Любимов Александр "Здравствуй!"

Скачать в архиве

Вступление

Группа “Здравствуй” ориентирована на то, чтобы дать участникам набор небольших, но высокоэффективных техник, апробированных уже на других группах, для их самостоятельного применения в жизни. Но на этой группе мы, в основном, играем. Учимся разбираться в собственных ролях и возможности их изменения. А особенно в Роли-По-Жизни, которую иногда еще называют Сценарием.

В свое время в Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) было сформулировано, что идеальная машина - это машина которой нет, а функции ее выполняются. Продолжая эту мысль, идеальный ведущий - это ведущий, которого нет, а его функции выполняются. Когда я делал эту разработку, меня интересовала возможность создания тренинга, в которой этот принцип был бы воплощен максимально. В какой-то мере мне это удалось, и получилась группа, основанная большей частью на получении личного опыта и минимально на ведущем.

Как вы уже поняли, при создании этой разработки меня в первую очередь интересовала форма подачи материала. Именно по этому многие упражнения похожи на упражнения из ПсихоТехнологии Успеха, но способ их подачи очень сильно отличается.

У занятий в “Здравствуй” есть достаточно четкая общая структура. Все начинается с того, что все здороваются. После этого идет ролевая игра, задача которой привести членов группы в рабочее состояние. После игры дается техника и время для ее отработки. Затем идет ряд игр на применение этой техники в жизни. Все завершается короткой медитацией на обобщение и адаптацию полученного опыта.

В конце методички дан ряд игр для того, чтобы у вас был выбор. Правда, эти игры, в основном, для пар “мальчик - девочка”, но на этой группе возможно сыграть роль другого пола. “Ролевые игры - 1” - игры с четким результатом (либо выиграл, либо проиграл). “Ролевые игры - 2” отличаются тем, что там результат не так четко определен, но зато возможна большая гибкость в процессе игры.

1-е занятие. Знакомство.

1. Знакомство.

На этой группе мы в основном будем играть. Поэтому вы сейчас можете познакомиться, сыграв обычное знакомство незнакомых людей. Тем более, что по большей части вы между собою не знакомы.

7 минут.

А теперь попробуйте поздороваться, как давно и хорошо знакомые люди. Попробуйте сыграть в это. Просто представьте себе, что людей, которые вас окружают, вы знаете очень давно и очень хорошо.

7 минут.

2. Новая компания.

1. Знакомство.

Разбейтесь на группы по 5-6 человек. Диспозиция такая... Среди вас есть Водящий и остальные, которые изображают Компанию. Не ТОО или АОЗТ, а хорошую, более - менее знакомую компанию. Почему вы вместе и для чего к вам хочет присоединится Водящий - придумайте в микрогруппе сами. Может вы пытаетесь добраться до какого-то места, или собрались на психологическую группу, или, может, просто весело гуляете по улице, а Водящему грустно одному и он тоже хочет быть в гуще жизни. Придумайте сами, как для вас более реально. И как проще или сложнее для Водящего.

Задача для Водящего. Вы пробуете познакомиться с группой людей, влиться в новую компанию... И пытаетесь сделать это так, чтобы они вас приняли. У вас максимум 5 минут. После этого Играющие голосуют, принимают они вас в компанию, или нет. И дают обратную связь. Почему и как... Разрешаются 3 попытки, во время которых вы можете попробовать поучиться на своих ошибках, попробовать другую тактику и вообще просто потренироваться.

Задача для Компании... Опирайтесь на свою реакцию. Как бы вы поступили в такой ситуации. Приняли бы человека, или предпочли бы, чтобы он был от вас на расстоянии.

  • Если какая-то группа закончит раньше времени, предложите им попробовать сыграть попытку знакомства с компанией, которая не слишком рада новым людям. Или как-то по другому усложнить ситуацию...

40 минут.

Обсуждение.

10 минут.

Правила знакомства.

Попробуйте сейчас обобщить свой опыт и написать 5-7 правил, идей, пожеланий на тему: “Как знакомиться с группой...”

То есть от вас требуется попробовать обобщить свой опыт и привести его в такую форму, чтобы им могли пользоваться и другие, менее опытные люди.

15 минут.

Сценка.

Если вы думаете, что сейчас будет торжественная зачитка правил в общем кругу, то вы глубоко ошибаетесь. Сейчас каждый из вас станет носителем идей вашей микрогруппы и займется их распространением.

Сейчас вам необходимо разбиться на новые микрогруппы таким образом, чтобы в них все люди были из разных “старых” микрогрупп этой игры. То есть надо сделать это так, чтобы в “новых” микрогруппах все члены были из разных “старых” микрогрупп.

А теперь задание. За двадцать минут вам необходимо не только обобщить те знания, носителями которых является каждый из членов вашей микрогруппы, но и придумать сценку на две-три минуты, которая бы демонстрировала применение этих правил в жизни.

Именно демонстрировала. Это может быть нечто символическое, или что-то грандиозное, наполненное правдой жизни. Как хотите. Это ваше творчество и ваша игра. Но постарайтесь только, чтобы главная цель этого представления - демонстрация правил знакомства - не потонуло в величии грандиозного сценарного замысла.

20 минут.

Театр.

20 минут.

ПЕРЕРЫВ.

3. Калибровка.

Черная карта.

  • Для данной игры требуется одна или две колоды карт. В зависимости от размера группы. Колода в 36 карт - на 18 человек.

В микрогруппах по 5-7 человек. Раздаются карты, одна из них - черная. Задача группы - определить, у кого черная карта. Задача того, у кого карта, не допустить этого. Время игры три минуты. Через три минуты группа должна решить, у кого черная карта.

Можно производить 2 вскрытия. То есть, если большая часть группы требует, чтобы человек показал свою карту, тот ее открывает. За каждое вскрытие - у всех в группе, кроме пока еще тайного обладателя черной карты - минус 30 очков. За то, что нашли - группе 100 очков. Не нашли - ноль.

  • Вообще говоря, получается что вскрывать карты можно 3 раза. Просто один раз за это не взимается 30 очков.

1 пример. В микрогруппе два раза вскрывали карты. У обоих человек оказались красные. Через три минуты показали на члена группы, у которого была черная карта.

Членам группы: 100 - 2*30 = 40 очков.

Обладателю черной карты - 0.

2 пример. В микрогруппе один раз вскрывали карты. Неудачно. Оказался честным. Через три минуты показали на члена группы, но тоже ошиблись...

Членам группы: 0 - 1*30 = -30 очков.

Обладателю черной карты - 100.

3 пример. В микрогруппе один раз вскрывали карты. И угадали сразу.

Членам группы: 100 - 1*30 = 70 очков.

Обладателю черной карты - 0.

30 минут.

  • Еще одни правила. Для более сложного варианта игры. Раздаются карты, но неизвестно, сколько черных: 2, 1 или 0. Определили точно сколько и у кого - 100 очков. Не определили - минус 100.

Хороший бизнес.

Сели в карусельку. Это означает, что вы разбились на пары и из этих пар образовали круг таким образом, чтобы один из членов пары был внутри круга, а второй снаружи.

Те кто сейчас во внешнем круге - Продавцы, а те, кто во внутреннем соответственно Покупатели. Задача у обоих - выиграть от предлагаемой сделки. Но ситуация как в незабываемой книге: - “Утром деньги, вечером стулья”. То есть товар предлагается значительно дешевле, но деньги вперед. Как сейчас говориться “с предоплатой”. Какой товар - зависти от ваших представлений и знаний. Это могут быть 4 сникерса по цене трех с половиной, а может быть партия компьютеров на 1.5 миллиарда долларов. Все зависит от вашего вкуса и фантазии. Но...

Как Продавец, так и Покупатель могут быть аферистами. Продавец может исчезнуть вместе с вашими деньгами, а Продавец подсунуть фальшивки или сделать еще какую-нибудь гадость. Ваша задача - за три минуты определить, собираются ли вас надуть, или сделка действительно выгодная и в ней стоит поучаствовать. А честный ли человек, зависит от того, какая карта ему достанется. Черная - аферист, красная - совсем наоборот.

  • Карты раздаются просто из колоды. Поэтому могут быть одновременно два афериста в одной паре.

То, что Покупатель может отказаться от сделки, это понятно. Но Продавец это тоже может сделать, но не столь явным образом. Он может начать повышать цену или пообещать, что перезвонит, когда будут готовы бумаги. Или просто вдруг резко передумать.

Вам делают выгодное предложение. Но вы не знаете, честный ли перед вами человек. За 5-7 минут разговора попробуйте определить это. Честный ли партнер определяется по тому, какая у него карта - черная или красная.

  • Через три минуты вы просите поднять руки тех, кто собирается совершить эту сделку. При чем в паре один имеет право руку поднять, а второй нет.

  • На игру дается по 3 минуты. После этого минута обратной связи и пары меняются. Например, сдвигаются на одного человека то сидящие во внутреннем кругу, то во внешнем. Соответственно так, чтобы пары не повторялись. И меняются ролями по очереди. Если сначала Продавцами были сидящие во внутреннем круге, то в следующей игре - сидящие во внешнем круге. А потом опять наоборот.

30 минут.

4. Заключительная медитация.

Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Вы даже можете закрыть глаза. И после этого попробуйте вспомнить, чем мы сегодня занимались и как вы можете использовать полученые знания в вашей жизни.

10 минут.

2-е занятие. Вхождение в роль.

1. Здравствуй.

Во многих восточных школах боевых искусств есть такое правило - перед началом занятия все кричат боевой клич. Мы не на востоке, но я думаю, что для сплоченности и настройки на работу это прекрасное мероприятие. Поэтому, станьте пожалуйста в круг, но достаточно свободно, так, чтобы не мешать друг другу. Ваша задача - всем одновременно крикнуть “ХА” и выкинуть вперед руки с раскрытыми пальцами. Руки выбрасываются в сторону центра. И, самое главное, все это надо сделать одновременно всей группе и с максимальной энергией. Итак...

  • Обычно, клич мы издаем раз 5-6. Нужно стараться сделать так, чтобы крик был совершенно слитным. И достаточно громким. Можно помогать расчетом “раз, два, три...”

10 минут.

2. Дождь.

Вы вышли из метро и обнаружили, что на улице идет дождь. А зонта вы с собой не взяли. Но рядом с собой вы обнаруживаете трех человек, с зонтами. Они, возможно, идут в ту же сторону, а возможно и нет. У вас 2 минуты на то, чтобы попробовать сделать так, чтобы один из них составил вам пару с зонтом. И три попытки. То есть три попытки по 2 минуты каждая. И мне бы хотелось, чтобы вы все побывали в роли соискателя зонтиков.

20 мин.

Обсуждение.

10 мин.

3. Роли в нашей жизни.

Один из способов описания нашей жизни, нашего поведения - это ввести понятие роли. Роль - это то, во что мы играем. Роль как бы имеет свою цель, свою направленность. С одной стороны, это очень удобно - роль имеет более-менее подходящий для многих ситуаций набор вариантов поведения. Вернее, роль - это шаблон, по которому строится поведение в данной ситуации. Плюс еще то, что роль - это не мы. И ошибки сделанные при исполнении это не наши ошибки. Это виновата роль.

Проблема роли - ее четкая направленность на достижение цели и, очень часто, отсутствие гибкости. Обычно, наработки и достижения одной роли не доступны другой.

Еще одно - обычный человек привык играть 3-4 роли. Хороший актер имеет в своем репертуаре 7-9 типажей.

Но очень большой плюс роли это то, что они более-менее известны. Для того, чтобы жить в обществе и играть в социальные игры нам необходимо хорошо разбираться в ролях других людей. И мы можем использовать этот ресурс. Есть достаточно простая техника перехода из одной роли в другую. Так же мы можем расширить роль, сделать ее более гибкой. Итак, первое упражнение.

Какую роль вы играете в жизни.

Разбейтесь на группы по 4-5 человек и попробуйте обсудить и определить, какую роль каждый из вас обычно играет в жизни. Попробуйте дать ей имя. И еще подумайте о том, каким ситуациям эта роль подходит, а каким она совершенно соответствует. Скажем так, попробуйте найти сильные и слабые стороны этой роли.

Естественно, многих людей вы видите почти впервые и не можете с уверенностью сказать о них что-то определенное. Но я еще раз напоминаю вам, что это игра. И вы можете потренировать свою интуицию. И наблюдательность. Потому что роль находит отражение во всем. В одежде, голосе, позе, походке. И на человеке играющем роль “Безалаберного” даже костюм за 1.500$ будет сидеть как мятая и жеваная майка, а на “Победительнице” маечка будет выглядеть как костюм от Диора. Попробуйте все это увидеть и услышать.

  • Для каждого из вас то, что вам скажут другие - это только то, что можно принять к сведению. Решение принимаете вы сами. Но мнение других - это повод к размышлению. Это совершенно не “окончательный диагноз”.

20 мин.

Сценка.

Я вижу, что вы уже справились с заданием. Теперь сделайте, пожалуйста, следующее. Придумайте каждой основной роли членов вашей микрогруппы метафору. В данном случае это некий сценический образ, фраза плюс настроение.

“Вообще-то я замужем”.

“Мне ТАК грустно”.

“Никто МЕНЯ не любит”.

“Я ТАК РАД вас всех видеть!”

После этого попробуйте придумать сценку на 2-3 минуты, в которой эти роли были бы максимально обозначены. Именно сценку. Чтобы было взаимодействие, а не пять монологов подряд. Скорее всего, это будет гротеск, абстракция или символика. Хотя, может быть и совершенно жизненная ситуация.

15 мин.

Театр.

В общий круг. Какая группа хочет быть первой? Прекрасно. Начали.

15 мин.

Список ситуаций.

Сейчас уже будет перерыв. Но вы не просто будете отдыхать. У вас у всех будет задание. Возьмите бумажку и напишите 5-7 ситуаций, в которых ваша роль проявляется наиболее ярко. Не более частых ситуаций, а наиболее характерных. И сделайте так, чтобы среди этих ситуаций были как такие, в которых эта роль хорошо соответствует моменту, так и такие, в которых она (роль) вас ограничивает и вы ведете себя не лучшим образом. То есть, ситуация вызывает у вас трудности.

ПЕРЕРЫВ.

4. Вхождение в роль.

То, чем мы сейчас будем заниматься, вы делаете постоянно. Особенно много вы это делали в детстве. ЭТО - вхождение в роль. Дети обычно обучаются играя в игры и примеривая на себя то роль родителей, то любимых кино- или теле- героев, то роль персонажей книг. Они играют и обучаются одновременно.

И мы сейчас попробуем немного вспомнить этот способ и научиться им пользоваться в нашей повседневной жизни.

Это ведь только один из множества способов описать человека и то, что он делает в этой жизни. И я не предлагаю вам просто выбрать новую роль вместо старой. Я предлагаю вам научиться соответствовать ситуации. Как к каждому замку требуется определенный ключ, так к каждой ситуации требуется свое поведение. А когда ключ не соотвествует, либо вы не можете войти в комнату, либо очень долго возитесь с замком и открываете его со скрипом.

А роль - это только шаблон. И чем больше у вас этих шаблонов, тем к большему числу замков вы можете подобрать ключи.

И идеал здесь - это когда вы можете соответствовать любой ситуации. Как бы умение того, чтобы ситуация “делала” вас. Еще одна метафора - это когда вы становитесь текучими, как вода. И можете заполнить любую емкость.

0. Мета-роль.

Подумайте о том, какую роль вы играете по жизни. Придумайте или вспомните метафору к этой роли.

  • Я здесь не расписываю подробно, потому что это было сделано в описании предыдущих упражнений.

1. Выбор новой роли.

Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и выбрали для себя такую роль, которая вам интересна и которая вам может дать что-то новое, обучить чему-то интересному. Обычно, я предлагаю взять роль противоположную той, которую вы обычно играете по жизни. Или ту, которую вообще никогда на себя не примеряли. Если вы по жизни Застенчивый, то попробуйте роль Наглеца или Донжуана. Если же ваша обычная роль - Шикарная Женщина, то возьмите на пробу роль Скромной Девушки.

“Противоположности не противоречат, а дополняют друг друга”.

И попробуйте придумать обозначение - фразу, действие, эмоцию для этой роли. Как в упражнении, когда вы делали сценку. Может, это будет любвеобильный мужчина, который так вкрадчиво говорит: “А как вас зовут?”. Или девушка, которая скромно потупясь и ковыряя землю, произносит “Я тут ни при чем”.

2. Создание образа.

Представьте себе образ, который для вас обозначает эту роль. Обычно я предлагаю три способа для этого:

  1. Вы можете представить себя, играющего эту роль. Как вы выглядите со стороны.

  2. Вспомните человека, который прекрасно играет эту роль. Это может быть ваш знакомый, киногерой, и даже герой книги.

  3. Создайте как бы архетип роли. Завистник, Герой, Супермен. Это как бы чистая роль, без всяких нагрузок.

Естественно, для у каждого способа есть свои достоинства и недостатки. Когда вы выбираете образ самого себя, играющего эту роль, то все зависит от того, хорошо ли вы ее умеете играть или не очень.

Если вы выбираете другого человека, то вместе с ролью вы можете получить и его болезни и комплексы. Правда только на время игры. Но, если он играет хорошо, то и вы скорее всего будете это делать естественно и достоверно. Это можно назвать “Правило Жены и Тещи”. Или “Правило Мужа и Свекрови”.

Когда вы женитесь, вместе с женой

вы получаете в нагрузку всех ее родственников.

То же самое для того случая, когда вы выходите замуж.

  • Это для тех, кто в силу определенных причин не может жениться.

Архетип же не несет в себе никаких нагрузок, но он слишком неестественный. Как герой в мексиканском телесериале. Если это негодяй, то ничего человеческого в нем нет. А если она порядочная девушка, то все вокруг гады и делают подлости, а она всегда хорошая и тут не при чем. От архетипа хорошо обучаться роли, но брать за образец я бы не особенно рекомендовал. Он требует еще человеческого наполнения.

2. Вхождение в образ.

А теперь войдите в этот образ. И отпустите свое тело. Разрешите ему делать то, что оно считает нужным. Если оно захочет как-то изогнуться, сменить позу, расслабиться или напрячься, то разрешите ему это сделать. Будьте просто сторонним наблюдателем. Разрешите роли играть вас. Но не забывайте, что пульт управления находится у вас. И она вас играет только до тех пор, пока вы ей это разрешаете.

  • Обычно я говорю, что с одной стороны это чрезвычайно простая техника, а с другой стороны, чрезвычайно сложная. Простота в исполнении. Трудность в отказе от контроля. В том, что нужно “отпустить” себя, в пассивности.

  • Я не говорю о страхе перед чем-то новым. Это само собой.

4. Вживание в роль.

Для того, чтобы лучше вжиться и лучше осознать все те изменения которые произошли, немного поговорите, пройдитесь, поделайте разные дела и подумайте о разных вещах. Вживитесь в этот образ. Вернее разрешите этому образу на время вжиться в вас.

Попробуйте несколько раз войти и выйти из этой роли. Прочувствуйте отличия между вашим обычным состоянием и этим новым. Вхождение в роль напоминает примерку новой одежды. К ней нужно привыкнуть.

5. Взгляд со стороны.

А теперь отойдите в сторону и взгляните на обе ваши роли - Мета-роль и Новую. Чем они отличаются? Как меняется ваше восприятие и ваше мышление? Найдите и проговорите эти различия.

После этого подумайте о том, к каким ситуациям подходит ваша старая роль, к каким новая. А где они не подходят обе и нужно что-то другое. Найдите то, что объединяет эти типы ситуаций и попробуйте это сформулировать.

  • Здесь дан вариант для индивидуальной проработки. На группе мы это делаем в парах. И проигрываем по 3-4 разных роли для того, чтобы лучше научиться этому процессу.

  • Задача Тренера - управлять процессом и следить за временем. Иногда полезная функция Тренера состоит в подстегивании и стимулировании Кролика. И, возможно, снятие ответственности с Кролика за процесс, что позволяет тому расслабиться и не бояться ошибки.

30 мин.

5. Использование ролей.

Разбейтесь на группы по 3-4 человека. Вспомните о своих бумажках, на которых вы писали ситуации, в которых ваша “роль по жизни” проявляется наиболее ярко. И сделайте так. Водящий выбирает сначала одну ситуацию и рассказывает о ней группе. После этого группа разыгрывает эту ситуацию, а Водящий проходит ее в двух различных ролях. Эти две новые роли он выбирает из соображений наилучшего соответствия данной ситуации. На каждого человека во всех вариантах порядка 5-8 минут.

После того, как все побывают ведущими, вы разыгрываете следующие ситуации. Учтите, что на все упражнение у вас минут сорок. И я надеюсь, что сначала Водящие выберут ситуации, которые вызываю у них трудности.

40 мин.

  • Некоторые говорят, что во время этого упражнения они очень устают. Тогда можно предложить сравнение обучения этой технике с обучением письму. Сначала вы очень устаете, совершая непривычные действия, а после чувствуете себя легко и расслаблено.

Обсуждение.

10 мин.

6. Домашнее задание.

У меня есть для вас небольшое задание на дом. Оно состоит как бы из двух частей.

Первое. Мне бы хотелось, чтобы вы сделали следующее. В каждой ситуации пытайтесь определить, какую роль вы в данный момент играете. Попробуйте дайте ей имя и придумать метафору. И попытайтесь найти другую роль, которая бы соответствовала этой ситуации. И попробуйте пройти эту ситуацию в этой новой роли.

Ваша задача научиться использовать ту ролевую технику, которую вы сегодня изучали, в реальной жизни и конкретных ситуациях. Научитесь легко и быстро входить и выходить из ролей, разграничивать их и удерживать.

Второе. Определите все-таки для себя, какую роль вы играете в жизни. Что общего во всем вашем поведении. Это можно определить, как то, что есть множество тропинок, но все они как бы объединяются или лежат в пределах одной дороги. Вот попробуйте найти и определить эту дорогу. И назвать.

7. Заключительная медитация.

10 минут.

3-е занятие. Расширение ролей.

1. Здравствуй.

На этой группе мы занимаемся тем, что играем. И поэтому давайте сыграем во встречу. Сначала представьте, что вы все на официальном приеме. Войдите в роль человека из более-менее “высшего” общества. Как вы его себе представляете. Мужчины могут почувствовать на себе смокинги и галстуки-бабочки, девушки - вечерние платья. И вы здороваетесь, как на светском рауте. Разыграйте, пожалуйста...

10 мин.

Обсуждение.

Леди и джентльмены! Прошу садиться. Кому это было сложно - войти в атмосферу светского раута? А кто стеснялся играть в “эту дурацкую игру”?

5 мин.

2. Очередь.

Ваш поезд стоит всего три минуты. А вам страшно хочется есть. А все запасы еды уже кончились. Вы подбегаете к буфету, а там очередь. Ваши действия. Если вы просто устроите скандал, то это будет скучно. Сделайте что-нибудь более интересное.

В группах по 4-5 человек. Один играет пассажира поезда, еще один - буфетчицу, остальные - очередь. Максимум три попытки по 2 минуты.

15 мин.

3. Обсуждение домашнего задания.

У вас было домашнее задание. Кто что делал, у кого что получилось, что не получилось. И какие выводы вы можете сделать из этого опыта.

4. Публичное выступление.

Проигравший, не выигрывающий и выигрывающий. (Лягушки - Принцы).

Вы все подумали на тему, а какую роль вы играете по жизни, какова ваша Мета-роль. Это не означает, что у вас действительно именно эта роль. В конце концов это только игра. Сыграйте, как будто вы решили, что у вас эта роль по жизни. Тем более, что задача сегодняшнего занятия научить вас менять и расширять свои роли. Но для того, чтобы что-то менять, нужно хотя бы это иметь. Это только еще одна возможность стать гибче и свободнее. И для этой игры не важно, будете ли вы обличать свою роль во всех смертных грехах, или уверять всех, что она самая лучшая. Это ваше дело. Да и это не важно. Главное, чтобы вы ее определили и сыграли в то, что вы в это верите. Вообще говоря, ведь это всё обман.

Ваша задача в этом упражнении - сделать публичное выступление на тему “Моя роль в жизни”. И привести факты и доказательства того, что у вас именно эта роль, и никакая другая.

Это может быть в самой разнообразной форме.

- Да, я осознал. Я всю жизнь играл в Спящую Красавицу и ждал того, кто меня разбудит. Даже в первом классе...

- Всю жизнь я чего-то добивался. Я стремился быть первым, в школе я был отличником, на заводе - передовиком производства. В семье - образцовым мужем. Как мне это надоело...

- Всего в своей жизни я добивался сам...

30 мин.

5. Расширение ролей.

Как я и обещал, сегодня мы займемся расширением наших ролей. В какой-то мере, вы уже тренировали первую часть этого упражнения. Вхождение в роль. Но теперь задача немного другая - сделать ваши роли гораздо более гибкими. Впрочем, и вас тоже.

  • Здесь дано описание работы с Мета-ролью. В случае работы с ситуативной ролью просто на первом шаге работа ведется с нею, а не с Мета-ролью.

1. Старая роль.

Какую роль вы играете по жизни. Какова ваша Мета-роль. Дайте ей имя и придумайте метафору, характеризующую ее.

2. Новая роль.

Подумайте, с какой Новой Ролью вы хотели бы поработать. Старайтесь, для начала, выбрать роль противоположную той, которую вы больше всего играете по жизни. В этом случае нам будет проще работать.

Но выберите противоположную не формально, а качественно. Например, ваша обычная роль - “Победитель”. Формально противоположная тогда - “Проигравший”. Ну, а качественно противоположная - “Свободный”. Или “Спокойный”. Это зависит только от вашего личного понимания этого качественного различия. И так же, как в первом шаге, дайте имя и придумайте метафору Новой Роли.

3. Образ Новой Роли.

Представьте себе образ наиболее, по вашим представлениям, соответствующий данному типажу. Либо вы в этом состоянии, либо человек, наиболее характерный в жизни в этой роли, либо собирательный образ, как бы архетип: “Великая Мать”, “Деловая Женщина”, “Супергерой”.

Поставьте этот образ на расстоянии шага от вас. И как только он станет достаточно четким, войдите в него. И отпустите свое тело. Разрешите ему действовать так, как оно сочтет нужным. Походите, прочувствуйте что изменилось в движениях, в восприятии мира. Поговорите. Послушайте, как меняется голос. Короче, вживитесь в эту роль.

4. Выяснение отношений.

А.

А теперь обернитесь и посмотрите на образ своей старой роли. Что вы о ней думаете? Что вы можете о ней сказать с позиции Новой Роли?

Б.

Вернитесь в Старую Роль. Что вы можете сказать о вашей Новой Роли? Что ей посоветовать или о чем спросить?

5. Внешняя позиция.

Выйдите за пределы этих двух ролей. Посмотрите на них со стороны. Что хорошего в каждой из этих ролей? Что может дать Старая Роль Новой Роли? Что может взять Старая Роль у Новой?

6. Расширение Ролей.

А теперь приблизьте эти образы друг к другу, чтобы они соприкасались. Пусть они обменяются тем наиболее полезным и ценным, что у них есть. И посмотрите, как изменятся образы. После чего позвольте этим образам раствориться в вас. Проинтегрируйтесь с ними.

  • Можно сделать это, посадив эти роли себе на руки и медленно приблизив их так, чтобы ребра ладоней соприкасались. Но не сжимать их! А объединиться можно прижав руки к груди и “втолкнув” в себя образы изменившихся ролей. А потом разрешите им раствориться в вас.

7. Проверка.

Подумайте, что изменится в вашей жизни после всех этих изменений. Что конкретно изменится. Попробуйте все это проговорить и представить.

  • Сначала я предлагаю поработать в парах с расширением Мета-роли. Чтобы изменить основу. А в следующем упражнении уже работать с более конкретными жизненными ситуациями.

40 минут.

ПЕРЕРЫВ.

6. Работа в микрогруппе.

На прошлом занятии каждый из вас выбрал несколько ситуаций, в которых он хотел попробовать вести себя по-новому. А группа разыгрывала эти ситуации. Сегодня все будет несколько иначе. Ситуации каждому из вас будет придумывать ваша микрогруппа. И, соответственно, их разыгрывать. Точно так же, будет по три попытки. И время подумать над тем, как и какую роль вам надо расширить.

  • Рекомендации играющим. Думайте над тем, какую роль вы раньше играли бы в этой ситуации. И как ее расширить лучшим образом.

И просьба к группе. С каждым кругом старайтесь усложнять ситуации. Чтобы человеку надо было потрудиться и поработать.

60 мин.

7. Обсуждение.

Мне бы хотелось, чтобы вы все проговорили, что конкретно вы получили в результате сегодняшней работы. Чему научились и чему вы еще можете научиться, используя новый опыт?

8. Заключительная медитация.

10 минут.

4-е занятие. Перенос Мастерства.

1. Здравствуй.

ХА.

10 мин.

2. Телепередача.

Разбейтесь на группы по 4-5 человек. Задание такое. Один из вас будет изображать либо зятя, либо невестку, в зависимости от пола. Вашего. Вы смотрите очень интересную передачу, но ваша свекровь (теща, свекор, тесть), которую изображает второй член микрогруппы, собирается посмотреть ее еще более горяче ею любимый мексиканский телесериал. И сообщает вам о своем желании. Вы хотите досмотреть передачу, но и со свекровью ссориться не стоит.

Остальные изображают зрителей. Ну, какой театр без зрителей?! А чтобы они просто так не сидели, давайте за эту игру те, кто играют, будут получать оценки, выставлять которые будут играющие зрителей. Постарайтесь, чтобы каждый побывал как в роли Зятя (Невестки), так и в роли Тещи (Тестя, Свекра, Свекрови).

Отлично.

Если Невестка не дала переключить программу, но и не поссорилась со свекровью.

- Ольга Васильевна! Смотрите, это же ваш любимый актер. А телесериал вы посмотрите завтра с утра, а завтрак я сделаю.

Средне.

Если девушка не дала переключить программу, но при этом у свекрови испортилось настроение.

- Отстаньте от меня Ольга Семеновна со своим телесериалом. Вот закончится передача, тогда хоть обсмотритесь.

Плохо.

Если свекрови удается переключить телевизор на другой канал.

  • Расписано для Невестки со Свекровью. Для Зятя все будет в мужском роде.

20 мин.

3. Мастерство.

До этого мы говорил, в основном, о ролях, о шаблонах поведения. Это еще можно описать, как направление движения. А сегодня мы будем заниматься Мастерством. Это умение что-либо делать эффективно, грамотная стратегия. И если роль - это сценарий, то Мастерство - способность этот сценарий воплотить в жизнь. Как в театре. Есть пьесы с расписанными ролями и есть актеры. И одни из них могут сыграть эту роль хорошо, другие плохо, а третьи это сделают просто прекрасно!

Каждый человек умеет делать что-то отлично. Обычно это то, что он делает так хорошо, что это получается у него сам собой. И он не обращает на это внимание. Например, говорит на родном языке. А ведь мы все этому учились. Ну, а так же, некоторые прекрасно моют посуду, чистят картошку, рассказывают анекдоты или общаются в магазинах.

Но самое главное не это. Обычно, Мастерство имеет общую структуру для большинства ситуаций. И его можно переносить из ситуации где оно есть в ситуацию где его нет! И, хотя, у каждого человека существует не один, а несколько способов Мастерства, очень часто он ими не пользуется в тех ситуациях, где они могли бы ему больше всего понадобиться. При чем не важно, что вы делаете хорошо: чистите картошку, знакомитесь на улице или решаете интегралы. Хотя, скорее всего, интегралы вы решаете несколько другим способом, чем рассказываете анекдоты.

4. Зато...

Я надеюсь что вы уже осознали, что можете быть Мастерами в самых различных областях?! Сейчас я предлагаю вам более конкретно подумать об этом. Мы сыграем в одну замечательную игру. Она называется “Зато”. У нее очень простые правила. Вы разбиваетесь на группы по 5-6 человек. Садитесь в круг. И первый говорит:

- Я отлично умею варить картошку.

Следующий ему отвечает:

- А я, зато, прекрасно играю на гитаре.

И так по кругу. Вы называете те вещи, которые вы делаете отлично и говорите при этом только правду. Если кто-то в течение 30 секунд не находит нового дела, то он выбывает из круга.

Вы можете повторять, то, что говорили ваши партнеры, но не имеете права повторяться сами. То есть, если кто-то сказал, что он хорошо моет полы, то вы имеете права сказать:

- А я мою еще лучше.

Но еще раз говорить об этом просто так, констатируя факт, вам нельзя. И вы называете за раз только одно дело. И говорить об этом требуется с полной уверенностью в правоте своих слов. Так, чтобы вы даже сами поверили!

20 мин.

Обсуждение.

10 мин.

4. Перенос Мастерства.

А сейчас мы поучимся переносить Мастерство из одной области в другую. Мы уже как-то говорили, что у человека есть все необходимые ресурсы для изменения. Вопрос обычно состоит в том, как до этих ресурсов добраться.

Как ни странно, это наверное один из самых простых и быстрых способов изменения, который я встречал. Нам достаточно только сделать так, чтобы вы смогли совместить два состояния - где вы эффективны и где вы собираетесь стать эффективными.

В метафоре с домом это можно описать так. Вам как-то надо одновременно открыть две комнаты и подглядеть, как в одной из них расставлена мебель более правильным способом и расставить ее так же во второй комнате. Сейчас мы попробуем сделать это через работу с образами, но можно поработать и с ощущениями.

1. Выбор области изменения.

Подумайте о том, где вы хотите стать более эффективным. Представьте себя в этой ситуации. И поместите этот образ на передний план.

2. Область Мастерства.

Найдите область, схожую с вами выбранной, но где вы действуете эффективно. Например, если вы выбрали деловое общение, то может вы хорошо можете знакомиться с девушками или прекрасно разговариваете с продавцами южных фруктов.

А теперь перенесите картинку, на которой вы видите себя со стороны в ситуации, где вы действуете эффективно, на задний план.

3. Совмещение картинок.

Наблюдайте сквозь ближнюю картинку образ себя в ситуации, где вы действуете эффективно, которая находится на заднем плане. Разрешите этим образам взаимодействовать до тех пор, пока изменения не закончатся или не станут циклическими.

4. Проверка.

Представьте себя в ситуации, в которой вы хотели бы быть более эффективны. Шагните в образ и проживите эту ситуацию изнутри. Что в ней изменилось? Нашли ли вы то, чего вам не хватало в данной ситуации?

Страницы: 1 2 3 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться