Дизайн реальности: Часть 3

Как построить мечту

Чем полезны мечты?

Люди говорят, что "мечтать не вредно". Но сказать "не вредно" — мало. Мечты нам просто необходимы, иначе откуда бы мы брали свои цели?

Имеются ли у вас какие-либо проблемы с мотивацией? Например, ее недостаток или непостоянство. Если да, то вам полезно научиться мечтать.

Если придерживаться введенной в первой части «Дизайна Реальности» терминологии, здесь мы будем учиться создавать фиксированные намерения. Они естественны для человека, и без них не было бы устойчивой мотивации, так необходимой человеку в обществе. Полезные фиксированные намерения мы будем создавать путем мечтания.

Иерархии контекстов

Настоятель церкви прогуливался по территории своего храма. Он остановился возле трех работающих каменщиков, выкладывающих стену, и задал каждому из них один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» Первый каменщик сказал: «Я выкладываю стену из тяжелых камней». Второй сказал: «Я зарабатываю на жизнь для своей семьи». Третий сказал: «Я строю храм». Перед смертью священник назначил третьего каменщика настоятелем храма.

Хотя объективно каменщики находились в одной ситуации, они по-разному ее воспринимали, а значит, их субъективные реальности были разными. Введем следующие различения.

Словом "ситуация" будем называть объективную картину того, что происходит в определенный момент, в определенном месте. Словом "контекст" будем называть субъективное восприятие ситуации. Одна и та же ситуация является разными контекстами в восприятии разных людей. Даже для одного человека одна и та же ситуация в разное время может восприниматься как совершенно разные контексты.

По поводу объективной картины того, что происходит, то есть ситуации, люди могут прийти к согласию друг с другом. По поводу субъективного восприятия ситуации, то есть контекста, прийти к согласию значительно труднее, если не сказать, что невозможно.

Контекст возникает тогда, когда у человека имеется намерение (то есть решение что-то сделать). Намерение искажает восприятие, оно направляет внимание на важные объекты (относящиеся к намерению) и исключает неважные, а также эмоционально окрашивает восприятие ситуации.

Как и ситуации, контексты бывают разными по масштабу. В нашем примере у первого каменщика было самое узкое восприятие ситуации, у второго — шире, у третьего — самое широкое, поскольку оно включало в себя и гораздо больший промежуток времени, и большие пространственные границы.

Между разными по масштабу контекстами существуют иерархические отношения. Более крупные контексты обычно влияют на то, что происходит в более мелких контекстах. А мелкие контексты включены как части в более крупные.

Контекст — это просто привычный способ восприятия ситуации. В течение жизни у каждого человека формируется много, хотя и не бесконечное количество, контекстов. Контексты определяют весь опыт человека в данной ситуации: и чувства, и действия, и мысли. Одни контексты дают человеку полезные мысли, действия и чувства, другие являются неполезными. Первые будем называть ресурсными контекстами, вторые — ограничивающими.

В следующем упражнении вы можете почувствовать перемену состояния, которая происходит при переключении из одного варианта восприятия ситуации на другой.

Упражнение «Ресурсный контекст».

1. Опишите проблемную ситуацию.

К какому контексту относится эта проблема? Какие есть подтверждения (факты, признаки...) наличия этого контекста в вашей жизни?

2. К какому более широкому контексту относится этот контекст? Что подтверждает наличие этого контекста?

Если нужно, повторите еще раз эти вопросы, чтобы выйти на ресурсный контекст (У).

3. На что в ситуации проблемы вы будете обращать внимание, чтобы замечать, что вы находитесь в контексте (У)?

4. Подстройтесь к будущему. Как вы будете ощущать себя в этой ситуации, когда вы в ней окажетесь в будущем? Что вы будете делать? Если новый опыт вас устраивает, переживите его как можно полнее.

Возможно, что после этого упражнения для получения доступа к состоянию перед входом в проблемную ситуацию вам потребуется произносить фразу: "В этой ситуации я хочу…" Но, скорее всего, этого даже не потребуется: состояние будет возникать автоматически.

Если так сильно меняется состояние при переходе из одного контекста в другой, то еще сильнее оно должно меняться, если выйти за рамки всех контекстов. За рамками всех контекстов появляется возможность ощутить свою сущность.

Что такое объективная реальность?

Быть объективным — трудная задача, поскольку по своей природе человек не беспристрастен. Трудно быть объективными, например, журналистам в подаче информации. Трудно и ученым, потому что приверженность своим идеям нередко мешает им объективно интерпретировать результаты экспериментов. Как говорил Альберт Эйнштейн, каждый человек находится в плену своих идей. Хорошо известно, что объективный взгляд на реальность — это часть профессии и журналиста, и ученого. Но он также необходим практически в каждой деятельности, преобразующей материальный мир. Сюда относятся огромное количество профессий от строителя до бизнесмена.

К счастью, способностью воспринимать мир объективно потенциально обладает каждый человек. В быту эту способность часто называют здравым смыслом. Чтобы ею воспользоваться, надо уметь отстраниться от своих субъективных представлений о мире.

В одной суфийской истории правоверный мусульманин зашел в мечеть и, сняв свои новые туфли, не стал оставлять их у входа, как все, а взял с собой в молельную залу. Рядом с ним молился другой правоверный. Его взгляд привлекли красивые туфли соседа, и он прошептал: "Тебе следовало оставить туфли у входа, а не брать их с собой… Аллах не услышит твои молитвы, пока ты с туфлями". "Никто не знает, может быть Аллах не услышит меня, а может быть услышит, — невозмутимо ответил верующий, — но зато я точно знаю, что мои туфли останутся при мне".

Без объективного взгляда на реальность невозможен успех практически ни в одной деятельности. Почему? Потому что для успеха надо ставить объективные цели и замечать объективно свое продвижение к целям. Другими словами, деятельность человека принадлежит объективному миру, и, следовательно, в ней можно ориентироваться, только обладая способностью воспринимать мир объективно.

Что же такое объективный мир? Для нас объективный мир состоит из внешних объектов, происходящих с ними процессов (или изменений объектов), а также людей и их физических действий. Это то, что обычно называют очевидными фактами, то, что любой может увидеть, услышать или почувствовать.

Субъективный мир — это субъективные представления человека о реальности. Они проявляются в выводах, оценках, интерпретациях и отношениях. Все это не факты, их нельзя увидеть, услышать или почувствовать во внешнем мире, а можно только представить. Намерения людей сделать что-то, изменяющее объективную ситуацию, являются промежуточным звеном между субъективным и объективным миром.

Отличить субъективную и объективную реальность легко. Во-первых, важно знать, что объективную реальность может увидеть, услышать или почувствовать во внешнем мире любой другой человек. А субъективную реальность, поскольку она существует только в представлении, не может точно так же увидеть, услышать и почувствовать другой человек. Во-вторых, следует помнить, что любая эмоция — это часть субъективного восприятия реальности. А спокойствие и беспристрастность — это признак объективности.

Надеюсь, вы не увидели здесь призыва быть объективным всегда и во всем. Речь идет только о том, что это — полезная способность для деятельности.

Если что-то вызывает у вас эмоцию, спросите себя: "Что это для меня значит?" — и вы поймете, что реагируете не на факт, а на его интерпретацию. В другой раз, заметив этот вызывающий эмоцию факт, скажите себе: "Ну и что?.. Это ничего не значит". Так вы разовьете в себе способность видеть за фактом только факт и хорошо отличать факты от субъективной их интерпретации.

Чтобы войти в состояние беспристрастности, расширьте границы сознательного внимания. Для этого примите прямую симметричную позу, расправьте плечи, выпрямите спину и освободите тело от лишнего напряжения. Чуть приподнимите глаза, расширьте поле зрения и устремите взгляд вдаль, как будто сквозь стены комнаты и сквозь все окружающие дома вы видите широкую панораму от горизонта до горизонта. Заметьте, какое ощущение в теле вызывает этот широкий взгляд. Сохраняя его, вам будет легко рассматривать любую ситуацию беспристрастно и нейтрально.

Вы сможете использовать эти приемы в следующем упражнении. Выберите для него ситуацию какой-либо не очень удачной вашей деятельности.

Упражнение «Осознание объективной картины реальности».

1. Выберите контекст деятельности, которым вы не удовлетворены.

2. Расширьте границы внимания, включив в них всю перспективу — от горизонта до горизонта.

3. Сохраняя широкие границы внимания, описывайте объективно то, что есть в выбранной вами ситуации (постоянно перемещая внимание между ситуацией и широкой перспективой).

Отметайте всякие интерпретации, выводы и значения, которые будут возникать помимо объективного описания.

4. Наблюдайте за чувствами, которые у вас будут в этом процессе, до тех пор, пока не придете к спокойному осознанию объективной картины ситуации.

Что изменилось для вас после этого упражнения? Стали ли вы более спокойно и трезво относиться к данной ситуации? Если так, то, возможно, теперь вы стали лучше ориентироваться в ней, или у вас появилось намерение что-то изменить в ней. А возможно, у вас усилилась мотивация заниматься данной деятельностью. Все эти изменения следует расценивать как позитивные, потому что они — результат объективного отношения к своей деятельности и своим достижениям в ней. Для закрепления достигнутого эффекта вы можете повторить это упражнение с другими ситуациями в вашей деятельности.

Объективные потребности человека

Однажды к духовному учителю пришел юноша и попросил взять его в ученики. Мастер ничего не ответил, но, поскольку день был жаркий, предложил пойти искупаться. Когда юноша вошел в воду, коварный учитель схватил его голову руками и с силой погрузил в воду. Как тот ни старался вырваться, старик крепко держал его под водой. Наконец, он отпустил юношу, и когда тот отдышался, спросил его:

- Чего ты хотел сильнее всего, когда я держал тебя под водой?

- Вдохнуть воздуха.

- Хотел ли ты известности или богатства?

- Нет, только воздуха.

- Когда так же, как воздуха, ты захочешь знаний, тогда ты будешь готов к обучению.

Для духовного ученичества нужна сильная мотивация. Но сильная мотивация нужна и для успеха в деятельности. Что же такое мотивация? И откуда она берется? Мотивация — это умение связывать деятельность со своими реальными потребностями, которое приводит к возникновению желания этой деятельностью заниматься.

В прошлом веке психолог Абрахам Маслоу сформулировал пять основных групп потребностей, объективно присущих всем людям и являющихся основой их мотивации. (1) Физиологические потребности — в дыхании, питании, тепле — необходимы для нормального функционирования организма. (2) Потребность в безопасности — это необходимость защиты от физического воздействия, способного разрушить тело. (3) Потребность в продолжении рода, то есть в физической близости с противоположным полом, или, другими словами, сексуальная потребность. (4) Социальные потребности, то есть потребность в общении, уважении, социальном статусе. (5) Потребность в творчестве, познании, самовыражении, саморазвитии.

Маслоу располагал эти потребности иерархически в виде пирамиды и считал, что потребности более высокого уровня активизируются после удовлетворения низших потребностей. Однако в жизни есть много примеров людей, создававших великие творения в таких условиях, когда их низшие потребности вовсе не были удовлетворены (в условиях голода, опасности для жизни и т.п.). По-видимому, более правильно считать эти потребности одинаково необходимыми для человека. Человек может не осознавать их необходимость для себя, но это другой вопрос.

Перечисленные потребности объективны в том смысле, что от природы присущи каждому человеку, и в том смысле, что их удовлетворение должно быть объективным, а не воображаемым. Далеко не у каждого человека эти потребности полностью удовлетворены. Но гораздо важнее то, признает ли человек наличие всех этих потребностей в себе. Если да, то они будут мотивировать его в деятельности. Если нет, то останутся неудовлетворенными, и тогда это негативно отразится на его состоянии.

Поскольку разговор о потребностях — это подготовка к построению мечты, сформулируем следующее правило мечтания. В мечте должны найти полное удовлетворение все объективные потребности человека. Другими словами, мечтая, следует подумать и о еде, и о жилище, и о безопасности, и о сексе, и об отношениях с людьми, и, естественно, о творчестве. Если все это продумать, то мечта будет гораздо привлекательнее. Вы согласны?

Чтобы разговор о потребностях не был для вас только словами, найдите в своем прошлом такие ситуации, которые бы ярко подтвердили для вас наличие (1) физиологических потребностей, (2) потребности в безопасности и так далее. Вы можете найти негативные ситуации, когда вы страдали от отсутствия необходимого, или, что более важно, позитивные ситуации, когда вы с радостью получили то, что вам надо. Потратьте на это некоторое время, а потом продолжите осознание своих потребностей в следующем упражнении.

Упражнение «Осознание потребности».

1. Выберите ситуацию, в которой вы, возможно, участвуете без достаточной энергии. Посмотрите на ситуацию объективно. Спросите себя: «Чего я хочу в этой ситуации?»

2. Спросите далее: «Чего я хочу, когда хочу этого?» И так далее, пока не доберетесь до одной из объективных потребностей. Почувствуйте ощущение силы, которая проистекает из осознания этой потребности.

3. Вернитесь в реальную ситуацию и заметьте, как изменились ваши ощущения и действия в ней.

Это упражнение полезно выполнить с несколькими ситуациями.

Известно, что почти любая деятельность человека полимотивирована, т.е. побуждается несколькими потребностями одновременно. Например, работа одновременно позволяет человеку иметь деньги на питание, жилье, одежду и дает возможность занять место в обществе, а в некоторых случаях — возможность выразить себя в творчестве.

Человеку нет необходимости задумываться о своих мотивах перед каждым действием. Однажды осознанные мотивы в дальнейшем автоматически активизируются в подходящих ситуациях и побуждают человека к действию. Благодаря бессознательной регуляции мотивов, сохраняется естественность поведения человека.

Упражнение «Смысл ситуации».

1. Выберите ситуацию, в которой вы участвуете без достаточной мотивации. Перенесите внимание на объективную картину этой ситуации, достигнув ощущения нейтральности (спокойствия).

2. Спросите себя: «Какой смысл могла бы иметь для меня эта ситуация? Что мне это даст?» («Чего я хочу в этом случае?»). Доберитесь до потребности, которая за этим смыслом стоит. Ощутите силу этой потребности.

Далее спросите: «На что во внешней ситуации я буду обращать сознательное внимание в этом случае?»

3. Повторите 2-й шаг несколько (4 – 7) раз.

4. Мысленно войдите в ситуацию. Проверьте, как изменилось ваше самоощущение в ней. В реальной ситуации не планируйте своих действий заранее, полагайтесь на те импульсы к действию, которые будут возникать бессознательно.

В завершение темы о потребностях приведу одну восточную притчу. Однажды Насреддину приснилось, что он попал в рай. Лежит он под деревом, ничего не делает, а рядом летает ангел, который тут же выполняет все его желания. Два дня наслаждался Насреддин такой жизнью. На третий день стало ему невыносимо скучно, и говорит он ангелу: «Если у вас тут совсем нечего делать, то отправьте-ка меня лучше в ад. Там, по крайней мере, нескучно». Ангел в ответ зло рассмеялся и сказал: «А ты думаешь, ты сейчас где?»

Переживание своей сущности

Однажды преуспевающий купец, разговаривая со священником, поведал о своем желании оставить суету, которой был занят до сих пор, и направить свои помыслы к Богу. Мне надо совершить хотя бы еще одно путешествие, а уж потом я смогу посвятить мою жизнь размышлению о Боге. "Мне надо отвезти персидскую серу в Китай, оттуда я повезу китайские вазы в Рим, затем мой корабль перевезет римские ткани в Индию, а оттуда я вывезу индийскую сталь в Халаб. Из Халаба я буду экспортировать зеркала в Йемен, а из Йемена доставлю бархат в Персию…" С увлечением он рассказывал все это скептически слушавшему его священнику.

Что мешает человеку ощущать свою сущность? То же самое, что искажает восприятие реальности, — его субъективные представления. Мы могли бы ощущать свою сущность, если бы устранили влияние привычных контекстов на наш опыт. Контекст дает ощущение знакомости, привычности, понятности, но одновременно — несвободы и нецелостности.

Влияние субъективного представления устраняется путем выхода за рамки контекста. Это можно сделать, либо перейдя к более широкому контексту с помощью вопроса: «К какому контексту относится этот контекст?», либо завершив намерение этого контекста, как мы это делали в первой части книги при расфиксировании направленности с помощью вопроса: «Что будет после того, как вы выполните это намерение полностью?»

Поскольку контексты включены один в другой, при выходе из одного контекста сохраняется влияние более широкого контекста. Надо выйти за рамки всех или за рамки самого широкого контекста, чтобы ничто не мешало ощущать свою сущность (сущностное состояние).

Выход за рамки всех контекстов ощущается как свобода и целостность. Разные люди могут называть это состояние "любовью", "гармонией", "единством", "бытием", "покоем" и даже "переживанием соединенности с Богом". Все это — разные наименования сущностного состояния. Это состояние дается каждому человеку от рождения. Только в нем человек может осознать свою сущность и сущность окружающего мира.

Жизнь в контакте со своей сущностью называется счастьем. Многие люди думают, что должны "заслужить" счастье путем достижения каких-то внешних результатов. Но никакие достижения не могут дать человеку сущностное состояние. Чтобы ощущать свою сущность, не нужно ничего, кроме желания ее ощущать.

Есть история про царя, который был очень богат, но не чувствовал себя счастливым. Он вызвал главного советника, и мудрец сказал, что у его проблемы есть решение. Для этого надо только найти рубашку счастливого человека. Все придворные слуги разъехались по государству, чтобы найти рубашку счастливого человека. Прошло время, и все слуги вернулись с пустыми руками, сообщив, что не встретили ни одного счастливого во всем государстве. Тогда царь понял, что у него осталась надежда только на себя. Он сел на коня и отправился на поиски за пределы своего государства. Много дней и месяцев он провел в безуспешных поисках и уже решил возвращаться назад, как вдруг заметил человека, который сидел у дороги и пел. Всадник слез с коня и рассказал этому человеку, кто он и куда едет. Выслушав, человек сказал:

- Я вполне счастлив. У меня есть все, что мне надо.

- Тогда выполни мою просьбу. Дай мне, пожалуйста, твою рубашку.

- Я бы с радостью тебе ее отдал, — ответил счастливый человек, — но разве ты не видишь, что на мне нет рубашки?

Из своего путешествия царь вернулся без рубашки, но он понял, что для счастья даже она не нужна.

Творческая мотивация

Если человека, выполняющего какую-либо деятельность, спросить о его намерении (для чего ты это делаешь?), а затем продолжать задавать этот же вопрос (для чего…?), то за первым намерением обнаружится целый ряд более глубоких намерений. Когда я задавал эти вопросы, довольно скоро внешние намерения (улучшить что-то в объективном мире) сменялись внутренними намерениями (улучшить что-то в себе, в своей субъективной реальности). Например: "Я хожу на работу (внешнее намерение) для того, чтобы чувствовать свою нужность (внутреннее намерение)".

Таким образом, опыт говорит нам, что люди действуют в конечном счете для того, чтобы улучшить что-то в своем субъективном состоянии. Это может показаться не только правильным, но и единственно возможным — действовать с целью улучшения своего состояния. Но что происходит, если человек своим состоянием полностью удовлетворен? Есть ли у него мотивация к деятельности? Другими словами, нас интересует, будет ли человек в состоянии счастья действовать? И если да, что его будет побуждать к действию? Это совсем не праздный вопрос, если вспомнить, что мы учимся мечтать о счастливой жизни или, может быть, даже жить счастливой жизнью.

Среди тех, кто отвечал на мои вопросы, я обнаружил людей с другим типом ответов. Все намерения, которые высказывали эти люди, были внешними. Как будто они не хотели ничего изменять в своем состоянии, а действовали исключительно для самих внешних результатов. Нельзя сказать, что эти люди были менее деятельны. Скорее, наоборот.

Когда же я просил их объяснить свое побуждение к действию, они, если и ссылались на внутренние переживания, предпочитали использовать слова «делаю…, потому что…» вместо слов «делаю… для того, чтобы…» Например, «Я делаю это (внешнее намерение), потому что люблю свою работу (внутреннее состояние)". Это привело меня к предположению о двух типах мотивации.

Первая — вынужденная мотивация — свойственна деятельности, движимой недостатком чего-то. Человека побуждает к действию желаемое состояние, которого в нём в настоящее время нет или не было бы без этого действия. Опыт человека в этом случае для него самого недостаточно хорошо управляем и гибок.

Вторая — творческая мотивация — свойственна деятельности, движимой интересом. В этом случае побуждает к действию настоящее состояние, в котором человек уже находится и в котором оставался бы без этого действия. Опыт человека, т.е. действия, мысли и чувства, при такой мотивации для него самого более управляем и гибок.

Чтобы определить тип мотивации человека в каком-то контексте, следует попросить его объяснить свои действия: "Объясните свои действия: для чего или почему вы их делаете?" В ответах на эти вопросы надо обращать внимание на связь внешнего действия и внутреннего состояния, а именно: считает ли человек внутреннее состояние следствием действия или причиной действия.

Обычно дети, когда играют, имеют творческую мотивацию. Поэтому они с неохотой отвечают на вопрос "для чего?" или "зачем?". Если их спросить: «Для чего ты строишь песочный корабль? Зачем ты рисуешь?» — они могут даже не понять вопроса. На вопрос "почему?" они ответят более охотно: «Потому что я капитан. Потому что мне нравится».

В замечательном стихотворении Агнии Барто «Милочка-копилочка» содержится пример детской мотивации такого типа.

МИЛОЧКА-КОПИЛОЧКА

Утром запонка пропала,
и от папы всем попало.
А когда пропал и галстук,
папа даже испугался…
…Все полезли под диваны,
двигать начали кровать,
шарить палками под ванной,
чемоданы открывать…
- Мила, Милочка, Людмила! –
мама Милочку будила.
Мила спрыгнула с кровати,
на ходу надела платье
и помчалась на подмогу
в башмаках на босу ногу.
Залезала под диваны,
рылась в печке и под ванной…
…Только вдруг раздался стук,
И у Милы из кармана
что-то выкатилось вдруг…
…Запонки и пробки,
бритва папина в коробке.
Не под ванной, не в диване, -
все у Милочки в кармане…
…Что ж ты лезла под диваны,
рылась в печке и под ванной?
И призналась Милочка,
Милочка-копилочка:
- Потому что интересно
лазить в печку и под кресло.

Бывает ли у взрослых людей творческая мотивация? Да, бывает у каждого человека, но в разной степени и не во всех контекстах.

Поэкспериментируйте: выберите контекст, в котором вам интересно делать то, что вы делаете, и другой контекст, в котором вы недовольны своими действиями. Проверьте свою мотивацию с помощью вопросов, приведенных выше. Почти наверняка вы получите разные типы мотивации.

Упражнение «Сущностное состояние».

Выберите ситуацию деятельности, в которой у вас есть проблема, трудность, неудовлетворенность чем-то или в которой отсутствует интерес и творчество.

Часть 1. Достижение сущностного состояния (расширение контекстов).

1. Подумайте о ситуации (деятельности). Чего вы хотите в этой ситуации?

2. К какому более широкому контексту относится этот контекст? Что подтверждает наличие этого контекста в вашей жизни? Эти вопросы повторяются до выхода в самый широкий контекст, охватывающий всю жизнь.

3. Каково намерение в максимально широком жизненном контексте? Представьте, что это намерение полностью реализовано. Какое следующее еще более важное желание у вас тогда возникнет?

Представьте достигнутым и его. Как вы назовете это состояние? Пусто — это будет (Х)

Позвольте этому состоянию наполнить вас и сохраняться, по крайней мере, до конца упражнения.

Часть 2. Закрепление состояния.

4. Определите признаки состояния (Х). Как вы его ощущаете в теле?

Какой внешний объект (или внутренний образ) ассоциируется у вас с состоянием (Х)?

5. Сохраняя состояние (Х), обращайте внимание на объекты, которые вас окружают сейчас, пока они не покажутся пронизанными насквозь этим состоянием.

Хотели бы вы иметь это состояние всегда как способ жизни?

Часть 3. Преобразование мотивации.

6. Вновь пройдитесь по цепочке контекстов. Если состояние (Х) будет присутствовать в вас всегда как способ жизни, как изменится для вас последний контекст и намерение в нем? (Затем предпоследний и так далее).

7. Как при этом изменяется для вас первоначальная ситуация и ваши действия в ней?

Объясните свои новые действия, выбрав форму: "Я буду делать это, потому что (или для того, чтобы)…"

Чувствуете ли вы теперь интерес, творчество, удовольствие в этой ситуации?

8. Спросите себя, согласны ли вы всегда сохранять состояние (Х) в данной ситуации?

Что вам надо знать о себе или о данной ситуации, чтобы быть в состоянии (Х)?

Мысленно представьте все трудности, которые могут возникать в данной ситуации, и то, как состояние (Х) помогает с ними справляться, сохраняясь в вас.

9. Подстройтесь к будущему. Что вы будете делать и как будете себя чувствовать, когда вновь попадете в этот контекст?

Выполняйте это упражнение неоднократно, с разными контекстами. Не жалейте времени, чтобы насладиться сущностным состоянием. Открывайте для себя все новые глубины сущностного состояния

Однажды старая собака повстречала щенка. Щенок крутился на одном месте, пытаясь поймать свой хвост.

- Что ты делаешь? — спросила старая собака.

- Я понял важную истину, — ответил щенок, продолжая гоняться за хвостом, — Собачье счастье находится в хвосте. И я его обязательно схвачу!

- Когда я была молода, — сказала старая собака, — я тоже поняла, что собачье счастье — в хвосте. Но позже я поняла и другое. Мне не надо гоняться за хвостом, он и так всегда со мной.

Создавали ли мы сущностное состояние в этом упражнении? Думаю, вы согласитесь, что вы лишь открыли его в себе. Вы лишь направили внимание на ту часть опыта, которая у вас всегда была. Осознав его, вы сможете руководствоваться этим состоянием в своей жизни, и оно будет безошибочно направлять нас.

Сущностное состояние нам потребуется неоднократно, потому что это — идеальное состояние для мечтания. Посвятите еще немного времени тому, чтобы укрепить это состояние в себе, чтобы оно стало опорой в вашем дальнейшем развитии.

Упражнение «Освобождение сущностного состояния от условий».

1. Оставаясь в сущностном состоянии, ответьте на следующие вопросы:

(а) При каком условии сущностное состояние возможно в вашей жизни?

(б) Возможно ли оно в отсутствии этого условия?

Повторяйте этот шаг до тех пор, пока не будут исчерпаны все условия.

2. От чего зависит наличие сущностного состояния? Почему?

3. Что такое сущностное состояние? По каким признакам вы можете заметить в себе сущностное состояние?

Вопросы этого упражнения послужат укреплению сущностного состояния в вас. Найденные вами ответы будут вашими собственными открытиями, которые создадут уверенность в доступности этого состояния всегда, когда оно вам нужно. Если вы проделаете это упражнение несколько раз, ваши ответы, возможно, будут изменяться вместе с развитием вашего понимания сущностного состояния.

Признаки сущностного состояния

По каким признакам вы сможете определить в себе наличие сущностного состояния? Имеется много общего в том, как переживается сущностное состояние разными людьми. Постарайтесь найти как можно больше этих признаков самостоятельно, хотя некоторые из них я сейчас могу назвать.

Восприятие внешнего окружения в сущностном состоянии широкое, панорамное, но при этом весьма четкое. В этом состоянии все, что есть в ситуации, замечается трезво и объективно, и ничего из воспринимаемого не выдвигается на передний план. При сохранении полного внимания глаза расслаблены. Такое восприятие в НЛП называется "мягким взглядом". Загляните в глаза ребенка, когда он в хорошем настроении, и вы непременно увидите этот "мягкий взгляд". Данный навык естественным образом в каждом из нас присутствует, нужно только его осознать и пользоваться им.

Следует заметить, что "мягкий взгляд" обычно сочетается с (а) оптимальным расслаблением тела — легкостью, свободной позой, отсутствием напряжения и (б) внутренним молчанием, т.е. отсутствием непроизвольного внутреннего диалога.

Эти признаки необходимо знать, чтобы приводить себя сущностное состояние, если его нет по каким-либо причинам.

Существует ли индивидуальное "Я"?

Выполняя последнее упражнение, вы замечали, что каждый переход к более широкому контексту существенно изменял ваше состояние? Последнее из них все люди, выполнявшие эту технику, описывают как «гармония». Слово «гармония» означает соответствие чего-то чему-то — в данном случае оно означает внутреннюю целостность и единство с миром.

Если на первом шаге (в проблемном контексте) вы ощущали свое «я», то в сущностном состоянии вы, скорее всего, ощущали весь мир, всю вселенную или всех людей и не ощущали себя. Вы в полной мере могли испытать это потрясающее состояние, если позволили ему вас охватить. Если же вы лишь чуть-чуть соприкоснулись с ним, сделайте упражнение еще раз на каком-нибудь другом примере, чтобы испытать его сильнее.

В этом состоянии человек ощущает себя частью большой системы и живет в согласии с ней. Это состояние полного владения собой, полного доступа ко всем своим ресурсам. Это состояние знакомо каждому человеку, потому что оно — естественное состояние, с которым каждый рождается.

Что люди имеют в виду, когда говорят "Я"? Свое тело? Мысли? Личную историю? Как уже было сказано, "Я" — это не тело, не мысли и не прошлый опыт. Нет объекта, про который можно сказать: "Это и есть "Я". В одной из первых книг по НЛП Джон Гриндер и Ричард Бэндлер писали, что "Я" — это деятельность внимания, "Я" — это то, чему человек отдает внимание или, это же самое, с чем человек себя отождествляет. Есть люди, которые отождествляют себя с телом. Их жизнь разворачивается вокруг потребностей тела. Есть люди, которые отождествляют себя с отношениями, и их жизнь становится заботой об отношениях…

Следуя общепринятым установкам, люди считают свою отдельность от мира истинным фактом и опираются на эту идею в своей жизни. Это создает предпосылки дисгармоний.

Переживание сущностного состояния открывает нам, что целостность бытия первична, а "Я" — это лишь искусственно выделенная его часть, существование которой иллюзорно. Наше "Я" подобно капле воды, которая в океане никак не может быть отдельной от всего остального.

Внутренний мудрый советник

Один человек очень хотел узнать смысл жизни. Кто-то сказал ему, что высоко в горах живет мудрец, который непременно поможет решить этот вопрос. Человек тщательно подготовился к восхождению и отправился в путь. Путь был очень длинный и трудный, и, наконец, путник, уставший и голодный, добрался до заветной пещеры. Войдя в пещеру, он увидел в глубине старца, смотрящего на пламя горящей свечи и медитирующего.

- Уважаемый учитель, — обратился к нему путник, — открой мне смысл жизни.

Старец ничего не ответил, будто бы и не слышал вопроса. Тогда путник повторил свой вопрос громче:

- Я пришел издалека и очень хочу узнать, в чем смысл жизни.

Но старец по-прежнему молчал, и даже ни один мускул на его лице не пошевелился. Путник был расстроен таким невниманием к нему и в третий раз почти прокричал свою просьбу.

- Мне нужно лишь немного твоего внимания, и я не собираюсь уходить без ответа на мой вопрос. Скажи мне, наконец, ты знаешь, что такое жизнь?!

Старец зашевелился, слегка приоткрыл глаза и с отсутствующей улыбкой сказал:

- Да, я знаю. Жизнь — это миска с клубникой.

- Что? — удивился путник. — Причем здесь миска с клубникой? Я столько сюда шел не для того, чтобы слушать эту глупость. Открой глаза шире, старик, разве похоже, что моя жизнь — клубника?! — кричал раздосадованный путник.

- Вот как, — улыбнулся мудрец, — выходит, что ты знаешь?

Эта история сообщает нам, что каждый человек сам может узнать то, что ему необходимо знать, — только, возможно, ему потребуется помощь, чтобы поверить в собственную внутреннюю мудрость.

В сущностном состоянии мудрость становится доступной человеку. В этом состоянии он может решать свои внутренние проблемы и противоречия, которые было невозможно решить в обычном состоянии. Почему сущностное состояние приводит к мудрости? И что такое мудрость?

Милтон Эриксон говорил, что мудрый человек — это тот, который способен выслушивать точки зрения других людей без желания их изменить. Для обычного человека это бывает порой очень трудно.

Страницы: 1 2 3 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться