Бабушка вмешивается и, перебивая его, старается договориться с внучкой, чтобы она принимала пищу.
Мама некомпетентна, начинает плакать.
Бабушка приказывает, чтобы мама прекратила плакать и заставила ребенка принимать пищу.
Отец становится еще некомпетентнее (умолкает и отодвигается от них).
Мама старается договорится с дочкой, чтобы та хотя бы попила.
Внучка отказывается есть и пить.
Отец выглядит беспомощным, расстроенным и еще более отстраняется от семьи.
Бабушка вроде бы договаривается, о том, что они с внучкой сегодня будут есть, но как только она об этом сообщает -
Внучка отказывается есть и пить.
Коалиции:
Между бабушкой и внучкой - наиболее сильная коалиция, возможна коалиция между мамой и бабушкой.
Стадия жизненного цикла семьи:
Супружество среднего периода.
Необходимая дополнительная информация о семье:
В одной квартире живут отец, мать и их дочка. В связи с проблемами ребенка бабушка в течение месяца практически живет с ними. Отец каждую неделю проводит по 3-4 дня в командировках в других городах. На первую сессию в кабинет вошла бабушка, ведущая за руку внучку, затем мама девочки. Они расположились так (слева направо): Бабушка, внучка, мама. На вопрос психотерапевта: «Где отец девочки?» бабушка ответила, что он ждет их в машине. Психотерапевт потребовал, чтобы отец присоединился к семье и когда это было выполнено, семья выглядела так: Бабушка, внучка, мама, отец. Отец - беспомощный, без авторитета в семье. На все вопросы психотерапевта старалась отвечать бабушка. Перед тем, как обратиться к психотерапевту, семья утром привезла девочку в психиатрическую больницу, где ее госпитализировали, но в тот же день бабушка забрала ее оттуда.
Цели терапевта:
Разрушить коалицию между бабушкой и внучкой и прервать таким образом патологическую последовательность.
Восстановить иерархию. Перевести бабушку в положение консультанта родителей. Сблизить отца и мать, объединив их общей целью спасения дочки и заставить их конструктивно общаться по этому поводу. Помочь родителям установить для девочки границы, чтобы она заняла место ниже их в иерархии.
Предписания:
Предписание родителям и бабушке (было дано во время сеанса):
Хором сказать ребенку: «Мы хотим, чтобы ты начала есть, пить и глотать слюну». Когда взрослые выполнили предписание психотерапевт, обратившись к девочке, прокомментировал это так: «Видишь? У них есть полное согласие по этому вопросу.»
Предписание родителям (во время сеанса):
Договориться и прийти к согласию между собой о том, что их дочка должна съесть и выпить сегодня вечером, а также какое поощрение будет в случае выполнения, и какое наказание - в случае нарушения их требований. Чтобы проще было это сделать, психотерапевт сказал им повернуться и придвинуться друг к другу. Родители не без труда составили дочери меню на ужин и определили поощрение, как «киндерсюрприз», а наказание - 5 минут угла.
Затем психотерапевт в приказном тоне потребовал от бабушки, чтобы она высказала все свои критические замечания по поводу решения родителей. Бабушка сказала, что она полностью с ними согласна.
Предписание бабушке:
Поскольку бабушка больше всех делает для внучки, выглядит измученной и усталой, а силы у нее не те, что у молодых родителей - после сеанса она тотчас же отправляется домой, чтобы посвятить все свое свободное время узнаванию у всех возможных специалистов какие «мягкие» лекарственные средства могут быть полезны для ребенка с нарушениями питания, чтобы улучшить его здоровье - обзвонить всех врачей, чтобы с разрешения психотерапевта предоставить родителям научно обоснованные назначения.
Бабушка может приходить в гости, только в том случае, если внучка полностью выполняет инструкции родителей, связанные с едой.
Предписание родителям:
Общее предписание маме и отцу: Уже сегодня вечером с 22 до 23 часов, отдельно от дочери составить ей меню -рацион с указанием точного времени каждого приема пищи. И так должно продолжаться каждый день.
Каждый раз принимать пищу только втроем (отец должен для этого на полчаса приезжать с работы), родители должны при этом вдвоем сидеть напротив дочки и они обязаны вместе контролировать девочку: показать девочке сколько она должна съесть, напоминать о времени и.т.п.
Если она съедает все в положенное время - вдвоем похвалить ее и подарить «киндерсюрприз»,
Если нет - наказать (папа с одной стороны, а мама - с другой берут дочку за руки и отводят в угол, где втроем стоят 5 минут).
Позвонить психотерапевту на работу завтра в 12 ч.
Предписание дочке:
Проверить родителей - смогут ли они вдвоем установить ей границы приемлемого поведения, но сделать это более мягкими способами, чем те, которыми она пользовалась до сих пор.
Результаты (после сеанса):
Бабушка взяла внучку за руку и они покинули кабинет. Следом вышли мать и отец девочки. Мама начала плакать и попыталась завести с психотерапевтом разговор о том, что девочка не пила уже 3 дня и может погибнуть от обезвоживания, на что получила только короткий ответ: «Именно поэтому важно, чтобы вы все в точности последовали моим инструкциям».
2-я сессия:
Отчет о выполнении предписаний:
Бабушка выполняла предписание: Она назвала список: глюкоза, витамины, колибактерин, травы и.т.п. Поскольку внучка 1 раз не выполнила требования родителей, связанные с едой, бабушка к ним не приходила.
Родители в точности выполнили предписание, за исключением телефонного звонка в 12 часов. Они объяснили это тем, что дочка баловалась за едой, и они не уложились в положенное время, так что в 12 часов они втроем 5 минут стояли в углу.
Дочь выполнила предписание - 1 раз «проверила» родителей более мягким, чем голодание способом.
Результаты (в это же время на следующий день):
В тот же вечер девочка съела и выпила все, что ей назначили родители и попросила добавки. Получила за это «киндерсюрприз» и съела его. Утром девочка также съела и выпила все, что было указано в меню (съела «киндерсюрприз»), а в обед, кушая второе блюдо, стала баловаться слюной, утверждая, что не может ее глотать, за что и была наказана - 5 минут угла.
Цели пациентов:
Чтобы девочка не баловалась со слюной во время еды, а нормально глотала ее.
Цели терапевта:
Те же, что и на прошлой сессии, плюс добавить отцу ресурсы авторитетности и компетентности.
Предписания:
Предписание всей семье (во время сеанса):
Пересесть таким образом: Бабушка, мама, папа, дочка (чтобы маме стало проще входить в положение ребенка, а мужу принять точку зрения жены).
Предписание бабушке:
Продолжить выполнять прежнее предписание. Психотерапевт сообщил бабушке, что хотя она и старалась, выполняя задание, но этого явно недостаточно, нужно точно узнать, какие конкретно травы, какая дозировка, чтобы она была щадящей для ослабленного голодом организма ребенка. Она должна объездить и обзвонить врачей этого профиля, чтобы это было мнение специалистов, какая диета лучше подойдет внучке, нужен ли здесь еще и бифидумбактерин или бифидокефир и.т.д., и.т.п. чтобы с разрешения психотерапевта предоставить родителям научно обоснованные назначения.
Предписание родителям:
Продолжать выполнять предписание, назначенное в прошлый раз. Психотерапевт особо подчеркнул важность совместных действий родителей по установлению границ для дочери: «Вы должны просто физически вместе, как монолит, бок о бок, в один голос поощрять и наказывать ее».
Предписание дочке:
Такое же, как и на предыдущей сессии.
Далее психотерапевт применил метафору по Лэнктону, состоявшую из 5 рамок. Третья рамка содержала историю о решительных действиях матери по спасению сына-наркомана. Метафора в основном была направлена на изменение само-образа отца: от 6-ти летнего мальчика к авторитетному зрелому мужчине, хозяину.
Результаты (после сеанса):
Отец очень бурно прореагировал на терапевтическую метафору. Он стал угрожающим тоном говорить психотерапевту, что «терпеть не может даже одно слово - «наркотики»», и занимает к ним «уничтожительную» позицию, а также, что полностью «знает всю вашу психиатрическую братию», так что «ему не составит труда навести о психотерапевте подробные справки где следует». Психотерапевт ответил туманно: «Это важно, потому что это Ваши слова», после чего пациент несколько раз повторил уже в покровительственном тоне: «Но мы выбрали Вас и мы доверяем Вам.»
Когда психотерапевт указал на часы - папа, бережно обняв одной рукой свою супругу, а другой дочь жену вышел из кабинета первым, за ними шла бабушка.
(Со слов работницы регистратуры, когда она сообщила ему после сеанса, чтобы он доплатил незначительную сумму за квитанцию, он огорошил ее тем, что швырнув деньги, пообещал привезти «хоть тысячу таких квитанций и обклеить ими все стены в диспансере»).
3-я сессия:
Отчет о выполнении предписаний:
Все предписания психотерапевта были в точности выполнены.
Результаты (через какое время отслежены):
Девочка один раз «проверила» родителей, балуясь с едой, за что и получила наказание - 5 минут угла.
Цели пациентов: Закрепить положительные изменения в поведении ребенка.
Цели терапевта: Те же, плюс уточнить терапевтическую иерархию. Начать создавать союзы между родственниками, принадлежащими к одному поколению.
Предписания:
Врач начал эту сессию с вопроса к отцу - выяснил ли он подробную информацию о психотерапевте, как обещал на прошлой сессии. Получив отрицательный ответ и извинение, психотерапевт сказал, что не делает из этого особой тайны и посвятил 20 минут часовой терапевтической сессии обстоятельному рассказу о себе, своей семье, месте жительства и работы, об образовании, применяемом психотерапевтическом подходе, о том, к каким психотерапевтам и психиатрам семья может обратиться, если им что-то не нравится в методах лечения. Отец извинился перед психотерапевтом, а семья извинилась за его поведение. Поскольку работник регистратуры была против того, чтобы пациент принес извинения лично ей, этот вопрос не обсуждался. Взрослые попросили продолжить лечение.
Предписание бабушке:
Проинструктировать родителей по поводу лекарственных средств для девочки. Если отец уезжает в командировку, бабушка приходит только для того, чтобы вдвоем с матерью кормить и (если придется) наказывать внучку. Совместное предписание бабушке и ее родному брату. К четвертой сессии обсудить с ним, какими приятными делами могут заняться родители внучки вдвоем. Придумать список таких приятных занятий из 10 пунктов, причем прийти к согласию по каждому пункту.
Общее предписание маме и отцу:
То же, плюс если отец уезжает в командировку, родители должны составить ей меню-рацион на эти 3-4 дня. Каждый раз принимать пищу только втроем (папа и мама или мама и бабушка должны при этом вдвоем сидеть напротив дочки), при этом они должны вместе контролировать девочку: показать девочке сколько она должна съесть, напоминать о времени, следить, чтобы она не баловалась и.т.п.
Если она съедает все в положенное время - вдвоем поощрить ее.
Если нет - наказать: папа (или бабушка) с одной стороны, а мама - с другой.
Предписание папе:
Каждый день перед сном 30 минут держать дочку на руках. (Чтобы она не была лишена счастливой возможности почувствовать надежную и бережную отцовскую силу).
Предписание маме:
В это же время вслух прочитать девочке какую-нибудь сказку. (Чтобы мама могла проявить к девочке свою любовь и ласку).
Дочке:
Продолжать время от времени «проверять» родителей.
Вместе с двоюродной сестрой придумать 10 приятных совместных занятий для родителей и также прийти к согласию по каждому пункту.
Следующая встреча была назначена через неделю.
4-я сессия:
Отчет о выполнении предписаний:
Бабушка проинструктировала родителей и принесла список из 6 пунктов.
Родители в точности выполнили предписание.
Внучка сообщила, что они пришли к согласию по поводу одного занятия.
Результаты (через неделю): Положительные. Девочка съедает все, что назначено родителями и нормально ведет себя за столом.
Цели пациентов: Восстановить нормальный вес ребенка.
Цели терапевта: Те же, что и в прошлый раз. Плюс начать отделение семьи от психотерапевта.
Предписания:
Предписание взрослым (во время сеанса):
Договориться о том какой вес и за какое время должна набрать девочка и сказать ей об этом, подтверждая полное согласие друг с другом. Предписание было выполнено.
Предписание бабушке:
Узнать у специалистов и из литературы, какой должен быть нормальный темп прироста веса у внучки, чтобы она проще могла достичь веса 27 кг. в течение 2-х месяцев. Сообщить об этом родителям девочки. Если отец в командировке - бабушка должна приходить, только для того, чтобы вместе с мамой кормить девочку согласно меню, составленному папой и мамой и дисциплинировать ребенка методами, которые выработали родители. Если внучка набирает вес как надо и отец не в командировке - бабушка может приходить в гости и даже дарить ей подарки. Придумать еще 4 приятных дела для родителей девочки и сообщить им об этом.
Предписание родителям:
Учитывая рекомендации бабушки, составить план кормления и увеличения веса дочери. Вместе составлять меню для дочери так, чтобы оно было у нее на каждый день. Каждые 3- 4 дня (в зависимости от командировок отца) в определенное время производить взвешивание девочки, после которого отец с мамой должны сказать ей сколько она весит и сколько килограммов ей осталось набрать. Если график соблюдается - папа держит дочку на коленях 30 минут, мама в это время читает ей сказку. Если не соблюдается - мама молча держит ребенка на коленях 30 минут, папа молча помогает ей удерживать дочь, если она попытается вырваться. Поочередно, в течение одной недели выполнять одно из «приятных занятий» бабушкиной стороны, в течение другой - дочки и ее сверстников. Раз в неделю звонить психотерапевту на работу и отчитываться о проделанной работе.
Вопрос к родителям: «Как насчет еще одного ребенка?»
Предписание девочке: Продолжать «проверять» родителей. Продолжать узнавать у сверстников ответ на загадочный вопрос: какими приятными делами могут заниматься родители вдвоем, кроме танцев? Сообщить об ответах на этот вопрос родителям, только тогда, когда они об этом спросят.
Результаты (через какое время отслежены):
Положительные. Был получен один звонок через неделю. Мама сообщила, что с дочкой все в порядке и спросила, нельзя ли переназначить вес так, чтобы девочка стала весить 23 кг. Т.к. по ее мнению 27 кг. это много для девочки, которой еще не исполнилось 7 лет. «Как бы не пришлось потом худеть». Психотерапевт ответил, что это возможно, если все взрослые придут по этому вопросу к соглашению и прямо скажут девочке: «Ты должна весить 23 кг.»
Литература.
Wiener N. Cybernetics. Wiley, New York, NY, 1948.
Jackson, D.D. “The question of family homeostasis.” Psychiatric Quarterly Supplement, 31: 79-90, 1957; first presented at the convention of the American Psychiatric Association, St. Louis, 1954.
Maruyama M. “The Second Cybernetics: Deviation Amplifying Mutual Causal Processes,” in W. Buckley (ed.), Modern Systems Research for the Behavioral Scientist, Aldine, Chicago, 1968
Whitehead, A.N., & Russell, B. Principia Mathematica, 3 volumes, 2nd edition, Camidge, Camidge University Press, 1910-13.
Bateson G, Jackson D.D, Haley J, & Weakland J.H. Toward a Theory of Schizophrenia. Behavioral Science, 1, 1956.
Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. (541 pp.) Ballantine, New York, NY, 1972.
Bateson G. Mind and Nature, (259 pp.) Ballantine, New York, NY, 1979.
В печатных материалах «Семейная терапия» 1998 г. (с. 6, 1 -я строчка сверху). О концепции «жертвы» двойной связки (odey, 1960) - если это Мюррей Боуэн. Семейная концепция шизофрении. Из сборника Дона Д. Джексона «Этимология шизофрении» Нью-Йорк; Basic Books, 1960, - то почему приводится точка зрения Уоррена Броуди? На какой литературный источник сослаться?, название, издательство, место издания (по-английски)?). Michael, the Russian translation is identical to the original version in English. I agree that it’s not particularly logical, but what to do? Satir is dead and so we can’t ask her. If it will be useful, the article by odey is:
odey, W.M., Some family operations of schizophrenia: a study of five hospitalized families each with a schizophrenic member. Archives of General Psychiatry, 1: 379-402, 1959.
Haley J. Uncommon Therapy, the Psychiatric Techniques of Milton H. Erickson, M.D. (313 pp.) W.W. Norton & Co., New York, NY, 1973.
Haley J. Problem Solving Therapy. (269 pp.) Jossey-Bass Publishers, San Francisco, California, 1987.
Haley J. Leaving Home: The Therapy of Disturbed Young People. (280 pp.) McGraw-Hill Co., New York, NY, 1980.
Haley J. Ordeal Therapy. (213 pp.) Jossey-Bass Publishers, San Francisco, California, 1984.
Watzlawick, P. “Erickson’s contribution to the interactional view of psychotherapy.” In J. Zeig(Ed.), Ericksonian approaches to hypnosis and psychotherapy, New York: unner/Mazel, 1982
Haley, J. “The contribution to therapy of Milton H. Erickson, M.D.” In J. Zeig(ed.), Ericksonian approaches to hypnosis and psychotherapy, New York: unner/Mazel, 1982
Lankton, S. & Lankton, C., The answer within: A clinical framework of Ericksonian hypnotherapy. (368 pp.) New York: unner/Mazel, 1983.
Lankton, S. & Lankton, C., “Ericksonian styles of paradoxical treatment.” In G. Weeks(editor), Promoting change through paradoxical therapy. Homewood, Illinois: Dow Jones-Irwin, 1984.
Lankton, S., “Multiple-embedded metaphor and diagnosis.” In J. Zeig(editor), Ericksonian psychotherapy, Volume 1. (637 pp.) New York: Brunner/Mazel, 1985.
Leary, T. Interpersonal diagnosis of personality. NewYork: Ronald.
Whitaker, C.A. & Bumberry, W.M. Dancing with the Family pp. 65-7, (231 pp.) New York: Brunner/Mazel, 1988.
Bandler R., Grinder J. The Structure of Magic. Vol. 1, (225 pp.) Science and Behavior Books, Palo Alto, California 1975.
Bandler R., Grinder J. The Structure of Magic. Vol. 2, (198 pp.) Science and Behavior Books, Palo Alto, California, 1976.
Коннер Р.(ред.) Современные терапевтические форматы. - Новосибирск,: Потанинский центр, 1997.
Dilts R. Changing Belief Systems with NLP. (221 pp.) Meta Publications, Cupertino, California, 1990.
Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. - М.: Класс, 1998.
Watzlawick P. The Language of Change. (172 pp.) Norton, New York, NY, 1978.
Duhl F., Duhl B., & Kantor D. “Learning, Space and Action in Family Therapy: A Primer of Sculpture.” In D. Bloch (Ed.), Techniques of Family Psychotherapy. Grune & Stratton, New York, NY 1973.
Papp P., Silverstein O., & Carter E. “Family Sculpting in Preventive Work with Well Families.” Family Process, 1973, 12.
Papp P. Brief Therapy with Couples Groups. In P. Guerin (Ed.), Family Therapy, Theory and Practice. Gardner Press, New York, NY, 1976 (a).
Papp P. Family Choreography. In P. Guerin (Ed.), Family Therapy, Theory and Practice. Gardner Press, New York, NY, 1976 (b).
Papp P. “The Use of Fantasy in a Couple Group.” In M. Adolfi & I. Zwerling (Eds.), Dimensions of Family Therapy. Guilford Press, New York, NY, 1980.
Simon R. Sculpting the Family. Family Process, 1972, 2.
Satir V. Peoplemaking. Science and Behavior Books, Palo Alto, California, 1972.
Erickson, M.H., “Hypnosis: Its renascence as a treatment modality.” In E.L. Rossi (Editor), Innovative hypnotherapy: The collected papers of Milton H. Erickson on hypnosis (Vol. 4, pp. 52-75). (561 pp.) New York: Irvington Publishers
Satir V. The New Peoplemaking. (400 pp.) Science and Behavior Books, Mountain View, California, 1988.
Эриксон М., Росси Э. Человек из февраля. - М.: Класс, 1995.
Grinder J., Bandler R. Frogs into Princes. (195 pp.) Real People Press, Moab, Utah, 1979.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию через переговоры без поражений. - М.: Наука, 1992.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика, 1992.
|