Мета-модель: новая редакция

Наношу пользу, причиняю добро и подвергаю ласке...

Предисловие.

Мета-модель – это один из самых мощных инструментов НЛП. Но при этом практики НЛП зачастую предпочитают ею пользоваться минимально. Почему? А уж больно она сложная – набор из 13 правил (постепенно сократившийся до 6, но и этого "как-то много"). Да и часто не совсем понятно, когда и по какому поводу её стоит применять.

Поэтому нам захотелось посмотреть, можно ли сделать описание мета-модели более простым и понятным. В результате получилась, как нам кажется, довольно стройное и логичное описание, которое может оказаться достаточно полезным.

От моделирования к конструированию.

Модели можно описывать и как наборы паттернов, и как правила создания паттернов. В последнем случае получаются уже "конструкторы", которые позволяют уже создавать модели "инженерным" способом, под задачу. В этой статье приведён пример описания мета-модели как правила создания паттернов.

Для нашей модели мы выделили способы воздействия и элементы сообщения, к которым это воздействие прилагается, на их основе построили первую матрицу, содержащую всевозможные варианты нарушения "правильности", и соответствующую ей вторую – содержащую варианты восстановления "правильности".

В роли способов воздействия у нас выступают исключение (удаление), обобщение и искажение.

  • Тут мы воспользовались традиционным делением, но в принципе все это - некие оттенки, характеризующие единый процесс переработки информации, то есть любую обработку информации можно назвать ее искажением. Искажения в сторону уменьшения информации приводят к ее утере, исключению, а искажения в сторону укрупнения – к обобщениям.

А в роли элементов сообщения - субъект, действие (предикат) и объект.

  • В принципе, для описания мета-модели можно было бы взять за основу и предикатную схему, в которой главной частью сообщения является предикат, а остальные члены сообщения достраиваются исходя из возможных для него валентностей (валентность - способность слова сочетаться в тексте с другой языковой единицей, прежде всего с другим словом).

На наш взгляд, в данном случае, конструкция получалась бы более сложной.

По аналогичной схеме (различные способы воздействия на элементы "конструкции") мы можем простроить модели на уровне правил (конструкторы), например для:

  • раскруток;

  • пресуппозиций;

  • Милтон-модели.

Карта, территория и прочее.

"Каждый из нас создает некоторую репрезентацию мира, в котором мы все живем. То есть все мы создаем для себя карту или модель, которой пользуемся для порожде­ния собственного поведения. В значительной степени именно наша репрезентация мира задает наш будущий опыт в этом мире: то, как именно мы воспринимаем этот мир, с какими выборами сталкиваемся в своей жизни".

Джон Гриндер, Ричард Бэндлер "Структура магии"

Уровни карты.

Карты бывают разных уровней. Карта нижнего уровня –сенсорный опыт – это "запись" всего, что прошло через сенсорные фильтры. Сюда входит то, что мы видим и слышим, а также чувствуем, т.е. тактильные и мышечные ощущения. Мы не можем как-то редактировать содержание этого уровня, новые записи добавляются туда без контроля сознания, естественным образом. Этой информации много, она подробна, но пользоваться ею неудобно. Информация с этого уровня может быть доступна нам, когда мы находимся в трансе.

Карта более высокого уровня – структурированный опыт – это информация, отобранная как наиболее важная, и уже обработанная: не только факты, но и оценки, убеждения, мнения, размышления и прочее. Этот уровень доступен для редактирования и изменения. Структурированный опыт – то, чем мы пользуемся постоянно.

Карта верхнего уровня – вербальное описание опыта – это словесное описание структурированного опыта.

Такое выстраивание карт напоминает создание документального фильма. Люди ходят и разговаривают, флаги полощутся, солнце светит, вертолёты летают – это территория. Всё происходящее записывается на камеру – это сенсорный опыт. Потом из всего объёма записей выбираются определённые эпизоды, что-то обрабатывается на компьютере, добавляется музыка и голос диктора – этоструктурированный опыт. А вот рассказ об этом фильме – это уже вербальное описание опыта.

На каждом уровне информация упаковывается, и её становится всё меньше. Обратите внимание, что карта следующего уровня описывает карту предыдущего, которая для неё является территорией.

Очевидно, что карта нужна в первую очередь для того, чтобы было легче ориентироваться на территории. Как только человек забывает об этом, как только перестают работать процессы построения карт снизу вверх, и появляется обратный процесс – перестройка нижнего уровня карты под верхний – вот тут и начинаются проблемы.

Карта – это не территория!

Наше словесное описание не является сенсорным представлением!

Наши оценки не являются воспоминаниями!

Воспоминания о событиях не являются самими событиями!

Мета-состояния.

Вы можете подумать, например, о пирожке с мясом? Замечательно. А теперь вы можете как-то определить своё отношение к этому пирожку: "я хочу съесть этот пирожок", "он мне безразличен", "мне противно даже думать о пирожках", и т.д. После этого вы можете как-то отнестись к вашему отношению к пирожку: "это естественно – хотеть съесть пирожок с мясом", "это хорошо, что мне противно даже думать о мясе", "полезно безразлично относиться к еде".

Вы можете неким образом оценивать какую-либо вещь, но при этом можете оценить и само отношение к этой вещи. Например, вы можете испытывать страх по отношению к паукам, и в то же время смеяться над этим страхом. И чувствовать гордость от того, что вы смеётесь над собственным страхом. Или вы можете верить, что всё в конце концов будет хорошо. И положительно оценивать эту веру.

Мета-состояние – это состояние "по отношению" к другому состоянию. В приведенном выше примере хорошее отношение к тому, что вам противно думать о мясе, смех над страхом, гордость за смех, положительная оценка веры – это всё мета-состояния. Оценка оценки. Мысли по поводу мыслей.

"Это модель рефлексивного сознания, которая расширяет модель НЛП, продвигая ее на следующий уровень. Модель мета-состояний в точности раскрывает процесс того, как мы, наши мысли и чувства, отображаются в нашем сознании, создавая более высокие уровни мыслей и чувств, уровней сознания. Таким образом, обращаясь в работе нашего сознания к своим мысля и чувствам, мыслям относительно своих мыслей, чувствам, относящимся к нашим чувствам, мы создаем в своем сознании и теле состояния относительно других состояний, или Мета-состояния. Начальные состояния … включают в себя первичные эмоции (страх, злость, счастье, расслабленность, напряжение, удовольствие, боль и т.д.) и мысли, направленные вовне, в окружающий мир. Мета-состояния, наоборот, включают в себя напластования мыслей и чувств более высокого порядка (уровня), относящиеся к нашим состояниям, к нашему опыту, концепциям. Когда мы боимся своего страха, испытываем злость за свою злость, чувствуем стыд из-за своего смущения, счастье от обучения и т.д. – мы переходим на более высокую рамку восприятия, в область мета-состояния. Мета-состояния относятся к референтным рамкам более высокого порядка, которые мы устанавливаем и используем для создания более стабильных структур (убеждений, ценностей, понимания и т.д.)".

Майкл Холл

Способы "сжатия".

Есть несколько процессов, при помощи которых можно "сжать" информацию: исключение (удаление), обобщение и искажение.

Если вы читаете сейчас эту статью, вы, скорее всего, не слышите гудения компьютера и не обращаете внимания на ощущения в вашей правой ноге. Вы удалили эту информацию. И точно так же, если вы сейчас начали "причувствоваться" к вашей правой ноге, вы, скорее всего, перестали читать. Это первый способ создания карты – удаление лишней информации.

Кроме этого, мы можем обобщать. Обратив внимание на несколько событий или характерных признаков, сделать общий вывод: - Дома компьютер гудит, на работе компьютер тоже гудит, - все компьютеры гудят.

И последнее. Искажение. Вы можете посмотреть на смайлик :о) и увидеть лицо. Хотя если вы подойдёте к зеркалу и посмотрите на своё лицо, там вы не увидите чёрных кривулек, кружочков и точек.

Эти три процесса помогают нам "сжать" информацию так, чтобы ею можно было достаточно удобно пользоваться.

Глубинная и поверхностная структуры.

"Процессы, посредством которых люди обедняют собст­венную репрезентацию мира, совпадают с теми процесса­ми, посредством которых они обедняют выражение своей репрезентации мира".

Джон Гриндер, Ричард Бэндлер "Структура магии "

Напомним два термина: глубинная и поверхностная структуры. Майкл Холл1 определяет их, так: "полная внутренняя репрезентация (переживание) того, что мы пытаемся сообщить, называется "глубинной структурой". Большая часть глубинной структуры не осознаваема – некоторая её часть располагается на уровнях предшествующих словам, некоторая –за пределами того, что можно описать словами. … Произносимые нами слова и предложения мы называем "поверхностной структурой."

Когда мы говорим – мы опять, в очередной раз, "сжимаем" информацию, просто потому что при помощи языка невозможно полностью передать наши внутренние представления. Поверхностная Структура является описанием Глубинной Структуры (ГС), то есть является её "картой". Понятно, что в процессе "сжатия" описание Глубинной Структуры иногда настолько искажается, что может очень сильно ввести в заблуждение как других людей, так и самого говорящего.

Мета-модель.

Мета-модель.

Мета-моделью называется любая модель, которая описывает другую модель (приставка мета- обозначает находящийся вне, за пределами, сверх). В данной статье мета-моделью мы будем называть мета-модель языка, и для ее обозначения будем употреблять аббревиатуру ММ.

Мета-модель языка (ММ) содержит в себе:

  • описание "правильной" лингвистической структуры;

  • критерии нарушения мета-модели;

  • варианты реакций на нарушения.

Нарушение мета-модели.

Мета-модель языка даёт представление о том, что такое семантически правильное высказывание. Соответственно, если человек говорит, нарушая эти правила, то говорят о нарушении семантической правильности мета-модели. Мы для краткости будем называть это просто нарушением мета-модели.

Использование мета-модели.

Если мы ставим целью максимально точно узнать карту Клиента, то мета-модель будет работать в первую очередь как модель сбора информации. Знание мета-модели помогает заметить наиболее важные нарушения в описании карты, а также задать вопросы, при помощи которых Клиент может описать свою ГС более точно, пользуясь не жестами, интонациями и т.п., а словами.

Иногда Клиент с большим трудом может объяснить, в чем состоит его проблема, и зачастую дело не только в скудном словарном запасе. Глубинная структура Клиента сама по себе может быть сильно обеднена.

В таких случаях ответы на многие ММ-вопросы Клиент не может дать, основываясь только на структурированном опыте, а точнее, на его "верхнем слое", которым он обычно пользуется в повседневной жизни. Он вынужден обратиться к сенсорному уровню опыта для получения дополнительной информации. Если Клиент добирается до лежащего в памяти сенсорного опыта, то у него появляетсявозможность его переоценить и, соответственно, перерисовать карту, сделав её более эффективной.

Когда мы слышим изменения в речи клиента, это предположительно означает, что скорее всего произошло изменение не только Поверхностной, но и Глубинной структуры. Впрочем, однозначных утверждений, изменили мы ГС или только прояснили ее, делать не стоит, т.к. не всегда можно по ПС судить, какая ГС стоит за ней. И тем не менее некоторые изменения ПС невозможны без соответствующих изменений на более глубоком уровне. В том и состоит мощь мета-модели, что помогая Клиенту восстановить правильность и полноту формулировок, Оператор тем самым с большой долей вероятности способствует изменению его карты. Если же нет, или внесённых изменений недостаточно – на этот случай как раз и существуют разнообразнейшие техники НЛП.

Таким образом можно подытожить, что мета-модель в первую очередь является моделью сбора информации.

Если же мы ставим целью помочь Клиенту перестроить его карту, то мета-модель можно использовать и как метод терапевтической интервенции. В таком случае Глубинным Структурам, отражающим ситуацию, предстоят изменения, и "правильность" ПС с точки зрения мета-модели будет служить индикатором их полноценности.

Классические описания мета-модели.

По Фрэнку Пьюслику и Байрону Льюису способов нарушить Мета-модель 8 (12), у Андрея Плигина и Александра Герасимова таких способов 6, у Джозефа О’Коннора и Майкла Холла их по 13.

  • К сожалению, у Бендлера с Гриндером описание мета-модели аккуратно "размазано" по всему первому тому "Структуры магии". Первое описание мета-модели в виде привычной таблицы было сделано Робертом Дилтсом в 1975 году.

  • Майкл Холл ещё больше расширяет мета-модель и добавляет 9 новых пунктов. В результате получается аж 22 паттерна.

  • Для использования в управлении и бизнесе Гриндером и МакМастером была предложена модель точности: от мета-модели оставили 5 пунктов (референтные индексы, неопределённые глаголы, кванторы общности, сравнения с умолчанием, модальные операторы) и добавили несколько дополнительных инструментов: фреймы (рамки) результата, "как если бы" и обратного отслеживания.

В этой таблице мы попытались сопоставить предлагаемые паттерны мета-модели. Учтите, что некоторые паттерны у разных авторов согласуются только частично, как, например, неопределенные референтные индексы и опущения у Дилтса и неконкретные существительные и местоимения у Плигина и Герасимова.

Р. Дилтс

Ф. Пьюслик
Б.Льюис

А. Плигин
А. Герасимов

Дж. О’Коннор

М. Холл

 

опущения

неспецифический референтный индекс

неконкретные существительные и местоимения

простые удаления

простые опущения

Опущена важная информация.
- Поди и сделай это.
- Это важно.

неопределённые референтные индексы

стёртый референтный индекс

 

неопределённый индекс ссылки

неопределённые референтные индексы: неспецифичные существительные и глаголы

Отсутствует сообщение о человеке, предмете или отношении.
- Окно было сломано.
- Вову обидели.

обобщённый референтный индекс

неконкретные существительные и местоимения

Неспецифическое существительное или местоимение.
- Люди обижаются.
- Они великолепны.

неконкретные глаголы

Глагол описывает неконкретный или неспецифический процесс:
понимать, знать, уважать, научиться.
- Я понимаю ваше волнение.

неспецифичные глаголы

неспецифические глаголы

неконкретные глаголы

номинализации

номинализации

номинализации

номинализации

номинализации

Представление непрерывных процессов как законченных:
счастье, любовь, возможность, опыт, общение, бег.
- Счастья не может не быть.

модальные операторы

модальные операторы возможности

модальные операторы

модальные операторы возможности

модальные операторы

Принцип образа действий на основе возможностей.
- Я не могу расслабиться.
- Это невозможно сделать быстро

модальные операторы необходимости

модальные операторы необходимости

Принцип образа действий на основе законов и обязанностей.
- Я должен успеть вовремя.
- Вам следует подумать.

кванторы общности

кванторы общности

кванторы общности

универсальности

кванторы общности

Набор слов, при помощи которых делается универсальное обобщение.все, всегда, вечно, никогда, везде, никто, каждый.
- Вечно ты опаздываешь!

утраченный перформатив

потерянный перформатив

 

суждения

утраченный перформатив

Высказывание оценочного суждения, без сообщения о его авторе (источнике).
- Это правильно.
- Никому не следует судить остальных.

чтение мыслей

чтение мыслей

 

чтение мыслей

чтение мыслей

Предположение, что мы обладаем способностью знать мысли, мотивы, намерения другого человека без прямого сообщения с его стороны.
- Я знаю, что это его не волнует.

причинно-следственные отношения

причина и следствие

 

причина - следствие

причинно-следственные отношения

Предположение, что некое действие одного человека может заставить другого человека испытать какое-либо чувство.
- Ты заставляешь меня страдать.

комплексный эквивалент

 

 

сложные эквиваленты

комплексный эквивалент

Приписывание поведению значения на основе наблюдаемых признаков, не имея прямых подтверждений от другого человека.
- Ты не подарил мне цветы - ты больше не любишь меня!

 

 

сравнение с умолчанием

сравнения

сравнительные и преувеличивающие опущения (неопределённые отношения)

Человек совершает сравнение, но опускает стандарт, с которым их сравнивает.
- Он лучше.

 

 

 

предположения

пресуппозиции

КонцеУМальные допущения, которые должны быть истинными для того, чтобы высказывание было истинным.
- Завтра вы узнаете ещё больше.

 

обратный референтный индекс

 

 

 

Говорящий, как бы принимает действие глагола, но не выполняет никакого действия, выраженного глаголом.
- Никто не заботится обо мне.
- Он для меня не хорош.

 

 

 

 

неопределённые процессы: прилагательные, модифицирующие существительные

Опущен процесс (и, следовательно, структура) прилагательных.
- Мне не нравятся непонятные люди.
- Печальное письмо удивило меня.

 

 

 

 

неопределённые процессы: наречия, модифицирующие глаголы

Процесс опущен, а его результат овеществляется посредством слова, обозначающего состояние.
- Она медленно начала плакать.
- Как печально, что ты забыл позвонить мне.

  •  Скорее всего некоторые "разночтения" (например "потерянный перформатив" - "утраченный перформатив") возникли из-за разницы в переводах терминов.

МОДЕЛЬ СДО.

Если кто-то кое-где у нас порой
честно жить не хочет

Песня.

Зачастую студенты курса НЛП-Практик делают стандартную ошибку, воспринимая Мета-модель как набор стандартных вопросов, которые нужно время от времени задавать клиенту. Разучи вопросы и пользуйся на здоровье! Но при таком подходе у студента естественно возникает вопрос: а зачем этим пользоваться? Во-первых, некоторые клиенты почему-то неадекватно воспринимают эти вопросы, злятся и не хотят продолжать терапию! Во-вторых, зачем заучивать 13 (9, 6) типов нарушений, если и без Мета-модели с клиентом все понятно (а если непонятно, то можно и шестишаговый рефрейминг сделать, там без подробностей)? В-третьих, некоторые паттерны мета-модели пересекаются, и ещё нужно понять, на что реагировать. По нашим наблюдениям, НЛП-практики в реальности пользуются только 3-5 паттернами.

  • Наверно, самыми любимыми или понятными. Может, они собственные нарушения ММ считают нормой?

В классическом варианте вопросы являются реакцией на ошибки, то есть на нарушения Мета-модели, таким образом работа с ММ прописана процедурно. (Если слышишь …, спроси…, и узнаешь, что имел в виду клиент). В результате поведение НЛПеров иногда напоминает реакцию собачки Павлова. Например, вне зависимости от контекста и содержания, на фразу: "Мы должны это сделать", - следует немедленная вопрос: "Кому должны?"

А если попробовать иной процесс – представить некую "правильную" форму высказывания, которая соответствует ММ клиента?

Нарушения правильности ММ.

Виды нарушения правильности ММ.

При "сжатии" информации может нарушаться семантическая правильность мета-модели. Мы будем говорить об:

опущении (X), в том случае, если какой-то элемент отсутствует (т.е. на этом месте "пусто");

обобщении (&), в том случае, если элемент указывает на весь класс без исключений ("все люди");

искажении (~), в том случае, если информации об элементе недостаточно для того, чтобы вполне однозначно его определить.

Соответственно, процессы "обратные":

  • опущению – восстановление утраченной информации;

  • обобщению – поиск исключений;

  • искажению – конкретизация.

Восстановление утраченной информации.

Когда какой-то кусок информации в сообщении клиента явно отсутствует, оператору нужно восстановить его. Например, выяснить кто произвёл действие, или на кого было действие направлено.

- Окно разбили.
- Кто же это сделал?

- Готово!
- Что готово?

- Я в магазин.
- Ты туда поедешь или пойдёшь пешком?

Поиск исключений.

Если из речи человека следует, что "нет исключения из правила", нам нужно проверить, так ли это.

  • У данного правила действительно может не быть исключений. Например:
    - У меня совсем нет родственников.
    - Что, совсем, совсем? Даже тёти в Саратове или двоюродного племянника в Екатеринбурге?
    - Да. Я последний в роду. Не осталось даже самых дальних родственников. Революция, война…

Найти исключения можно разными способами.

Оператор может сам предложить человеку возможные исключения:
- Когда вы спите, вы тоже думаете о работе?

Он может предложить ему поискать исключения самостоятельно:
- Вы можете вспомнить ситуацию, когда это было не так?

Он может усилить обобщение – словами, интонацией, жестами – чтобы вызвать у клиента противоположную реакцию:
- Всё совершенно невозможно плохо!!!?

И т.д.

Конкретизация.

Конкретизация как уточнение значения слова.

Слово или фраза могут иметь несколько смысловых значений в заданном контексте. Оператору нужно понять, какое из них имеет в виду клиент, а не подставлять спонтанно значение из своей карты.

Например, "не могу" может обозначать:

  • отсутствие физической возможности;

  • недостаточный навык;

  • моральный запрет;

  • отсутствие желания;

  • убеждение, что он "не в праве";

  • страх;

Конкретизация как уточнение класса.

Когда мы говорим "кошка", "машина", "учитель" – мы сообщаем о классе, группе.

  • Говоря о действии, мы тоже сообщаем о поведении с общими характеристиками: "жевать", "думать", "видеть", "рассуждать". И хотя употребление слова "класс" по отношению к действию не совсем корректно, но принципы конкретизации будут общими как для объектов, так и для действий.

Для того, чтобы более чётко соотнести наше представление о данном классе с представлением другого человека нам нужно выяснить:

  • какой набор отношений, представлений стоит за понятием этого класса;

  • критерии отнесения к классу.

- Моя сестра мучительница.
- Что значит "мучительница"?
- Почему вы решили, что она "мучительница"? Кого и как именно она мучает?

Конкретизация как уточнение индекса.

Оператору нужно получить достаточно информации для того чтобы понять, о ком и чём конкретно идёт речь. Если человек говорит о "стуле", то для более однозначного понимания, о каком именно стуле он говорит, нам понадобится уточнить информацию.

– Это был старый, рассохшийся стул, с одной сломанной ножкой. Он стоял в гостиной, у стены напротив окна, спинкой к стене – иначе падал.

  • Все эти "характеристики" стула: "старый, рассохшийся, с одной сломанной ножкой, стоящий в гостиной, у стены напротив окна" в классическом описании ММ называются референтными индексами (сам "стул" является референтом).

При описании действия нужно выяснить: что именно субъект делает, каким образом, когда, где, в каком порядке и т.д.

Вряд ли можно говорить о "предельном уровне конкретизации" – конкретизировать можно бесконечно, описывая всё новые и новые детали. Оператор собирает такое количество информации, чтобы он с высокой долей вероятности мог считать, что его представление о данном предмете максимально близко к представлению клиента (насколько это имеет смысл в заданном контексте).

"Правильная" структура минимального сообщения.

Мы предполагаем, что существует минимальный "блок" передаваемой информации: минимальное сообщение.

Любое сообщение можно представить в виде набора "минимальных сообщений".

"Полное" минимальное сообщение должно содержать в себе информацию об:

  • Субъекте (обозначается как S - Subject)

  • Действии (обозначается как P - Predicat)

  • Объекте (обозначается как O - Object)

  • Здесь термин "действие" используется вместо грамматического термина "предикат" в связи с тем, что в НЛП под "предикатом" обычно понимают слова, указывающие на канал восприятия. Обозначать же мы будем так, как принято в грамматике: P (predicat).

Субъект (S) – главное действующее лицо, отвечает на вопрос: "Кто делает?".

К нему будут относится соответствующие референтные индексы.

Действие (P) - процесс, отношение, отвечает на вопрос: "Что делает?". Сюда же относятся характеристики действия (в зависимости от контекста):

  • где это делают;

  • когда начинают и когда заканчивают;

  • куда (двигается, едет, идёт, летит);

  • как быстро или как медленно это делают;

  • как долго это делают;

  • и т.д.

Объект (O) - предмет или лицо, над кем/чем действие производится или на которое направлено действие.

К нему будут относится соответствующие референтные индексы.

В виде объекта может выступать и сам субъект: - Я причесался (Я причесал себя).

  • В случае, когда действие выражено непереходным глаголом и описывает состояние, не являющееся оценочным (мета-) состоянием, отсутствие объекта в минимальном сообщении может не считаться нарушением правильности мета-модели. Например: "я спал".

"Сложные" сообщения

В одном сложном предложении может содержаться несколько сообщений:

"Они ненавидят, потому что я хочу рассказать всю правду".

S

P

Ox

Они

Страницы: 1 2 3 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться