Роман Перин «Гипноз и мировоззрение»

Скачать в архиве

Предисловие. 1

Часть первая. Hypnos. 2

Глава I. «Расслабьтесь, …вы слышите только меня». 2

Глава II. Факиры презирают фокусников. 4

Глава III. Короли и маги. 7

Глава IV. Шкаф «Ч». 10

Глава V. Феномен Кашпировского. 13

Глава VI. Из истории психотронного оружия. 20

Часть вторая. Противостояние. 32

Глава I. Ведовство древней Руси. 32

Глава II. Помешательство или «аномалия» мозга? 41

Глава III. Психофизиологические и антропологические признаки «чёрных» и «белых» ведьм. 45

Глава IV. Осторожно! Чёрная магия. 59

Глава V. Несостоявшийся раввин Вольф Мессинг. 60

Глава VI. Мода на НЛП. 63

Послесловие. 67

Часть III. Личное. 68

Сны патриота. 68

Приложения… 72

Доктор медицины Э. В. Эриксон. Об убийствах и разбоях на Кавказе. 72

Проф. И. А. Сикорский. «Демоническое». 77

С. С. Корсаков. Физические признаки вырождения. 79

А. П. Богданов. О красоте русских типов. 83

«ЛИО Редактор»

Санкт-Петербург

2002

Предисловие.

В середине XX века один из основателей математической теории информации Клод Элвуд Шеннон определил понятие количества информации как меры уменьшения неопределенности. Эту формулу ученые и политики поняли каждый по-своему. Практически не было ни одного научного открытия, которым бы не воспользовались, стоящие на вершине пирамиды власти. Не редки случаи, когда ученые, политики и военные очень быстро находят общий язык тем более, когда это связанно с воздействием на мозг человека. Подтверждение этому можно было найти даже в советские времена в открытых источниках:

«Изучение социальных аспектов мышления, исследование роли подражания в формировании мышления, а также коллективного поведения… Речь идет о моделировании различных форм целесообразного поведения и установление минимума начальной информации, необходимого для сохранения этого поведения. …В исследованиях деятельности мозга намечаются и будут появляться в дальнейшем все новые аспекты рассмотрения» (Братко А. А., Кочергин А. Н. Информация и психика. «Наука», Новосибирск, 1977). Мозг, сознание, душа всегда были объектом пристального изучения, ибо здесь кроется тайна Власти.

И что может быть интереснее для человека мыслящего, как не попытаться узнать, насколько его сознание может управляться кем-то, кроме него самого?!

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда внезапно наступало прозрение, и то, что еще вчера казалось значительным, превращалось в ничтожно малое. Например, люди голосовали за того или иного кандидата в депутаты или в президенты, а затем поражались своему выбору и отмахивались от него, как от наваждения. Часто можно услышать: «Боже, как я не увидел сразу, что это убожество!», «Я опытный человек, прожил большую часть жизни и отдал свой голос за этого подлеца!», «Я была, как под гипнозом, я верила в этого человека, я была готова пойти за него на баррикады!», «Когда я увидел его живьем, не по телевизору, я поразился насколько он убог и жалок!». Такие высказывание можно услышать после каждых выборов; особенно часто они звучали после 1991 г. и после октября 1993-го. Ошибку при выборе депутата или президента можно понять и простить основной массе обманутого населения, но одинаково ошибались как профессор, так и студент, как ученый, так и ремесленник. В чем причина? И почему так быстро наступало прозрение? Почему после прозрения по прошествию времени человек вновь голосовал за того же кандидата или подобного?

В последнее время наблюдается и обратная реакция: вместо активности избиратель стал проявлять крайнюю степень пассивности и безразличия к выборам. Избирательный порог снижен уже до 25%, но и он уже не преодолевается, это показали выборы и перевыборы 2000–2001 гг. Тут можно предположить, что изнасилованный мозг человека защищается и отказывается реагировать на узнаваемый раздражитель — «выборы». Или равнодушие и апатию можно заказывать, как и активность? Что кроется за этим наваждением, сном, гипнозом, сомнамбулическим состоянием?! Может, нам действительно навязывают выбор независимо от нашего желания, и вся так называемая демократия не более чем манипуляция человеческим сознанием на более высоком — техническом уровне? Каких высот достигла наука в силе воздействия на мозг человека? Кто и как создает математические модели сознания и структуру «реальности»? Живем ли мы в том мире, который видим? Почему мир как бы застыл, отупел и смотрит только в ту точку мертвой зоны, откуда на него взирает новый хозяин его «обновленного» сознания?

Часть первая. Hypnos.

Глава I. «Расслабьтесь, …вы слышите только меня».

Искусство убеждать людей много выше всех других искусств, так как оно позволяет делать всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению.

Георгий из Леонтин

Не только в давние времена, но и сейчас большая часть человечества гипнотические явления связывает с мистическим и метафизическим. Поэтому определимся в терминах и в пределах необходимого освоим часть знания о нашем предмете исследования. Итак:

ГИПНОЗ (от греч. hypnos — сон). Временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.

Научная гипнология берет начало с середины XIX в…, хотя практическое использование гипноза имеет многовековую историю. Термин «гипноз» впервые был применен английским хирургом Брэдом (Braid J. ), книга которого, посвященная нейрогипнологии, вышла в свет в 1843 г. С конца 70-х гг. XIX века французский невропатолог Шарко (Charcot J. M. ) начинает изучать гипноз на больных, страдающих истерией. Сальпетриерская школа Шарко занималась клиническим применением гипноза, а также изучением его стадий. В этом с ней соперничала Нансийская школа, главой которой был Бернгейм (Bernheim H. ). Он считал, что стадии гипноза, которые наблюдал Шарко, обусловлены внушением, исходящим от гипнотизирующего, а не патологической природой самого гипноза. Известно высказывание Шарко о механизме гипноза: «уберите воображение пациента и авторитет гипнотизера и у вас ничего не получится». В нашей стране теоретические и практические аспекты применения гипноза в лечебных целях изучали В. Я. Данилевский (1852–1939), А. А. Токарский (1859–1901), В. М. Бехтерев (1857–1927), И. П. Павлов (1849–1936), их многочисленные ученики и последователи.

Различные авторы предлагают разное деление гипноза на стадии: одни выделяют 3 стадии, другие — 4, 6,9 и даже 12. В практической работе можно ориентироваться на предложенные Форелем в 1928 г. 3 стадии: сонливость, гипотаксию и сомнамбулизм (Слободяник А. П., 1977, и др. ). Первая стадия — сонливость. Гипнотизируемый при некотором усилии еще может противостоять внушению, открыть глаза. Характеризуется легкой мышечной слабостью и дремотой. Вторая стадия — гипотаксия. Пациент не может открыть глаза и выполнить некоторые внушения. Отличается глубокой мышечной слабостью. В этой стадии гипноза уже можно вызвать внушенную каталепсию (восковидную гибкость мышц), которая иногда возникает и спонтанно. Третья стадия — сомнамбулизм. Характеризуется амнезией и способностью к выполнению не только гипнотических, но и постгипнотических внушений. Сомнамбулизм может возникать, минуя первые две стадии гипноза.

Гипноз является основой гипнотерапии. В настоящее время, наряду с классической моделью гипноза, широко используется эриксоновский гипноз. Основатель новой школы гипноза американский психотерапевт Эриксон (1901–1980), «духовный отец» нейролингвистического программирования…

История гипноза в России менее романтична, чем в Западной Европе, может, поэтому, его роль в манипуляции общественным сознанием русскими учеными была понята раньше.

В 1890 г. распоряжением Медицинского Департамента публичные сеансы гипноза в России были запрещены.

Решение о запрете публичных сеансов гипноза было принято не в угоду Церкви, относящей гипноз к «греху волшебства» и «дьявольскому ремеслу», а только для защиты психического здоровья нации. Участившиеся случаи индуцированного бреда и массовых психических эпидемий, чаще носящих религиозный характер заставили русских медиков задуматься о последствиях возрастающей внушаемости (гипнабельности) русского народа. О силе и роли гипноза к тому времени в Медицинском Департаменте были хорошо осведомлены, и русские врачи, освоившие технику гипноза, применяли его в лечебных целях. Известный врач А. А. Токарский, выступая на IV съезде русских врачей в Москве в 1891 г. с докладом «Терапевтическое применение гипноза», заявил, что внушение открыло могучее влияние психических воздействий, которое может быть «поставлено наряду с воздействием факторов физических».

Практикующие гипноз медики знают, что самое сложное — это первый сеанс гипноза, с каждым последующим сеансом становится все легче и легче погружать человека в более глубокое гипнотическое состояние. Вследствие этого «обкатанный» гипнотизером человек может впадать в гипноз, не видя гипнотизера, а только слыша его голос (даже по телефону) и, что очень важно, авторитарную функцию гипнотизера может использовать уже другой человек, произнося ключевые слова. Мне приходилось наблюдать, как питерские психотерапевты, разнообразные йоги и экстрасенсы воевали за гипнабельных клиентов, которые очень хорошо подходили для публичной (сценической) демонстрации своих гипнотических способностей и заражали гипнабельных людей, находящихся в зале или лечащейся группе.

Все, занимавшиеся гипнозом и программированием сознания, ясно осознавали, что именно в эпоху потрясений и перестроек общества, резко возрастает внушаемость людей, особенно в период, так называемого идеологического вакуума. В 1989–91 гг. уровень внушаемости граждан СССР достигал 70–80%! Этим уровнем внушаемости пользовались не только те, кто хотел подзаработать на моде на экстрасенсов и йогов, но и куда в более широком масштабе — в масштабе мировой политики. Народ в своем большинстве голосовал за авантюристов и болтунов, умеющих искусно говорить, актерствовать и выкрикивать шокирующие лозунги. В итоге управленческий аппарат государства оказался переполнен шарлатанами, ворами и политическими проститутками. Результаты не заставили себя долго ждать: крушение СССР, межнациональные войны, развал экономики и массовое обнищание населения. Интересно отметить, что при изощренном цинизме «перестройщиков» и «реформаторов», в своем подавляющем большинстве вчерашних коммунистов-атеистов и лиц «демократической национальности», осуществлялась активная поддержка всех религиозных конфессий. Чего только стоит освобождение от налогообложения, строительство храма Христа Спасителя, новой синагоги и мечети в Москве. Может «реформаторы» грехи замаливали? Или их помыслы были более земными?!

У любого явления есть своя история. История воздействия на человеческое сознание измеряется тысячелетиями: от древних жрецов и шаманов до создателей психотронного оружия. Это самая драматическая история, пестрящая гибелью народов и цивилизаций. Каждая ее страница кричит о незащищенности человеческой души, о ее детской уязвимости. И было бы наивно полагать, что тот, кто понял механизмы манипуляции человеческим сознанием, удержался бы от искушения…

Глава II. Факиры презирают фокусников.

В среде гипнотизеров хорошо известен факт: народы теплых стран более подвержены гипнозу, чем народы севера, отсюда и большое количество факиров, демонстрирующих в Индии «чудеса невероятные» на глазах изумленной публики уже на протяжении веков. Не надо путать факира и фокусника: факир пользуется гипнозом для внушения зрителям чудесных и невероятных видений, а фокусник хитрыми приспособлениями и ловкостью. Факиры презирают фокусников и воспринимают их ремесло как ремесло черни для черни. Высокий процент внушаемости жителей южных стран существенно объясняет их религиозный фанатизм и преданность вождю. Чем примитивней народ, тем больше в его нравах, быте, религии и культуре значимость внешних эффектов — это видно из приемов и методов, которыми пользуются его вожди для управления таким народом. Один из разработчиков концепции «расовой души» Людвиг Клаусе (1892–1974) пишет в своей работе «Раса и душа»:

«…Тот, кто нравится и живет тем, что нравится, даже не вполне осознанно, ориентируется на партнера, которому нравится. Желание нравиться заключает в себе элемент театральности, спектакля, устраиваемого перед зрителем.

Говорить так, значит, представлять вещи еще слишком плоско, словно речь идет об одном желании нравиться, которое может быть присуще человеку любой расы, в том числе и нордической. Но здесь речь идет о чем-то более глубоком: слово «нравиться» легко ассоциируется у нас с пустой видимостью, что объясняется нашими установками на ценности действия. При этом от нас ускользает, что в желании нравиться может сформироваться настоящая ценность: желание дарить и приносить счастье. Более того: совершать богослужение в совершенно особом стиле… В одной французской поэме XII века благочестивый фокусник приносит в жертву Богородице свои лучшие фокусы, чтобы порадовать ее… Спектакль, разыгранный человеком, может быть подарком, способным осчастливить и божество и потому является высшей ценностью.

…Они могут устраивать пустую игру пустыми формами, чтобы потешить собственное тщеславие. Но по необходимости и в этом случае сохраняется зависимость от возможных зрителей, а посему и забота о приведенном эффекте — может быть, единственная забота, которая гнетет человека этого типа…

Вся жизнь человека внешних эффектов — сплошной спектакль перед множеством зрителей, принимающих в нем участие. Его мир как бы окружен трибунами, и желательно, чтобы они были заполнены. Этот замкнутый круг — его игровое пространство».

Культура «внешних эффектов», пришедшая на Русь вместе с христианством, зародившимся далеко от севера, привнесла в жизнь русского народа массовые гипнотические сеансы, отправляемые от имени Христа. Нигде не используется так много приемов гипноза, как в религиозных ритуалах, пропитанных мистическими образами и целыми сериалами фантасмагории. Именно здесь лежат истоки высокого процента внушаемости воцерковленного народа.

И всяк мнить себя будет кудесником.

И лже-богу клятвы свои приносить будут на коленях.

Поклонение это рабство.

И окутано оно будет словесами многими и многими.

И в тех словах обман будет для вас.

И в рабство пойдете вы за золотые посулы…

(Из обращения Новгородских Волхвов. Цит. по ст. Словесами многими и многими. «За Русское Дело» № 6/38, 1996).

Необходимо отметить, что большую часть молитв и писаний христианизированный русский не понимал, т. к. они сначала писались и читались на греческом языке. Переводы на русский (старославянский) появились позже (аналогичное было и с другими народами, принимавших «новую веру»). Все держалось на ритуале, театральности и авторитете представителей власти, поощрявшим «новую веру». Даже сейчас прихожане не понимают большую часть слов и образов. Мало кто ответит, что значит «аминь», не говоря уже о принадлежности к библейским (иудейским) именам, а уж кто кого родил: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома» и т. д. Трудно понять и запомнить это родословное древо народам, у которых нет в роду ни исааков ни иуд. Но в суггестии (внушении) это не важно, главное, что даже непонятные слова имеют мистический смысл, т. к. исходят из «священного писания» и осенены именем Бога. Чем сильнее загружается сознание человека, в том числе и непонятными словами, тем быстрее оно отказывается анализировать поступающую информацию. Центр анализа и критики перегружается, и поступающая информация, минуя «цензуру» сознания, проникает прямо в подсознание, закрепляясь в нем прочно и надолго. Тем более, что для верующего человека авторитетность священника, говорящего от имени Бога, не подлежит никакому сомнению. Любой гипнотизер может только позавидовать льготным условиям священнослужителей. Ницше, изучая психологические типы ученых, заметил, что ученые, воспитывающиеся в семьях священников и учителей, мало заботятся о рационализме мышления: «Они основательно привыкли к тому, что им верят,— у их отцов это было „ремеслом“».

Просвещенный инквизитор Алонсо де Саласар (XVII в. ) в «Мемуарах» пишет об исключительной роли коллективного внушения во время проповедей. Он приводит примеры, когда люди после проповеди (коллективного сеанса гипноза) «впадали в слепую доверчивость». Однажды найденные и отработанные приемы массового внушения практически не изменялись, хотя всегда их пытались усовершенствовать. О том, что священник должен быть, прежде всего, психологом, говорит «Римский ритуал» — книга-инструкция для священников и экзорцистов (специалистов по изгнанию бесов и злых духов). Я бы эту книгу отнес к разряду рекомендаций для профессиональных гипнотизеров и психотерапевтов. Читаем:

1. «Священник или эзорцист должен быть зрелого возраста…, храбрым, имеющий должный опыт, осмотрительным и благоразумным.

2. Человеком он должен быть ученым и образованным, систематически занимающимся наукой и хорошо осведомленным в последних достижениях и развитии психологии.

З. Не следует загодя исходить из того, что имеет место одержимость. Каждый случай следует тщательно расследовать и проявлять величайшую осторожность при разграничении реальной одержимости от определенных форм болезни (а, как же быть с постулатом, что все болезни от злых духов? — Р. П. ).

4. Если пациент кажется заснувшим или пытается воспрепятствовать экзорцисту тем или иным путем во время проведения ритуала, следует продолжать с тем большей настойчивостью, поскольку весьма вероятно, что демон пытается его таким образом ввести в заблуждение и воспрепятствовать» (Цит. по Саммерс А. История колдовства).

Далее в «Ритуале» идут практические советы, каким голосом и где проводить изгнание бесов. За каждой строкой видна рука профессионального гипнотизера. Но церковь в данном случае не видит гипноза и «чародейства», ничего не видит, кроме силы «святого духа», призванного победить «злого духа». Но кто имеет право определять за народ, что для него свято, а что зло?! Попы и политики это право брали силой и обманом.

«В так называемой „Густынской летописи“ (напечатана по списку 1670 г. в „Полном собрании русских летописей“, т. II), в статье „О идолах русских“, говорится:

«Зде нечто скажем о богах русских, не яко достойни суть воспоминания, но да увидим, каковою слепотою тогда диавол помрачил бяше человеки и в таковое безумие приведе, яко нетокмо не знаху истинного бога, но еще приведе их в се, яко и худым и бездушным вещем и стихиям богоподобную честь воздаваху. Во-первых, Перкунос, си есть Перун… Вторый, Волос, бог скотий … Третий, Позвизд… Четвертый, Ладо, си есть Pluton, бог пекельный; сего верили быти богом женитвы, веселия, утешения и всякого благополучия, якоже Еллины Бахуса; сему жертвы приношаху, хотящий женитися, дабы его помощию брак добрый и любовный был. Сего Ладона беса по некаких странах и доныне на крестинах и на брацех величают, поюще свои некия песни и руками о руки или о стол плещуше: „Ладо, Ладо“, переплетающе песни своя многажды поминают. Пятый, Купало, якоже мню, бяше бог обилия, якоже у Еллин Перес, ему же безумный за обилие благодарение приношаху в то время, егда имяше настати жатва. Сему Купалу бесу еще и доныне по некоих странах безумный память совершают, яаченше июня 23 дня, в навечерие Рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и далей сицевым образом: с вечера собираются простая чадь обоего полу и соплетают себе венцы из ядомого зелия, или корения, и препоясавшеся былием, возгнетают огонь, инде же поставляют зеленую ветвь и емшеся за руце около обращаются окрест оного огня, поюще своя песни, переплетающе Купалом; потом през (через — Р. П. ) оный огонь прескакуют, оному бесу жертву себе приносяще. Шестый Коляда, ему же празник прескверный бяше декаврия 24; ради сего и ныне, аще и благодать Рождеством Христовым осия нас и идолы погибоша, но единаче диявол еще и доселе в безумных память свою удержа: сему бесу в память, простая чадь сходятся в навечерие Рождества Христова, а поют песни некие, в нихже аще о Рождестве Христовом поминают, но болие Коляду беса величают» (Андреев А. П. Русский фольклор. «ГУПИ», М., 1938 г. ).

Фактически церковники упрекают народ в сохранении своей культуры, чувствуя ее многотысячелетнюю силу. Красивые обряды и выработанные волхвами методики по воздействию на народ были очень прочны и действенны, т. к. рождались в естественной среде народа и для блага народа. Но кто-то решил, что эти обряды, окруженные естественной красотой природы и человека «порождение злого духа». Иудей Фрейд поддерживает крестоносцев, заявляя в своей работе «Моисей и монотеизм»: «Христианские народы плохо крещены. Под глянцем христианства они остались, как и их предки, варварами, поклоняющимися многим богам». У большинства сложилось мнение, что преследование волхвов, чародеев и ведьм (определение «ведьма» происходит от слова «ведающая», т. е. знающая) началось с распространения христианства. Это заблуждение. Истоки религиозных войн, унесшей миллионы жизней, лежат в иудаизме. Заглянем в книги Ветхого Завета:

«И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить в вслед них: то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев.20:6). «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок перед Господом всякий делающий это» (Втор. 18:10–12). «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22:18).

Дохристианские духовники были не глупы и прочно цементировали свою веру, также используя методы внушения и гипнотического воздействия, которые не преминули позаимствовать христиане. Свечи и песнопения христианская церковь позаимствовала у «язычников». Горящая свеча действует на человека гипнотически (как и любой огонь), как и специально созданная музыка и написанная песня. Если мы обратим внимание на рисунок в Радзивиловской летописи «Игрища, пляски и „бесовские“ песни», то увидим, что в центре некоего ритуального действа стоит человек с барабаном, задающий ритм. Доктор медицинских наук Д. В. Кандыба в своей книге «Русский гипноз» (1995) по этому поводу пишет: «Лабораторные исследования показали, что барабанный бой вызывает изменения центральной нервной системы. Ритмическая стимуляция воздействует на активность обычно бездействующих областей мозга». В проведении психотерапевтических лечебных сеансов большое значение имеет ритм, как в музыке, песни и стихе (былине, сказании). Звуковые колебания способны создавать мощные энергоинформационные поля, которые, вступая в резонанс с биополем человека, способны творить чудеса. Не зря барабанный бой используется уже много веков в войсках для подъема воинского духа. Даже в древних наставлениях по магии говорится, что любое заклинание только тогда имеет большую силу, когда оно ритмично.

Знаменитый психолог Карл Юнг писал: «Основа магической формулы или мантры такова: коль скоро мы знаем главную тональность (ноту) какой-либо сущности, будь то стихия, явление, предмет или божество, мы можем, используя эту тональность, воздействовать в приказном смысле на эту сущность».

У разных народов и рас свой ритм. Изменение этнического музыкального и словесного ритма сказывается на психике и общем здоровье человека также, как смена пищи, т. е. переход на кухню другого народа, особенно на продукты питания, которые не произрастают на вашей родине. Ритмический рисунок и размер музыки и речи важен еще и потому, что гены слышат. Да, да ДНК слышит! Петр Петрович Гаряев (РАН) в журнале «Свет» за август 1998 г. пишет: «Мы пришли к ошеломляющему выводу, оказалось, что ДНК воспринимает человеческую речь. Ее волновые „уши“ специально приспособлены к восприятию таких колебаний. Мало того, молекулы наследственности получают кроме акустической и световую информацию: человек может не произносить в слух, а просто читать текст, но содержание все равно доходит до клеточных ядер по электромагнитным каналам. Главное, что ДНК небезразлична к получаемой информации. Одни сообщения оздоравливают ее, другие — травмируют». Ученые только подтверждают то, что было известно много веков тому назад.

Песнопения и молитвы, зазвучавшие на Руси в христианской церкви, имеют чужеродный ритм (иудейско-византийский), что, конечно, угнетающе действовало и действует на психику и сознание русских людей, имеющих свою уникальную многотысячелетнюю богатейшую музыкальную и словесную культуру. Перековка-перекодировка русской души нанесла сильнейший урон нации, отразившийся на всей дальнейшей истории Руси-России и судьбе ее народов.

Глава III. Короли и маги.

Ветхозаветные предания Библии повествуют о том, что у царя Израиля Саула, жившего за 2000 лет до н. э., периодически наступали приступы тоски. У одного из вавилонских царей — Навуходоносора — безумие выражалось в том, что он одиноко скитался, «как вол», по пастбищам, питался травой. В классической мифологии упоминается о «тяжелом недуге, помутившем разум» трех юных дочерей царя Прэта, которые ушли из дома, бродили по лесам и утверждали, что они превратились в коров. Израильский царь Давид еще до восхождения на трон вел себя по меньшей мере «странно» — пускал слюну по бороде, царапал двери и т. д. В Вавилонском кодексе законов Хаммурапи, созданном приблизительно за 1900 лет до н. э., встречается четкий набор признаков эпилептического припадка, называвшегося в то время болезнью «бенну». Исторические описания и легенды пестрят ссылками на особые купания в священных источниках, специальные амулеты, жертвоприношения, совершавшиеся, по-видимому, не вполне нормальными людьми. В древних рукописях более позднего времени удается обнаружить не только точную картину психических расстройств, но и некоторые способы их лечения, с успехом применяемые и сегодня. Так, в рукописях Низами, относящихся к 1155 г., перечислены 12 человек, на которых воздействовали различными психотерапевтическими приемами, в том числе и словом. Уже более 1000 лет назад зафиксировано, как знаменитый ученый, философ и врач Востока Ибн Сина (Авиценна) применял длительные беседы с больными и помогал им избавиться от болезней души и мозга. Григорий Распутин по телефону внушением снимал боли у царевича Алексея, вызванные гемофилией. К практике дистанционного гипноза обращался В. М. Бехтерев. Но самым экзотическим гипнотизером (магнетизером) был венецианец Франс Антуан Месмер (1734–1815), вошедший в историю под понятиями «магнетизм» и «месмеризм».

Стефан Цвейг в большом очерке так описывает лечебный сеанс Франца Месмера:

«Уже само помещение своей необычной обстановкой действует на посетителей тревожно и возбуждающе. Окна затемнены занавесями, чтобы создать мягкий полумрак, тяжелые ковры на полу и по стенам приглушают всякий звук, зеркала отражают со всех сторон золотистые тона света, странные символические знаки звезд возбуждают любопытство, не удовлетворяя его. Неопределенность всегда делает чувство ожидания более острым, таинственность усиливает напряжение, молчание и замалчивание способствуют мистическим настроениям; поэтому в волшебном приемном покое Месмера все чувства — зрение, слух и осязание — напрягаются и подстегиваются самым утонченным способом. Посредине большого зала стоит широкий, как колодец, „ушат здоровья“. В глубоком молчании, словно в церкви, сидят вокруг этого магнетического алтаря затаившие дыхание больные, никто не смеет пошевельнуться или проронить слово, чтобы не нарушить царящего в зале напряжения. Время от времени собравшиеся вокруг „ушата“ образуют, по данному знаку, знаменитую (впоследствии заимствованную спиритами) магнетическую цепь. Каждый касается кончиков пальцев своего соседа, чтобы мнимый ток, усиливаясь при прохождении от тела к телу, пронизал весь благоговейно замерший ряд. Среди этого глубокого, нарушаемого лишь легкими вздохами молчания из соседней комнаты доносятся аккорды невидимого клавесина или тихое хоровое пение; иногда даже сам Месмер играет на своей стеклянной гармонике, чтобы нежным ритмом умерить работу воображения или повысить его, если нужно, ускоряя ритм. Так в продолжение часа организм заряжается магнетической силой (или, как сказали бы мы в наши дни, гипнотическая напряженность подготовляется благодаря тому, что нервная система раздражается однообразием и ожиданием). Потом появляется наконец сам Месмер.

Серьезный и спокойный, он входит медленно, с величавыми жестами, излучая покой среди общего беспокойства; и едва лишь он приближается к больным; как легкий трепет, словно от налетевшего издали ветерка, пробегает по цепи. На нем длинная шелковая мантия фиолетового цвета, вызывающая мысль о Зороастре или об одежде индийских магов; сурово и сосредоточенно, наподобие укротителя, который с легким хлыстом в руке лишь силою воли удерживает зверя от прыжка, шагает он со своим железным жезлом от одного больного к другому. Перед некоторыми он останавливается, тихо спрашивает о их состоянии, потом особым образом проводит своей магнетической палочкой по одной стороне тела книзу и по противоположной кверху, в то же время властно и настойчиво приковывая к себе полный ожидания взгляд больного. Других он вовсе не касается жезлом, лишь с важным видом проводит им по воздуху, словно очерчивая невидимый нимб над головой или над местом, где сосредоточена боль, и при этом не отрывает взгляда от пациента, сосредоточив на нем все свое внимание и этим приковав его внимание к себе. Во время этой процедуры другие благоговейно удерживают дыхание, и некоторое время в просторном, приглушенном коврами помещении не слышно ничего, кроме его медленных шагов и порою облегченного или подавленного вздоха. Но обыкновенно это длится недолго, и один из больных начинает от прикосновения Месмера дрожать, конвульсивная судорога проходит по его членам, его бросает в пот, он кричит, вздыхает или стонет. И едва у одного обнаруживаются видимые признаки будоражащей нервы силы, как другие участники цепи тоже начинают чувствовать знаменитый, несущий исцеление кризис. Словно электрическая искра, пробегает по замкнутому ряду волна подергиваний, возникает массовый психоз; второй, третий пациент впадает в судороги, и в мгновение ока шабаш ведьм достигает вершины. Одни, закатив глаза, корчатся на полу, другие начинают пронзительно смеяться, кричать, стонать и плакать, некоторые, охваченные судорогами, носятся в дьявольской пляске, некоторые — все это можно видеть запечатленным на гравюрах той поры — как бы впадают под влиянием жезла или упорного взгляда Месмера в обморочное состояние или гипнотический сон. С тихой, застывшей на губах улыбкой лежат они безучастно, в каталептическом оцепенении, и в это время музыка по соседству продолжает играть, чтобы состояние напряженности все усиливалось и усиливалось, ибо, по знаменитой «теории кризисов» Месмера, всякая нервно обусловленная болезнь должна быть доведена до высшей точки своего развития, должна как бы выйти наружу, чтобы потом тело могло исцелиться. Тех, кто слишком сильно охвачен кризисом, кто кричит, буйствует и корчится в судорогах, служители и помощники Месмера быстро уносят в соседнюю, плотно обитую, наглухо изолированную комнату… чтобы они там успокоились (что, разумеется, дало глумливым статейкам повод утверждать, будто нервные дамы получают там успокоение путем в высшей степени физиологическим). Поразительней-шие сцены ежедневно разыгрываются в волшебном кабинете Месмера: больные вскакивают, вырываются из цепи, заявляют, что они здоровы, другие бросаются на колени и целуют руки спасителю, некоторые умоляют усилить ток и еще раз их коснуться. Понемногу вера в магию его личности, в его личные чары становится для его пациентов формой религиозного помешательства, а сам он — святым и исцелителем несчетного числа людей. Как только Месмер показывается на улице, одержимые недугом бросаются к нему, чтобы только дотронуться до его одежды… И в один прекрасный день Париж может созерцать глупейшую картину: по самой середине улицы Бонди сотня человек, веревками привязанных к намагнетизированному Месмером дереву, ждет «кризиса». Никогда ни один врач не знал такого стремительного и шумного успеха, как Месмер; пять лет подряд парижское общество только и говорит, что о его магически-магнетическом лечении.

…День ото дня сумасшествие нарастает, и чем больше профанов начинают развлекаться новой салонной игрой, тем фантастичнее и нелепее становятся крайности. В присутствии принца Прусского, а также всех членов магистрата в полном служебном облачении подвергают в Шарантоне магнетизации старую лошадь. В замках и парках возникают магнетические рощи и гроты, в городах — тайные кружки и ложи, дело доходит до открытых схваток врукопашную между приверженцами и противниками системы, даже до дуэлей; короче говоря, вызванная Месмером сила выходит за пределы своей собственной сферы, медицины, и затопляет всю Францию опасным и заразительным флюидом снобизма и истерии — месмероманией».

На первый взгляд все выглядит как чисто коммерческое предприятие, очень похожее на бизнес очередного йога или экстрасенса конца XX века. И по этому поводу можно было бы поиронизировать, что и пытались делать современники Месмера. Но вот одна беда: Месмер был очень образованным человеком, обладателем трех дипломов и удостоен степени доктора медицины Венского университета за диссертацию «О влиянии звезд и планет как лечебных сил». Тут Месмер был не первооткрывателем, а последователем: Парацельса (XVI в. ), разрабатывавшего теорию влияния планетарного магнетического флюида на человека, Гельмонта (XVI в. ), заявившего о магнетических полях человека, Максквелла (XVII в. ), работавшего над магнетерапией. Месмер объединил все эти направления и шагнул дальше. В историю психотерапии Месмер вошел как разработчик уникальных методов и приемов. Это невербальные методы индукции и использования транса в терапевтических целях. Предложенный Месмером термин «раппорт» означал физический контакт, благодаря которому происходила передача «флюида» пациенту. Месмер дал толчок к поиску новых методов гипнотизма.

В Париже в течение всего лишь нескольких месяцев 1784 г. Месмера посетило более 8000 пациентов. Окружение короля Франции боготворило мага. Людовик XVI, взволнованный массовым психозом своих подопечных, дал распоряжение известным французским ученым, к которым присоединились и откровенные конкуренты Месмера, в частности, доктор Гийотен, изобретатель гильотины — машины, «излечивающей от всех болезней», разобраться с источником волнений. Ученая комиссия поработала в заданном векторе, и Месмер вынужден был покинуть Париж. Но Париж уже был подготовлен к революции — сознание «дрожжей революции» было открыто для новых идей. Людовик XVI будет казнен с помощью машины врача Гийотена. Король слишком поздно понял роль мага Месмера, которого активно поддерживали масонские и оккультные организации Франции, истинные творцы «Великой Французской Революции» 1789–99 гг.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться