"Коучинг: успех после успеха"

Но ведь и у Будды  были  такие же подражатели.  А вот сам Будда, уходя от мира, никому не подражал.

И  Онегин не следует никому, кроме  самого себя, когда покидает столицу и отправляется  в странствия по России.  Путешествие это нужно ему, чтобы остаться  наедине с собой.   Ни о каком следовании  моде, ни о какой  показной     разочарованности в жизни  уже не может быть и речи. Даже наедине с собой  Онегин  остается  разочарованным  в жизни, меланхоликом в последней  степени - при полном физическом здоровье.

Вот он, подобно принцу Гаутаме,  смотрит на  больных и старцев, которые  приехали  лечиться  кавказскими минеральными водами  -  и  переживает  нечто подобное:  острую тоску:

 « Питая горьки  размышленья,

Среди печальной их семьи,

Онегин взором  сожаленья

Глядит на дымные струи

И мыслит, грустью отуманен:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Зачем не хилый я старик,

Как этот бедный откупщик?

Зачем, как тульский заседатель,

Я не лежу в параличе?

Зачем не чувствую в плече

Хоть ревматизма? - ах, создатель!

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска!...»[50]

 

      * * *

 

Можно, конечно, полагаться на политологию и социологию, полагая  всякие психологические переживания делом личным и преходящим. Но тот, кто поступает таким образом, рискует совершить не только теоретическую ошибку.  Кризис  пресыщенности  успехом  может завести молодых и энергичных людей очень далеко. Чтобы  убедиться в этом, достаточно прочесть   строфу  XVII  из десятой главы  « Евгения Онегина».

 

По мнению А.С.Пушкина, знавшего, о чем он говорит, высшая элита  российского офицерства -   люди весьма и весьма   успешные -  отчаянно скучала.   Скучала точно так же, как смертельно скучал, распивая шампанское с друзьями, Евгений Онегин.

 

Это и обернулось, в конечном счете, восстанием декабристов.

 « Сначала эти заговоры

Между Лафитом и Клико

Лишь были дружеские споры,

И не входила глубоко

В сердца мятежная наука,

Все это было только скука…»[51]

 

  Нет, право, психологам  еще предстоит написать о роли скуки и тоски во всемирной истории…

 

       * * *

Острая  тоска от неподлинности  своей  жизни - вполне успешной! -  охватывает и человека совсем другой эпохи - поэта советских времен. Симптомы кризиса  те же, что и у пушкинского Онегина - «друзья  и дружба надоели» и т.п.  Здесь, правда, следует  важное уточнение - относится   это только к дружбам ненастоящим, ненужным, суетным, чисто светским.

 « Со мною вот что происходит:

ко мне мой старый друг не ходит,

а ходят в праздной суете

разнообразные не те.

И он

      не с теми ходит где-то

и тоже понимает это,

                             и наш раздор необъясним,

                             и оба мучаемся с ним.

Со мною вот что происходит:

совсем не та ко мне приходит,

мне руки на плечи кладет

и у другой меня крадет…

 О, сколько нервных

            и недужных,

ненужных связей,

          дружб ненужных!

Во мне уже осатанённость!..

О, кто-нибудь,

       приди,

                  нарушь

чужих людей

                  соединенность

и разобщенность близких душ»[52].

   Е. Евтушенко написал это послание Б. Ахмадулиной  в 1957 году, в двадцать четыре года. ( Поэты всё переживают раньше и острее, не дожидаясь тридцатилетнего рубежа. Самый  печальный из них, М.Ю.Лермонтов,  в двадцать семь лет  уже погиб, но  успел  оставить  целую галерею портретов  безысходно одиноких  персонажей - «духов изгнанья»). 

Впоследствии  отчаянный  крик души  Евтушенко  был  счастливо утоплен в  патоке  новогодней сказки Э.Рязанова: он стал  проходной песенкой  «лирического героя», у которого в фильме есть все - и верные друзья, и настоящая любовь, и любимая работа. Так что кризис середины жизни превратился  всего лишь в легкую элегическую грусть.

Это, конечно, было  точно такой же формой  утешительной психотерапии, как и  теория «лишнего человека»…  Смысл  терапии  был  в обоих случаях один:  никаких психологических кризисов  от «нервных и недужных связей» нет; а если и есть, то случаются они вовсе не с нами;  а если и с нами, то редко и, главное, ненадолго.

Ну, нашел  себе Женя Лукашин в фильме Рязанова не ту невесту.  Иногда такое случается. Но ведь все кончилось хорошо! Нападает хандра - меланхолия  не только на пресыщенных «лишних людей» из дворян, но и на граждан общества развитого социализма.  Но - редко и ненадолго.  И у вас тоже, уважаемые зрители,  тоже все  кончится хорошо, если что… Стоит только напиться до беспамятства  и улететь на самолете куда-нибудь в  другой город… 

       * * *

 

Но если поверить, что  такие психологические кризисы действительно  редки и мимолетны, то  как объяснить  поистине  всероссийскую любовь современного среднего поколения  к  чтению Г.Г.Маркеса? 

 

Тот же Е.Евтушенко толкует его роман «Сто лет одиночества» в духе взвешенного социалистического экзистенциализма:  с одной стороны, бунтовать против «простой жизни»  без плана бессмысленно, а с другой стороны - как  же не бунтовать? Ведь  приходит    совсем не тот, не та, не те -  сплошные нервные и недужные связи…

«Маркес убедительно показывает, что стремление разрушать без ясного осознания созидательных задач бесплодно. Но бесплодно и стремление сохранить «статус-кво», ибо наступает страшный процесс саморазрушения и появляются  всепожирающие рыжие  муравьи. Бесплодно  прятаться в древние  пергаменты, выискивая там спасительную мудрость. Бесплодно выкрикивать веселый лозунг: « Плодитесь, коровы, - жизнь  коротка!» - и устраивать лукулловы пиры. Бесплодно запираться от жизни, как Ребекка, и ожидать любого, кто осмелится нарушить ее покой, с заряженным  пистолетом. Бесплодно ломать кровати, пытаясь спрятаться в секс от беспощадного времени, как это  делают представители младшего поколения Буэндиа… Бесплодно накопительство, ибо время пережевывает все накопленное, как мул Петры Котес в конце концов пережевывает  перкалевые простыни, персидские ковры, плюшевые одеяла, бархатные занавески и покров с архиепископской  постели… Бесплодно и самоотречение Урсулы, надорвавшейся в заботах по сохранению дома и рода <…> Маркес  предостерегает от всех опасностей безответственного бунта, но в то же время и призывает людей «плюнуть хотя бы один раз на все»[53].

 

 Хотя бы один раз?  Или - раз и навсегда?

 

 Человек  в середине жизни   склонен выбрать второй вариант ответа. 

Он, не задумываясь, подписался бы  под словами апостола Павла:

 « Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю»[54].

        А еще - под словами  Данте Алигьери     (1265-1321):

 «Земную жизнь пройдя до половины

Я очутился в сумрачном лесу»[55]

 


 

2.2   Симптоматика кризиса середины жизни   в описании Данте

 

Начало «Божественной комедии»  представляет собой нечто уникальное - именно в психологическом, а не только в художественном  отношении.   Данте сделал именно то, чего много веков  спустя требовали  от своих пациентов  Фрейд и Ясперс. Он попытался передать свои собственные кризисные переживания  с помощью образов- аналогий.  Это - своего рода сновидение -  дорога, лес, восход солнца.  Разница только в том, что  к  пациентам  Фрейда  такое сновидение  приходило, когда хотело оно само.  А  поэт  умеет  вызывать его по собственной воле - как грёзу. В немецком  языке  грезы  так и называются - Tagtraeume, то есть  дневные сны, сны наяву.

 

Проследим же  за  таким дневным сном  Данте, в котором  филигранно  описано развитие  кризиса  середины жизни.

 

* * *

 

Начало  «Божественной комедии»  представляет собой гениальное по своей психологической точности  описание того, что  чувствует человек, переживший кризис  тридцатилетнего возраста.

Посмотрим на стихи  Данте глазами психолога -  как на  попытку передать  с  помощью  аналогий-образов переживание стадий душевного кризиса.  Рассмотрим  картину поэтическую как  картину клиническую -  со всеми важными нюансами и тонкостями, которые абсолютно достоверны, поскольку придумать было нельзя.  Их можно было только пережить лично.

 

«Земную жизнь пройдя до половины

 

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины,

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чем давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ли слаще,

Но, благо в нем обретши навсегда,

Скажу про все, что видел в этой чаще.

Не помню сам, как я вошел туда,

Настолько сон меня опутал ложью.

Когда я сбился с верного следа

Но к холмному приблизившись подножью,

Которым замыкался этот дол,

Мне сжавший сердце ужасом и дрожью,

Я увидал, едва глаза возвел,

Что свет планеты, всюду путеводной,

Уже на плечи горные сошел.

Тогда вздохнула более свободной

И долгий страх превозмогла душа,

Измученная ночью безысходной.

И словно тот, кто, тяжело дыша,

На берег выйдя из пучины пенной,

Глядит назад, где волны бьют, страша,

Так и мой дух, бегущий и смятенный,

Вспять обернулся, озирая путь,

Всех уводящий к смерти предреченной.»[56]

 

Психологу не зазорно проверять гармонию алгеброй. Поэтому  разделим приведенный  стих  на  несколько частей, каждая  из которых  описывает определенную стадию в психической жизни.

 

·         Поначалу, еще до наступления кризиса середины жизни,  существование в мире  представляется  человеку «правым путем» - тем самым, который был затем  утрачен во тьме.   Этот  путь - «правый», то есть правильный,  в двух смыслах.  Во-первых, потому, что он  ведет  именно туда, куда человеку нужно. Если ты идешь  правильным путем, то придешь к намеченной цели.  Во-вторых, он  правильный  потому, что соответствует  представлениям общества о  том пути, который должен выбирать человек в жизни. Выражение  « он идет неправильным путем», взятое в переносном смысле,  может относиться вовсе не к цели, но и к средствам, которые человек избирает. В принципе, к одной и той же цели - например, к достижению  достатка и высокого общественного статуса - человек  может идти  правильным и неправильным путем.  В последнем случае это означает, что он пользуется недозволенными средствами и приемами.

Итак,   вся  предшествующая жизнь  воспринималась  доныне  как  правильный путь - в том смысле, что  личные цели человека  и  представления общества  о том, что он должен делать, полностью совпадали. Говоря проще, он хотел для себя именно того, чего от него ожидало общество. Того же оно ожидало  и от множества  других -  вот почему   «правый  путь» был  торной, хорошо утоптанной дорогой.

·         Торная дорога,  по мнению переводчика Данте, «приближалась к холмному подножью», то есть к подножью холма.  Она, стало быть, вела вверх. Поскольку же  эта дорога  представляет собой образ жизненного пути, то  вполне можно утверждать, что вся предшествующая жизнь  виделась плавным восхождением  на все большие и большие высоты.  «Правый путь» - это  путь в жизни, на котором ты, затрачивая труд, преодолевая  неизбежные ухабы и ямы, с согласия общества и в соответствии с собственными представлениями о счастье  поднимаешься все выше и выше  в  социальной и профессиональной  иерархии.  Даже если это и происходит  только внутри того сословия, к которому ты принадлежишь, как это было во времена  Данте.

·          Вплоть до середины жизни  путь по долине вверх  человек  проходит  днем, до начала сумерек, то есть при ясном свете. Дорога  видится ясно, небо безоблачно, равно как и жизненные перспективы. 

 Таков  первый этап жизненного пути человека.

        Далее начинается  второ       й  этап.

·                Ровный  успешный путь убаюкивает. Гипнотизирует. Приводит  к  отупению.  Следуя  инерции бездумного движения по указанному  обществом пути, человек вдруг, сам того не замечая, оказывается в  непроходимых лесных дебрях.

 

 

 

 

«Скажу про все, что видел в этой чаще.

Не помню сам, как я вошел туда,

Настолько сон меня опутал ложью.»

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться