- А как он обогатил вашу жизнь?
- С чего же начать? - задумался Дэн. - Здесь можно целый перечень составить.
Он поверил в меня.
Он искренне говорил, как ценит меня.
Он помогал мне выйти из комфортной зоны и остаться при этом в рамках своих возможностей и способностей.
Он показал мне целый мир, посылая меня в поездки за границу.
Он в присутствии окружающих говорил обо мне лучше, чем я того заслуживал.
Он открыл передо мной двери, которые я никогда не смог бы открыть самостоятельно.
Он постоянно учитывает мои интересы.
Он ввел меня в круг своих близких друзей.
Он относится ко мне как к младшему брату, а лучшего и пожелать нельзя.
Если бы я не встретил Джона, моя жизнь была бы совсем непохожа на нынешнюю - изменились бы карьера, знания, отношения с людьми. Он обогащает мою жизнь на каждом шагу вот уже на протяжении двух десятилетий. Чем эту ценность измерить?
Джон никогда не упускает возможность повысить ценность каждого человека. И это помогает ему завоевывать расположение людей.
ДЖОН: ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК
В глубине души я твердо убежден, что в этой жизни нет ничего важнее людей. Уяснив себе эту истину, я стараюсь жить в соответствии с ней. Для меня это означает одно: делать все возможное, чтобы увеличивать ценность каждой человеческой жизни.
Если вы хотите жить так же, руководствуйтесь следующими советами.
Цените людей
Все начинается с вашего отношения к людям. Эксперт в области человеческих взаимоотношений Лес Гиблин пишет: «Человек никогда не ощутит собственную значимость в вашем присутствии, если в глубине души вы считаете его ничтожеством». Разве не так? Вы не находите, что трудно сделать для людей что-то приятное, если вы их не любите?
В том, как мы относимся к людям, заключается разница между манипулированием и мотивацией. Если у нас нет желания помогать другим, но сами мы охотно принимаем помощь, возникает большая проблема. Используя людей для личной выгоды, мы манипулируем ими. Мотивируя же их, мы ищем вместе с ними взаимной выгоды. Это ситуация, в которой выигрывают все.
Кто для вас окружающие люди? Объект для оказания помощи или досадная помеха на вашем пути к успеху? Писатель Сидней Харрис говорит: «Люди хотят, чтобы их ценили, а не производили на них впечатление. Чтобы к ним относились как к личностям, а не как к отражению ваших амбиций. Чтобы их воспринимали как самостоятельную ценность, а не как средство удовлетворения вашего тщеславия». Если вы хотите повысить ценность другого человека, то должны его ценить.
Повысьте собственную ценность
Мы уже говорили о том, что нельзя дать то, чего вы не имеете. У некоторых людей доброе сердце, они рады были бы поделиться с окружающими, но делиться им практически нечем. Почему? Потому, что они не сумели для начала накопить ценность в себе. Повышение собственной ценности - это не эгоизм. Накапливая знания, обучаясь новым умениям, приобретая опыт, вы не только совершенствуете себя, но и повышаете свою способность помогать другим.
В 1974 году я принял решение начать работу над своим развитием. Я был уверен, что это поможет мне стать лучшим священником, и начал усиленно читать книги, слушать записи, посещать конференции, учиться у самых известных лидеров. В то время я еще не знал, что это решение станет самым важным в моей программе оказания помощи окружающим, но именно так все и получилось. Чем совершеннее становился я сам, тем качественнее была моя помощь людям в их самосовершенствовании. Чем выше становился я, тем выше могли подняться стоящие рядом. То же самое относится и к вам. Если вы хотите добавить ценность окружающим людям, прежде всего займитесь повышением собственной ценности.
Знайте, что ценят люди
Прочитав главы «Слушайте сердцем» и «Найдите ключи к сердцам людей», вы уже в целом поняли принципы, лежащие в основе этого метода. Если вы уже начали практиковаться в нем, то представляете, с какими затратами времени он связан.
Но вы также должны понять, что это, пожалуй, самый главный шаг, помогающий завоевать расположение людей. Если вы будете знать, что больше всего ценят люди, то вам - при некотором усилии - удастся увеличить их ценность.
Я всегда знаю, чем могу поделиться с близкими мне людьми. Это необходимо знать и вам. Вот некоторые примеры из моей жизни.
Моя жена Маргарет ценит время, которое я провожу с ней, и мое внимание.
Мои дети Элизабет и Джоэл ценят то, что мы с Маргарет заложили в них в результате воспитания.
Мой брат Ларри ценит мои молитвы и совместно проведенное время.
Мои племянники Эрик и Трои ценят мои отеческие советы и любовь, которую я им дарю.
Президент моей некоммерческой организации EQUIP Джон ценит те возможности, которые я ему предоставляю как лидеру.
Президент моей компании ISS Керк ценит мою дружбу и наши партнерские отношения.
Том ценит мою дружбу и наставничество.
Рик ценит мое отношение к нему как к «младшему брату».
Джоэл ценит те деловые связи, которые я ему обеспечиваю.
Этот перечень можно продолжить, но я боюсь вам наскучить. Главное, чтобы вы поняли: необходимо знать, что ценят люди, которые вам близки и дороги.
Кстати, добавляя ценность в жизнь окружающих, вы приносите пользу не только им, но и себе. Люди, которых я перечислил, повышают ценность и моей жизни. Некоторые из них дали мне так много, что я при всем желании не смог бы отплатить им тем же.
Лес: закрепление пройденного
Обогащение жизни ближних - это одна из целей, с которыми Бог послал нас в этот мир. Вы никогда не ошибетесь, помогая окружающим лучше прожить жизнь и раскрыть свой потенциал.
Чтобы применить урок Джона на практике…
Забудьте о стремлении к успеху и займитесь повышением ценности своей личности.
Задайте себе вопрос: кто обогащает мою жизнь и чью жизнь мне больше всего хотелось бы обогатить?
Сделайте следующее: составьте список близких вам людей и определите, что они больше всего в вас ценят.
Помните, что, если вы не цените людей по-настоящему, они никогда не будут ощущать собственную значимость в вашем присутствии.
19. ЗАПОМИНАЙТЕ ИСТОРИЮ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА
Многие люди не нуждаются в ваших советах.
Они предпочли бы чтобы вы просто
выслушали их историю.
Филипп Стенхоп, граф Честерфилд
Лес: осмысление увиденного
Время от времени Джон задает мне вопросы:
- Лес, расскажи мне про своего отца. Как у них с матерью идут дела после переезда в Финикс?
В этом весь Джон. Он не забыл, что мои родители недавно переехали в другой город.
- И про брата тоже расскажи, - продолжает он. - Что от него слышно в последнее время?
Похоже, что Джон помнит историю каждого человека, хотя он знаком очень со многими. Он никогда ничего не забывает. Мне неоднократно приходилось слышать, как, знакомясь с людьми, он сразу же просит их рассказать о себе. Я поинтересовался у него, как ему удается все это запоминать.
- Во-первых, я люблю, когда человек рассказывает мне интересные истории, независимо от того, познакомился я с ним только что или знаю его всю жизнь. Когда я встречаюсь с отцом, которому исполнилось уже восемьдесят два года, мы все время рассказываем что-нибудь друг другу. Мы обсуждаем события, происшедшие в нашей жизни недавно, но зачастую мне приходится выслушивать также истории, которые я слышал уже десятки раз. Некоторые из них отец любит рассказывать при каждой нашей встрече. О других мне приходится иногда просить его. Некоторые из них я с удовольствием пересказываю другим людям.
- Но ведь порой ты тратишь много времени и на то, чтобы выслушать историю человека, с которым едва знаком.
- Это верно. Если у меня есть хоть пара минут, я всегда прошу человека рассказать о себе, потому что знаю, что в этом случае он сфокусирует внимание на себе самом, своих интересах, мечтах, уникальных способностях, разочарованиях, проблемах, надеждах - на своем жизненном пути. Если человек видит, что я им интересуюсь, он раскроет мне душу, а на этом можно построить прекрасные взаимоотношения.
Недавно я ехал на такси из аэропорта Сан-Диего в Коронадо и разговорился с водителем. Его звали Рафаэль. Я попросил его рассказать о себе, и он поведал мне, что живет в Коронадо уже тридцать пять лет и нашел здесь то, чего не мог найти за всю свою жизнь, - круг общения. Каждый вечер он встречается с друзьями на местном рынке, они беседуют и играют в разные игры. Он был так рад поделиться со мной историей своей жизни, что даже пригласил меня на рынок.
Вот вам наглядный пример того, как можно в кратчайшее время установить хорошие отношения с человеком, всего лишь попросив его рассказать о себе. Только представьте, какое впечатление вы на него произведете, если запомните его историю. Это позволит вам очень быстро восстановить с ним отношения при последующей встрече.
ДЖОН: ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК
Существует множество причин, по которым стоит запоминать историю человека. Вот лишь некоторые из них, которые заставляют меня поступать таким образом.
Задавая вопрос об истории человека, вы говорите ему: «Ты можешь представлять важность».
Запомнив историю человека, вы говорите ему: «Ты представляешь важность».
Напоминая человеку о его собственной истории, вы говорите ему: «Ты представляешь важность для меня».
Рассказывая его историю другим людям, вы говорите ему: «Ты представляешь важность для окружающих».
Каков же результат? Вы сами становитесь важной персоной для человека, рассказавшего вам свою историю.
Чтобы использовать этот метод для завоевания расположения людей, нужно всего три небольших шага. Сложность заключается лишь в том, чтобы последовательно и постоянно применять эти шаги ко всем, кто встречается в вашей жизни.
1. Задайте вопрос
При знакомстве с новым человеком сразу же после представления и обмена любезностями попросите его рассказать о себе. Это можно сделать самыми различными способами. Либо просто в лоб задать вопрос: «Расскажите о себе». Либо спросить, откуда он родом или каким образом оказался в этой компании. Делайте так, как вам удобнее.
Если вы раньше никогда так не поступали и на первых порах испытываете неловкость, попрактикуйтесь для начала на людях, с которыми вы, по всей вероятности, никогда больше не увидитесь, - водителе такси, пассажире, сидящем в соседнем кресле в салоне самолета, официантке в ресторане. Когда вы привыкнете задавать подобные вопросы незнакомым людям, дальше все пойдет значительно легче.
2. Выслушайте ответ
Много лет назад я где-то прочел советы, адресованные внимательному слушателю. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
Смотрите собеседнику в глаза.
Будьте вежливы. Не закатывайте глаза и не стройте гримасы, услышав нечто такое, с чем вы не согласны.
Не перебивайте собеседника. Используйте фразы типа «Продолжайте» или «Я вас слушаю» вместо «Ваши слова напоминают мне один случай…».
Подтвердите собеседнику, что вы поняли смысл сказанного. Начинайте свою реплику со слов: «Если я вас правильно понял…»
Самое главное - это сосредоточить все свое внимание на говорящем. Проблема большинства людей заключается в том, что, пока говорит собеседник, они не столько слушают, сколько размышляют над своим ответом. Уделяя партнеру свое полное внимание, вы обеспечиваете себе хорошую позицию для следующего шага.
3. Запоминайте
Одни люди лучше запоминают числа, другие - имена и лица. Однако практически все хорошо запоминают истории. Такая способность наблюдается даже у самых маленьких детей. Истории и рассказы передаются по памяти из уст в уста на протяжении тысячелетий. Даже очень длинные сказания типа «Илиады» или «Одиссеи», созданные почти три тысячи лет назад, в течение почти трехсот лет передавались от одного рассказчика другому, пока не были записаны. Различные истории сопровождают нас всю жизнь.
Несколько лет назад компания INJOY получила письмо от Эллиса Браста, бывшего священника церкви Святого Михаила и всех ангелов, в котором рассказывалось о том, как важно помнить историю каждого отдельного человека:
Один из прихожан нашей церкви открыл заведение быстрого питания в небольшом городке Гилмер в восточном Техасе. В качестве компаньонов он пригласил еще двоих наших прихожан, и они согласились вести дело на христианских принципах. Три-четыре года назад я взял его с собой на выступление Джона, и с тех пор он старается обучать своих партнеров почерпнутым там истинам.
В первую же неделю после открытия к нему зашли три пожилые покупательницы, чтобы выпить чего-нибудь прохладительного, и одна из них была разочарована, узнав, что в заведении отсутствует диетический «Доктор Пеппер». Хозяин поговорил с женщиной и узнал, что она страдает диабетом и предпочитает диетический «Доктор Пеппер» всем остальным напиткам. Он тут же сел в машину, поехал в магазин, приобрел большую упаковку этого напитка и подал его женщине со льдом. Вдобавок он сказал ей, что впредь у него в холодильнике для нее всегда будет стоять диетический «Доктор Пеппер». Ей только надо назвать продавцу свое имя, и она тут же получит напиток.
Пораженная женщина сказала: «Молодой человек, я живу в этом городе всю жизнь. У меня здесь много влиятельных друзей, и я всем им расскажу, что вы сделали для меня. Большое спасибо, я стану вашим постоянным клиентом».
Я думаю, вам будет интересно узнать, как ваша работа изменяет жизнь людей. Продолжайте делать добрые дела.
Сделал ли этот владелец заведения нечто выдающееся? Изменил ли он жизнь своей пожилой клиентки? Нет. Мы даже не знаем, удалось ли ему впоследствии еще раз поговорить с ней и выслушать историю ее жизни. Но он помог ей почувствовать собственную значимость, и это пришлось ей по душе. Если мы будем заботиться о людях, внимательно выслушивать их и стараться запомнить историю каждого, то сможем оказывать на них влияние. И они при этом будут чувствовать себя «на миллион долларов».
Лес: закрепление пройденного
У каждого человека в памяти откладываются события, представляющие лично для него большую важность и значимость. На основании собственного опыта и данных многочисленных исследований могу вас заверить, что если вы терпеливо «докопаетесь» до этого пласта воспоминаний и запомните историю данного человека, то вас будут связывать с ним очень прочные и добрые отношения.
Чтобы применить урок Джона на практике…
Забудьте о своих собственных историях и слушайте то, что вам рассказывают другие.
Задайте себе вопрос: в чем состоит ваша собственная история?
Сделайте следующее: когда вам доведется встретиться с человеком еще раз, напомните ему эпизод из его истории.
Помните, что каждый любит рассказывать прежде всего свою историю.
20. РАССКАЖИТЕ ХОРОШУЮ ИСТОРИЮ
Вселенная состоит не из атомов, а из историй.
Мюриэл Рукайзер
Лес: осмысление увиденного
Я разглядел Джона на выходе из аэропорта Сиэтла и тут же двинулся ему навстречу. Разместив его чемоданы в багажнике своего джипа, я сел за руль. Прежде чем приступать к беседам, мы решили поужинать в отеле.
Дорога заняла несколько минут. Проходя по вестибюлю, Джон предложил:
- Задержись на секунду. Я хочу рассказать тебе одну историю. - Он подвел меня ко входу в конференц-зал. - Это место имеет для меня большое значение. Видишь тот стул в конце стола? Я сидел на нем, когда создавалась компания ISS.
И Джон пустился в воспоминания. Он показывал мне каждый стул и рассказывал, кто сидел на нем в тот день. Затем он в деталях воссоздал все происходившие в то время события: как он прилетел в Сиэтл, чтобы получить консультацию у главы одной из компаний, как претворилась в жизнь его мечта о сборе средств для развития церквей, как он сумел объединить руководителей бизнеса в деле оказания помощи церквям.
Джон рассказывал, а я без труда представлял себе все, о чем он говорил, и ощущал его энтузиазм.
- Знаешь, Лес, когда я прихожу в какое-нибудь место, где произошло важное событие, то сразу же ощущаю приток новой энергии.
Эту историю Джон рассказывал мне восемь лет назад, однако она осталась у меня в памяти. Я до сих пор вижу эту картину во всех деталях. Она всплывает каждый раз, когда я проезжаю мимо отеля. Для меня тот случай стал еще одним свидетельством прочности наших с Джоном отношений. Он впустил меня в свою личную жизнь, поделился своими мыслями, мечтами, своей историей. Мне было приятно это слышать.
Занимаясь вопросами межличностного общения, я постоянно наблюдаю, как люди выступают перед аудиторией. Джон всегда сопровождает свои выступления какой-нибудь интересной историей, будь то перед публикой или в беседе один на один. У него неисчерпаемый запас таких историй. Я поинтересовался, для чего он это делает.
- Это просто, - ответил Джон. - Принципы стираются и тускнеют, а истории остаются в памяти. Мне понадобилось немало времени, чтобы усвоить это правило в ходе написания книг. У меня была привычка сразу переходить к изложению принципов, не тратя времени на долгие истории. Но один из друзей убедил меня поменять стиль. И отклики читателей доказывают, что он оказался прав. Любой писатель должен постоянно задавать себе вопрос: «Захочет ли читатель перевернуть страницу и продолжить чтение?» Скорее всего, так и будет, если история, предлагаемая автором, увлекательна.
Мне не доводилось встречать людей, которым не нравились бы интересные истории. По этой причине хороший рассказчик всегда приковывает к себе внимание окружающих.
ДЖОН: ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК
Осенью 1999 года мы с Маргарет и несколькими друзьями заехали в небольшой городок Джонсборо в штате Теннесси. Там собралось более семи тысяч людей со всех концов страны. Многим пришлось пойти на значительные расходы, чтобы добраться туда. Они провели немало часов, сидя на одеялах и складных стульях, порой даже под дождем. Зачем? Они хотели поприсутствовать на ежегодном национальном фестивале рассказчиков.
Мы наблюдали, как выступающие один за другим завладевали вниманием аудитории. Их истории были самыми различными - грустными, радостными, забавными, сентиментальными, историческими, выдуманными, мифическими. В одних таился глубокий смысл, другие служили только для развлечения публики. Но всем рассказчикам была присуща одна черта: они приковывали к себе внимание слушателей.
В конце фестиваля мы с друзьями обсудили приемы, используемые рассказчиками. Нас интересовал один вопрос: «Какие черты и свойства позволяют им добиваться успеха?» Вот перечень, который мы составили.
Энтузиазм. Они выступали с удовольствием, всем своим видом выражали радость и излучали энергию.
Использование выразительных средств. Выступления сопровождались выразительной мимикой и жестами.
Вовлечение публики. Почти каждый рассказчик побуждал слушателей тем или иным образом участвовать в действии, призывая их петь, хлопать в ладоши, повторять за ним отдельные слова или делать какие-то жесты.
Спонтанность. Рассказчики живо реагировали на различные проявления со стороны аудитории.
Отсутствие записей. Рассказывая истории по памяти и не заглядывая в бумажку, выступающие имели возможность поддерживать зрительный контакт с аудиторией.
Юмор. Юмористические вставки присутствовали как в серьезных, так и в смешных историях.
Творческий подход. Классические темы пересказывались с позиций сегодняшнего дня.
Личное отношение. Большинство историй были рассказаны от первого лица.
Задушевность. Истории трогали сердца слушателей.
Всевозможные истории очень эффективны в беседах один на один, в малых группах и перед большой аудиторией. Тот, кто умеет рассказать интересную историю, неизменно оказывается в центре внимания.
Умение рассказывать истории приходит с практикой и по силам каждому. Если у вас недостаточно опыта или вы хотите усовершенствоваться как рассказчик, позвольте дать вам несколько советов.
Рассказывайте о том, что вы пережили лично
Лучше всего мы рассказываем истории, происшедшие с нами. У нас к ним есть личное отношение, мы хорошо знаем фактуру и помним собственные переживания. Мы можем строить и украшать рассказ по своему усмотрению. У каждого человека в жизни были события, которые будут интересны всем.
Рассказывайте с целью установления отношений
Труднее всего рассказывать истории, когда вы ставите перед собой цель произвести впечатление на слушателей. Если это относится и к вам, то измените свой подход. Рассказывайте для того, чтобы установить контакт с людьми. Сосредоточьте внимание на слушателях, и вы станете хорошим рассказчиком.
Вкладывайте в рассказ душу
Людям нравится юмор, но не каждый способен рассказать смешную историю. Если у вас это получается, продолжайте в том же духе. Но никогда не сбрасывайте со счетов эффект истории, рассказанной от души. Если вы хотите, чтобы она укрепила ваши отношения со слушателями, добавьте ей душевной теплоты. И не бойтесь показать людям свое глубокое личное отношение к сказанному.
Представьте себе, что люди хотят послушать вашу историю
Одна из самых больших ошибок, допускаемых начинающими рассказчиками, заключается в робости. Ничто так не портит историю, как робость и смущение. Если уж вы взялись рассказывать, то делайте это смелее. Говорите энергично и с воодушевлением. В противном случае лучше промолчать.
Я где- то читал, что политическая «элита» критиковала президента Линкольна за то, что он пересыпал свои выступления большим количеством различных историй. Но это не остановило его, поскольку он знал, как оказать воздействие на людей. Он как-то заметил: «Меня упрекают в том, что я излишне увлекаюсь историями. Возможно, это и так, но на основании долгого опыта я пришел к выводу, что простой народ лучше усваивает конкретные примеры, чем какой-либо другой вид информации, и поэтому меня не слишком беспокоит, что говорят по этому поводу мои критики».
Следуйте примеру Линкольна и других великих лидеров, которые знали, как привлечь людей на свою сторону. Расскажите интересную историю, вложите в нее душу - и вы обеспечите себе расположение окружающих.
ЛЕС: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Исследования показывают, насколько эффективно можно донести свои мысли и чувства до слушателей, рассказывая им истории. В ходе проведенной недавно научной работы было доказано, что вы можете существенно укрепить взаимоотношения с людьми, используя свои способности рассказчика. Выражая себя посредством рассказанных историй, вы создаете непринужденную атмосферу общения, в которой обе стороны чувствуют себя легко и приятно.
Чтобы применить урок Джона на практике…
Забудьте о том, что вы не профессиональный оратор.
Задайте себе вопрос: как я смогу лучше донести свою мысль до окружающих, рассказав им какую-нибудь историю?
Сделайте следующее: расскажите историю, вместо того чтобы излагать сухие факты.
Помните, что принципы стираются и тускнеют, а истории остаются в памяти.
21. ПОМОГАЙТЕ ЛЮДЯМ БЕСКОРЫСТНО
Самый насущный и злободневный жизненный вопрос звучит так: что вы сделали для других?
Мартин Лютер Кинг-младший
Лес: осмысление увиденного
Каждый раз, навещая Джона в его офисе в Атланте, я встречаюсь с его помощницей Линдой Эггерс. Во время последнего посещения я разговорился с ней и попросил ее порекомендовать мне людей, которые могли бы проиллюстрировать идею оказания бескорыстной помощи.
- Кто может рассказать мне подходящую историю? - спросил я. - К кому мне обратиться?
- А почему бы не ко мне? - ответила Линда.
И она начала приводить мне множество примеров, один из которых имел для нее глубокое личное значение. Этот случай произошел в тот момент, когда ее младшая дочка Ким оканчивала школу. Линда и то время была сильно загружена на работе, а к тому же еще и средняя дочь Дженни, жившая в Калифорнии, родила ребенка, причем роды прошли с осложнениями.
Накануне выпускного вечера Линде сообщили, что Дженни предстоит серьезная хирургическая операция.
- У меня устойчивая психика, - рассказывала мне Линда. - В жизни не так уж много вещей, которые способны выбить меня из колеи. Но в этой ситуации я ощутила полную беспомощность.
Когда она рассказала Джону о положении, в котором оказалась, он после нескольких слов утешения и молитв немедленно предложил ей свою помощь. Первым делом он купил ей билет на самолет, чтобы Линда смогла быть вместе с Дженни в день операции. Джон так рассчитал время обратного рейса, чтобы Линда смогла успеть и на выпускной вечер к Ким. Кроме того, он приобрел для нее еще один билет, чтобы Линда смогла затем вернуться к Дженни и присмотреть за ней в послеоперационный период.
- Много ли вы знаете начальников, которые поступили бы так же? На работе была запарка, и ему было очень неудобно отпускать меня на длительное время. Но он просто сказал: «Можете располагать любым временем, которое сочтете нужным, и делать все, что необходимо». И это были не просто слова. Меня не было на работе целую неделю.
История Линды не единственная. Чарли Ветцель, соавтор Джона уже на протяжении десяти лет, рассказал мне, как однажды Джон предложил ему поехать на целую неделю на писательскую конференцию, хотя Чарли на тот момент не работал у него и года. Когда он объяснил Джону, что не может ехать, так как у него первая годовщина свадьбы, Джон оплатил поездку и его жене. Мне неоднократно доводилось слышать истории о том, как некоторые сотрудники испытывали финансовые трудности, а Джон давал им деньги, чтобы они могли как следует поужинать с женами в ресторане.
Щедрость - это очень привлекательное качество. Когда вы помогаете людям, не ожидая от них ничего взамен, они проникаются к вам особым чувством.
ДЖОН: ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК
Иезуитский богослов Пьер Тейяр де Шарден говорил: «Нет большей радости в жизни, чем возможность отдать часть себя ближним». Каждый, кто когда-либо бескорыстно помогал окружающим, знает, что это действительно так. Однако не все способны принять такой образ мышления в качестве руководства к действию. Почему так происходит? Это не имеет ничего общего с жизненными обстоятельствами. Мне доводилось встречать щедрых людей, у которых практически ничего не было, но они готовы были поделиться последним. Встречались мне и вполне преуспевающие люди, не желавшие тратить на других время, деньги и таланты. Все дело во внутреннем настрое. Я пришел к выводу, что люди, которые с радостью делятся всем, что у них есть, отличаются двумя качествами, которые может приобрести каждый.
1. Они исходят из принципа изобилия
Если вы читали книгу Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» («The Seven Habits of Highly Effective People»), то, вероятно, знакомы с концепциями дефицита и изобилия. Если в двух словах, то люди, исходящие из принципа дефицита, полагают, что любые вещи и явления в жизни имеются в ограниченном количестве, будь то деньги, способности, возможности и т. д. Они рассматривают жизнь как пирог, который можно разделить только на определенное количество кусков. Если они вынуждены чем-то поделиться, это пропадает безвозвратно. В результате вся их жизнь - борьба за кусок пирога. Заполучив кусок, ни охраняют его всеми силами.
Люди, исходящие из принципа изобилия, уверены, что в этом мире всего в избытке. Если уж представлять себе жизнь в виде пирога, то для того, чтобы его хватило всем, можно испечь еще один пирог. Всегда можно заработать еще больше денег, обнаружить в себе скрытые способности, найти дополнительные возможности. Как быть, если старое решение вдруг оказывается неэффективным? Не стоит беспокоиться, кто-нибудь найдет новое решение. Изобретатели, предприниматели и исследователи во всем мире постоянно пекут новые «пироги», так что каждому достанется кусок.
Лично я делю людей на две категории: берущих и дающих. Берущие озабочены только тем, чтобы ухватить, урвать и сохранить для себя все, что может послужить удовлетворению их нужд. В их представлении жизнь - это сплошные крысиные бега. Но все дело в том, что, даже если ты и выиграл, все равно остаешься крысой. Напротив, дающие - это люди, которые творят, созидают и делятся тем, что имеют. Именно они способствуют прогрессу и успеху окружающих. Разумеется, они не только дают, но и берут, потому что их деятельность направлена на то, чтобы всем всего хватало.
Людям, которые привыкли делиться, не требуя ничего взамен, как правило, свойственно мышление изобилия. Они проявляют щедрость, потому что знают, что, сколько бы ни отдавали, внакладе все равно не останутся. Пастор и бывший профессор колледжа Генри Науэн утверждает: «Если мы не склонны ни с кем делиться, придерживаясь принципа дефицита, то даже та малость, которой мы располагаем, становится еще меньше. Если же мы щедро делимся с окружающими, будучи уверены в изобилии, то все, что мы отдаем, вернется к нам сторицей».
Я пришел к выводу, что это действительно так. Кто-то однажды спросил меня, зачем нужно исходить из принципа изобилия, и был очень удивлен моим ответом. Я сказал ему, что если человек верит в изобилие, то и имеет всего в избытке, а если исходит из принципа дефицита, то и получает от жизни соответственно. Я не знаю, почему так происходит, но тридцатилетний опыт наблюдения за людьми подтверждает эту истину. Если вы решили проявлять больше щедрости, начинайте с собственных мыслей. Это изменит не только образ ваших действий, но и всю жизнь.
2. ОНИ ВИДЯТ ОБШУЮ КАРТИНУ
Люди, оказывающие бескорыстную помощь, обычно хорошо осознают, что сами они: на протяжении жизни не раз пользовались такой же поддержкой со стороны других. Они понимают, что как бы стоят на плечах предыдущих поколений. Их успехи объясняются, хотя бы отчасти, трудами и жертвами людей, живших раньше. Именно поэтому они полны решимости сделать для следующих поколений то, что получили от предыдущих.
Мне как- то попалось на глаза стихотворение У. Дромгула «Строитель моста» («The Bridge Builder»). Оно очень точно отражает подобный образ мыслей:
Однажды унылой осенней порой
Брел старый путник горной тропой.
Ему оставалось немного пройти,
Но пропасть легла у него на пути.
Страннику бездна не стала преградой,
По склону он слез, не страшась камнепада,
Взобрался наверх и при свете звезд
Принялся строить над пропастью мост.
К нему обратился случайный прохожий:
«Старик, ты рассудка лишился, похоже.
Ведь ты уже здесь, на другом краю,
Не трать понапрасну силу свою.
Тебя ждут покой и уютный ночлег,
Зачем себя мучить, чудак-человек?»
Старик поднял голову: «Утром за мною
Отправился юноша этой тропою.
Меня эта пропасть ничуть не пугает,
А он еще молод и жизни не знает.
Я стар, мне не надо уже ничего.
Не для меня этот мост - для него».
Чтобы научиться отдавать, надо обладать более широким видением перспективы. Когда мы поймем, какую пользу нам приносит помощь других людей, нам самим значительно легче будет стать щедрыми. Самое приятное здесь то, что щедрость окупается. Президент колледжа и реформатор системы образования Хорас Манн сказал по этому поводу следующее: «Мы должны сознательно стремиться к доброте и щедрости, так как иначе лишим себя лучшей части нашего существования. Сердце, отданное другим людям, становится больше и наполняется любовью. В этом и состоит секрет духовной жизни: мы приносим самую большую пользу себе, помогая ближним». Бескорыстно делясь с другими, мы получаем взамен очень многое.
ЛЕС: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Изложенный принцип полностью оправдал себя в ходе моих лечебных сеансов с пациентами. Он подкрепляется данными множества научных исследований, которые доказывают, что чем выше у человека уровень готовности помогать другим, тем большего преуспевания в жизни он может ожидать. Такая готовность неразрывно связана с потенциалом развития личности и даже с укреплением физического здоровья.
Чтобы применить урок Джона на практике…
Забудьте о дефиците, сосредоточьте свое внимание на изобилии.
Задайте себе вопрос: кому я могу помочь, не ожидая ничего взамен?
Сделайте следующее: проявите сознательную доброту и щедрость по отношению к конкретному человеку.
|