Тем не менее Агни Йога говорит, что духовный успех не препятствует успеху внешнему. Можно добиваться и материального благополучия, и творческой реализации, и осуществления своих планов и целей. В каком-то смысле, обладая эзотерическими знаниями, можно добиться гораздо больших успехов в миру, чем играя по обычным правилам. Путь новой эпохи предполагает не отречение от мира, но участие в нем. Однако особым должно быть наше внутреннее наполнение. Хорошо сказал Пастернак: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех...». Если кармическая задача человека, идущего по духовному пути, связана со служением этому миру, то он не может быть в этом мире белой вороной, должен занять в социуме какое-то достойное место и на внешнем уровне соответствовать тому, что принято.
Рерих был известен на весь мир как художник, общался со многими самыми разными людьми, однако программа его весьма отличалась от задач многих других людей искусства. Это отличие чувствовалось. Многие из его знакомых художников переживали периоды депрессии и творческого бесплодия, кризисы и душевные болезни, безвестность и безденежье. О Рерихе такого сказать нельзя: духовный путь он совмещал с материальным благополучием, хотя никогда не жертвовал высшим для низшего.
Главное для духовного роста – чтобы духовный успех, духовные цели и задачи всегда были во главе угла, чтобы была чиста мотивация. Важно также, чтобы то, что человек делает на внешнем плане, было подчинено его высшим задачам: распространению знаний и истины. Тогда человек может достичь всестороннего успеха.
Внешний успех на пути обычной жизни – это мастерство. У подлинного мастера оно сказывается и во внешней, и во внутренней работе. Такой человек подчиняет своей воле материю внешней жизни и вылепливает из нее то, что он хочет. Отдаваясь вдохновению, он пропускает через себя импульс более высокого мира, более высокой программы, привлекая в свою деятельность дополнительные свежие силы.
Внутренний успех ученика – достижение просветления – зависит от степени его устремленности даже в большей степени, чем от кармы. Как говорится в Агни Йоге, «даже имея тяжкую карму, можно явить полезное освобождение». Чем быстрее ученик расстанется со своими негативными программами, тем быстрее он достигнет финальной цели. Евангельская история гласит, что раскаявшийся разбойник, совершивший массу преступлений, был вознесен Христом в царствие небесное. Многие же фарисеи и законники, которые на внешнем плане никакого зла не делали, были названы Христом лицемерами и «крашеными гробами». Как раскрашенные гробы выставляли напоказ, так и они вели себя пристойно, ища похвалы людей, внутренне же были мертвы. Задача духовной работы состоит в том, чтобы изменить себя на внутреннем плане. Конечно, важно, сколько у тебя кармической поклажи, но важно и то, с какой силой ты рванешься от нее освобождаться и насколько у тебя хватит дыхания.
1. Не превращайте духовную практику в способ бегства от реальной жизни, в способ отъединения, в отступление в некую воображаемую реальность, где не нужно заниматься мирскими делами.
2. Духовное продвижение – это новый способ жизни в миру, прикосновение ко всем переживаниям жизни с сердечной добротой и мудростью.
3. Бывает, что на ранних стадиях занятия духовными практиками, человек утрачивает интерес к земному, перестает думать о земных проблемах вообще. Как временное явление, это приемлемо. Однако позже, если человек не собирается уходить в монастырь, ему обязательно нужно будет приложить усилия по собственному заземлению, отыскать новые мотивации для земных действий.
4. Отрешение от земного может не иметь ничего общего с духовностью, и наоборот, занимаясь мирскими делами, человек может растить духовное. Поверяйте время от времени свои ориентиры, проверяя, не сбились ли вы с пути.
5. Старайтесь нести свой вклад во внешний мир, внося в него свои идеи, воплощая их не только в абстрактные разговоры, но и в более плотные субстанции.
ГЛАВА 22. Самодиагностика кармы успешности
«Чтобы понять, что вы делали в прошлом, взгляните на свою нынешнюю жизнь. Чтобы узнать, каким будет ваше будущее, взгляните на свои нынешние поступки»
(Будда)
Термин «диагностика кармы» попал в лексикон психологов с легкой руки Владимира Николаевича Лазарева. Когда говорят о диагностике кармы, возникает вопрос о том, кто ставит диагноз. Правильно определить вашу карму может только человек, далеко продвинувшийся по собственному духовному пути, мудрец, посвященный, каких мало во все времена. Человек, не победивший собственную карму, – а таковыми являются большинство из нас, – находится под ее властью. Она застит ему глаза, мешая видеть истину как она есть. Диагностику кармы можно провести себе самостоятельно. И в каком-то смысле это гораздо познавательнее, полезнее и интереснее. Определить свою карму – значит, в первую очередь, понять, что мы есть, почему мы такие, в чем причина наших достижений и проблем, а также определить направление своего движения: что нас ожидает с наибольшей вероятностью в будущем, если мы оставим все как есть. Настоящее положение дел, его причины, идущие из прошлого, и предполагаемые следствия нашего развития по определенному пути: понять взаимосвязь времен – значит понять карму.
ПЕРВИЧНЫЕ КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ
Радость. Ответьте себе на вопрос: много ли радости в вашей жизни? Если вы ее почти не ощущаете или чувствуете, что радости в вашей жизни мало, то что-то идет не так. Радость как особое внутреннее состояние всегда сопровождает духовный рост, сопутствует духовным усилиям, и если вы сознательно идете по правильному для себя пути, то вы можете видеть и наблюдать, как это чувство в вас растет и развивается.
Непрерывные неудачи. Если вы чувствуете, что неудачи по каким-то причинам постоянно преследует вас, что вы не можете выйти из их замкнутого круга, несмотря на все ваши усилия, несмотря на множество разнообразных попыток преодолеть их – это явный показатель вашего отрицательного состояния. Очевидно, вы беретесь за дело не с той стороны, и копать следует в другом месте. В вашем случае обязательно нужен совет специалиста.
Сравнение себя с другими людьми. Конечно, сравнение – критерий достаточно подвижный и шаткий. Есть пословица «Любое сравнение хромает». Действительно, сравнение делает человек: а он редко, почти никогда бывает объективен. С другой стороны, каждый человек – это уникальная индивидуальность, и непонятно, с кем его можно сравнивать, а с кем не нужно. Тем не менее, мы вполне можем представить себя и своих сотоварищей бегунами на определенную дистанцию. Если вы видите, что во всех отношениях плететесь в хвосте, если люди, в свое время начинавшие одновременно с вами, во многом вас обогнали, то очевидно, что, как говорит другая пословица, «у вас не все как у людей». Это не есть хорошо.
Эти три критерия – наиболее явные, наиболее поверхностная часть диагностики, есть и более глубинные, скрытые тенденции, которые могут стать понятными только после более пристального анализа самого себя, после попыток себя изменить и освободиться от своей кармы. Когда мы начинаем работать с этим, постепенно начинают всплывать глубоко заложенные в нас программы, подводные мотивы, ранее не осознаваемые причины, и человек видит, что его психика гораздо сложнее устроена, чем он предполагал.
АНАЛИЗ НАСТОЯЩЕГО
С чего начать человеку, который хочет глубже понять себя и диагностировать собственную карму успешности? Проще всего начать с анализа настоящего момента. Каких-то специальных методов здесь не требуется. Простой трезвый анализ, сопровождающийся попыткой максимально глубокого проникновения в самое себя, может дать очень многое. Для этого требуется, прежде всего, внутренняя психологическая культура, готовность заглянуть в себя и просто умение мыслить. Проанализируйте свои накопления, внутренние и внешние. Те ли это результаты, какие бы вы хотели иметь? По крайней мере, в том ли направлении вы идете? Карма – это такой путь, проходя который, вы должны принести что-то на алтарь Бога. Радостное усилие, терпение, желание учиться – триада важнейших моментов, черты кармически перспективных людей. Их обязательно нужно культивировать.
Речь идет не о тесте, не о бальной системе, но о честном, непредвзятом рассмотрении себя таким, какой вы есть. Обычно мы склонны либо к самовосхвалению, либо к самоуничижению, что мешает оценить себя правильно. Подобный интеллектуальный анализ хорошо проводить письменно – это выстраивает мысль, не дает ей путаться и кружиться. Не надо делать его каждый день, но если вы только начинаете работать над собой, то проводите его раз в несколько месяцев.
Полезно также посоветоваться с близкими людьми, которым вы доверяете. Как они вас оценивают? Что считают вашими достижениями и промахами? Какие внутренние достоинства и недостатки замечают в вас? Сравните их оценки с вашими наблюдениями, только не относитесь к ним, как к чему-то более объективному, чем ваше собственное мнение, не забывайте, что это такие же личные срезы реальности.
Если есть такая возможность, проконсультируйтесь со специалистом по «человековедению». Это может быть психолог, если он профессионал, стремящийся к пониманию глубинной сути человека, или духовный мастер, или просто человек, умудренный жизненным опытом, чье мнение вы уважаете и чьи заслуги для вас очевидны.
Иногда глаза человека как будто бы закрыты на его собственное положение, и внутреннее зрение отключено. Он совершенно не способен понять, в хорошем ли он состоянии или в плохом. Таким людям необходимо осознать свое существование на этой земле, почувствовать свой центр, свою сердцевину.
1. Задайте себе вопросы, касающиеся внешней и внутренней ситуации вашего настоящего. Довольны ли вы в целом прожитыми годами или считаете их прожитыми впустую? Благодарны ли вы прошлому и настоящему в целом? Что вы имеете на внешнем плане из того, что принято иметь в ваши годы: квартира, деньги, положение, профессия, успех в профессии, семья? Какие вас ожидают перспективы при данной тенденции развития событий? Позавидовал ли бы вам другой человек, захотел бы он оказаться на вашем месте? Оцените свое внутреннее состояние: много ли у вас в жизни радости? сильно ли вы изменились внутренне с юных лет, и в какую сторону? Был ли ваш рост сознательным? Много ли зла вам пришлось совершить в течение жизни? Велика ли ваша воля к преодолению трудностей и к проявлению терпения? Готовы ли вы учиться у жизни, или чувствуете, что она завершилась? Анализ ответов на эти вопросы уже много вам даст.
2. Посоветуйтесь с близкими. Сопоставьте свои самоощущения и их мнения и остановите свое внимание на тех вопросах, в которых они не совпадают.
КАРМА ПОБУЖДЕНИЙ
Среди индивидуальной кармы особенно важен такой ее пласт, как карма наших мотивов, наших побуждений. Эзотерические учения считают ее наиболее важной, называют ее основой кармы, следствия которой – поступки человека. Побуждения – это желания и мысли, которые обслуживают эти желания. Предумышленное преступление всегда расценивается как более тяжелое, чем случайное. Понять себя – заглянуть в корень своих стремлений, в свои детские и юношеские мечты. Не всегда, впрочем, юношеские мечтания есть собственная программа личности; очень часто это бывает нечто поверхностное, навеянное массовыми увлечениями или чтением литературы. Однако если влечение возвращается и в более позднем возрасте, то это говорит о том, что это устремление действительно именно этого человека, соответствует его природе. «Человек есть то, что он делает», – это говорил Гегель. «Человек есть то, что он хочет», – говорит восточная мудрость. Истинны оба утверждения, это две стороны одной медали. Если между желанием и действием есть несоответствие, то это очень болезненно влияет на человека, он как бы все время занимается не своим делом, не тем. Очень важно понять себя как в аспекте действия, так и в аспекте хотения, желания и достичь сознательной гармонии между ними.
1. Чтобы проанализировать карму своих побуждений, попробуйте вспомнить ваше детство: не только самоощущение и его первичный кристалл, но и ваши стремления, то, чего вам больше всего хотелось, к чему вас влекло, что вы больше всего любили. Какими идеями и мотивами вы руководствовались в отрочестве, на что думали направить свои силы?
2. Попытайтесь восстановить в памяти, приходилось ли вам прилагать волевые усилия для достижения своих целей, и какими эмоциями они сопровождались. Воля и желания – важнейшие аспекты кармы, они проявляются в самом раннем детстве. Какими идеями и мотивами вы руководствовались в отрочестве, на что думали направить свои силы?
3. Совершая действие, стремитесь к тому, чтобы как можно более четко осознавать его спонтанные мотивы и сополагать их с вашим сознательным вектором.
4. Пытайтесь сознательно формировать свои побуждения, постоянным усилием держаться избранного течения.
ПРОШЛЫЙ ОПЫТ
ПРОШЛОЕ КАК ПРИЧИНЫ НАСТОЯЩЕГО
Второй вопрос, который встает перед вами: почему вы такой – уводит нас в прошлое, к доступным вашему восприятию истокам настоящих событий и качеств вашего характера. Мы снова занимаемся прошлым, но уже под другим углом, пытаясь оценивать себя и видеть причины происходящих событий прежде всего в самом себе, в своем характере и мировоззрении. Будда говорил: «Чтобы понять, что вы делали в прошлом, взгляните на свою нынешнюю жизнь». Возьмите какое-либо ваше достижение или недостаток из составленного вами списка и попытайтесь ответить на вопрос, почему они произошли. Начните с наиболее важных для вас факторов, с того, что вас больше всего волнует или радует. Найдите ближайшую причину, сформировавшую какое-либо качество настоящего. Если она внешняя и кажется случайной, то подумайте, не может ли быть еще какой-либо невидимой причины, связанной с вами, притянувшей именно это событие. Потом постарайтесь определить для себя причину этой причины или, возможно, ряд ее причин. Пойдите дальше, пытаясь сохранять такую пошаговую последовательность, выстраивая цепочку причин, как внешних, событийных, так и внутренних, связанных с нашим мироощущением. Лучше фиксируйте письменно свои ответы: просто записывайте или делайте это в виде схемы. Вы забираетесь в прошлое дальше и дальше, и перед вами разворачивается целая сетка событий, прихотливая вязь которой и есть ваша жизнь. Прошлое предстает перед нами в виде постоянно действующей силы – как капля, падающая сверху, в конце концов может продолбить камень, так и наше прошлое в итоге направило нас именно в то настоящее, которое нас окружает, привело нас к той ситуации, которую мы имеем сегодня.
1. Необходимо образно проработать прошлое нашей жизни, вспомнить как можно больше обстоятельств, которые создали его характер, повлияли на его формирование, дали толчок целому ряду следствий. Вы должны попробовать как можно полнее погрузиться в прошлое, пережить заново опыт, данный жизнью, дойти до той грани, которая отделяет от нас то, что мы не помним.
2. До поры до времени лучше не делать никаких оценок. Мысленно сделайте свое прошлое прозрачным, просматривайте его, как бы пролистывая страницы книги, день за днем, год за годом продвигаясь назад в попытке дойти до самых первичных переживаний и ощущений, неких неделимых квантов, тех чувств, с которыми вы пришли в этот мир.
3. Попытайтесь просмотреть фильм своей жизни, прокрученный задом наперед. Важно не зацикливаться на отдельных моментах, но пытаться сохранять непрерывность течения, двигаться дальше и дальше. Для человека, продвинутого в медитации, возможно продлить свою память до удивительных пределов. Елена Ивановна Рерих описывала, как раджа-йоги в Тибете в процессе медитации по стадиям вспоминали свое рождение и шли еще дальше, за него, испытывая неописуемые состояния.
4. Восстанавливая свое прошлое, мы стремимся к объективности и беспристрастности, понимая, однако, что в полной мере их достичь мы не сможем. Наша карма будет застилать нам глаза до тех пор, пока она существует, пока мы не перерастем ее. Однако каждая полноценная попытка подобного самоанализа ведет нас вперед по этой трудной дороге.
ВЛИЯНИЕ ПРОШЛЫХ ЖИЗНЕЙ И ПОДСКАЗКИ ПОДСОЗНАНИЯ
Если вы хотите глубже заглянуть в свою карму, в то, что уже или еще не видно, то попытайтесь вспомнить наиболее значительные для вас внутренние события. Мистические переживания, если они у вас были, значимые для вас сны, состояния озарения и та информация, которая давалась вам в них, измененные состояния сознания – это своего рода карта вашей глубинной внутренней жизни, те вехи на ней, которые доступны вашему взору. Что нам было дано увидеть и почувствовать, проработали ли мы эту информацию? Иногда в виде подобных реплик подсознания к нам прорывается далекое прошлое.
Я знал одного человека, регулярно видевшего во сне события древнегреческой истории, которой он особенно не интересовался. Волею судеб он оказался в Греции и, гуляя по окрестностям Афин, обнаружил те места, которые преследовали его во сне. Он занялся медитацией, и на него хлынул поток картин. Он интерпретировал их, как воспоминания о своих прошлых жизнях. Скорее всего, так оно и было.
Как правило, человек не способен вспомнить свои прошлые жизни. Однако иногда бывает, что мы ощущаем некое необъяснимое влечение или чувствуем себя подвластными року обстоятельств, линии жизни, которую мы не выбирали, которая нам как будто бы дана изначально, присуждена. Если бы мы обладали ясновидением или более глубоким пониманием действительности, мы бы отследили эти необъяснимые веяния, как влияния прошлых жизней, как наши части, пришедшие издалека, как воды реки, истоки которой очень отдалены от нас в нашем настоящем. В психологии есть такой метод – «регрессия», то есть переживание более ранних периодов развития. Человек расслабляется, входит в погружение, задает себе некую программу, и вниманием, сознанием, воображением – всем своим существом – идет так далеко, как только может. Упражнения регрессии связаны с погружением человека в его далекое прошлое: в глубокое детство, на более ранние стадии эволюции, в прошлые жизни, если человек пользуется этим понятием, в коллективное бессознательное. Считается, что информация об этом записана в человеческой памяти, и ее можно оттуда достать.
Метод регрессии эффективен, если подобным путешествием руководит опытный специалист. Завесу далекого прошлого можно также приоткрыть в медитации.
Само по себе узнавание прошлых жизней мало что дает для нашего развития, это все таки уже plusquamperfect, нечто, давно прошедшее. Достаточно просто знать, что, возможно, они были, понимать, чувствовать тенденции своей души. Наше прошлое этой жизни гораздо важнее для нас: его мы можем переработать, переосмыслить, включить своим поведением в другой контекст, и тем изменить его самое. Умножая знания, мы как бы увеличиваем себя, растем не только вперед, но и вспять. Однако та же Агни Йога говорит, что устремляться нужно прежде всего вперед, иначе ваш интерес к прошлому, далекому или близкому, обернется просто копанием в нем, застреванием в нем. Природа не зря набросила вуаль забвения на наши прошлые жизни и дает знание об этом только людям, которые готовы им воспользоваться. Какой смысл знать прошлые жизни тем, кто не умеет работать с недавним прошлым и даже с настоящим? Общаясь с прошлым, важно не зацикливаться на нем, но стремиться увидеть его включенным в канву всей вашей жизни, в контекст настоящего и будущего во всем объеме.
1. Если вы чувствуете, что ваш интеллект не справляется с анализом прошлого, попробуйте включить более мощный механизм: ваше подсознание. Исходите из того, что оно знает все. Разговор с подсознанием – разговор с невидимым собеседником, который дает ответ не сразу, но через паузу, через какое-то время. Погрузившись внутрь себя, задайте интересующий вас вопрос, бросьте крючок с наживкой и ждите ответа, сохраняя покой и безмолвие. Через какое-то время ответ обязательно придет: в виде чувства, образа, каких-то пожеланий или программ.
2. Если вы чувствуете, что какие-то тенденции вашей жизни вам совершенно непонятны, что интеллект не может помочь вам в понимании причин ваших проблем, обратитесь к специалистам по регрессивным методам психологии или к специалистам по холотропному дыханию. Но помните: их крайне мало, и будьте предельно осторожны на сеансах.
3. Пытаться заглядывать в прошлые жизни только ради удовлетворения любопытства не стоит. Имеет смысл это делать только тогда, когда вы внутренне доросли до этого, проработали прошлое этой жизни и ищете новых знаний, хотите расти дальше.
ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ
Третий временной вектор самодиагностики – попытка прогноза на будущее. К чему мы с наибольшей вероятностью придем, если дадим событиям развиваться в сформировавшемся на сегодня русле? Интуитивно мы всегда чувствуем ответ. Это положение прекрасно иллюстрирует притча о Хадже Насреддине:
Насреддин рубил топором сук, сидя на его конце. Прохожий сказал ему: «Ты с ума сошел! Если ты отрубишь этот сук, то сам упадешь на землю».
Насреддин ответил: «Иди прочь! Что ты знаешь?» и продолжал рубить. Когда сук был перерублен, Насреддин вместе с ним упал на землю. Тогда он вскочил и побежал вслед за прохожим, говоря: «Оказывается, этот человек гадальщик, надо спросить у него, сколько я проживу».
«Чтобы узнать, каким будет ваше будущее, взгляните на свои нынешние поступки», – сказал Будда. Если прогноз на будущее устраивает, то будем помогать ему сбыться, если нет – то чем раньше мы начнем принимать меры для того, чтобы его изменить, тем больше у нас на это будет шансов. Будущее человека обычно продолжает его настоящее, можно сказать, что оно таково, как его настоящее, оно как бы усугубляет его тенденции. Настоящее человека, не занимающегося сознательным самосовершенствованием, таково, как его прошлое. «Как проста работа кармы! Несчастному – больше страданий, счастливому – больше счастья!» – воскликнул как-то во внезапном озарении восточный мудрец. Живет человек внешне невыразительно – значит, примерно то же самое его и ждет в будущем. Окружает его яркая суета – скорее всего, она и будет ждать его в дальнейшем. Если не появляется новых причин, если мы не начинаем делать что-то новое, мыслить по-новому, чувствовать по-новому, то с какой стати в нашей внешней жизни будет что-то меняться? Люди часто жалуются на унылость и однообразие жизни, на то, что у них ничего не происходит, на то, что даже внешнее разнообразие и многочисленные движения по сути оказываются бессмысленной суетой и рутиной. Это происходит потому, что в их сознании не появляется новых мыслей, новых переживаний, нового подхода, и они оказываются не способными притянуть к себе события нового типа. Если нет постоянных усилий осознания, то и появляется скука. Представьте себе идеальное место, нечто вроде рая, – ведь и там может быть скучно. Внешние условия в данном случае мало что решают, главным оказывается ваше внутреннее ощущение, ваша способность видеть мир первозданным. Если вы хотите, чтобы ваша жизнь была более яркой внешне, чтобы она была более насыщенной внутренне, тогда извольте рождать в себе нечто новое каждый день. Если количество новых переживаний будет расти, если вы откроете себя новому взгляду, если вы будете обращаться к все более высоким духовным силам, то, конечно же, ваша жизнь начнет меняться. Постепенно будет отпадать все ненужное, вы будете необходимы большему количеству людей, происходящие события будут становиться более значительными и яркими. Чем ближе будущее, тем проще его предсказать, поскольку на его формирование влияет меньше неизвестных факторов. Чем отдаленнее будущее, тем сложнее угадать его, поскольку в ткань его вплетается больше факторов. Тем не менее, проанализировав то, что есть, и то, что было, через призму этого знания, можно сделать прогноз своей наиболее вероятной будущей ситуации. Это можно сделать и путем размышления, и путем медитации, и путем молитвы, обратившись к Высшим силам с просьбой помочь вам в этом. Ответ может прийти в снах, либо через какого-то человека, либо путем обретения спонтанного внутреннего знания.
1. Будущее может открыться человеку в ответ на его личный, глубоко прочувствованный запрос. Можно посылать его несколькими способами. Первый путь – путь направленной сидячей медитации. Закрыв глаза и сосредоточившись, попросите Высшие силы послать вам знание о будущем. Много раз повторите свой вопрос, сконцентрировавшись на эмоциональном сердце. Попытайтесь войти в состояние безмолвия и, собрав всю свою энергию, пошлите свой вопрос в пространство, отпустите туда образ вашего будущего, еще не наполненный реальностью. После этого попробуйте удержать состояние некой опустошенности и ожидания. Вслушивайтесь в свои ощущения, настроения, чувства, образы, – в то, что начнет проявляться на экране сознания. Попытайтесь поймать свои первичные ощущения и начните разматывать клубок понимания, вытягивая оттуда ценную информацию о будущем.
2. Второй путь отличается тем, что вы просите Высшие силы не показать вам будущее, но выбрать один из предложенных вами вариантов. Допустим, вам нужно провести какой-то план. Вы не знаете, какой вас ожидает результат, но предполагаете их возможные варианты. Поочередно представляя то один, то другой результат, посылайте их в пространство, мысленно отдаваясь Богу, высшему «Я», Учителю, интуиции и прислушиваясь к ответу. Подтверждение может приходить в разных формах, не обязательно моментально. Настройтесь на ожидание и ловите сигналы.
БУДУЩЕЕ И ТОНКИЙ МИР
С точки зрения эзотерических учений, прошлое, настоящее и будущее жестко разделены только на грубом, физическом плане, в тонком же мире они как бы сосуществуют как некая одновременность. События, которые происходят на физическом плане, являются отражением событий тонкого мира, они там давно уже сложены. Это касается и индивидуальной кармы человека, и планетарной кармы, связанной с большим количеством людей. Из этого, тем не менее, не следует, что будущее на сто процентов определено и запрограммировано: Тонкий Мир пластичен, он постоянно меняется, и будущее, которое он несет, тоже. Тонкий Мир можно сравнить с черновиком, в который постоянно вносятся исправления: всегда остается возможность для того, чтобы что-то поменять, правда, в пределах кармических накоплений, в пределах причинно-следственной программы. Увидеть эти отпечатки будущего, так называемые Хроники Акаши, могут духовно продвинутые люди. Русские старцы, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Ванга и другие ясновидцы свидетельствовали о том, что они видели, в буквальном смысле этого слова, будущее, на основе чего советовали людям, что делать и как поступать.
1. Если вы хотите изменить будущее, которое вам, по всей видимости, следует, начните работу прямо сейчас. Хороший метод – визуализация желательных событий. Представляйте себе желаемое, как уже случившееся, делайте его образ ярким и насыщенным, благодарите за удачу, как за уже случившуюся. Так вы закладывайте новые положительные тенденции, заряженные позитивными эмоциями и энергиями.
2. Старайтесь, чтобы образы будущего были потенциально бесконечными. Образ лестницы, неба, океана, или реки, вливающейся в него, хороши тем, что они имеют перспективу, и она не имеет конца. Так будущее становится книгой, раскрывающей перед человеком все новые и новые страницы.
3. Старайтесь держать высокое направление, следите, чтобы не сбиться с курса. Помните, что чем выше устремления, тем лучше: жизнь всегда найдет способ понизить планку. Высота поставленной цели всегда помогает. Чем выше скорость, чем сильнее устремление, тем быстрее вы оставляете позади нити, связывающие вас с негативным прошлым.
ЛИЧНАЯ КАРМА И ВЛИЯНИЯ ИЗВНЕ
При диагностике собственной кармы не стоит забывать, что мы никогда не существуем автономно: мы всегда связаны взаимоотношениями с другими людьми и, соответственно, с их кармами. Иногда это влияние очень сильно. Этот момент нужно четко выделять и учитывать. Часто именно через людей приходят к нам как различные негативные программы, так и большие возможности. Существует также карма обстоятельств, то есть какой-то совокупности людей, ситуации, организации, с которыми мы связаны. Поэтому хорошо проведенная диагностика личной кармы всегда должна учитывать диагностику людей и обстоятельств, окружающих отдельного человека. Без влияний жить невозможно, однако часть их мы можем регулировать, избегая темных полей, и пытаясь оставаться со светлыми. Бывают такие люди, с которыми лучше вообще не связываться: как бы ни была хороша наша карма, они все равно умудрятся испортить дело. И наоборот, некоторых людей стоит держаться: они удачливы, добиваются поставленных целей, несут с собой успех. Проверить наших «соседей» мы можем уже известными нам методами: просмотрев их прошлое, оценив их настоящее, включив свою интуицию и внутренний голос, послав «запрос» своему внутреннему «я».
Владимир Николаевич Лазарев, говоря о диагностике кармы, делал упор на карму рода. С моей точки зрения, он неправомерно расширил сферы ее влияния. На мой взгляд, индивидуальная карма гораздо важнее родовой, именно она является основополагающей. Лазарев слишком многие вопросы сводит к тому, что сделали наши родственники в прежних поколениях. Конечно, это оказывает некоторое влияние – в первую очередь на наследственность, на гены. Родовая карма – это прежде всего карма материи, карма родового тела, которое нам передается. Карма же перевоплощающейся души напрямую с родом не связана: она могла прийти из совершенно других мест и воплотиться в этом роду впервые.
1. Для того чтобы отделить в себе личные моменты от моментов, связанных с влияниями, мы должны учиться смотреть на себя со стороны, так же как на других людей. Только в этом случае может возникнуть объективность.
2. Проведите диагностику кармы собственных друзей и знакомых и старайтесь держаться тех из них, чье влияние соответствует избранному вами пути, оказывает на него положительное, а не деструктивное воздействие.
3. Старайтесь больше идентифицировать себя именно с наблюдателем за собственным действующим «я». Ясное бодрствующее сознание – его неотъемлемая черта.
ГЛАВА 23. Работа над кармой успешности
«Без шлифовки и драгоценный камень не блестит»
(японская пословица)
САМООЩУЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ВО ВРЕМЕНИ
Успешность подразумевает правильное ощущение себя в настоящем моменте. Если человек в момент, когда нужно действовать в настоящем, мечтает о будущем или вспоминает картины прошлого, то это не дает ему сосредоточиться на настоящем, а делать ведь нужно всегда здесь и теперь. Одновременно с этим понимание настоящего мига не должно быть узким, ограничивающимся смысловой сферой латинской поговорки «carpe diem», «срывай миг», – не нужно, пожалуйста, ничего просто так срывать. Под настоящим не следует также понимать суету во всех ее проявлениях, но некую безупречность, некий высший момент необходимости. Агни Йога советует действовать согласно глубинной необходимости, зерно которой заложено в каждой ситуации. Нахождение себя здесь и теперь, поддержание себя в этом состоянии сознания – кратчайший путь к просветлению, необусловленному счастью, с точки зрения буддистской духовной программы. Следование естественному потоку вещей – так формулировали это даосы. Понять, почувствовать, как движется этот поток, этот параллелограмм сил, и найти в нем себя. Следование эволюционной необходимости, если говорить о программе мирской. Устремление к будущему не должно быть уходом, отчуждением от настоящего, но проистекать из понимания того, что настоящее естественным ходом вещей прорастает в будущее, формирует его. Карма успешности напрямую зависит от этого. Надо сказать, что прожектерство, мечтательство, не подкрепленное действиями, – из коренных недостатков русского народа, требующих преодоления. С примерами такого рода я часто сталкиваюсь в своей психологической практике. Грезы, фантазии, далеко идущие прожекты – и неясное представление о ближайших шагах, конкретных сегодняшних действиях, подчиненных будущим целям. Слишком много энергии подчас уходит на разговоры, только на разговоры, не на работу. Когда человек во время рабочего процесса слишком занят ожиданием результата, то это вредит работе, мешает концентрации на деле.
Я консультировал одного бизнесмена, страдающего болезнью прожектерства, мешающей ему воплощать свои планы. Все его деловые начинания оканчивались ничем, хотя он обладал даром зажигать людей, вести их за собой. Я помогал ему разобраться в причинах этого. Он был глубоко поражен, когда понял, что его любовь к разрабатыванию концепций и перспектив, к детальному представлению будущих достижений это обратная сторона нежелания работать в настоящем. Он просто этого не умел. В ходе беседы, выяснилось, что таким же был его отец: двадцать лет разрабатывал проекты дачи, а участок все оставался в запустении, несмотря на то, что средства на его освоение имелись. Бизнесмен-прожектер действительно хотел измениться. Я дал ему упражнения на умение чувствовать время, на изменение вектора отношения к делу, консультировал его по общим и частным вопросам, помогал найти нужную позицию – ситуация при ее понимании и при затрачивании усилий всегда поддается корректировке.
Успешность предприятия во многом определятся правильным пониманием процесса и результата. Да, результат нужно обдумывать и планировать, выстраивать в сознании. Но создав в сознании образ результата, прикинув примерно, сколько сил уйдет на его осуществление, человек должен после этого внутренне отдалиться от финальной цели, поместить ее на периферию сознания и с головой погрузиться в процесс.
|