Вы можете начать с того, что представите свою работу завершенной. Затем вы обратите внимание на то, какие небольшие шаги приведут вас к осуществлению работы. Например, я могу представить, что вся уборка по дому закончена, затем я представлю те шаги, которые приведут меня к этому: пыль, окна, комнаты (каждая по отдельности). Я могу представить каждый из этих этапов завершенным, что поможет мне почувствовать побуждение к поочередному выполнению более мелких задач. Итак, теперь вместо одной большой угнетающей задачи у меня несколько более мелких задач. В случае, если даже эти задачи удручают меня, я могу разбить их на еще более мелкие. Если же я не знаю, как это сделать, я могу обратиться за помощью, прочесть книгу или журнал или сделать что-нибудь еще, что позволило бы мне собрать нужную информацию. В таком случае сбор информации становится первым этапом на пути продвижения к моей цели.
Как овладеть новым стилем мотивации
Некоторым людям бывает достаточно лишь понять, какие их действия не срабатывают и какой мотивационный стиль будет для них более эффективен, чтобы добиться необходимых изменений. Однако большинству людей требуется многократно проиграть новую мотивационную стратегию, прежде чем она будет доведена до автоматизма. Обычно бывает достаточно шести повторений, чтобы овладеть новым стилем мотивации. Дженнифер и Брайан овладели новой мотивационной целью, которая стала настолько же автоматичной и подсознательной, какой была их старая цепь мотивации. После того как мы провели с ними ряд репетиций, у них отпала необходимость "пытаться" заставить себя действовать по-новому или работать над приобретенным навыком. Они просто обнаружили, что способны делать это автоматически.
В этом и заключается одно из отличий НЛП от проповедования и раздачи советов. Вам могут сказать: "Думайте позитивно. Думайте о пользе, и вы получите необходимую мотивацию". Иногда такой совет действительно помогает. Эффективность же НЛП основывается на том, что мы знаем, как следует давать конкретные указания к проигрыванию новой стратегии с тем, чтобы она стала действительно автоматичной. Мы знаем, как направить человека на использование соответствующей части мозга на каждом этапе, к тому же мы умеем пользоваться невербальными указателями, помогающими нам понять, происходят ли в человеке необходимые изменения или нет. Мы так же знаем, что нужно предложить человеку, если он неправильно нас понял, или если он столкнулся во время процесса с какими-то препятствиями.
Как сделать так, чтобы новый стиль мотивации заработал
Бывают случаи, когда человек, овладевший новым мотивационным стилем, обнаруживает, что нуждается в дополнительных изменениях, способствующих еще большей эффективности нового мотивационного стиля. Брайан, например, обнаружил, что ему необходимо научиться выделять главное в том, что ему предстоит сделать. Это позволило бы ему находить время для необходимого отдыха.
Луиза, еще одна наша клиентка, обнаружила, что не способна овладеть новой мотивационной стратегией. После того как мы создали атмосферу, в которой Луиза почувствовала себя способной изучить свои возражения, она обнаружила, что боится потерпеть неудачу. Будучи любителем откладывать все на потом, она никогда в действительности не испытывала свои возможности. Она всегда говорила: "Я могла бы это сделать. Я просто никогда не пыталась". Она боялась, что, если почувствует побуждение сделать больше, то окажется, что она не настолько способна, насколько ей это кажется. Мы воспользовались другим методом, чтобы помочь Луизе ценить и уважать эту свою часть таким образом,, чтобы она смогла овладеть новой мотивационной стратегией.
Если человек принимает неудачные решения, это не будет большой проблемой в случае, если он с трудом побуждает себя к их осуществлению. Однако, если он овладеет более удачной стратегией мотивации, он начнет осуществлять все свои ошибочные решения и, возможно, попадет в беду. В данном случае очень важно улучшить стратегию принятия решения (см. следующую главу).
Важность позитивной мотивации давно уже является широко признанной. Однако то, как люди пытались изменить свою мотивацию, в лучшем случае напоминает игру "горячо-холодно". НЛП сегодня представляет системный подход к данной проблеме, предполагающий приспособление к конкретным нуждам конкретного человека.
Как пережить катастрофу или несчастный случай
Кейт работала с нами к тому времени уже два года. И вот однажды утром она встретила меня на лестнице, и я сразу же обратил внимание на то, что она плохо выглядит. Она была необычайно бледна, а глаза распухли от слез. "Вы знаете, что произошло?!" - обратилась она ко мне. И затем, с необычайной поспешностью в голосе, она изложила мне все детали произошедшего ночью несчастного случая. "Я видела, как все произошло! Машина потеряла управление прямо передо мной. Если бы я не затормозила, она бы врезалась прямо в меня. Два человека погибли и два находятся в тяжелом состоянии".
Кейт увидела, как машина вышла из-под контроля в каких-то дюймах от нее, затем врезалась в грузовик, перевернулась и приземлилась на крышу. Кейт немедленно остановила машину, выскочила, движимая желанием оказать необходимую помощь и, одновременно, испытывая нежелание увидеть то, что произошло. Кейт предусмотрительно прихватила покрывало и направилась к грузовику, возле которого лежал человек. Очевидно, он был ранен, так как на лице и на руке у него были следы крови. Приближаясь к нему, Кейт увидела, как человек вдруг повалился на землю, глаза у него закатились. Кейт была в панике, решив, что мужчина умер. "Я не могла примириться с мыслью, что он умер на моих глазах, я ушла прочь". Затем Кейт долго ждала, когда у нее возьмут сведения об аварии, а после этого отправилась домой в состоянии шока.
Первый раз, когда я выслушал ее историю, я подумал: "Вполне понятно, что она была потрясена. Она стала свидетелем смертельного случая, вполне осознавал при этом, что то же самое могло произойти и с ней". Подобные случаи часто заставляют людей задуматься о своей кончине. Однако в последующие дни, рассказывая о случившемся, она каждый раз вспоминала что-то новое и сообщала об этом все тем же поспешным голосом и с тем же беспокойством в глазах. "Вы знаете какие-нибудь новости о человеке, находящемся в больнице?" - спрашивала она нас. Казалось, что этот несчастный случай занимает все ее внимание. И мы, и сама Кейт были обеспокоены подобной ее реакцией на случившееся и решили изменить ее. Кейт рассказала мне, что после этого случая она очень нервничала, находясь в машине. Особое беспокойство охватывало ее вечером и ночью, когда машину вела не она, а кто-то другой. Она представляла все возможные несчастные случаи и впадала в панику. Кейт вынуждена была каждый раз, возвращаясь с работы, проезжать мимо места происшествия. И даже после того, как она целая и невредимая добиралась до дома, она вновь и вновь вспоминала подробности аварии, постоянно испытывая сильное беспокойство.
Хотя сцена аварии была сама по себе достаточно неприятной, Кейт беспокоила совсем не она. Она была особенно озабочена тем, что не смогла помочь, когда увидела, что мужчина упал. Она хотела помочь, но не смогла. Именно в тот момент, по ее словам, она лишилась чего-то.
Кейт так же сказала мне, что чувство паники, охватившее ее во время аварии, напомнило ей то, что она испытывала еще будучи ребенком, когда мать будила ее посреди ночи и с силой трясла. Кейт сказала, что в такие моменты она чувствовала, что теряет над собой контроль, что разум ее покидает. Возможно, что именно эта история способствовала тому, что ее реакция на аварию была такой сильной.
Создание панического состояния
Я попросил Кейт вернуться назад и вспомнить о несчастном случае, но до того, как ее охватила паника. Это мне нужно было для того, чтобы понять, что заставило ее прореагировать так сильно. Оказалось, что, когда Кейт увидела мужчину, лежащего на земле, все ее внимание сфокусировалось на его окровавленном лице, как бы приблизив его. И чем больше она его "приближала", тем больше ей казалось, что она теряет над собой контроль, как бы застывая на месте. Когда Кейт проигрывала все это в своем воображении, тело ее постепенно напрягалось и в конце концов стало неподвижным. Очевидно, панику у Кейт создавало именно это "приближение" лица. Когда я попросил ее отодвинуть лицо, удалить его от себя, она почувствовала себя лучше. Тело ее вновь расслабилось и пришло в движение.
Новый образ собственного я
Знание того, как Кейт сумела создать чувство беспомощности и потеряла контроль над собой, дали мне необходимую информацию для изменения данной ситуации. Моим первым шагом было помочь Кейт создать то, чему суждено было стать новым представлением о собственной личности, а именно Кейт, способную реагировать в подобной ситуации.
- Представьте такую Кейт, которая легко справляется с подобной ситуацией. Возможно, что она вовсе не в восторге от подобных случаев, но, если они все-таки происходят, это для нее не представляет проблемы. У нее есть средства эффективно с ними справиться. Вам совсем необязательно знать, что это за средства, вы просто можете сказать, глядя на эту Кейт, что она обладает множеством способностей и альтернатив. Вы можете догадаться об этом по выражению ее лица, по тому, как она двигается, дышит, жестикулирует, по ее голосу и т.д.
Кейт попыталась развить этот образ. Наблюдая за ней, я мог сказать, что она была очарована той Кейт, которую она представляла.
- Удалось ли вам увидеть Кейт, способную справиться с подобной ситуацией?
- Да, я ее вижу, но она не кажется мне реалистичной. Она - это не я.
- А почему она не кажется вам реалистичной? Иногда у людей складывается подобное впечатление потому, что они видят себя в черно-белом изображении. Для того, чтобы образ стал для них реальным и убедительным, он должен быть цветным. У некоторых людей возникает некий прозрачный образ. Чтобы стать реальным, он должен быть непрозрачным и иметь четкие формы.
Я ожидал получить от Кейт подобный ответ, но оказалось, что ее волнует совсем другое.
- Эта Кейт способна справиться с подобной ситуацией, а я - нет. Я не знаю, как оказать первую медицинскую помощь, и вообще я в этом ничего не смыслю. Возможно, мне следует пройти какие-нибудь медицинские курсы, и тогда мне будет легче.
На мой взгляд Кейт совсем не следовало паниковать и терять всякий контроль над собой только потому, что у нее нет медицинской подготовки. Я знаю многих людей, не имеющих дел с медициной, но способных без паники делать все, что в их силах во время несчастных случаев. Похоже, что Кейт рассматривала данную ситуацию как или-или: или она должна иметь медицинскую подготовку, и тогда она сможет держать себя в руках, или ей придется каждый раз впадать в панику. Итак, возражение Кейт подсказало мне мои следующие действия.
- Вместо того, чтобы представлять Кейт, владеющую медицинскими навыками, представьте другую Кейт, разбирающуюся в медицине не более, чем вы в данный момент, но способную справиться с ситуацией, делая все, что в ее силах. Возможно, что эта Кейт может вмешаться в происходящее и решить на месте, чем она может быть полезна. Паника кажется ей совершенно неуместной, так как она знает, как быстро и спокойно оценить свои способности, и не пытается делать то, в чем она некомпетентна. Эта Кейт не разбирается в медицине, но она умеет воспользоваться имеющимися у нее навыками и знаниями. Как и все мы она иногда ошибается, но эти ошибки служат для нее уроком, и в следующий раз она обязательно их учитывает.
Кейт слушала меня, и ее лицо постепенно расслаблялось. Кейт из будущего нравилась ей все больше и больше. Как раз эту невербальную реакцию я и ожидал увидеть.
Изменение ее автоматической реакции
Итак, в тот момент я знал, что именно вызвало у Кейт панический страх. Это было воспоминание о лице мужчины, которое как бы приближалось к ней. Я так же помог Кейт создать образ собственной активной личности. Однако мало быть способным представить себя находчивым. Этот образ должен вспыхивать в ее сознании в нужное время, а именно, когда она думает о несчастном случае или когда она сталкивается с ним в действительности.
Следующим шагом было соединить эти два образа в ее сознании для того, чтобы каждый раз, когда Кейт будет видеть перед собой лицо этого мужчины, она автоматически будет превращаться в образ Кейт, способный справиться с подобной ситуацией. Именно это поможет ей почувствовать себя находчивой, когда это потребуется.
НЛП предлагает множество способов соединения образов в нашем сознании. Но каждый из нас уникален, и лишь какой-то один способ может оказаться нам самым подходящим. Поскольку я уже знал, что на Кейт особое впечатление оказывает так называемое приближение образа, я решил воспользоваться именно этим для слияния двух образов.
Сначала я решил убедиться в том, что мое предположение о большей привлекательности для Кейт созданного ею нового образа действительно верно. Для этого я попросил ее приблизить этот новый для нее образ как можно ближе, как бы сфокусироваться на нем. Кейт выполнила мою просьбу и улыбнулась: образ ей нравился. После этого я попросил ее освободить ее визуальный экран, приготовить его тем самым к слиянию двух образов.
- Представьте сейчас человека, потерявшего сознание, приблизьте этот образ, увеличив его в размерах. Как только вы это сделаете, представьте вдалеке на горизонте маленькую фигурку находчивой Кейт... А сейчас очень быстро приблизьте к себе эту фигурку, одновременно увеличивая ее в размерах. В то же время фигурка человека, лежащего без сознания будет быстро уменьшаться в размерах и удаляться до тех пор, пока она совсем не скроется из вида.
На этом этапе мы столкнулись с еще одним небольшим препятствием. Попытавшись сделать то, о чем я просил, Кейт слегка нахмурилась и сказала:
- Я не уверена в том, что я действительно вижу эти образы. - Очевидно она была озабочена тем, что делает что-то неправильно.
- Я хочу, чтобы вы только сделали вид, что видите их. Многие люди не способны создать в своем сознании реальные образы, но они поступают так, как если бы они в действительности существовали. Я не всегда осознаю все свои внутренние образы, но если я сделаю вид, что я их действительно вижу, я получу те же самые результаты, что и человек, способный увидеть возникающие в его мозгу образы.
Мои слова успокоили Кейт, она закрыла глаза и быстро заменила возникшие образы, приблизив один из них и удалив другой. На этот раз ее невербальная реакция подтверждала, что она действительно делает это. В самом начале тело ее было неподвижно, оно как бы застыло. Спустя минуту или две она расслабилась и улыбнулась точно так же, как и в тот момент, когда она впервые представила себе находчивую Кейт.
- А сейчас сотрите все с вашего внутреннего экрана и повторите то же самое еще пять раз. Каждый раз начинайте с лица мужчины, расположенного непосредственно перед вами и фигуры активной Кейт, находящейся где-то вдалеке. Вы можете заменять эти образы с каждым разом все быстрее...
Результаты
Когда Кейт выполнила то, о чем я ее просил, я решил проверить, стала ли ее реакция автоматической. Сначала я попросил Кейт представить лицо того мужчины, так как хотел понаблюдать ее реакцию. На этот раз ее не охватило чувство паники, она была способной и находчивой. Она также сказала, что чувствует себя такой же, если представляет другие моменты происшедшей аварии или видит себя за рулем.
Несмотря на это, Кейт не верила, что в действительности все будет именно так. Мне так же трудно было поверить в эти быстрые изменения, если бы до этого я не применял успешно данный метод в работе с другими людьми. Я решил, что лучшей проверкой результатов будет сесть за руль и отправиться домой через то место, где случилась авария. Кейт согласилась со мной. Вся работа с Кейт заняла у меня один час.
На следующий день Кейт пришла на работу в хорошем настроении. Она рассказала мне, что была совершенно спокойна, ведя машину и проезжая место аварии. В тот вечер ее не мучили никакие мысли о несчастных случаях или о вождении машины. Спустя месяц после нашего занятия Кейт стала свидетелем другого несчастного случая. Велосипедист, попав в аварию, порезал лицо ободом от солнцезащитных, очков и все лицо было у него в крови. Кейт тут же отреагировала на случившееся спокойно и гибко, оказав ему помощь. Спустя еще два месяца Кейт присутствовала еще при одной аварии, в которую попали машина и велосипед. И вновь Кейт спокойно помогла пожилому велосипедисту и водителю машины, успокоив их и взяв в свои руки ситуацию. С момента нашего занятия прошло уже три года, и Кейт по-прежнему остается спокойной и гибкой во всем, что касается вождения машины и несчастных случаев.
Метод
Метод, которым я воспользовался в работе с Кейт называется "свистящей" моделью, так как в момент, когда человек взаимозаменяет два образа, бывает полезно издать звук, напоминающий свист. Данная модель была разработана Ричардом Бендлером. Многие годы люди говорили о важности иметь хороший собственный образ. Он способствует хорошему умственному здоровью и повышает способность человека справляться с трудностями и изменяться. Но никто до Ричарда Бендлера не смог предложить конкретные пути изменения собственного образа, сделав его более гибким и использовать всю его мощь, с тем, чтобы изменить человека.
Когда следует пользоваться свистящей моделью
Мы применяли данный метод в работе с людьми, страдающими от нежелательного поведения или нежелательных реакций. Особенно полезным этот метод оказался в борьбе с дурными привычками: перееданием, курением, обгрызанием ногтей.
Супружеские пары и семьи
Хотя "свистящий" метод и является индивидуальным методом, мы часто прибегали к нему с тем, чтобы помочь супружеским парам построить такую семейную жизнь, к которой они стремятся. Все мы время от времени замечали, что реагируем друг на друга или на члена семьи не так, как это следовало бы делать. Даже если члены нашей семьи ведут себя неучтиво и неласково и даже если все неприятности идут от них самих, мы сможем реагировать на них более правильно, если станем сами более гибкими.
Например, одна женщина приходила в гнев, когда ее дочь разговаривала с ней "противным" голосом. Вполне возможно, что девочка действительно была несносной, однако мать решила, что должна научиться чувствовать себя лучше и добиваться желаемого независимо от того, как ведет себя ее дочь. Воспользовавшись данным методом, мы смогли улучшить ее взаимоотношения с дочерью, не затрагивая при этом поведение девочки. Следует отметить, что в этом случае мы имели дело не с образами, а со звуками. Если наши чувства являются результатом того, что мы слышим или говорим себе, то в данном случае гораздо более эффективно использовать звуки, а не образы.
Иногда несколько членов семьи обращаются к нам с желанием приобрести больший выбор в своих реакциях. Одна супружеская пара в основном не имела никаких проблем, но хотела улучшить взаимоотношения в области различных долговременных трудностей. Жена жаловалась на то, что ее муж часто "удалял себя" от нее, за что она его всегда критиковала. Мы обнаружили, что в тот момент, когда жена рассматривала подобную ситуацию, она буквально отдаляла мужа, хотя в действительности он находился в том же месте в "реальном мире". Муж воспринимал критические замечания своей жены, как "уколы". Он представлял ее критику в виде "лазерного луча", пронизывающего его грудь, и он терял всякую способность ответить жене хоть что-нибудь. Установив эти внутренние образы и слив их в один гибкий собственный образ, они приобрели способность реагировать друг на друга в подобных ситуациях с большей любовью.
Раскрытие внутренних образов, создающих проблемы, по-прежнему завораживают нас. Несмотря на их кажущуюся странность и неясность, они проявляют себя в наших чувствах и поступках. Мы сами замечали в себе подобные образы (или звуки) в тот момент, когда мы действовали с меньшей гибкостью. Умение обнаружить эти образы и умение соединить их в один образ более гибкого себя, может значительно изменять нашу жизнь.
Проблемы всегда будут с нами. Проблема сама по себе не представляет проблемы, проблема в том, как человек с ней справляется. Именно это и действует на людей разрушающе. Если мы научимся справляться с проблемами как-то иначе, то и сами проблемы станут иными.
Близость, безопасность и насилие
К моменту нашей встречи Маку было 30 лет, он уже десять лет как не пил, хотя до этого четыре года страдал алкоголизмом. Он носил черную кожаную куртку, ездил на мотоцикле Харли-Дэвидсон, был абсолютно невозмутим и имел над собой полный контроль. Его любимым выражением было: "Сдери с себя свое лицо". Мак жаловался на то, что он часто чувствовал себя плохо и хотел как-то избавиться от этого. Когда я поинтересовался, что являлось причиной его дурных чувств, он ответил:
- Я как бы вижу лицо определенного человека, а затем мне вдруг становится не по себе.
Я начал задавать ему вопросы, пытаясь понять, какие конкретные образы и звуки, возникающие в сознании Мака, влекут за собой эти чувства:
- Так как же возникает у вас это неприятное чувство?
- Все дело в том, что произошло в последний раз между мной и этим человеком.
Мак рукой сделал жест вверх и влево, что означало, что отложившийся в памяти образ находится за рамками его сознания, а значит он не имеет над ним никакой власти. Он просто замечает, что внезапно ему становится плохо. Я продолжал задавать ему вопросы, стараясь, чтобы мучающий его образ стал более осознанным.
- А оттуда вы знаете, что причина именно в этом?
- Я пережил это. Я смотрю на лицо этого человека и ухожу прочь. О, черт! (Мак произносит это со смешанным чувством омерзения и гнева.)
- Предположим, что этот человек только что вошел к нам в комнату и вы увидели его лицо. Что приводит вас к восклицанию: "О, черт!"?
Мак вновь делает жест в направлении вверх и влево.
- Я просто вспоминаю последний случай, который произошел с нами. Мне не понравилось, как он поступил. Впрочем, я также остался недоволен и собственным поведением.
- Значит, именно это воспоминание является причиной ваших дурных чувств. Вы можете вспомнить, как вы представляете это?
- Да, я вижу все случившееся.
Итак, теперь у нас есть достаточно материала, и мы можем приступить к работе. Изменив его реакцию на это воспоминание, мы сможем изменить и его чувства.
- Давайте, Мак, немного поэкспериментируем с этой картиной. Сначала удалите ее от себя. - (Мак расслабляется.) - Влияет ли это на вашу реакцию на случившееся?
- Да, она стала менее интенсивной.
- А теперь вновь приблизьте эту картину к себе. Мак пытается отпрянуть от наступившего образа, он вновь напряжен.
- Теперь все стало гораздо хуже.
- Сейчас попробуйте увеличить картину в размерах. - (Вновь Мак пытается удалиться от надвигающегося на него образа.) - Не правда ли, это лишь ухудшает дело?
- Да, безусловно.
Ключ к проблеме: трехмерность
- В скольких измерениях находится данная картина: в двух или в трех?
- Скорее всего в одном. Она плоская и напоминает слайд.
- Давайте попытаемся сделать ее трехмерной.
До настоящего времени все тело Мака как бы подтверждало его реакцию: "О, черт!" Теперь же реакция выглядит несколько иной. Его тело становится более пластичным, плечи опускаются, дыхание становится более мягким. "Что изменилось при этом?" Голос Мака становится очень мягким.
- Она стала реальной. Она стала больше напоминать человека, а не просто образ.
- Каким образом это влияет на вашу реакцию? Вы также выглядите намного мягче.
- Картина стала намного мягче. Теперь мне хочется не рычать, а вздохнуть с облегчением. У меня больше нет такого чувства насилия.
- Теперь представьте, что этот человек вошел в комнату, вы видите его, и вы вспоминаете, что произошло с вами ранее, но видите при этом все в трех измерениях. Проиграйте небольшой фильм. Как это будет выглядеть?
Мак выглядит задумчивым и созерцательным. Вновь все его тело расслабляется.
- Все совсем иначе. Все действительно совсем иначе, - говорит Мак мягким голосом. - Это не значит, что мне хочется подбежать к нему и сказать: "О! Все в порядке!" Но в то же время я не подойду к нему и не скажу ему: "Пошел вон, скотина!" Все гораздо мягче. Это уже не просто черно-белая реакция.
- Совершенно верно. Сделав картину трехмерной, БЫ также стали трехмерным. Вы стали мягче и глубже. Теперь попробуйте то же самое в другой ситуации, где подобная трехмерность могла бы оказаться на ваш взгляд полезной.
- Гм, - Мак задумывается секунд на пятнадцать, а затем улыбается и говорит мягким голосом, - я вспомнил, как раньше мы говорили с Эйми о том, что ей было нужно. Когда картина перестает быть плоской, гораздо легче увидеть другие вещи. В результате передо мной открывается множество новых возможностей.
- Таким образом, вы согласны с тем, что подобное изменение будет для вас полезно?
- Я не очень уверен в этом. Если я все время буду так поступать, я не смогу больше держать дистанцию между собой и окружающими меня людьми, - сказал Мак, сделав останавливающий жест левой рукой.
- Если вы не умеете ладить с людьми, вам приходится держать их на расстоянии, так как с ними бывает очень нелегко. Но если мы создадим такие умения, вы сможете общаться с людьми, ладить с ними. Совсем не обязательно, чтобы вопрос стоял или-или. Вы по-прежнему сможете держать определенных людей на расстоянии, если считаете это необходимым. Мы никогда не избавляемся от возможностей, мы лишь добавляем к ним новые. К тому же мы не будем приступать ни к каким изменениям до тех пор, пока вы не решите, что вы действительно в них нуждаетесь.
- Все это выглядит совсем неплохо. Я думаю, что мне это подходит.
Создание нового, гибкого "я"
Закройте глаза и не торопясь создайте такой образ собственной личности, каким бы вы хотели быть в отношениях с тем человеком из вашего прошлого. Я могу предложить вам некоторые возможности, и вы выберете то, что вам подходит. Возможно, вы захотите представить Мака, способного реагировать на окружающих как на людей трехмерных. А может быть, вы увидите Мака, способного одновременно реагировать на позитивное и негативное. Этот Мак не просто подразделяет людей на плохих и хороших. Он видит их положительные и отрицательные стороны.
Мак кивает головой и делает несколько раз движение левой рукой слева направо.
- Оттенки цветов.
- Именно. В таком случае Маку будет гораздо легче иметь уравновешенную реакцию и в том случае, когда он знакомится с понравившимся ему человеком, и в том случае, когда человек оказывается излишне назойливым и его приходится держать на расстоянии... Это также поможет Маку лучше понимать людей, и ему будет легче с ними общаться... Возможно, вам захочется, чтобы Мак умел решать, когда он хочет быть с человеком в близких отношениях, а когда хочет держать дистанцию. Он способен стать близким другом, и он ценит это (Мак широко улыбается), но в то же время он знает, когда ему этого не хочется (Мак утвердительно кивает). К тому же ему известны все другие возможности общения, находящиеся внутри этих двух крайних точек. Мак открывает глаза.
- Все хорошо, но мне не хватает во всем этом одного чувства - чувства безопасности. - Мак двумя рука ми как бы изображает щит, находящийся на уровне его груди.
- Безопасность от чего? Может быть, вы имеете в виду физическую безопасность?
- Нет, с этим у меня нет никаких проблем. Вы забираете у меня созданное мной чувство безопасности.
- Но вы по-прежнему владеете тем поведением, которое было, присуще вам в течение многих лет. Мы не можем отнять это у вас, мы, впрочем, и не хотим этого делать. Я просто хочу, чтобы вы по-новому пользовались своими прежними умениями.
- Но мое прежнее поведение не кажется мне больше приемлемым.
- Понятно. Вы чувствуете, что означает для вас безопасность, но вы не можете объяснить это словами. - Мак соглашается со мной. - Снова закройте глаза и попытайтесь понять это чувство. Подсознательно вы хорошо знаете, что значит для вас безопасность. Сделайте так, чтобы это подсознательное знание трансформировалось в образ Мака, способного быть в безопасности, используя какие-либо другие способы. Вам совсем необязательно знать, как ему удается быть в безопасности или какой у него при этом есть выбор. Вам нужно лишь суметь признать в нем такую способность. Я предполагаю, что этот Мак будет находиться в гораздо большей безопасности, нежели прежний Мак, так как его безопасность будет основываться на более твердой, реальной почве... Итак, как же выглядит этот Мак?
Мак открывает глаза, смотрит вверх, задумывается на некоторое время, затем улыбается.
- Достаточно, - подтверждая сказанное, он слегка ударяет себя по бедрам.
- Уверены ли вы, глядя на этого Мака, что он находится в безопасности?
- Абсолютно уверен и не только в этом. - Мак улыбается и кивает головой.
- Вам нравится этот Мак? - Мак быстро кивает головой. - Внимательно проверьте это. Устроит ли вас, если вы станете, как он? - Мак внимательно изучает созданный им образ, а я продолжаю говорить. - Если у вас вдруг возникнут какие-то возражения, мы модифицируем этот образ. Способен ли созданный вами Мак справиться с различными ситуациями, в которых вы можете оказаться, умеет ли он извлекать пользу из сделанных им ошибок, чтобы не повторить их в будущем?
- Я все понял, я понял. Этот Мак способен на все это. - Он вновь бьет себя по бедрам, чтобы подтвердить сказанное.
Как связать новый образ со старой проблемой
Теперь, когда Мак имел перед собой свой собственный образ, владеющий желанными возможностями, необходимо было соединить это "решение" с его "проблемой". Поскольку я знал, что для Мака важны трехмерность и близость образа, я решил воспользоваться именно этим.
- Я хочу, чтобы вы снова закрыли глаза и внимательно посмотрели на созданный вами образ, так чтобы ваше подсознание хорошо запомнило его... И после этого быстро поместите этот образ в свою память... Теперь вновь вернитесь к той картине, с которой мы начали. Вспомните человека, который вызвал у вас неприятное чувство. Представьте его очень близко и в двух измерениях... А сейчас представьте вдалеке, так же в двух измерениях свой собственный образ, который вы только что запомнили...
Теперь быстро поменяйте местами эти два образа. По мере того как образ человека удаляется от вас, он становится трехмерным. В то же время ваш собственный образ, приближаясь к вам, так же приобретает трехмерные очертания. - Мак выполняет мои указания, и я вижу, как расправляются его плечи и он улыбается.
- Хорошо. Теперь быстро сотрите все сделанное и повторите то же самое еще пять раз. Каждый раз не забывайте стирать полученные образы с вашего внутреннего экрана. Постарайтесь, чтобы смена образов с каждым разом ускорялась.
- Итак, было время, когда определенный человек служил причиной вашего дурного настроения, не так ли?
Мак вспоминает об этом человеке, улыбается и говорит:
- Да, был такой человек.
Мак только что гибко прореагировал на образ, заставлявший его прежде чувствовать себя плохо. Это служило подтверждением тому, что его новая реакция была доведена до автоматизма.
- Теперь вспомните людей, с которыми у вас также были трудности в прошлом. Постарайтесь понять, произошло ли обобщение этой новой реакции:.
После короткого раздумья Мак вновь улыбается:
- Нет проблем!
- А сейчас представьте, что один из этих людей поступил в будущем на ваш взгляд несносно. - Мак вновь широко улыбается и смеется. Это занятие заняло у меня приблизительно 20 минут.
Что произошло с Маком в дальнейшем
В следующие после занятия недели Мак заметил, что в нем происходят изменения, и это ему нравилось. Он даже продал свой мотоцикл, так долго являвшийся для него огромной ценностью, объяснив свои действия тем, что он больше в нем не нуждается. Он также почувствовал, что по-прежнему нуждается в большем ощущении собственной безопасности и безопасности своих эмоций. В детстве любые расхождения во мнениях при водили к физическим злоупотреблениям и разрыву отношений. У Мака не было личного опыта, когда интимные отношения способны были пережить серьезные расхождения. Поскольку на примере других людей Мак знал, что такое все-таки возможно, он намеренно создал; в своей супружеской жизни ряд нарушений, чтобы; проверить, сможет ли любовь пережить их. Именно это, дало Маку полное ощущение собственной безопасности, в котором он так нуждался. Позднее Мак говорил нам: "Теперь я спокойно продвигаюсь по жизни". Мы были рады, что он сам нашел путь к принятию следующего важного шага.
Сейчас прошло уже полтора года с нашей встречи. Мак теперь оказывает помощь людям, страдающим от алкоголизма и наркомании. В нашей последней беседе он рассказал нам о случае, продемонстрировавшем его новую способность.
- Недавно произошел случай, давший мне понять, что я уже не тот, кем был прежде. Ко мне в офис пришел парень, он был взвинчен до предела. Он был на грани потери всякого контроля над собой. Суд приговорил его к двадцати шести часам терапии и ко второй ступени обучения, но он еще об этом не знал. Когда я зачитал ему приговор, он потерял всякое самообладание. Он сжал кулаки и направился ко мне.
|