Поскольку большая часть наших жизненных затруднений связана с недостатком веры в себя, нужно научиться спрашивать не «Как мне справиться с проблемой?», а «Чем я могу помочь себе?». Ключ к вере в себя – в том, чтобы справляться с затруднениями не так, как вас этому всегда учили. Попав в беду, всегда взваливайте ее целиком на собственные плечи. Пытаясь же разделить ее с другими и думая, что теперь это уже не беда, а полбеды, вы достигнете прямо противоположного результата.
Стремясь разделить ответственность за решение проблемы с другими, вы, конечно, снимаете ее остроту, но при этом снижаете свою способность вникнуть в суть проблемы и устранить ее. Склонность к обсуждению личных, финансовых и прочих проблем, а также попытки прийти с другими к единому мнению в том, что касается ваших жизненных планов, проистекают из неверия в себя и опасения следовать собственному мнению. Опора же на внутреннее чутье позволяет подняться над проблемой и в нужный срок найти самостоятельные ответы.
Столкнувшись с проблемой, попытайтесь нащупать и удалить ее истинную причину, даже если для этого потребуется что то изменить в себе самом: последнее, кстати, может оказаться полезным и с других точек зрения. Так, проблема неудачного брака может корениться в ложных представлениях о жизни и о вашем месте в ней. Точно так же тревога по поводу ошибочности курса, которого, на ваш взгляд, придерживается руководство компании, может корениться в переоценке влияния последнего на ваш статус и безопасность. Разочарование чаще всего является следствием столкновения между субъективными требованиями и объективными обстоятельствами. Нереализованные желания вызывают в нас внутренний конфликт. Они бывают порождены неверным представлением о собственном «я», когда человек свято верит, что от осуществления этих желаний зависит само его существование.
Сталкиваясь в очередной раз со сложной, как вам представляется, ситуацией, попробуйте взглянуть на нее под другим углом зрения. Прежде всего оцените, насколько важно для вас выйти из этой ситуации. Затем определите, действительно ли вы нуждаетесь в том решении, которое вы намерены избрать. Внушите себе, что наиболее эффективное решение проблемы уже имеется в вашем сознании, и попробуйте от нее отстраниться. Наконец, доверьтесь себе в том, что в нужный момент решение придет к вам само. Эта техника позволит вам задействовать подсознательные силы, способные найти и распознать верное решение.
Мы предусмотрительно сохраняем в нашей памяти для будущего употребления методы, оказавшиеся эффективными в решении каких то внешних проблем. Однако для решения проблем внутренних обращаться к воспоминаниям столь же бесполезно, как ворошить остывший пепел с целью добыть огонь. Новизна каждого переживаемого нами мгновения требует постоянного и творческого осмысления тех проблем, которые оно с собой несет. Отдавая воображение в плен вызванных из памяти образов, мы добровольно ограничиваем свою изобретательность. Столкнулись с очередной проблемой, сохраняйте спокойную невозмутимость: это поможет вам расслышать голос интуиции. Решение может быть подано вам и извне; однако для его распознания вам также потребуется внутренняя открытость.
Значимость доверия к себе, являющегося основой таких необходимых в деловой практике качеств, как проницательность и предприимчивость, трудно переоценить. Поэтому критерии для определения степени доверия к себе мы подробно обсудим ниже. Пока же вам следует осознать, что доверие к ситуации увеличивает вашу энергию и продуктивность. Такое доверие отнюдь не делает вас фаталистом, готовым к пассивному подчинению обстоятельствам со словами «будь что будет». Напротив! Доверяясь моменту, мы следуем девизу «будет то, чем я являюсь». Чем больше верите вы в себя и в оправданность принятых вами решений, тем большую выгоду извлечете из текущей ситуации. Научившись осознанно доверяться моменту, можете переходить к следующей практике.
Научитесь принимать ситуацию
Одна из дочерей опальной семьи Лин решила проведать свой старый дом, ныне управляемый императрицей Ни и ее наместником. Некогда хозяином дома был принц Лин, известный неукротимым нравом. Его жестокость и нетерпимость привели в конце концов к восстанию в провинции и изгнанию всей семьи.
Императрица же Ни славилась деликатностью и состраданием. Увидев у ворот изможденную, одетую в лохмотья принцессу, она велела пригласить ее в дом и одарить подарками, чтобы облегчить гнет нищеты.
Вошедшая гостья приступила к приветственному церемониалу:
– Я, дочь семьи Лин…
Но императрица, из головы которой при виде своей давней соперницы мгновенно улетучились заготовленные слова утешения, не дала ей окончить:
– Да, ты – отродье проклятых Лин! Теперь ты явилась выпрашивать милостыню, забыв о страданиях, причиненных моей семье. Что бы мы ни делали, твой отец всегда находил повод придраться, всегда безжалостно притеснял нас…
– Вы ошибаетесь, – ответила принцесса Лин, – мне не нужно от вас ни денег, ни прощения, ни участия. Я просто хотела взглянуть, хорошо ли семья Ни усвоила уроки своих жестоких предшественников. Однако нахожу в вас те же черты, которые вы столь яростно обличаете.
Милосердие, присущее императрице Ни, оказалось подавлено эмоциями, всецело относящимися к событиям прошлого. Отказавшись от естественного сострадания, вызываемого текущими обстоятельствами, и дав волю воспоминаниям о былых обидах, она ослабила контроль над своими действиями как в настоящем, так и в будущем. Предпочтя прошлое настоящему, она изменила своему истинному «я».
Нередко отчитавшие ребенка родители приходят в смятение, осознав, что с их уст слетели те же самые слова и замечания, которые они находили столь обидными и унизительными в своем детстве. Точно так же управляющий, получив повышение, принимается критиковать своих подчиненных в тех же выражениях, которые в недавнем прошлом приходилось выслушивать ему самому. Эти случаи также могут служить примером переноса прошлых переживаний в настоящее. Вместо того чтобы возвыситься над опытом прошлого, мы нередко тяготеем к его воссозданию. К тому же движимые благими намерениями, мы с готовностью принимаем свои мелочные придирки за здоровую критику, служащую общему благу. Все это не дает нам пережить текущий момент во всей его полноте. Очень часто мы проявляем цинизм, нервничаем или страдаем от несправедливого обращения лишь по той причине, что позволяем эмоциям прошлого влиять на нас в настоящем. Однако такие эмоции подобны устаревшим и утратившим силу законам.
Одним из наиболее труднопреодолимых препятствий для роста является критиканство, которое особенно часто рядится в одежды здорового скептицизма. Когда болезненная привычка выискивать изъяны в новых возможностях, аргументах, поведении кого либо и тому подобном приобретает масштабы эпидемии, естественный процесс роста нарушается. Так, коллективное творчество в процессе мозгового штурма было бы невозможно, если бы генерирование новых идей и их критика происходили одновременно.
Критиканство, порождаемое недостаточной верой в себя и являющееся одним из наиболее слабых мест в механизме человеческого мышления, способно затруднить движение к поставленной цели больше, чем какой бы то ни было другой недостаток. В то время как основанием для принятия интуитивных решений служит материал, предоставляемый настоящим моментом, критиканство всецело опирается на анализ опыта, принадлежащего прошлому. Вместо того чтобы искать истину, критикан желает, чтобы его в ней убедили. Чтобы мыслить категориями настоящего, он нуждается в поощрении. Не получив такового, критикан оказывается неспособен к полноценному участию в процессе движения к цели и коллективной работе.
Принятие текущего момента во всей его полноте требует осознания того, что мироощущение каждого из нас подчинено восходящим и нисходящим циклам. Есть время сеять и время жать; время развиваться и время объединяться; точно так же есть время, когда нам сопутствует жизненный успех, и время, когда он нас оставляет. Очевидно, пребывая в высшей точке восходящего цикла, мы больше радуемся жизни и меньше страдаем от жизненных невзгод, чем в противоположной фазе. В первом случае нам следует избегать неоправданного энтузиазма, а во втором – депрессии. Более того, периоды неудач следует ценить, ибо лишь на их фоне удачи становятся заметными. Именно в те моменты, когда вы чувствуете себя никем, внутри вас вырастает некто.
Как правило, мы не научены видеть положительные стороны неудач. Повинуясь внушенным нам стереотипам, мы привыкли ценить лишь достижения и победы. Попадая в полосу неудач, мы страдаем от сильной эмоциональной подавленности и снижения самооценки. Между тем именно в черные периоды невезения, лишающего нас уважения окружающих и подвергающего испытанию наше чувство собственного достоинства, мы становимся мудрее и накапливаем необходимый потенциал для предстоящего роста. Не случайно закаленная лишениями принцесса Лин демонстрирует столь явное превосходство в твердости характера. Важно также увидеть в зловещих признаках, свойственных тем периодам, когда все идет не так, как хочется, сигнал к тому, что пора отступить, переосмыслить ситуацию, быть может, напрячь силы, чтобы должным образом встретить очередной цикл подъема.
Обратите внимание на активность, с которой растения и другие живые организмы пользуются возможностью развития, предоставляемой теплым временем года. Деревья, сбросившие старую листву, после некоторого периода пополнения энергии выпускают новую. Точно так же и предприятие должно в благоприятной экономической ситуации больше вкладывать, чем тратить. Тогда в период спада оно будет располагать достаточными ресурсами для эффективной реструктуризации. Увы, как в бизнесе, так и в обыденной жизни мы нечасто следуем природной мудрости. В период подъема большинство компаний с энтузиазмом воспринимают экономические показатели как свидетельство своего преуспевания. Во время же последующего спада, когда наиболее дефицитным ресурсом на рынке становится финансовая стабильность, они вынуждены сокращать бюджет до минимума.
Каждый из нас не понаслышке знает о существовании благоприятных и неблагоприятных циклов развития; тем не менее мало кто оказывается достаточно предусмотрительным, чтобы делать сбережения. Отсутствие предусмотрительности и есть причина того, что, попав в полосу неудач, многочисленные предприятия разоряются и столь многие люди терпят жестокие лишения. Предусмотрительное приготовление к будущему не следует путать со свойственным пессимистам болезненным страхом перед «неумолимо приближающимися катастрофами».
Каждый из нас обречен время от времени переживать периоды ухудшения здоровья, неудачно складывающихся отношений с ближними и материального неблагополучия. Постаравшись игнорировать неблагоприятные обстоятельства, мы можем уменьшить причиняемые ими неудобства. Умение принять момент, абстрагируясь от его негативной стороны, требует от нас гибкости, присущей стеблям тростника: ветер может согнуть их, но не в силах сломить.
Принимая текущий момент во всей его полноте, мы должны относиться к происходящему как к сигналам, указывающим на то, что нам пора что то в себе изменить. Например, некто, обеспокоенный перспективой денежных потерь, в действительности страшится получить ярлык неудачника. Осознав надуманность этой проблемы, он сможет освободиться от нее. С другой стороны, если поводом для беспокойства служит задолженность, являющаяся следствием неумения жить по средствам, то возврат долгов, конечно, не станет решением проблемы.
Всякий раз, сталкиваясь с проблемой, вы должны задаться вопросом: а заслуживает ли она решения? Быть может, ее удастся преодолеть, если подняться над ней. Имея склонность бороться с трудностями, вы рискуете сделать свою борьбу беспрерывной; ведь, признавая необходимость решения проблемы, вы делаете ее существование реальным. Интуитивное понимание природы проблем и осознание причин, обусловивших ваше столкновение с ними, позволяет обходить их без борьбы. Впрочем, в данном контексте «столкновение» – довольно неудачный термин, поскольку всякое столкновение подразумевает наличие как минимум двух участников. Поднявшись же над проблемой, вы понимаете: проблемой были вы сами. В тот самый миг, когда вы решаетесь измениться, вы не только избавляетесь от своей проблемы, но и согласуете себя со своим предназначением. Понимание этого позволяет нам перейти к ознакомлению со следующей, наиболее важной практикой.
Проникнитесь целью момента
– Цель моего нынешнего существования? – переспросил Чжэн. – У меня будет время поразмышлять над этим после того, как я разбогатею. Ведь передо мной вся жизнь! Разве вы, учитель, не говорили, что человек – хозяин своей жизни?
– Так оно и есть, – ответил мудрец, – и твой долг – раскрыть себя уникальным, свойственным только тебе образом. Для этого, в свою очередь, необходимо следовать своему естественному призванию и видеть цель в каждый миг твоего существования.
– Я вполне понимаю смысл сказанного и не могу не уважать вашу мудрость, однако, как я ни старался, осознать сейчас свое предназначение мне так и не удалось. Но мне кажется, что истинная полнота жизни едва ли возможна без богатства. Поэтому я собираюсь оставить ученье и отправиться искать его. Присоединяйтесь ко мне, и мы объединим усилия!
– Нет, – промолвил мудрец, глядя вслед своему нетерпеливому ученику, – мирская суета послужит помехой моим нынешним целям. Время познания еще не кончилось для меня.
Через десять лет они случайно встретились.
– Что случилось? – спросил Чжэн. – Что заставило уважаемого мудреца покинуть дом и отправиться в столь дальнее путешествие?
– Для меня настало время жизни, и я отправился странствовать. Удалось ли тебе найти желаемое?
– Я получил хорошую работу, – ответил Чжэн, – у меня есть жена и трое детей. Правда, мы временно расстались, но вскоре все будет по другому, это лишь вопрос времени.
Еще десять лет спустя учитель и ученик увиделись на празднике Драконов.
– Для новой встречи нам пришлось попасть в новый мир! – воскликнул Чжэн. – Учитель, что привело вас в эту провинцию?
– Для меня настало время власти, – ответил мудрец. – Эта провинция вверена мне в управление.
– Но ведь вы – искатель истины и учитель; приличествует ли вам роль правителя? – спросил пораженный Чжэн.
– Здесь вовсе нет противоречия, – ответил учитель. – Наша жизнь подобна переходу реки вброд, когда мы движемся, ступая с камня на камень. Все наше внимание должно быть сосредоточено на этих камнях; на реку же не стоит обращать внимания, ибо остановить ее не в нашей власти. Да это и не в наших интересах: ведь ее поток несет в себе возможности, позволяющие нам следовать своему призванию. Речные воды обнажили удачно расположенный камень, и я ступил на него. Разумеется, если бы очередной камень лежал в стороне от моей нынешней цели или я не ощущал достаточно надежной опоры в предыдущем камне, я бы этого шага не сделал. Двигаясь таким образом, я никогда не сбиваюсь с пути.
Снова минуло десятилетие, и наши герои встретились в Саду Размышлений, куда их привело желание погрузиться в медитацию.
– Вы хорошо выглядите, учитель, – произнес Чжэн, – годы пощадили вас. Мне же, кроме морщин, они ничего не принесли: я по прежнему не знаю, куда идти. Моя жизнь пуста и бессмысленна, и сюда я пришел молиться о ниспослании совета.
– При виде тебя мое сердце наполняется теплом! – приветствовал мудрец ученика. – Я, в свою очередь, не имею причин жаловаться на жизнь. Она по прежнему приносит мне немало радости. Моя изначальная склонность к познанию подсказывала мне направление для каждого шага, и это направление всегда оказывалось верным. Здесь же я оказался затем, что для меня настало время умиротворенных размышлений.
– Лишь теперь, – вздохнул Чжэн, – я сознаю всю меру своего заблуждения. Воистину цель человека состоит в том, чтобы с неослабным вниманием ежеминутно реализовывать себя. Разница между нами состоит в том, что я лишь желал жить полной жизнью, а вы жили ею. Избрав в качестве опоры ненаступившее и потому несуществующее событие, я обрек себя барахтаться в пустоте.
– Именно так, – ответил мудрец. – Однако даже сейчас перед нами стоят цели, ибо воды наших рек еще не иссякли и не утратили свежести, и встреча Юности с Опытом по прежнему маняща. Приступить к исполнению своего жизненного предназначения никогда не поздно. Для этого следует лишь освободиться от обманчивого миража, сулящего тебе безопасность. Знай, что безопасности не существует, есть только возможности. И ты не упустишь их, если последуешь зову своего сердца.
Чтобы, оказавшись в нужное время в нужном месте, реализовать предоставленные нам возможности, мы должны осознать, что все сущее имеет свое предназначение и мы не являемся исключением из этого правила. Верно и обратное: не зная своего предназначения, мы не замечаем возможностей и проходим мимо.
В современном мире на развитие и усовершенствование методов ведения бизнеса тратятся огромные средства; однако срок существования большинства предприятий не превышает одного поколения, а их работники выходят на пенсию разочарованными и неудовлетворенными. Причина этого кроется в том, что их энергия, как правило, направляется по неверному руслу. Ведь цель, навязываемая нам обстоятельствами, может противоречить нашим естественным склонностям.
Стремление к успеху теряет смысл, если энергия, которую мы могли бы направить на свое развитие, работает против нас. Состязаясь друг с другом, мы можем оказаться в положении бегунов, безнадежно сбившихся с маршрута. Когда мы не уверены в истинности избранной цели, то постоянно сходим с пути, отвлекаясь на посторонние дела. И даже если достичь такой цели удается, это приносит немного пользы. Хотя выбор пути обусловливается прошлым опытом и целями, которых мы надеемся достичь в будущем, все наши возможности сосредоточены в настоящем, поэтому влияние на конечный результат может быть лишь опосредованным.
Какой бы ни была цель, мы глубже осознаем ее, соотнеся с пятью основными наклонностями, запечатленными в сердце каждого самой природой. Безоглядно двигаясь путями этого мира, многие из нас не находят времени задуматься о своем предназначении, но оно, тем не менее, постоянно проявляется в этих наклонностях. Эти пять наклонностей таковы.
Жажда знаний
Дети засыпают взрослых бесконечными «почему?». Вырастая, они принимают внушаемый предрассудок, что во взрослой жизни на смену познанию естественным образом приходит забота о хлебе насущном. Искусственно обуздывая естественную жажду знаний, мы добровольно притупляем свое мышление. Некоторые ищут новых впечатлений; им кажется, что приобретение знаний и получение новых впечатлений – тождественные понятия. Между тем стоит проявить любопытство – и всякая мысль, даже самая простая, окажется бесконечно глубокой и поучительной. Углубляя знания о себе и своем предназначении, мы обретаем способность понимать причины своих поступков. Сделав утоление жажды знаний постоянной частью повседневной жизни, вы непроизвольно приводите свою жизнь в соответствие с естественными наклонностями.
Жажда жизни
Она присуща всем живым существам. Какой бы трудной и полной несчастий ни была жизнь, никто не хочет с нею расставаться. Порой исключительные обстоятельства могут побудить человека к самоубийству, однако в нормальном душевном состоянии люди не думают о добровольном уходе из жизни; и причина этого вовсе не в обольстительности мира. Истинная причина – инстинкт самосохранения, или жажда жизни.
Жажда силы
Этот инстинкт обусловлен законами природы, безжалостно сметающей с пути все слабое. В любой ситуации сильный оказывается в выигрыше. Однако не следует переоценивать силу, черпаемую из внешних факторов. История изобилует примерами того, как самые могущественные государства, создаваемые веками, очень быстро приходили в полный упадок. Отдельный человек, облеченный неограниченной властью, также может быть сломлен стечением обстоятельств. Подлинная же сила – та, которая дает власть над самим собой.
Стремление к радости
Радость обитает в человеческом сердце. Увы, в поисках радости человек слишком часто обращает свой взгляд в ошибочном направлении. Едва ли мимолетные утехи и наслаждения, за которые впоследствии приходится расплачиваться страданиями, достойны считаться настоящим источником радости. Таковым может служить лишь добродетель. Все, что хорошо, истинно и праведно, дарует нам радость и счастье. Безрадостная добродетель – признак заблуждения. В стремлении к радости выражается самая суть человеческого сознания; именно поэтому мы в любой момент времени с легкостью определяем причины, мешающие нам испытывать радость.
Стремление к умиротворенности
Отдых, уютная обстановка и уединение не имеют никакого отношения к умиротворенности. Умиротворенность характеризуется гармонией человека с его истинным «я». Несмотря на естественность этого состояния, окружающая действительность часто мешает нам его достичь. Животные и птицы чаще пребывают в умиротворенности, чем люди, обуреваемые разрушительными страстями и тяготящиеся мелочными заботами. Противопоставляя себя окружающим и постоянно беспокоясь об утверждении своего статуса в чужих глазах, пренебрегая как самодостаточностью, так и установлением взаимовыгодных отношений с окружающими, мы основываем свою жизнь на законах, противных нашему изначальному естеству. Стремясь к умиротворенности, мы не улучшаем внешние условия, но пытаемся изменить себя изнутри.
Каждый человек однажды спрашивает себя: зачем я здесь? Что я должен сделать в своей жизни? И сколь бы неудовлетворен и беспокоен ни был человек, в тот миг, когда он осознает свое предназначение, все его естество озаряется светом. Предназначение может оказаться невыполнимым, но знание того, что оно есть, наделяет человека тем вдохновением, той силой, надеждой и решимостью, которые необходимы, чтобы к нему стремиться.
Один человек, ясно сознающий цель своей деятельности, достигает большего, чем сотня работников, трудящихся от рассвета до заката без особой цели. Девяносто девять человек из ста неудовлетворены своей работой. То ли потому, что они выбрали ее не по велению сердца, а под давлением обстоятельств, то ли потому, что просто вынуждены зарабатывать себе на жизнь, то ли потому, что хотят получить некие материальные блага. Но к тому времени, как они наконец получают искомое, желание обладать им успевает исчезнуть.
Устремленность к цели позволяет нам отличать истинное от ложного, доброе от дурного. Представьте себе двух студентов, накануне экзаменационной сессии оказавшихся на театральной премьере. Если первый изучает сценическое искусство, а второй видит свое призвание в медицине, то в ходе спектакля первый, вероятно, будет ближе второго к состоянию умиротворенности: ведь для будущего врача пребывание в театре обернется несколькими часами упущенного времени, которое могло бы быть использовано более целесообразно.
Не зная партии, отведенной нам в симфонии жизни, мы не способны произвести ничего, кроме случайного набора звуков. Мы фальшивим, выбиваемся из ритма, и состояние умиротворенности оказывается недостижимым для нас.
Что мы свершили сегодня?
Живя настоящим моментом, доверяясь ему, принимая настоящее во всей его полноте, пребывая в гармонии с целями, которые определяются обстоятельствами настоящего момента, мы сможем оказаться в нужное время в нужном месте. Морская черепаха может носить оплодотворенные яйца до четырех лет; эта способность позволяет ей сделать кладку в нужное время и в нужном месте. Однако она не может непосредственно влиять на ситуацию, чтобы увеличить количество выживших черепашек.
Человек, неспособный освободить свое воображение от события, которое должно произойти в будущем, утрачивает возможность реализовать себя в настоящем. Подобно черепахам, многим из нас приходится годами ждать возможности для осуществления давно вынашиваемых идей и замыслов. Досадно, если панцирь, сковывающий наши чувства, не даст вовремя разглядеть удачное стечение обстоятельств. Внушая себе, будто единственная возможность безвозвратно упущена, мы лишаем себя надежд; уповая же на то, что обстоятельства еще не раз сложатся в нашу пользу, мы тешим себя иллюзиями. В обоих случаях мы теряем бдительность и веру в себя.
Эта вера зиждется на полном использовании возможностей, предоставляемых настоящим, и четком понимании отдаленных целей. Запретив скорби, воспоминаниям о прошлых неудачах и иным ослабляющим эмоциям влиять на нас, изгнав из мыслей беспокойство, связанное с еще не наступившими событиями, мы приводим в действие естественные силы, которые переместят нас в нужное время в нужное место.
Что мы свершили сегодня?
О, много свершим мы когда то,
Но что мы свершили сегодня?
Таланты свои превратим в груды злата,
Но что мы успели сегодня?
Высокой душой уймем грома раскаты,
Надежду взрастим вместо темного страха,
Любви и добра построим палаты,
Но что мы свершили сегодня?
Мы будем сама забота и нежность,
Но что мы успели сегодня?
Улыбкой скроем тоску, безнадежность,
Но что мы свершили сегодня?
Мы будем трибунами правды великой
И веры глубокой ядром монолитным,
Голодные души Земли всей насытим,
Но что мы свершили сегодня?
Мы радость рассыплем вселенским дождем,
Но что мы свершили сегодня?
Мы своды небесных дворцов возведем,
Но что возвели мы сегодня?
Понежиться сладко в праздных мечтаньях,
Но ЗДЕСЬ и СЕГОДНЯ какие исканья,
Спросите себя, приложите старанье
Что мы свершили сегодня?
Автор неизвестен. Перевод М. Молодчик.
Свиток четвертый: Выследите цаплю!
Как быстро достичь результата при помощи безграничного терпения
Янь Гань был не на шутку встревожен.
– Если я не изловлю эту птицу как можно скорее, император скормит меня собакам, – пожаловался он своему другу Цай Догу.
– Вот к нему привело твое бахвальство. Должно быть, сам дьявол внушил тебе сказать императору, что его цапля страдает от одиночества, да еще и похвастаться, что поймать ей пару для тебя не составит труда.
– Но мне не терпится получить повышение при дворе, – ответил Янь. – Пожалуйста, помоги мне! Вдруг, добыв цаплю, мы поспособствуем обретению покоя императором? Тогда оба мы получим новые должности и все, что к ним прилагается.
Несколько лет назад император нашел в саду раненую цаплю. Он повелел ее вылечить, после чего запер в клетке. Император полагал, что, проявляя милосердие к издавна связываемой с добрыми предзнаменованиями птице, он сможет остановить череду преследующих его несчастий. Спустя некоторое время императорская цапля стала чахнуть и терять перья. Узнав об этом, император решил, что небо окончательно отвернулось от него, и стал горестно причитать. Янь, услышав императорские стенания, решил воспользоваться обстоятельствами и, чтобы снискать высочайшее расположение, предложил свои услуги в качестве птицелова.
– Ты – вечная жертва собственной нетерпеливости! – воскликнул Цай Дог. – Знай же, что эта благородная птица наделена чутьем близящейся опасности, и, чтобы изловить ее, ты должен перенять ее повадки. Выслеживай ее издали. Определи, где она гнездится, ибо она не вьет гнезда там, где живут другие птицы. Цапле присуща склонность к уединению. Погляди, как неподвижно она стоит на одной ноге, словно высеченная из камня. Неподвижность и безграничное терпение делают ее удачливым рыболовом. Ты должен стать таким же, как она!
Пробравшись к болоту, где водились цапли, Янь Тань простерся на влажной земле, а друг завалил его тростником. Очень скоро Янь убедился, что сохранение абсолютной неподвижности требует титанических усилий. Он испытывал непреодолимое желание пошевелиться. Страдания усугублялись холодом, пронизывающим его тело. Спустя несколько часов, когда терпение Янь Таня было окончательно истощено, появилась цапля. Зная, что ему вряд ли еще раз представится такой шанс, Янь Тань собрал все свои силы.
Цапля летела над самой землей. Вдруг из безобидной кучи тростника молниеносно метнулась сильная рука и крепко схватила птицу за ноги. Атака была столь неожиданной, что цапля, не успев опомниться, оказалась в мешке.
Приободрившийся император распорядился немедленно поместить пойманную цаплю в клетку к больной:
– Ты должна быть довольна, я доставил тебе пару! Есть ли в мире более щедрый император? Теперь и я надеюсь получить подарок от тебя. Прошу, избавь меня от неудач!
Пойманная цапля узнала свою давно пропавшую родственницу и обрушила на нее поток вопросов.
– У тебя было столько времени; отчего ты не бежала?
– Легко сказать, да трудно сделать… Все мои мысли были о побеге, но мне ни разу не подвернулся для этого случай. Сколько ни бейся, прутья клетки не преодолеть.
– Ах, сестрица! Ты слишком долго пробыла среди людей и переняла у них привычку бесполезно растрачивать силы в борьбе. Чтобы освободиться, нам нужно вести себя по другому.
На следующий день император обнаружил цапель бездыханными. Сколько он ни тряс клетку, птицы не выказывали признаков жизни.
– О, горе мне! – воскликнул он в отчаянии. – Должно быть, они подхватили какую то заразу.
Открыв клетку, император распорядился извлечь из нее тела птиц. Но только их вытащили, птицы ожили и стремительно взмыли в небо.
– Видишь, – сказала вторая цапля первой, – сколь велика сила терпения. Терпение стало причиной моего плена, и благодаря терпению мы освободились. Терпение всегда приносит плоды скорее, чем нетерпеливость.
– А если бы нас заживо похоронили? – спросила первая.
– Поистине, ты пробыла среди людей слишком долго!
Не теряйте уверенности
Цапли более других созданий природы отличаются великим даром терпения. Благодаря терпению они достигают своих целей и в добыче пропитания, и в борьбе с врагами. Уникальность же человека – в его склонности искусственно ограничивать процесс достижения своих целей временными рамками и в порожденной ею нетерпеливости. Неотвратимое приближение сроков заставляет его постоянно нервничать; в этом он являет собой полную противоположность невозмутимости цапель.
Несложно быть терпеливым, если совершенно уверен в исходе дела: уверенность лишает поводов к беспокойству. Поэтому между терпением и уверенностью существует прямая зависимость – такая же, как между нетерпеливостью и сомнениями. Чем большее нетерпение вы проявляете по поводу какого либо события, тем меньше уверены в том, что оно произойдет. Кажущееся верным представление может не выдержать проверки доводами разума. Углубляясь в анализ идеи, мы все больше начинаем сомневаться в ее истинности и в конце концов либо признаем ее полную абсурдность, либо принимаем в искаженном, пропущенном через прокрустово ложе «рационального мышления» виде. Несмотря на то что представление изначально скорее всего было верным, наше рациональное сознание, охваченное нетерпением, воспринимает его как ошибку либо отказывается видеть в нем прямой путь к достижению желаемого результата.
Таким образом, только уверенность в конечном результате позволяет проявлять необходимое терпение. Однако эта уверенность может быть поколеблена пониманием того, что непосредственно влиять на будущие события невозможно.
Уверенность в результатах деятельности – естественное чувство. На первый взгляд может показаться, что описываемая концепция противоречит общепринятому мнению; однако, приняв ее, можно сделать терпение мощным средством достижения цели. Чем более мы терпеливы, тем результативнее наши действия; это очевидное рассуждение может привести к следующему парадоксальному, но тем не менее истинному выводу: бесконечное терпение позволяет достигать немедленных результатов.
Прежде чем вникнуть в смысл сказанного выше, отвлекитесь от чтения и сосредоточьтесь на следующих утверждениях:
(1) Высвобождение сил, скрытых в безмерной терпеливости, снимает напряжение.
(2) Абсолютная уверенность в том, что желаемое событие произойдет, освобождает от необходимости немедленно предпринимать что то для его приближения.
Вероятно, вы не нашли эти постулаты противоречащими здравому смыслу. Увы, на практике сознание часто без боя сдается требованиям эго, в основе которых – страх и нетерпение. Самолюбивое эго убеждает нас в том, что желания должны осуществляться немедленно, и пугает видениями утраченных возможностей. Если наши желания не выполняются, мы начинаем сетовать на несправедливость жизни; а достигнув желаемого, мгновенно получаем от эго набор новых требований. Освободиться от этих внушений поможет практика, рассматриваемая в седьмом свитке; пока же следует уяснить, что, позволяя эго доминировать в своем сознании, невозможно обрести безграничное терпение – для этого требуется полная отстраненность от результата действий.
Осознайте свою связь со вселенной
Итак, источником безграничного терпения является уверенность в достижении желаемого результата и отстраненность от временных и пространственных обстоятельств. Это требует глубокого понимания взаимоотношений с окружающей действительностью. Подобно тому, как в капле воды можно увидеть море, каждый из нас является частицей Безграничного Вселенского Духа. Традиции самых разных культур признают существование всеобъемлющей духовной силы.
В западной традиции Безграничный Вселенский Дух отождествляется с понятием Бога. Разнообразные мифологические интерпретации божественного облика, формировавшиеся на протяжении столетий, заставляют нас полагать, будто Безграничный Всеблагой Дух находится в запредельном мире, восседает на небесном престоле и мстительно ожидает момента свершения страшного суда. Избавившись от этих наивных заблуждений, мы устраним искусственные преграды, отделяющие нас от божественного духа, и признаем единство с Ним.
Новый Завет говорит о «Царствии Божием внутри вас»; Коран поучает: «Тот, кто знает себя, – знает Аллаха»; вУпанишадах есть такие слова: «Чтобы узнать Бога, нужно стать Богом» и «Познание Вселенной приходит через познание себя»; а Дао Дэ Цзин призывает нас «знать, что то, что есть, есть во всем». Другие духовные традиции также содержат напоминания о нашей связи с Божественным Всеединством.
|