О'кей. Дело заключается в том, что она прерывает вас тогда, когда вы хотите сосредоточить внимание на чем-нибудь другом. А сейчас снова обратитесь внутрь себя к той - части, которая позаботится о вашем благополучии, ее вы назвали "беспокойной частью" - тут маленькое переформирование смысла! Спросите эту часть о следующем: "Когда она пытается делать свое дело для вас: например, планировать или мотивировать вас к тому, чтобы вы заботились о своих делах, в этот момент прерывала ли ее. какая-то другая часть вашей личности, которая хотела бы, чтобы в этот момент вы слушали лекцию, музыку или что-то другое?" Обратитесь внутрь себя и спросите, прерывала ли ее какая-либо подобная часть?
Билл:
Я просмотрел внутри себя уже целое множество прерываний и когда я вернулся, я заметил, что моя голова качается вниз и вверх.
Эта "благополучная часть" имеет тенденцию к визуализации - это так. Это имеет смысл.
Билл:
Угу, она должна все время смотреть, нет ли вокруг возможной опасности.
А сейчас спросите «благополучную часть» о следующем: если бы ее не прерывали в тот момент, когда она организует ваше поведение, (что вы называете беспокойством, а я бы назвал "подготовкой"), не могла бы она разрешить вам слушать лекции не прерываясь? Спросите ее, хочет ли она, совершить такую сделку, если она была бы умерена в том, что та другая часть не будет прерывать ее… (Билл кивает).
О'кей. А сейчас перейдем к той части, которая любит слушать лекции. Спросите ее, считает ли она что для вас очень важно быть внимательным, слушая лекцию, и не разрешать своему сознанию переходить к тем вещам, которые в этот момент менее важны… (Билл кивает). О'кей. А сейчас перейдем к другой части. Спросите ее, считает ли она, что быть внимательным во время лекции настолько важно, чтобы в обмен на внимательное слушание она согласилась не прерывать благополучную часть, когда та выполняет подготовку к финансовым делам. Согласна ли она?
Билл:
Угу.
А сейчас, если мы рассмотрим все это в шестишаговой модели рефрейминга, то где мы находимся?
Мужчина:
Где-то близко к экологической проверке.
Насколько близко? На следующем шаге? Совершили ли мы 4-й шаг, представление определенной части личности трех новых способов воплощения? .. Нужно ли нам искать эти три новые способа поведения?
Нет. Для того, чтобы заключить договор между частями, нам не надо осуществлять их поведения. У каждой этой части свой адекватный способ поведения. Вы должны всего лишь сделать так, чтобы они друг другу не мешали. Это и есть новый выбор. Таким образом, 4-й шаг нам не нужен. Заставили ли мы сейчас каждую из частей принять ответственность за то, чтобы не прерывать друг друга?.. Согласились ли они делать это?..
Нет, они не согласны делать это. Они сказали, что могли бы согласиться. Помните, весь процесс всегда разбит на две части: во-первых, на 4 шаге часть личности соглашается, что три новых выбора более эффективны, чем один, который имелся до сих пор. Во-вторых, на 5 Шаге вы спрашиваете: "Берете ли вы на себя ответственность, что будете реализовывать эти выборы?" Многие опускают этот шаг. Но каждый из вас, у кого есть дети, знает, что согласиться что-либо делать, и согласиться делать это - весьма, весьма разные вещи. Таким образом, сейчас мы хотим сказать: "Смотрите, я хочу собрать две эти части вместе и определить, согласны ли они не мешать друг другу. И проверить прочность их договора в течение шести следующих недель. Та часть личности, которая беспокоится о вашем благополучии, не будет прерывать вас, когда вы слушаете лекцию или занимаетесь чем-то другим. А эта часть не будет прерывать плановика, когда он готовится к вашим делам." Склоните их к тому, чтобы соблюдать соглашение в течение шести недель для проверки того, как оно работает. Если кто-то из них будет недоволен в течение этого времени, они дадут вам знать об этом, чтобы вы могли уничтожить договор.
В проблему могут быть вовлечены и другие части личности, и это, конечно, меняет дело. Так что вам необходимо провести человека еще и через следующий шаг. Последний раз, когда я был в Далласе, психотерапевт сказал мне: "Год назад я был на вашем семинаре, и затем я сделал рефрейминг с женщиной, чья проблема касалась ее веса. Она села на диету и потеряла целую тонну веса, и почти целый год поддерживала хороший вес. Но месяц, назад она стала прибавлять в весе… и я хотел бы знать, что я сделал не так". Почему терапевт что-то сделал не так?.. Он предположил, что есть какая-то связь между тем, что он сделал 11 месяцев назад и настоящим моментом. Люди меняются все время. За 10 месяцев с этой женщиной могло случиться много такого, что помешало ей поддерживать нужный вес. Суть в том, что ничто не длится вечно. Тем не менее, если что-то идет не так, вы всегда можете вернуться назад, и модифицировать то, что вы сделали, чтобы взять во внимание новые изменения. Итак, что нам еще осталось сделать? Как насчет шестого шага - экологической проверки?
Что мы должны сделать, чтобы провести экологическую проверку в данной модели?
Мужчина:
Спросить, нет ли каких-нибудь возражений.
Существует ли возможность, что это не будет работать?" Кто будет возражать?
Мужчина:
Другие части личности.
Другие части личности не вступали ни в какой договор, они не давали согласия на то, что они будут делать что-либо, чему же он будут возражать?
Билл:
Все-таки другие части личности могут возражать против того, что эти заключили договор не мешать друг другу.
Каким образом? Приведите мне пример. Другие части личности не подписывали соглашения о непрерывании.
Женщина:
А что, если есть и другая часть, которая прерывает?
Ну, эта часть не подписала еще никакого договора.
Билл:
Если существует какая-то часть личности, которая использует прерывание, как сигнал для того, чтобы начать действовать, то мы отнимаем ее возможность действовать. Например, на другом семинаре вы рассказывали о женщине, которая собиралась бросить курить. Оказалось, что другая часть ее личности использовала курение, как знак того, что наступило время побеседовать с мужем. Каждый вечер она садилась рядом с мужем, чтобы выкурить сигарету и использовала это время, чтобы побеседовать с ним. Та часть, которая хотела, чтобы она побеседовала с мужем, не брала на себя никаких обязательств, но возможность ее выполнять свою функцию вдруг исчезла.
О'кей. В нашем случае вы "беспокоитесь" и у вас есть часть, которая приходит и говорит: "Эй, давай будем делать что-то другое". Это прерывает ту часть, которая "беспокоится". Считаете ли вы, что у вас есть еще какая-то часть, которая нуждается в прерывании? Вы именно это говорите?
Билл:
Это возможно…
О'кей. Приведите пример.
Билл:
У меня нет примера. Я должен его создать.
Хорошо. Создавайте.
Билл:
Я беспокоюсь, и какая-то часть личности прерывает меня и зовет играть. Некоторые из мотивов, которые толкают меня к игре, касаются также моего физического здоровья. Например, бег трусцой я считаю игрой, но это имеет отношение и к моему здоровью. Таким образом, если я беспокоюсь, а моя игровая часть не будет прерывать меня на некоторое время, то она будет выключена.
Хотите ли вы сказать, что эта часть не сможет прерывать беспокоющуюся часть сама по себе?
Билл:
Нет, она сможет прервать сама по себе, и, пожалуй, прервет.
Так почему же мы не можем спросить ее о том, собирается ли она прерывать, или есть ли у нее какие-либо возражения против заключенного договора?
Есть ли у нас какая-нибудь необходимость в этом?.. Есть другой способ понимания всего этого, к какому я вас и веду. Что произойдет, если мы спросим: "Есть ли какая-либо часть личности, которая возражает против того, чтобы две эти части пришли к соглашению?" Если мы получим ответ "нет", узнаем ли мы что-нибудь?.. Нет, мы ничего не узнаем. Так что это глупый вопрос.
Мужчина:
Ну, если мы получим ответ "да", мы что-то узнаем.
Правильно. Тем не менее, мы могли бы задать вопрос, который дал бы нам информацию, которую мы хотим иметь. Есть ли такой вопрос, который даст нам возможное "да", а также кое-что еще?
Мужчина:
Имеют ли другие части личности какие-либо предложения?
О'кей. "Заинтересованы ли в этом какие-либо другие части личности?" "Есть ли какие-либо другие части личности, которые прерывают эту часть и используют эти прерывания?" "Есть ли какие-либо другие части личности, которые могут прерывать какую-либо из этих частей личности?" Вопросы такого типа дадут нам ту информацию, которую мы хотим иметь. Кроме того, если мы заблуждались, выделяя две части личности, которые должны вступить в соглашение, это вернет нас назад и поможет найти те части, которые действительно вовлечены в эту проблему.
Правильно. С помощью вопросов такого типа мы можем еще получить что-то весьма важное: они могут дать нам нужную информацию о том, как организованы части личности данного человека. В вашем примере вы имеете "рабочую" и "игровую" части. Игровая часть некоторых людей имеет внутри себя другую часть, которая говорит: "Поступая так, мы можем оставаться здоровыми". Игровая часть других людей всего лишь играет в покер, курит сигареты, а у кого-то она выходит и бегает трусцой по пляжу. Это зависит от того, как вы организуете ваши части.
Кстати, бег трусцой - это прекрасный пример рефрейминга. Кто-либо, пробегающий 6 миль в день и называющий это "игрой", является мастером рефрейминга. Это прекрасный рефрейминг, который стоило бы уметь делать. Если вы собираетесь делать рефрейминг, вы можете делать его там, где он полезен. Некоторые люди даже принимают решение: "Это престижно - бегать трусцой". Вы должны носить специальные шорты, иметь специальные тапочки и т.д. Это стало модным. Это великолепное переформирование, великолепный рефрейминг. Он просто чудесен. Давайте будем здоровы, поскольку так принято. Если бы некоторые люди могли бы произвести такой рефрейминг, чтобы сахар казался им невкусным, подумайте, как бы изменилась от этого их жизнь. Если вы можете переопределить забаву, как нечто здоровое, я думаю, это великолепно. Когда я был молодым, забавой мы называли драки, сидение в забегаловках, где мы поедали гамбургеры и жаркое по-французски и курили сигареты.
Китт:
Мне вдруг трудно стало конспектировать. Я только что сделала ошибки в словах "бег трусцой". Могу ли я говорить об этом сейчас… или позже?
Вы можете! Это очень хороший пример для нас. То, о чем вы говорите, может соответствовать договору между двумя частями. Здесь есть по меньшей мере две части личности. Пока мы занимаемся переформированием, давайте немного погуляем. Обратитесь внутрь себя и спросите, есть ли у вас другая часть, которая прерывает обычный процесс конспектирования?
Китт:
Да.
О'кей. Хорошо. Спросите, не хотела бы она сказать, сказать вам, ЧТО она хочет сделать для вас сейчас, мешая вам конспектировать, т.е. делать что-то, что обычно вы делаете легко и быстро. Обратите внимание, что это вопрос типа "да-нет".
Итак, хочет ли она вам. сказать это?..
Китт:
Угу.
Хорошо, если она хочет сделать это, пусть она это сделает…
А теперь скажите, согласны ли вы иметь такую часть, которая бы для вас это делала?..
Китт:
Иногда. Поведение, которое она для меня продуцирует, иногда мне полезно, но не в этой конкретной ситуации.
Хорошо. Спросите ее, что она старается сделать для вас, прерывая вас мысленно сейчас. Она должна знать что-то, чего мы с вами не знаем…
Китт:
Я просто услышал слова "Будь здесь и сейчас".
О, сенсорный опыт.
Китт:
Чувство, которое я испытываю, заключается в том, что когда я слушаю вас, я имею ощущения, - так я собираю информацию. Значит, я нуждаюсь в том, чтобы избавиться от этой диссоциации, или…
Хорошо. Обратитесь сейчас внутрь себя и спросите, возражает ли эта часть против того, чтобы вы сейчас делали записи.
Китт:
Единственное, в чем я нуждаюсь, - это в способности быть в двух местах одновременно.
Случалось ли вам это делать?.. Обратитесь внутрь себя и спросите, есть ли какая-то часть, которая знает, как это делать-быть в других местах одновременно…
Китт:
Угу.
Хорошо. Спросите ее, не хотела бы она помочь вам быть в двух местах одновременно прямо сейчас… Каков был ответ?
Китт:
Что это не очень хорошая установка - быть в двух местах сразу.
Очевидно, что здесь задействована еще и другая часть. Существует какая-то часть, которая убеждена в том, что вам следует делать записи, что это занятие - нечто важное и нужное для вашего образования. Обратитесь, пожалуйста, внутрь себя и спросите эту часть, не сообщит ли она вам, в чем состоит важность конспектирования?..
Китт:
Это просто якорь. Якорь для чего?..
Для определенного состоять сознания. Хорошо. А сейчас спросите ее, не могла бы она использовать в течение двух последующих часов какой-либо другой якорь… (Она кивает). Хорошо, скажите, чтобы она с этого момента начала его использовать.
То, что я сейчас делал, частично относится к модели договора между частями личности, но я использовал и нечто другое. Какой прием переформирования поддержания я сюда включил?
Женщина:
Рефрейминг контекста. "Это хорошо в определенное время и в определенной ситуации, но не требуется в другой".
Да, конечно, о был кусочек рефрейминга контекста. Я включил сюда и основной элемент стандартного шестишагового рефрейминга, спрашивая: "Какова цель", и побуждая искать альтернативные варианты. Цель той части, которая ответственна за конспектирование - обеспечить якорь. "Ну, хорошо, можем ли мы использовать еще какой-либо другой якорь?" Таким образом, я включил один из элементов щестишаговая модели рефрейминга, а также элемент рефрейминга контекста. Эти различные модели тесно взаимосвязаны, и если вы знаете шестишаговую модель, вы уже имеете все средства, в которых вы нуждаетесь, чтобы овладеть моделью договора между частями личности. Если вы будете знать все модели рефрейминга, вы сможете свободно смешивать их тогда, когда это потребуется.
Применяя модель договора, важно определить, какие части прерывают друг друга, а затем определить, каковы их функции. Не надо определять, почему они прерывают друг друга. Надо узнать, каковы их функции. Может быть это часть, которая развлекает вас? Или эта часть делает вас ответственным? Или же эта часть старается, чтобы вы приходили в церковь вовремя. Что это за часть, и что она делает для вас? Когда у вас есть эта информация, тогда вы можете заключить договор. Любой договор хорош, когда он приводит к такому результату, с которым согласны обе части.
Один из наших студентов часто обнаруживал у себя сонливость, когда поздно вечером возвращался на своей машине домой. Он использовал модель договора и заключал договоры между сонливой частью и той, которая хотела, чтобы он как можно быстрее попал домой. Иногда соглашение. было таким, что ему достаточно было пообещать, что утром он поспит подольше. Но получалось так, что сонливая часть требовала от него, чтобы он прямо сейчас съехал с дороги на обочину и полчаса поспал.
В каких еще случаях наиболее целесообразно применение договора между частями личности? Для каких переживаний эта модель подходит больше, нежели шестигранная модель?
Мужчина:
Критические и стремящиеся ублаготворить части.
Приведите мне конкретный пример, на уровне опыта. Если вы стараетесь заниматься, но не можете сконцентрироваться, - это достаточно конкретный пример. Сейчас мне важно именно это.
Мужчина:
Вы стараетесь заснуть, но становитесь все бодрее."
Бессонница- прекрасный пример. Это очень хороший пример, потому что когда вы сказали это, все остальные люди в этой комнате вздохнули. Приводите мне еще подобные примеры.
Женщина:
Стремление сэкономить деньги наряду с постоянной их растратой.
Хороший пример.
Мужчина:
Дезорганизация.
Может быть. И будет лучше, если вы правильно формально опишите ее с точки зрения этой модели.
Женщина:
Запор.
Запор - очень элегантный пример. Чем больше проблем, которые соответствуют данной форме вы найдете, тем компетентнее вы будете в вопросе, когда вам применять именно эту модель, а не другую.
Женщина:
Кто-то, кому трудно вовремя лечь спать?..
Или кто-то, кто никогда не может без труда вовремя встать? Да, эта модель подходит для людей, которые имеют трудности, когда, надо переходить из контекста в контекст. Если они сидят в ресторане, то они никак не могут уйти вовремя. Тот, кто был официантом, знает о них многое.
Мужчина:
Проводить время в одиночестве или в группе.
Вы сказали "Одно Другое". Это нечто другое. Я хочу, чтобы вы сейчас идентифицировали те случаи, которые имеют ту же самую форму, как бессонница. Бессонница возникает тогда, когда вы стараетесь заснуть, но чувствуете себя все бодрее.
Мужчина:
Это похоже на любое компульсивное поведение. ".
Да, но пока я не хочу, чтобы вы обобщали. Я хочу, чтобы вы приводили мне конкретные примеры.
Мужчина:
Резкое повышение тревоги перед выступлением.
Да, страх сцены - это прекрасный пример. Чем больше в стараетесь отрелаксироваться, там больше вы напрягаетесь..
Мужчина:
А что вы скажете насчет откладывания дел на потом?
Прекрасный пример.
Мужчина:
Импотенция.
Импотенция - классический пример.
Мужчина:
Все, что имеет форму: "Чем в большей степени вы стараетесь делать одно, тем в большей степени у вас получается противоположное".
Да. Чем в большей степени вы стараетесь отодвинуть от себя осознание факта, что пришло время разделиться на пары и попробовать эту модель, тем в большей степени вы этого желаете.
Заключение договора между частями личности:
ПЛАН
1.
Спросите часть, которую прерывают (часть X) следующее:
а)
Какова ваша позитивная функция?
б)
Что за часть (или части) прерывают вас (часть Y)?
2.
Задайте те же самые вопросы части Y:
а)
Какова ваша позитивная функция?
б)
Когда вы выполняли эту функцию, прерывала, ли вас когда-либо Часть X?
3.
Если обе части иногда прерывают друг друга, тогда вы уже готовы сейчас заключить соглашение (если нет, то эта модель здесь не подходит, и надо перейти к другой модели рефрейминга. Если Y мешает X, но Х не мешает Y, то в этом случае наиболее целесообразно применить шестишаговое переформирование).
а)
Спросите Y, достаточно ли важна ее функция для того, чтобы она согласилась не прерывать Х в обмен на то, что Х будет относиться к ней также.
б)
Спросите X, согласна ли она не прерывать Y, если Y не будет в свою очередь, прерывать ее?
4.
Спросите каждую часть, согласна ли она выполнять это соглашение в течение определенного периода времени. Если какая-либо часть остается неудовлетворенной, то это является сигналом, что договор должен быть заключен заново.
5.
Экологическая проверка: "Заинтересованы ли в этом еще какие-либо части? ". "Есть ли какие-либо другие части, которые прерывают эту часть или же как-то используют эти прерывания?" Если это так, то договор следует заключить заново.
ГЛАВА 3
Создание новой части личности
Один из вопросов, который мы постоянно задаем себе с тех пор, как начали заниматься психологией, состоит в следующем: " что делает данное переживание терапевтическим или нетерапевтическим?" Каждая терапевтическая шкала имеет в себе такие элементы, которые у одних людей вызывают изменения, а у других - нет. Иногда же они вызывают изменения, которые являются почти бесполезными. Насколько я понимаю, одни и те же способы могут вызывать как конструктивные изменения, так и деструктивные.
Техники, которые используют благонамеренные родители и учителя, в сущности являются эффективными и могущественными механизмами изменения, создающие у детей такие типы поведения, которые калечат их на всю будущую жизнь.
Сегодня я хочу научить вас третьей модели рефрейминга. Мы хотим научить вас создавать новую часть личности. Педагоги, родители и благонамеренные терапевты занимаются созданием новых частей личности не так четко, как мы хотим научить вас делать это. Они смешивают различные куски и делают это очень долго; тем не менее, те из вас, кто работает терапевтами, очень быстро узнают все элементы этого процесса. В этой модели больше шагов, чем в шестишаговой модели рефрейминга, и она предназначена для того, чтобы делать совершенно другие вещи.
Шестишаговая модель рефрейминга опирается на предположение о том, что человек имеет такую часть личности, которая не дает ему вести себя нужным ему образом, или же такую часть личности, которая заставляет его вести себя определенным нежелательным для него образом. Вчера после обеда мы имели дело с другой логической возможностью: мы предположили, что существуют две или более частей, и каждая из них делает то, что и должна делать. Цели этих частей позитивны и поведение, с помощью которого они достигают этих целей, адекватно; но когда эти поведенческие реакции накладываются друг на друга, они продуцируют нежелательные результаты, как, например, бессонницу. Допустим, у вас есть часть, которая заботится о ваших делах, все для вас планирует. Но есть также и часть, которая заботится о том, чтобы вы хорошо спали. Когда одна часть готовит вас ко сну, выходит другая часть и начинает: "О!, Ты забыл про X. Что произойдет, если ты этого не сделаешь?" Другая часть говорит: "Не беспокойся об этом. Давай спать". Но решения вы все-таки не нашли, и когда вы начинаете засыпать, вторая часть говорит: "Но если ты не сделаешь X, - произойдет Y". Модель договора между частями личности предназначена для того, чтобы работать в ситуациях, подобных этой. Вы заключаете договор между частями, чтобы эти части могли выполнять свои функции в кооперации.
Сегодня мы хотим исследовать следующую логическую возможность: кто-то не умеет, не может делать нечто просто потому, что у него нет такой части, которая организовала бы соответствующее поведение. Тут нет такой части, которая активно приостанавливала бы какое-то поведение, и нет двух частей, которые бы мешали друг другу. Имеется много других частей, которые выполняют свои функции. Сознательно человек хочет достичь определенного результата, но бессознательно у него действительно нет такой части, которая могла бы организовать и выполнять определенные действия.
Все остальные модели меняют реакцию, а новая реакция порождает иную стратегию поведения. Например, при вербальном рефрейминге содержания, вы просто меняете реакцию и предполагаете, что это породит более полезное поведение. Конечно, вы должны проверить это предположение, чтобы убедиться, что оно верно.
В шестишаговой модели рефрейминга вы меняете реакцию и просите творческую часть клиента найти альтернативные стратегии. Затем вы присоединяете новые стратегии к будущему и делаете экологическую проверку. Когда вы заключаете договор между частями личности, вы предполагаете, что у каждой из них есть уже нужные стратегии, и вам просто надо обеспечить им возможность чередования, разделить во времени, чтобы они не мешали друг другу в выполнении своих функций.
Рефрейминг содержания, модель договора и шестишаговый рефрейминг требуют предположить, что:
1. Альтернативные стратегии уже существуют.
2. Определенная часть может организовать себя для того, чтобы выполнить определенные действия, которые будут нужны.
Это весьма полезные предположения, но они не всегда верны. Если бы я взял одного из вас и поместил в кабину самолета "Конкорд", и вы бы были абсолютно спокойны и внимательны, и ни одна ваша часть не помешала бы вам, - вы по-прежнему не знали бы, как управлять самолетом. У вас просто нет соответствующим образом организованного поведения.
Чтобы такое поведение приобрести, вы должны пройти через процесс обучения. Именно в такой ситуации вы должны создавать новую часть. К этому мы стремимся в большинстве процессов обучения и тренировки.
Несколько лет назад мы проводили семинар на Северо-Западе - там одна женщина имела фобию. Она боялась проезжать через дорожные развязки. И вместо того, чтобы отнестись к этому как к фобии, что было бы гораздо более элегантно, мы произвели с ней стандартное шестишаговое переформирование. Мы не рекомендуем вам, чтобы вы использовали рефрейминг при фобиях, поскольку в этом случае ваши клиенты начнут использовать фобию как сигнал. Однажды они свалятся в фобию, и будет очень трудно сделать с ними что-нибудь еще. Однако, тогда мы продемонстрировали именно переформирование, чтобы показать, что при фобиях это возможно.
Мы сказали этой женщине: "Посмотрите, у вас есть часть, которая пугает вас так, что у вас возникает сердцебиение и одышка, когда вы проезжаете по дорожным развязкам." Обратитесь внутрь себя и постарайтесь уверить эту часть в том, что мы знаем, что она делает что-то очень важное. И затем спросите, хочет ли эта часть поговорить с вами. У женщины была очень сильная положительная реакция, поэтому мы сказали: "А сейчас снова обратитесь внутрь себя и спросите эту часть, не могла бы она сказать вам, что она старается сделать для вас, пугая вас в те моменты, когда вы проезжаете по дорожным развязкам".
Женщина снова обратилась внутрь себя, и затем ответила нам: "Ну, она сказала, что не хочет мне об этом говорить".
Вместо того, чтобы делать подсознательное переформирование, мы сделали нечто, что может показаться, забавным, но я это делаю время от времени, когда у меня возникают подозрения, или так называемое интуитивное предвидение. Мы попросили ее обратиться внутрь себя и спросить, знает ли вообще эта часть о том, что она делает для нее. Когда она вернулась, то сказала: "Ну… я… не верю в то, что она говорит". Мы спросили: "Да? Ну, попросите ее сказать правду". Она снова обратилась внутрь себя и снова сказала: "Я не хочу верить в то, что она сказала". Мы спросили: "Но что же она сказала?" Она ответила: "Она забыла!"
А сейчас, как бы забавно это тогда ни звучало я думаю, что это был великолепный ответ. В каком-то смысле это очень понятно. Мы живем очень долго. Если какая-то часть организовала, свое поведение, для того, чтобы достичь определенной цели, а вы сильно и постоянно сопротивляетесь и боретесь против нее, то эту часть может так поглотить борьба, что она забудет, почему организовала свое поведение именно так. Это реальная возможность. Я думаю, что многие из вас бывали так поглощены спором, что где-то посредине забывали, что вы в этом споре хотели - доказать. Точно так же обстоит дело и со скупцами. Они забывают, что деньги предназначены только для того, и полезны только тогда, когда вы способны их тратить. Части, подобно людям, часто забывают о целях.
И вместо того, чтобы производить тут массу сложных процедур, мы сказали: "Смотрите, это очень могущественная часть вашей личности. Думали ли вы когда-нибудь о том, как она могущественна? Каждый раз, когда вы проезжаете по развязке, эта часть способна на то, чтобы напугать вас до одышки и сердцебиения. Это просто удивительно. Не хотели бы вы иметь такую часть на вашей стороне?" Женщина ответила: "О! На моей стороне нет ни одной такой части!" Тогда мы попросили ее: "Обратитесь внутрь себя и спросите эту часть, не хотела бы она сделать что-то конструктивное для вас, что было бы в то же время достойно ее таланта?" Конечно же часть ответила: "О, да!" Тогда. мы сказали: "Снова обратитесь внутрь себя и спросите эту часть, не хотела бы она отвечать за то, что вы всегда при проезде по дорожной развязки чувствовали себя спокойно, были бы внимательны и осторожны, ровно дышали и находились бы в своем сенсорном опыте. Часть ответила: "Да, да, я буду это делать". Затем мы заставили женщину представить несколько ситуаций, когда она проезжает по развязкам. До этого она не могла свободно представить себе это. Для нее было достаточно зрительного образа дорожной развязки, чтоб впасть в состояние ужаса. Даже мысли об этом для нее не было достаточно. Когда же она представила себе все это после нашей процедуры, то осталась совершенно спокойна. Затем мы посадили ее в машину, и она целых три часа ездила по развязке, чем осталась страшно довольна.
Тогда это показалось мне любопытным, я подумал: "Если у вас может быть такая часть, которая болтается без дела и мало к чему пригодна, и вы можете дать ей другую. работу, то тогда вероятнее всего вы можете построить новую часть из любых случайных элементов!" Когда я подумал об этом, то осознал, что именно это делает транзактный анализ. Транзактный анализ предлагает трудоемкую процедуру для построения трех частей - взрослого, родителя и ребенка. Мичиганские транзактные аналитики строят девять частей. Если вы можете построить девять частей, - вы можете построить любое их количество. Если вы можете построить "критического родителя", который бы мучил вас все время, то вы должны быть способны построить все, что, угодно.
Если вы начнете думать об этом, то придете к выводу, что большинство терапевтических школ учат вас тому, как организовать свои части. Гештальт-терапия строит нижнюю и верхнюю части. Психосинтез подходит к этому несколько более творчески: они берут большой круг и получается, что у вас целое стадо частей. Тем не менее все они должны быть известными, неизвестных частей нет.
Как правило, части описывают, в терминах поведения, отвечая на вопрос, что они делают. Если вы изучали психосинтез или транзактный анализ, вы знаете, что обычно части выделяют, создают и описывают в терминах, характеризующих, как данная часть себя ведет. Например, если вы участвовали в собрании частей у Вирджинии Сатир, у вас могла быть "глупая" часть, т.е. часть, которая заставляет вас действовать глупо. В конце эта часть из глупой превращалась в вашу способность учиться для своей собственной пользы или в способность задавать вопросы, т.е. в какую-то часть, которая отныне способна на позитивное поведение. Поведение превращалось из деструктивного в конструктивное. Однако, это поведение, по-прежнему оставалось вне связи с результатом. Это очень важное различие. Мы строим части, чтобы достигать определенных результатов. Части, созданные посредством случайных процессов, которые используются в терапии, обычно реализуют какое-то поведение, но не достигают результатов.
Каждый вид терапии, который я изучал, имеет внутри себя какой-то способ построения частей. У некоторых людей не бывает подсознания, пока они не пройдут через гипноз. Если вы верите в то, что подсознание существует априорно, тогда в один прекрасный день, вы кого-нибудь загипнотизируете, а когда его сознание уйдет, вы останетесь в одиночестве. Так было со мной. Вы не можете предположить, что все уже имеется в наличии. Иногда у человека все имеется в сознании. Иногда в сознании почти ничего не происходит, но человек имеет подсознание, организованное как единое целое. Иногда это происходит в результате терапии, иногда - в результате опыта.
Независимо от того, как возникли части, люди привыкли их описывать в терминах поведения. Они почти никогда не описывают поведение в его отношении к результатам, т.е. не говоря о том, что это поведение дает им. На одном из моих первых семинаров для транзактных аналитиков я сказал, что убежден, в том, что каждая часть каждой личности представляет собой ценные ресурсы. Одна женщина сказала, что "это самая глупая вещь, которую я когда-либо слышала!"
"Ну, я не сказал, что это так на самом деле. Я сказал только, что если вы как терапевт, будете в этом убеждены, то добьетесь гораздо большего". "Ну это просто смешно". "Что заставляет вас верить в то, что это просто смешно?"
"У меня есть части, которые совершенно бесполезны. Все, что они делают - это стоят мне поперек дороги". "Назовите одну из этих бесполезных частей". "Что бы я не начинала делать, у меня есть такая часть, которая говорит мне, что я никогда не смогу этого сделать, я потерплю неудачу. И это заставляет меня прикладывать вдвое больше усилий, чем это надо". "Я бы хотел говорить прямо с этой частью".
Это всегда действует на транзактных аналитиков, к слову говоря. Говорить с какой-либо частью - этого не содержится в модели транзактного анализа. Так что если вы посмотрите через левое плечо, говоря с этой частью, это его просто поразит. Это также эффективный якорный механизм. С этого момента всякий раз, когда вы посмотрите через его левое плечо, эта часть будет знать, что вы говорите прямо с ней.
Итак, я сказал: "Я знаю, что эта часть делает нечто очень важное для вас, и очень тщательно относится к тому, что делает. И если даже вы не цените этого, то это ценю я. А сейчас я бы хотел сказать этой части, что если бы она захотела проинформировать ваше сознание о том, что она делает для вас, то тогда бы она получила от вашего сознания совершенно заслуженную положительную оценку". Затем я попросил ее обратиться внутрь себя и спросить эту часть, что такого позитивного она для нее делает. Эта часть прямо ответила: "Я мотивирую вас". Когда она мне это сказала, то добавила: "Мне это кажется странным". Тогда я сказал: "Знаете, я думаю, что вы ни за что не сможете - прямо сейчас выйти сюда ко мне и продолжать работать со мной перед аудиторией". Она немедленно поднялась с места, решительно прошла вперед и села рядом со мной лицом к аудитории
Те из вас, которые изучали стратегии, знают, что это была демонстрация феномена под названием "паттерная реакция". Это часть была просто нейролингвистическим программистом, который знал об утилизации. Эта часть знала, что если она скажет: "Да, ты можешь поступить в колледж, ты вполне можешь это сделать", то она ответит: "Нет, я не могу этого сделать". Но если же она сказала бы: "Ты никогда не сможешь получить Диплома", то она ответила бы: "Как это? ", пошла бы, поступила в колледж и окончила бы его.
В определенное время я начал понимать, что не важно, как вы организуете себя, или какие части выстроите, но если модель описывает части в связи с их поведением, то:
1. Вы относитесь к частям несправедливо,
2. Вы можете быть правы, а это было бы опасно. Если у вас действительно есть часть, которая не имеет позитивных функций, которая является, например, критической или деструктивной, то что вы будете тогда делать? Экзорсизм?
Я знаю в Санта-Крус одного терапевта, который занимается экзорсизмом. Экзорсизм - это ужасно, он занимает очень много времени и имеет очень неприятные последствия. Этот человек "открыл" целую эпидемию множественных личностей, никто в нашей стране этого еще не открывал! И он никогда даже не смог осознать, что именно он создал их.
Я бы не рекомендовал вам экзорсизм как подход. Я склонен скорее связывать части с результатами, причем не важно, связаны ли они на самом деле. Если вы будете действовать, так, как если бы они были связаны, то они свяжутся. Если вы имеете результат, у вас больше нет необходимости изгонять части. Вы просто даете им возможность нового поведения.
Если у кого-то нет части, которая предназначена для того, чтобы делать что-то определенное, вы можете ее построить, но вы должны быть уверены, что эта часть предназначена для того, чтобы достичь определенного результата. Если вы не умеете открывать двери, то вы можете создать часть, которая умеет открывать двери. Это звучит. просто, но на самом деле это нечто сложное. Тем не менее это нечто, чем мы занимаемся все время. У всех вас есть части, которые делают что-то определенное. Все, что мы делаем с частями и с переформированием - это то, что люди делают постоянно. Это естественно возникающие процессы.
Я считаю, что у людей есть тенденция организовывать себя в терминах результатов, которые являются контекстуальными. Мужчина ведет себя определенным образом, - находясь рядом со своей женой, но он ведет себя совершенно иначе со своими коллегами по работе. У него есть совершенно различные наборы реакции для достижения различных результатов. Обычно это называют "ролевой теорией", и я думаю, что в определенном смысле ролевая теория была на правильном пути. Однако терапевты зашли в тупик, стремясь доказать, что это и все, что было в ролевой теории.
Многие ученики Б. Ф. Скиннера зашли в тупик тем же самым способом. Они считали, что поскольку Скиннер не загадывал в "черный ящик", то в нем никогда ничего и не было. Но Скиннер не говорил: "В черном ящике ничего нет". Он говорил: "… я не собираюсь открывать его". Это два совершенно разных утверждения. Ученики Скиннера поняли так, что в черном ящике ничего нет. Но изучив Скиннера, я не считаю, что он намеревался сказать именно это. Тем не менее, мы знаем, как устроены многие люди: если они чего-то не видят, то это для них и не существует. Чтобы построить часть для достижения определенного результата, нужно прежде всего идентифицировать "потребность".
|