Тернер Колин «Подстрелите обезьянку! Секреты нового мышления в бизнесе»

Таким образом, независимо от религиозных убеждений, которые являются глубоко личным делом каждого, мы можем и должны признать себя частью безграничной в своих возможностях Вселенной. Это, в частности, означает, что ни одна из желаемых целей не может быть от нас скрыта. Чувство единства со Вселенной вселяет веру в достижимость желаемого, которая, в свою очередь, позволяет отказаться от временных и пространственных ограничений, искусственно связываемых нами с осуществлением желаний, а значит – овладеть безграничным терпением. Освобождение от таких ослабляющих переживаний, как нетерпение и одержимость результатом, означает также победу над силами, которые искажают желания. Тот, кто обрел терпение, яснее видит объект своих желаний.

Предположим, два студента изучают какой то предмет, страстно желая признания в обществе. Первый, однако, считает, что для этого ему необходимо как можно скорее получить награду или иной знак отличия. Второй, будучи абсолютно уверен в исполнении своего желания, совершенно не заботится о том, как и когда оно произойдет. Это дает ему возможность всецело отдаться ежедневным занятиям и опередить своего нетерпеливого соперника.

Убежденность в получении желаемого позволяет привести в гармонию с естественных ходом вещей свои действия, увеличивая их эффективность, и опередить тех, у кого нет такой убежденности. Обратите внимание: постулат о необходимости терпения и отстраненности от результата противоречит всеобщему мнению о том, что постоянная одержимость целями, особенно если они благородны и возвышенны, – наиболее достойное состояние человека.

Вообразите человека, которому предоставлено право выбора: он будет счастлив лишь при условии, что его замыслы осуществятся, или же он будет счастлив в любом случае. Очевидно, второй вариант выглядит привлекательнее; однако большинство из нас вынужденно выбирают первый: второй недоступен для тех, кто не владеет техникой терпеливого отстранения от желаемых результатов.

Сосредоточьтесь на каком нибудь событии, исход которого важен для вас, и решите, какой срок наиболее приемлем для его завершения. Прислушайтесь к своим чувствам. Убедившись, что вы готовы к ежедневной, усердной работе, отстранитесь от желаемого результата. Снова прислушайтесь к своим чувствам. Скажите себе, что, коль скоро вы абсолютно уверены в благоприятном исходе дела, сроки и прочие второстепенные обстоятельства ничего для вас не значат. Теперь прислушайтесь к своим чувствам еще раз. Обратите внимание на то, как рассеивается тревога, исчезает чувство неуверенности.

Хотя освобождение от чувства неуверенности и тревоги, безусловно, – положительный результат, эго, власть которого над вашим сознанием поставлена под угрозу, будет отчаянно сопротивляться. Зная вашу ахиллесову пяту, оно постарается внушить вам, будто терпение равнозначно пассивной позиции, заняв которую вы никогда не осуществите своих желаний, а нетерпение, напротив, – конструктивный фактор, побуждающий к более активным действиям.

Ощущение своей уникальности отдает вас всецело во власть эго, и оно препятствует осознанию связи со Вселенной. Между тем без такой связи вы закрыты для возможностей, предоставляемых внешними обстоятельствами, а окружающая действительность воспринимается как угроза вашей безопасности. Еели ваше сознание станет ареной затяжной борьбы с эго, то чувство тревоги лишь возрастет. Необходимо уяснить, что внушения эго противны вашим интересам.

Почему именно я?

– Чем я хуже других, отчего мне так не везет? – жаловался император своей любимой наложнице Май Лэ. – Если у богов есть любимчики, то я не вхожу в их число. Что бы я ни делал, мои начинания терпят неудачу. Неужто мне воздается за прегрешения предков?

– Но ведь вы спасли голубую цаплю – вестницу удачи. Теперь, когда вы отдали ей столько заботы, для вас, конечно, наступят новые времена, – попыталась обнадежить его Май Лэ.

– Искренне надеюсь на это. Но если эта птица не оправдает моих ожиданий, я сам стану для нее вестником несчастья! – взорвался император. – Я стараюсь угадать и исполнить малейшую прихоть этой неблагодарной птицы, я даже дал Янь Ганю указание доставить ей пару! Теперь пусть только попробует не помочь мне в осуществлении планов!

Император имел в виду свой план обогащения. В течение нескольких лет он намеревался многократно увеличить состояние, обеспечив себе спокойное и безопасное будущее. Почему же подданные так мало заботятся о благе своего императора, почему так медленно наполняются золотом его сундуки? И даже при дворе не все его понимают. Мудрец Ди Лин Цзы осмелился дать ему оскорбительное наставление: «В жизни следует избегать трех опасностей: иметь больше привилегий, чем достоинств; иметь больше знаний, чем умений; и пользоваться незаслуженными благами. Люди нередко теряют, приобретая, и приобретают, теряя». Какая наглость! Разве не очевидно, что глава государства стоит выше правил, применимых к простому люду? Воистину, он проявил излишнее великодушие, приказав сослать мудреца, а не отрубить ему голову. А как то раз Ди Лин Цзы заявил, что «умеренность – первейший долг правителя, пекущегося о расположении своих подданных». Нет, скорее его долг – демонстрировать подданным свое богатство и власть. Иначе кто станет его уважать? Во что бы ни стало он превзойдет своих предшественников и желает достичь этого как можно скорее. Сосланный придворный мудрец любил потолковать о пользе долготерпения. Нет уж, императору не пристало ждать осуществления желаний до конца дней.

– Мой господин! – оклик Май Лэ отвлек императора от грез. – В вашем птичнике какая то суматоха. Смотритель просит вашего присутствия.

Увидев, что цапли улетели, император пришел в отчаяние:

– Снова я наказан ни за что ни про что! – причитал он. – Неужели неудачи всегда будут преследовать меня? Однако кто то должен заплатить за эту несправедливость. Позвать сюда Янь Ганя!

Нередко мы проявляем в своих желаниях неразумное нетерпение. Не получая немедленного удовлетворения, мы сетуем на несправедливое устройство мира. Иногда даже убеждаем себя, что все вокруг сговорились против нас или что осуществлению планов противятся сверхъестественные силы. Убедив себя в этом, мы стараемся отплатить мнимым недоброжелателям той же монетой. При этом забываем золотое правило: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Принимая все происходящие события на свой счет, мы начинаем думать, что осуществление наших желаний во власти других.

Всякий раз, теряя терпение, мы снижаем самооценку и нарушаем связи с окружающей действительностью. Отступаясь от Вселенского Разума, известного верующим под именем Бога, мы воображаем, будто нынешние неудачи – это наказание за прошлые прегрешения.

Бог лишен мелочного злопамятства, равно как и прочих качеств, присущих смертным. Он справедлив, и питаемая Им безусловная любовь к человечеству не отдает предпочтения одному перед другим. Это означает, что каждый из нас имеет право на преуспевание. Бог вездесущ и всеведущ, и у Него нет фаворитов. Красный свет на каждом перекрестке и отсутствие места на автостоянке не могут являться частью божественного плана. Правильнее будет сказать, что окружающий хаос является ответом на нашу внутреннюю неупорядоченность.

Тот, кто видит в осуществлении своих желаний знаки провидения, низводит свои отношения со Всевышним до базарных торгов; причем чем более насущными оказываются эти желания, тем ожесточеннее он торгуется. Это распространенное заблуждение происходит из убежденности в том, что живые существа отделены друг от друга непреодолимыми границами. Наоборот, признавая себя неотъемлемой частицей Вселенского Духа, мы обретаем средство для уверенного достижения желаемых результатов.

Может показаться, что подобные представления противоречат повседневной практике. Ведь отстраненность, позволяющая оценивать со стороны поступки окружающих, казалось бы, делает невозможным единение с ними. На самом деле физическая отделенность от окружающих вовсе не исключает возможность единства с ними на метафизическом уровне. Наши физические тела неотделимы от Вселенной, которая метафорически может рассматриваться как ее внешнее продолжение. Первичной функцией физических тел, снабженных сложной сетью принимающих и передающих нервных окончаний, является познание Вселенной.

Каждый из нас может быть уподоблен сгустку волновой энергии, излучающему колебания своих мыслей в окружающее пространство и принимающему их извне и настраивающемуся по ним. Например, излишнее нетерпение заставляет излучать и притягивать вибрации, противоречащие вашим желаниям, хотя они и могут соответствовать неосознанным устремлениям.

Будучи безгранично терпеливым в отношении результатов своих действий, вы излучаете неискаженные вибрации своих истинных желаний. Принимаемые внешним продолжением вашего тела вибрации субъективных намерений находят отражение в объективной реальности. Именно поэтому терпение является столь важным фактором, который ускоряет достижение желаемых результатов. Следует особо отметить, что подобный информационный обмен не предусматривает передачи второстепенных требований, касающихся сроков и обстоятельств осуществления желаний: успех обмена зависит исключительно от чистоты вибраций, выражающих намерения. Предъявляя Богу претензии по поводу «срыва» желательных для вас сроков, вы лишь сильнее укореняетесь в ошибочном представлении о Нем как о некоей независимой силе. Единственная сила во Вселенной – она сама; вы же – ее неотъемлемая часть.

Феномен мгновенного проникновения в суть вещей называют «сознанием сиддхи». На этом высоком уровне сознания трансформация энергии чистой мысли в объективную реальность мгновенна. Такого уровня сознания достиг, в частности, Шри Сатья Саи Баба из Путтапартхи, что на юге Индии. Миллионы последователей признают его аватарой нашего времени. По видимому, полное отождествление своего сознания с Богом не только колоссально расширяет человеческие возможности, но и естественным образом предотвращает злоупотребление ими.

Хотя каждый из нас обладает возможностями для достижения высочайшего уровня сознания, мы, поддаваясь влиянию окружения, убеждаем себя, что не нуждаемся в нем. Техника развития терпения – одна из первых ступеней в повышении уровня сознания, которая существенно увеличивает способность достигать желаемых результатов. Чтобы убедиться в этом, попробуйте испытать ее в действии. Составьте список важных для вас целей – как отдаленных, так и сиюминутных. Сосредоточьтесь на тех пунктах (сколь бы незначительными они ни казались), которые особенно сильно выводят вас из равновесия, то есть в буквальном смысле испытывают ваше терпение. Попробуйте контролировать эмоции, сопряженные с потерей равновесия и нетерпением, хотя бы в течение семи дней. Всякий раз, сталкиваясь с такими непродуктивными эмоциями, напоминайте себе о необходимости отстраниться от обстоятельств и сроков решения каких бы то ни было проблем. Убедите себя в том, что любое развитие событий отвечает вашим интересам.

Проявив настойчивость, вы будете потрясены результатами: события будут все чаще складываться в вашу пользу, и потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к этому. Иногда осуществление желаний будет происходить иначе, чем ожидалось, и придется сознательно воздерживаться от субъективной оценки событий, чтобы не нарушать их естественного развития. Помните, что всякая предубежденность в отношении достигнутого – это проявление старых привычек, над которыми вы стремитесь взять верх.

Наиболее характерным признаком установления контакта со Вселенским Источником Энергии является совпадение множества, казалось бы, независимых событий, которое принято называть удачным стечением обстоятельств. Используя удачное стечение обстоятельств, вы сообщаете вселенскому энергетическому источнику о готовности принять его сигналы. И когда под действием могущественных сил все вокруг начнет происходить благоприятным для вас образом, вы, возможно, ощутите потребность выразить этим силам свою благодарность. Разумеется, форма проявления такой признательности – вопрос только ваших личных предпочтений.

Обойдите препятствия

– Значит, его алчность достигла таких размеров, что поглотила его самого, – пробормотал Янь Гань, узнав о преждевременной смерти императора.

С тех пор как Янь Ганю чудом удалось спастись от императорского гнева, минуло семь лет. События, связанные с поимкой цапли, научили его видеть вещи по новому. Титул, присвоенный ему императором в награду за удачную охоту, потерял для него теперь всякую ценность.

Янь Гань избавился от привязанности к вещам, лишенным внутреннего значения. Приобретя ценный дар долготерпения и не желая более угождать капризам сумасбродных властителей, он покинул императорский двор. В дальнейшем уединенные размышления убедили Янь Ганя в правильности принятого им решения.

Известие о смерти императора, столь неуемного в своей алчности, не удивило Янь Ганя. Его мудрый друг Цай Дог был прав, говоря: «Государственный муж, попавший в плен собственных желаний, губит землю и разрушает страну. Расплатой за это часто становится насильственная смерть».

«Тот, кто желает управлять людьми, должен завоевать их сердца. Жаждущий завоевать людские сердца должен научиться самообладанию. Тот же, кто хочет научиться самообладанию, должен проявлять терпение». Янь Гань не раз убеждался в истинности этой философии и потому, став купцом, неизменно ее придерживался. Во всех делах он старался проявлять как можно больше терпения. Трудности, не связанные с торговлей, он считал особенно важными и преодолевал их с удвоенной терпеливостью. Опыт Янь Ганя подтвердил мудрость древних, вложивших в один иероглиф два значения: «кризис» и «возможность». Всякая встречавшаяся на его пути трудность служила ему прежде всего указанием на необходимость сохранять терпение и не подчинять себя жестким планам. Таким образом он достиг гибкости, позволяющей вымыть из песка забот золотые крупинки возможностей.

Долготерпение позволяет нам видеть в трудности не предвестницу неудачи, а возможность стать сильнее. Особенно прискорбное заблуждение – считать возникающие трудности свидетельством того, что принцип отстраненности от конечного результата ошибочен. Ваше эго, использующее любую возможность для утверждения своей власти, всегда будет истолковывать трудности таким образом, чтобы поколебать доверие ко Вселенскому Источнику Энергии.

Решимость в борьбе с неминуемыми трудностями – не только инструмент осуществления желаний, но и мерило терпеливости. Помните, что отстраниться от будущих результатов вовсе не означает отказаться от них. Еще большим заблуждением было бы считать, что освобождение от забот, связанных с событиями будущего, освобождает вас также и от забот настоящего и что вмешательство космических сил позволяет дожидаться исхода дел, пребывая в праздности. Лишь сосредоточившись на ежедневных обязанностях и полностью освободившись от ожидания конечного результата, можно достичь всего задуманного.

Повышение уровня осознания, сопутствующее упражнениям в искусстве достижения немедленных результатов посредством безграничного терпения, не позволит слепо отдаться влиянию сил, не зависящих от вашей воли. Вспомните трудности, преодоление которых потребовало наиболее основательного пересмотра вашего отношения к жизни. В свете прочих событий и обстоятельств, составляющих ваш жизненный опыт, эти трудности, несомненно, кажутся сегодня уместными и даже необходимыми, хотя в прошлом они вызывали отрицательные эмоции.

Чем больше нетерпения мы проявляем в отношении жизненных трудностей, тем болезненнее нам дается их преодоление. Эта зависимость, очевидно, также может быть проиллюстрирована вашими воспоминаниями. Готовность к преодолению трудностей указывает на решимость в достижении целей, полому в минуты наибольшего нетерпения вы менее всего являетесь самим собой. Кроме того, проявляя нетерпение в борьбе с трудностями, вы игнорируете ценность преподанных ими уроков, которые могли бы использовать для повышения уровня вашего осознания. Бесконечное терпение делает вас независимым от временных рамок. Веря в результативность своих усилий и не заботясь об обстоятельствах, сопутствующих достижению цели, вы, несомненно, достигнете успеха.

Терпение придает уму ясность.

Благородные мужи ясны умом и свободны от страстных желаний;

Они безмятежны, свободны от беспокойства.

Излучая умиротворенность и нуждаясь гордыни,

Они достигают гармонии.

Гармония же – сущность Единства,

Позволяющего достичь немедленных результатов.

Свиток пятый: Победите крысу!

Секрет укрощения энергии вашей истинной совести

– Что за кошмар мне только что приснился! – воскликнул привратник Инь, обращаясь к жене. – Гигантская крыса преследовала меня, пока, наконец, не загнала в тупик.

– Да оградит нас Небо от подобных напастей! – произнесла встревоженная жена. – И что же ты тогда предпринял?

– Мне не оставалось ничего другого, кроме как напасть на нее самому, – ответил Инь. – Я боролся изо всех сил, но злобная тварь, казалось, была непобедима… А под конец произошло нечто странное: когда я, страдая от ран и унижения, ожидал последнего смертельного удара, крыса вдруг сказала мне: «Ты победил» – и помогла подняться на ноги. После этого я проснулся. Что за несчастье предвещает этот сон?

– Моя старая матушка была мудрой женщиной, – сказала успокоившаяся и погрузившаяся в воспоминания жена, – порой она говаривала: «Проиграв схватку с собственной совестью, мы оказываемся в выигрыше». Быть может, крыса была твоей совестью, угрызения которой преследовали тебя и загнали в тупик.

– Как это возможно? – спросил Инь, и тотчас мысли вернули его к событиям прошлой недели. В этом году городская ярмарка привлекла необычайно много посетителей, и привратник не смог преодолеть свою жадность. Полагая, что в ярмарочной суматохе его обман вряд ли раскроется, он самовольно повысил мзду за проход через городские ворота. И действительно, мало кто из посетителей выказывал удивление непривычно высокими поборами, заставляя Иня чувствовать себя обманщиком; большинство же платили безропотно. «В любом случае, мое прилежание в службе достойно надбавки», – думал он, стараясь заглушить угрызения совести.

– Не спрашивай меня, я ведь не придворный мудрец, – ответила жена. – Однако мысль матушки кажется мне разумной. Победа твоей совести – это твоя победа, ведь она может удержать от нехороших поступков. Ты ведь не затеваешь ничего, способного причинить вред, не так ли?

Совесть – часть сознания, без которой невозможны наши рост и развитие. Не следует, однако, путать совесть в обыденном понимании и совесть истинную. Их основное различие состоит в том, что первая имеет субъективный, обусловленный характер, вторая – объективна. Мы нередко полагаем, что основная функция субъективной, прислушивающейся к внушениям извне совести – отравлять жизнь тем, кто имеет несчастье страдать от ее угрызений. Согласно этим представлениям, совесть не столько удерживает нас от неблаговидных поступков, сколько лишает приносимого ими удовольствия. Совесть, таким образом, уподобляется навязчивому знакомому, чье общество мы вынуждены терпеть против своей воли. Порой в стремлении к самооправданию мы возводим целую систему внешне благопристойных и рациональных доводов, призванных примирить наше поведение с интуитивными представлениями о верных и неверных поступках.

Могучая энергия, которая заключена в этих глубоко укоренившихся представлениях, остается невостребованной до тех пор, пока мы не осознаем того, что является нашей истинной совестью. Это может произойти, например, в тот момент, когда обстоятельства в очередной раз поставят нас перед вопросом: что, если мой обман раскроется? Оставив его без ответа, ничего не изменим. Если же поиски ответа приведут нас к источнику истинной совести, мы получим возможность сломить внутренние барьеры, препятствующие более глубокому пониманию себя. Это, в свою очередь, даст чувство внутренней безопасности, которое скажется на всех сферах личной и профессиональной жизни.

Жизнь, и в особенности бизнес, изобилует ситуациями, когда кажутся оправданными незначительные сделки с совестью. Мы не усматриваем в этом ничего необычного, поскольку такое поведение, как свидетельствует обыденная практика, считается нормальным при ведении дел. Мы манипулируем цифрами бюджета, чтобы уменьшить налоги; подписывая договор с заказчиком, произносим слова неправды; не возвращаем кассиру деньги, если он по ошибке дает слишком большую сдачу. Искренне веря в прочность собственного слова, мы не всегда подкрепляем эту веру делами. Так, при составлении договоров мы порой замалчиваем важную для противной стороны информацию либо сознательно преувеличиваем выгоду сделки.

При всем том мы убеждены, что во взаимоотношениях с другими руководствуемся совестью. Это показывает, сколь большого искусства мы достигли в изобретении доводов, оправдывающих на рассудочном уровне наше поведение в каждой из подобных сомнительных ситуаций. Однако на более глубоком уровне эти рациональные оправдания не срабатывают. Наши внутренние проблемы, оставаясь нерешенными, исподволь лишают нас веры в себя. Потихоньку накапливаясь, они заставляют нас испытывать неуверенность, вину, одиночество или иные деструктивные чувства. Более того, внутренние страхи и конфликты способны разрушать наше тело, заставляя его страдать от рака, инфаркта, язвы желудка.

Культура, мораль, совесть

Как отличить истинную, глубоко заложенную в нас совесть от ложной, внушенной внешними обстоятельствами? Этот вопрос осложняется тем, что в различных культурах поступки могут оцениваться по разному. Например, в некоторых культурах этические нормы позволяют принимать из рук человека, виновного в смерти члена семьи, денежную компенсацию за «причиненный ущерб»; в других же культурах принять «кровавые деньги» считается крайне безнравственным. Но несмотря на межкультурные различия, в сознании всех людей разграничиваются мораль и совесть.

Упрощенно это разграничение можно представить так: если мораль – понятие относительное и переменчивое, то совесть – абсолютна и неизменна. Скажем, обман – объективно дурной поступок, поскольку таким его считают все порядочные люди. Тем не менее носителями некоторых форм морали, определяемых национальными традициями, классовой принадлежностью и уровнем образования, – то есть на субъективном уровне – обман может считаться вполне допустимым.

Разновидность совести, которая формируется под влиянием внешних обстоятельств, представляет собой не более чем совокупность представлений, призванных облегчить интерпретацию собственных поступков. Считается, что совесть направляет нас к добру. Однако дурные поступки, согласующиеся с внушенными представлениями о совести, часто совершаются из самых благих побуждений. Люди, лишенные совести или по крайней мере кажущиеся таковыми, – большая редкость. Они ориентированы на совершение зла; их не может остановить даже то, что многие их поступки вредят им самим. История изобилует свидетельствами самых ужасных зверств, совершаемых безжалостными преступниками и тиранами во имя достижения своих целей; однако история же показывает нам, что осуществленные подобным образом замыслы всегда оборачиваются против злодея.

Совесть, внушаемая внешними обстоятельствами, не отличается всеобщностью, что в свое время нашло отражение в пословице: «Находясь в Риме, поступай как римляне». Истинная же совесть заставляет нас согласовывать наши поступки с тем, что запечатлено в глубине сердца. На определенном уровне развития истинная совесть становится компасом, указывающим верный жизненный путь.

Многие убеждены, что совесть мешает достижению целей. Между тем истинная совесть позволяет привести в соответствие то, что мы делаем, с тем, чем мы являемся. Благодаря ей глубже осознаются универсальные и нерушимые нравственные принципы, препятствующие человеческой вседозволенности.

Ключи к высвобождению энергии совести

Усматривая недостаток совести в окружающих, мы часто забываем считать это качество необходимым также и для себя. Истина же состоит в том, что, имея своим советчиком совесть, мы – бесстрашны. Заглушая голос совести, мы позволяем страху овладеть нами; и даже сама мысль что то изменить внушает ужас.

Хватит ли у вас мужества выступить против своего начальника или клиента? Способны ли высказать в глаза нелицеприятную правду, если в результате вы потеряете в деньгах? Поступите ли по совести, если этот поступок сделает невозможным продвижение по службе? Потеряв работу, сохраните ли оптимизм и веру в то, что вскоре займете престижную, высокооплачиваемую должность, или страх будет сжимать ваше сердце? Страх, независимо от причины, старается загнать нас в угол, и единственный способ одолеть его – принять бой; в противном случае он будет пожирать энергию и парализовать волю.

Гармонизируя отношения с совестью, вы закладываете фундамент для сбалансированного развития. Существует три ключевых принципа, придерживаясь которых вы освобождаете энергию, заключенную в истинной совести, обращаете ее в надежного союзника и верного советчика.

Мотивы и поступки

Тянь Кай был богатым филантропом, и все деревенские жители его любили. Унаследовав богатое состояние, он щедро делился им с бедняками. Как то раз он дал одному из таких бедняков мешок риса. Пересыпая рис, крестьянин нашел в нем десять золотых монет. Жена была очень обрадована, но муж охладил ее восторги:

– Господин Тянь дал мне рису. Он не имел намерения давать мне золото. Мой долг сообщить ему о случившемся и вернуть золото.

– Не будь дураком! – принялась увещевать его жена. – Нам это золото поможет начать новую жизнь, а для него эти монеты мало что значат.

Она долго убеждала мужа, но он был непреклонен:

– Я не могу взять того, что мне не принадлежит.

Придя на следующий день к Тянь Каю, бедняк сказал:

– Вы щедро одарили мою семью большим мешком риса; но я обнаружил в нем десять золотых монет и явился, чтобы отдать их вам. Хоть я и беден, но совесть не позволяет мне взять эти монеты.

Филантроп был растроган проявлением столь необыкновенной честности:

– Оставь монеты себе. А чтобы вознаградить тебя за честность, я прибавляю еще столько же. Придя ко мне с десятью монетами, ты уходишь с двадцатью. На этот раз ты можешь быть уверен, что деньги тебе достались не по ошибке, ибо я вручаю их тебе!

У жадного торговца, случайно подслушавшего этот разговор, возникла блестящая идея. Он предложил бедняку продать ему шесть золотых монет, на что бедняк охотно согласился. Накануне Тянь облагодетельствовал множество просителей и, конечно, не мог запомнить всех в лицо; торговец, облачившись в нищенские лохмотья, задумал удвоить богатство по примеру удачливого бедняка.

Явившись к Тянь Каю, переодетый торговец обратился к нему:

– Вчера вы милостиво одарили меня тремя монетами. Однако минувшей ночью они чудесным образом превратились в шесть! Это заставило меня вернуться, чтобы отдать три золотых, которые не принадлежат мне по праву.

– Сегодня у меня уже был посетитель, желавший возвратить деньги, полученные по ошибке. Но ты – первый, чье богатство удвоилось само собой. Что ж, от души за тебя рад. Чем еще я могу быть тебе полезен?

– Говорят, вы высоко цените честность, – ответил торговец нищий. – Я мог бы утаить не принадлежащие мне деньги, однако не сделал этого. Я решил, что подобное проявление честности не оставит вас равнодушным и вы вознаградите меня.

– Да, – ответил филантроп, – ты заслуживаешь подарка. Но дарить тебе деньги было бы неразумно, поскольку они умножаются в твоем кошельке сами. Поэтому я дам тебе нечто гораздо более ценное.

– Но что же может быть дороже денег? – воскликнул торговец в радостном нетерпении.

Тянь Кай подозвал секретаря и велел ему выписать документ, удостоверяющий честность. Подписав бумагу, он с улыбкой протянул ее лженищему.

– Отныне, – сказал Тянь Кай торговцу, – этот документ будет свидетельствовать о твоей выдающейся честности. Ни у кого, кроме тебя, нет подобного документа, но ты поистине его заслуживаешь.

Единственный способ заручиться уважением и расположением окружающих – заслужить эти чувства. Однако необходимо помнить, что в конце концов люди составят свое мнение о вас не на основе ваших поступков, а по тем мотивам, которые вами движут. Поэтому лучше руководствоваться верными мотивами, чем совершать верные поступки. Личные амбиции порой толкают нас к достижению быстрого успеха хитростью, но в долговременной перспективе никакая хитрость не скроет ваших истинных мотивов.

Руководители предприятий часто идут на все, чтобы увеличить прибыли. Однако истинные мотивы этих действий не всегда гармонично сочетаются с глобальными целями бизнеса.

Вообразим две крупные конкурирующие фармацевтические корпорации, продукция которых должна исцелять от недугов и улучшать качество жизни. Предположим, что для руководства первой корпорации увеличение доходов означает прежде всего возможность расширить научно исследовательские работы и наладить производство принципиально новых лечебных средств, тогда как для руководства второй – повысить прибыли акционеров. Таким образом, в первом случае деятельность ориентирована на ассортимент и качество производимой продукции, а во втором – на благосостояние акционеров.

Стремясь к увеличению прибыли, обе корпорации предпринимают вполне оправданные действия. Но каковы их побуждения? Когда с течением времени продукция, выпускаемая второй корпорацией, потеряет конкурентоспособность, корпорации, вероятно, придется объединиться с какой либо из процветающих компаний. Такой ход, сопряженный с увольнением значительной части персонала, неминуемо обернется уменьшением притока свежих идей, что еще более усугубит неспособность компании идти в ногу со временем.

Рассмотрим для полноты картины два типичных предприятия малого бизнеса. Предположим, каждое из них достигло определенных успехов в производстве качественных услуг и товаров. Первая компания залог долговременного успеха видит в безупречной репутации и в индивидуальном подходе к каждому клиенту; такая политика заставляет ее воздерживаться от контрактов с клиентами, чьи требования заведомо не могут быть удовлетворены. Вторая же компания озабочена главным образом притоком денежных средств для пополнения чрезмерно раздутого бюджета. Она с энтузиазмом берется обслуживать всех, кого только удалось привлечь рекламой. Независимо от того, качественна ли ее продукция, компания уверена, что, коль скоро ею были предприняты правильные действия, успех обеспечен. Но если ставить во главу угла правильные побуждения, то правильные действия последуют естественным образом.

Если действия, предпринимаемые для продвижения по службе или упрочения финансового положения, сопряжены с утратой душевного спокойствия либо со снижением самооценки, от них следует воздержаться, ибо мы рискуем обменять стоящую вещь на безделушку. Замечу, что количественный аспект обмена в данном случае не имеет значения: много ли проку в большом количестве поддельных камней, полученных за один настоящий? Некоторое время обладание фальшивками будет нас забавлять; однако рано или поздно окружающие заметят разницу.

Единственный рабочий день, проведенный в обществе руководителей компании, может многое рассказать о принятой стратегии и состоянии дел. Замалчивание проблем и фальшивые лозунги не могут долго укрываться от постороннего взгляда. Напряжение, вызываемое противоречивостью мотивации, может поразить все руководящие звенья. Вспомните неловкость и напряжение, возникающие всякий раз, когда вы стараетесь добиться расположения человека, от которого зависите. Постарайтесь проанализировать чувства, возникающие у вас при разговоре с теми, от кого необходимо чего то добиться, и с теми, от кого ничего не нужно. Верить в правильность своих поступков можно только при условии чистоты стоящих за ними мотивов. Лишь обладая такой уверенностью, можно сохранять естественную непринужденность как наедине с собой, так и в общении с другими. Постоянно анализируя мотивы своих поступков, можно остаться честным перед собой и высвободить энергию истинной совести.

Наше отношение к себе мало отличается от отношения к окружающим, хотя мы и не всегда это осознаем. Следовательно, не имея ясных представлений о мотивах собственных поступков, мы не можем судить о побуждениях, которые двигали поступками окружающих нас людей. Между тем очевидно, что такое понимание чрезвычайно важно, поскольку наше существование немыслимо без взаимосвязи с окружающими.

Итак, осознание истинного значения всякого поступка невозможно без понимания побудительных мотивов. Усвоение, этого правила позволяет перейти к следующему ключевому принципу.

Страх перед проявлением честности и его преодоление

– Но, отец, как же мне сказать об этом учителю? Ведь все станут считать, что я наябедничал на Ли Ли, и возненавидят меня!

Юй Гань видел в глазах сына отчаяние и всем сердцем сострадал ему. Его мысли унеслись в далекое прошлое, когда ему так же пришлось столкнуться с жестокостью ученического кодекса чести.

– Но у тебя нет другого выхода, – возразил Юй Гань, – ведь речь идет не об обычной шалости. Если ты, невольный свидетель проступка Ли Ли, так и будешь молчать, то наказаны будут все.

– Но все к этому готовы! – воскликнул сын с горячностью и, понизив голос, добавил: – Потому что все боятся Ли Ли. Он сказал, что всякий, кто на него донесет, будет считаться трусом, заслуживающим наказания.

– Но ведь всякое новое хулиганство, которое сходит ему с рук, делает его еще более дерзким. Для его же блага необходимо, чтобы кто то помог ему остановиться. Но вы малодушно покрываете его проступки. Прислушавшись к голосу совести, ты поймешь: тот, кто ничего не предпринимает для предотвращения зла, так же плох, как тот, кто его творит. Конечно, для того, чтобы совершить правильный поступок, требуется смелость. Трус – это тот, кто, ясно понимая, что именно следует предпринять, продолжает оставаться в бездействии.

– Но отчего сделать это должен именно я? – спросил сын, поняв, куда клонит отец. – Почему непременно я должен что то предпринимать, если есть другие?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться