Ленина Лена "MultiMILLIONAIRES"

Мне захотелось начать наш разговор о бизнесе в России с известного конфликта социальных слоев, который особенно ярко выражен в нашей стране, где средний класс еще не сформирован или представлен слишком незначительной прослойкой, по сравнению с преобладанием его в развитых странах, а количество малообеспеченных людей превышает процентные нормы даже отсталых африканских народов. Если учесть, что большинство наших бедняков живут в крайне холодном климате, то даже сравнение с африканскими странами будет не в нашу пользу. Количество, в среднем по всем российским регионам, обеспеченных людей едва достигает отметки 5%, не говоря уже о богатых людях, которых и того меньше. Москва, с ее тридцатью двумя миллиардерами, как мы знаем, не может претендовать на статистическую объективность. Поэтому трудно рассчитывать на то, что голодные массы будут обожать катающееся как сыр в масле меньшинство.

- Я хотел бы сказать, что богатых не любят повсюду, - согласился со мной Борис Бобровников, - в том числе и в Соединенных Штатах Америки. Хотя это богатая страна. Это борьба противоположностей. В России это проявляется особенно. С моей точки зрения, государство проводит недопустимую дискредитацию наших бизнесменов, и крупного бизнеса в частности. Я в этом убежден. И, соответственно, если люди видят внешний посыл, который совпадает с их внутренними ощущениями, этот посыл усиливается. Но ситуация не является фатальной, так как любой бизнесмен оценивает риски, и этот тоже.

Когда я изучала гипотетический, обобщенный образ российского миллиардера, то оказалось, что среднестатистически он начинал свой бизнес с торговли компьютерами в конце 80-х и начале 90-х годов. Бобровников занимается бизнесом информационных технологий сегодня. Тогда с чего он начинал, неужели с торговли нефтью? Тем более если учесть, что по образованию он геофизик…

- Я попал в этот бизнес в 1992 году, - рассказал Борис, - когда произошел «краш». В том году был первый кризис в России и практически все, кто занимался компьютерным бизнесом, крупно пострадали. Люди шли в банк, получали кредит, покупали десять тысяч компьютеров и старались их продать, но в тот момент из-за изменения курса рубля они никому не были нужны. В этот период, 1990-1992 годов, в Москве каждый пытался продать свои десять тысяч компьютеров. Победили только единицы, они стартовали в крупном бизнесе, и сейчас они известны.

Интересуюсь его бизнес-биографией.

- В 1987-1989 годах я начал подрабатывать, - разоткровенничался Бобровников, - спекуляцией горнолыжным оборудованием и радиотехникой. Это была торговля дефицитом. Кто-то привозил, и надо было продать. Или кто-то пробирался на спортивные базы и продавал дефицитное спортивное оборудование. С шестнадцати лет я занимался спортом, а так как это стоило дорого, приходилось крутиться. В эту ситуацию я втянулся, потом перешел на автомобили и занимался покупкой, ремонтом и продажей почти новых автомобилей.

Ай- ай-ай, попахивает нелегальным бизнесом.

- Это было в «совковые» времена, и за это наказывали иногда тюрьмой, - честно признался он.

К счастью, в 1988 году появился закон о кооперации, и мы уже все смогли выйти из подполья и оформить свой бизнес официально.

В 1988 году я уже легально получал доходы, - заметил мой собеседник, - в том числе за автомобили, но в 1989 году я уже занимался спортивно-оздоровительным бизнесом. Вначале я был младшим партнером, а потом совладельцем организации, которая владела восемнадцатью тренажерными залами в Москве. Это продолжалось до 1992 года. С этого времени я занимаюсь только своим настоящим бизнесом. Позиция! Когда человек распыляется, он теряет свои деньги.

Поинтересовалась, сколько человек работали с ним вначале и что важнее - уметь быть лидером или человеком команды?

- В процесе «фарцовки», - ответил Бобровников, - когда я занимался перепродажей дефицита, это был круг людей по интересам, необходим был канал, цепочка. А потом я попал в сильную команду профессиональных врачей, занимающихся оздоровительным бизесом и спортом. Лидер без команды ничего не стоит. Людей, которые не умеют создавать команду, в «совковые» времена называли «варягами» в научном мире. Они, может быть, одаренные, но в бизнесе они, как правило, не успешны. Кроме индивидуальных видов бизнеса.

К слову сказать, сегодня у Бориса около тысячи ста сотрудников.

Видимо, у большинства блондинок атрофирована та часть мозга, которая отвечает за понимание всего, что спрятано в глубине этой странной коробочки по имени «компьютер». Хотя белые металлические коробочки - холодильник и посудомоечная машина - вполне понятны. В общем, несмотря на то, что один раз я уже интервьюировала Бориса на телевидении, все равно спросила, чем он занимается.

- Это информационные технологии, -улыбнулся он, - создание крупнейших баз данных, центров обработки этих данных, телекоммуникаций, прикладные системы, в том числе банковские, государствнные, это безопасность и все те отрасли, где может применяться компьютер. Нашими клиентами являются Сберегательный банк, «Альфа-групп», РАО «ЕЭС России», государственные структуры, начиная с силовых и кончая

Центральной избирательной комиссией. У нас свыше семидесяти корпоративных клиентов.

- Если прогнозируются общие тенденции в бизнесе, типа укрупнения предприятий за счет слияния более мелких, полная автоматизация быта, то можно прогнозировать и частное производство, учитывая динамику его роста за последние несколько лет и направление развития. Что произойдет в будущем?

- Вы говорите про естественный эволюционный процесс, - ответил Бобровни-ков, - но надо думать и о революционных явлениях, которые трудно прогнозировать. А они происходят чаще чем раз в двенадцать лет. Так, двенадцать лет назад мы не могли думать о мобильном телефоне. Тенденции экономики показывают, что в будущем жизнь будет жестче, конкуренция будет жестче, дифференциация будет жестче, так же как и пропасть между богатыми и бедными, сильными и слабыми будет увеличиваться, средний класс будет размываться. Это будет касаться и компаний, и государств. Все меньшее количество людей, в процентном соотношении, будут обладать ресурсами на планете. Но при этом цена информации, а значит, и информационных технологий неуклонно возрастает. Мы внимательно следим за рынком, за потребностями клиентов и за появлением новых технологий. Если новая технология востребована - мы там. Принцип развития под деньги требует от нас заниматься тем, что приносит прибыль. Мы инвестируем не те или другие технологии, мы инвестируем те или другие проекты, в которых востребованы те или другие технологии. Если наши клиенты заказывают эти технологии, мы их проводим в жизнь. Бизнес не существует, чтобы менять жизнь и общество, он существует, чтобы приспосабливаться к существующей картине этого самого общества. Конечно, мы должны опережать конкурентов на полгода или год. Если мы собираемся их опережать на два года, то можем заблудиться. Рынок может уйти, оставив нас со своими инвестициями на прежнем месте.

Думаю, если человек взял себе за труд почитать эту книгу, значит, его интересует, что позволило всем ее героям добиться успеха. Наверное, он и сам хочет чего-то добиться. Впрочем, и я решила проинтервьюировать самых успешных с той же корыстной целью - попытаться добиться алгоритма успеха. Я попросила Бориса Леонидовича раскрыть свои секреты.

- Мой успех тесно связан с успехом всей нашей компании, - начал было открещиваться от ответственности Бобровников, - хотя понятно, что компания всегда носит на себе черты ее основателя. Со временем компания все больше вбирает в себя характерологические черты своих активных членов и менеджеров. Моя формула успеха - это агрессивность вовне, результативность внутри компании, это максимальная скорость, мобильность и умение убивать дракона в себе каждый день.

Я улыбнулась, подумав, что дракона можно было бы убить один раз и навсегда. Заметив это, Борис решил уточнить.

- Они возрождаются. Драконы всегда бессмертны. Я убиваю в себе врожденную агрессивность, например. Вот у меня был случай. Я сидел с очень уважаемым человеком, со своим клиентом, и говорил, что бизнес - это как искусство борьбы Шао-Линь, когда на каждой ступени тебя избивают: если на первой ступени два человека ногами, то на второй - восемь человек железными палками. И мой клиент очень резонно сказал: так ведь и убить могут. И я вдруг начал терять сознание, правда, это прошло через несколько минут.

Неужели Борис такой впечатлительный и гипнабельный, забеспокоилась я.

- Нет, не гипнабельный, я перед той встречей съел большой кусок торта.

Перешли к обсуждению новых русских, и я посетовала на то, что они выглядят как нувориши.

- Нуворишами, - успокоил меня Бобровников, - в прошлом выглядели и бизнесмены из арабских стран, а еще раньше - американцы, а через несколько лет так будут восприниматься китайцы или индийцы. Это естественный процесс, и через него надо пройти.

Хотя сам о роскоши и люксе рассуждает не как новый русский.

- Покупать яхту или самолет может только человек, у которого голова не в порядке, у которого большие комплексы. Это слишком затратно. Иметь дом или несколько там, где тебе хочется, - это комфортно, но они не должны быть очень дорогими, при этом недвижимость не может быть инвестицией. Привязывать себя к определенному месту недвижимостью я считаю неправильным. Я люблю отдыхать в разных местах. Вот недавно вернулся из Египта, я там гоняю на кайте - это катание за воздушным змеем, занимаюсь wakeboard - это прыжки за катером на доске, хотя это можно делать и в Москве. Я часто бываю на Мальдивских островах, на определенном острове, меня там все знают, я приезжаю туда как к себе на дачу. Есть места, которые сегодня комфортны, а завтра они могут не понравиться, и я буду ездить на Лазурный Берег, например, или в Барселону. Хотя, честно скажу, внешние атрибуты роскоши меня мало волнуют. Вот спортивный инвентарь - это другое дело. Это должно быть профессиональным: горные лыжи, воздушный змей, виндсерфинг и прочее.

Не каждая блондинка с ним согласится.

Бобровников порекомендовал мне почитать книгу по бизнесу, которая ему понравилась, - «Бизнес в стиле фанк» скандинавских авторов Нордстрема и Риддерстрале. Взяла, поблагодарила. «С удовольствием почитаю в самолете».

Заговорили о политике.

- Политика - это самый крупный бизнес, - покачал головой Борис, - это олигархия над олигархами во всех точках планеты. Я себя не причисляю ни к олигархам, ни к политикам. Я занимаюсь неким бизнесом и не собираюсь прыгать через голову или через восемь ступенек сразу. Это не дело бизнесмена - заниматься политикой и религией. Я настороженно отношусь к любым проявлениям религии, меня раздражает, когда кто-нибудь ее нарочито использует, но это личное дело каждого.

Любопытствую на личные и жилищные темы.

- Мой быт выглядит неплохо, с моей точки зрения. Я не терплю огромных и безвкусных помещений. Я не поддаюсь ажиотажным проявлениям, касается ли это Рублевки, религии или политики. Все должно быть прагматично. Но если есть возможность построить бассейн для детей, то почему бы этого не сделать. Квартира должна быть безопасной, удобной и комфортной. Моя - недалеко от центра, чтобы было удобно добираться до работы.

Спрашиваю, приветствует ли он совместную работу с родственниками и не планирует ли приучать к своему бизнесу старшего сына.

- Я считаю, - мудро заметил Бобров-ников, - что работать в маленьком магазине вместе с ближайшими родственниками очень полезно. А если у тебя большой бизнес и сеть предприятий, то работать там вместе с родственниками просто противопоказано. В 95% случаев или даже в 100% - это приводит к конфликту. Здесь бизнес и родственные отношения - понятия несовместимые. С другой стороны, у меня ощущение, что сейчас я могу работать с родственниками так же, как и с другими работниками компании. Хотя я им не позавидую, потому что любая компания максимально эксплуатирует каждого своего сотрудника.

И люди должны понимать, что за все нужно дорого платить. Поэтому я и не собираюсь быть ни политиком, ни олигархом, потому что за это надо слишком дорого платить. Я к этому не готов.

Попыталась выразить свое волнение за утечку мозгов на Запад, особенно в этой отрасли. Спросила, как удается удерживать IT-специалистов, если учесть, что у конкурентов за границей создаются привилегированные условия для привлечения наших программистов?

- Нужно понимать, - сказал Бобровников, - что не мы принимаем сотрудников на работу, а они выбирают нас по тем или иным критериям. Соответственно, мы должны создать такие условия, которые отличаются от тех, которые есть на рынке. Это и зарплата, и социальный пакет, и дух компании. Наш социальный пакет - это обеды, фитнес, спортивные мероприятия. Вопрос о текучке кадров не стоит. Нас это не беспокоит, хотя внутри страны этот вопрос весьма актуален. Не хватает специалистов, существует ажиотажный спрос на них, и многие зарплаты явно завышены, даже по сравнению с западными. Каждый год мы набираем пятьдесят-семьдесят молодых людей, которые только что окончили профильные высшие учебные заведения с хорошими и отличными показателями, и через пару лет практики у нас они становятся хорошими специалистами, менеджерами, инженерами. Своих сотрудников мы поддерживаем и юридической защитой, и индивидуальной помощью в кризисных ситуациях. Это немаловажно.

Его девиз - «Каждый сотрудник компании, включая меня самого, каждую минуту должен трудиться честнее, чем в предыдущую».

ALIGN=JUSTIFYЯ так, наверное, никогда и не пойму, что же находится внутри у компьютера и как на этом можно зарабатывать миллиарды.

Глава 13. Александр Роднянский Телеканалы «СТС», «Домашний»

Глава о том, о чем мечтают телевизионные короли; о том, за что не любят богатых, а также о том, кто развлекает 150 миллионов россиян и 50 миллионов украинцев

Александр Ефимович Роднянский родился в Киеве 2 июля 1961 года в семье документалистов: его дед был главным редактором киностудии документальных фильмов, отец - главным инженером, мать - кинопродюсером.

Окончил факультет кинорежиссуры Киевского института театрального искусства.

В 1983- 1990 годах работал на студии «Киевнаучфильм».

Режиссер более тридцати фильмов, включая «Миссия Рауля Валленберга», «Прощай, СССР», «Свидание с отцом».

Продюсер более двадцати фильмов и сериалов, среди которых «Восток-Запад», «9-я рота», «Водитель для Веры», «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой» и др.

Лауреат более двадцати международных кинофестивалей. Дважды лауреат премии «Ника», дважды номинирован на премию «Оскар» как продюсер в категории «Лучший иностраный фильм» (1996, 2000).

В 1990- 1994 годах -генпродюсер и режиссер кинокомпании «Иннова-фильм» (Германия).

В 1995- 2002 годах -гендиректор и генпродюсер украинского телеканала «1+1».

С 2002 года - гендиректор телеканала «СТС».

С 2004 года - президент «СТС Медиа», которая включает в себя три главных актива: канал «СТС», канал «Домашний» и группу из 27 крупнейших региональных станций.

Знак Зодиака - рак.

Часы на запястье - стальные спортивные, восемь тысяч долларов, подарок друга Александра Цекало.

Любимый цвет - оранжевый, видимо, из политических соображений, так как в жизни носит только бело-черное и коричневое, любит ботинки «Gucci».

Двое детей.

Не курит, пьет вино.

В спорте предпочитает теннис и лыжи.

Любимое правило: «Делай что должен, и будь что будет».

Роднянский - большой любитель путешествовать. Даже я с ним познакомилась почти в воздухе - в аэропорту. Поэтому каждый раз, когда вижу его снова, расширяю свои географические познания.

- Недавно был в Бирме и Камбодже, - бросает он мне два малознакомых слова, - много ездили на машине и местных видах транспорта. Это не дикий и не экстремальный, а вполне живой туризм, оставляющий большие впечатления. Самые экзотические ощущения испытал, возможно, в ледниках на границе Аргентины и Чили, очень впечатляющие пейзажи. У меня большой список мест, где я хотел бы побывать. Я никогда толком не был в Африке, Новой Зеландии, в Австралии.

А чемоданы, интересно, он куда привозит?

- Своим домом я считаю Киев. Когда я в Москве, живу за городом. У меня свой дом с большим количеством пространства.

Мой сын мечтает о «Play Station-3», моя подруга Муся - о крокодиловой сумочке от «Hermes», а Жак Ширак мечтает выйти на пенсию. А о чем мечтают телевизионные короли?

- Я мечтаю об уважаемом, - разнообразил мое представление о мечтах Роднянский, - живом, амбициозном, агрессивном игроке лидирующей медиакомпании не только на российском, но и на европейском телерынке. Я с нетерпением ожидаю технологических изменений в информационной картине мира. Все меняется. Сначала был один канал, потом пять, и казалось, что это огромный выбор, сейчас в свободном эфире Москвы - двадцать каналов. Я убежден, что скоро их будут тысячи. Это очень увлекательно.

Хотя если продолжить дальше, то он признается и в самой сокровенной мечте - кино: все-таки сказывается четвертое поколение кинематографистов. Кстати, будет ли пятое?

- Все замечательно, - говорит о потомстве Роднянский, - двое детей. Старший окончил школу в Оксфорде и учится в LSE (Лондонской школе экономики). Я хочу, чтобы он был счастлив в собственном выборе. Мне было бы, конечно, приятно, если бы он стал пятым поколением людей, работающих в медиа. Но он склонен заниматься наукой, и я ему мешать не буду. А вот дочь - двенадцати лет - по характеру - ярко выраженный человек медиа: продюсер, автор или режиссер.

Секреты достижения успеха из каждого моего героя приходится как клещами вытягивать. Надо будет проследить, чтобы в этом месте книжку не прочитала моя мама, а то через две-три строчки у нее будут основания победоносно провозгласить, что «это» она мне уже давно говорила. На что я ей отвечу словами Фридмана: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Роднянский имеет право, в отличие от мамы, учить меня бизнесу.

- Я необычайно фокусирован. Мне жалко тратить свои силы и время на неинтересное. Мне привито домашним воспитанием, что я должен свое даже малое дело делать хорошо, так как оно является составляющей частью большого дела. Если я делаю кино и телевидение, я обязан его делать на предельно качественном уровне и не способствовать падению нравов. Я предельно ответственный человек и верю, что ничто не проходит незамеченным, особенно дурные поступки. Мой опыт это только подтверждает.

Мы расположились в его рабочем кабинете, беседуем. В приемной какой-то американец всем широко улыбается, еще не знает, что у нас это не принято, ждет аудиенции. Всем хочется делать бизнес в России.

Мы разговорились об отношении к новым русским.

- Богатых русских, - высказал свою жесткую точку зрения Роднянский, - не любят и в России, и за ее пределами. Это заслуженно. Это неприятная компания. Я много лет работал и жил на Западе, мне это заметно. Я не люблю новые деньги, их демонстрацию. Я знаю, что большинство людей тяжело зарабатывает деньги. Большие деньги, заработанные на природных ресурсах, меня не впечатляют. Я уважаю людей, которые деньги заработали мозгами, талантом и способностями, внутренними эмоциональными затратами, а не бесшабашной храбростью в период хаотического деления общенародной собственности. Уважаю тех людей, которые понимают, что деньги являются эквивалентом успеха и дарования и дают возможность самореализации, но не являются самоцелью. В России не сложилось позитивного представления о среднем классе - и это вина богатых. Было много ошибок, и деньги, в общественном восприятии, не превратились в то, чем они должны быть, то есть не стали эквивалентом таланта, энергии и способностей. Одним из возможных эквивалентов, но важным. Поэтому богатые представляются если не ворами, то хитрыми ловкачами, воспользовавшимися историческим моментом. Это психологический стереотип. Далекий от истины, но утвердившийся. Поэтому я считаю столь важным для современного медиа, и нашей компании в частности, утверждение права на частные индивидуальные ценности, права на свободу выбора, на собственное представление о счастье и несчастье. Все это должно находиться в руках отдельного человека, а не организации и государства. А в России, при выборе приоритетов, традиционно побеждали интересы государственные. И богатые люди в России ничего не изменили в сторону другого состояния умов, в направлении, если хотите, общественной легитимизации конкуренции, таланта и успеха в бизнесе. Я уж не говорю о социальной ответственности. Без этого нельзя быть спокойным и уверенным, что завтра не случится нечто, что закроет возможности для твоего развития. После советского периода люди из толпы превратились в хоть и несчастливых, но индивидуумов. И закрывать глаза на возможные эмоциональные и психологические рецидивы прошлого нельзя. И на возможность манипуляции недовольством и обидой.

Кто- то из известных телевизионных деятелей как-то сказал: «Если показать жирафа в прайм-тайм раз сто, он легко станет звездой». Поинтересовалась у Роднянского, сколько зрителей увидят этого жирафа, если он захочет его раскрутить на своих каналах.

- Канал «СТС» - это около 150 миллионов зрителей на данный момент, - потряс меня Роднянский, - а у канала «Домашний» - около 45 миллионов. Я был и остаюсь владельцем, одним из ключевых акционеров телеканала «1+1», который является лидирующей национальной компанией страны под названием Украина. Я люблю эту компанию и ею горжусь. Она была создана группой молодых людей, мечтавших о новом телевидении. Мы начали работать над этим каналом в конце 1994 года, а в 1995-м он появился в эфире и очень быстро добился особого статуса, репутации и той роли, которую он играл на каждом этапе украинской истории. Это влиятельнейший канал, его смотрят все 50 миллионов украинцев. А вот для «СТС Медиа» - для канала «СТС» в России характерны три принципиально иных брендовых атрибута. Первое - политики нет. Это неполитическое телевидение. Не потому, что мы боимся, а потому, что это отвечает потребностям нашей аудитории, категорически отличающейся от аудитории «Первого» и «России». Второе - это развлекательный канал. Но не в унылом плоском понимании развлекательности, не в виде сочетания глупых шуток и американских комедий, а живое, ироничное, современное, информационно насыщенное телевидение, и третье - это ориентация на молодую аудиторию, динамичную, развивающуюся и ищущую ответы на вызовы сегодняшнего дня.

Роднянский очень гордится успехами своих сериалов «Моя прекрасная няня» и «Не родись красивой».

- Нашей базой и королем нашего бизнеса, - патриотично заявил Роднянский, - является российское телепроизводство. Самым популярным тележанром, который смыл, устранил иностранные телесериалы, прежде всего знаменитые американские бренды, жанром, который неоспоримо победил в русскоязычном мире, является современный российский телесериал. Сейчас очередь кино. И мы здесь - один из лидеров. И «9-я рота» в кино, и «Няня», и «Не родись красивой» - бесспорный успех.

- Хотелось бы знать, как закалялась сталь. И когда ее в первый раз бросили в мартеновскую печь.

- В 1991 году, когда распался Союз, - поведал свою бизнес-биографию Роднянский, - я начал работать на общественно-телевизионный канал ZDF как режиссер, а позднее, создав производственную компанию, начал придумывать проекты не только для себя, но и для других режиссеров. Так я в какой-то момент почувствовал себя продюсером. Человеком, ответственным за реализацию проектов в целом: и творчески, и организационно, и финансово. Я стал производить сначала документальные фильмы, потом игровые, потом телевизионные проекты. Среди них, конечно, были удачные и неудачные. Но я всегда занимался своим делом, и, в общем, успешно. Производил игровое кино как продюсер, в итоге чего было две номинации на «Оскар». Но самое главное, когда я делал фильмы и сериалы в Германии, которые шли по европейским каналам, я понял, что телевидение - это единственный бурно развивающийся сегмент медиа, требующий к себе особого отношения. Во время перестройки именно телевидение взяло на себя функции, которые в советские времена традиционно выполняло документальное кино: функции информирования, дискуссии, протеста, журналистского расследования. Для телевидения открылись новые возможности, оно стало свободным. И неповоротливые государственные компании, испытывавшие сложности, финансовые и организационные, начали сотрудничество с частными компаниями. Естественно, для себя я думал об Украине. Шансы там были огромные: европейская страна, 50 миллионов жителей, большой потенциал. В 1994 году я приступил к проекту телевизионной компании в Украине. Из группы ребят, с которыми я делал кино, сформировали компанию «1+1». Это смешно, что такая крупная компания начиналась практически из ничего, в двухкомнатной квартире, с одним «жигуленком», нас было человек пятнадцать.

А сегодня оборот его компании исчисляется сотнями миллионов долларов. Для компании, которая начинала с нуля, - это много.

Попахивает олигархией - Роднянский, подобно сращивающим «власть и капитал», сращивает искусство с бизнесом, власть над умами и душами зрительских масс с частным капиталом.

- Никакого влияния, - категорически открестился от политики интервьюируемый. - Прошли времена, когда средства массовой информации легко превращались в пропагандистские рупоры или в средства лоббирования бизнес-интересов. Я верю в телевидение диалогичное, информативное, содержательное, современное, респектабельное, модное. И ненавижу менторское, дидактичное, пропагандистское. И верю, что аудитория это чувствует. Мы ищем новые интонации, новые жанры, новый способ диалога с аудиторией. У нас не случайно состоялись два жанра, которые в России сейчас очень популярны: это комедии положений, т.е. ситкомы, и костюмные длинные сериалы. Меня как раз не устраивало в Украине, на последнем этапе Кучмы, до президентских выборов, отношение к медиа как к инструменту замшелой пропаганды. Это было ужасно. Мне стало интереснее работать здесь, в России. Я считаю, что крах прежней власти на Украине произошел во многом потому, что она не смогла уловить вызовы времени и осуществить их публичное обсуждение в медиа, не дала организовать дискуссию. Поскольку я отношусь с симпатией к изменениям на Украине, нахожу преждевременной их критику. Если будут сформированы правила игры на основе свободной конкуренции и свободного доступа к информации и равных возможностей для всех, то ситуация окажется в руках участников процесса. А если это просто смена одной декорации на другую, при тех же правилах игры, - это будет грустно.

Не эта ли несправедливость, как полагают некоторые, проявлялась или сейчас проявляется в отношении Ходорковского?

ALIGN=JUSTIFY- Мы все понимаем, почему бизнес сформировался в России именно таким образом, а не иначе. Если не эти фамилии, были бы другие. Систему это бы не изменило. Исходя из того, что собственность священна, сегодня надо вырабатывать новую систему отношении, как со стороны власти, так и со стороны большого бизнеса, которая бы позволила сделать эти отношения спокойными и цивилизованными. Мне не нравится, что Ходорковский находится в тюрьме. С другой стороны, власть защищает свои права, и это надо понимать. Ходорковский не оставил нынешней российской власти шанса действовать иначе.

Глава 14. Виктор Шкулев «НАСНЕТТЕ FILIPACCHI SHKULEV»

Глава о том, как комсомольские работники становились частными предпринимателями; о том, кто мало спит; о том, чьи издания читают 21 миллион человек, а также о том, кто женат уже 26 лет

Шкулев Виктор Михайлович - руководитель группы компаний «Hachette Filipacchi Shkulev» и «ИнтерМедиаГруп», являющихся лидерами на издательском рынке России.

Совокупная аудитория всех изданий составляет более 21 млн человек. Это означает, что каждый девятый россиянин читает одно из его изданий. В среднем каждый год рекламодатели в его изданиях размещают рекламу на сумму около ста миллионов долларов США.

«Hachette Filipacchi Shkulev» издает глянцевые журналы «ЕИе» с приложениями «Elle-Бизнес» и «Elle-Санкт-Петербург», «Maxim», «Счастливые родители», «Marie-Claire», «Elle Girl», «Elle-Декор», «Psychologies», а также ряд региональных и тематических проектов: «Elle-Украина», «ЕИе-ЦУМ», «Maxim-Украина», журнал «Mercury».

«ИнтерМедиаГруп» - лидер в сегменте телегидов со своей еженедельной газетой «Антенна-Телесемь» и тиражом свыше четырех миллионов экземпляров, также выпускает семь бесплатных газет «Ва-банкъ», ежедевные газеты «Призыв» и «Нижегородский рабочий». Дочерние предприятия его печатного бизнеса расположены более чем в 50 регионах России.

Шкулев родился в Сибири, в Чите.

Носит на запястье часы «Patek Philippe», является поклонником костюмов «Brioni» и запаха «Gucci».

Предпочитает здоровую рыбную кухню. Женат, имеет двух дочерей и спит всего 5- 6 часов в сутки, остальное время, конечно, работает.

Своими главными достоинствами считает целеустремленность, волю и работоспособность. С Виктором Михайловичем мы познакомились давно, в Новосибирске, на мероприятии, посвященном выпуску новой газеты, под его руководством. Шкулев тогда был руководителем «Комсомольской правды», а я - рекламной моделью для «Комсомолки» на огромном рекламном щите, занимающем несколько этажей торца одного центрального здания города. А потом, спустя много лет, мы увиделись на крупном мероприятии, организованном французским руководством «Hachette Filipacchi» в Москве. Этот холдинг имеет свои филиалы во всем мире. Их российским партнером и стал Виктор Михайлович Шкулев. На это мероприятие в Москву слетелись руководители всех филиалов этой международной издательской группы, которая раз в год организует свои конференции в разных точках земного шара. Потом было еще несколько профессиональных встреч. Последний раз я встречалась с ним, когда работала над этой книгой, в его кабинете и с удовольствием заметила все того же секретаря в приемной, что и несколько лет назад. Я всегда восхищаюсь мужчинами, которые отличаются стабильностью не только в своих личных отношениях, известно, что Виктор Михайлович - образцовый семьянин, но он еще, оказывается, является верным боссом.

Наш разговор мы начали с обсуждения поведения наших соотечественников за границей.

- Россия быстро и динамично развивается, - высказал свое мнение Шкулев, - и те, кто поспевает за этим развитием, меняют свои оценки. Как мне видится, десять-двенадцать лет назад Россия на Западе была представлена двумя полярными категориями: первая категория - это люди, впервые выехавшие за границу и смотревшие там на современные обычные вещи с большим удивлением и восхищением, другая категория - это россияне, легко заработавшие большие деньги и так же легко их тратившие, отдавая большие деньги за пустяковые вещи. Сейчас эти две полярные категории начинают сближаться, так как все больше появляется широко образованных и трезво мыслящих интеллигентов, которые могут представить на Западе русскую культуру, которые знают зарубежье, которые являются людьми состоятельными, хорошо говорящими на нескольких языках и разумно тратящими свои деньги. Надо отметить, идет процесс самоидентификации, и поэтому многие, появляясь в Париже, Лондоне или Нью-Йорке, чувствуют потребность подтвердить свой статус, обязательно отметиться в самом дорогом отеле, заказать самые дорогие блюда и вина. А это по-прежнему создает мнение, что легко заработанные деньги легко тратятся, что русские очень расточительны. Идет тонкий процесс: те, кто находится на стадии самоидентификации, сохраняют прежнее поведение, а те, кто пережил идентификацию лет пять назад, приходят в простое кафе, чтобы прочувствовать атмосферу страны и провести время в свое удовольствие. Они не нуждаются сейчас в шикарных ресторанах, которые обязывают быть в соответствующей вечерней одежде, а это связывает и уже может не соответствовать их планам отдыха.

Я спросила, помнит ли он свою самую первую поездку за границу.

- У меня была странная первая поездка, - улыбнулся Шкулев, - поскольку я оказался на территории ГДР в качестве руководителя группы туристов, это было в начале 80-х годов. Самое смешное, что я оказался с группой ребят, которые работали на БАМе, и это у них был единственный выезд в году. Они приехали в сапогах и валенках, тогда как был октябрь и все носили обычные туфли. И через час-полтора ходьбы по городу они категорически отказались продолжать экскурсию. Это было и грустно, и смешно, но они устали ходить в неудобной обуви.

Начало новому бизнесу в нашей стране положил закон о кооперации. Повезло тем, кто в это время находился в самом расцвете молодых лет и интеллектуальных возможностей.

- Нашему поколению повезло, - признался Шкулев, - с горбачевской перестройкой и появлением нового законодательства, в том числе закона о кооперации, появились новые возможности. Я вошел в бизнес сначала как комсомольский функционер и, будучи секретарем обкома комсомола, занимался молодежными клубами и кафе. Я почувствовал переломный момент в экономике по типу капитализма: под моим руководством создавался бизнес, а деньги получали ребята, которые становились директорами, они получали всю прибыль. Это были 1986-1987 годы. И на волне моих впечатлений, что меняются правила собственности в России, в 1988 году я покинул комсомол, начал заниматься наукой: я был аспирантом на кафедре права Академии общественных наук. Мой первый бизнес связан с появлением закона о совместных предприятиях, когда я создал предприятие, будучи юристом, по оказанию юридических услуг. Я начал оказывать услуги компаниям и частным предпринимателям, которые приезжали в Россию с целью создания здесь того или иного бизнеса. Этим я занимался два года. У нас были заказчики американцы, канадцы. Я обращался к моим сокурсникам, обладающим большими познаниями в какой-нибудь области, и они давали им консультации. Мы арендовали в полуподвальном помещении небольшой, десять-двенадцать квадратных метров, офис в центре Москвы. Я нанял бухгалтера - супругу моего товарища по комсомолу, который в то время работал за границей. Она же выполняла и функции секретаря-машинистки.

Для сравнения замечу, что сегодня офис Виктора Михайловича только в Москве занимает площадь около 5000 кв. м, а в штате около трех тысяч сотрудников, разбросанных в более чем пятидесяти регионах страны.

Психологи всегда учат в детстве искать ответы на будущие вопросы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться