Для большинства людей такого рода эмоциональные оскорбления не кажутся достаточно сильными для того, чтобы произвести такие заметные деформации тела. Однако, как я указал, глубина и сила чувств человека часто выражаются в реакциях тела. Каждое переживание, которое человек пережил, касается его тела и остается в психике. Если переживание приятное, то оно позитивно влияет на здоровье, жизненность и грацию тела. В случае болезненных негативных переживаний все наоборот. Если личность может адекватно реагировать на нанесенное ей оскорбление, то его последствия не будут длительными, так как раны заживают. Но если реакция будет заблокирована, то оскорбление оставит в теле след в виде хронического напряжения мышц. Подумаем, что происходит с ребенком, которого учат, что плач поведение, которого нельзя принять. Реакция плача находится в теле и каким-то образом должна быть заблокирована, если она не может быть выражена. Чтобы справится с этой реакцией, мышцы, принимающие участие в плаче, должны быть напряжены и остаться в этом напряженном состоянии, пока реакция плача полностью не пройдет. Однако, эта реакция не умирает, а только отступает внутрь тела и продолжает существовать в подсознании. Ее можно снова активировать после многих лет в процессе терапии или после какого-нибудь сильного переживания. Пока это не произойдет, задействованная группа мышц (в данном случае мышцы губ, щек, горла) останется в хроническом напряжении. О том, что это является частой проблемой, свидетельствует распространенное напряжение щек, которое в тяжелых случаях известно как синдром височно-челюстного сустава.
Когда в теле возникает хроническое напряжение мышц, естественная реакция подсознательно блокируется. Хорошим примером является случай мужчины, плечевые мышцы которого были до такой степени напряжены, что он не мог поднять руки над головой. Такая блокировка являлась случаем торможения импульса поднять руку на отца. Когда я спросил его, был ли он когда-либо зол на своего отца, он ответил, что никогда. Мысль, что он мог бы его ударить, была для него также невозможна, как и для его отца. Тем не менее, последствием этого запрета было подавление естественных движений плеч. Несколько лет тому назад, в Японии, я был свидетелем того, как трехлетний ребенок колотил кулаками свою маму. На меня произвело впечатление то, что мать ничего не сделала, чтобы удержать его или каким либо образом ответить. Я узнал позднее, что только когда ребенку исполняется шесть лет, его учат контролю, необходимому для умения вести себя в обществе. Пока ребенок не достигнет б лет, его считают невинным существом, неспособным отличить то, что нужно делать от того, что нельзя. У шестилетнего ребенка эго уже настолько развито, что обучение происходит сознательно, опираясь на знания, а не на страх. На этом этапе ребенок считается достаточно зрелым, чтобы он мог сознательно брать за образец поведение своих родителей. Наказанием за недостаточное усердие в обучении является физическое насилие, ограничение в проявлении любви к нему или возникающее у ребенка чувство вины. В этом возрасте ребенок начинает ходить в школу. В нашей культуре господствует сильная тенденция начинать этот процесс раньше. (Об этом этапе жизни читайте в работе A.Lowen "Fear of Life" New-York, 1981). Дети помладше также обучаются, но их обучение полностью спонтанно. Заставляя детей исполнять множество предписаний и правил, пока они не достигнут этого возраста, мы ограничиваем их жизненность, спонтанность и обаяние. Видимо, у японцев и других народов Востока способность оценивать ребенка как невинное существо происходит от глубокого уважения к природе. Если мы живем в гармонии с природой и самим собой, мы можем также жить в гармонии и со своими детьми. Западные люди стараются подчинить себе природу. Если мы эксплуатируем ее, то будем также эксплуатировать своих детей.
Однако по мере индустриализации стран Востока, люди, живущие там, становятся похожими на людей Запада. Промышленное общество опирается на силу, которая вначале является силой действия, но в итоге становится силой власти. Сила изменяет отношение человека к природе. Понятие гармонии уступает место контролю, а уважение эксплуатации. Одновременное стремление к власти и стремление к гармонии мешают друг другу. Вероятно, невозможно избежать того, что люди Востока будут страдать теми же эмоциональными расстройствами, что и западные люди, а именно: беспокойством, депрессией и утратой обаяния.
Возвращение к старому образу жизни, к сожалению, невозможно. Однажды потерянную невинность невозможно вернуть. Именно из-за этого старые практики восточных философов не в состоянии решить эмоциональные проблемы, с которыми мы имеем дело сегодня. Даже самая длиннейшая медитация не вернет способность плакать человеку, у которого реакция плача была подавлена. Никакие упражнения йоги не освободят напряжения плеч у человека, который не смеет поднять руки в гневе на того, кто был для него авторитетом. Это не значит, что медитация или йога не имеют никакого положительного действия. Существует множество практик и упражнений, имеющих большую ценность для здоровья. Например, массаж одинаково приятен и ценен для здоровья. Танец, плавание и прогулки это тот вид движения, который я настоятельно рекомендую. Чтобы заново обрести телесное обаяние, нужно знать, как оно было потеряно. Главная задача анализа чтобы человек осознал это.
Я хочу подчеркнуть, что, когда я говорю об анализе, то я не имею в виду психоанализ. Нельзя сделать движения грациозными, лежа на кушетке или сидя в кресле и разговаривая о своих переживаниях. Такой разговор необходим и полезен, но с хроническим напряжением мышц, которому сопутствует потеря грации, необходимо бороться на уровне тела. Этим занимается биоэнергетика подход, который я стараюсь развивать и совершенствовать уже около 35 лет. Этот подход объединяет в себе идеи Востока и Запада и использует силу ума для понимания напряжений, которые связывают тело. Он мобилизует энергию тела для того, чтобы избавиться от этих напряжений. Связующей нитью здесь является понятие энергии, которое мы находим в Восточной и Западной медицине. Энергия это сила, стоящая позади духа. Это фундамент духовности тела. Если ее использовать сознательно, она становится очень мощной. В следующей главе мы рассмотрим восточное и западное понятие энергии и покажем, как биоэнергетика интегрирует их.
Глава 2. Энергия
Восточная религиозная мысль характеризуется тем, что объединяет дух или духовность с энергетическим взглядом на тело. Например, хатха-йога предполагает существование двух противоположных энергий: "ха" энергии Солнцам "тха" энергии Луны. Цель хатха-йоги достижение равновесия между этими двумя силами. Согласно Йесудиан и Хайх авторам книги "Йога и здоровье", наше тело пронизано позитивными и негативными потоками энергии, и когда эти потоки полностью уравновешиваются, мы наслаждаемся идеальным здоровьем. (Selva Yesudian, Elisabeth Haich "Yoga and Health", New York, 1953.) Легко понять, почему первобытные народы считают Солнце и Луну энергетическими телами: оба они непосредственно влияют на Землю и жизнь на ней. Согласно китайской идее здоровье зависит от равновесия противоположных энергий, инь и ян, представляющих энергии Земли и Неба. В китайской практике лечения акупунктурой различают каналы, по которым движутся эти энергии. Посредством укалывания иглами или надавливания пальцами на акупунктурные точки можно управлять течением энергии в теле в целях излечения болезней и укрепления здоровья.
Другим способом, который используют китайцы для мобилизации энергии тела и сохранения здоровья, является программа специальных упражнений, известных как тайцзи-цюань. Движения тайцзи обычно делаются медленно и ритмично, при использовании минимальной силы. Согласно Герману Канну "удар делается на расслаблении", которое "помогает течению внутренней энергии, называемой по китайски "чи", а по японски "ки". Резервуар этой энергии находится, как считается, в нижней области живота". (Herman Kanz, "The Martial Spirit", New York, 1977). К другим аспектам восточной мысли, которые касаются движения энергии в теле, я обращусь в следующих главах этой книги.
Западная мысль объясняет энергию в механистических категориях, как нечто поддающееся измерению. Но, поскольку никакими доступными инструментами эти энергии измерить не удалось, стремящийся к точности западный ум отрицает их существование. Однако живые организмы реагируют на некоторые аспекты энергии тела так, как машины реагировать не могут. Например, возбуждение, которое чувствует любящий человек, когда встречает свою любимую явление энергетическое, которое не измерил еще ни один прибор. Жизненность, излучаемая влюбленными следующий пример энергетического явления, которое также не зарегистрировал ни одни инструмент. Несмотря на то, что кирлиановская фотография показала существование ауры или энергетического излучения окружающего тело, еще никому не удалось объяснить это явление в количественных категориях. Еще до того, как мысль Востока начала проникать в западную культуру (что произошло совсем недавно) некоторые ученые оспаривали точку зрения, что тело является всего лишь сложной биомеханической машиной, оживленной неким неясным духом и облагороженной метафизической душой. В прошлом столетии французский писатель и философ Генри Бергсон постулировал существование силы или витальной энергии, так называемой elan vital, которая оживляет тело. Приверженцы витализма, как было названо это направление, не могли принять мысль, что функционирование живого организма можно полностью объяснить в химических или физических категориях. Однако, по мере развития техник и методов научного исследования, которые дали возможность выяснить биохимическую основу телесных процессов, на витализм стали смотреть как на нечто, не поддающееся научному исследованию, не имеющее отражения в объективной реальности.
Современная медицина также придерживается этого взгляда. Когда я начал изучать медицину (мне было тогда тридцать шесть лет), я много размышлял о том, какое значение для здоровья могут иметь чувства, и как мы можем объяснить такие явления как любовь, храбрость, гордость и красота. Знания, которые я получил в медицинской академии, были очень ценными, но ни одно из ниже названных понятий там даже не упоминалось. Не рассматривались даже такие важные эмоции как страх, гнев и грусть, так как считалось, что это явления психологические, а не физиологические. Боль изучалась лишь исходя из неврологической и биохимической точек зрения, ну а чувством удовольствия вообще никто не занимался, несмотря на то, что оно представляет такую мощную силу нашей жизни.
Самым серьезным белым пятном в медицинском образовании в то время была (да и сейчас до некоторой степени присутствует) сексуальность человека. Каждому врачу известно, что эта функция необычайно важна для жизни и здоровья. И насколько к функции репродуцирования подошли исчерпывающе, настолько сексуальность обделена вниманием из-за того, что она не относится к какому-либо одному органу, а связана с чувствами, охватывающими все тело. Благодаря изучению именно этой функции Вильгельм Райх понял, в чем состоит роль энергии в процессе жизни.
Современные медицинские науки занимаются, прежде всего, функциями органов. Врачам приходится специализироваться в лечении отдельных систем, таких как дыхание, кровоснабжение или пищеварение. Наука о целостном человеке неизвестна западной медицине. Можно подумать, что это область психиатрии или психологии, однако эти дисциплины ограничились изучением мыслительных процессов и их влиянием на тело.
Идея о том, что мыслительные процессы принадлежат к одной области, так называемой психологии, а физические процессы к другой, так называемой медицине органов, не согласуется с моделью принципиальной целостности человеческой личности. Такой взгляд результат отделения духа от тела и ограничение его сферой сознания. Этот разрыв искалечил психиатрию и истощил медицину. Единственным способом справится с этим нарушением целостности человека является возвращение психики в тело человека. Здесь было ее первоначальное место. Единенство тела и духа выражено в греческом корне psychein, что означает дыхание. Целостный взгляд на человеческий организм привел бы к признанию того, что тело пронизано духом, который оживляет психику и контролирует его работу.
Поскольку такое определение психики происходит от витализма, наука не может его принять.
Таким образом, оно было вытеснено в царство метафизики. Однако, именно с помощью психологии в форме психоанализа был открыт путь к пониманию духа как энергетического явления. Эта дорога привела психологов на территорию сексуальности, которая игнорировалась традиционной медициной. Фрейд предстал перед проблемой сексуальности, стараясь понять истерические симптомы, психосоматические заболевания, которые ни медицина, ни психология не могли объяснить, пока Фрейд не опубликовал своего классического учения. Он показал, что истерия это результат перенесения в физическую плоскость психического конфликта, связанного с сексуальностью и происходящего из раннего травматического сексуального переживания. Однако пи Фрейд, ни другие психоаналитики не были в состоянии объяснить, каким образом происходит это перенесение. В результате психосоматическая медицина страдала от разрыва между психикой и соматикой и не могла их объединить.
Объединить психику и соматику смог Вильгельм Райх, использовавший для этого понятие энергии. Он понял, что конфликт возникает одновременно на двух уровнях: психическом и соматическом. Он подошел к психике и соматике, как к двум аспектам мыслительному и физическому одного неделимого процесса. Подходящей метафорой может быть реверс и аверс монеты, ведь, чтобы мы ни делали с монетой, это касается обеих ее сторон. Так же и сознание и тело составляют две разные функции, взаимно влияющие друг на друга. Райх сформулировал свою концепцию, как принцип психосоматического единства и противоположности. Общность существует на глубинном энергетическом уровне организма, в то время как на уровне наблюдаемых явлений существует противоположность. Эти, на первый взгляд сложные взаимоотношения, можно ясно представить при помощи иллюстрации модели этих связей (рис. 2.1).
Рис.2.1. Райх рассматривает психику и тело как единые на глубоком уровне, но противоположны6е на поверхностном уровне
Возникает вопрос, касающийся природы этого энергетического процесса, а также участвующей в нем энергии. Райх представлял этот процесс как пульсацию, как возбуждение и расслабление, которые можно почувствовать в виде энергетических потоков в теле. Идея энергии, действующей в теле (конкретно в его сексуальной функции), принадлежит Фрейду. Он открыл, что другие физические недомогания, такие, как неврастения, ипохондрия или беспокойство, связаны с нарушением сексуальной функции. Поскольку половой акт сопровождается эмоциональной разрядкой, Фрейд считал, что эта разрядка имеет энергетический характер и постулировал, что сексуальное влечение возникает в результате накопления сексуальной энергии, которую он назвал либидо. Сначала Фрейд считал, что либидо это физическая энергия, но, не сумев доказать ее существование, определил ее позднее как психическую энергию сексуального влечения. Сделав это, он увеличил пропасть между сознанием и телом.
В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал либидо как энергию, которая включает в себя все функции и движения тела. Однако он не назвал ее физической силой. В результате этого дух, психика и либидо остались физическими понятиями, а духовность понятием сознания.
Райх вернулся к изначальной фрейдовской концепции либидо как физической энергии и провел некоторые эксперименты, чтобы определить, можно ли ее измерить. Он открыл, что электрический заряд на поверхности эрогенной зоны (грудь, губы и ладони) увеличивался, когда эта зона стимулировалась. Болезненное воздействие на эту зону понижало заряд. Кроме того, Райх показал, что при приятной стимуляции усиливался кровоток в зоне возбуждения, в то время как болезненной стимуляции соответствовало некоторое уменьшение кровотока. (Wilhelm Reich "The Function of the Orgasm" New York, 1934.)
Эти эксперименты позволили Райху разрешить конфликт между виталистами и механицистами. В мертвой материи нет зависимости между приятной стимуляцией, набуханием и увеличением электрического потенциала. Однако он подчеркнул, что "живая материя функционирует, опираясь на те же законы физики, что и неживая материя". Просто эти законы действуют по-другому, так как живое тело является особой энергетической системой.
Но позднее Райх пришел к убеждению, что в процессе жизни участвует особый вид энергии. Он назвал ее "оргоном" и утверждал, что это протоэнергия Вселенной. В период сотрудничества с Райхом я также поверил в существование этой энергии. Я считаю, что существуют доводы, доказывающие, что энергия процесса жизни является энергией, отличной от электромагнетизма. Мы можем согласиться, что для питания жизни нужна энергия. Чтобы избежать споров, которые могут возникнуть при использовании термина оргон или другого подобного названия, говоря об энергии жизни, я использую термин биоэнергия. Поскольку моя форма психотерапии опирается на концепцию энергетических процессов тела, я называю ее биоэнергетическим анализом.
Чтобы облегчить читателям понимание дальнейших рассуждений, я начну сейчас отступление, объясняя, в чем состоит биоэнергетический анализ. Личность в биоэнергетическом анализе рассматривается как пирамидальная структура. На верхушке голова, где находятся сознание и эго. У основания, на самом глубоком уровне тела находятся энергетические процессы, которые заставляют человека действовать. Эти процессы, проявляются в движениях, которые вызывают эмоции, а завершаются мыслями. Зависимость между этими процессами представлена на рис 2.2.
Пунктирная линия между разными уровнями личности указывает на взаимозависимость этих пластов. В биоэнергетическом анализе, для того, чтобы понять личность, изучается каждый уровень.
Рис. 2.2. Иерархия личности
Из-за их исключительной значимости в центре внимания находятся энергетические процессы, лежащие в основе пирамиды. Объектом пристального внимания являются энергетический потенциал данного человека и способ, которым он используется.
Мы знаем, что энергия производится в теле в результате биохимических реакций. Несмотря на всю свою сложность химия метаболизма похожа на процесс, где горючее становится энергией, по общей формуле:
Р (топливо или продукты питания) + О2 = Е (энергия)
Живые организмы от неживой природы отличает тот факт, что в организмах этот процесс происходит внутри мембраны, благодаря чему произведенная энергия не теряется в окружающую среду, а используется организмом для выполнения своих жизненных функций. Одна из главных функций это получение из окружающей среды необходимых элементов для производства энергии. Необходимо, чтобы мембрана была проницаемой для продуктов питания и кислорода, а также для удаления продуктов распада. В случае более сложных организмов, чем бактерии пли простые одноклеточные, этот процесс объединен с активным поиском необходимых продуктов. Поэтому движения организма не могут быть случайными. Они должны управляться некой формой чувствительности к окружающей среде. Как заметил один из ведущих исследователей функционирования протоплазмы, "возможно, у протоплазмы нет разума, но то, что она делает разумно". Разве не является разумным стремление к пище, любви и приятным контактам и отступление перед опасностью или болью? Это не механический процесс, так как каждый организм постоянно изучает свое окружение. Это приближение и отступление часть пульсационной активности. Внутри организма она включает в себя сердцебиение, дыхание, перистальтику кишечника и т.д. Все это результат возбуждения каждой клетки и каждого органа тела. Таким образом, мы можем сказать, что жизнь это состояние контролируемого внутреннего возбуждения; возбуждение производит энергию, необходимую для поддержания внутренних функций, а также для совершения внешних действий, поддерживающих или увеличивающих возбуждение организма.
Мы рождаемся с огромным потенциалом чувствительности к побуждающим факторам; с возрастом эта чувствительность уменьшается. Я думаю, что эту утрату чувствительности можно объяснить тем, что с возрастом тело становится более структурированным и жестким. Наконец, приходит время, когда пожилой человек настолько укореняется в своих стереотипных навыках, что практически не способен спонтанно двигаться. Я не помню, чтобы я когда-либо видел пожилого человека, прыгающего от радости так, как это делают дети. У грудных детей наиболее живые и одухотворенные тела, ибо они более, чем кто-либо другой, чувствительны к окружающей среде и другим людям. В то же время пожилые люди одухотворены более сознательным образом, ибо в большинстве своем понимают, насколько сильно они связаны с окружающим миром. В понятии духовности тела содержится мощный дух или сильное сознание духовного удовлетворения.
Процесс построения связи с внешним миром является энергетическим процессом. Чтобы понять, как это происходит между двумя людьми, представим себе два камертона, настроенных на одну частоту. Когда они находятся рядом, то удар по одному из них вызывает вибрацию второго. Подобным образом можно объяснить связь между двумя глубоко влюбленными людьми. Образ двух сердец, бьющихся как одно, может быть чем-то большим, чем простой метафорой. Как мы показали, наши сердца и тела это пульсирующие системы, излучающие волны, которые могут действовать на другие сердца и тела. Довольно часто у матерей наблюдается способность чувствовать, что переживают их дети, что зависит от этого типа связи между ними.
Чувства единения с Вселенной можно достичь, утратив или преодолев свое эго. Эго - это граница, создающая индивидуальное сознание. Внутри этой границы содержится самоподдерживающаяся энергетическая система, основной чертой которой является состояние возбуждения. На рисунках 2.3 А-В организм представлен как окружность вокруг пульсирующего корня энергии. Без существования границы не могли бы существовать сознание и эго.
Рис. 2.3. Энергетические процессы в теле.
А. Нормальная реакция на удовольствие и боль.
Б. Энергетический процесс, происходящий в результате ослабления эго.
В. Энергетические процессы в состоянии повышенного возбуждения.
Рис. 2.3 А представляет нормальное энергетическое взаимодействие организма со своим окружением, когда он переживает удовольствие или боль. Эго выступает посредником в этом взаимодействии в интересах самосохранения (когда организм испытывает болевое раздражение) или самореализации (когда организм получает приятную стимуляцию).
Рис. 2.3 Б показывает, как волны возбуждения переходят от корня к миру в случае ослабления эго. В этом случае сознание уже не является индивидуальным. Результатом такого опыта, который можно пережить в глубокой медитации, является состояние тишины и покоя.
На рис. 2.3 В внутреннее возбуждение становится настолько сильным, что волны, которые оно излучает как во время оргазма или другого радостного возбуждения переполняют эго, излучаясь за его границы. В этом случае человек переживает чувство единения с космосом, но это не чувство покоя, а экстаз.
Перейдем теперь к практическим аспектам этих рассуждений на тему энергии. Одной из самых частых проблем здоровья людей в нашей культуре является депрессия. Трудно определить частоту, с которой она встречается, так как у нас нет объективных критериев, но которым мы распознаем депрессию, за исключением ее самых явных форм. Человек в состоянии клинической депрессии может лежать без движения в кровати или сидеть в кресле, не показывая ни малейшего желания активно участвовать в жизни. Во множестве случаев сопутствующим симптомом является чувство отчаяния. У других депрессия может объединяться с беспокойством или может чередоваться с периодами усиленной активности. Когда доминируют колебания настроения, мы говорим, что состояние маниакально-депрессивное. В случаях такого типа очевидно, что пациент перескакивает из состояния сверхактивности в состояние недостаточной, активности.
В то время как случай острой депрессии легок для распознавания, хроническая депрессия часто вообще не распознается. Человек может жаловаться на усталость и приписывать этому уменьшение своей активности это одна из черт такой депрессии. Но если после продолжительного отдыха все-таки чувствуется усталость, то верным диагнозом будет депрессия. Когда пациент входит в контакт с собой во время терапии, часто можно услышать такие замечания: "Теперь я понимаю, что состояние депрессии было у меня большую часть жизни. Как случилось, что я ее не замечал?" Ответ прост: мы старались быть занятыми. Большинство моих пациентов признает, что их активность это защита от депрессии; когда они начинают чувствовать усталость, то начинают новое дело. Интересно, что такие занятия могут способствовать физическому и психическому пробуждению данной особы, возрастет уровень энергии, однако, рано или поздно, депрессия вернется.
Конкретной травмой, предрасполагающей человека к депрессии, является потеря любви. (Полный анализ причин и способов лечения депрессии вы можете найти в работе A.Lowen "Depression and the Body" New York, 1977.) Грудной ребенок, которого лишили тесного контакта с матерью или с личностью, которая заменяла ему мать, может впасть в состояние депрессии и умереть. Независимо от возраста нам всем нужна связь с кем-то, кто нас любит, чтобы поддержать чувствительность наших тел. Пожилые люди, потерявшие любимого товарища, часто теряют желание жить. Большинство взрослых людей могут протянуть руку многим людям, чтобы установить контакт, в то время как дети и пожилые люди ограничены в своей способное™ создавать узы любви. Тем не менее, чувство такого единства им абсолютно необходимо для здоровья.
Еще до рождения ребенок тесно связан со своей матерью. В лоне эта связь самая интимная и самая тесная из возможных. Родившись, ребенок пытается заново почувствовать тепло этого контакта у груди или в объятиях матери. Такие контакты для грудных детей очень важны. Они побуждают его тело, стимулируют его функции, дыхание и пищеварение. Приятная физическая близость дает позитивные эффекты всю жизнь, обновляя энтузиазм и жизненную силу человека.
Потеря близкого человека часто вызывает боль в сердце или спазм в груди. Все, за исключением самых маленьких детей, могут пройти это переживание и разблокировать спазм внутри себя, оплакивая эту потерю. Плач освобождает напряжение и возвращает телу свободное состояние. Когда пульсация сердца снова становится сильной, волны возбуждения доходят до поверхности тела и проникают дальше. Возбуждая другие тела, эти волны создают энергетические связи между ними.
Маленькие дети, потерявшие любовь, к сожалению, не могут придти в себя, пока не будет создана новая связь. Освобождение напряжения и расслабление, которое приносит плач, необходимо маленькому ребенку для поддержания силы пульсации в своем теле. Часто бывает так, что потеря любви вызвана не смертью или потерей матери, а лишь невозможностью для ребенка удовлетворения основного желания любви. Мать могла сама быть обиженным ребенком, который страдал из-за утраты любви своей собственной матери. Здоровый и энергичный отец, возможно, способен реагировать на нужды ребенка, но он не в состоянии полностью заменить мать, даже если он может приглушить боль разбитого сердца. В большинстве случаев сердечная боль из-за утраты любви матери не проходит у человека и во взрослом состоянии, проявляясь в виде хронических болей в груди и затрудняя дыхание. Уменьшая доступ кислорода в организм, такие хронические напряжения задерживают производство энергии.
Такой человек не сможет поднять уровень своей энергии просто посредством увеличения количества пищи и кислорода. Если тело не нуждается в дополнительной энергии, то избыток питания откладывается в виде жира, а избыток кислорода ведет к состоянию гипервентиляции. Организму необходимо равновесие между использованием энергии и ее накоплением. Равновесие между накоплением и выделением энергии контролируется потребностью. Увеличения базового уровня энергии у человека можно добиться только благодаря оживлению тела посредством выражения чувств. Отсутствие жизненной энергии всегда является результатом сдерживания чувств.
Одним из удивительных последствий пониженного уровня энергии является возрастание активности, которая, в свою очередь, возникает из попытки найти любовь. Большинство детей, переживших потерю любви считают, что эта потеря произошла из-за того, что они не смогли заслужить эту любовь. Большинство матерей закрепляет такое чувство вины в ребенке, ругая их за то, что они слишком много требуют, чересчур энергичны, строптивы. Ребенок скоро поймет, что, если он хочет получить хоть немного любви, он должен приспособиться к требованиям матери. Это предубеждение, что любовь необходимо заслужить, обычно сохраняется до взрослого возраста, когда оно часто проявляется в стремлении к достижениям, к успехам. Такое поведение типично для людей со склонностью к поведению "типа А", для которого характерно преувеличенное стремление к подтверждению своей ценности вместе с подавлением гнева, что проявляется в частом раздражении. Поведение "типа А" является главным фактором, ведущим человека к депрессиям и болезням сердца. (M.Friedman and R.H.Rosenman "Type A, Behavior and Your Hearth" New York, 1981, A.Lowen "Love, Sex And Your Heart", New York, 1989.) Такого рода поведение также ответственно за хроническую усталость людей в нашей культуре.
К сожалению, большинство людей не умеет снизить темп своей жизни настолько, чтобы почувствовать, что они устали, находясь под давлением жизни, веры в необходимость жить дальше так, как они жили до этого, поскольку от этого зависит их выживание. Чувство усталости будит в них тревогу, что они не смогут продолжить борьбу. Большинство людей не могут сказать самому себе: "Не могу". Когда они были детьми, их учили, что сказать: "Не могу" равносильно признанию поражения, а значит, что они недостойны любви.
Существует физическая причина, из-за которой возрастает активность при понижении уровня энергии. Невозможно расслабиться, если уровень энергии слишком низок, так как для снятия напряжения мышц необходима именно энергия. Этот факт, несмотря на то, что он не очень сильно известен, можно легко проиллюстрировать и объяснить. Когда мышцы напрягаются, они выполняют работу, которая использует энергию. В состоянии напряжения они не могут выполнить больше никакой работы. Чтобы мышцы расслабились и были способны выполнять работу, необходимо, чтобы мышечные клетки произвели необходимую для этого энергию. Это, в свою очередь, требует притока кислорода и удаления молочной кислоты. Принцип работы мышцы показан на рисунке 2.4.
Рис.2.4. Энергия в мышце. Расслабленная мышца энергетически заряжена и растянута, в то время как сокращенная мышца, после использования своей энергии в процессе работы, ежа та.
Рассмотрим растянутую мышцу, как натянутую пружину. Она сейчас наполнена энергией. Когда мышца сжимается, чтобы выполнить некую работу, она становится короче и тверже. По мере использования пружина теряет энергию. Мышца регенерируется и расслабляется, увеличивая свой энергетический потенциал, что подобно растяжению пружины для того, чтобы она могла выполнить дальнейшую работу.
Когда человек переутомлен, а уровень его энергии низок, он может легко попасть в состояние сжатия, также как человек, страдающий маниакальным психозом, у которого гипервозбудимость и гиперактивпость предваряют состояние депрессии. Классическим примером этого состояния является беспокойный и возбужденный ребенок, который, несмотря на усталость, не может успокоиться и уснуть. Родители, в конце концов, могут накричать на него или наказать, чтобы успокоить. Ребенок реагирует взрывом плача, родители обнимают его и прижимают к себе. Он засыпает. Плач заставляет ребенка дышать глубже, что дает ему энергию, необходимую для расслабления.
Человек с высоким уровнем энергии редко впадает в состояние высокого возбуждения, так как его тело, благодаря расслабленным мышцам, может удержать высокий уровень напряжения. В результате движения его свободные, спонтанные и полны грации. Как автомобиль с двигателем большой мощности, который с легкостью поднимается на гору, люди с большим количеством энергии движутся по жизни с минимальными усилиями. И только в ситуации кризиса у них можно отметить определенные усилия, но даже тогда у них достаточно энергии, чтобы создать впечатление, что они все делают с легкостью.
|