий его. Человек устает существовать в замкнутом круге сансары, он больше не получает удовлетворения на этом пути и хочет чего-то еще, возникает «духовная жажда». Чем лучше внутренне развит человек, тем быстрее он понимает бессмысленность сансары, в пределах которой можно получить только быстро преходящие удовольствия. Земной мир носит скоропортящийся характер, и все продукты его быстро приедаются. Даже на самом пике удовлетворения все равно остается ощущение, что у него не хватает полноты и завершенности.

1. Духовный путь практически всегда начинается с духовного кризиса. Это болевое, но очень эффективное начало, так что используйте его, а не загоняйте под маски довольства. Помните слова мудрого: «Никогда не бываем мы ближе к свету, чем в те минуты, когда темнота кажется нам беспросветной».

2. Распространенная ошибка – превращать духовный путь в бегство от реальности, в способ отрицания и подавления собственной жизни. Духовный путь – способ открыть в себе новые области и найти внутреннее равновесие, открыть себя жизни, а не спрятаться от нее. Истинная духовность не отдаляет от жизни, но устанавливает с ней полные связи и уравновешивает их.

3. Не нужно имитировать духовность. Невозможно бежать впереди себя и притворяться фальшивым святым не стоит, карма наказывает это очень строго. Скорость нашего пробуждения во многом определена кармически.

ДУХОВНЫЙ ПУТЬ КАК ВОЗВРАЩЕНИЕ

Человеку хочется именно законченности, закрепленности, насыщения. Духовный путь больше отвечает таким запросам, чем путь мирской. Духовный путь – это путь возвращения, Ниврити. На первом этапе своего космического странствия человек действует, следуя так называемому закону Праврити, закону удаления от единого начала, погружения в эгоистические удовольствия, принимая себя за центр мира. На более высоком этапе развития блудный сын начинает свое возвращение к Отцу: человек начинает искать способы возврата к Единому, к Высшему, а найдя их, начинает им следовать. Духовный путь состоит в том, чтобы отречься от служения своему низшему эго и постепенно поставить его под контроль Высшего начала, чтобы сделать свою низшую личность инструментом и выполнять более высокую волю. На этом пути раскрываются внутренние ресурсы человека, его ранее скрытые силы и способности, человек постигает тайны мира и его внутреннего строения, становится мастером жизни и самопознания, приближается к совершенству. Цель всех духовных учений – привести человека к Богу, к Высшему. Пути бывают разными, иногда они отличаются весьма существенно, но вектор всех истинных учений один, и как все дороги ведут в Рим, так и пути всех действительно духовных учений приводят к Богу. На мирском пути человек потакает себе, но это оборачивается для него вредом, он ведет себя как враг самому себе. На духовном пути человек побеждает себя и таким образом становится другом самому себе, своему высшему «Я», которое становится основой человека и смягчает и гармонизирует его эгоистическую личность. Если неграмотного человека посадить на трон, он своим правлением разрушит государство. Если управление своим внутренним человеком доверить непросветленному и невежественному эго, это может привести к краху. Пытаясь следовать своему эгоизму, мы совершаем ошибки, за которые потом платим по закону кармы.

1. Задайте себе вопрос, насколько много места в вашем сознании занимают духовные цели. Насколько вы привязаны к благам земного мира: деньгам, комфорту, удовольствиям, власти? Есть ли у вас стремление к постижению истины, к самоуглублению, к исследованию, к внутренней гармонии?

2. Вы не должны гасить в себе ту часть устремлений, которая хочет внешнего. Однако нужно придать ей высокий духовный вектор, окрасить ее духовным смыслом. Ориентируйте себя на такие мыслеформы: «я достигаю материального для того, чтобы совершенствовать себя», «я реализую свои устремления во вне, раскрывая творческий потенциал Божества».

3. Если вы будете пытаться совмещать внутреннее и внешнее, то ваше возвращение – обязательный этап в развитии человека – будет проходить менее болезненно. Вы реализуете себя в мире, но какую-то часть энергии отложите в копилку возвращения.

УСПЕШНОСТЬ В ДУХОВНОМ РОСТЕ

МОТИВАЦИЯ

Работали как-то три человека, строили здание, занимались одним и тем же. Но когда их спросили, что они делают, то ответы были разные. Один сказал: «Я дроблю камень». Другой сказал: «Я зарабатываю себе на жизнь». И лишь третий ответил: «Я строю храм».

Часто бывает, что человек занимается какой-то деятельностью, мотивы которой находятся совершенно в другой области. Он рисует картины, но это для него только способ заработать денег. В таком случае он зарабатывает, рисование же – средство для этого.

В каком случае люди оказываются успешными на духовном пути, а в каком он превращается в блуждания? Как связаны карма успеха и духовный путь? Очень многое зависит от того, что привело человека на духовный путь. Как правило, такой причиной оказывается разочарование в земном, понимание его ограниченности. Такая мотивация способствует успеху, можно назвать ее правильной, плодотворной. Если человек приступает к эзотерическим знаниям, не разочаровавшись в мирском, в своем эгоизме, если он по-прежнему полон желания брать, но не отдавать, получать, то его потребительский подход будет перенесен и на духовные занятия. Он будет наполняться эзотерической информацией, он будет пытаться наполниться энергией, не очищаясь от недостатков, не очищая свое сознание. Такой подход будет только подпитывать его недостатки, и ему потом будет очень трудно от них освободиться.

1. Подумайте, чего вы хотите от духовного пути, с какой силой и во имя чего. Определите мотивации, с которыми вы вступаете на духовный путь. Не надейтесь обрести с помощью духовности власть или деньги. Мало определить свои намерения, важно привести их в гармонию и очистить их.

2. Стремитесь сбросить с себя страхи, жадность и сомнения. Постепенно, не насилуя себя, поставьте свои личные желания под контроль более высоких сил. Духовный путь – это путь к свободе через подчинение, через растворение личности.

3. Эзотерические учения говорят, что на духовном пути приобретаются такие качества, как любовь к ближнему, но не привязанность, сострадание, но не жалость, невозмутимость, но не безразличие.

ПУСТОТА И ПОЛНОТА

В любой религии получению каких-то духовных знаний предшествовал период очищения. Форсировать достижение быстрого результата в духовной практике нельзя. Европейцы очень сильно ориентированы на приобретательство, им свойственно подгонять себя, они часто хотят быть первыми, более успешными, чем их товарищи, самыми-самыми. Когда эти принципы поведения переносятся в медитативную практику, то результаты ее оказываются плачевными – против такого способа мышления всегда предупреждают европейцев восточные учения. «Просветление – это полное разочарование эго», – как сказал буддийский учитель Чогьям Трунгпа.

Пример неправильного отношения к учению наглядно иллюстрируется известной восточной притчей о мастере дзен-буддизма и его ученике-профессоре. Когда профессор пришел к учителю, то вместо того, чтобы слушать, сам долго говорил, а потом, что бы ни начинал ему говорить учитель, у того на все находились свои дополнения и возражения. Дело дошло до чаепития. Учитель начал наливать ему чашку, но не перестал, даже когда она наполнилась. Горячая жидкость разливалась по полу. «Зачем вы это делаете, вы разве не видите, что чашка давно уже полна», – вскричал неудавшийся ученик. «Когда сосуд переполнен жидкостью, новая не может туда вместиться. Вы переполнены своим знанием и опытом, зачем вы пришли ко мне? Чему я вас могу научить?» – отвечал мастер.

Разочарованность в прежнем способе жизни – это желание от него освободиться и наполниться чем-то принципиально иным. Когда это ощущение является нашим побуждением при вступлении на духовный путь, тогда у нас есть возможность воспринять новую информацию. Махатма Ганди писал, что «Бог не согласен на меньшее, чем полное подчинение в качестве цены за единственную свободу, которую стоит иметь. Когда человек теряет себя, он немедленно находит себя в служении всей жизни».

1. Поймите необходимость очищения от самости, которое приходит через послушание и отказ от собственных амбиций, через доверие к учителю, в котором ученик видит образ Бога, его проводника. Сознание должно быть открыто, в нем должно быть место, свободное от собственных программ и чувства собственной важности.

2. Помните, что интеллигентность и образование могут стать сильными ловушками на духовном пути. Интеллект – прекрасный слуга, но не давайте стать ему вашим хозяином. Духовный путь – это возвращение к сердцу и к интуитивной мудрости.

3. Не относитесь к духовному знанию как к образованию, как к элементу на полочке старого опыта, как к возможности дополнить им свои личные устремления. Если вы будете знать, но не будете использовать знания, то это не обновит, но отяжелит вас.

ЖИЗНЕННЫЙ ЭТАП

Также очень многое зависит от того жизненного периода, в который мы приходим к необходимости духовно развивать себя, прилагать к этому усилия. Если мы приходим на духовный путь, изжив значительную часть своей кармы, в зрелом возрасте, уже вкусив от мирской жизни, чего-то добившись в ней, попробовав путь потакания своим желаниям и страстям, то это один вариант. Когда на духовный путь вступает юный человек, мало что попробовавший, мало что изживший, то рисуется уже другая картина. Скорее всего, его ожидает гораздо более острая борьба со своей личностью, со своими порывами, еще горячими и подчас непредсказуемыми для него самого. Большое значение имеет не только внешний уровень кармы, но и внутренний. Или человек подходит к духовному пути с какими-то серьезными накоплениями – мистическими чувствами, ощущением любви, способностью распознавать – или же этих накоплений почти нет. В таком случае, человек со временем оставляет духовный путь, у него не хватает воли, чтобы вести какую-то серьезную, регулярную работу, познавать, побеждать, изменять себя. Он возвращается к своей прежней жизни, которая представляется ему более легкой, хотя по последствиям, по плодам она оказывается труднее. С другой стороны – часто бывает, что молодой человек, познакомившись с эзотерическими учениями, меньше делает ошибок, чем человек идущий без направления, путем блужданий. Свои плюсы и минусы есть как в раннем, так и в позднем вступлении на духовный путь. В любом возрасте очень важно, насколько человек настойчив в своих влечениях, насколько глубоко он воспламенен. Хуже всего, когда человек вступает на какой-то путь, делает некоторые шаги, вроде бы чего-то добивается, а потом отступает, осуждая учение и учителя. Это очень сильно отягчает ему карму. До тех пор, пока мы не обладали эзотерическими знаниями, степень нашей ответственности была одной. Когда мы оставляем путь и делаем вид, что ничего не было, что мы по-прежнему ничего не знаем, мы обманываем себя и Бога и ухудшаем свою карму. Мы рискуем впасть в ничтожество, деградировать внутренне или получить большое количество внешних испытаний и трудностей. В Агни Йоге на эту тему говорится, что многие люди, дельно, успешно начав, а потом, свернув с пути, сильно отяготили свою карму. Потому лучше подходить медленно, но ответственно.

1. Воспринимайте тот этап, когда вы познакомились с духовными учениями, как наилучший, соответствующий вашей карме. Если вы молоды, то это добавит вам зрелости и убережет от ошибок. Если вы человек в возрасте, то это прибавит вам юности, даст импульс обновления. Все приходит в свой черед, и учитель появляется тогда, когда ученик к этому готов.

2. Если судьба познакомила вас с какими-то духовными знаниями, то с этих пор вы несете новый груз ответственности. С не знающих меньше спрашивается, знающий же и не делающий, проматывает свое богатство.

3. В процессе работы над собой и попыток встать на путь совершенствования вы обязательно встретитесь с сопротивлением своего низшего «я», которое является вашей внутренней тенью. Оно попытается сохранить себя, даже если вы начнете всерьез очищать и расширять свое сознание. Его метод – мимикрия под духовность, привитие привычки лгать самому себе, оправдывая собственные низменные мотивы и неприглядные поступки высокими идеями, а также лень и саможаление. Попытайтесь увидеть присутствие этой тени в самом себе, особенно в те моменты, когда она вторгается в вашу духовную сферу и пытается незаметно скорректировать направление и характер вашей внутренней работы. Растворяйте эту тень, как только обнаружите ее присутствие. Наполняйте свое сознание светом, а сердце любовью до тех пор, пока тень не растает. Но помните, совершенству нет предела, и что православные святые видели свою греховность даже в тех случаях, когда они достигали уровня святости. Потому не расслабляйтесь. В то же время не нужно специально заглядывать в себя с целью отыскать в себе внутреннюю тьму – она сама проявится и начнет сопротивляться, как только вы по-настоящему устремитесь к совершенству. Просто будьте бдительны и проявляйте упорство в наполнении себя внутренним светом. Постепенно ваши старания будут вознаграждены.

НАЙТИ ПУТЬ

Успех в духовном росте предполагает то, что мы нашли учение, истинный путь. Здесь трудно не ошибиться. Сейчас наступили времена лжепророков и лжепутей. Наряду с полезными книгами и полезными центрами существует много ложных. Не берусь сказать, каких больше, но информация о тех и других может вам встретиться в одном и том же месте. Запутаться не сложно. На первом этапе успех состоит в том, чтобы найти верное в свой срок, не затянув этап поисков до старости, не упустить возможность, когда она появляется. Это зависит от наших кармических накоплений и от нашей свободной воли. Особенная трудность состоит в том, что и хороших, верных путей, которые могут привести вас к цели, достаточно много. Какой традиции отдать предпочтение? Как отличить сектантство от истинной духовности? Что выбирать и по каким критериям? Можно ли совмещать духовные практики нескольких традиций? Перед такими вопросами встает человек, который достаточно широко образован, но хочет перейти к практике.

Суфийская притча, записанная Абу Саидом ибн Аби-л-Хэйром, говорит о качествах, которыми должен обладать истинный учитель.

«Духовный наставник, постигший Истину, обладает по крайней мере десятью свойствами, доказывающими его подлинность:

Во-первых, ему необходимо самому стать целью, чтобы иметь ученика.

Во-вторых, ему необходимо пройти по мистическому пути самому, чтобы обладать способностью вести по нему других.

В-третьих, ему необходимо обрести утонченность и познания, дабы передать познания другим.

В-четвертых, он должен обладать щедростью и не считать себя важной персоной, так что он способен пожертвовать своим благосостоянием ради ученика.

В-пятых, он не должен иметь касательства к богатству ученика, дабы не подвергаться искушению использовать его для своих целей.

В-шестых, в тех случаях, когда он может преподать урок посредством намека, он не будет говорить о данном предмете напрямую.

В-седьмых, всегда, когда возможно обучать посредством доброты, он не будет прибегать к грубости и жестокости.

В-восьмых, то, что он требует, он вначале выполнил сам.

В-девятых, от того, что он запрещает ученикам, он сам воздерживается.

В-десятых, он не бросит ученика ради мирского, ибо он взял себе ученика ради Бога.

Если духовный наставник таков и украшен этим качествами, ученик наверняка будет искренен и преуспеет в своем странствии, ибо ученик обретает свойства своего духовного наставника».

Что касается качеств ученика, то суфийская традиция говорит и об этом.

«Не менее десяти качеств, которые я здесь перечисляю, должны присутствовать в искреннем ученике, если он хочет быть достойным ученичества:

Во-первых, он должен быть достаточно умен, чтобы понимать указания духовного наставника.

Во-вторых, он должен подчиняться и выполнять приказы духовного наставника.

В-третьих, он должен держать ухо востро, дабы слышать то, что говорит учитель.

В-четвертых, у него должно быть просветленное сердце, чтобы узреть величие духовного наставника.

В-пятых, он должен быть правдив, так что все, сообщаемое им, правдиво.

В-шестых, он должен держать данное слово, так что все обещанное им он выполняет.

В-седьмых, он должен быть щедр, так что все, чем он владеет, он способен раздать.

В-восьмых он должен быть осмотрителен, чтобы хранить доверенные ему тайны.

В-девятых, он должен быть восприимчив к советам, так что он приемлет порицания наставника.

В-десятых, он должен обладать рыцарскими качествами, дабы пожертвовать и собственной жизнью на мистическом пути.

Обладая такими качествами, ученику легче будет завершить свое странствие и он быстрее достигнет цели, поставленной перед ним духовным наставником».

1. Во-первых, вы должны понять, чего вы хотите, и ознакомиться с тем, что говорят разные учения. После этого должен произойти сознательный выбор. Не нужно выбирать учение, к которому вы не чувствуете внутреннего тяготения, следуя мнению большинства. Спрашивайте не ум, но сердце, что вам ближе всего.

2. Любой истинный духовный путь не только дает силу и знания, но ориентирован и на очищение, постоянную шлифовку внутреннего мира. Везде требуется работа человека над собой.

3. Выбирая школу, спрашивайте в первую очередь о том, куда она хочет привести человека, и умейте отличить завлекательные лозунги и призывы от истинных мотиваций, которые, возможно, лежат совсем в другой плоскости.

4. Если вы хотите жить в миру, то выбирайте традиции, которые не отвергают социум, но стремится сделать его жизнь более гуманной и осмысленной.

ЗАВЕСА СУДЬБЫ

Если человек бредет, как говорится в Агни Йоге, «ослепленный темной завесой судьбы», ему надо бороться за свое существование и выживать, все его силы уходят на зарабатывание денег и кормление детей, то у него практически не остается сил. Мне приходилось консультировать людей, которые говорили мне, что они понимают полную правоту того, что я говорю, и с удовольствием бы занялись своим духовным ростом, но они не могут, потому что у них нет ни сил, ни времени, их хватает только на сон после выполнения всех своих обязанностей. Это как раз те случаи, когда тяжелая карма затрудняет человеку путь. Бывает и другой вариант тяжелой, негативной кармы: человек сделал много зла и последствия этого мешают ему развиваться дальше. Люди, совершающие преступления, в большинстве своем являются преступниками в течение многих жизней, они глубоко запрограммировали себя на «хождение по трупам» и обрекли себя существовать в криминальной, бандитской среде. Там тоже существуют свои внутренние законы: там есть понятие чести, долгов, иерархии, «вора в законе» – извращенного образа буддийского архата, который уже отработал свою карму и больше работать ему не нужно. Но в бандитской среде эти законы перевернуты и только мешают личности осознавать свое положение.

Недавно по телевидению показывали фильм, где главный герой, образованный вор в законе, иронически говорил о том, что быть ему в следующем перерождении черепахой, которая будет идти по морскому дну и даже не понимать, зачем она это делает. В каком-то смысле, он был прав: совершенное зло мешает людям подойти к пути, они даже ищут в другом месте. Если они встретят источник знаний – книгу или человека – они его отбросят, для них истина окажется пустым щебетом, и золото они превратят в черепки одним своим прикосновением.

Многое зависит от того, насколько серьезно человек настроен заниматься работой над собой. Успешная работа над собой включает в себя целый ряд вещей. Одна из ее основ – распознавание, умение отличать сущностное от ложного, временное от вечного, тонкое от грубого, как говорил Гермес Трисмегист в своих «Изумрудных скрижалях». Анни Безант считала эту способность одной из главных. Распознавание включает в себя умение видеть перспективу своих поступков и способность сверять их с неким эталоном. Одни люди способны к верному интуитивному пониманию, точно оценивая возникающие обстоятельства и программы. Другие не обладают таким внутренним критерием, действуют под влиянием чужих слов и мнений, могут себя обманывать, запутывать разнонаправленными доводами. Такой человек не будет успешным на духовном пути. Однако распознавание – качество, которое можно в себе воспитать. Для этого нужно представлять себе некий эталон и пытаться приблизиться к нему. Для одних такую роль исполняет учитель и вопрос «как бы он поступил на моем месте», другие находят внутреннего учителя в себе. Только обладая качеством распознавания можно сделать правильный выбор, который будет именно вашим.

1. Внутреннее невежество – это темнота, непонимание, неразличение. Старайтесь воспитывать в себе способность к распознаванию, и в земных делах, и в духовной сфере. Объединяйте интуицию с интеллектуальным пониманием. Умение отделять главное от второстепенного преодолевает невежество, а это приводит к счастью.

2. Главная задача человека – его очищение и рост, его выход на более высокие сферы сознания, а не замыкание сознания на личных интересах. Старайтесь размыкать круг своего эго, наполняться светом и нести его в мир.

3. Не тратьте много сил на просвещение невежд. Если у человека еще не проснулась внутренняя тяга к свету, то он не будет способен его воспринять.

СОХРАНИТЬ НАМЕРЕНИЕ

Выбор – это не единственная серьезная задача духовного искателя. Второе испытание – удержаться на пути. Это бывает очень трудно: наша прежняя карма так просто нас не отпускает, стремиться вернуть нас на круги своя еще очень долгое время. Здесь очень большую роль играют наши внутренние накопления. Если в человеке сидит сильная внутренняя мирская программа, например, обогащение, то он может поначалу очень сильно увлечься духовными темами, но потом, когда у него появится возможность заниматься приобретением денег, оставляет свои духовные практики. «Где сокровища ваши, там и сердце ваше», – говорил Христос. Некоторые из нас однозначно предпочитают сокровища мирские небесным. Говорить об успехе на духовном пути в таком случае не имеет смысла.

Мне приходилось общаться с людьми, которые весьма серьезно увлекались эзотерическими темами в советское время. Это было подпольное, а потому вдвойне привлекательное для свободолюбивых людей занятие. Потом, когда пришла пора бизнеса и появилась возможность совершить рывок в материальной сфере, многие из них ушли в коммерцию, выяснив, что бизнес для них важнее. Кто-то из них считал пройденное время потраченным впустую, кто-то изредка возвращался к некогда любимым книгам, но разделял жизнь и книжную реальность.

Бывает, что человек, вступив на путь, не оставляет внутренней ситуации выбора, не погружается в путь сердцем, все время как бы пробует новое направление. Это нормально, если такое положение дел не слишком затягивается. Но по истечении какого-то времени вам нужно будет принять окончательное решение.

1. Не культивируйте состояние сомнения, но пытайтесь разрешить его. Наблюдайте ваши сомнения – игры разума – из состояния сердца. Смотрите, почему у вас появляется желание свернуть, анализируйте его мотивы, наблюдая рентгеновские снимки своего разума.

2. Бывает, что мы занимаемся какой-либо духовной практикой и чувствуем за ней правду, но к нам приходят знания о другой традиции, которая также ведет к свету, и она начинает привлекать нас. На мой взгляд, можно совмещать методы нескольких традиций. Главное, чтобы они не спорили в вашем сознании между собой, но ощущались потоками, ведущим в одном направлении, к одной общей цели.

3. Для того чтобы сохранить намерение, нужно постоянно возобновлять его, снова и снова прикладывать усилия, расценивая временные спады как кармическое наследие. Если вы чувствуете, что избранный путь ведет вас к свету и не удаляет от мира, то прилагайте волю, чтобы удерживаться на нем. Не отдавайтесь инерции – она вас может только смещать и тормозить.

ЛЕНЬ И УСИЛИЯ

Огромную роль играет способность человека совершать усилия. Ленивый человек не может быть успешным на духовном пути. В Агни Йоге говорится, что иногда даже убийца бывает более подвижным на духовном пути, чем ленивый человек. Лень превращает человека в животное, способствует развитию самых низменных его инстинктов. Успешным может быть тот, кто научился работать. Однако трудолюбие на внешнем плане, во имя материальной выгоды, и трудолюбие на внутреннем плане, во имя неосязаемых результатов и кажущегося эфемерным духовного богатства, – это разные вещи. На внешнем плане человек любит получать немедленный результат. Если этого не происходит, то возникают проблемы и трудности. Одна из причин крушения системы социализма – это отчуждение человека от результатов своего труда. Результаты труда возвращались не прямо, а через укрепление государства, через социальную систему. В капитализме же результаты ощущаются напрямую, человеку это более понятно и легко. В духовном пути, как при социализме, – не всегда человек быстро ощущает результаты от вложенных сил.

Когда Будда описывал, сколько времени и усилий понадобится людям, чтобы прийти к совершенству, он описывал громаду гор, над которыми пролетает птица с шелковым шарфом в клюве и роняет его. Время, через которое шарф превратится в тлен, – время вашего духовного пути. Но тот же Будда говорил: «Работай изо всех сил, сколько сможешь».

Иногда, наоборот, на внешнем плане случается то, что я назвал в книге «Путь к себе» обострением кармы: под влиянием более высоких энергий ускоряется изжитие кармических реакций и программ и кажется, что жизненные обстоятельства усложняются. Работать, не ощущая непосредственных результатов, нам бывает сложно. Грубость восприятия препятствует нам на пути, помогают внутренняя убежденность и усилия.

Лень – это в первую очередь лень в сфере сознания и воли, размагниченное, вялое, полусонное состояние, усилие же – внутреннее бодрствование.

1. Работа на духовном пути – это наблюдение за собой, обуздание собственных негативных программ, подчинение своей низшей природы своему же более высокому началу, ориентация на высшее и предание себя воле Бога. Лень – это нежелание исполнять это на практике.

2. Программа лени – одна из глубинных в каждом человеке. Для того чтобы победить ее, необходимо, во-первых, признать ее существование, во-вторых, понять необходимость обуздать ее, в-третьих, хорошо изучить этого внутреннего врага. Вспомните ситуации, когда она вам мешала, наблюдайте ее, когда она появляется. В процессе пристального наблюдения вы как бы отвоевываете у нее энергию, которую она у вас похищает. Духовно бодрствуя, вы перемещаете центр своего сознания вне сферы лени.

3. Полюбите усилия и то внутреннее состояние, которое им сопутствует. Если у вас слишком сладкая жизнь, способствующая лени и размягчению воли, намеренно ставьте себя в трудные обстоятельства, принимайте на себя обеты, связанные с усилием. Примером такого обета в христианской традиции является пост или странствование по святым местам.

4. Важно также правильно прилагать усилия. Они должны вести к благородной цели и совершаться мягко, без грубого давления. Чтобы изменить русло реки нельзя его перегораживать, нужно сначала прорыть рядом другой канал, а это требует времени. Наработанные программы нужно изменять постепенно, выращивая растение своего духа, но не вытягивая его из земли.

ПРЕДАННОСТЬ

Духовный путь предполагает преданность человека своему учителю и учению, несмотря на то, что на внешнем плане ему предстоят и испытания. Преданность личному богу – это основной фактор учений традиции бхакти, то есть традиции любви. Успешен на духовном пути тот, кто сохраняет преданность даже в самый трудный период. Неуспешен тот, кто следует конъюнктуре и лавирует. Тот, кто себя побеждает, оказывается другом самому себе. Тот, кто себе потакает, делая ставку на выгоду, в результате теряет, оказывается врагом самому себе. Восточная мудрость требует от ученика доверия к учителю, верности и послушания. Прежде всего она обусловливается доверием к учителю, твердой уверенностью в том, что учитель предан идее привести вас к совершенству и знает туда дорогу. Погружение в глубины эмоционального сердца оживляет его и постепенно раскрывает лучшие энергии в человеке, которые преданность направляет навстречу учителю, навстречу Богу. Так цветок раскрывает лепестки навстречу солнцу. По мере пути человек осознает, что преданность – это способ ускорить свое духовное развитие, лучший способ избавления от самости и от оков эгоизма.

«Из тех, кто стремится ко мне, наиболее мне дорог тот, кто предан мне», – говорит Кришна Арджуне. «Бог, гуру и я – это одно и то же», – говорил Рамана Махарши. Конечно, мало постулировать это словесно, важно подтверждать свои слова постоянством правильной позиции и адекватным поведением.

1. Важно воспринимать учителя не просто как человека, но как воплощение в теле высшей правды и высшей мудрости, как путь к этой правде, и подчиняться именно ей, а не конкретному человеку.

2. Прежде чем отдавать свою волю, обязательно устройте себе испытательный срок, проверяя учение на истинность, на истинность мотиваций. За красивыми словами может скрывать не самый красивый смысл. Качество преданности, не обдумано примененное, может сделать вас сектантом. Для того чтобы не попасть под эту волну, сохраняйте внутренне стремление к открытости, а не замкнутости, к единству, а не разделенности, растворению эго, к истине и свету, а не к суевериям.

ДУХОВНЫЙ РОСТ И ВНЕШНИЙ УСПЕХ

Не нужно думать, что духовный путь обязательно предполагает ущемление себя на внешнем уровне, что только тогда возможно продвижение на уровне внутреннем. Многие так понимают христианство: «Трудно верблюду пройти сквозь игольное ушко, но еще труднее богатому – в рай». Смысл распятия – уничтожение низшего во имя высшего, победа высшего над низшим. Однако совсем не обязательно, что человек при этом становится каким-то изгоем, выпадает из социума. «Совершенный мистик это не тот, кто пребывает в экстатическом созерцании Единства, не благочестивый отшельник, избегающий сношений с родом человеческим. Подлинно святой человек находится среди людей, ест и спит с ними, покупает и продает на базаре, женится и вступает в контакты с обществом, но при этом ни на мгновение не забывает Бога», – писал о духовном пути суфий Абу Саид ибн Абн-л-Хэйр.

Сейчас, конечно, сложная эпоха, и человек, вступивший на духовный путь, часто может ощущать себя отверженным, чужим на празднике жизни, где правят бал энергии порока, разрушения и низших удовольствий – их много в нашем мире. Ему не так-то просто вписать себя, свои ценности и свою жизненную программу в современную реальность. Если начать заниматься этим слишком усердно и играть по правилам этого мира, от духовности может ничего не остаться.

Я знаю одного эзотерика, который пошел во властные структуры с тем, чтобы их изменить. Все, кто его знают, говорят, что за два года гораздо больше изменился он, чем наша система власти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться