Сильные люди неторопливы, и не только в движениях. Но и в мыслях. Они мыслят тщательно, со вкусом. Обдумав один вопрос и получив удовольствие от принятого решения, не торопясь, они переходят к другому. Люди с небольшой личной силой суетливы в движениях, и особенно в мыслях. Мысли скачут как белки, или даже как кузнечики. И не одна не додумывается до конца.
И самый большой вклад в личную силу дает духовность. А что это такое? Духовность соответствует гармоничности человека и, особенно, гармонии во взаимоотношениях человека и мира. Чем духовнее человек, тем меньше у него проблем. Чем менее конфликтны отношения человека и мира, тем выше уровень духовности. Мастер сливается с миром, он не отличает себя от мира, он отождествляет себя со вселенной. Он не видит разницы между собой и остальным миром. Именно к этому призывают, казалось бы, мало похожие друг на друга религии, а совсем не к поклонению седому бородатому дедушке, сидящему на облаке. Перестать отличать себя от окружающего мира, потерять индивидуальность — вот путь к сверхэффективности. Не могут части, элементы одной системы всерьез между собой конфликтовать, это как минимум глупо.
Счастлив тот, кто давал другим
и сам брал блага жизни.
Рудаки
Чем эгоистичнее человек, чем больший он индивидуалист, тем он слабее. Чем больше он отождествляет себя с миром, тем он сильнее. Это, опять-таки, вопрос восприятия мира. Изменив таким образом точку зрения, вы становитесь эффективнее, потому, что видите мир таким, каков он есть на самом деле.
Зачем нужна сила? Сила нужна для того, чтобы ее можно было не применять. То, что требует от слабого напряжения всех сил, для сильного легко. Чем вы сильнее, тем легче вам достается то, что вы хотите. Поэтому тяжело работают и очень устают слабые. Сильные делают все легко и очень редко устают. Хотите жить легко, наращивайте личную силу. Хотите жить тяжело, продолжайте много работать.
Существует ли легкий способ увеличить свою личную силу? Конечно, существует, но я его не знаю. Если он вам известен, тогда, пожалуйста, немедленно сообщите мне.
Я сейчас задумался, что еще могло бы интересовать читателя. Может быть, ответ на вопрос — если ты (автор) такой умный, то почему у тебя так мало денег?
Самый легкий ответ такой: я еще не волшебник, я только учусь. Второй вариант: я не схожу с шоссе, чтобы собирать маленькие грибы, а тороплюсь в грибные места. Но это все отговорки. Все-таки не относится ли автор к тем, кто учит тому, что не умеет сам? Что-то я, конечно, умею, но хочется намного большего. По крайней мере, до Мастера еще очень и очень далеко. Но, как известно, чем более высокая поставлена цель, тем более сильные решения можно найти. Если серьезно, одна из причин, что я еще не мультимиллионер (в долларах) это, как я думаю (конечно, ошибочно) — недостроенная команда.
Поэтому одна из задач этой книги — это усилить команду до необходимого уровня. Не так давно мне удалось заработать около миллиона долларов, но потом я его потерял. Не сумел вовремя провести качественные изменения. Укусила кобра. И эту книгу я пишу как раз перед началом нового проекта. И эта книга и есть проектирование фирмы и бизнеса. В процессе написания я готовлюсь к новому прыжку в воду. Я это уже делал раньше и знаю — когда прыгнешь, нужно грести, а когда руки заняты, писать невозможно.
Прочитал объяснения, все очень убедительно — а все-таки, почему я не могу сейчас похвастаться успехом ? Понятно, что не хватило компетентности и личной силы, мешали иллюзии и комплексы; а все-таки, в чем причина? Я думаю, главная причина в том, что я слишком торопился.
Всякий кто спешит, тем самым демонстрирует,
что дело, за которое он взялся, ему не по зубам.
Хотелось быстро, а не нужно быстро, нужно хорошо. Сделанное хорошо остается на века. Сделанное быстро так же быстро и разрушается.
Сделанное наспех редко хорошо сделано.
Сократ
Мастер не торопится, но делает быстро и хорошо; дилетант торопится, делает ошибки и ему приходится все начинать сначала.
Здесь имеет смысл привести отрывок из книги «Раджа-йога», автора, к сожалению, я указать не могу.
Мы закончим эту главу анекдотом о методах знаменитого естествоиспытателя Агассиса, применявшихся им при обучении своих учеников. Они были известны своим умением точно наблюдать и воспринимать и вытекающую из него способность «размышлять» о виденных ими вещах. Многие из них заняли выдающееся положение, что они приписывали в значительной мере полученной ими тщательной подготовке.
Рассказывают, что однажды Агассису представился студент-новичок, прося дать ему работу. Ученый взял рыбу из сосуда и, положив ее перед студентом, велел ему тщательно рассмотреть ее и рассказать ему затем о своих наблюдениях. Затем он оставил его одного с рыбой. Она ничего особенно интересного собой не представляла, походя на многих рыб, виденных студентом раньше. Он отметил, что у нее были плавники и чешуя, рот, глаза, даже хвост. Через полчаса он был убежден, что рассмотрел все, что только можно было рассмотреть. Но Агассис все не приходил.
Время шло, и юноша, которому нечего было больше делать, стал скучать и чувствовать нетерпение. Он пошел искать учителя, но не нашел его, и ему пришлось вернуться и снова созерцать несносную рыбу. Прошло несколько часов, и он знал про рыбу немногим более, чем узнал о ней сначала.
Он ушел завтракать и, вернувшись, снова принялся изучать рыбу. Он начинал ощущать неудовольствие и разочарование, и пожалел, что пришел к Агассису, представлявшемуся ему теперь нелепым стариком, далеко отставшим от современности. Затем, чтобы убить время, он принялся считать чешуйки. Потом сосчитал иглы в плавниках; нарисовал рыбу и, рисуя ее, заметил, что у нее не было век. Таким образом он открыл то, о чем его учитель часто упоминал на лекциях, а именно что «карандаш лучше всяких глаз». Вскоре после этого учитель вернулся и, ознакомившись с наблюдениями ученика, оставил юношу разочарованным, сказав ему, чтобы он продолжал смотреть и, может быть, что-нибудь и увидит.
Это уязвило самолюбие юноши, и он стал работать карандашом, отмечая мелкие подробности, раньше ускользнувшие от его внимания, но теперь казавшиеся ему совершенно очевидными. Он начинал проникать в тайну наблюдения. Мало-помалу он стал открывать в рыбе новые интересные стороны. Но это не удовлетворило учителя, продержавшего его на этой работе над рыбой в течение целых трех дней. К этому времени студент действительно знал кое-что о рыбе и, главным образом, распознал секрет и приобрел привычку тщательного наблюдения и восприятия подробностей.
Много лет спустя юноша, достигнув известности, говорил: «То был лучший урок по зоологии, который я когда либо имел; влияние его распространилось на подробности всех последних изысканий; то было наследство, оставленное профессором мне, как и многим другим — наследство огромной ценности, которое мы не могли купить и с которым не можем расстаться».
Жить нужно, наслаждаясь каждой секундой, а не мечтая — вот заработаю и заживу. Так и проходят годы и десятилетия, а мы все мечтаем о будущем. А может, сейчас нужно начать жить, ничем не хуже эта секунда той будущей. Нужно перевести внимание с будущего, о котором мы мечтаем, и с прошлого, которое мы пережевываем снова и снова, на настоящее.
Нужно выбросить жвачку прошлого и перестать ожидать светлого будущего. Жить нужно тем мгновением, в котором будущее превращается в прошлое. Мы ничего не можем сделать с будущим и тем более с прошлым, поэтому о прошлом и будущем можно смело забыть.
Мы можем что-то сделать только сейчас, вот сейчас и нужно это делать, и не ради завтра, а ради самого этого мгновения. Которое должно быть наполнено жизнью и радостью.
Это опять вопрос состояния, точки зрения. Состояние, когда живешь только этим мгновением, и ни о чем больше не думаешь, и есть состояние счастья. И для счастья не нужно ничего делать с миром, достаточно войти в это состояние.
Нужно так же наслаждаться каждым мгновением, как мы наслаждаемся вкусом хорошего коньяка. Люди, которые умеют получать радость от каждой секунды, нравятся другим, к ним тянутся, с ними хотят иметь дело. Никто не хочет иметь дело с людьми, которые вечно в плохом настроении. И, наоборот, приятно, лишний раз предложить что-нибудь хорошему человеку.
Вот и простой способ добиться успеха. Стань веселым человеком, и все сразу повернется к лучшему. Удача не любит угрюмых и озабоченных. Она ищет веселых и жизнерадостных.
Не имейте дела со скучными людьми, не умеющими наслаждаться жизнью, они отпугивают удачу, и питаются вашим хорошим настроением, взамен излагая свои проблемы и выливая свое раздражение. Плохое настроение снижает личную силу, хорошее — увеличивает.
Как говорит Николаус Б. Энкельман в своей книге «Преуспевать с радостью», хорошее настроение — вопрос тренировки.
Не бывает мрачных времен,
бывают только мрачные люди.
Р. Роллан
Люди, которые почти постоянно в хорошем настроении, научились вводить себя утром в это состояние и потом поддерживать его весь день. Они не жалуются на других, что вот опять мне испортили настроение, а управляют своим состоянием.
У меня такое чувство, что я пошел на поводу у соображения выглядеть получше перед читателям, и все— таки скатился к конкретным рецептам. Хотя обещал не расчленять целое на части. Как можно говорить о целом?
О целом говорят языком не рецептов, а историй, притч, образов и аналогий, но всякая аналогия опасна тем, что каждый человек увидит в ней свое. Лучший образ, как мне кажется, это образ Мастера, он позволяет нарисовать идеал, сравнение с которым помогает поставить задачу.
Существуют ли Мастера на самом деле? Я думаю, что да, и даже в наше время. По крайней мере, в истории человечества такие люди известны и вам их имена хорошо знакомы. В прошлом деньги зарабатывались чаще всего путем насилия; тирании власти; земли, получаемой по наследству; и так далее. Поэтому богатый человек был фактически рабовладельцем. И быть богатым, и не совершать насилия и подлости было почти невозможно.
Сейчас решающим для финансового успеха становятся личные способности человека. Поэтому, я думаю, возможен путь к Мастеру через бизнес. Бизнес дает независимость, возможность реализовывать свои собственные идеи и, как мне кажется, главное — позволяет не иметь начальства над собой; правда, за это приходится платить ответственностью. Кроме того, бизнес — это соревнование, соревнование на рынке. А, значит, соревнуясь и проигрывая достойным противникам, можно становиться сильнее.
Есть еще много тонкостей, нюансов, о которых можно говорить бесконечно, но, думаю, я сумел вас убедить, что только личное развитие — путь к успеху. Как ускорить личное развитие?
Прежде всего, желательно иметь пример. Пример человека, который намного сильнее вас, и у которого вы смогли бы учиться, просто наблюдая его и впитывая его существо. Не нужно вычленять какие-то отдельные приемы, попробуйте почувствовать этого человека. Известно, что человеку, который вам нравится, которого вы уважаете, начинают незаметно для себя подражать: перенимаются жесты, манера говорить, словечки и обороты речи.
Чем больше разница между вами и этим человеком, тем быстрее вы будете учиться. Учиться у того, кто не сильнее вас, бесполезно, и бесполезно слушать лекции слабых людей.
Где найти такого человека? Это совсем не обязательно человек, занимающий высокое положение. Но это обязательно несуетливый человек и человек, который пользуется огромным авторитетом у своих знакомых и родственников. В его присутствии начинаешь испытывать покой и уверенность в завтрашнем дне.
Можно сказать, что это мудрый человек, но трудно описать, как выглядит мудрость. Если вам удастся найти такого человека, не нужно с ним много разговаривать — постарайтесь просто проводить рядом побольше времени. В молчании.
Существенное не передается словами, существенное передается молчанием. Умеющий естественно молчать гармоничен, глупец боится молчания. Как известно, слово произнесенное — есть ложь. То есть, выражая мысль словами, вы искажаете мысль; передавая мысль в молчании, вы передаете ее точно. Но нужно уметь понимать язык молчания.
Мысль очень тонко и сложно устроена. Передать мысль словами так же сложно, как из валунов делать садовые дорожки. Слова слишком велики и грубы для передачи мыслей. Молчание — это глина, из которой можно вылепить все, что вы хотите. Человек не думает словами, человек словами пытается выразить мысль. Мысль объемна, она многогранна и многозначна.
Если мысль — это клубок, то последовательность слов — это нить. Мысль приходит в сознание целиком и мгновенно, а выражать ее (разматывать клубок) приходится по частям и достаточно долго; в результате многое теряется. Тем более, часто клубок столь запутан, что размотать его, выразить все — просто невозможно. В молчании передаются мысли, в словах — заблуждения.
В молчании накапливается личная сила, в словах она расходуется. Да вы, наверно, и сами замечали опустошенность, после того как много говорили и говорили лишнее. Словами нужно пользоваться только тогда, когда без них нельзя обойтись. Чем экономнее вы используете слова, тем большей силой наполнено каждое ваше слово.
Кроме этого, чем больше пауза между вашими словами и предложениями, тем значительнее воспринимается то, что вы говорите. Известно, что люди, которые говорят очень быстро, это люди, страдающие от недостатка признания. Они спешат, они хотят, чтобы их быстрее оценили.
Люди, которые говорят медленно, уверены в себе и это отражает их речь. В процессе разговора доминирует тот, кто слушает и задает вопросы, а не тот, кто многословен. Краткость — сестра таланта. Молчание — его отец. Давайте людям выговориться, не перебивайте их, и побеждайте искушение вставить что-нибудь сами. Каждое ваше слово должно быть словом силы.
Очень трудно заставить себя говорить,
труднее заставить себя молчать,
еще труднее заставить себя думать,
но самое трудное —
это заставить себя чувствовать.
В. Сухомлинский
Бессильные слова не нужны ни вам, ни вашему собеседнику. Ваша личная сила ограничена, поэтому бережно используйте ее. Лучше потратьте время, но сохраните силу.
Если время — это деньги, то личная сила — это большие деньги. И умение наращивать свою личную силу — это путь, в том числе, и к большим деньгам. У Карлоса Кастанеды вопрос личной силы рассмотрен очень подробно. Кстати, если сравнивать время с деньгами, то, на самом деле, время дороже денег. Потерянные деньги можно вернуть, нельзя вернуть истраченное время. Кстати, преуспевающие предприниматели принимают решения, исходя из экономии ВРЕМЕНИ, а не денег. Они тратят деньги, чтобы сэкономить время, и ни в коем случае не наоборот. Наемные рабочие безвозвратно меняют время на деньги. Мы обнаружили еще один ресурс, который есть у всех — это время. Количество этого ресурса не зависит от образования, начального капитала, способностей. Попробуйте его выгодно вложить. Хотя бы с отдачей 1 доллар в секунду. А еще лучше, получите за 1 секунду вашего времени часы, месяцы и годы работы других людей.
Кто не знает цену времени,
тот не рожден для славы.
Л. Вовенарг
Дороги деньги,
жизнь человеческая еще дороже,
а время дороже всего .
А.В. Суворов.
Потеря времени тяжелее всего
для того, кто больше знает.
И. Гете
Хочется чем-нибудь удивить читателя. Чем ближе к концу, тем, как я замечаю, меньше новизны, а значит, и творчества. Слово — серебро, молчание — золото. Но многозначительно молчать со страниц книги довольно затруднительно.
Пожалуй, можно безуспешно попытаться заинтересовать читателя следующим тезисом:
Прекратите думать о других, заботиться о других, беспокоиться о других; это одна из хитростей нашего ума, который старательно находит причины не заниматься самим собой.
Если бы люди стремились совершенствовать
сами себя вместо того, чтобы спасать весь мир.
Если бы они пытались сами добиться
внутренней свободы вместо того,
чтобы освобождать все человечество, —
как много они сделали бы для
действительного освобождения человечества.
(Древняя китайская мудрость)
В Библии сказано — «Спасись сам, вокруг тебя спасутся тысячи».
Поэтому, читатель, если ты слышишь, что кто-нибудь (например, ты сам) ссылается на то, что он заботится о детях, родителях, родных или еще о ком-то и поэтому ему некогда заниматься собой, знай, что слышишь чудовищную ложь; это попытка снять с себя ответственность за собственную жизнь под благовидным предлогом. Это изощренный способ ни за что не отвечать.
Почему жизнь ребенка важнее жизни родителей, и те должны от чего-то отказываться? Этот ребенок еще ничего не значит в этой жизни, будет ли с него толк, неизвестно. Но уже взрослые люди, которые многое могут, бросают все это ради эфемерного будущего. Этот ребенок вырастет, у него появятся свои дети, и он бросит свое будущее под ноги своему ребенку, и так до бесконечности. Я не призываю вас бросать детей, я говорю о приоритетах; сегодняшняя жизнь взрослого важнее эфемерного будущего маленького человека.
Человечество придумало изощренный способ переложить ответственность за успех в жизни на своих детей. Если я не добился, то мой ребенок добьется. Конечно, добиваться от беззащитного маленького человечка, чтобы он хорошо учился, ходил в музыкальную школу, бассейн, стадион, изучал иностранные языки, и так далее, намного легче, чем сделать что-нибудь из этого самому.
А если не получится, то и причина наготове. Ребенок ленив, неблагодарен, неспособен, попал в плохую компанию, и так далее. А я для него все сделал. А он этого не ценит. Может, сделать что-нибудь для себя и оценить это как следует? Как сказал П. Буаст — «Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет — потребует жертв».
Аксиома обучения заключается в том, что вы не сможете научить ребенка тому, что сами не умеете. А, значит, если он пойдет дальше вас, то это означает, что он научился этому у кого-то другого. Если же ребенок такой же неудачник, как и вы, значит, он хорошо учился у вас.
Поэтому, если вы недовольны своей жизнью, если вы не смогли чего-то добиться, ради Бога, не портите жизнь ваших детей, не занимайтесь сами их воспитанием. Доверьтесь удачливому и ВЕСЕЛОМУ человеку, только проверьте, чтобы этот человек не имел педагогического образования. На эту тему тоже есть афоризм.
Вам не удастся создать мудрецов,
если вы будете в детях убивать шалунов.
Ж.-Ж. Руссо
Я бы добавил, что тем более нельзя убивать шалунов во взрослых.
Как известно, иностранцы в Москве никогда не принимают на работу в кафе и рестораны людей, которые работали в советском общественном питании. Я думаю, что если бы они начали делать средние школы, то не принимали бы людей с педагогическим стажем.
И как не изменяй названия на лицей и колледж, пока там останутся те же люди, ничего не изменится. Сколько клеймили коммунистическое прошлое, но, например, как было построено родительское собрание по образцу партийного или комсомольского, так все и осталось.
Начал говорить о детях и чуть не забыл о женщинах. Конечно, не забыл. На самом деле, это обычная человеческая привычка — мы привыкли скрывать то, о чем думаем больше всего.
Я однажды прочитал и сразу поверил, что все великие люди (мужчины) были гиперсексуальны, и нет ни одного мало-мальски известного человека среди импотентов. Опять-таки известно, что самым сексуальным органом является голова, там появляются мысли о сексе и там они реализуются (или нет).
Каждый тоталитарный режим всегда боролся с сексуальной свободой. Для того, чтобы подчинить людей, нужно прежде всего создать жесткие сексуальные запреты, табу. И как нам теперь известно по самим себе, это в СССР было успешно реализовано.
У Ошо Раджниша есть увлекательные, парадоксальные тезисы на тему любви и брака — если найду, обязательно вставлю. А пока изложу своими словами. Как только отношения между мужчиной и женщиной начинают зависеть не от любви, а от других причин, например, жилья, денег, даже от детей, то это означает не больше и не меньше, чем проституция. Причем часто с обоих сторон: одна половина платит одним, другая — другим. И в нагрузку секс. Секс, который теперь называется супружеской обязанностью. Теперь женщина имеет право обижаться на невнимание, а мужчина имеет право домогаться, нажравшись. Теперь мужчина не имеет права (открыто) оказаться в постели с женщиной, которую хочется больше. А должен оказывать внимание той, которую не хочется. А женщина получает право говорить, что все они, кобели, одинаковы. О том, как поступают женщины, я говорить не буду, предпочитаю говорить от собственного имени.
|