- Но что помешало вам вернуться к начальнику и сказать: "Я только что случайно узнала, что у нас есть 260 000 долларов. На какую сумму предоставлен нам телефонный счет?"
Клер засмеялась.
- Это случилось до того как я пришла на семинар, я не была еще на это способна.
Клер продолжила свой рассказ о том, как ей удавалось чувствовать себя плохо, когда она обращалась с просьбой о повышении зарплаты. "Все это очень длинная история. Мои начальники уже давно обращаются со мной как с второстепенным человеком. Когда я еще только начала там работать, я работала на основании часов табеля. К концу года они мне задолжали три месяца переработки. Когда я обратилась к ним с просьбой, они меня прервали и сказали: "Мы не собираемся оплачивать вам это. Мы просто переведем вас с этой работы без финансовой компенсации".
Итак, теперь у меня было достаточное представление о тех примерах, которые возникали в мыслях Клер и я мог приступать к тому, чтобы помочь ей думать о них иначе, а следовательно, стать более уверенной в своих силах.
- Да, действительно, в прошлом году у вас было много подобных случаев. Только подумайте, ведь вы приводите не один пример, а целое множество.
Все это я произнес с большим энтузиазмом, как если бы я говорил о чем-то прекрасном, пытаясь тем самым вызвать в ней любопытство, что в этом прекрасного.
- Вопрос состоит в том, как можно использовать все эти примеры (при этом я показал рукой в ту сторону, где она их себе представляла) для того, чтобы думать, что все эти примеры являются подтверждением вашего невыгодного положения во время переговоров. А почему не подумать иначе: "Смотри-ка, у меня даже не один, а множество примеров, которые могут .оказать мне поддержку в моей просьбе". И как результат, вы почувствуете в себе силы и могущество. Хотя я оформил свою мысль в виде вопроса, я совсем не хотел получить на него ответ. Моей задачей было заставить Клер думать о всей прошлой "негативной" истории в новом свете. Как результат, Клер должна была бы думать о своих прошлых неудачах, как о поддержке. Очевидно, в мыслях она меняла значение всех этих событий.
- Это неплохая мысль, - засмеялась она.
- Конечно, Если бы они обошлись с вами плохо только раз, они могли бы просто извиниться и объяснить это какой-нибудь причиной. Но теперь, когда у вас накоплено столько аргументов, что они могут ответить?
- Гм... - Клер еще более основательно изучала эту перспективу, при этом она становилась все более воодушевленной.
- Спасибо вам!
Далее я обратился к группе:
- Клер думала, что все перечисленные примеры были поводом для того, чтобы чувствовать себя в безнадежном положении, вместо того, чтобы признать, что на самом деле они служат ей поддержкой в ее просьбе и поводом иметь хорошее настроение, когда она входит в кабинет начальника, - Хотя я и обращался к группе, целью моей при этом было укрепить это новое значение опыта Клер. Я говорил о проблеме, как о чем-то прошедшем, тем самым подчеркивая невербально ее новую манеру мышления.
Клер довольно посмеивалась.
- Спасибо вам. Я уже представляю, какое заявление я ему напишу.
Итак, в данный момент Клер чувствовала себя прекрасно, Но что произойдет, если Клер, полная уверенности, попросит о повышении зарплаты и вновь получит отказ? Вдруг у нее опять опустятся руки? Отказ был вполне вероятен, поэтому я хотел убедиться, что Клер сможет позитивно воспринять любые возможности. Для начала я заговорил обитом с группой, одновременно наблюдая за невербальной реакцией Клер, чтобы убедиться в том, что она остается позитивной.
- Мы хотим, чтобы Клер была готова к чему угодно, не так ли? Когда я вступаю в переговоры, я должен знать и иметь позитивные альтернативы, В таком случае меня не заставят принять решение, которое меня не удовлетворяет. Я должен знать, что, как бы ни повернулось дело, у меня есть возможность выбора и со мной все будет в порядке.
Прежде всего я хотел убедиться, что Клер направит все свои новоприобретенные силы на пользу. "Когда я вхожу, чтобы что-то попросить, я хочу представить имеющуюся информацию в очень выигрышном виде, и таким образом, я становлюсь союзником того, с кем я беседую. В подобной ситуации я мог бы сказать: "Я действительно поддерживаю организацию, я действительно хочу продолжать работать здесь, и я думаю, что вы раньше просто не сталкивались с подобными вещами. Для меня это достаточно важно, и я знаю, что вам тоже не безразлично иметь вокруг себя людей, поддерживающих вашу организацию. Я .не хочу продолжать мириться с существующим положением так, как я делала все эти годы, и именно поэтому я поднимаю этот вопрос. Для меня очень важно, чтобы он был разрешен таким образом, чтобы это было справедливо и по отношению ко мне и по отношению к вам. Я, вероятнее всего, получу положительный ответ именно при таком подходе, а не в том случае, если я начну обвинять всех и жаловаться: "Вам следовало давно уже что-нибудь предпринять". Если я обращаюсь к позитивным намерениям моего собеседника, объясняя ему, какую пользу принесет моя просьба, у меня гораздо больше шансов на успех". Клер кивком головы соглашалась со всем, что я говорил.
Я говорил все это для того, чтобы Клер поняла, как ей следует подать свою просьбу, если она хочет получить то, что ей нужно, а так же в случае отказа дать ей возможность выбора. Я специально взял для примера свой собственный случай, не навязывая тем самым никаких инструкций. Таким образом, Клер было легче выбрать из моего опыта то, что казалось ей полезным, отбросив при этом ненужное.
Затем я хотел убедиться в том, что даже в случае отказа у Клер будет план действий. Однако может случиться так, что, несмотря на все мои труды, начальник останется при своем мнении. Он может просто-напросто сказать: "Я так не думаю", - не признав тем самым мой вклад в работу, а следовательно, мою правоту. Если все действительно будет именно так, Я должен иметь дальнейший план действий, чтобы чувствовать себя хорошо.
Одна из возможностей - это собрать конкретную информацию о том, что бы она сделала, чтобы получить повышение. Клер могла бы войти к начальнику и сказать: "Послушайте, на мой взгляд нам необходимо прояснить некоторые вещи. Я не знаю, как вы цените то, что я делаю. Я знаю лишь, как я сама оцениваю свой труд, и я хочу, чтобы вы об этом знали. Если вы, в отличие от меня, не придаете этому большого значения, то мне хотелось бы знать, что мне следует предпринять, чтобы вы это оценили. Что мне следует делать, чтобы получить повышение?"
Вполне вероятно, что, несмотря на то, что Клер по ее мнению, делает значительный вклад в работу всей организации, для начальника это не является поводом повышения зарплаты. Я хотел убедиться в том, что Клер знала, как узнать, какие доказательства следует представить начальнику, чтобы получить повышение. Затем она могла бы для себя решить, стоит ли ей пробовать соответствовать данным требованиям. Клер продолжала кивать головой. Очевидно, она привыкла собирать подобного рода информацию.
- Итак, Клер, какими альтернативами вы располагаете, если вдруг ваш шеф скажет: "Нет, я не думаю, что это действительно стоит сделать"?
- Одна из возможностей - это расширить частную практику. - Затем Клер перечислила еще ряд возможностей, в том числе и переход на неполный рабочий день в больнице.
- А когда вы думаете об этих альтернативах, кажутся ли они вам более привлекательными возможностями, если ваш шеф скажет вам: "Нет"?
- Да, они привлекают меня больше.
Многие люди время от времени чувствуют себя плохо, сравнивая то, что другие люди, с которыми мы сталкиваемся в жизни, должны были бы сделать, с тем, что они сделали на самом деле. Поскольку мы не можем контролировать непосредственные действия других людей, мы начинаем чувствовать себя абсолютно беспомощными. Я стараюсь подать все таким образом, чтобы Клер провела совершенно другое сравнение: она будет чувствовать себя гораздо более сильной, если будет думать о своих более привлекательных возможностях, нежели признает, что начальник прав.
Затем я решил проверить, не пропустила ли Клер что-нибудь важное, поэтому я попросил ее мысленно все проверить:
- Клер, представьте, что вы вступаете в беседу с вашим шефом. С чего вы начнете? Попросите ли вы его о встрече или сделаете еще что-нибудь?
- Да. Я так же составлю перечень всех моих заслуг перед департаментом, опишу всю свою историю работы и выскажу предложение о справедливости.
- А как вы при этом будете себя чувствовать?
- Лучше. Единственное, что мне по-прежнему мешает, это финансовый управляющий, давший ложную информацию. Он все время участвовал в закулисных делах, и я смогла узнать обо всем лишь много времени спустя.
- Хорошо, но как вы можете использовать это с пользой для себя - я имею в виду финансового управляющего? - Я пригласил Клер найти собственный способ использования того, что случалось с ней в прошлом, для ее же блага, а не рассматривать это, как препятствие на пути достижения цели.
- Я думаю, что я пойду к нему и поговорю с ним о прошлом, представив для примера случай с телефонными счетами. Если я скажу об этом Прагою, то это уменьшит доверие к финансовому управляющему. Начальник перестанет слепо доверять ей, так как в прошлом она вела себя нечестно.
На этот раз Клер говорила с чувством внутренней ясности и авторитетно.
- Если бы Клер решила, что она не может говорить о подобных вещах, она бы тем самым наложила на себя ненужные ограничения. Как результат, она бы стала чувствовать себя плохо. Но для нее нет ограничений, так как "и чужды закулисные игры. - (Клер смеется.) - Она выкладывает все свои карты на стоя я готова говорить о чем угодно. Правда, Клер?
- Конечно, спасибо вам.
- Итак, сейчас, когда вы думаете, что войдете в кабинет к начальнику и выложите перед ним все карты...
- Я чувствую себя прекрасно, действительно прекрасно.
- Сейчас Клер просто не может проиграть. В ее руках вся информация, она знает, что та самом деле будет справедливо, она знает, чего она хочет, и, если ей не удастся заставить его понять это, у нее есть другие альтернативы. Ведь совершенно ни к чему оставаться работать в той организации, которая не хочет признавать ее умений и способностей. Не правда ли, это выглядит уже менее привлекательно? Сознание того, что в случае всякой неожиданности у нее есть в запасе привлекательные альтернативы, придает ей уверенность, которая ей очень необходима, чтобы говорить более убедительно.
- Правильно, - согласилась Клер.
Итак, я только что собрал вместе все небольшие изменения, построив тем самым создаваемую перспективу. Теперь я уверен, что в сознании Клер все это слилось в одно целое.
Результаты
Спустя восемь месяцев я встретился с Клер, и она с энтузиазмом поведала мне следующее:
- Это действительно помогло мне. Я без особого труда получила повышение. Дело в том, что, когда я была на переподготовке в Колорадо, наша организация находилась на переходном этапе, так как был принят новый начальник. В первый месяц после моего возвращения у нас было два начальника на время переходного периода. И я решила для себя, что это был не подходящий момент для моей просьбы, К этому моменту все мои действия были уже спланированы. Я сознательно решила попросить о встрече, когда все уладится, и я чувствовала себя при этом абсолютно спокойно.
И вот однажды, разговаривая с новым начальником о чем-то постороннем, я обнаружила, что говорю о повышении. Я совсем не собиралась говорить с ним об этом, оно само вырвалось у меня. Он сказал: "Конечно, вы получите повышение". Так я получила свое первое повышение, за ним последовало еще одно. Тогда в подобных же обстоятельствах я разговаривала с начальником о чем-то постороннем и вдруг сказала, что хочу быть выдвинутой на пост адъюнкт-профессора. Он сказал: "Конечно, мы что-нибудь придумаем. Просто смешно, какой вы пост занимаете в настоящее время". Итак, вскоре я продвинусь по службе и, следовательно, получу третье повышение.
Я думаю, что вся причина в том, что я теперь внутренне совершенно иначе отношусь к этому спорному вопросу, с которым сталкивалась в общении с начальниками-мужчинами. До того как я побывала на вашем семинаре, мне казалось, что я не заслуживаю того же, что и начальники-мужчины, но теперь все изменилось. Во мне появилась внутренняя энергия, которая внушает мне: "Ты способна на это", "Ты заслуживаешь вознаграждения", и удивительно то, что эту энергию замечают окружающие меня люди. Это не самоуверенность, я просто знаю, что я могу сделать и чего я заслуживаю. Я даю волю своим способностям, и люди это чувствуют.
Так, например, недавно я проводила занятия со студентами-медиками с помощью НЛП. Моей задачей было помочь им избавиться от волнения во время экзаменационного теста, что помогло бы им продемонстрировать лучшие результаты. Студенты знали весь материал, но были настолько взволнованны, что не могли сосредоточиться и провалились на местном экзамене. Я провела с ними одно занятие, и, когда спустя несколько дней они сдавали государственный экзамен, их результаты были очень высокими. Это не осталось незамеченным, и мне предложили провести занятия со всеми студентами. За это мне пообещали еще одну прибавку.
Чему мы можем научиться на этом примере
Совершенно очевидно, что Клер была достаточно компетентной и способной и это служило ей поддержкой нового для нее ощущения того, что она заслуживает. Если бы в действительности все было иначе, то вместо повышения она бы, вероятнее всего, потеряла работу. Многие люди спрашивают нас: "Но как мне узнать, что я действительно способный и получу повышение, а может быть, я просто потеряю работу?" Фактически, вам будет гораздо легче, если вы вступите в обсуждение того, чего вы заслуживаете. Когда я думаю о том, чего я заслуживаю, я ощущаю чувство превосходства и праведности, я становлюсь надменным и непреклонным, а это, как правило, не нравится нашим собеседникам. Я знаю множество людей чрезвычайно способных, которые возможно "заслуживают" больше денег, чем они имеют. Временами и нам казалось, что мы "заслуживаем" большего. Даже если мы и правы, это совсем не означает, что деньги уже в нашем распоряжении или что другие воспринимают нашу ценность так же, как и мы сами.
Вместо того, чтобы размышлять: "Каких денег я заслуживаю?", проще задать себе другой вопрос: "Сколько мне собираются за это заплатить?" Затем я просто могу рассмотреть все альтернативы и выбрать наиболее привлекательную. Таким образом, я сам становлюсь хозяином ситуации и перестаю зависеть от других.
Очень часто наш выбор останавливается на чем-то не слишком выгодном, но зато это удовлетворяет какие-то другие важные для нас критерии - мы узнаем что-то новое, это помогает создать для людей что-то полезное и ценное и т.д. Даже если я заслуживаю большего, а мне не хотят платить больше, и это единственный выбор, который приходит мне на ум, я все равно могу чувствовать себя хорошо, приняв это до тех пор, пока не создам для себя другую альтернативу.
В том, что я проделал с Клер, нет ничего сложного. Я показал, как все то, что заставляло ее чувствовать себя плохо, может быть воспринято иначе. Я также убедил ее в том, что ее просьба может быть представлена более позитивно, и тогда у нее будет больше шансов получить положительный ответ. И, наконец, я убедил ее в том, что она располагает привлекательными альтернативами и даже в случае отказа может чувствовать себя хорошо.
Во многом это как раз то, что мы делаем во время занятий: находим способы извлекать пользу из прошлого, приводим в соответствие поведение человека, чтобы оно было как можно более успешным, а также строим позитивные альтернативы на все случаи жизни.
Всем нам иногда кажется, что все настроено против нас. Однако чаще всего это справедливо только с нашей точки зрения. Если мы будем смотреть на вещи иначе, это поможет нам извлечь пользу из того же самого случая.
Часто люди дают совет: "Смотри на все более оптимистично", но, как правило, такой совет не эффективен, так как он не меняет наше восприятие. Метод НЛП позволил использовать то, как Клер думает, а так же ее невербальную связь, и сделать тем самым ее взгляды более оптимистичными. Как только это произошло, эта новая перспектива стала автоматически неотъемлемой частью ее размышлений и поступков.
Бывший муж и его жена
Роксана пришла ко мне, совсем отчаявшись найти лучший способ общения со своим бывшим мужем Роном и его новой женой Сарой. Дело в том, что Роксана и Рон совместно опекают своих трех детей. В то время как на бумаге такое соглашение выглядело вполне ясным, на практике оказалось, что его не так просто выполнить. Два года после развода были полны резких слов, вражды и просто несчастья как для одного, так и для другого. Роксана старалась быть как можно более благоразумной и рассудительной и надеялась, что в ответ получит то же самое. Однако ей казалось, что это не помогает, что соглашение оборачивается против нее, и это ее чрезвычайно раздражало.
Когда она рассказывала мне о себе, было видно, что она страшно расстроена тем, что ничего не получается. Она была особенно огорчена последним инцидентом, когда Сара деспотично наложила некоторые ограничения на общение Роксаны с ее тремя детьми. Было очень легко понять весь смысл этой ситуации. Я начал думать, как помочь Роксане воспринимать сложившуюся ситуацию иначе.
- Я не хочу так злится, когда Сара и Рон поступают необдуманно, - сказала в заключение Роксана.
Поскольку поступок Рона и Сары привел Роксану в такое бешенство, охватившее ее чувство не давало ей возможности эффективно справиться с собой. Даже если бы Рон и Сара были самыми неразумными существами в мире, имей Роксана возможность чувствовать себя при этом гибкой и убеждение, что ее нужды и цели все равно удовлетворены, она бы перенесла все это гораздо лучше.
Никто из нас не способен полностью контролировать действия других людей и поэтому все мы попадаем в трудные ситуации, когда нам кажется, что все настроено против нас. Мы можем прийти в ярость, погрузиться в депрессию, расстроиться, что все так получилось, а можем получить способ достижения желаемого, даже несмотря на неразумность поведения окружающих. Вы почувствуете себя гораздо сильнее, если поймете, что способны контролировать ситуацию и извлечь из нее выгоду.
Я был рад, что Роксана уже сконцентрировалась на желании получить возможность выбора эмоциональных реакций. Сначала я спросил ее: "Почему полезно сердиться?"
- Я должна помочь своим детям вырасти и выучиться, - ответила она, - Я злюсь, когда Сара и Рон вмешиваются. Мне кажется, что позитивная цель моей раздражительности - это приобретение уверенности 'в том, что я могу осуществить свои планы. Другими словами, способность к действию.
- Тогда получается, что "осуществление планов" и "способность к действию" - это одно и то же? - спросил я. Я надеялся, что тем самым я представлю на ее рассмотрение еще не рассмотренное ранее утверждение и тем самым заставлю ее смотреть на вещи иначе. Я хотел, чтобы она поняла, что можно продолжать действовать даже в том случае, если какая-то часть ее плана нарушена. "Планы" и "способность к действию" - это две разные вещи. Однако Роксана не прореагировала на это, и я решил попробовать что-нибудь другое.
- Каким образом неспособность осуществить планы помогает вам лучше действовать? - спросил я Роксану. Она выглядела очень озадаченной, и мне пришлось повторять свой вопрос несколько раз, пока она наконец не ответила мне. Ее замешательство было вызвано тем, что я попросил ее выработать доказательства утверждения, которое полностью расходилось с ее собственным. Она выходила из себя и теряла над собой контроль, потому что считала вмешательство Сары и Рона в ее планы ограничением ее свободы действий. Я же спросил у нее не о том, как это ее ограничивало, а о том, как это помогало ей действовать.
- Я думаю, что это стимулирует мои творческие возможности, - наконец задумчиво ответила Роксана.
- А каким образом это происходит? - поинтересовался я, стараясь расширить ощущение новой перспективы.
- Каждый раз, когда я сталкивалась с какой-нибудь проблемой, я упорно продолжала двигаться вперед, это стимулировало мои творческие возможности. Мне кажется, что так было всегда, - ответила Роксана. На этот раз она выглядела более уверенно, чем всего несколько минут назад.
- Итак, так случается всегда, - сказал я, подчеркивая то, что она только что сказала.
- Да. Теперь я чувствую себя гораздо лучше, - ответила Роксана и в голосе у нее появилась сила.
Все это может показаться простой игрой, но это не так. По мере того как Роксана приобрела новое убеждение, и я попытался найти другие ситуации, где ее творческая реакция будет подтверждена ее ценностями.
- Какую пользу и какие знания принесет вашим детям ваша новая реакция?.. Например, ваша подобная реакция может стать моделью для ваших детей, она научит их, как следует внутренне правильно реагировать, даже если кто-то поступает неразумно. Это пригодится им в будущем. Даже если в данный момент вы не можете осуществить свои планы, в будущем у вас будут преимущества. Даже если ваши дети слишком надоедливы, вы можете это предположить.
Поскольку Роксану очень волновало развитие ее детей, я специально решил помочь ей приобрести ощущение того, как она может использовать поступки Сары и Рона с пользой для детей. Роксана согласилась со мной и сказала мне, что довольна тем, что может по-новому все воспринимать.
Изменения, происшедшие в Роксане, показались мне слишком значительными и слишком быстрыми, и мне трудно было в это поверить. Поскольку предшествующая реакция озлобленности была достаточно сильной и продолжалась в течение нескольких лет, я решил проверить, полностью ли она избавилась от этой проблемы, или ей еще нужно было помочь.
- Если вы теперь подумаете об этом, есть ли что-нибудь, способное помешать вам быть гибкой? - спросил я, - Во мне сидит какое-то сомнение. Я как бы немного паникую, -ответила задумчиво Роксана. - Я все это время спрашиваю себя: "А если на этот раз я не выживу?"
- Неужели вы собираетесь умереть только из-за того, что кто-то ведет себя неразумно? - спросил я. Роксана бросилась в крайность и я преднамеренно преувеличил ее высказывание, чтобы помочь ей понять, насколько оно смешно.
- Не совсем, - засмеялась Роксана, - Это больше похожа на конец света, - пояснила она, и голос у нее снова стал серьезным,
- Получается, что вы не умрете. Просто-напросто наступит конец света? - я снова преувеличил ее слова. При этом я хотел, чтобы она поняла всю абсурдность того, что часть ее так серьезно воспринимает. Роксана улыбнулась.
- И как вам удается так паниковать? - спросил я.
- Я думаю, что это объясняется тем, что я недостаточно забочусь о себе. - Роксана описала мне, как она играет в баскетбол. - Я извиняюсь и отхожу в сторону даже тогда;, когда я этого делать не должна. Всю свою жизнь я не позволяла себе иметь какие-либо потребности. Я никогда не чувствовала себя уверенно, защищая себя. У меня всегда было такое чувство, что кому-то от меня что-то нужно и я должна ему это дать.
Совершенно очевидно, что мы обнаружили важное вторичное убеждение, нуждавшееся в трансформация прежде, чем Роксана получит то, к чему стремится.
Когда я спросил Роксану, уверена ли она в том, "что она справедлива, она ответила утвердительно. Поскольку "справедливость" часто подразумевает равенство л взаимность, в моих руках было Роксанино убеждение, способное изменить то убеждение, которое представляло проблему.
- Как вы считаете, все ли должны быть справедливыми? То есть, если кто-то чего-то хочет, ему должны непременно это дать. Вы хотите, чтобы ваши .дети верили в это?
- Нет.
Попросив ее применить свои собственные нормы в отношении других людей, я тем самым начал ослаблять ее убеждение. Это очень полезно делать, когда человек применяет в отношении себя совершенно отличные нормы, нежели в отношении других.
- Получается, что ваша собственность состоит в том, что то, что устраивает вас, не подходит для других? - Поскольку она думала, что недостойна этого, я повернул это утверждение иначе и подал его, как если бы тем самым она получала особое обращение, а это было несправедливо.
Роксана засмеялась:
- Я не знаю, какая-то часть во мне чувствует себя при этом оскорбленной.
- Предположим, что вы хотите что-то от себя самой. Дадите ли вы это себе самой? - На этот раз я применяю это же самое утверждение, "я должна что-то", но иначе, чем она это обычно делала, а именно не по отношению к другим, а но отношению к ней самой.
- Я думаю, что да, - ответила Роксана.
- Что вы хотите от себя самой и что вы собираетесь дать себе самой?
- Больше уважения, тогда существование будет разумнее.
Было видно, что Роксана знает, что ей нужно, но она еще не предоставляла себе желаемое. Я понял, что я еще не добился того изменения в ее переживаниях, к которому стремился. Я не видел невербального проявления, свойственного людям, которые любят себя. Я понял, что мне следует изменить свой подход. Мне предстояло найти то, что было бы совершенно понятным Роксане и что полностью бы изменило ее переживания.
- По правде говоря, давать людям то, что они хотят, это очень хороший жизненный принцип, - сказал я, сделав паузу, чтобы произвести большее впечатление. - Все дело в том, как вы понимаете, что это означает. Часто люди путают то, что хотят на словах, свои сиюминутные желания с тем, что они действительно хотят, что сделает им жизнь действительно лучше, - хотя я принял ее убеждение, я начал изменять само значение убеждения "давать людям то, что они хотят".
- Вы ведь знаете, что дети всегда чего-нибудь хотят и всегда что-нибудь просят. Они хотят конфету или хотят жить по-своему. И вы прекрасно знаете, что, если вы будете всегда давать им то, что они просят, в будущем это не приведет ни к чему хорошему. Они вырастут далеко не теми людьми, кого бы вы хотели видеть. Ведь все, что они у вас просят, это не то, что им действительно нужно. В подобном случае они не получат то, что они действительно хотят иметь - достойную жизнь.
Неразумный взрослый ни в чем не отличается от неразумного ребенка. Вы прекрасно знаете, в кого превращаются те люди, которые всегда получали то, что они хотели. Поскольку их никто не научил принимать во внимание нужды других людей, они со временем превращались во взрослых, неспособных ладить с окружающими. И такие люди, как правило, сталкиваются в жизни с очень серьезными проблемами.
- Гм, - Роксана следовала за моей мыслью. Она ей была понятна. Ее невербальное выражение изменилось, но я уверен в том, что. это новое убеждение еще не укрепилось.
- Точно так же, если вы не займете своего места в жизни, и прежде всего не будете следовать своим потребностям, вы будете поступать с окружающими вас людьми именно так. Вы превратите их в людей, ожидающих, что все должны идти им навстречу, и не умеющих уважать других людей. Разве вы этим окажете им помощь? Они нуждаются в этом меньше всего, особенно, если они уже перестали принимать во внимание других людей.
Сначала я использовал пример с детьми, так как знал, что всякая мать поймет его. Затем я перешел на взрослых и вообще на посторонних людей. Я сделал это для того, чтобы Роксана изменила свою реакцию не только по отношению к Рону и Саре, но вообще ко всем окружающим.
- Итак, больше всего окружающие хотят удовлетворить свои нужды и желания, - подвел я итог. - Иначе в некоторой степени они не смогут иметь качественной жизни. Позднее это послужит причиной многих их проблем.
На этот раз Роксана была полностью на моей стороне. Все ее тело реагировало на этот новый образ мышления: давать людям то, что им действительно нужно.
- Где еще это открытие в корне поменяет дело? - спросил я Роксану. Меня совершенно не волновало, как она ответит на мой вопрос. Для меня было важно, чтобы она представила свою новую реакцию и применила ее белее широко в других ситуациях, что позволило бы окончательно закрепить новую манеру мышления.
Результаты
Спустя шесть недель Роксана сообщила мне, как у нее обстоят дела:
- У меня было множество возможностей проверить то, чего мы с вами достигли! - пошутила она, - Когда Сара и Рон совершают что-то неразумное, я воспринимаю это совсем иначе. Я как бы мысленно смеюсь над этим. Это меня забавляет. Теперь мне гораздо легче справляться с трудностями и добиваться того, что я хочу получить для детей.
- Кроме этого произошла еще одна интересная вещь. С самого детства меня преследовал один и тот же кошмар. Я никогда точно не помнила, что это было, но мне постепенно становилось все хуже и хуже, пока я наконец не просыпалась, охваченная ужасом. После того как я разошлась с мужем, такие кошмары стали преследовать меня все чаще. После встречи с вами я видела, казалось бы, тот же сон, но на этот раз я испытывала приятные чувства. Практически сон был тем же самым, но я чувствовала себя при этом хорошо и проснулась с хорошим чувством.
Итак, изменение сна послужило подсознательным подтверждением того, что в ней произошли необратимые, глубокие изменения.
В последующие месяцы Роксане вновь приходилось иметь дело с Сарой и Роном и принимать трудные решения. Однако она сделала значительный шаг в построении для себя прочного фундамента. Изменив представления о себе, она стала более гибкой, и ей стало легче преодолевать трудности.
Вопросы, которые я задавал Роксане, являются важной частью НЛП. Использование языка определенным способом позволяет нам получить быстрые изменения в наших представлениях и открыть для себя новые перспективы. Когда мы действительно смотрим на. вещи иначе, многие проблемы просто растворяются. Точно так же, как мы быстро и легко изменили свое восприятие человека из анекдота в начале главы, мы так же быстро можем изменить восприятие собственной жизни, а соответственно, к ее перспективы. Такие изменения не требуют особого времени и не причиняют боли. Единственное, что от нас требуется, это изменить свое восприятие событий так, чтобы это действительно имело для нас смысл.
Как пережить горе
Спустя четыре года после того, как Эл и Шери перестали встречаться, мысли его по-прежнему были только с ней. Приблизительно через год после того, как они расстались, Эл вдруг услышал, что Шери собирается выйти замуж. Он немедленно отправился в городскую ратушу, чтобы найти ее заявление. Не найдя ее имени, он подумал: "Значит, не все еще потеряно". С тех пор Эл редко встречался с девушками и, когда бы он ни проходил по бульвару Шеридан, из его уст всегда вырывалось ее имя - Шери.
Мы занялись изучением процесса печали в 1984 году и выработали метод эффективного утоления печали, основывающийся на поведении тех людей, которые спонтанно быстро утоляли печали, сами того не осознавая. Поскольку многие люди уже воспользовались этим методом, мы решили, что он поможет и Элу.
Для начала я попросил Эла подумать о Шери, а затем спросил его, как он это сделал. Он увидел ее в виде небольшой, застывшей картины, расположенной слегка вправо от него. "Картина настолько мрачная, что она меня угнетает. Мне не нравится смотреть на нее".
- Что ты видишь на этой картине.
- Я вижу наш разрыв. В тот день мы виделись в последний раз.
Люди чаще всего вспоминают не хорошие, а плохие моменты, которые они пережили с любимым человеком. С одной стороны, это делает их тоску менее острой, а с другой стороны, это держит их на расстоянии от тех приятных чувств, которые они испытали с этим человеком. И это позволяет им преодолеть боль утраты.
- Попробуйте понять, что произойдет, если вы замените эту картину на другую, где вы запечатлены в какой-либо особо приятный вам момент...
- Сейчас это уже не производит такое гнетущее впечатление, но это влечет меня к ней еще больше. Это как раз то, что я хотел бы вернуть, - эти добрые времена.
Обычно люди именно так представляют человека, которого они потеряли: маленьким, далеким, недоступным. Именно это и вызывает чувство пустоты: вы видите этого человека, но он так далек от вас, что вы не способны вновь ощутить те приятные чувства, которые вы испытали, будучи с ним.
Затем я попросил Эла на время отодвинуть эту картину в сторону.
- Теперь подумайте о человеке, который уже ушел из вашей жизни, но при мысли о котором вы чувствуете себя хорошо. Вы ощущаете его присутствие или заполненность, но не пустоту. Как вы думаете об этом человеке?
Эл увидел своего старого институтского приятеля Фреда. Его образ возник слева от Эла, причем Эл увидел Фреда в полный рост и в движении. "Боже мой, я действительно чувствую себя лучше", - сказал после этого Эл.
Чтобы убедиться, я должен был проверить,, что Эл действительно был полностью с этим человеком.
- Испытываете ли вы чувство, что Фред находится прямо здесь, в этой комнате? Способны ли вы ощутить, что значит быть с ним рядом даже после того, как он уже не составляет часть вашей жизни?
|