Правда, после этого искусство превращается в ремесло. Но не все могут быть творцами. Собственно, так и происходит процесс создания ремесел: искусство разбивается на элементы и становится технологией. Обратный процесс не происходит, не превращается освоенный по элементам процесс в искусство. Мастерство, как я уже говорил, схватывается целиком.
Повышение производительности труда предпринимателя — это разбиение им своей деятельности на элементы и затем передача ее конвейеру (но не человеку). Каждая операция должна быть максимально простой, примитивной и не должно быть возможности двоякого толкования. Чем большую часть своей работы предприниматель сумеет превратить в ремесло, тем меньше ему придется заниматься рутиной и больше возможность для творчества. Необходимо проектирование, изготовление и пилотирование фирмы-самолета превратить из искусства в профессию.
Чем проще будет устроена его фирма, тем она будет эффективней. Самый сложный элемент фирмы — это человек. Значит, чем меньше будет зависеть от человека, чем больше человек будет сведен к функции, тем лучше спроектирована фирма и тем надежней полет самолета-фирмы. К счастью, большинство людей именно об этом и мечтают, чем проще и примитивней работа, тем им лучше. Чем меньше от такого человека зависит, тем комфортней он себя чувствует.
Когда я был на военных сборах, я однажды почувствовал этот кайф. Можно часами ни о чем не думать. Идешь, смотришь в спину впереди идущего и держишь шаг. Какая разница, куда идешь. Сказали стоять, стоишь; сказали садиться, садишься; и т. д. Но когда я поймал себя на том, что ни о чем не думал минут 40, меня это насторожило. И я постарался процесс отупения приостановить. Всегда можно найти себе проблему и начать ее решать. Но большинству этого и не нужно. А, как известно, социальная задача предпринимателя, это создавать рабочие места, а не условия для творчества. В том, что я призываю к гуманному отношению к людям, сомнений видимо не осталось.
В этой связи посмотрите, насколько жестока по отношению к людям была Октябрьская революция. Из болота привычного, людей бросили в ситуацию абсолютной новизны. Ясно, что через несколько лет хаоса люди захотели диктатуры и хозяина. И конечно, получили.
Если говорить о диктатуре, то я думаю, что для целой страны это плохо, так как человек тогда теряет альтернативы. А для фирмы хорошо — не нравится, иди, работай в другом месте. Или создавай собственное дело.
Другое дело, что диктатором быть трудно. Трудно быть уверенным в том, что ты всегда прав. Представьте себе, что чувствует главный конструктор авиационного КБ, когда на самый первый старт выруливает спроектированный им самолет. И при испытаниях иногда гибнут люди. Быть диктатором трудно, но нужно, иначе будешь терять деньги, если будет что терять. Быть диктатором, это тяжелая психологическая нагрузка, это ответственность за все и необходимость все проблемы решать самому. Как только вы скажете кому-нибудь, решай сам, вы уже не диктатор. Вы заложили мину в свою фирму-самолет.
Но зато, если вы однажды сказали, как поступать в таком-то случае, никто не имеет право прийти к вам в кабинет и, сославшись на какие-то обстоятельства, потребовать снова решать этот вопрос. С другой стороны, это дает легкость в решениях, вам нужно согласовывать их только с самим собой, а с самим собой вы всегда договоритесь.
Осталось только вжиться в эту роль. С того момента, как вы сможете аргументировать ваше решение: «Делайте это, потому что я так хочу», вы — Диктатор.
Итак, посмотрим, на вашу существующую фирму, или будущую, взглядом инженера и диктатора. Образ Карабаса-Барабаса с его театром, вот что вам нужно. И Буратино на пушечный выстрел не подпускать! Как вы думаете, сколько заработали актеры Карабаса-Барабаса, когда его победили? Я думаю, что им пришлось искать другой театр. И другого Карабаса-Барабаса. Если вы в процессе создания и преобразований в фирме будете деловиты и спокойны как патологоанатом, вы можете рассчитывать на успех. Если хотите другой образ, кроме Карабаса-Барабаса, то это Королев, который вывел ракеты в космос. Его жесткость не знала границ.
Можно привести еще примеры и так называемые законы бизнеса. Sapienti sat (умному — достаточно), а остальным это все равно не поможет.
Когда мы говорили о технологии, это ответ на вопрос — КАК? Но есть еще вопрос — ЧТО? Ошибка в ответе на вопрос «ЧТО?» не может быть исправлена сколь угодно совершенной технологией.
Для ответа на вопрос «ЧТО делать?» необходимо сделать изобретение. Так как пока (в этом году) у меня нет технологии (пока это искусство) как делать изобретения в бизнесе, то, к сожалению, необходимо творчество. Между прочим, упоминая слово «творчество» почти на каждой странице, я ,тем не менее, ушел от ответа, что это такое.
Начнем с того, что творчество, в отличие от труда, акт уникальный. Труд — это повторяющаяся последовательность действий; творчество — это не действие, это событие, явление. Тут интересна была бы аналогия с даосским принципом недеяния. Но мы это рассмотрим позднее. Так как это явление, то и происходит творчество по законам явления — необходимы соответствующие условия и состояние. Творчество не делают, оно случается.
Кстати, намного реже, чем часто думают. Иногда все «творчество» поэта или художника есть тиражирование всю жизнь одного-единственного акта творчества. И так называемые муки творчества — это муки недостаточного умения; муки, связанные с недостатком мастерства для выражения образа, появившегося в результате творческого акта.
Как говорит Стивен Кови в книге «Семь навыков лидера», в любой деятельности есть два этапа, творческий акт (нематериальное создание), и воплощение его в материальном мире. Например, архитектурный замысел и собственно строительство. Так как законы материального мира намного жестче, начинаются искажения и муки по этому поводу. Мастер творческий образ воплощает немедленно; у него нет паузы между творчеством и его воплощением; он учитывает трудности воплощения в материальном мире еще на стадии нематериального создания. Создается впечатление, что он сразу создает. Переход есть, но он незаметен.
Если творчество не делают, то что с ним «делают»? Творчество приходит, когда есть пустота, есть куда придти, когда все стерто с листа бумаги и когда рюкзак сброшен. Творчество — это целостное восприятие мира, в отличие от работы, которая есть действие в расчлененном мире. Творческий акт создает многомерный образ, и затем автор может выдавать все новые и новые проекции одного образа.
Я употребляю слово «образ» за недостатком точных слов; это также можно назвать идеей, мыслью. В любом случае, это только ярлык, условный знак на вагонетке смысла. Так же, как имя человека — это только ярлык; имя не отражает даже миллионной доли того, что этот человек собой представляет. С этим связана проблема понимания.
За каждым словом кроется бездна смысла. Можно по поводу каждого понятия написать книгу, и не одну. Возьмем только слова из последнего предложения — смысл, понятие, слово, понимание. Каждое слово из этого ряда — предмет докторской диссертации. И не одной. Но мы с легкостью оперируем тысячами этих докторских диссертаций и всерьез думаем, что понимаем друг друга. Рискнул, попытался с помощью слов объяснить, что такое творчество — и теперь испытываю творческие муки. А, как мы теперь знаем, просто не хватает мастерства владения словом.
Творчество — это добровольный прыжок с лодки в реку, и поэтому оно так редко встречается. Нужно обладать отсутствием инстинкта самосохранения, чтобы быть способным совершать подобные поступки. Речь идет не о физическом, а о психическом здоровье. Отказаться от личного опыта и посмотреть на мир взглядом только что родившегося ребенка — вот что такое акт творчества. Это состояние, а не действие. То, что увидел, потом можно описывать десятилетиями.
Как обычно, вопрос. Какое отношение это все имеет к бизнесу? Прямое.
Посмотрите на рынок глазами только что родившегося ребенка, и вы увидите миллионы возможностей и миллиарды глупостей. Правда, отбросить знания и объяснения, хранящиеся в нашей памяти — что правильно, что неправильно, почему то или иное невозможно — удается немногим.
Вы скажете, что ребенок может делать бизнес, только когда усвоит весь набор знаний и будет отличать, что правильно и что неправильно. Да. Но за это время он перестанет быть ребенком, он перестанет быть творческим.
Речь идет о приоритетах. Что должно определять ваши действия, творчество или груз специальных знаний? Если вы хотите быть эффективным — ну, вы догадываетесь, что я рекомендую. Как быть более творческим в своих действиях? Ответ все тот же — вера в себя, и отрицание всех так называемых достижений человечества.
Только когда вы решите, что все, созданное цивилизацией, должно быть выброшено на помойку, вы готовы к творчеству. Если вы оставите для себя хоть какой-нибудь авторитет, вы займетесь жалким подражательством.
Только те, кто предпринимают абсурдные попытки,
смогут достичь невозможного.
А. Эйнштейн
Так как учиться можно только у Мастера (все остальные учат ремеслу), а Мастера найти невозможно, остается учиться самому и у себя. В том числе — и творчеству.
Приведу один из даосских принципов. Не совершайте того, что противно природе вещей. Противно природе вещей то, что требует усилий, напряжения, борьбы, преодоления сопротивления. То, что не противно природе вещей, происходит само. Действия Мастера, это камешек, который вызывает лавину. Действия слабоумного — это тяжелый труд по перетаскиванию камней. Недеяние — это несовершение действий, противных природе вещей. И совершение того, что совершается само. Например, как дыхание.
Творчество или также легко, как дыхание; или так же трудно, как обтесывание камней. Но во втором случае это уже не творчество. Мастер, с точки зрения внешнего наблюдателя, ничего не делает, но события послушны его воле. Причина этого в том, что Мастер не инициирует ситуации, которые еще не созрели. Он не собирает дрова, он подносит спичку. Воздействие Мастера стремится к нулю, эффект стремится к бесконечности.
Пока мы не Мастера, это можно использовать так. Никогда не преодолевайте сопротивление. Если появилось напряжение, значит, вы делаете что-то, противное природе вещей. Помогайте ситуации разрешиться, а не сопротивляйтесь ей. Ситуация мудрее нас.
Началась борьба за власть. Продайте власть на выгодных условиях — потом можете потерять и ничего не получить. Появился конкурент. Договоритесь с ним о разделе рынка. Или продайте ему свою долю рынка. Уходит ценный сотрудник. Помогите ему устроиться на новом месте и пригласите к себе консультантом. Часто может оказаться, что события мудрее вас и жизнь сама помогает вам, только не мешайте ей. Как гласит восточная мудрость — «Если вы не боретесь, вас невозможно победить».
Достаточно только реагировать на то, что само плывет вам в руки. Не нужно создавать ситуации, нужно умело пользоваться тем, что происходит само.
Предел хитрости – управлять без силы.
И пару слов о мудрости. Известно выражение о том, что умный может справиться со сложной ситуацией; мудрый же в нее не попадает. Мудрец, он же Мастер, не оказывается в ситуации, он находится рядом с ней. Мастер — не фигура на шахматной доске, он — шахматист.
Творчество — это не локальное размышление с точки зрения шахматной фигуры, куда она может сделать ход. Творчество — это осмысление всей шахматной партии во времени, от начала до конца.
Творчество вписывается в контекст всей истории развития человечества, а не является решением проблемы отдельного человека. Точнее, не вписывается, а отрицает созданное ранее.
Еще раз повторю, не развивает, а отрицает. Не создает, а разрушает. Вызывает не одобрение, а протест. В ТРИЗовской практике при обучении изобретательству обнаружен такой психологический феномен, как боязнь сильных решений. Типичная реакция человека на сильное решение — не может быть! Не может быть, чтобы проблема, над которой бились поколения инженеров, решалась так просто.
Приведу пример. На одном из промышленных предприятий закупили импортное оборудование по точному измерению размеров шариков для шарикоподшипников. В один прекрасный день оборудование стоимостью больше миллиона долларов сломалось, срок гарантии уже вышел и тогда пригласили двух специалистов по ТРИЗу. Они пару дней пытались разобраться в сложной механике и электронике этого чуда технической мысли, потом им это надоело и они использовали ТРИЗовский подход. Когда ТРИЗовцы пригласили руководство предприятия, то те увидели металлическую планку, по которой один за другим скатывались шарики. Если шарик был не идеально круглый, то он не докатывался до конца и падал налево или направо в корзину для брака. Руководители испытали психологический шок, но тщательная проверка показали, что этот «прибор» сортирует шарики безошибочно.
Без специальной психологической подготовки, даже если человек и найдет подобное решение, он откажется от него из соображения, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. Психологическая инерция и комплекс неполноценности, или, другими словами, недостаточная уверенность в себе и боязнь подвергнуть сомнению достижения цивилизации, мешает увидеть сильные решения.
Мы встретились с врагом,
и этот враг мы сами.
Уолтер Келли
Кто силен?
Кто превращает врага в друга.
Восточная мудрость
Современная тенденция такова, что среди десяти самых богатых людей мира, большинство — это люди, сделавшие капитал с нуля. Хотя еще несколько десятилетий назад самые богатые люди мира получали свой капитал по наследству. В основе каждого такого состояния, лежит одно или несколько ноу-хау, в области техники ли, маркетинга, технологии продажи; но без ноу-хау, без изобретения там не обошлось. Ничего не дадут призывы к творчеству человека, который хочет делать изобретения, но не может.
Генриху Сауловичу Альтшуллеру (создателю ТРИЗа) удалось создать алгоритм творчества в технике. Он сделал это, проанализировав около 40,000 (сорока тысяч) сильных изобретений из патентного фонда. Изобретений, которые не слегка усовершенствовали какой-то технологический процесс, а принципиально его изменили.
Но в технике существует патентный фонд, изобретения (если автор этого хочет) фиксируются и авторские права защищаются законодательством. Задача создания фонда изобретений в бизнесе ставилась некоторыми энтузиастами, но реальные результаты мне пока неизвестны. Но если даже фонд изобретений в бизнесе и будет создан, нужен гений масштаба Альтшуллера, который бы построил алгоритм решения проблем в бизнесе.
В технике это работает, причем превосходит все ожидания. Но специалисты по ТРИЗу почему-то часто не обладают предпринимательской хваткой. Не могут создать необходимое продвижение своих технологий и получать большие деньги за решение технических задач, даже с очень большим экономическим эффектом. Кстати, как мне кажется, при выборе задач они не сравнивают их с точки зрения возможного экономического эффекта. А ясно, что решение технической проблемы на установке с объемом производства в несколько миллионов долларов в месяц может быть оплачено намного лучше, чем если объем производства двадцать тысяч долларов в месяц.
Это интересный феномен. Почему, например, изобретатели не могут применить свой изобретательский талант для продажи собственных изобретений? Я думаю, причин несколько — недостаточная уверенность в себе, проявляющаяся хотя бы в скромной оценке (в долларах) собственных способностей. Второе — это отсутствие элементарных рекламных ходов. Третье и главное объясняет американская поговорка — «Кто придумал, получает 1 доллар, кто произвел — 10, тот, кто продал — 100».
Если идешь на переговоры, возьми напрокат, на два часа, дорогой пиджак, мобильный телефон и хороший автомобиль. И ваши способности в глазах собеседника резко подорожают. Придумать легко; труднее произвести, и самое трудное — продать, хотя у изобретателей это вызовет резкий протест. Значит — это близко к истине.
Очень важен масштаб дела. Человек часто упорно работает над проектом с очень маленьким оборотом, хотя при равном количестве усилий, проект объемом в сто раз больше может дать личный доход больше раз в двести. Принципы и количество работы и в большом проекте, и в маленьком примерно одинаковы; разница в доходе колоссальна.
Что определяет размер проекта? Количество уверенности в себе и уровень притязаний. Человек, желающий заработать миллион долларов, ищет такой проект и таких людей; человек желающий заработать 1000 долларов — аналогично. Еще раз повторю, зная это из личного опыта — ничего не меняется от размеров проекта; более того, чем крупнее проект, тем меньше конкурентов. Людей с амбициями и без ограничивающих комплексов на самом деле немного.
Так что, если хотите избавиться от конкуренции, увеличивайте масштаб ваших проектов. Сколько человек в вашем городе занимается летом продажей холодного пива? И сколько человек пытается купить (не за свои деньги, конечно) пивзавод? Гарантирую, что на перепродаже пивзаводов можно сделать денег намного больше, чем на перепродаже пива, даже если продавать его ящиками.
Преподавать в университете можно совсем без творчества. Для продажи пива нужно некоторое количество творчества, чтобы выдерживать конкуренцию; а вот чтобы быть там, где нет конкурентов, необходимо изобретение. Если вы хотите быть сверхэффективным, избавьтесь от конкуренции. Известно, что сверхприбыль дает монополия. А как только по пятам за вами бросятся конкуренты; а им понадобится время, чтобы понять на чем вы делаете деньги — сделайте еще одно изобретение и скройтесь за горизонтом.
Правда, в бизнесе пока не появился свой Альтшуллер и нет ТРБП (теории решения проблем в бизнесе). Но на это не стоит рассчитывать. Если кто-то и создаст такую теорию, он, хорошо разбираясь в бизнесе, сможет продавать ее очень дорого. И для того, чтобы эту теорию купить, придется сделать самому хотя бы одно бизнес-изобретение.
Еще один момент. Изобретение компенсирует недостаток даже элементарных познаний в бизнесе, но никакие знания не компенсируют недостаток изобретений.
Это объясняет, почему даже совершенно неподготовленные люди могут начать свое успешное дело и, наоборот, обладатель престижных дипломов вынужден наниматься к полуграмотному предпринимателю, который хорошо платит. Специалист, много и плодотворно работая, способен повысить доход на 3-5%, предприниматель находит решения, которые дают 100-1000%.
Без специалистов дело делается в хаосе, с большим количеством элементарных ошибок, но бурно развивается. Без предпринимателя ошибок нет, все в идеальном порядке, но дело неизбежно начинает умирать.
Предприниматель вносит хаос и развитие в дело, специалист — порядок и стагнацию. Предприниматель ориентируется на себя, специалист — на собственность и финансовые средства.
Специалист, в лучшем случае, может использовать имеющееся; предприниматель создает новую собственность и новые средства. Они живут в разных мирах и говорят на разных языках. Художник, нарисовав картину, если она ему не понравилась, может бросить ее в огонь. Агент по продаже видит только материальную ценность, которая погибла. Я еще нарисую, у меня есть великолепная идея, говорит художник; но ведь на этой можно было заработать, говорит агент.
Предприниматель создает дело целиком; специалист видит отдельно недвижимость, финансовые средства и людей. Предприниматель развивает дело целиком. Специалист повышает коэффициенты и радуется экономии на отдельных статьях затрат. Предпринимателя может заботить стагнация, а в это время специалист может радоваться максимальной прибыли в месяц за время существования предприятия. Предприниматель выращивает и одухотворяет, специалист расчленяет и умертвляет. Предприниматель относится к делу как к живому, специалист — как к трупу.
Вы скажете, что предпринимателю не повредят специальные знания. Повредят. Во первых, ему станет труднее делать изобретения, когда память услужливо будет предлагать стандартные решения; во-вторых, это невыгодно с точки зрения правила Парето. Не стоит тратить время и силы на малоэффективные действия, необходимо концентрироваться на эффективных. Не стоит получать специальные знания, которые дадут 3-5% прибавки, когда ждут своей очереди на реализацию идеи, дающие 100%. А при попытке предпринимателя советоваться со специалистами, он получит настоятельные советы повышать эффективность на 3-5%. Другого специалисты не умеют, и будут защищать свою точку зрения с риском для жизни и здоровья предпринимателя.
Предприниматель — одинокий человек; ему не с кем обсудить свои дела, разве что с конкурентом. Конкурент его выслушает и поймет, но, под воздействием предпринимательского азарта, который покруче охотничьего, не сможет удержаться от искушения использовать то, что услышал, и обойти на повороте.
Остальные его не понимают. Интересно, возможна ли команда предпринимателей? Истории бизнеса это неизвестно. Но, может быть, это возможно, просто никто не сделал соответствующего изобретения.
Сразу можно сказать, что это должна быть команда, объединенная не дележом прибыли. Представьте себе художников, которые собрались и решили выяснить, кто из них самый талантливый. А доля от прибыли и определяет, кто лучше. Предположительно, объединяющим началом могла бы быть амбициозная цель — например, добиться доминирования на мировом финансовом рынке.
Но обойдемся без фантастики. И так высказываний, после которых возникает подозрение — а не насмешка ли это над читателем, достаточно. Но я честно предупредил, что писать всерьез не собираюсь, главное — сейчас получить удовольствие от процесса. И деньги потом. Получение денег — тоже процесс очень приятный.
А если читатель во время чтения получит удовольствие, это может повысить раскупаемость книги. И, согласитесь, после всех этих высказываний не заработать деньги на собственной книге — это продемонстрировать полную несостоятельность и оказаться демагогом. Так что, читатель, если хочешь купить права на распространение или издание этой книги, обращайся. Я думаю, мы сможем договориться. И, руководствуясь вышеизложенным, используя творческий подход, на пару посещений хорошего ресторана мы заработаем. Если конечно книга «вдруг» не станет бестселлером. Тогда можно будет сходить в ресторан много раз.
А еще больше? А чтобы заработать еще больше, нужен другой рынок. Например, финансовый. На финансовом и фондовом рынке самый короткий путь от идеи до внедрения. Достаточно сделать несколько точных ходов, и вы миллионер. Или банкрот. Вот где об ошибках узнаешь мгновенно. Только не думайте, что фондовый рынок — это покупка акций в расчете на то, что они возрастут в цене. Миллионы слабоумных занимаются этим, а, значит, на них кто-то наживается.
На финансовом или фондовом рынке стабильно зарабатывает не тот, кто угадывает движение курса, а тот кто на него влияет. Цена акции есть отражение прогноза в головах брокеров и покупателей. Если вдруг участникам фондового рынка покажется, что акции (или другие ценные бумаги) должны упасть в цене, они упадут. После чего им может показаться, что они могут возрасти в цене, и они действительно возрастут. Причем экономическое состояние предприятия, акции которого котируются, может совершенно в это время не меняться. Так что отражает цена на акции? Правильно, представление о цене в голове у покупателей. И ничего больше! Что отражает цена на картину на аукционе? Правильно, представление покупателей о том, сколько эта картина может стоить.
|