На четвертом шаге вы говорите партнеру, что вы у него наблюдаете из знакомых вам признаков транса: "Ваше дыхание стало более редким и глубоким, мышцы лица расслабились, тело расслаблено" - и т. д.
Пятый шаг - отсутствие установки или установка на "ничегонеделание". Вы можете кратко или подробно сообщить партнеру, что он ничего не должен делать. Это можно сказать примерно в таких выражениях: "Вам не нужно помогать мне, и не нужно мешать мне. Вы можете не слушать мой голос можете не смотреть на меня, либо можете смотреть очень внимательно. Вы можете ни о чем не думать или думать о чем угодно, хоть обо всем сразу… Здесь вообще нет ничего, что нужно делать". Так вы создаете ситуацию неопределенного ожидания, помогающую лучше использовать транс. Установка на "ничегонеделание" провоцирует подсознательный поиск процессов, нужных для изменений. (На уровне сознания это воспринимается так: "Если я не должен делать это, это и это, то что же я должен делать?").
Использованию транса, шестому шагу модели М. Эриксона, мы посвятим еще много времени, но сделаем это позже. Пока вы знаете, что можете дать партнеру (с целью использования транса) неопределенную приятную инструкцию конструктивного содержания.
И наконец вы возвращаете партнера из транса к ясному сознанию. В этом шаге есть свои тонкости, свои детали. Возвращение из транса должно быть постепенным - и чем более глубоким был транс, тем более медленным должно быть возвращение. Если человек всего лишь погружен в чтение интересной книги, а вы внезапно кладете руку ему на плечо, то он вздрагивает. Резкое, слишком быстрое возвращение к реальности из состояния погруженности в себя вызывает дискомфорт, а в идеале все, связанное с трансом, должно связываться у вашего партнера по преимуществу с приятными ощущениями. Поэтому возвращайте партнера из транса постепенно; хотя бы предупредите его о возвращении и дайте ему несколько минут для того, чтобы он вернулся к ясному сознанию. Иногда гипнотизер связывает выход из транса со счетом - "я буду считать до трех, и вы будете возвращаться к состоянию бодрствования". Счет необязателен, но вы можете описать возвращение в то же пространство (комнату, зал, кабинет), в котором ваш партнер находился бодрствующим, в тот же момент времени, в котором вы сейчас находитесь, верните партнеру ощущение тела и возможность самостоятельных движений. Вот, пожалуй, и все.
Вопрос из зала: Когда вы занимаетесь официальным наведением транса, вы всегда употребляете эти термины - транс, подсознание?
С. Горин: Нет, я стараюсь использовать более понятные слова. Вместо слов "сознание" и "подсознание" можно говорить о том, что происходит "в центре внимания" и "за границами внимания"; о том, что "вы хорошо понимаете" и "есть вещи, которые тоже происходят". Или, обращаясь к сознанию, я говорю "вы хотите", а обращаясь к подсознанию, говорю "ваше тело хочет" - либо "ваш организм, ваша нервная система, ваш мозг"; здесь можно найти много синонимов.
Слово "транс", благодаря телесеансам, понятно всей Руси великой. Но и его можно чем-то заменить. Можно сказать о "другом вашем состоянии", об "отдыхе", "покое"… Говоря о трансе, важно своим поведением дать понять партнеру, о чем идет речь: во время сеанса я сам впадаю в транс, становлюсь неподвижным, расслабленным; я даю партнеру пример для подражания (потом я останавливаюсь, а партнер следует дальше). Таким образом, если состояние моего партнера не знает слова "транс", то подсознание все равно поймет меня.
Теперь мы перейдем к другому шаблону наведения транса. Его можно было бы назвать "согласием по инерции", но у него есть более краткое и пока малопонятное для вас название - "5-4-3-2-1".
Я опять немного отвлекусь от темы. В книгах Дейла Карнеги, все еще считающихся на территории бывшего СССР едва ли не высшим достижением практической психологии, есть одно любопытное замечание: получить согласие партнера легче, если вы строите беседу так, чтобы партнер предварительно один-два раза с чем-нибудь согласился. Начинайте с согласия, начинайте с "да" - тогда в решающий момент, когда придет черед важного вопроса, из-за которого вы и затевали беседу, ваш партнер ответит "да" просто по инерции…
Реплика из зала: Вы, кажется, не очень высокого мнения о Карнеги?
С. Горин: Нет, отчего же. Для своего времени Карнеги был хорошим "интуитивно-практическим" психологом, но ведь его работы относятся к тридцатым годам - с тех пор психология ушла вперед.
Задолго до Карнеги техника согласия по инерции была известна под названием "сократовский диалог", мы для краткости назовем ее техникой "да-да-да" Она работает тем эффективнее, чем больше положительных ответов вы собрали до того, как задать значимый для вас вопрос. Одна из составляющих успеха при использовании этой техники - одинаковая интонация для всех вопросов или утверждений (нельзя выделять голосом то, что вас интересует).
Хороший следователь часто строит допрос так, чтобы сначала получить "порцию" положительных ответов от подозреваемого, усыпить ею бдительность, подготовить к согласию, а потом "оглушить" решающим вопросом: "Иванов? Иван Иванович? Вас задержали вчера? Хотите курить? Хотите сознаться в ограблении?". Похоже действуют американские продавцы автомобилей. "Сегодня прекрасный день! Тебе очень идет эта рубашка! Ты хочешь купить этот автомобиль!". Я помню одного из городских руководителей, который очень любил технику "да-да-да", и вопросы на голосование выносил таким примерно способом: "Товарищи, ну ведь все мы живем в этом городе! Мы все ходим по этим улицам! Данный вопрос требует вот такого решения! Кто - "за"?".
Какое отношение все это имеет к нашей теме, к гипнозу? Самое непосредственное: если вы хотите, чтобы партнер согласился с вашим внушением, дайте ему возможность посоглашаться сначала с чем-то еще. Просто прокомментируйте то, что сейчас есть (что он видит, слышит и чувствует), а потом внушайте то, чего пока нет.
Упражнение N 10 ("5-4-3-2-1").
Выполняется в парах: партнер А в роли гипнотизера, партнер Б - в роли гипнотизируемого.
Вам предстоит пройти пять этапов, описывая с целью наведения транса то, что в данный момент реально имеется во внешнем опыте партнера Б, в его восприятии внешнего мира (то, что он может сразу же проверить и согласиться с вами), а потом добавлять внушающие утверждения о том, что должно быть во внутреннем мире партнера (этого он проверить не может и будет соглашаться по инерции). Общая схема движения к трансу такова: на первом этапе вы очень много говорите о внешнем мире, а на последнем - о внутреннем.
Первый этап. Дайте партнеру Б четыре утверждения о том, что он сейчас видит, и добавьте пятое утверждение внушающего характера. Затем дайте четыре утверждения о том, что он слышит, и сделайте еще одно внушение; потом - четыре утверждения о том, что он ощущает, и внушение.
Второй этап. Дайте партнеру Б три утверждения о том, что он видит, и добавьте два внушения. Аналогично сделайте по три утверждения о том, что он слышит и чувствует, добавляя по два внушения.
Третий этап. Сделайте два утверждения о том, что партнер Б видит, и добавьте три внушения; два утверждения о том, что он слышит, и три внушения; два утверждения о том, что он чувствует, и три внушения.
Четвертый этап. Одно утверждение о том, что партнер видит, плюс четыре внушения; одно утверждение о том, что он чувствует, и четыре внушения.
На пятом этапе вы можете только внушать - значит, можете сделать транс глубже, доставив партнеру больше приятных переживаний, но обычно к пятому этапу транс уже достаточно глубок. Если партнер Б предварительно просит вас помочь ему в решении какой-то проблемы - дайте ему внушения о том, что проблема будет решена. Если особых просьб нет, сделайте неопределенные приятные внушения конструктивной направленности.
Шестой этап - возвращение из транса; сделайте его постепенным и максимально комфортным для партнера. Для того чтобы не запутаться в последовательности утверждений, сделайте себе вот такую таблицу:
ТАБЛИЦА 2. Шаблон "5-4-3-2-1"
Количество утверждений
Этапы
"Вы видите во внешнем мире"
ВНУШЕНИЕ
"Вы слышите во внешнем мире"
ВНУШЕНИЕ
" Вы чувствуете"
ВНУШЕНИЕ
I
4
1
4
1
4
1
II
3
2
3
2
3
2
III
2
3
2
3
2
3
IV
1
4
1
4
1
4
V
0
5
0
5
0
5
И еще одно примечание. По мере того как вы будете продвигаться от этапа к этапу, обращайте внимание партнера на то, что он в принципе способен воспринять, но обычно не воспринимает сознательно - на очень слабые раздражители. Так, все мы слышим тиканье часов в комнате, но до тех пор пока я вам об этом не сказал, вы не воспринимали этот звук осознанно. Любой из вас способен почувствовать свое дыхание, движение грудной клетки вверх и вниз - но пока вам об этом не сообщат, вы не осознаете такие вещи.
Да, свои внушения вы можете маскировать, используя выражения типа "вы видите внутренним зрением" и "вы слышите внутренним слухом". Теперь давайте выполним упражнение, и, возможно, вы еще что-то захотите добавить к моим примечаниям.
Реплика из зала: Продемонстрируйте с кем-нибудь это упражнение.
С. Горин: Нужен доброволец. Виталий? Прекрасно, садись сюда. Ты хочешь погрузиться в глубокий транс или в легкий.
Виталий: Пусть это будет легкий транс.
С. Горин: Я уверен, что твой мозг сможет различить, когда я обращаюсь к тебе (говорит, сидя лицом к Виталию), а когда - к группе. Сейчас я задам вопрос группе (поворачивается к залу). Что я сделал?
Ответы из зала: Вы подстроились к позе и дыханию Виталия.
С. Горин: Да, но не только это. Я применил маленькую речевую хитрость - я задал Виталию вопрос, повышающий готовность к трансу. Я спросил: "Ты хочешь погрузиться в глубокий транс или легкий?" Меня устраивает любой выбор Виталия, поскольку здесь нет выбора, любой ответ предусматривает, что Виталий хочет погрузиться в транс.
(Поворачивается к Виталию). Хорошо, продолжаем. Я хочу обратить твое внимание на то, что ты сейчас видишь… Ты видишь перед собой стену… На стене - выключатель белого цвета… Ты видишь Олега, который смотрит на тебя… Видишь красный шарф на шее у Олега… И начинаешь расслабляться…
…Ты слышишь мой голос… И слышишь шум магнитофона… И слышишь шум машин на улице… И шелест бумаги в зале… И можешь дышать более редко и глубоко…
Ты чувствуешь прикосновение спины к спинке стула… Чувствуешь твердость сиденья… Чувствуешь прикосновение подошв к полу… и прикосновение левого локтя к левому бедру… И твоя сосредоточенность становится все больше и больше…
Ты видишь рисунок линолеума на полу… И отражение солнечных лучей из окна на полу… И свет лампе потолка… И твои глаза начинают уставать… Возможно, им хочется закрыться…
И ты слышишь, как скрипнул стул в комнате… И слышишь очень слабый шелест ленты в магнитофоне… И слышишь отдаленные шаги… И успокаиваешься все глубже и глубже… И погружаешься в себя…
Чувствуя тяжесть своих рук.. их вес… когда руки лежат на бедрах… ты ощущаешь ладонями ткань брюк… И тебе становится все более интересно то, что происходит внутри тебя… А внешний мир куда-то уходит…
И твои глаза уже закрылись… Но сквозь сомкнутые веки ты еще можешь увидеть свет в этой комнате… Или цветные пятна, которые бывают, если закрыть глаза… и оставить их закрытыми… глядя на нас и на себя внутренним зрением… погружаясь в себя еще глубже… понимая, что спокойствие будет нарастать…
И ты еще слышишь мой голос… который звучит приглушенно… и слышишь шум своего дыхания… очень спокойного и замедленного… сонного… и весь мир уходит еще дальше от тебя…
В то время как ты чувствуешь, как спокойно и уверенно бьется твое сердце… как при дыхании твоя грудная клетка… поднимается… и опускается… и ты понимаешь, что твоя расслабленность уже очень глубока… что даже если бы ты захотел открыть глаза… тебе было бы лень это делать… тебе очень удобно с закрытыми глазами… и в этой позе…
Когда ты вспоминаешь какие-то картины;.. очень приятные картины… из своего прошлого… и уже не знаешь, воспоминания это или сновидения… и твой организм делает очень важную работу… ты ушел глубоко в себя… в свой внутренний мир.. продолжая иногда слышать какие-то звуки далекого разговора… и не зная, есть ли этот разговор на самом деле… или он тебе снится… и твой мозг учится многим вещам… которые относятся к трансу… и приобретает полезные знания… которые ты будешь успешно использовать… в своей работе…
Отдохни… в то время как твой мозг будет усваивать полезные знания… и запоминать полезные навыки… Отдохни…
И только тогда, когда твой мозг поймет, что ты готов вернуться к состоянию бодрствования.. ты будешь возвращаться к нам… в эту комнату и в этот день и час… в том темпе, который тебя устраивает… может быть, очень быстро… или не очень быстро… и все твои знания останутся при тебе… хотя ты о них еще ничего не знаешь… Я буду считать до трех, и ты заметишь некоторые явления…
Один… Твои веки начинают подрагивать… Дыхание становится чуть более частым и поверхностным… Два. Твои мышцы готовы к работе, ты хорошо ощущаешь свои руки и ноги. Три! Открой глаза! Потянись!
(Обращаясь к аудитории) Вот и все упражнение. Как видите, я прошел по всем этапам, поначалу следуя за партнером, а потом лидируя. Моя речь могла произвести странное впечатление, хотя в ней все соответствовало происходящему: я описывал только то, что Виталий мог видеть, слышать и чувствовать. Кстати, Виталий, сколько минут это продолжалось?
Виталий: Минуты две-три.
С. Горин: Вот вам искажение чувства времени в трансе. Сидящие в зале могут сравнить объективное время с внутренним временем Виталия - сколько минут на самом деле продолжалось упражнение?
Ответы из зала: Три минуты. Пять минут. Полторы минуты. Десять минут (смех в зале).
С. Горин: Ни одного правильного ответа. Помнится, кто-то из вас говорил, что не поддается гипнозу… Будем считать, что вы готовы делать упражнение.
Вопрос из зала: Здесь находится много людей, это не будет сбивать партнера?
С. Горин: Вашей заботой как раз и является сделать так, чтобы партнера это не сбивало. Вы достигаете этого очень просто - включая все, что происходит, в свою речь: "…и ты слышишь, как здесь разговаривают люди, и входишь в транс еще успешнее". Наличие шумов в зале - больше помеха для гипнотизера, чем для гипнотизируемого.
Однажды под окном моего рабочего кабинета начали ремонтировать водопровод. Пригнали бульдозер, компрессор… Ну, вы знаете, как шумит компрессор, и знаете, что ремонт в этой стране не делается быстро. Я мог бы прекратить практику, но я сделал по-другому: в течение нескольких дней я сообщил своим пациентам, что они прекрасно слышат шум компрессора, и это позволяет им понять, что с помощью этого шума люди решают свои проблемы, а пациент может решить свои, слушая этот шум и еще больше расслабляясь.
Включайте в свою речь (тогда, когда вы описываете внешний опыт партнера) все, что происходит. Многие начинающие гипнотизеры считают, что потерп ели неудачу при наведении транса, если видят, что их партнер улыбается: "Ах, он улыбается, он смеется надо мной, о каком трансе может идти речь!". Улыбка партнера - тоже стимул, который может привести его к трансу. Верните партнеру его движение, дайте понять, что вы его заметили: "…ты чувствуешь свою улыбку, и твое спокойствие нарастает ". Если помните, А. Кашпировский в своих сеансах делал это очень успешно, когда говорил: "Можете смеяться, можете даже хохотать, и при этом входите в транс еще лучше". Такие ловушки для сознания работают - человек смеется, но через некоторое время замечаешь, что смех-то насильственный; человек хохочет не потому, что ему смешно, а потому, что он не может остановиться. В принципе, возможно обратить в свою пользу даже такую ситуацию, когда в ваш кабинет в разгар наведения транса заходит ваш начальник и начинает орать на вас (хотя технические сложности, конечно, будут).
У вас есть еще какие-то трудности?
Ответ из зала: Трудно начать говорить…
С. Горин: Эта трудность есть у всех групп. Все вроде бы платили за то, чтобы научиться делать, но когда надо начинать делать, уходят во внутренний диалог вместо внешнего… Интересно, если бы я вас попросил написать протокол на тему: "Что мы видели, слышали и чувствовали в этом зале " - вам бы пяти листов бумаги хватило? Для того, чтобы описать все? Не хватило бы… Хорошо, я вам предложу сделать промежуточное упражнение.
Упражнение N 11.
Выполняйте каждый по очереди, индивидуально. В течение одной минуты вы будете рассказывать о том, что вы видите в этом зале (получая навык свободной речи).
Обсуждение.
С. Горин: Мы с вами вернулись на полшага назад и правильно сделали. Некоторые замечания по вашей речи.
Во-первых: у всего, что вы видите, есть цвет, форма и местоположение. Когда вы говорите о цвете растений, то описание "успокаивающий цвет" можно давать во вторую очередь, а в первую очередь он зеленый. Не усложняйте задание, оставайтесь в рамках простых описаний.
Во-вторых, описание зала как "прекрасного" или "хорошо оборудованного" является вашей оценкой, с которой партнер может и не согласиться. "Прекрасный" или "хорошо оборудованный" - для чего? Лучше оставаться в рамках цвета и формы, здесь партнер с вами скорее согласится.
И, в-третьих, людей в этом зале заметил почему-то только Юра, остальные описывали предметы (смех в зале). Конечно, ваш партнер видит не только пол, стены и окно, он видит и вас, сидящего здесь и считающего свое существование настолько само собой разумеющимся, что об этом не стоит и говорить.
Итак, разговаривать мы научились, давайте учиться официально наводить транс.
Наташа: Я боюсь, что у меня не получится.
С. Горин: Ладно, Наташа, у тебя это не получится. И что тогда случится?
Наташа: Я буду себя чувствовать глупо.
С. Горин: Что заставит тебя чувствовать себя глупо?
Наташа: Возможность ошибки.
С. Горин: Тогда я тебе при всей группе дам другую инструкцию - сделай как можно больше ошибок во время упражнения; изо всех сил постарайся сделать все ошибки, какие только возможны, можешь их пересчитывать, а можешь даже не считать. Так пойдет? (смех в зале). Начали.
Обсуждение.
С. Горин: Я повторюсь, возможно, если скажу, что цель базовых упражнений - не только научиться чему-то из методик наведения транса, но и научиться замечать то, чего вы уже достигли; замечать, где начинается транс, каковы признаки наступившего транса у вашего конкретного партнера - неподвижность, расслабленность, что-то еще. С этим вы все справились.
Я попрошу Олега и Риту дать самоотчет. Во время упражнения Рита в роли гипнотизера потеряла подстройку к дыханию Олега. Что тогда произошло, Олег?
Олег: Мне казалось, что я все время куда-то падаю, это было приятно, и вдруг - раз! - я возвращаюсь.
С. Горин: Рита очень увлеклась тем, что она говорила и временно забыла о том, как надо говорить. Мне показалось, что Рита вошла в более глубокий транс, чем Олег, и вещала автоматически (кстати, словесное наведение транса у Риты получилось отлично). Ты хорошо повела Олега, но в какой-то момент перестала ему помогать, и ему пришлось гнаться своим дыханием за тобой, за твоей речью.
Так в паре Юра-Виталий с Юрой в роли гипнотизера какие были сложности?
Юра: У меня был дискомфорт от того, что Виталий сопротивлялся. По-моему, он старался не делать ничего из того, что я ему предлагал.
С. Горин: Он действительно старался, и это дает нам возможность обсудить еще одну тему эриксоновского гипноза - полярную реакцию.
Полярная реакция.
С. Горин: Знаете, есть довольно много людей, жизненная стратегия которых описывается примерно так: "Все это делают - значит, я этого делать не буду". Мне понравилось откровенное выражение такой стратегии героем одного фильма: "Я ненавидел сигареты, пока не узнал, что курение вредно" Эта "стратегия наоборот" в эриксоновском гипнозе называется "полярной реакцией". В той или иной степени полярная реакция свойственна каждому человеку - если сомневаетесь, то встаньте на улице и начните бесплатно раздавать что-нибудь прохожим (шоколадные батончики или тысячерублевые купюры, неважно). Вы увидите естественную полярную реакцию, а может быть, и почувствуете ее…
Один из моих однокурсников любил пользоваться в спорах естественной полярной реакцией собеседника. Если он хотел высказать свои аргументы и не выслушивать ответ партнера, он заканчивал предложения своеобразным обращением к партнеру в третьем лице: "Ну, сейчас скажет что-нибудь". После этого, как правило, партнер замолкал.
Есть люди, которые по какой-то причине специализируются на полярной реакции. На все ваши предложения или просьбы что-то сделать они отвечают "нет". Но освобождает ли их это от манипуляций? Ведь если они всегда делают наоборот - с ними можно говорить наоборот.
Виталий, я не хочу, чтобы ты чувствовал себя слишком удобно и уютно. Ни в коем случае не сосредотачивайся, не закрывай глаза! (смех в зале). Ты ведь можешь не войти в транс с закрытыми глазами, или войти в транс с открытыми глазами. Я не хочу, чтобы ты прямо сейчас погружался в трансовое состояние. Не делай этого. Здесь вообще нет ничего, что нужно делать. Если я говорю, что ты не сможешь погрузиться в глубокий транс, то я ведь могу не говорить о том, что ты не можешь погрузиться в легкий транс. Ты можешь совершать движения, и чем больше движений ты совершаешь, тем успешнее будет твое погружение в транс.
Вы даете партнеру примерно такую программу, и рано или поздно он запутывается в отрицаниях: что нужно делать, что не нужно, чему в итоге сопротивляться из предложенного. Здесь хорошо действуют двойные и тройные отрицания, сознание в них запутывается крепко…
Раньше меня смущали пациенты, единственной целью которых, как мне казалось, было продемонстрировать то, что они "гипнозу не поддаются". Теперь я просто вслух сомневаюсь в том, что они смогут войти в транс - и они входят! Я говорю им, что, наверное, несмотря на сделанную мной работу, они не могут почувствовать себя лучше - и они чувствуют себя лучше! Предоставьте человеку подходящий контекст для любой его реакции, и вы сможете им управлять, даже если он "сопротивляется".
ГЛАВА 4. Наведение гипнотического транса (вторая ступень)
Достижение предыдущего состояния транса, использование естественных трансов (стенограмма семинара).
С. Горин: Будь вы, скажем, экстрасенсами, вам вполне хватило бы для лечебной практики предыдущей ступени. Но в обычной жизни вы вряд ли сможете официально наводить транс: ваш начальник или деловой партнер могут и не согласиться на ваше предложение сесть определенным образом и зафиксировать взгляд в одной точке. Значит, вам понадобятся более быстрые и изящные способы наведения.
Пожалуй, самый простой способ навести транс - это не наводить его вообще, воспользовавшись тем трансом, который уже есть. Вы знаете о том, что у человека есть потребность в трансе, что человек иногда погружается в транс естественно. И простое воспоминание о ситуации, вызвавшей когда-то транс, тоже приводит к трансу.
Одну из ситуаций такого рода я широко применял в свое время. Вместо того, чтобы заниматься официальным наведением, я спрашивал у пациента: "Как вы относитесь к сеансам Кашпировского?". Разумеется, мне был неважен словесный ответ: я знал, что если "телесеансы" вызывали у пациента транс, то воспоминание о них тоже вызовет транс, который при желании я могу углубить, взяв раппорт себе. Я записал на магнитофон музыку, сопровождавшую телесеансы - и воспоминания о трансе стали лучше. Кстати, вы помните эти сеансы?.. Помните музыку, которой они сопровождались?.. Помните вашу неподвижность… или ваши движения?.. Вот что-то подобное я говорил пациенту, и он погружался в транс так же, как это делают сейчас некоторые из вас.
Приведите еще раз примеры естественно возникающих состояний транса, примеры ситуаций, провоцирующих транс.
Ответы из зала: Поездка в автобусе. Стояние в очереди. Ожидание приема у кабинета. Служба в церкви. Поездка в машине в качестве пассажира.
С. Горин: Шофер тоже может погружаться в транс. Если за рулем новичок, то он постоянно контролирует свои действия, ему нельзя отвлекаться. Но если человек водит машину давно, он это делает так же естественно и так же доверяя подсознанию, как если бы он шел пешком. Для шофера машина - продолжение его тела, и он ее чувствует. Если в машине что-то скрипит, то у шофера появляется такое выражение лица, будто заскрипело внутри у него. Обратите внимание: шофер движется вместе с машиной; когда они подъезжают к светофору, где горит красный свет, машина останавливается - и он останавливается. Он замирает вместе с машиной (когда светофор вновь зеленый, многие продолжают стоять на месте как бы в растерянности) - этот транс можно использовать, предварительно подстроившись. Можно дать шепотом прямое внушение…
Реплика из зала: На улице шумно, шофер вас не услышит!
С. Горин: Шофер вас не осознает. Он не поймет, что получил от вас приказ - и не поймет, почему выполнил его. Подсознание слышит все, учтите это. Не знаю, придется ли вам стоять вместе с деловым партнером в очереди или ездить в автобусе, но, вероятно, вы будете ожидать приема у кабинета или путешествовать в автомобиле вместе.
Достаточно глубокий транс могут вызвать воспоминания картин природы, особенно у тех людей, которые любят проводить там время. Вот, например, рыболов. Он часто находится в трансе: поза у него обычно удобная и относительно неизменная, тело неподвижно, взгляд фиксирован на поплавке. И главное - вода! Она очень притягивает внимание, потому что в любом водоеме… даже в совершенно безветренную погоду… по воде бегут мелкие волны… и через них хорошо видно дно… камешки или песчинки… Волны похожи одна на другую, и в то же время неповторимы. Если светит солнце… то на воде играют яркие солнечные зайчики… Они очень утомляют зрение… даже в тихий и спокойный день… И поэтому так хочется посидеть спокойно… и расслабленно… отдохнуть… организовать свой внутренний опыт… и продолжать учиться чему-то новому… использовав те знания, которые ваш мозг получил в состоянии транса… и после выхода из транса почувствовать себя намного лучше… и увереннее.
В обыденной жизни встречается довольно много ситуаций, провоцирующих погружение в транс. Вам наверняка приходилось видеть людей, увлеченных чтением или телевизионной передачей: их сознание буквально отсутствует, их здесь нет. Они живут там, в книге пли фильме, и пусть живут - подсознание все равно остается на связи с внешним миром. Подойдите к ребенку, который переживает сюжет мультфильма, подстройтесь к его дыханию и шепните: "У тебя сильное желание сделать уроки после фильма". Со взрослыми это проходит еще легче.
Еще одна типичная трансовая ситуация - скучная лекция или доклад. Любой студент помнит, Что это такое. Я это тоже помню, поэтому (С. Горин начинает говорить монотонно, почти без пауз) мне о-чень-лег-ко-дать-вам-при-мер-то-го-как-мож-но-го-во-рить-без-ин-то-на-ций-со-вер-шен-но-рав-но-мер-но-и-не-по-нят-но-о-чем. Лектор такого типа вполне мог бы включить в свою речь гипнотические внушения, но если он этого не делает, сделайте вы - для своего соседа по парте.
Вопрос из зала: Можно ли назвать трансовым состояние перед засыпанием? И, кстати, правда ли, что с человеком, который спит, можно разговаривать?
С. Горин: Ответ "да" на оба вопроса. Я не предполагал, что вас заинтересует эта техника, но вы правы - с деловым партнером можно общаться и в постели (смех в зале).
Перевод естественного сна в гипнотический.
Многие начинающие гипнотизеры пробуют себя в переводе естественного сна в гипнотический. Это в известной степени проще, потому что сознание человека уже изменено, он уже не бодрствует, и ваша задача сводится только к тому, чтобы установить раппорт. Для установления раппорта со спящим используются те же приемы подстройки, что и для бодрствования - за исключением разве что позы и движений. Вам не обязательно ложиться рядом с партнером (смех в зале), для вас важнее подстроиться к его дыханию.
В медицине перевод ночного сна в гипнотический часто применяется при работе с детьми. Бодрствующему ребенку трудно бывает объяснить, что от него требуется, трудно угнаться за его поведенческой гибкостью, и тогда вы дожидаетесь, пока он заснет, садитесь рядом с ним и производите прямую подстройку к его дыханию в течение 3 - 4 минут. После этого проверьте, можете ли вы вести: мед ленно меняйте ритм своего дыхания. (Можете применить непрямую подстройку к дыханию, прикасаясь к спящему в такт его дыхательным движениям грудной клетки). Делайте проверку действительно медленно, мягко, осторожно - резкие перемены при хорошей подстройке могут разбудить вашего партнера.
Если вы ведете, то начинайте шепотом или негромким голосом говорить простые фразы: "Продолжай спать… Спи глубже… Ты будешь спать и слышать мой голос…". После этого делайте прямое внушение того, что требуется от спящего. (Детям с соответствующей проблемой говорят: "Ты проснешься и пойдешь в туалет, когда почувствуешь, что хочешь помочиться"). Можно сказать: "После пробуждения ты сделаешь вот что…". Такие внушения называются постгипнотическими, они тоже работают.
Установив раппорт, вы можете разговаривать со спящим, но не ожидайте, что человек, находящийся в сильно измененном состоянии сознания, будет давать подробные ответы. Речь людей, погруженных в транс, очень лаконична, поэтому задавайте такие вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет". Если вы будете настаивать на развернутых ответах, он проснется.
Вопрос из зала: Что делать, если он проснется?
С. Горин: По обстоятельствам. Конечно, проснувшись рядом с незнакомым человеком, ваш партнер может испугаться. Но, как правило, люди ложатся спать рядом со знакомыми. Если вам надо продолжать общение в трансе, подождите, пока человек уснет, и повторите все снова.
Вопрос из зала: Может ли спящему человеку присниться мое внушение?
С. Горин: Даже если оно приснится, он не вспомнит его после пробуждения. К тому же вы можете подстраховаться, дав партнеру специальную инструкцию о забывании сказанного вами. В любом случае спящий вас не осознает, и, значит, не запоминает сознательно ваше внушение.
Кстати, эксперименты по обучению во сне тоже подтверждают, что лучшей является комбинация сознательного (в состоянии бодрствования) и подсознательного (во сне) запоминания.
Наведение через гипнотические феномены.
Я вам рассказывал, что для глубокого транса характерны некоторые явления, которые называются гипнотическими феноменами: сохранение приданной позы (каталепсия), изменение чувства возраста (возрастная регрессия), внушенные галлюцинации. Между трансом и гипнотическими феноменами существует и обратная связь - если вызвать эти феномены в состоянии бодрствования, они наводят гипнотический транс, вопрос только в том, как их вызвать.
Это проще, чем можно предполагать. Возьмем для начала возрастную регрессию. Юра, ты можешь вспомнить себя в детстве? В каком именно возрасте ты можешь себя вспомнить?
Юра: Примерно в пятилетнем.
С. Горин: Хорошо, вспомни какое-нибудь событие из этого времени. Вспомни, как ты катался с горки на санках… Интересно, помнишь ли ты, как ты был одет?.. Помнишь ли свои санки?.. Помнишь тот снег, то ощущение холода, когда ты катишься с горки… Если ты посмотришь вниз, на свои ноги, то сможешь увидеть валенки, которые были на тебе… Ты можешь услышать голоса своих друзей… таких же детей, как и ты… Вспомни, как это было приятно… кататься на санках и общаться с друзьями… Возьми в настоящее время свою детскую энергию и вернись сюда, к нам, в том темпе, который тебе приятен…
Человек естественным образом погружается в транс через возрастную регрессию, если начинает вспоминать свое детство. Дайте человеку возможность показать вам его школьные фотографии, стимулируйте его воспоминания, создайте раппорт и используйте тот транс, который вы вызвали.
Внушенные галлюцинации очень близки к воспоминаниям и представлениям, поэтому наведение транса через использование этой техники требует развитой фантазии партнера. Я люблю применять этот вид наведения транса при работе с детьми они любят фантазировать. Ребенок, который боится темноты, очень охотно расскажет вам о тех чудовищах, которые ходят в темноте и которых он боится; и чем подробнее он рассказывает, тем глубже погружается в транс… Мне остается только присоединиться к этому трансу и в течение одного сеанса избавить ребенка от страхов.
Взрослые тоже не лишены фантазии. Понаблюдайте за тем, как люди рассказывают об отпуске, проведенном интересно, о своих проблемах… Погружаясь в проблемы, человек погружается в транс, который даже не всегда требует углубления - достаточно присоединиться к нему, помочь создать хорошую галлюцинацию, и воспользоваться этим.
…Самые ранние эксперименты с гипнозом были связаны с наведением через каталепсию. Так гипнотизировали кроликов, лягушек, куриц: если животное схватить так, чтобы оно не могло пошевелиться, и резко перевернуть вниз головой, оно в течение минуты погружается в очень глубокий гипнотический транс, сохраняя приданную ему неудобную позу еще очень долго. Разумеется, с человеком вы так не поступите. Но в работе с людьми есть достаточно много контекстов, в которых вы можете вызвать неподвижность и использовать ее для наведения транса.
Один из таких контекстов - рукопожатие. Его можно затянуть, удерживая руку партнера в одном положении, сделав очень неопределенным момент окончания рукопожатия. Здесь очень важно почувствовать тот момент, когда рука уже не пытается освободиться, когда она замирает неподвижно и точно так же замирает ваш партнер… Использование каталепсии потребует от вас хорошо отработанного поведения, то есть несловесного наведения транса. Будьте убедительны в демонстрации силы своей личности, своего авторитета - здесь уместны любые предварительные заготовки (вплоть до красивой и дорогой визитной карточки) - и, вполне возможно, что вашего авторитета уже будет достаточно для наведения транса.
Другой контекст, в котором можно придать партнеру определенную позу - танец; возможностей для манипуляций здесь очень много. Поскольку мне хочется усовершенствовать вашу чувствительность, сделайте еще одно упражнение.
Упражнение N 12.
Сейчас я включу музыку, вы разделитесь на пары и потанцуете, но это не будет отдыхом: вы будет танцевать с закрытыми глазами. держа руки ладонь к ладони, то есть получая сведения о партнере только через ощущения от его ладоней. Ваши задачи:
а) почувствовать, какой темп движения ваших рук наиболее приятен для партнера и присоединиться к этому темпу, доставив тем самым удовольствие партнеру (это никогда не вредно);
б) выбрать момент для внезапной остановки и почувствовать появление каталепсии у партнера. Сначала эти задачи выполняет партнер A, затем - партнер Б.
|