Ясно, что для того, чтобы оказывать столь мощное влияние на ход человеческих дел, религия должна была отражать подлинную и глубоко укоренившуюся сторону человеческой жизни.
Цель оправдывает средства?
К большому сожалению для людей, желающих видеть этот мир идеализированным, всегда и везде любые дела (и, естественно, религиозные в том числе) делали люди со своими потребностями и желаниями. Они успешно создавали системы управления и системы оправдания согласно этим своим потребностям. Поэтому мы и видим, что в истории религии не все гладко, не все по теории.
Образ Бога, которым оперируют многие люди, был навязан нам мировыми религиями. Понятно, что такой образ помогает им удерживать прихожан со всеми вытекающими последствиями. Церковь - институт, который работает не только на цель, ради которой был создан, но (как всегда у людей) в значительной степени занят и своим обслуживанием. -Вдохнуть жизнь просто. Набрал воздуху побольше и готово!
Христианская церковь (как социальный институт), рисуя апокалиптические картины, грозя, что спасутся только истинно уверовавшие, преследовала свои узко - эгоистические цели. Она таким образом привлекала к себе прихожан. И это, конечно же, было насилием при помощи запугивания.
Но та система видения мира, что была создана Иисусом, категорически не принимала насильственного внедрения в сознания людей. Церковь создана людьми и должна служить людям. Но в истории масса таких примеров, когда последователи в значительной мере извращали смысл основоположника какого – либо течения.
Главное – хороший фундамент!
Но, к счастью, великие религии потому и называются великими, что первоосновы, что были заложены отцами - основателями, были настолько адаптивными, настолько хорошо подходили обществам, которые приняли эти религии, что даже дилетанты - последователи не могли извратить эти принципы.
Они были очень просты, доходчивы и в значительной степени подлежали только однообразной трактовке. Потому и сыграли эти религии свою роль в истории цивилизации. Но мы знаем, что почти не бывает так, чтобы ребенок вырос и не переболел той или иной детской болезнью, а в подростковом периоде не маялся той или иной дурью. То же самое происходило и с христианством.
Лень - это мать. У нее сын - воровство и дочь - голод.
В.Гюго.
Учение Христа прекрасно отвечает двум потребностям людей: дает перспективу на будущее и великолепно организовывает общество. Христианство жгло на кострах инквизиции ученых и колдунов. Но оно же их и порождало!
Как теория становится практикой
Возьмем, к примеру, христианский великий пост. В это время нельзя есть животную пищу. Это нельзя назвать требованием, оторванным от жизни. Действительно, отказ на некоторое время от животной пищи приводит к очищению организма, освобождению от накопившихся шлаков.
Во-вторых, ко времени великого поста осенние запасы мяса кончаются, а оставшиеся животные должны дать летом потомство. Их нельзя трогать. Таким образом, великий пост чрезвычайно мудрая и практичная мера религии, направленная на оптимизацию жизни людей.
И, наверное, одно из самых больших достижений христианства, которое в значительной мере способствовало развитию и утверждению его как мировой религии, - это отношение к женщине - матери и к институту брака.
Мы видим, что женщина - мать в образе Марии изображена на очень многих христианских иконах, ей поклоняются как богине. Естественно, это отношение к Богородице исподволь распространилось на всех женщин, что способствовало и здоровью популяции и тому, что вырастали полноценные в психологическом плане дети.
Мы не рабы? Рабы не мы?
То есть в основе христианского отношения к женщине лежали очень адекватные установки, помогающие развитию популяции. Я не думаю, что это было специально задумано отцами церкви, но если бы этого не было, то обожествление женщины с младенцем обязательно надо было придумать.
Что может дать ребенку женщина, находящаяся на положении рабыни? Будет ли от нее передаваться на ребенка аура мира и любви, если об нее вытирают ноги? У рабов рабские психология и философия!
Только женщина, находящаяся в обществе на уважаемом месте, практически на уровне богини, может внедрить в своих детей радость жизни, любовь к ближним и стремление к совершенству. И мы видим воочию, что общества, где женщина находится на уровне раба и полностью бесправна, являются очень жесткими и люди, живущие в нем, отличаются большей жестокостью и коварством.
То же самое можно сказать о христианском отношении к браку. Чертог брачный называется святое святых, развод считается грехом. Такими высказываниями Иисус ставил преграду на то, что вредно для развития общества (особенно это было важно в то время).
Ведь мы прекрасно знаем, что развод родителей очень тяжело переживается детьми, оставляет след на всю жизнь в их психике и таким образом практически калечит их, вызывая у них появление чувства ущербности. Если бы развод в те времена был разрешен, то это неизбежно бы в конце концов привело к хаосу в социальных отношениях.
Как облегчить душу по-христиански?
Чрезвычайно интересным для понимания роли религии в обществе является институт греха в христианстве. Это система запретов, которая позволяла бороться с отклоняющимся поведением людей, направлять их в сторону созидательного труда.
Человек во время исповеди приносит покаяние и таким образом снимает груз со своей души. Ведь человек несовершенен и неизбежно совершает те или иные ошибки. Надо делать из них выводы и никогда их не повторять! Все, что с нами случается, есть испытания, на основе которых мы должны делать выводы и двигаться вперед к совершенству и гармонии в душе.
Если же человек застрянет на стадии самобичевания, то ничем хорошим это для него не кончится. Поэтому и было придумано отпущение грехов.
Это, кстати, хороший пример, который доказывает, что Бог, если он есть и он создал все сущее, добр и делает это не для наказания, а для того, чтобы стимулировать наше личное самосовершенствование.
Если принять мысль о том, что божьи заповеди были даны нам для того, чтобы обеспечить наше развитие, то грех - это неадекватные, неадаптивные поступки, которые мешают или могут помешать развитию Материи в долговременной перспективе.
Сатана – слуга Бога?
Человек должен знать, что за свое положительное поведение он будет очень щедро награжден. А невыполнение религиозных предписаний приведет к очень жесткому наказанию после смерти. Для этого были созданы институты Ада и Рая.
Идея Рая и Ада в христианстве является определенным манипуляционным якорем, т.е. понятием, которое позволяет направлять поведение людей в желаемое русло. Эти понятия помогают людям получить перспективу не только в жизни, но и после смерти.
Образы Бога и Сатаны, с моей точки зрения, являются персонификацией самых лучших и самых худших качеств, свойственных людям. Это метафоры, которые помогают нам в образах увидеть то, что творится внутри нас. И наше естественное отвращение перед Сатаной заставляет нас отказываться от всего сатанинского. -А это доказательство самое веское!
Таким образом, религиозная система стимулирования развития общества имела все рычаги воздействия на общество и весьма эффективно ими пользовалось.
Религия – кнут и пряник Человечества?
На основе анализа мы можем сделать вполне обоснованный вывод о необходимости религии как стабилизирующего фактора в человеческом обществе. Можно сказать, что, религия является определенной системой внедрения этических норм через религиозность.
Люди, не имеющие того или иного уровня религиозности, зачастую оказываются без целей к существованию и в результате становятся или только потребителями или же преступниками.
Религия дает самое главное, что нужно человеку - цель и смысл его жизни, перспективу на будущее и надежду на лучшую долю. Это главное, что заставляет людей верить в то, что было бы невозможно объяснить, но что объясняет все необъяснимое в этом мире.
Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни.
Р. Роллан.
Религию также с полным основанием можно назвать предтечей современной психологии и психотерапии. Она и сейчас на своем уровне и для тех, кому она нужна, помогает лучше адаптироваться к этому миру.
Религия и церковь являются определенными социальными механизмами, обеспечивающими развитие общества. Любая религия выполняет социальный заказ общества, являлась идеологией развития. Религия является общественной надстройкой, шестеренкой в механизме движения общества.
И чем сложнее становится этот механизм, тем сложнее и изощреннее становятся системы религиозного объяснения мира. Религия компенсирует издержки развития для людей, помогая им вписываться в это дело наилучшим образом.
С моей точки зрения религия является самым мощным и универсальным стабилизатором социальных взаимоотношений среди всех подобных общественных механизмов. Христианство в этом плане, как зрелая религия, сделала действительно огромное дело для цивилизации.
К чему приводит догматизм и служение Мамоне?
Мне представляется, что то, что случилось с нашей страной в период 70 - ти летнего разгула атеизма, во многом связано с догматизмом и слишком большой включенностью большей части православного духовенства в мирские дела. И на самом деле революция 1917 года была не антимонархической, а антиправославной.
Православие порочно по причине своего сотрудничества с властью. Это проявилось еще в 17 веке, когда большая часть православного духовенства ушла под сень государства, став своеобразным министерством пропаганды. И пока империя была в силе, в силе были и ее чиновники.
Но вместе с отжившим режимом была сломана и пропагандистская машина. Иначе очень трудно понять, почему крестьяне с таким упоением “срубали головы церквам”. В тех местах нашей страны, где большим влиянием пользовались католичество или же ислам, - ткань общества и культура сохранились, в значительно меньшей степени пострадав от коммунистической идеологии.
Православная этика является наиболее архаичной среди христианских религий. Она по своей природе против технического прогресса. Не способствует труду, не ориентирует людей на непрестижные профессии. Она явно ориентирована против богатства, хотя ее храмы утопают в варварской роскоши.
И вот результат: среди всех христианских стран наиболее бедные – православные. И коммунизм прошел огнем и мечом через ВСЕ православные страны, почти не затронув мусульман и католиков.
Глава пятая, в которой автор разберется в глубинных основах стремления людей к религии.
Если ты, дорогой мой читатель, когда - либо задумывался над вопросами религии, то, возможно, заметил одну очень важную вещь. В истории планеты не найдены достаточно длительные периоды времени, когда люди жили бы без той или иной формы религии.
На примитивном уровне они поклонялись деревьям или солнцу. Затем (а, может быть, и одновременно) они стали обожествлять животных. Естественно, эти представления были настолько же примитивными, насколько примитивны были люди в то время. Но по мере их развития эти верования становились все более изощренными.
Религия - витамин развития?
История развития религии - история развития Человечества. Чем менее понятливыми были люди, тем более жесткие императивы они получали и тем меньше им объяснялось. И чем “взрослее” становились люди, тем более сложные программы они получали. Это обеспечивало максимально плавное развитие цивилизации, постепенный отказ от грубо - примитивных форм взаимодействия между людьми.
На каждой ступени своего развития люди создавали себе такого Бога, какой был им нужен в то время. Образ Бога в глазах людей менялся по мере их психологического взросления. Людям, живущим даже в настоящее время на уровне каменного века, вполне достаточно шаманизма. Это религия "детского" периода развития Человечества (и людей, стоящих в настоящее время на детском этапе объяснения мира).
Религия прошлого - подростковая религия?
Следующим логическим этапом развития религии как социального института явилась Ветхая церковь. Это "подростковая "религия (религия людей, видящих этот мир и живущих в нем как "подростки").
А подростки чаще всего бредят культом силы и исповедуют принцип: око за око, зуб за зуб. Подростки склонны к чрезвычайно жесткому группированию, когда окружающий мир делится ими только на своих и чужих. -Ничто не исчезает и ничто не появляется из ничего. -И это ты мне говоришь?
Давно известно, что подростков нельзя контролировать так, как в детстве, им надо давать определенный уровень свободы – не больше и не меньше необходимого. Но они еще настолько неразумны, настолько не развиты, что могут наломать много дров.
Поэтому их надо длительное время в той или иной степени контролировать. Но при этом давать и определенный уровень свободы. Ветхая церковь и общество, которое оформилось в древней Палестине под ее влиянием, полностью соответствовали этому требованию. Это были «подростковые» общества, которые требовали к себе и отношения, как к подросткам. То же самое можно сказать об исламе.
Но люди постоянно развиваются ко все более сложным формам взаимодействий с окружающим миром. Мы постоянно познаем этот мир, накапливаем знания и на их основе строим свое материальное благополучие, обеспечивая и свою безопасность и еще более быстрое дальнейшее развитие по лестнице эволюции. И настало такое время, когда люди созрели до понимания иных принципов взаимодействий между собой.
Сообщества людей стали более "умными" и в них появилась почва для рождения и развития новых идей. Они поняли, что культ силы не может дать абсолютную защиту, а принцип "око за око, зуб за зуб" не верен в своей основе.
Таким образом можно предполагать, что скорее всего не Бог создал человека по образу и подобию своему, а человек все века создавал Бога по своему образу и подобию, тому, который у него был на то время.
Переход количества в новое качество?
Две тысячи лет назад во всем мире люди созрели для того, чтобы описывать мир вокруг себя более цельными категориями. К этому времени люди созрели для перехода от родо-племенных отношений к национальному самосознанию. А это неизбежно приводило к освобождению личности от оков традиции.
Исторически почти в одно и то же время, называемое некоторыми учеными "стержневым", в разных странах практически одновременно появились великие Учителя - реформаторы: Иеремия, Заратустра, Будда, Конфуций, Сократ, Аристотель, которые начали учить людей Новому.
Последними в этой великой плеяде появились Иисус Христос и Магомет. Наверное, ты, дорогой мой читатель, согласишься, что далеко не случайно они проповедовали практически в одно и то же время.
Ведь ни одна великая личность не формируется сама по себе, в отрыве от окружающего. Они впитывают в себя весь окружающий мир и перерабатывают эту информацию по - новому, обнажая для всех остальных основные тенденции развития, оформляя их в понятных для большинства людей концепциях. Человечество благодаря их усилиям получило мощнейший импульс к своему дальнейшему развитию на целых две тысячи лет вперед.
Те верования, которые появились на основе учений этих Учителей Человечества быстро и практически повсеместно вытеснили примитивные верования. И мы должны твердо усвоить, что это далеко не случайный процесс.
Если христианство распространилось на пол-света, то это значит, что оно наилучшим образом соответствовало потребностям данных людей, помогало им строить гармоничные отношения внутри популяции, жить в данном конкретном мире с наименьшим сопротивлением. И все остальные религии, которые относят к великим (буддизм, иудаизм, мусульманство), тоже наилучшим образом подходят тем популяциям, которые их себе выбрали.
Каждому свое?
Есть несомненная связь между образом жизни людей и религиозными постулатами, которыми они руководствуются. Мусульманство восприняли молодые нации с мощным темпераментом и тенденциями внешней агрессии.
Практически ни одна северная нация (даже Испания, в которой арабы владычествовали длительное время) не восприняли ислам. В случае, если какая - то религия не соответствовала темпераменту нации, она сбрасывала ее вместе с военным давлением.
Например, Индия практически не восприняла христианства. И это глубоко закономерно. В Индии, где можно ничего не делая, лежа под пальмой и срывая плоды, чтобы насытиться, неделями жить, просто не нужна такая религия. Там прекрасно прижился буддизм, который проповедовал социальную пассивность.
А борьба с окружающей средой, которой были вынуждены заниматься северяне, закаляла их, делала более активными, внося в их национальные характеры необходимость постоянного исследования окружающего мира, т.к. это обеспечивало безбедное будущее. Вследствие этого на севере развилась настоящая, большая наука.
Стимул – все!
Люди становятся чрезвычайно жизнестойкими тогда, когда они знают - зачем живут и имеют важную, личностно значимую, цель в жизни.
Например, у меня как-то лечилась одна пожилая женщина, которая ходила ко мне на прием как на работу. Она была пенсионеркой и страдала от массы неприятных болезненных симптомов.
Я применял для ее лечения все известные мне методы и способы психотерапии. Но все мои усилия, направленные на ее выздоровление, уходили - как вода в песок. После сеансов ей на какое-то время становилось лучше, но потом все симптомы возвращались. И я не чаял – как от нее избавиться.
Но через некоторое время она сама куда-то исчезла из поля моего зрения. И вот однажды я увидел ее на улице с двумя авоськами, целеустремленно и быстро шагавшей по улице.
Конечно, мне стало интересно - что с ней произошло такое, что придало ей такие силы. Оказалось, что ее сын и сноха погибли в автокатастрофе и у нее на руках остались двое внуков......
Конечно, не дай Бог любому человеку пережить такое в жизни! Но вот эта жестокая необходимость заставила ее забыть о проблемах со своим здоровьем - ведь надо вырастить и поставить на ноги внуков.
Измениться не может никто, но стать лучше может каждый.
Э. Фейхтерслебен.
То есть, люди добиваются чего-либо в жизни и остаются энергичными на длительное время только в том случае, если у них есть смысл жизни. И очень важно, чтобы эта цель была ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ.
Я применяю здесь этот термин в том смысле, что эти цели не должны быть связаны только с обеспечением своего собственного выживания, но должны выходить за пределы жизни человека. Если этой трансцендентальности в действиях человека нет, то он очень быстро теряет смысл жизни и приходит к краху всех своих начинаний.
К человеческому через животное?
Люди столетиями поддерживали себя в тонусе мыслью, что за все труды и страдания в этой жизни они получат благодарность в загробной жизни. И это помогало им жить, развиваться и сопротивляться деструктивному влиянию окружающей среды. -Начнем с изучения классиков!
И эта вера в загробную жизнь, вера в то, что деяния в этом мире зачтутся в ином, помогала многим поколениям людей подавлять в себе животные начала и развивать в себе ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. И многие века религиозность давала людям чувство смысла своей жизни.
Но в современном мире религия давно утратила ту власть, которую имела на предыдущие поколения людей. В настоящее время очень многие люди выросли из этих “штанишек”.
Для людей 20-го столетия, которые силой своей мысли давно уже вышли за пределы “хрустальных небес”, в которые священнослужители закрыли наш мир, религиозное объяснение кажется смешным.
Мы видим своими глазами великолепные результаты научного подхода к решению проблем. А духовность в наше время больше ассоциируется с личностным развитием, чем с церковью. То есть те формы религиозности, которыми люди пользовались в течении тысячелетий, воспринимаются большинством людей в настоящее время как архаичные.
В. Франкл, один из самых крупных западных психологов, говорил, что вера в сверхсмысл своей жизни имеет огромное психотерапевтическое и психогигиеническое значение. Подобно истинной вере, основанной на внутренней силе, такая вера делает человека гораздо более жизнеспособным.
Для такой веры, в конечном счете, нет ничего бессмысленного. Ничто не возникает “напрасно”, ни одно действие не остается необъясненным. Ни одна великая мысль не может пропасть, даже если она была “унесена в могилу”.
Он считал, что согласно этому закону ни одна драма или трагедия внутренней жизни человека никогда не проходила впустую, даже если она разыгрывалась втайне, не отмеченная, не прославленная ни одним романистом.
Зачем людям нужна религия?
С моей точки зрения есть несколько очень важных моментов, которые обуславливают необходимость для людей той или иной степени религиозности. Во-первых, мы прекрасно понимаем, что этот мир не может существовать без связующей идеи - иначе просто-напросто наша жизнь не имела бы никакого смысла.
Мы интуитивно чувствуем, что мир не мог появиться так просто, как говорит материализм. Мы понимаем, что должна быть какая-то сила, которая запустила этот процесс. Поэтому нам противна грубо - материалистическая картина развития этого мира.
И, во-вторых, человеческий разум категорически не может смириться с мыслью о том, что после смерти физического тела его “Я” тоже бесследно исчезает.
Наверное, ты, дорогой мой читатель, согласишься с тезисом, что все мы психологически бессмертны, то есть для нашего “Я” мысль о растворении в небытие после смерти физического тела, совершенно не приемлема.
Ведь подсознательно все мы бессмертны: “Там где Я, нет смерти, а там, где смерть, нет меня!” И мне представляется, что это далеко не случайно, что мы не имеем прямых доказательств, но интуитивно чувствуем, что сознание не просто продукт деятельности нервных клеток, но какое-то определенное образование, которое развивается по определенным законам. Каковы эти законы – пока трудно сказать, но они, безусловно, есть!
Религия - самое первое изобретение человека?
Самая универсальная и долгоживущая концепция, созданная Человечеством - идея создания мира Богом. Каждый раз, когда предки встречались с необъяснимыми для них явлениями, они говорили себе примерно следующее:
“Бог создал все это, он закрутил всю эту карусель и, наверное, у него для этого были серьезные основания. И не надо ломать себе голову по этому поводу.”
То есть получается, что концепция Бога дает ответы на те вопросы, которые я привел в начале своего повествования, ничего на самом деле не объясняя. Это был очень хитроумный ход наших предков: «Раз я не могу этого понять, то, для того, чтобы не мучиться, сброшу-ка я ответы на эти вопросы на совесть Бога! И тогда, когда передо мной встанет один из тех вопросов, на которые я не могу найти ответа, я скажу, что это богово. А пути господни неисповедимы».
А может, обойдемся без Бога?
Потом некоторые из людей решили все-таки найти реальные ответы на эти вопросы и при этом обойтись без Бога. И в обществе и в науке начали развиваться концепции, в которых не было места Богу. Но и они не были совершенными. Атеистическое объяснение мира, как я говорил выше, на самом деле тоже ничего не объясняет.
То же самое произошло и в области социальных наук. Например, коммунистическую идеологию можно вполне обоснованно назвать религией без трансцендентальности. Поэтому она и не имела никаких перспектив для укоренения в этом мире. И, не смотря на привлекательность своих постулатов, потерпела сокрушительный крах.
Коммунистическая идеология на самом деле является «уродливым дитя» христианства. Его творцы взяли основные идеи христианства (вспомни моральный кодекс строителя коммунизма и сравни его с Нагорной проповедью Иисуса Христа), лишили их трансцендентального смысла и в таком виде подали миру, в котором тогда распространился атеизм. И это было с восторгом принято достаточно большим количеством людей!
Правда, колосс оказался на глиняных ногах! И рухнул в историческом масштабе чрезвычайно быстро. А вот системы трансцендентального “коммунизма” (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) распространились очень широко. И здравствуют в течение тысячелетий!
Понятно, что пустая идея, не имеющая под собой никакого основания, очень быстро была бы отправлена людьми на свалку истории. Но идея наличия Бога и создания им этого мира живет на планете тысячелетия. Из этого можно сделать вывод, что она основывается на чем - то вполне реальном. И не только на человеческом желании найти себе покровителя, который облегчил жизнь.
Я считаю, что религия является одним из самых гениальных изобретений, которые сделало Человечество. Она сыграла огромную роль в развитии Человечества. Но в настоящее время объяснение через то, что Бог создал все, находящееся вокруг (да и людей в придачу к этому) и что он знает - зачем все это нужно, людей уже перестает удовлетворять.
Поищем пятна на Солнце?
Пытливый ум человека, который развился на основе научного метода познания мира, находит в этой картине логические несуразности. Например, вот одна из них. -Одну ложку за папу…еще одну ложку за папу…и еще одну – тоже за папу!
Если Бог создал этот мир, придал ему энергию и таким образом запустил бесконечное движение всего видимого, то напрашивается вопрос: “А кто создал Бога? А откуда он взял энергию? А зачем ему это было нужно?” И даже если на эти вопросы будет найдет ответ, то тут же возникнет следующий вопрос: «А кто создал того, кто создал Бога?» И этот процесс будет бесконечным!
И понятно, что объяснение появления и развития этого мира через промысел божий, на самом деле не является объяснением, но только вспомогательной мерой, которая позволила снять с “повестки дня” эти проклятые вопросы, на которые долгие века у людей не было возможности найти логически непротиворечивые ответы.
Поэтому надо найти такие ответы на эти вопросы, которые не будут иметь логических противоречий. И единственным логически непротиворечивым ответом является то, что жизнь является функцией Материи, которая через людей познает сама себя.
Может ли Бог сотворить чудо?
И давай, дорогой мой читатель, не будем сейчас ломать копья, споря о трансцендентальности Бога. Мне представляется, что что-то, что обладает СВОЙСТВАМИ Бога, во Вселенной есть. Оформлен ли он в виде живого существа или же это определенная функция Материи – не так важно.
Поэтому давай, дорогой мой читатель, будем понимать под этим словом каждый то, что ему больше нравится. И попробуем порассуждать о смысле бытия с точки зрения создания этого мира Богом.
Бог, закладывая в людей движущие мотивации, должен был основываться в своих действиях на тех же законах природы, в которых он живет. Чудо противоестественно и невозможно даже для Бога!
Если что-то воспринимается человеком как чудо, то это означает лишь только то, что он еще не дорос до понимания принципов, которые руководят этим явлением. Здесь действуют иные, пока не понятые, законы природы.
В любом случае закон неуничтожимости и сохранения материи и энергии должен соблюдаться. Пусть не в этом пространстве, пусть в иных сферах, но энергетический баланс должен соблюдаться безусловно. И если в нашем мире появляется дворец, то его откуда-то надо взять.
Хочет ли Бог, чтобы ему молились?
И первое, что мне не нравится в том образе Бога, который создала религия – необходимость молиться ему. “Взрослого”, в психологическом смысле этого слова, человека унижает необходимость молиться Богу:
“Если он так всемогущ, если создал все сущее, то неужели не может заглянуть в мою душу и понять - действительно ли я следую его заветам. Или же только делаю вид?
С моей точки зрения молиться Богу - унижать его. Если он настолько всемогущ, то может услышать и понять нас без этого. Наше мелочное почтение ему совершенно не нужно. Он создавал этот мир не ради этого! Это настолько же абсурдно, как если мы создадим условия для интеллектуального развития муравьям и потом будем получать удовольствие от их молитв в храмах, которые они построили для нашего восхваления.
Если Бог хочет, чтобы мы выражали к нему верноподданческие чувства как собаки, то есть “лаяли” от радости общения с ним, то это существо настолько примитивно для своего уровня, что является психопатом для себе подобных.
Творчество – монополия Бога?
И второе, что мне очень не нравится в картине Мироздания, нарисованной религией, это то, что АБСОЛЮТНО все в этом мире создано Богом. Получается, что все открытия, которые совершает человек, души прекрасные порывы, на самом деле являются компиляцией того, что уже создано.
В этом случае люди становятся даже не марионетками. Они становятся ничтожными винтиками в громадной машине, созданной Богом не знаю для чего. Эта картина представляется мне просто бесчеловечной!
Мне не хочется даже на короткое время задумываться над идеей, что Бог - садист, который создал этот мир только для того, чтобы с удовольствием наблюдать, как мы преодолеваем понаставленные им преграды.
Такой мир кажется мне просто - напросто страшным. Мне тоскливо представлять себя подопытным кроликом, над которым некая садистская сила ставит только ей ведомый эксперимент. В этом случае все, что происходит с нами просто не имеет никакого смысла.
Если мы только животные, если мы не имеем бессмертной души, совершенствованием которой занимаемся всю свою жизнь, то наши действия на земле не имеют никакого смысла. А без смысла далеко не уедешь!
А может быть он хороший?
Но если мы решим, что Бог – мыслящая часть Вселенной, который создал нас для того, чтобы мы помогали ему в познании и управлении этим гигантским процессом, то наше существование приобретает глубокий смысл. И в этом плане идея Ноосферы дает просто идеальное и логически непротиворечивое объяснение того – в чем смысл существования Человечества.
Скорее всего Бог устанавливал критерии (грешно-благостно) исходя из каких-то своих планов. Выходит, что эта шкала служит направлению людей в четко установленные им рамки. Спросим: “Чего же хочет этим добиться Бог?”
Все религии, если обобщить их требования и перевести их на обыденный язык, говорят о самосовершенствовании по определенным критериям (в разных религиях они по форме разные, но по сути одни и те же). То есть Бог хочет, чтобы мы развивались все в большей и большей степени. И двигались в определенном им направлении.
Предположим, что Бог, создавая людей, ставил перед собой цель взрастить наши души до своего уровня. Возможно, что наш мир - определенного рода инкубатор, в котором для каждого “Я” создаются уникальные, только ему нужные условия, которые помогают ему максимально быстро “вылупиться “ из яйца Эго.
Является ли душа «одноразовым изделием»?
И мне представляется, что процесс этого самосовершенствования никак не может уместиться в рамки одной жизни. Если душа бессмертна и если она дается человеку как “одноразовое изделие”, то есть для употребления в одном единственном теле, то из этого догмата христианской церкви выходит неразрешимое противоречие.
Если Бог заложил в людей идею развития, но при этом дал очень нечеткие, расплывчатые инструкции по этому процессу, то очень многие люди по факту своего рождения и воспитания никак не могут успеть выполнить желаемое Богом за одну жизнь.
И что же будет в этом случае делать Бог? Уничтожать эти ни в чем не повинные души? Посылать их в Ад в наказание за то, что они сделали согласно своей природе (которую, кстати, сам же в них и заложил!)? -Бог в помощь!
Будет исходить из принципа, что сын отвечает за отца и наказывать ни в чем не повинных людей за прегрешения предков – до седьмого колена?
Совершенно не логично со стороны Бога, когда человек предстанет перед ним, наказывать его за те грехи, что он совершил в этой жизни. Ведь он, создавая людей, знал о их животной сущности и о том, что она все равно будет проявляться в той или иной мере. Как можно наказывать свое творение за то, что сам вложил в него?
Круги бытия.
Бог пожелал, чтобы люди совершенствовались от абсолютного эгоизма к истинному альтруизму, опираясь при этом на свой эгоизм. И он дает каждому человеку испытания не для того, чтобы сделать их несчастными. Но для того, чтобы делая надлежащие выводы из своих ошибок, опираясь на опыт, что приобретает человек при этом, становиться совершеннее.
Поэтому, скорее всего, он будет измерять степень развития человека, насколько в нем стало больше человеческого. И, если душа недостаточно развилась, он со вздохом сожаления отправит ее на еще один “круг”, надеясь, что она в результате станет Человеком, но не Зверем. А это равносильно тому, что она становится равной Богу.
Можно ли стать Богом?
Мне представляется, что этот мир является своеобразным материнским чревом для формирования и вынашивания Богов. Я думаю, что люди растут и развиваются для того, чтобы достигнув определенного рубежа перейти в новое качество и жить в ином мире - мире Богов, равноправным членом.
И для того, чтобы прийти к этому результату, человек должен все в большей и большей степени избавляться от животного в себе и становиться Человеком. И все испытания, которые выпадают на его долю в процессе жизни – не наказание за его “греховность”, а стимулы, которые толкают его на этот Путь.
И как только человек начинает понимать эту свою задачу, как только начинает жить по законам, ради которых создавался этот “инкубатор”, с ним перестают происходить случайности. И все обстоятельства жизни начинают способствовать как можно более быстрому его движению вперед.
И, действительно, с теми людьми, что твердо стали на путь личностного самосовершенствования, которые начинают твердо следовать законам межличностных взаимоотношений, не случаются неприятные случайности.
Мне представляется, что все горести и неудачи, которые постигают людей в этой жизни, являются не наказаниями за грехи, но НАКАЗАМИ, которые показывают людям, что их поведение не соответствует замыслу Божьему. Случайностей и немотивированных горестей нет, все они являются своеобразными тестами на человечность и цивилизованность.
Мы первые? Или последние?
“Инкубатор” периодически обновляет свое содержимое. Как только очередные его обитатели (или большая часть их) вылупляется из “яйца эго” и начинают жить в мире более высокого уровня, инкубатор освобождается от оставшихся “неперспективных” обитателей (например, при помощи всемирного потопа).
|