2. Говорить неопределенно.
Речь без отрицаний.
Когда вы будете предлагать визави погрузиться в некоторое переживание, или когда вы будете описывать в своей речи некоторые ощущения, которые вы намерены вызвать у него, вам следует говорить о том, что он должен делать, а не о том, чего визави делать не должен.
У отрицаний есть интересное свойство: они существуют в нашем обыденном языке — языке сознания, но не в подсознании. Для подсознания отрицания ничего не значат. Чтобы проиллюстрировать этот научный факт, сделайте простое упражнение. Точнее, хорошо подумайте и ответьте себе на один вопрос: что вы представляете, что воображаете или чувствуете внутри себя, когда слышите фразу: «Собака не гонится за кошкой»?
Скорее всего, вы увидите некоторую внутреннюю картинку, содержанием которой могут быть такие сюжеты:
— Собака стоит, и кошка тоже стоит;
— Либо собака спокойно идет, и кошка тоже спокойно идет, не обращая внимания на собаку;
— Либо собака все таки гонится за кошкой, но потом они обе исчезают.
Таким образом, фраза, имеющая смысл для вашего сознания, для вашего логического мышления, не имеет никакого смысла для вашего подсознания, для вашего внутреннего мира. И, следовательно, вместо того, чтобы говорить: «У вас нет этого, этого, и того тоже нет» — лучше сказать о том, что должно быть, о том, что есть.
Если вы говорите нечто вроде «вас ничто не беспокоит, не тревожит» и т. д., то на самом деле вы предлагаете визави сначала побеспокоиться, потревожиться, а потом каким то способом понять, что этого делать не нужно, и тогда уже убрать беспокойство и тревогу. Не лучше ли и не экономнее ли было бы сказать сразу: «Вы можете почувствовать себя более спокойно и расслабленно»?
Но в некоторых случаях отрицания могут сыграть очень хорошую и положительную роль, если конечно их правильно расставить в выражении: «вы можете не видеть и не чувствовать, но за то вы можете прекрасно слышать меня» или «не будьте наивны, не доверяйте, а просто смотрите, слушайте и делайте выводы».
Говорите общими фразами. При наведении гипноза ваши фразы должны быть довольно общими. Вы должны говорить о внушаемом переживании поверхностно с употреблением слов, не относящихся к определенной модальности. Это нужно для того, что бы оставить субъекту свободное пространство для заполнения конкретными впечатлениями о переживаемом чувстве. Например, вместо классической фразы «вы чувствуете тепло правой руки лежащей на правом бедре», лучше будет сказать «вы чувствуете температуру своей руки лежащей на бедре». Люди в большинстве случаев чувствуют тепло своей руки, но что вы будете делать, если окажется что ваш визави, чувствует холод руки. Поэтому, сказав, что он чувствует температуру своей руки, вы тем самым избавите себя от риска допустить ошибку.
Описывайте своему собеседнику скорее класс или тип переживаний, нежели сами эти переживания. Для каждого человека одни и те же слова несут разное представление. (Например, слово «покой» для вас и для него будет иметь очень разное значение. То есть, вы будете представлять себе совершенно разные ситуации, связанные с «покоем», но класс переживаний этим словом обозначается вполне удовлетворительно). Поэтому, используя общие слова, не конкретизирующие ситуацию и не относящиеся к определенной модальности помогут вам навести транс намного быстрее и без риска допустить не нужных ошибок.
Интонации .
С помощью интонации вы можете более интенсивно привлечь внимание собеседника к своим высказанным словам. Если вы сделаете свою речь ритмичной с помощью интонаций, то люди будут легко подстраиваться к вашему ритму, и связывать полученный в ходе такой подстройки внутренний отклик с интересом к сообщению, наложенному на ритм. Очень хорошо сочетать ритм с описанием повторяющихся процессов или ритмических процессов: шум падающих капель, качание лодки, горение костра и т.д.
Например, вы можете описывать горение костра и играние языков пламени… которые ярко вспыхивают… и утихают… и каждый раз, ярко вспыхивая… раздается резкий треск горящих ветвей…которые потом успокаиваются… и тихо горя… мягко и легко пощелкивают своим необычным легким звуком… а вдали… где то при серебряном свете луны… виднеется лодка, которая качается на волнах…то верх, то вниз…и это очень спокойное и медленное качание…качание лодки… вверх и вниз…
Также с помощью интонаций вы можете привлечь внимание многих людей, есть даже стандартных шаблон привлечения внимания с помощью интонаций: понижающая интонация при описании проблемы, повышающая к концу описания, пауза, повышающая интонация при описании решения. Это типичный шаблон политиков и сказочников:
И помер Кощей Бессмертный… а Иван Царевич с молодой женой…вернулся к батюшке домой…
Нет, господа, вы только посмотрите на него… вчера он пытался обмануть нас…а сегодня просит денег взаймы…
Чередованием интонаций мы создаем некоторый включенный в речь ритм, и это заставляет людей реагировать более интенсивным усвоением сказанного.
Речь гипнотизера с использованием стратегии субъекта.
Во время общения с субъектом, гипнотизер использует слова предикаты ведущей модальности собеседника, но для более эффективного воздействия на субъекта можно использовать его стратегию.
Не существует человека, который бы пользовался одной модальностью на все случаи жизни. Мы только предпочитаем одну модальность, а пользуемся всеми тремя, причем делаем это в какой то последовательности для окончательного принятия решения. Эта последовательность, индивидуальная для каждой группы задач, которые мы решаем, называется «внутренней стратегией».
Так, например, когда я пишу эту книгу, то каждая фраза вначале отсылает меня в аудиальную модальность: я вспоминаю, что говорил на семинаре, и о чем меня спрашивали слушатели. После этого я перехожу в зрительную модальность, представляя себе, как будет выглядеть на бумаге напечатанная фраза. И затем я обращаюсь к кинестетической модальности, пытаясь почувствовать, будет ли текст интересным и понятным. Если не использовать названия модальностей, то мою стратегию можно описать так: «слышу— вижу— чувствую». Эта стратегия будет работать у меня при написании любого текста — письма, статьи, записки.
В другой ситуации, скажем, при выборе партнерши для танца, я буду пользоваться другой стратегией: «вижу— чувствую— говорю себе» (вижу симпатичную женщину, чувствую, что она мне приятна, говорю себе, что имеет смысл пригласить ее на танец). Для разных задач — разные стратегии, при написании текста я пользуюсь первой, а приглашая кого либо провести со мной время, — второй.
Для простых задач стратегия тоже может быть простой, включающей в себя не три, а две модальности: «вижу чувствую», «слышу чувствую». Практическую ценность имеет стратегия принятия решений вашим деловым партнером при заключении сделки, подписании договора. К счастью, люди точно так же не скрывают свои внутренние стратегии, как не скрывают свою ведущую модальность: стратегии обозначаются последовательностью движения глазных яблок в период обдумывания вашего делового предложения, или типичной последовательностью слов предикатов, которую ваш партнер совершенно с покойно допускает при разговоре. Навык использования внутреннем стратегии делового партнера является более сложным по сравнению с предыдущими, и на семинаре, посвященном теме гипноза, его не отрабатывали. Пример использования такого навыка я все же приведу; это — опять пример А. Ситникова:
"…Я хотел рассказать один пример, очень понятный для бизнесменов. У нас была необходимость договориться с очень важным человеком. Мы встретились с ним и высказали все наши доводы. А он говорит: «Слушайте, ребята, я думаю, нам не о чем с вами разговаривать. Мы не будем с вами говорить». Мы послушали его лекцию. На лекции он делал такой паттерн (шаблон, стереотип), движение: "Я подумал, что это было бы очень ярко, если бы это было легко" (исполняется в соответствующих модальностях). И такие паттерны у него повторялись постоянно. Мы подходим к нему после лекции и говорим: "Мы вас сейчас послушали, и у нас возникло представление, что у нас есть возможности для тесного сотрудничества". Мы сами не ожидали, что он нам так ответит: «Ребята, вот так бы сразу и сказали». Мы не добавили ни одного довода. Мы просто дали ему возможность воспринять информацию в понятном для него виде. Он увидел все так, как он видит информацию, понятную ему. И, как понятную информацию, соответствующим образом оценил".
Из приведенного примера понятно, что использование внутренней стратегии делового партнера сводится к организации собственного сообщения таким способом, чтобы в этом сообщении слова предикаты чередовались так же, как чередуются соответствующие модальности в стратегии партнера.
Упражнения.
4.1 Наедине с собой потренируйте свой гипнотический голос. Ваш голос должен быть без малейшего напряжения, чистым сильным и приятным. Говорите отчетливо, ясно и понятно. Без всякой спешки и боязни. Ваш голос должен выражать непоколебимую силу гипнотизера, но в то же время должен быть приятным, мелодичным и хорошо модулированным.
4.2 На некоторое время забудьте об отрицании «не». Словно ее в вашем языке не существует, и никогда не было. Старайтесь следить за своей речью и вместо слов с отрицанием «не» вставляйте слова подходящие по смыслу предложения. После того как вы убедитесь, что можете ловко заменять слова с частицей «не», не слова без этой частицы. Можете, вернутся к привычной вам речи и только когда описывайте переживания пользуйтесь правилом говорить без «не».
4.3 Описывая переживания, говорите максимально, не определенно, образно, используя слова, не относящиеся к определенной модальности. Проводя гипнотизацию, измените свой темп и громкость речи, по сравнению с вашей обыденной, повседневной речью. Если вы сталкнулись с описанием ритмических процессов или повторяющихся процессов, то сделайте свою речь тоже ритмичной.
4.4 Отслеживая стратегию визави, следите за последовательностью движения глазных яблок в период обдумывания вашего предложения или за последовательностью слов предикатов. После чего стройте свое высказывание с помощью стратегии субъекта, с употреблением тех же слов и в той же фразовой последовательности, как делает он.
Календарный порядок выполнения упражнений.
Все упражнения выполняйте последовательно, вначале два дня выполняйте упражнение 4.1, затем два дня 4.2 и в конце недели выполняется упражнение 4.3 три дня. Упражнение 4.4 довольно сложное для начинающего гипнотизера и его выполнение можете отложить на пару недель, пока не наберетесь достаточного опыта, после чего в свободное от работы и от занятий время постарайтесь выполнить его 10 раз меня при этом каждый раз собеседника.
Упражнения считаются выполненными, если при гипнотизации или описании переживаний, вы спокойно можете говорить без отрицания «не» и довольно максимально неопределенно.
Урок 5
Не бойся, что не знаешь — бойся, что не учишься.
Наведение транса через ассоциацию.
Человеческий мозг работает всегда по ассоциации, то есть если человеку говорить слова, которые описывают ощущение, то эти ощущения будут возникать не зависимо от сознания визави.
При таком способе гипнотизирования практически не бывает сопротивления со стороны собеседника. Вы вызываете у людей нужное состояние посредством описания тех ощущений, которые нужно вызвать. Единственное что от вас потребуется это поэтичность. Сделать свой рассказ поэтичным.
Организуйте свою речь так, что бы она была как можно более плавной, без запинок и резких толчков. Откажитесь от телеграфного стиля и пусть ваши слова текут свободно и мягко. Подобный эффект достигается благодаря использованию переходных слов: «если», «когда», «если…то», «и» т.д. Используйте союзы и союзные слова. Именно они придадут вашей речи оттенок закругленности и гибкости, что достаточно быстро позволит вашему визави войти в гипнотическое состояние. Подобный фактор объясняется тем, что, когда вы не делаете резких пауз между предложениями, сознание субъекта не успевает контролировать вашу информацию и снижает свои критические функции. Таким образом, вам не придется тратить время на лишнее убеждения и аргументы. Ваша речь сама по себе будет оказывать гипнотическое воздействие.
Пример: «Позвольте мне поделиться с вами историей об одном моем приятеле.
Он как— то рассказывал мне о том, что происходило с ним каждый раз, когда он читал мою книгу. И по мере того, как он читал, он начинал осознавать некоторые явления…
В процессе чтения он мог внезапно осознать своеобразие формы и черноты букв… И когда он осознавал это, он осознавал также, как велик контраст между черными буквами и белой бумагой…
Потом он мог внезапно осознать то, что белый бумажный лист — очень гладкий на ощупь… И когда он осознавал это, он начинал чувствовать, как поднимается и опускается его грудь во время дыхания… и как при каждом вдохе и выдохе его голова совершает легкие кивательные движения…
Сравните:
Вариант 1: Мы здесь собрались для решения важной проблемы. Каждый из нас должен проявить предельную активность и внимание. Будьте серьезны. Настройтесь на деловой лад. Нам необходимо интенсивно проработать содержание нашей задачи.
Вариант 2: Итак, мы здесь собрались для решения важной проблемы, которая позволит, каждому из нас проявить предельную активность и внимание. Если вы будете серьезными и настройтесь на деловой лад, то я думаю, мы сможем интенсивно и эффективно проработать содержание нашей задачи.
Внушение через приказные слова.
Вы можете дать субъекту прямое внушение, если будете выделять нужные слова с помощью речи.
Пример: Итак, мы здесь собрались для решения важной проблемы, которая позволит, каждому из нас должен проявить предельную активность и внимание . Если вы будете серьезными и настройтесь на деловой лад, то я думаю, мы сможем интенсивно и эффективно проработать содержание нашей задачи.
При проговаривании такого слова приказа вам необходимо сменить интонацию, говорить тише или громче, тем самым, выделяя такое слово из контекста. Выделять такие слова можно не только с помощью интонации, но и с помощью темпа речи, прикосновений, пощелкиваний, постукиваний и т.д.
Способы выделения сообщений.
А. Речевые (аудиальные) способы:
— изменение громкости речи (громче тише);
— изменение темпа речи (быстрее медленнее, паузы);
— изменение интонации (повышающаяся понижающаяся);
— сопутствующие речи звуки (хлопок в ладоши, пощелкивание пальцами, постукивание по столу);
— изменение локализации источника звука (справа слева, спереди сзади);
— изменение тембра голоса (жесткий, "металлический» мягкий, «вкрадчивый»).
B. Визуальные способы (жестикуляция, мимика, пантомимика):
— изменение положения тела (наклон, поворот);
— жестикуляция руками, пальцами рук;
— характерная последовательность жестов (пантомимика);
изменение мимики.
C. Кинестетические способы:
— простое прикосновение,
— поглаживание,
— похлопывание по плечу, по спине,
— пожатие руки.
D. Смешанные способы:
— изменение дистанции до собеседника (приближение — удаление, наклон тела к собеседнику — от собеседника);
— речь, совмещенная с поворотом головы;
— движения, совмещенные со звуками (демонстративное постукивание пальцами по столу, пощелкивание пальцами при жестикуляции).
Выделяя такие слова, подсознание человека реагирует на них и воспринимает эти слова автоматически, как отдельные команды, в то время пока сознание воспринимает весь текст в целом.
Одно условие при этой технике гипнотизирования, это то, что выделять такие приказные слова нужно на выдохе визави. Произнося на выдохе собеседника, он воспринимает ваше слово как свою внутреннюю речь.
Гипнотизация через встроенное сообщение.
С помощью интонации (темпа, прикосновения и т.д.) можно выделять целые фразы для наведения гипноза. Такая техника получила название Эриксонианского гипноза, которую основал М.Эриксон. Проводя терапию Эриксон описывал, какой ни будь случай или на фоне беседы вставлял внушающую фразу с гипнотическим подтекстом «приятное спокойствие», «желание отдыхать» «чувствовать себя хорошо, комфортно» и т.д. Так М.Эриксон проводя терапию овощеводу, внушал: «Растение, может чувствовать себя хорошо (подтекст — вы можете чувствовать себя хорошо)… Забавно разговаривать о растении томата чувствующем себя хорошо, не так ли»…
В виде примера лучше будет привести самые известные истории самого М. Эриксона:
«…Джо был цветоводом. Он начал свою карьеру, торгуя на улице цветами. Джо откладывал заработанные деньги, чтобы снова приобрести цветы, потом продать их, купить новые и т. д. Вскоре он смог купить небольшой участок земли. Теперь у него появилась возможность иметь еще больше цветов. Он выращивал их с такой любовью и так наслаждался их красотой, так хотел поделиться этой красотой с другими, что дело его шло прекрасно, и он приобретал все больше земли, чтобы выращивать на нем все больше цветов, и т. д., и т. д. В конце концов, он стал ведущим цветоводом одного большого города. Джо страстно любил свое дело, был полностью поглощен им, и в то же время был хорошим мужем, хорошим отцом, хорошим другом и очень уважаемым членом местного общества. Но вот в роковой сентябрьский день хирургам пришлось удалить опухоль, возникшую у него на щеке, стараясь не слишком обезобразить лицо Джо. Опухоль оказалась злокачественной. Была назначена радикальная терапия, но врачи вынуждены были признать, что “слишком поздно”.
Больному сообщили, что ему остался месяц. Что и говорить, Джо был сокрушен и подавлен. Мало того, его мучили сильнейшие боли.
Когда подходила к концу вторая неделя октября, родственники Джо попросили автора как можно быстрее посетить его в клинике и попытаться с помощью гипноза облегчить его страдания, поскольку наркотические препараты уже мало помогали. Узнав о прогнозе, данном Джо, автор без особого энтузиазма согласился приехать, поставив условие, что в день визита вся медикаментозная терапия будет отменена с четырех утра. Врачи, лечившие Джо, любезно согласились это сделать.
Перед самой встречей с пациентом автора предупредили, что он не выносит даже упоминания слова “гипноз”. Вдобавок к этому один из детей Джо, молодой врач, проходивший стажировку в известной психиатрической клинике, тоже не верил в гипноз. На него не мог не повлиять тот факт, что сотрудники этой клиники разделяли самое скептическое отношение к гипнозу. Там не было, насколько известно автору, ни одного врача, который имел бы малейший непосредственный опыт в этой области. Итак, этот молодой врач должен был присутствовать при встрече автора с Джо, и тот, очевидно, знал о его отношении к гипнозу.
Джо встретил автора очень любезно и приветливо. Скорее всего, он не знал о причине визита. При осмотре пациента, оказалось, что пораженный участок щеки и шеи, по сути, отсутствовали в результате продолжавшихся после операции процессов изъязвления и некроза. Джо была сделана трахеотомия, поэтому он не мог говорить. Он общался с помощью карандаша и бумаги, пачки которой были у него всегда под рукой. Меня проинформировали, что каждые четыре часа Джо получает наркотики… и мощные дозы седативных препаратов барбитуратовой группы. Спал он мало. Рядом с ним постоянно находилась дежурная сиделка. Джо то и дело вскакивал с кровати и писал бесчисленные записки. В одних из них он писал что то по поводу работы, в других обращался к семье, но чаще всего это были жалобы на страдания, которые он испытывал, и требования дополнительной помощи. Острая боль мучила его беспрерывно, и он никак не мог понять, почему врачи не могут делать свое дело так же хорошо, как он делал свое. Ситуация, в которую он попал, просто бесила его. Он расценивал ее как неудачу, а главным мерилом в его жизни всегда был успех, которого можно добиться честным трудом. Когда дела в его бизнесе шли плохо, он делал все, чтобы их поправить. Почему же врачи этого не делали? У них ведь есть обезболивающие средства, почему же они позволяют ему страдать от такой нестерпимой боли?
После того как нас представили друг другу, Джо написал: “Чего вы хотите?” Этот вопрос послужил хорошим началом для применения автором его метода наведения гипнотического транса и снятия боли. Здесь не будет полностью воспроизведено все, что говорилось во время сеанса, поскольку многие части этого длинного монолога повторялись по несколько раз, причем не обязательно в одной и той же последовательности, и нередко в сокращенном виде, когда делалась ссылка на то, что говорилось раньше, и нужно признаться, что автор очень сомневался в возможности какого бы то ни было результата, так как помимо тяжелого физического состояния у Джо наблюдались явные признаки интоксикационных расстройств, вызванных приемом большого количества медикаментов. Несмотря на то, что автор весьма невысоко оценивал шансы на успех, он был уверен в одном — что должен и может оставить свои сомнения при себе, и всем своим поведением, тоном каждого сказанного слова показать Джо, что он искренне заинтересован в нем и хочет ему помочь. Если даже только это сообщение можно было бы донести до Джо, то уже одно это принесло бы некоторое облегчение и самому Джо, и его семье, и медсестрам, которые располагались в соседней комнате и которым все было слышно.
Автор начал: “Джо, я хотел бы побеседовать с вами. Я знаю, что вы — цветовод, и занимаетесь выращиванием цветов. Знаете, сам я вырос на ферме в Висконсине, и я тоже любил выращивать цветы. И до сих пор люблю. Ну вот, я хотел бы, чтобы вы сели в это уютное кресло, а я буду говорить. Я расскажу вам о самых разных вещах, но не о цветах пойдет речь, потому что вы знаете о цветах намного больше меня. Не о цветах. Это не то, чего вы хотите. (Читатель заметит, что определенный шрифт используется для выделения вкрапленных гипнотических внушений. Это могут быть отдельные слоги, слова, фразы или предложения, произносимые с особой интонацией). “А теперь я спокойно могу начать свой рассказ, и мне хотелось бы, чтобы вы спокойно слушали меня , пока я буду рассказывать о саженцах помидора. Вы, может быть, и удивитесь. С чего бы нам говорить о помидоре . Семечко помидора сажают в землю и с надеждой ожидают , что из него вырастет растение и даст плод, который принесет удовлетворение . Семечко впитывает влагу, это не очень трудно , потому что этому помогают дожди, которые несут мир и покой , и радость роста всем цветам и помидорам. Это маленькое семечко, Джо, медленно набухает и выпускает маленький корешок с цилиями. Вы, может быть, не знаете, что такое цилии: цилии — это такие штуки, которые работают , чтобы помочь семечку помидора вырасти, пробиться из земли наверх, а вы можете просто слушать меня , Джо, пока я буду продолжать свой рассказ. Вы можете слушать и слушать меня, и удивляться, просто удивляться тому, что вы действительно можете узнать. Вот вам карандаш и блокнот, а что касается помидора, то он растет очень медленно. Вы не видите , как он растет. Вы не слышите , как он растет, а он растет себе: пробиваются первые крохотные листочки, стебель покрывается нежными волосками, потом такие же волоски появляются и на листьях. Они очень напоминают цилии на корнях, и, должно быть, позволяют растению чувствовать себя очень хорошо, очень уютно , если вы можете представить, что растение может чувствовать. Вы не видите , как оно растет, вы не чувствуете , как оно растет но вот еще один листок появляется на этом крохотном стебельке, а потом еще один. Как знать, пусть это звучит по детски наивно, но, может быть, куст помидора действительно ощущает покой и мир , пока растет. Каждый день он растет, и растет, и растет. Какой покой ощущаешь , Джо, когда наблюдаешь, как растет растение, но не видишь его роста и не чувствуешь его, а только знаешь, что все идет к лучшему для этого маленького помидора, на котором появляется еще один листок, и еще один, и новая веточка, и он спокойно себе разрастается во всех направлениях…”. (Многое из вышесказанного было к этому моменту многократно повторено, иногда — отдельные слова, иногда — развернутые предложения. Немаловажным соображением было находить такие разные словесные формулировки для одних и тех же идей, а также многократно повторять гипнотические внушения).
Через некоторое время после начала сеанса в комнату на цыпочках вошла жена Джо с листом бумаги, на котором было написано: “Когда вы намерены начать гипноз?” Автор не мог рассмотреть надпись на листе, и ей пришлось положить лист прямо перед ним, и, соответственно, перед Джо. Не прерываясь, автор продолжал описывать помидор, а супруга Джо, взглянув на мужа, заметила, что он ее совершенно не видит и даже не подозревает о ее присутствии, находясь в сомнамбулическом трансе. После этого она сразу же удалилась.
“…А вскоре на растении завяжется первая почка. Неважно, на которой из веточек это произойдет, ведь скоро все веточки, весь куст помидора покроются такими же нежными почками. Интересно, может ли помидор, Джо, испытывать ощущение покоя ?
Знаете, Джо, растение — чудесная штука, и так приятно, так забавно думать о нем, как о человеке. Могло бы такое растение испытывать приятные ощущения, чувство покоя , по мере того как начинают формироваться крохотные помидорчики, такие крохотные, и все же убеждающие тебя в том, что сумеют пробудить твой аппетит, что вскоре тебе так захочется съесть спелый, подрумяненный солнцем помидор, так приятно наполнить желудок едой ? Как это прекрасно — ощущать себя ребенком, который хочет пить и утоляет жажду, хотеть пить, Джо, и утолять свою жажду. Вот что чувствует помидор, когда идет дождь и освежает все вокруг, и становится так хорошо (пауза). Знаете, Джо, куст помидора растет буквально каждый день, набирается сил день ото дня. Знаете, Джо, мне почему то кажется, что помидор может испытывать в полной мере покой и уют каждый день. Знаете, Джо, буквально каждый день, день ото дня. И то же происходит со всеми на свете помидорами».
Внезапно Джо вышел из транса, стал проявлять признаки дезориентации, вскочил на кровать, принялся размахивать руками. По всем признакам его поведение напоминало характерные приступы, которые возникают вследствие барбитуровой интоксикации. Казалось, Джо совсем не видит и не слышит автора. Однако неожиданно Джо спрыгнул с постели и двинулся в направлении автора. Руку Джо свела сильная, но кратковременная судорога. Была вызвана сиделка. Она вытерла испарину с его лба, сделала перевязку и дала через трубку немного воды со льдом. После этого Джо позволил автору вновь усадить себя в кресло. В ответ на попытку автора поинтересоваться состоянием его предплечья, Джо схватил карандаш и бумагу и написал: “Рассказывайте, рассказывайте”.
«Ах, да, Джо, сам я вырос на ферме, и думаю, что семечко помидора — замечательная вещь. Подумайте, Джо, только подумайте, ведь в этом маленьком семечке на самом деле покоится так естественно, так уютно красивое растение, которое еще надо вырастить, которое родит такие забавные листья и ветки. Листья и ветки так красивы, такого красивого зеленого цвета: ты можешь действительно почувствовать себя счастливым, глядя на семечко помидора и, размышляя о том замечательном растении, которое в нем заключено, которое в нем мирно покоится, спокойно и уютно , Джо. Я сейчас пойду пообедать, а когда вернусь, мы продолжим».
Из записи этого сеанса видно, насколько просто гипнотерапевтические внушения могут быть включены в канву внушений, направленных на наведение транса и его поддержание. Последние в таком случае берут на себя дополнительную функцию своего рода носителя терапевтического воздействия. Особо следует выделить просьбу Джо, чтобы автор «рассказывал». Она означает, что несмотря на интоксикацию, периодически дававшую о себе знать в виде приступов, Джо был, вне всяких сомнений, доступен для контакта. Более того, он быстро усвоил именно то, что нужно, из этой абсурдной импровизации про семечко и росток, которую он выслушал от автора. У Джо не было, конечно, никакого интереса к бессмысленным и бесконечным рассуждениям о помидорном кусте. Он хотел избавиться от боли, хотел покоя, отдыха, сна. Вот к чему стремилась его душа, вот чего он страстно желал. Однако именно эта острая потребность заставляла его и в бормотании автора пытаться найти что то полезное для себя. И там был этот желанный смысл, причем выраженный в такой форме, что Джо мог, как бы непосредственно воспринимать его, совершенно не осознавая этого. Джо вышел из транса спустя считанные минуты после того, как автор произнес, казалось бы, совершенно невинную фразу: “…хочет пить, Джо”. Не составило особого труда и повторное введение в транс. Оно было достигнуто при помощи двух коротких фраз: «…подумайте, Джо, подумайте» и «…покоится так естественно, так уютно», включенных в достаточно бессмысленный набор идей. Однако, повторим: в этом, казалось бы, бессмысленном повествовании содержалось то, в чем так нуждался Джо, и он сразу же воспринял это.
Как рассказала сиделка, за обедом Джо был поначалу спокоен, но потом медленно стало нарастать беспокойство, и произошел очередной интоксикационный приступ. К тому времени, когда автор вернулся, Джо ждал его с нетерпением. Джо пожелал общаться с помощью записок. Некоторые из них невозможно было разобрать, так как писал он крайне торопливо и потом с раздражением их переписывал. Один из родственников помог автору расшифровать эти записки. Их содержание касалось самого Джо, его прошлой жизни, его бизнеса, его семьи, “ужасной прошлой недели” и “ужасного вчерашнего дня”. Там не было ни жалоб, ни требований, лишь несколько раз встречалась просьба к автору рассказать о себе. Наша беседа прошла достаточно успешно, по крайней мере, судя по тому, что возбуждение Джо постепенно улеглось. Когда же его попросили перестать расшагивать по комнате и сесть в кресло, которое он занимал прошедшим утром, он с готовностью выполнил эту просьбу и ожидающе взглянул в сторону автора.
«Знаете, Джо, я мог бы еще рассказать вам о росте помидора, и тогда, слушая мой рассказ, вы, вероятно, заснете, в самом деле, хорошо и крепко заснете» . (Это вводное высказывание по всем признакам есть не более чем малозначащая общая фраза. Если пациент реагирует на нее гипнотически, как это сразу же случилось с Джо, то все в порядке. Если же пациент не откликается, то сказанное вами было всего лишь несущественной проходной фразой. Случись так, что Джо не вошел бы мгновенно в транс, далее могли бы последовать вариации типа: “Но лучше давайте поговорим о цветке помидора. Вы, вероятно, видели в кино, как медленно медленно распускаются цветы, как они дарят ощущение умиротворенности, ощущение покоя, пока вы наблюдаете, как они раскрываются. Так прекрасно, так спокойно наблюдать все это. Можно испытать такой безграничный мир и покой, когда смотришь подобный фильм”.)
Автор не видит необходимости говорить что либо еще о технике наведения и поддержания транса, а также о рассеивании терапевтических внушений. «…» В тот день работа с Джо дала прекрасные результаты, несмотря на несколько вынужденных пауз, связанных с токсическими приступами и специальными перерывами, которые автор делал, чтобы оценить, насколько глубоко усвоено содержание гипнотических внушений.
Вечером Джо от души жал руку автора перед его отъездом. Интоксикационные проявления были заметно ослаблены. У Джо не было жалоб. Судя по всему, мучительная боль его оставила и он выглядел довольным и счастливым.
Родные Джо беспокоились, были ли даны ему постгипнотические внушения. Автор заверил их, что он их получил. Они были очень плавно введены в подробнейшее, со многими повторами описание роста помидора, а также содержались в особо интонационно выделенных фразах: «Вы знаете, Джо» ; «буквально каждый день… испытывать в полной мере покой и уют », “знаете, Джо, буквально каждый день, день ото дня. ” (…)
За месяц, проведенный дома, он прибавил в весе и силе. Изредка случался приступ боли, но его можно было купировать либо аспирином, либо 25 мг димерола. Джо был счастлив, что находился в кругу семьи. Поговаривали даже о некой важной и плодотворной деятельности Джо в этот период, о которой автор недостаточно информирован. «…» Хотя за прошедший со дня первой встречи месяц злокачественная опухоль продолжала прогрессировать, физическое самочувствие Джо значительно улучшилось».
История о стенографистке.
|