Первое, что нужно преодолеть, это вредные внушения. С рождения нам рассказывают о том, как устроен мир. Мы многое узнаем о себе, о том, кто мы есть и что нам предстоит сделать.
Мы уже говорили о важности формирования полезных убеждений, поэтому людям так важно научиться преодолевать вредные внушения. Тогда они начнут верить в нужные вещи и по другому станут воспринимать мир и собственное будущее.
Кроме этого, людям нужно преодолевать страхи. Кто то боится летать и не может пользоваться самолетами. Кто то боится лифтов и с большим трудом поднимается на высокие этажи – ведь не все совещания проводятся на первом этаже. Есть люди, которые боятся выступать публично. Людям приходится преодолевать различные страхи и делать это нужно разными способами.
У всех людей есть дурные воспоминания самого разного рода. Кто то подвергся насилию в детстве или молодости. Кто то пережил болезненную психологическую травму. С хорошими людьми случаются плохие вещи. Постоянные воспоминания о плохом не способствуют душевному благополучию. Если какой то поступок когда то заставил вас бояться, то, повторяя этот поступок снова и снова, вы лишь усиливаете свой страх.
То же самое относится к нездоровым отношениям и к горю. Чем больше времени люди посвящают печали о прошлом, тем меньше времени у них остается на то, чтобы сделать жизнь лучше. Людям очень важно понять, как можно преодолеть подобные чувства и что можно сделать для того, чтобы построить новые отношения и обрести новую радость жизни.
И, наконец, все мы порой принимаем неверные решения, продиктованные дурными мыслями и дурными настроениями. Жизненно необходимо научиться двигаться в наилучшем для вас направлении, а сделать это можно, только научившись принимать верные решения. Чем более правильными станут ваши решения, тем лучше будут ваши поступки и достигнутые результаты.
Чтобы преодолеть нечто негативное, человек должен научиться забывать и отпускать. То есть вы должны оставить проблемы в прошлом, которому они и принадлежат.
Преодоление вредных внушений
Первое, что нужно отправить в прошлое и держать там, – это вредные внушения, которыми с вами поделились другие. У меня была клиентка. Эту красивую двадцатитрехлетнюю девушку звали Мира. Но она одевалась, как настоящая уродина, и носила самые страшные очки, какие только можно себе вообразить.
Глядя на ее прическу, можно было подумать, что она ехала в открытом кабриолете, и ветер трепал ее волосы. Придя ко мне, Мира заявила, что ее проблема заключается в одиночестве. На самом же деле, она была одинока только потому, что поверила – и в этом ее убедил психотерапевт – в свою низкую самооценку.
Когда я спросил ее, откуда она знает, что у нее низкая самооценка, она ответила: «Ну, я просто всегда нервничаю е обществе других людей». Я точно знаю, что никто никогда и ничего не делает «просто». Я начал изучать проблему Миры более детально. Я спросил: «Как вы понимаете, что нервничаете? Нервничаете ли вы, когда ищете блузку в своем гардеробе?» Она ответила: «Нет». Тогда я сказал: «А как же вы понимаете, что нервничаете?» Мира сказала: «Мне подсказывает внутренний голос». Я переспросил: «Какой голос?» Клиентка посмотрела на меня и сказала: «Голос, который звучит в моей голове».
Я спросил: «Это ваш голос?» – «Ну, – ответила она, – он же звучит в моей голове». Я не отставал: «Звучит ли он извне?» – «Нет», – сказала Мира. «Может быть, он напоминает голос вашей матери, или отца, или сестры, или школьной подруги?» – спросил я. Мира задумалась, а потом ответила: «Я не уверена, чей это голос. Он со мной уже так давно». Я повторил: «Так давно». Мне понравилась эта фраза. Такой давний голос.
Я спросил у Миры: «А что именно говорит вам этот голос?» Она ответила: «Голос говорит мне, что я – ничтожество. Голос говорит, что я – уродина. Голос говорит, что никто меня не полюбит». Мира могла провести часы и даже годы, копаясь в своем детстве и выясняя причины подобного убеждения, но я не собирался этого делать. Когда человек хочет научиться менять свое поведение, он хочет найти быстрый способ осуществления быстрых перемен.
Мире я предложил просто увеличить громкость внутреннего голоса. Она сделала это и постаралась приблизить голос. Оказалось, что обычно он звучит слева, с расстояния двенадцати тринадцати дюймов. Я заставил ее приблизить голос и сделать его громче. Мира почувствовала себя хуже. А потом я предложил ей отдалить голос, услышать его с расстояния и тем самым ослабить свои чувства.
После этого я заставил ее изменить тон внутреннего голоса. Я задал ей вопрос: «Вы когда нибудь слышали нечто такое, чему совершенно не верили?». Сам я сразу вспомнил Ричарда Никсона. И тут же мне на ум пришел Билл Клинтон, который уверял, что не имел интимных отношений с Моникой Левински. Стоило ему сказать это, я сразу понял, что он лжет. Когда Мира слушала внутренний голос, я предложил ей медленно изменить тон на тон человека, которому она совершенно не доверяет и никогда не сможет поверить.
Я предложил ей переместить голос в область затылка, чтобы он звучал издалека и сзади. Сделав это несколько раз подряд, Мира сумела установить контроль над тем, что вызывало в ней дурные чувства. Она научилась контролировать нервозность. А ведь именно нервозность заставляла ее, глядя в зеркало, расстраиваться и портить прическу.
Мира не пыталась быть красивой. Она не пыталась приветливо разговаривать с милыми ей людьми. Она вела себя так, чтобы поведение окружающих лишний раз подкрепляло уже существовавшее в ней убеждение о своей ненужности. Было очень важно не просто научить ее управлять внутренним голосом, но еще и изменить сложившееся убеждение – ведь годы опыта приучили Миру к мысли о том, что она никому не нужна, уродлива и ничтожна. А ведь это убеждение было величайшей ложью! Поэтому Мире пришлось задуматься о лжи. Я часто спрашиваю людей, какую самую большую ложь им доводилось слышать. Мне нужно было узнать о чем то, что вызвало в человеке сильнейший гнев, когда выяснилось, что это ложь, и продолжает вызывать гнев при воспоминании.
Предлагаю вам вспомнить субмодальности, о которых мы говорили в «инвентаризационной» части этой книги. Остановитесь и подумайте о том, во что вы больше не хотите верить. Я хочу, чтобы вы проанализировали весь список и, как Мира, сначала выяснили, где звучит внутренний голос? Где находится образ?
Я хочу, чтобы вы подумали о том, от чего хотите избавиться, и сравнили эту мысль с величайшей ложью, какую вам только доводилось слышать в жизни. Сравните ее с той ложью, которая вызывала у вас сильнейшую злость. Вернитесь к первой мысли, а затем снова ко второй. Обратите внимание на различия в местоположении образов. Отметьте различие в размерах образов. Динамичны ли образы? Видите ли вы в них себя? Выявите все те различия, о которых мы говорили во время «инвентаризации».
Выявив различия, вы должны подумать о том, во что больше не хотите верить. Оттолкните эту мысль подальше от себя, поверните ее и сдвиньте в другую сторону. Поместите ее туда, где вам сразу станет ясно, что это ложь, которая вызывает у вас гнев.
А теперь настало время сформировать новое убеждение. Во что вам хочется поверить? Если вы сформируете убеждение в том, что вы, как и любой другой человек, рождены для счастья и можете иметь друзей, оно будет гораздо полезнее вам в будущем. Вы должны построить жесткую систему. Вам нужно посмотреть на себя и увидеть себя таким, каким бы вы были, если бы выросли с этим полезным убеждением. Каким бы вы стали, если бы были более веселым? Более счастливым? Поняли бы, что привлекательны? Подумайте об этом, чтобы почувствовать нужное направление. Вы должны изменить сформированный образ себя и сделать его таким, каким он должен стать. Возможно, вам придется изменить походку и внешность. Новый образ должен быть таким, чтобы вызывать сильнейшее желание ему соответствовать. Вы должны стремиться в будущее. Вам нужно посмотреть в прошлое и подумать, что лучше оставить все это позади.
В своей книге я буду повторять вам это снова и снова. Многолетний опыт работы убедил меня в том, что самое хорошее в прошлом – то, что оно осталось позади. Оглядываясь на прошлое, люди порой злятся на то, как глупо они вели себя и какими глупыми убеждениями обладали – злятся на тех, кто внушил им эти убеждения, и на себя за то, что поверили в них. Но эти чувства не помогают людям двигаться в будущее. Для того чтобы устремиться в будущее, нужно оставить прошлое позади и вызвать в себе настолько сильные желания, чтобы устремиться навстречу им.
Когда Мира увидела себя, я сделал ей ряд предложений. Я посоветовал ей проконсультироваться у специалистов по поводу выбора одежды и макияжа. Я посоветовал ей обращать внимание на людей, которые выглядят счастливыми. Мире нужно было понять, как они ведут себя, зафиксировать этот образ в своем сознании. И тогда перед ней откроется полный набор возможностей.
ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ВНУШЕНИЙ
1. Подумайте о чем то плохом и негативном, что сказал вам кто то другой или даже вы сами.
2. Вспомните человека, которому вы не доверяете. Вспомните, как он солгал вам. Представьте, как он это сделал.
3. Выявите субмодальности лжи и негативного внушения.
4. Переведите негативное внушение в субмодальности лжи. Переведите образ внушения в такое место, чтобы воспринимать его как ложь.
Различия в субмодальностях: вредное внушение – большая ложь
Я не только дал Мире советы, которые должны были помочь ей изменить свое будущее. Я научил ее иначе думать о себе и своем прошлом. Заставив ее представить себя в идеальном образе, внушив ей, что она красива, и сделав свое внушение убедительным, я научил Миру иначе относиться к самой себе.
Для этого можно использовать хронологическую шкалу. Переместившись по хронологической шкале в прошлое, в детство и юность и услышав позитивное внушение, в которое можно поверить, вы начнете изменять свои чувства.
Когда вы в воображении переживаете опыт прошлого, уже обладая новым убеждением, то сразу замечаете, что с любой ситуацией справляетесь гораздо более эффективно. Новое убеждение, в буквальном смысле слова, меняет вашу личную историю к лучшему. Вооружившись новыми, позитивными убеждениями и избавившись от старых, ограничивающих ваши возможности, вы готовы справляться с остальными своими проблемами и в особенности со страхами.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛУЧШИХ УБЕЖДЕНИЙ (ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ)
1. Подумайте о более полезном убеждении, в которое вам хотелось бы поверить.
2. Представьте, что вы перемещаетесь назад по хронологической шкале в период, когда вы были очень молоды. Представьте, как кто то очень убедительно делает вам это полезное внушение. Вы по настоящему верите его словам.
3. Изнутри этого опыта прошлого представьте, что вы перемещаетесь по хронологической шкале, переживая различные события с прошлого до настоящего, но уже будучи вооруженным новым убеждением. Отметьте, как изменились ваши реакции и чувства в свете нового убеждения.
4. Оказавшись в настоящем, можете повторить этот процесс для различных внушений. Отметьте, насколько лучше вы стали относиться к прошлому и к самому себе в настоящем.
Преодоление страхов и фобий
Что касается преодоления, то нужно сказать, что сложнее всего преодолеваются страхи. На протяжении многих лет ко мне приходили люди, страдавшие различными фобиями и страхами, и работали мы с ними по разному.
Страхи делятся на две основные категории: фобии и тревожность. Человек, страдающий фобией, что то видит или испытывает, и его сразу же охватывает страх. Тревожность – это медленно, постепенно нарастающий страх. Человек погружается в собственный разум и начинает рисовать картины ужасных исходов.
Шаги по преодолению фобий крайне просты. Один человек думает, что боится лифтов. Другой считает, что боится летать. Кто то боится водить машину. А кто то боится пчел, или пауков, или змей. Есть такие, кто боится высоты.
Люди думают, что боятся всего этого, но на самом деле это не так. Их заставляет бояться вовсе не какой то внешний предмет или состояние. Все дело в их мозге. Мы знаем это, потому что другие люди находятся на той же высоте и не испытывают страха. Вопрос заключается в том, что творится в голове человека, охваченного страхом. А еще важнее то, что происходит в разуме человека, который в той же ситуации сохраняет спокойствие и уверенность.
Давайте же проанализируем некоторые фобии.
Начнем со страха высоты. Большинство людей, страдающих страхом высоты, совершенно спокойно встают с постели. На самом деле, страх они начинают испытывать в тот момент, когда делают что то и думают об этом. Сойти с небольшой высоты, например с постели, легко. Но если подойти к краю обрыва и подумать, что можно упасть, сразу же представляешь, что падаешь, и начинает кружиться голова.
Когда я жил в Сан Франциско, то работал с пациентами, страдающими страхом высоты, в отеле «Мандерин». Самое замечательное в этом отеле то, что он состоит из двух корпусов, на большой высоте соединенных прозрачным мостом. Вам не просто предоставляется возможность подняться на большую высоту, но еще и пройти над пропастью и посмотреть вниз. Это место я использовал для изучения процесса формирования фобии.
Я выяснил, как люди преодолевают фобии. Я беседовал с сотнями тех, кому удалось самостоятельно избавиться от страхов, и выяснил, что у них есть нечто общее. Они достигли такого состояния, когда им просто надоело бояться.
Это очень важный момент преодоления страхов. Вам нужно начать воспринимать моменты страха не по отдельности, а непрерывной чередой. В таком состоянии происходит нечто очень важное. Вы начинаете испытывать отвращение. Предположим, вы пять раз попадали в неловкое положение из за собственного страха – например, страха высоты или полетов. Выберите пять моментов, когда чувствовали себя полным идиотом.
Выберите моменты, когда страх лишал вас сил. Пробудите в памяти первое воспоминание, за ним второе, третье, четвертое и пятое. С каждым воспоминанием образ должен становиться больше, ближе, ярче и громче. В конце концов, когда вы увидите себя в этих образах, произойдет нечто интересное. Я хочу, чтобы вы дошли до точки, когда вам останется только воскликнуть: «Это же просто ужасно!»
Если вы пробудили в себе все пять воспоминаний, вернитесь к началу и повторите всю последовательность снова, а потом еще и еще раз. Делайте это очень быстро и непрерывно. В конце концов ваше терпение иссякнет. И тогда внутренний голос скажет вам: «С меня достаточно!»
ПАТТЕРН «С МЕНЯ ДОСТАТОЧНО!»
(ПОРОГОВЫЙ ПАТТЕРН)
1. Вспомните пять моментов, когда страх ставил вас в неловкое положение.
2. Динамично представьте себе первый подобный эпизод. Затем второй, третий, четвертый и пятый.
3. Соберите эпизоды друг за другом, сформируйте непрерывный «фильм». Вы должны постоянно чувствовать неловкость из за испытываемого вами страха.
4. Сделайте образы крупнее и ярче, смотрите их непрерывной чередой. Вы должны увидеть себя в неловком положении. Прокручивайте «фильм» снова и снова, пока вам не станет по настоящему стыдно за себя.
5. Повторяйте процесс до тех пор, пока не сможете сказать себе: «Это просто ужасно. С меня достаточно!»
После этого вам нужно представить себе статичный образ себя в ситуации, которая вас пугает. Представьте, что вы сидите в кинотеатре, а на экране стоп кадр. А потом представьте, что вы мысленно поднимаетесь из кресла и можете посмотреть вниз и увидеть себя в страхе. Теперь начните фильм. Вы словно находитесь на балконе и смотрите одновременно и на себя, и на экран. А теперь, когда вы глядите на то, как сами испытываете страх, я предлагаю вам сказать себе: «Это ужасно!» Когда вы будете смотреть на то, как боитесь, пугаетесь, терзаетесь страхом, ваши внутренние чувства изменятся, и вы почувствуете себя по другому.
Продолжайте действовать в том же духе до конца эпизода, а затем мысленно вернитесь на свое место, вернитесь в фильм и начните прокручивать его назад, так, чтобы все шли задом наперед, разговаривали задом наперед, чтобы музыка звучала задом наперед. Нужно сделать так, чтобы картина выглядела глупо и странно. Теперь очистите разум на десять минут, а потом вернитесь к прежней ситуации и подумайте о том, чего вы боитесь. Вы с удивлением обнаружите, что ваш страх резко ослабел, а то и исчез вовсе.
БЫСТРОЕ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ФОБИИ
1. Подумайте о своей фобии. Подумайте о ситуации, в которой вы испытывали страх (или воображаемую ситуацию, символизирующую вашу фобию).
2. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре и видите себя на экране в пугающей ситуации.
3. Представьте себя в кинорубке. Вы смотрите вниз и видите, как сидите в зале и видите на экране, как сами переживаете пугающий опыт.
4. Просмотрите фильм до конца. Вы должны увидеть то, как успешно переживаете страшную ситуацию. А потом представьте, как в конце фильма вы с экрана переноситесь на свое место.
5. Оказавшись на своем месте в конце страшного фильма, представьте, как пленка прокручивается в обратном направлении и все происходит задом наперед. Вы ходите задом наперед, говорите и двигаетесь задом наперед, а в ушах ваших звучит странная и смешная музыка. Дойдите до самого начала фильма. Теперь подумайте о своей фобии. Обратите внимание на то, что чувствуете себя совершенно иначе.
6. Повторите все шаги пару раз.
7. Обратите внимание на изменение своих ощущений в процессе. Подумайте о своей фобии. Поймите, что фобии больше нет!
Добавьте в ситуацию элемент юмора. На этот раз выберем высокое место, чтобы вы смогли начать бороться со страхом высоты. Я приходил со своими клиентами в отель «Мандерин» и развлекал их какое то время, чтобы они могли немного посмеяться. А потом мы подходили к краю мостика и смотрели вниз. Разумеется, в самом начале, глядя вниз, они испытывали внутренний трепет, но потом мы шли дальше и дальше, продолжая смеяться. В результате получалось, что человек шел и смеялся над собственными проблемами. Я всегда считал, что ждать чего то не стоит. Если вы можете оглянуться назад и посмеяться, то точно так же можно и начать смеяться над чем то предстоящим.
Смех способствует выработке эндорфинов, а эти гормоны влияют на изменение настроения. Чем больше вы смеетесь над тем, чего боитесь, тем больше эндорфинов вырабатывает ваш организм. И это происходит, даже если смех искусственный. Если вы можете остановиться, мысленно взглянуть на то, что вас пугало, и не испугаться, то вы готовы к следующему шагу. Итак, поднимайтесь из своего кресла и начинайте постепенно, шаг за шагом, испытывать и проверять свой страх. И тогда он попросту исчезнет.
ПРОГНАТЬ СТРАХИ СМЕХОМ
1. Вспомните момент, когда вы хохотали от души, когда вы смеялись так, что не могли остановиться. Вспомните свои ощущения, воскресите их в душе, испытайте заново.
2. Начните посмеиваться, вспоминая свой опыт. Смейтесь до тех пор, пока смех не перейдет в естественный.
3. Продолжая смеяться, начните думать о том, чего вы боялись. Обратите внимание на то, как изменяются ваши чувства, когда вы вспоминаете о страхе со смехом. Продолжая смеяться, заметьте, как субмодальности страха меняются буквально на глазах, одновременно с изменением вашего настроения.
Успешно бороться можно не только с фобиями, но и с тревожностью. Например, давайте рассмотрим тревожность, испытываемую теми, кому предстоит выступать перед большой аудиторией. Страх публичных выступлений – это самый распространенный страх на нашей планете. На человека, страдающего любой фобией, найдется сотня тех, кто испытывает страх перед публичными выступлениями. Лично я считаю, что это явление – побочный эффект существующей системы образования. Школа воспитывает детей, которые боятся и нервничают, когда им приходится выступать перед классом, потому что учителя пытаются унизить их и доказать, что они не выполнили домашнее задание.
Есть дети, которые любят выступать публично. Они идут на курсы и учатся говорить на любую тему, даже о том, во что они сами не верят. Из таких детей часто получаются политики или адвокаты. Впрочем, большинство тех, кто обращается ко мне, не умеет получать удовольствие от публичных выступлений. Люди, посещающие курсы моих учеников или мои собственные курсы, посвященные публичным выступлениям, имеют одну общую черту. Они слишком сосредоточены на самих себе и недостаточно внимания уделяют тому, что происходит в зале.
Чтобы избавиться от страха перед публичными выступлениями, вам нужно слушать самого себя, чтобы точно знать, что именно вы говорите. Я знаю, что в школах детей учат пользоваться специальными карточками. Но когда вы находитесь на совещании и обсуждаете что то с коллегами или проводите презентацию для потенциальных клиентов, пользоваться карточками не очень удобно. Гораздо удобнее наблюдать за реакцией на свои слова и убеждаться, что она вас устраивает.
К сожалению, большинство людей сосредоточиваются на собственной нервозности, на своем заикании. Чем больше внимания они уделяют собственному страху, тем сильнее пугаются. Некоторые испытывают страх только перед началом выступления, а потом берут себя в руки и отлично справляются с задачей. Они умеют мотивировать себя и побеждать стресс. Эти люди испытывают стресс, а потом, как только начинают говорить, все приходит в норму. Я считаю такой подход совершенно неправильным.
Говоря о страхах, на которых основаны тревожные состояния, надо признать, что чаще всего люди просто не обращают внимания на ситуацию. Легко пугаться, если прокручивать негативные образы в голове и вырабатывать в себе негативные чувства. Но если переключиться на слушателей в зале, увидеть их, услышать их дыхание, а потом сосредоточиться на звуке собственного голоса, то вы почувствуете себя по другому. Страхи всегда следует замещать обостренностью чувств. Страх можно одолеть, если начать контролировать собственные чувства.
Мне приходится часто выступать публично. Я часто вызываю кого нибудь из зала и приглашаю на сцену. Но прежде чем человек поднимется на сцену, я задаю ему важный вопрос: «Где начинается ваш страх? Когда я говорю вам: «Я хочу, чтобы вы поднялись на сцену», где начинается ваш страх? Когда вы думаете о том, что нужно выйти вперед и рассказать людям о чем либо, нужно ответить на важнейший вопрос. Где вы чувствуете свой страх?» Люди обычно отвечают: «В животе ». Но это то место, где страх заканчивается.
Я же спрашиваю: «Где он начинается? Начинается ли ваш страх в кончиках пальцев? Или во лбу? Начинается ли страх в горле или в верхней части груди? Когда ваш живот завязывается в тугой узел, вращается ли этот узел по часовой стрелке или против часовой стрелки? Движется ли он вперед или назад? Вы должны определить все геометрические возможности движения.
Иногда узел оказывается настолько тугим и мучительным, что люди затрудняются определить его источник и направление движения. Вот почему я предлагаю людям совершать определенные движения пальцем – вращать палец по часовой стрелке или против часовой стрелки, двигать его вперед или назад, вправо или влево. Это помогает определить направление закручивания реального страха. Зная же направление вращения, вы можете ускорить движение, а сделав это, ощутить еще больший страх. Это совсем не плохо. Это хорошо, потому что вы обрели контроль.
В ходе этого процесса я предлагаю людям представить себе круг, чтобы его можно было вращать вперед и назад, двигать в ту сторону, куда направлен страх. Вращая круг, люди мысленно видят красные стрелы, которые движутся в том же направлении. В такой ситуации людей можно заставить прекратить движение, окрасить круг в синий цвет и начать вращать его в противоположном направлении. Как только вы научитесь вращать свой страх в обратном направлении, вы перестанете бояться. В ходе этого процесса у вас возникнут позитивные чувства. Вращайте круг быстрее, быстрее, еще быстрее. А потом поднимайтесь на сцену и поворачивайтесь лицом к слушателям.
Это не просто хороший способ избавления от страха публичных выступлений. Это прекрасный шаг на пути к избавлению от страха высоты. Это хороший шаг на пути к избавлению от страха перед пчелами или змеями. Пока вы можете сохранять направление вращения и делать это вращение все быстрее и быстрее, ваш мозг на бессознательном уровне расшифровывает ситуацию. Когда вы попытаетесь вернуться к прежнему страху, то обнаружите, что сделать это очень трудно.
Имея возможность выбора, люди всегда делают лучший выбор. Проблема заключается в том, что они не думают, что поступают таким образом. Чтобы вы смогли увидеть новую возможность выбора, попробуйте проделать следующее упражнение.
ОБРАЩЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ВСПЯТЬ (НЕЙРОГИПНОТИЧЕСКОЕ ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ)
1. Подумайте о чем то, что вызывает у вас страх или тревожность.
2. Оцените, в каком направлении вращается тревожность в вашем теле. Представьте ее с помощью красных стрел, направленных в ту же сторону.
3. Представьте, что это чувство покидает ваше тело, измените направление вращения, смените цвет стрел с красного на синий, верните чувство обратно, но с тем, чтобы в вашем теле оно вращалось в противоположном направлении.
4. Продолжайте вращать ощущение в противоположном направлении все быстрее и быстрее. Обратите внимание на то, как меняются ваши чувства.
5. Подумайте о чем то, что внушает вам ощущение полного комфорта. Оцените, в каком направлении вращается это чувство.
6. Вращайте ощущение комфорта, представляя себе, что у вас все в идеальном порядке.
7. Одновременно посмотрите на то, что находится прямо перед вами в текущий момент. Вы должны услышать звуки и увидеть образы реального мира и сосредоточиться на них.
Большинство людей испытывает тревожность, связанную с публичными выступлениями, а не фобию публичных выступлений. Они постепенно наращивают интенсивность негативных чувств, представляя, как плохо все получится.
Я помню, как однажды слушатель рассказал мне о своем страхе сцены именно таким образом.
Мне нравится избавлять людей от страха моим способом. Я говорю людям: «Разве не замечательно было бы провести день, не думая о своих проблемах? Как славно было бы нанять человека, который пришел бы и переложил на себя все ваши проблемы, а вы смогли бы жить в буквальном смысле слова безо всяких проблем?» Единственная проблема заключается в том, что для этого потребуется дать точное описание работы, на которую вы хотели бы нанять человека.
Своему слушателю я сказал: «Если бы вашим страхом страдал я, то вел бы себя точно так же, как вы. Какую мысленную работу мне нужно проделать, чтобы вызвать в себе ту тревожность, какой страдаете вы?» Затем я привел простой пример: «Думая о выступлении перед слушателями, я представляю себе группу людей с сияющими глазами, которые хотят учиться и с радостью будут слушать меня». Я спросил у своего слушателя, а так ли поступает он? Конечно, он покачал головой и ответил: «Нет». Он сказал, что представляет себе фигуры с маленькими телами, большими головами и неморгающим взглядом. Он представлял, что невнятно бормочет текст своего выступления. То есть практически он планировал грядущую неудачу. Слушатели представлялись ему персонажами старого фильма 50 х годов «Деревня проклятых», в котором дети убивали взрослых. Такие фильмы были предшественниками романов Стивена Кинга. Когда этот человек понял свою ошибку и научился поступать так, как советовал ему я, он обнаружил, что его чувства кардинально изменились.
А теперь давайте перейдем к страху полетов – одному из моих самых любимых, потому что мне приходится проводить в воздухе очень много времени. Это один их страхов, которому я уделяю много внимания. Летая по всему миру, я обнаружил, что, по какой то необъяснимой причине, рядом со мной всегда сидят люди, которые страдают жестоким страхом перед полетами. Поэтому я научился помогать людям преодолевать этот страх и делать это быстро, чтобы мне не приходилось во время всего полета выслушивать стоны и причитания, а также просьбы посмотреть, не отваливается ли у самолета крыло.
Однажды я летел с клиентом. Музыкант рок н ролльщик безумно боялся летать на самолетах. Он даже взял с собой врача, который должен был давать ему лекарства, но жестоко разругался с ним в самом начале полета. Побеседовав с врачом, я заверил его, что очень скоро полеты перестанут быть для музыканта проблемой.
Я сел рядом с музыкантом и поговорил с ним. Я спросил: «Что вас пугает в полете?» Он ответил: «Когда самолет попадает в воздушную яму, мне кажется, что мы вот вот разобьемся! Я даже слышу свист двигателей, а когда смотрю на крыло и вижу, что оно вибрирует, то сразу же представляю, что оно вот вот отвалится!» Я покачал головой: «Нет, это совершенно неправильно. Крылья обладают определенной гибкостью, благодаря чему остаются невредимыми. Если бы они были слишком жесткими, то обязательно отвалились бы. Представьте, что вы пытаетесь сломать жесткую палку. Надавите, и она треснет. Но если у вас в руках окажется что то пластичное и гибкое, то этот предмет способен выдержать значительно большую нагрузку».
«Подумайте о турбулентности воздуха, – сказал я, имея в виду воздушные ямы. – Она вас пугает?» Он ответил: «Она пугает меня до смерти ». – «А теперь представьте, что вы плывете в лодке. Лодка поднимается на волну и проваливается, чтобы подняться снова. Это вас пугает?» – «Конечно, нет», – ответил он. И тогда я сказал: «Но ведь самолет делает то же самое. Он поднимается на плотный слой воздуха и проваливается. Самолет не может упасть с неба. Каждый раз, когда вы ощущаете воздушную яму, это должно убеждать вас в том, что самолет поднимается, потому что если бы он летел ровно, подобных ощущений не было бы».
Я предложил музыканту закрыть глаза, сосредоточиться и найти источник страха в своем теле. Он определил направление движения, а потом я попросил его ускорить вращение узла страха и изменить направление вращения. Постепенно страх ослабел. Я предложил ему расслабиться, почувствовать себя комфортно, а потом открыть глаза, посмотреть на гибкое крыло и послушать звук двигателей. Я предложил ему представить, что он сам умеет летать. Он должен был посмотреть сквозь тучи и понять, что лететь для него совершенно безопасно. Вероятность быть сбитым машиной на улице гораздо выше вероятности погибнуть в авиационной катастрофе. Ведь он находится не вне самолета, а внутри его. И в полной безопасности. Даже если мы попали в зону турбулентности, это просто означает, что самолет качается на воздушных волнах.
|