Классическим примером женщины с расщепленной личностью является Мерлин Монро. Монро никогда не была моей пациенткой, и я знаю ее только по фильмам и фотографиям. В ее теле были нарушения, подобные тем, которые я обнаружил у Роджера, а именно недостаточно сильное и целостное протекание энергии, соединяющей голову с грудной клеткой и грудную клетку с тазом. У Монро каждая из этих областей тела, казалось, двигалась независимо друг от друга, как у куклы с двигающейся головой и бедрами. Эта недостаточная связь между сегментами тела, проявлялась в ее светском поведении на публике. Монро была профессиональной актрисой, ребенком и королевой секса, и каждая из этих субличностей функционировала в разных ситуациях. Когда она играла какую-то роль, ее поведение контролировал интеллигентный и очень компетентный ум. В своих отношениях с мужчинами она была ребенком, нуждающимся в ласке и одобрении. Для публики она была светской и необычайно чувственной женщиной. Реальность противоречила этому имиджу. Мэрлин Монро не была интегрированной личностью с сильным внутренним чувством безопасности. В детстве она была травмирована в результате недостатка любви и сексуального злоупотребления.
Как мы предположили в шестой главе, ничто так не разрушает личность ребенка, как сексуальное злоупотребление, которое может варьироваться от эмоционального соблазнения ребенка родителем до фактического кровосмесительства. У Монро такая негативная среда вызвала сильный энергетический спазм в теле, что расщепило единство ее личности. Я вернусь к этой теме в последнем разделе.
Личность подвергается опасности расщепления в результате конфликта между рациональным умом и животной природой, между стремлением к доминированию и потребностью в подчинениии. Этот конфликт коренится в человеческой природе. Он делает человека беззащитным перед лицом болезней, но, с другой стороны, он же бывает источником творчества и основой сознательной духовности. Результат этого конфликта в жизни каждой личности зависит от его остроты, а также от того, насколько глубоко расщепление. Существенное влияние оказывает также то, как общество, в котором личность живет, справляется с собственными противоречиями между культурой и природой. Расщепление в обществе, перенесенное на семейную территорию, становится войной между мужем и женой, родителями и детьми. В этой ситуации ребенок часто разделяется на две части. Как мы упоминали в разделе 5, пока конфликт не слишком острый, а выступающие стороны в нем слишком сильны, ребенок может сохранить определенную интеграцию, делая тело жестким. Жесткость касается обычно шеи и талии. В большинстве случаев это сдерживание не является настолько острым, чтобы стать медицинской проблемой, хотя может вызывать страдания, которые со временем будут требовать медицинского вмешательства. Снижение гибкости в шее может привести к артрозу межпозвонковых суставов, вызывая боль при поворотах головы. Подобное напряжение в талии отражается на состоянии поясничных позвонков, проявляясь в пояснично-крестцовых болях, раздражении нервных окончаний, а также выпадении дисков. Важно понять, что эта жесткость является защитной реакцией. Человек говорит языком тела: "Нет, вам не удастся меня сломать или расщепить". К сожалению, жесткость появляется после того, как ребенок уже в полной степени ощутил ломку и расщепление. Жесткость действует как шина, которая предотвращает перерождение небольшой трещины в перелом.
Однако интеграция, целостность, которую обеспечивает жесткость, основывается на обездвиженности, а не на свободном течении энергии, больше на воле, чем на чувстве. Жесткость является отрицанием, а не утверждением. Она говорит: "Не уступлю, не поддамся, не размягчусь". Изначально направленная против требований или угроз со стороны общества или родителей, она, укоренившись в структуре тела, становится сопротивлением против жизни вообще. Ограничивая свободное течение энергии в теле, она нарушает жизненную пульсацию и ограничивает дыхание, что снижает энергетический уровень человека. Но, так как она является проявлением "выдержки" и "воли", люди часто считают жесткость скорее достоинством, чем недостатком. Это особенно касается тех случаев, когда человек не осознает свою жесткость, пока она не вызовет боль. Так как эго контролирует мышцы, поддающиеся волевому контролю, жесткость является проявлением воли. Ее заявление: "Не хочу" могло бы также звучать: "Хочу и делаю"; "Не поддамся" могло бы звучать: "Я буду победителем и выиграю". У жестких людей сильная воля, но это не является признаком здоровья. Воля позволяет человеку достигать, но не позволяет наслаждаться достигнутым, так как это зависит от способности отдаваться. Воля сама по себе не является нездоровой или невротической. В опасных ситуациях она может спасти жизнь. Невротический характер она приобретает, если укореняется в структуре тела до такой степени, что человек не в состоянии отбросить ее и отдаться своему сердцу или сексуальной страсти. Несмотря на мнимую интеграцию, которую дает жесткость, личность страдает от расщепления между головой и телом, мышлением и чувствами. В итоге мы имеем дело с количественным фактором. Каждый человек в нашей культуре в какой-то степени страдает от расщепления. Когда это противоречие не такое глубокое, ему сопутствует жесткость. Глубокое расщепление приводит к видимому разладу между главными сегментами тела. В той же самой степени, в которой личность расщеплена, она теряет грацию и не обладает духовным опытом слияния со вселенной. Также как воля отделяет голову от тела, она изолирует человека от окружающих людей. С другой стороны, эта изоляция позволяет расцветать индивидуальности. Человек может быть кем-то именно потому, что использует волю. Использование воли и состояние упрямства это две разные вещи. Жесткость в ситуации кризиса это нечто совершенно иное, чем постоянная жесткость, так как она дает движущую силу. Мы считаем, что очень важно достичь успехов, кого-то победить, и не отдаем себе отчет в том, что в жизни нечего побеждать, к
|