Страх — это тоже пример избегания. В связи с этим приведу еще одну притчу.
Шел как-то уставший путник по пустыне. Вдруг видит вдалеке раскидистое дерево. Он тщательно протер глаза, чтобы убедиться, что это не мираж, но дерево не исчезло. Дошел путник до дерева, сел в прохладной тени, прислонился к стволу и уснул. Когда он проснулся и почувствовал себя отдохнувшим, у него возникла мысль: "Как бы было хорошо, если бы здесь была вода". Только подумал об этом, как вдруг видит рядом с собой кувшин. Напился он воды, и ему захотелось есть. "Как замечательно было бы сейчас поесть!" — и вновь только подумал он об этом, как увидел перед собой скатерть и на ней еду. И какое бы только он ни пожелал блюдо, тут же оно появлялось. Утолил он голод и вновь стал размышлять: "Выходит, это дерево исполняет все, о чем я думаю!" И тут он испугался своей мысли: "А если я подумаю о демонах…" Вдруг начали появляться демоны. Он испугался еще больше: "Боже, они же могут напасть на меня!…" И демоны стали нападать. "Ну, вот мне и конец!" — была последняя мысль того путника.
Закрытость — это отсутствие осознавания чего-то в своем опыте. Но отсутствие осознавания не приводит к исчезновению опыта, напротив, оно только фиксирует и стабилизирует его.
Причина избегания (или страха) — это значение, которое человек придает ситуации. Человек избегает (или боится) не фактов, а значения, которое им придал он сам. Можно по отношению к какому-либо факту искусственно создать состояние скованности или страха, если связать с этим фактом значение, которое человеку кажется неприемлемым или ужасным. И наоборот, если отделить факт от придаваемого ему значения, можно снять страх перед этим фактом.
В состоянии "камня" человек говорит о том, что он чего-то не принимает, чего-то избегает, предпочитает чего-то не замечать. В речи он употребляет отрицания "не", "нельзя", "невозможно", "недопустимо", "ужасно", "отвратительно", "плохо", "только бы не", "избавиться", "предотвратить"…
В мимике и жестах состояние закрытости проявляется в большей, чем обычно, неподвижности, скованности движений, напряженной и неподвижной позе.
Если человека спросить при этом о внутренних ощущениях, то он обнаружит ощущения твердости, тяжести или статической напряженности в теле. Вероятнее всего найти эти ощущения возможно в какой-то области вдоль средней линии тела: в животе, груди, шее, лице. По этому признаку человек легко может распознать состояние закрытого типа в самом себе.
Упражнение: попросите партнера рассказать о чем-либо, чего он боится или считает нужным избегать, или к чему испытывает отвращение; во время рассказа заметьте признаки состояния закрытости в словах, мимике, жестах и во внутренних ощущениях.
Направленность.
Второй вид отношения к опыту — это "направленность". Направленность возникает, когда человек стремится к чему-то, считает что-то важным и, таким образом, суживает сознание на этой, кажущейся ему важной вещи. Направленность приводит человека в состояние огня.
Есть прекрасный анекдот, иллюстрирующий это состояние.
Заходит посетитель в аптеку и говорит: "Мне таблетки от жадности. И побо-о-ольше!"
Многие навязчивости возникают у людей благодаря этому типу фиксации. Например, навязчивое стремление к чистоте. Думаете, только женщины страдают этим? Как бы не так. Стоит капитан на палубе. Перед ним шеренга матросов, только что закончившая мыть и чистить все, что только есть на корабле. Но капитан всем недоволен: ложится на палубу, и, если хоть одна соринка останется на его белоснежном кителе, команда будет драить всю палубу снова.
Состояние направленности возникает тогда, когда нечто важное, желаемое и ценимое человеком не присутствует, как ему кажется, в реальности. Например, когда человек стремится к недостижимому идеалу.
Подумайте о том, чего вы хотите. Заметьте, какие появляются ощущения в теле. Скорее всего, это ощущения движения, бурления или раздражения. Внимание сужено, сконцентрировано и поглощено предметом стремления. Можно создать это состояние искусственно. Для этого достаточно подумать об идеале, которого хотелось бы, но которого нет. Для иллюстрации приведу притчу.
Давным-давно четверо ученых путешествовали с караваном по пустыне. Однажды зашел между ними разговор о верблюде. Ученые мужи дружно восхищались его красотой, неприхотливостью и выносливостью. Потом они решили увековечить образ верблюда каким-либо произведением. По-очереди они входили в шатер, специально выделенный ими для этой цели, и изливали свое вдохновение. Вот зашел первый из них и через час вышел со стихами о верблюде, которые тут же были прочитаны и одобрены всеми путниками. Второй ученый вошел в шатер и через час вышел с песней. Она тоже понравилась всем присутствующим. Вошел третий и вскоре вышел с эскизом картины, где был изображен верблюд, который показался путникам совсем как живой. Четвертый ученый вошел в шатер и не выходил до вечера. При зажженной свече он просидел там всю ночь. Утром, когда друзья проснулись, их приятель по-прежнему был в шатре, и только скрип пера слышался оттуда. Друзья решили не мешать товарищу и дать столько времени, сколько надо ему, чтобы закончить. Так прошло три дня и три ночи. Наконец, на третий день писатель вышел из шатра. Изможденный и усталый, покачиваясь, он подошел к своим приятелям и бросил перед ними незаконченную рукопись. На титульном листе было написано "Идеальный верблюд. Или верблюд, каким ему следовало бы быть".
Попасть в состояние огня легко, если претендовать, чтобы идеальное было реальным.
В состоянии "огня" человек говорит о желаниях, целях, ценностях, действиях и мотивах, о каких-то значимых объектах. В речи он употребляет слова "хочу", "желательно", "хорошо", "лучше", "великолепно", "прекрасно", "в идеале", "главное", "самое", "важнее всего", "важно" …
В мимике и движениях человека при этом присутствует больше динамики, чем обычно, больше эмоциональной экспрессии. Характер внутренних ощущений при этом соответствует внешнему выражению (волнение, подвижность, переменчивость ощущений). Это не неподвижное что-то, а наоборот — трепещущее, устремленное и движущееся.
Упражнение: расскажите партнеру о чем-то, что вы считаете важным для себя, о какой-либо своей цели или идеале; или, наоборот, попросите, чтобы ваш собеседник рассказал вам о чем-то в этом роде.
Открытость.
Открытость — это готовность принять что-то, согласие с чем-то, вовлеченность и причастность к чему-то. Открытость — это согласие знать реальность и признание себя включенным в нее. Открытость приводит человека в состояние воды.
Когда человек признает что-то реальностью, он фиксирует тем самым и свое состояние, и свой опыт вокруг этой реальности. Каждое убеждение — это признание чего-то за реальность. А ведь мы знаем, как крепки порой бывают наши убеждения.
Подумайте о том, что вы признаете, считаете необходимым или реально существующим. Заметьте, какие ощущения вы испытываете в теле, когда думаете об этом. Скорее всего, это спокойствие, расслабленность… Или, может быть, даже апатия, безысходность, если эта реальность пессимистична. При этом скорее всего ваше внимание расфокусированно и распределено вокруг вас.
Прийти в расслабленное, спокойное состояние "воды" можно, если принять то, что не хочется принимать. Например, как в следующей истории.
В давние времена в одной китайской деревне у одинокой женщины умер сын. Она, как обезумевшая, ходила по деревне, причитала и умоляла людей вернуть ее сына. Женщина не могла успокоиться несколько дней, и кто-то посоветовал ей сходить к священнику. Она пришла и стала умолять священника: "Если Бог есть, попроси его, пусть он вернет мне сына". Священник ответил: "Хорошо, но для этого ты должна сделать кое-что".
- Что, говори? Я сделаю все, что ты мне скажешь!
- Принеси к завтрашнему утру три горчичных зернышка. Они будут нужны мне для молитвы господу. Но ты должна взять их непременно из того дома, где не знали потери близких людей.
Женщина с готовностью отправилась на поиски. Она ходила от дома к дому целый день и всю ночь, но, увы, в каждом доме ей рассказывали, что в их доме тоже умирал кто-то из близких людей.
- Ну что, принесла ли ты горчичные зерна? — спросил священник, когда женщина пришла к нему утром.
- Нет, в этой деревне нет ни одного дома, где люди не переживали бы такой же утраты. Я поняла, что требую от тебя невозможное.
В этой истории священник помог женщине прийти к принятию реальности, в которой она оказалась. Как правило, принятие приводит к позитивным изменениям в состоянии. Принятие приносит с собой спокойствие и ясность.
Когда человек признает что-то реальностью, его точка зрения на нее остается субъективной, поэтому последствия принятия реальности будут зависеть от того, какую именно точку зрения на нее принял человек.
В состоянии "воды" человек говорит о том, что есть, о принятии чего-то, о причастности к чему-то, о реальной включенности во что-то, об ответственности перед чем-то (кем-то). В речи он употребляет слова "надо", "должен", "обязан", "обязательно", "правильный", "подходящий", "соответствующий", "мы", "вместе", "сообща", "просто", "есть" …
Упражнение: попросите партнера рассказать о чем-то, что он точно знает, но это должны быть не объективные факты, а его оценка и интерпретация фактов, в которой он уверен. Заметьте все проявления состояния принятия реальности.
Глава 2. Как мы управляем собой?
Что такое "Я"?
Люди употребляют слово "Я". Но все ли знают, что они имеют в виду, говоря это слово? Например, если мы говорим о развитии себя, надо уяснить, что именно мы собираемся развивать.
Однажды Насреддин был на ярмарочной площади большого города. Он впервые видел так много людей и очень боялся, что потеряет себя в толпе народа. Вечером, перед тем как ложиться спать, он надел на голову тыкву, чтобы утром по тыкве узнать себя. Его сосед по ночлегу, зная страхи Насреддина, решил подшутить над ним. Ночью, он снял тыкву с головы Насреддина и надел на свою. Когда утром Насреддин проснулся и увидел тыкву на голове соседа, он чуть не лишился рассудка. "Если ты — это я, — сказал Насреддин, — тогда я кто?"
В традициях восточных духовных путей ученик ищет ответы на вопрос "что такое Я?". Он последовательно отсекает первоначальные "очевидные" ответы, убеждаясь, что Я — это не тело, Я — это не мысли, Я — это не чувства и не эмоции, Я — это не воспоминания. На чувственном уровне он открывает, что все перечисленное лишь принадлежит ему, но это — не он. А он — это тот, кто владеет телом, имеет мысли, чувствует и вспоминает.
Но спросите себя, где же он, этот хозяин, и обнаружите, что невозможно воспринять непосредственно или указать на него. Собственное "Я" человека для него неуловимо и останется таковым по одной лишь причине: "Я" не принадлежит воспринимаемому миру. В воспринимаемом мире люди замечают лишь проявления, но не воспринимают того, что является через эти проявления. Причина этого становится ясной из анализа механизма восприятия. (Об этом мы говорили в разделе "Как мы воспринимаем?").
Тело, мысли, чувства, воспоминания — все это проявления "Я". Само же "Я" находится по ту сторону восприятия, оно принадлежит миру сущностей.
В восемнадцатом веке Иммануил Кант ввел различение "вещи в себе" и "вещи для нас". Человек воспринимает только "вещи для нас" (т.е. проявления), "вещи же в себе" (т.е. сущности) он воспринять не может. Кант доказал также, что приборы надо рассматривать лишь как продолжение органов чувств человека, ничего принципиально не меняющие в этом положении. И полученные с помощью приборов данные, которые использует наука, также относятся к "вещам для нас". Познать "вещи в себе" для науки не под силу, хотя сама наука в то время еще была уверена, что приближается к познанию сущности.
Позже ученик Канта Артур Шопенгауэр (поддерживая утверждение своего учителя), развил эту мысль. Он высказался, что хотя действительно воспринять "вещь в себе" человеку невозможно, но, по крайней мере, одна "вещь в себе" ему доступна непосредственным образом. Эта доступная человеку "вещь в себе" — его собственная сущность. Шопенгауэр утверждал, что сущность себя переживается человеком, как воля или как сознание.
Таким образом, свое "Я" человек может переживать непосредственно (как наличие сознания и воли) и воспринимать его через проявления (коими являются движения тела, мысли, чувства…).
Когда люди произносят слово "Я", обычно они имеют в виду "воспринимаемое Я" — тело, поведение, мысли, чувства… Это мы будем называть словом "опыт", и это не есть Я. Истинное Я, которое дается нам через переживание воли и сознания, мы будем называть "Я-сущностью".
Как образно выразился один древний философ, слепой думает, что клетка есть птица, а зрячий видит, что клетка создана для птицы.
Опыт
Переживаемый человеком опыт в похожих ситуациях обычно бывает одинаковым. И этот опыт может очень сильно отличаться от его опыта в других ситуациях. Поэтому, определяя понятие "опыт", мы будем связывать его с определенной ситуацией и временем.
Опыт — это переживание человека в определенный момент времени в определенной ситуации во всей целостности.
Состоянием люди называют то, как они переживают свой опыт. Состояния обладают устойчивостью постольку, поскольку опыт устойчив.
Если нас будет интересовать, как изменить поведение, то мы начнем с того, что поведение — это искусственно выделенная часть опыта. И понять, и изменить его можно, если рассмотреть целостный опыт, к которому оно относится.
Есть один анекдот про то, что состояния бывают разные и поведение в этих состояниях им вполне соответствует.
Муж говорит жене: "Дорогая, я хочу, чтобы ты знала, что если я прихожу домой, и козырек моей кепки приподнят, значит, я в хорошем настроении и готов с тобой общаться. Если же козырек опущен, значит, я не в духе и со мной лучше не разговаривать". "Хорошо, — говорит жена. — А ты, дорогой, имей в виду, что если я в цветастом фартучке и руки у меня по швам, значит, я в хорошем настроении и буду делать все, что ты захочешь. А если я без фартука и кулаки у меня на поясе, то мне абсолютно все равно, где у тебя кепка!"
Компоненты опыта.
Естественными компонентами опыта являются: (1) объективное восприятие внешней ситуации; (2) действия, которые производит человек с помощью тела; (3) мысли, протекающие во внутреннем плане сознания; (4) субъективные представления о ситуации, полученные человеком ранее; (5) чувства и эмоции; (6) переживание общности с более широкой системой.
У каждого из компонентов опыта можно обнаружить определенную функцию. (1) Внешние объекты и ситуации служат "маркерами опыта". При изменении внешнего окружения они переключают восприятие с одного контекста на другой, а одновременно и переживание всего связанного с ними опыта. (Знакомый с НЛП читатель объяснит это тем, что во внешних ситуациях содержатся якоря, которые вызывают соответствующие им состояния). (2) Объективное восприятие служит основой для материальной деятельности. В деятельности оно позволяет выбирать адекватные цели, замечать свое продвижение к ним. (3) Объективное восприятие является источником спокойного и рационального отношения к происходящим событиям, позволяющее увидеть свои ошибки или развеять иллюзии.
Через действия человек физически влияет на объективные ситуации и события.
Мысли имеют большое количество функций; они (1) организуют внешние действия, (2) вызывают изменения состояния, (3) создают виртуальную реальность (т.е. представляют то, чего нет в воспринимаемом мире) и (4) могут давать другие полезные результаты (например, создать идею, ценную в человеческом сообществе)…
Субъективные представления (1) создают единый образ воспринимаемой ситуации, (2) в соответствии с намерением перераспределяют внимание, заставляя реагировать лишь на значимые части ситуации, и (3) помогают ориентироваться в мире.
Чувства и эмоции позволяют (1) оценивать актуальный опыт в целостности. (2) сохранять интегрированность самого себя.
О функциях переживания общности с более широкой системой мы будем говорить в разделе, посвященном построению мечты.
Те, кто знаком с НЛП, могут провести параллель с концепцией нейро-логических уровней Роберта Дилтса. Они обнаружат новые нюансы в описании логических уровней (таких как "способности", "убеждения", "идентичность", "духовность"), но в целом, наверное, согласятся, что модель компонентов опыта согласуется с моделью нейро-логических уровней.
Целостность опыта.
В обычном состоянии в опыте человека закрепляется какое-то сочетание мыслей, чувств, действий и восприятия. Поэтому обычно компоненты опыта у человека связаны друг с другом. Если изменить мысли, то изменится поведение. Разумеется, при этом изменятся и чувства, и восприятие. Есть одна поучительная история, иллюстрирующая эту взаимосвязь.
К судье привели несовершеннолетнего вора. Но вместо того чтобы строго наказать, судья доброжелательно побеседовал с юношей, ни единым словом не упомянув о воровстве. Единственное, что судья потребовал, — это обещание никогда не врать. Обрадованный юноша дал обещание и отправился домой. Ночью ему пришла в голову мысль вновь совершить кражу. Но, вспомнив об обещании, он подумал: "Что я скажу, если меня спросят, куда я иду? А что я буду говорить завтра?" И он понял, что он либо не выполнит обещание, либо понесет наказание за воровство. Так стремление быть правдивым сделало невозможным воровство для этого юноши.
Опыт целостен, что проявляется в невозможности изменить один компонент опыта, не изменив при этом все остальные. Либо придется изменить и оставшиеся компоненты опыта, либо они вернут изменение обратно. Поэтому для того чтобы гарантировать сохранение измененного опыта, следует произвести изменение всех его компонентов.
Будем называть полным описанием опыта описание всех его компонентов. Описание всех компонентов опыта позволяет мысленно пережить опыт во всей полноте. Мы будем этим пользоваться, чтобы усиливать переживание нового опыта и, таким образом, программировать его появление в реальности.
Случалось ли с вами, что вы решали что-то делать, но все время забывали или откладывали, или вовсе ленились выполнять задуманное? В следующем упражнении вы обнаружите, насколько неясным и неопределенным может быть представление о том, что вы, казалось бы, решили. Мы будем использовать полное описание опыта для создания ясного представления о желаемом деле.
Упражнение «Важное дело, которое откладывается».
1. Подумайте о деле, которое вы хотите выполнить. Представьте его мысленно.
2. Дайте определение этому делу. Что это такое? Что важно в этом деле? Почему? ("Дело — это…"). Уточните и дополните ваше представление о деле.
3. Ответьте на следующие вопросы:
- Как вы хотите ощущать себя при выполнении этого дела (выразите метафорически)?
- На что вы будете обращать внимание во внешней ситуации?
- Какие мысли будут сопровождать выполнение этого дела?
- Что вы будете делать при этом?
- В каких ситуациях это дело уместно?
Включите все ответы в ваше представление о деле.
4. Приблизьте к себе созданный образ и ассоциируйтесь с ним. Нравится ли вам находиться в этом опыте?
Представьте, что в ближайшем будущем вы попадаете в одну из обозначенных вами ситуаций. Как вы ощущаете себя в этой ситуации? Возникает ли импульс к действию, на которое вы себя запрограммировали?
Вот несколько возможных причин, из-за которых данное дело откладывалось прежде. (1) Вы просто не умели его выполнять. Дело новое, и вам было неясно, что следует делать и как. (2) Вам не было полностью ясно, почему надо им заниматься. Оно не было согласовано с вашими потребностями. (3) Вы забывали об этом деле среди других занятий, а вспоминали в ситуациях, не подходящих для его выполнения. У вас столько разных других дел, что непонятно, когда следует делать это.
Каждая из этих причин полностью устраняется после того, как вы сделали полное описание этого дела и создали достаточно детальное представление о нем.
Управление опытом.
Как часто человек встречается с тем в своей жизни, что не может владеть собой, и ведет себя так, будто неподвластная ему сила влечет его в его переживаниях и действиях.
Однажды к мудрецу пришел его ученик и сказал: "Я слишком вспыльчив и ничего не могу с этим поделать!"
- Не поверю тебе, — сказал мудрец, — пока не покажешь свой гнев. Где он?
- Я не могу показать его, так как он возникает всегда неожиданно.
- Вот видишь, если бы это было твое качество, оно было бы при тебе всегда. Ну, хорошо! — продолжил он. — Принеси мне свой гнев, как только он появится.
- Боюсь и этого у меня не получится, учитель. Лишь только я подумаю о том, чтобы принести его тебе, он пропадет, — в недоумении проговорил юноша.
Осознание — вот что помогает овладеть собой. Через осознание сущность человека влияет на то, что он чувствует и что делает. В данном случае осознание эмоции трансформирует ее.
И чувствами, и мыслями, и движениями тела человек управляет тогда, когда направляет на них сознательное внимание. На этом основано наше повседневное управление собой, ведь нельзя же отрицать, что, несмотря на автоматичность поведения, в какой-то степени мы все же управляем тем, что мы делаем и о чем думаем.
Люди отличаются друг от друга тем, что именно они могут изменять в своем опыте сознательно. Многие люди обычно осознают только лишь действия. Они, рассказывая о себе, говорить будут в основном о том, что сделали или собираются делать. Это люди деятельные.
Другие же основное внимание уделяют переживаемым ими чувствам и эмоциям. Они и рассказывают в основном о чувствах и помнят основном их. Им легче изменить что-то в своих чувствах, но труднее изменить свои действия. Таковы люди искусства, выражающие свои чувства художественными средствами.
Третьи все внимание уделяют мыслям — тому, что протекает во внутреннем плане их сознания. И если первым двум категориям людей изменить свои мысли было бы трудно, то эти с большой легкостью могут влиять именно на свои мысли. Таковы, например, люди науки.
Что же мы из всего этого извлечем? Для начала — один вывод. Напрямую человек может управлять только частью своего опыта, а именно той, на которую направлено его сознательное внимание. Остальные части опыта, оставаясь бессознательными, подстраиваются под произведенные изменения в силу того, что невозможно изменить что-либо в опыте, не повлияв и на все остальное.
Выберите ситуацию, в которой вам надо более эффективно управлять собой. Решите, что именно вы собираетесь делать в этой ситуации, т.е. какова ваша цель. Направьте и удерживайте внимание на той части опыта (действия, мысли или чувства), которой вы собираетесь оперировать непосредственно, сообразно той деятельности, которую вы в этой ситуации осуществляете. Если это уборка квартиры, например, то управлять надо действиями. Если же написание сочинения или устный рассказ, то мыслями. Далее удерживайте максимально ясное сознание на выбранном компоненте опыта и делайте с его помощью то, что вы решили. Весь остальной опыт, все остальные ваши переживания будут подстраиваться под то, что вы делаете.
Таким образом, для эффективного управления собой важно знать, какова цель этой ситуации и, соответственно, какому компоненту опыта отдать сознательное внимание.
Используя этот принцип, вы можете вызвать в себе и ли в другом человеке нужное вам состояние. Чтобы убедиться в этом, выполните следующие упражнения.
Упражнение «Управление состоянием».
Выберите состояние, которое вы хотите научиться вызывать в себе.
1.Вспомните опыт, когда вы были в этом состоянии. Заметьте признаки этого состояния.
2.Какие мысли соответствуют ему? Какие действия? На что вы обращаете внимание, когда вы в нем?
3.В следующий раз для вызова этого состояния с полным вниманием или (а) произнесите эту мысль, или (б) сделайте действие, или (в) обратите внимание на те же элементы ситуации.
Упражнение «Вызвать состояние в собеседнике».
-
Спросите партнера, какое состояние ему нужно сейчас. Попросите его рассказать о ситуации, в которой у него было это состояние.
-
Замечайте, какие мысли или действия, или объекты окружения присутствуют в этом состоянии в опыте человека.
-
Переключите внимание собеседника на что-либо другое, чтобы он вернулся к обычному состоянию.
Расскажите о какой-либо будущей ситуации или о том, что происходит здесь и сейчас, включив в рассказ эти мысли, действия, объекты. Вы также можете попросить его сделать это действие, произнести эту мысль, увидеть эти объекты.
Заметьте, как это влияет на состояние партнера.
Глава 3. Как изменить реальность?
Расфиксирование принимаемой реальности.
Начнем с изменения принимаемой реальности. Это проще, потому что остальные два вида фиксированной реальности отягощены эмоциональным отношением к тому, что мы хотим изменить. И для работы с ними потребуются особые приемы, чтобы освободиться от эмоциональных реакций.
Как изменить то, что мы считаем реальным? Увидеть эту реальность с другой точки зрения. Иногда это происходит само собой: вдруг вы узнаете новую информацию, которая делает очевидным для вас ваше заблуждение. Было ли с вами такое? Следующая восточная притча может служить иллюстрацией этого.
Супружеская пара отмечала свой 50-ти летний юбилей. Жена, как обычно, разломив булочку и намазав ее маслом, решила в такой день оставить себе верхнюю хрустящую половину, которую раньше всегда отдавала мужу. К ее изумлению, муж стал благодарить ее за это особое внимание к нему, добавив к этому, что всегда считал нижнюю часть булочки самой вкусной, и что только ради жены был согласен отказываться от нее все эти годы.
Оба героя вдруг обнаружили, что кое-что из того, что они знали друг о друге, — заблуждение. Конечно, им было бы лучше освободиться от этого заблуждения раньше.
Чтобы изменить реальность, которая стала для вас проблемой, надо увидеть, за счет чего она поддерживается. Если вам кажется, что у вас нет информации об этом, возможно, вы просто не замечаете ее. Но у вас всегда есть способ узнать это: посмотрите на себя и свою проблему с позиции стороннего наблюдателя.
Предлагаю мысленный эксперимент. Подумайте о какой-либо проблеме. Мысленно увидьте проблемную ситуацию и себя в ней со стороны. Если у вас это получилось, то вы уже почувствовали, что вам легче стало дышать. И не потому, что вы перестали думать о проблеме, а потому, что, став наблюдателем, вы увидели больше возможностей. Далее опишите свое взаимодействие с реальностью в этой ситуации метафорически. На что это похоже? Можно увидеть карикатуру на себя самого. Не думайте, что проблема от этого станет тяжелее. Наоборот, легче, потому что в преувеличенном виде становится понятнее причина проблемы. Теперь ответьте на два вопроса: «Что вы делаете в проблеме?» и «Почему вам приходится это делать?» Ответ на второй вопрос — это ваше ограничивающее убеждение о реальности. А ответ на первый вопрос — это ваши действия, которыми вы подтверждаете для себя это убеждение. Вы ясно осознали, как вы сами создаете эту реальность?
Чтобы освободиться от "гипноза" проблемы, сформулируйте антитезис, противоположный по смыслу ограничивающему убеждению. Это — разрешающее убеждение. Произнесите его с полным вниманием. Имеет ли оно для вас смысл? Если да, то заметьте, как эти слова действуют на ваше состояние. Улучшают его? А если теперь вы вошли бы в проблемную ситуацию, что вам захотелось бы сделать? Удивительно, что раньше вам не приходили в голову эти простые действия, решающие проблему. Не правда ли?
Это еще не все. Пообещайте себе, что несколько раз вы перед входом в бывшую проблемную ситуацию будете произносить разрешающее убеждение (надеюсь, вы его запомнили) и, войдя в ситуацию, будете начинать с этого действия. Выполнить это обещание вам необходимо для того, чтобы новая реальность стала такой же прочной и привычной, какой была старая. (По истечении 21 дня вы можете забыть о разрешающем убеждении, поскольку новая реальность будет функционировать автоматически).
Ниже описана техника изменения реальности в пошаговом варианте.
Упражнение «Ресурсная установка».
Выберите контекст, в котором присутствует разочарование, апатия или чувство беспомощности, безнадежности.
1. Подумайте об этом контексте. Некоторое время усиливайте ваши ощущения, стараясь переживать их глубже. Осознавайте при этом предмет разочарования (беспомощности).
2. Осознайте свои ощущения, мысли и действия в этом контексте. "Снимите" их, как старую одежду, и "сложите" на расстоянии от себя. Почувствуйте, что ваше тело и дыхание освобождается от них.
3. Заметьте другие элементы ситуации и ваше взаимодействие с ними. Что делаете вы, а что, с вашей точки зрения, делают они по отношению к вам?
Узнайте свое ограничивающее убеждение о реальности. Почему вы ведете себя так?
Найдите другие ситуации, где вы испытывали похожие взаимоотношения с кем-либо (чем-либо). Осознайте, что вы сами создаете своими действиями то, что считаете реальностью.
4. Сформулируйте ресурсную установку как антитезис ограничивающему убеждению.
Произнесите установку. Улучшает ли она ваше состояние?
Какое поведение соответствует данной ресурсной установке? Примите решение несколько раз намеренно произносить ресурсную установку и использовать это поведение при встрече с данной ситуацией.
5. Заметьте, какие изменения произошли в вашей реакции на этот контекст.
Может возникнуть вопрос о том, нужно ли что-то делать еще после этого упражнения, чтобы сохранить изменения? У людей, которые стремятся все в себе контролировать, как правило, возникает желание еще как-то сознательно помочь изменению. Но так можно и повредить результату.
Здесь уместным будет рассказ о пожилой женщине, которая в первый раз села в трамвай и очень беспокоилась, как бы не проехать свою остановку. Она то и дело обращалась к соседям, чтобы узнать, где же трамвай сейчас едет. Наконец, кондуктор, увидев суетливое поведение старушки, решил ей помочь: "На какой остановке Вам сходить?" "На конечной", — был ответ.
Стоило ли так суетиться? Не случайно психотерапевты своим слишком "сознательным" клиентам между делом советуют "забыть-забыть" то, что они поняли на консультации. Адресованной подсознанию дважды повторенной командой "забыть", они останавливают процесс перепросмотра уже принятых решений.
Расфиксирование избегаемой реальности
Когда имеют место скованность, напряжение или состояние страха, источником этих эмоций являются некие события, которые по какой-либо причине человек не хочет допустить. Но человек боится не самого избегаемого факта, а субъективного значения, которое он придает факту. Не даром говорят: "У страха глаза велики". Для человека его фантазии страшнее всего.
Есть анекдот на эту тему.
Девушка идет по темной улице. Слышит сзади шаги. Она ускоряет шаг — шаги сзади тоже ускоряются. Она бежит — шаги настигают. Она в ужасе оборачивается — перед ней мужчина.
- Что вы собираетесь со мной сделать!?
- Не знаю, — отвечает мужчина растерянно. — Вы что-то собираетесь сделать со мной, ведь это — ваш сон.
Избегаемая реальность фиксируется в субъективном мире человека очень крепко, и это часто заканчивается "материализацией" избегаемого события. В середине прошлого века американские ученые доказали, что люди, испытывающие страх, зачастую своим страхом провоцируют нападения на себя.
Первый шаг в расфиксировании избегаемой реальности — перестать избегать, т.е. психологически допустить возможность избегаемого события. Приведу яркий пример из психотерапевтической практики Милтона Эриксона.
Эриксону позвонила девушка, сообщив, что уже два месяца не выходит из дома. Все началось с того, что в колледже, отвечая у доски, она громко пукнула. Девушка тотчас же выскочила из аудитории, прибежала домой и с этого момента не только не появлялась в колледже, но и даже не могла выйти на улицу. Ей казалось, что она не сможет проконтролировать себя и снова пукнет при людях. Придя к девушке с анатомическим атласом, Эриксон сказал ей, что бог создал тело человека совершенным. Он объяснил устройство анального сфинктера, назначение которого удерживать твердое и жидкое вещество внутри тела и выпускать при необходимости газы. Подготовив, таким образом, девушку к следующему заданию, он потребовал от клиентки, чтобы она сварила полную кастрюлю фасоли и съела этого блюда как можно больше, а затем провела весь день дома, стараясь как можно чаще пукать. Выполнив задание, уже на следующий день девушка поняла, что снова может контролировать себя, и пошла на занятия в колледж.
Этот прием мы будем называть "присоединение к симптому". Его суть в том, чтобы человек намеренно сделал или сымитировал то, чего избегает.
Выберите ситуацию, где у вас присутствуют скованность, напряжение или страх. Задайте себе вопросы: "Чего я избегаю? Что считаю недопустимым?" В своем ответе вы обнаружите некое нежелательное (избегаемое) событие или факт. Задавайте эти вопросы до тех пор, пока не доберетесь до субъективного значения этого факта: "Чего я избегаю, когда избегаю этого факта? Что этот факт значит для меня?" В процессе ответа на вопросы вы будете замечать, как растет напряжение и усиливаются симптомы страха. Отделяйте в избегаемом то, что реально может произойти, от невозможного вымысла.
Чтобы напряжение прошло, позвольте себе пережить избегаемое событие или факт. Спросите: "Было ли такое в прошлом? Расскажи или покажи, как это происходило". (Или "расскажи и покажи, как следует действовать, если это произойдет в будущем").
В кратком виде способ расфиксирования избегаемой реальности изложен в следующем упражнении.
Упражнение «Расфиксирование закрытости».
Выберите контекст, в котором вы испытываете ощущение скованности, напряжения или страха.
1. Подумайте об этом контексте, как если бы вы сейчас были в нем. Заметьте в теле ощущение скованности. Усиливайте его, погружайтесь в него, одновременно осознавая, чего именно вы избегаете (и чего боитесь, когда избегаете этого).
Продолжайте до тех пор, пока напряжение и скованность уйдут, и вы поймете, что избегаемое вами в действительности не так страшно, как вы думали
|