Далее, возникает вопрос, как можно изменить структуру семьи, чтобы приспособить ее к новым способам поведения? Если супруг клиентки обычно играет дополняющую подчиненную роль, то есть ли у него доступ к способам поведения и эмоциям, необходимым чтобы играть дружественно-доминирующую роль, когда это уместно? Каким образом это может принести пользу семье? Какие обстоятельства могут содействовать такой реорганизации?
Следовательно, из первоначальной оценки клиента обнаруживаются:
а) основные направления для успешной коммуникации с клиентом;
б) потенциальные цели;
в) какой терапевтический подход наиболее вероятно подойдет клиенту и его семье.
Роль, которую играет клиент, дает важный ключ для понимания того, как он справляется с требованиями взаимоотношений и к каким дополнительным способам поведения нужно найти доступ, чтобы справляться с ними более эффективно.
Таким образом, оценка клиента должна содержать его представление о себе, привычную роль, которую он играет в отношениях, структуру семьи и ее уровень развития, и психологический возраст клиента.
Необходимо определить не только стадию развития семьи, но и факторы давления, действующие на семью. Поскольку каждая семья единственна в своем роде, типы трудностей могут быть весьма разнообразны. Ожидания и потребности семьи в значительной степени зависят от экономических и социальных переменных. Кроме того, неповторимый характер каждого члена семьи зависит и от таких факторов, как опыт всех других ее членов, и даже от таких часто не принимаемых во внимание условий, как местный климат, химические загрязнения, медикаменты, наркотические вещества, алкоголь. При возрастающем разнообразии стилей жизни – воздержании от брака, семьях с единственным родителем, гомосексуальных парах, групповых браках, перестройках семей, повторных браках и разводах – следует пересматривать «нормальные» тенденции развития семьи. Впрочем, при всей важности этого вопроса, он выходит за рамки предлагаемой статьи.
Однако можно перечислить некоторые логические этапы развития семьи и составить их список. Чтобы такой список был полезен для оценки конкретной семьи, он должен быть очень подробным. Предлагаю для обсуждения типичный список изменений, происходящих на различных этапах развития семьи. Рассмотрим, например, следующую последовательность изменений, чтобы проиллюстрировать стадии развития семьи:
-
решения об образовании,
-
ухаживание,
-
первоначальные решения о трудоустройстве,
-
обручение,
-
решения о браке,
-
решения о воспитании детей,
-
средний период брака и воспитание детей,
-
приспособление к уходу детей из дома (в школу),
-
возможное приспособление к перемене места жительства и работы,
-
преодоление трудностей при возможном разделении супругов и разводе, и заботе о детях после развода,
-
возможное насилие в домашних отношениях,
-
возможный алкоголизм или наркомания,
-
примирение с последствиями жизненно важных решений,
-
приспособление к появлению потомства у детей и бракам детей,
-
уход на пенсию, трудности пенсионного периода,
-
смерть близких, и, наконец
-
примирение с близостью и неизбежностью собственной смерти.
Оценка стадии развития семьи клиента доставляет информацию, важную для планирования терапевтических мер, особенно метафор, не только для того, чтобы решить существующие проблемы, но и для того, чтобы облегчить или предотвратить проблемы в будущем. При этом ближайший этап развития столь же важен, как и нынешний. Например, в помощь клиенту в успешном ухаживании стоит включить обучение тем или иным аспектам завершающих этапов ухаживания, в конечном счете ведущих к обручению и браку. Когда цели терапии включаются в метафоры, помогающие клиенту по-новому оценить смысл его опыта и найти доступ к дополнительным ресурсам, то часть этих метафор относится к видам поведения, чувствам, восприятиям и т.д., позволяющим ему справляться с трудностями или давлением, которые ему встретятся не только в настоящем, но и в будущем.
Для достижения этой цели терапевт должен самым методическим образом рассмотреть все навыки, восприятия и все разнообразие ресурсов, которые понадобятся клиенту для творческого приспособления к требованиям своей роли на нынешнем и на ближайшем этапе развития семьи. Точно так же, должны быть разработаны ресурсы, необходимые для приспособления и реагирования на функциональную структуру семьи. Все разнообразие взаимодействий, составляющих структуру семьи, может быть разложено для рассмотрения на логические сегменты; и в самом деле, терапия может систематически учитывать каждый из таких элементов, точно так же, как большинство навыков может быть сведено к их составным элементам.
В число факторов, подлежащих рассмотрению при оценке структуры семьи, входят следующие:
-
кто с кем говорит;
-
о чем они говорят;
-
чего избегают;
-
какова типичная эмоциональная реакция;
-
какую роль каждый обычно принимает;
-
играет ли кто-нибудь дополняющую роль;
-
является ли эта дополняющая роль поддерживающей и здоровой;
-
каким образом роль параллельна наблюдаемой в родительской семье;
-
имеет ли роль функцию козла отпущения, или является надежной защитой,
-
воплощает ли она мифы или разногласия, касающиеся ценностей, самооценок или поступков?
Эти факторы включаются в приводимые дальше диагностические параметры.
9. Диагностические параметры
-
Супружеское положение
-
Хронологический возраст
-
Число и возраст детей
Супружеское положение, возраст, число и возраст детей – самоочевидные источники диагностической информации. Эта информация помогает психотерапевту предсказать, какого типа трудности вероятны в жизни клиента. Например, хронологический возраст дает грубое указание на жизненный опыт клиента. От человека 23 лет можно ожидать, что у него есть сексуальный опыт, но у ребенка 13 лет вряд ли есть такой опыт. Подобным же образом, супружеское положение и возраст приблизительно указывают на возможные ожидания, возлагаемые на индивида другими.
Представление о культурной среде помогает понять ожидания, которые возлагаются на индивида. Цыган может не уметь читать, но ребенок белой семьи со средним доходом, как предполагается, умеет читать. Что касается развития семьи, то Хейли разъяснил мысли Эриксона о логических стадиях семейного развития. [[9] При этом он выработал важные факторы диагностической оценки. Но требования и давления при семейном развитии часто трудно предсказать. Стадии развития семьи клиента с трудом поддаются классификации.
Потребности при ухаживании отличаются от потребностей, связанных с обручением и браком. Для ухаживания человеку нужен целый ряд способностей, в том числе чувство собственного достоинства и понимание, что каждый из партнеров может внести нечто в жизнь другого. Индивид должен уметь разговаривать «ни о чём», говорить многозначно, говорить «нет», смеяться, улыбаться, танцевать, и т.д. Во время ухаживания человек должен уметь непринужденно вести себя в присутствии другого пола, должен проявлять фантазию, должен уметь справляться с мягкими формами неприятия и промахами как с чем-то естественным и необходимым. Все эти тонкости поражают воображение, когда человек их осваивает. По мере того, как клиенты приобретают некоторые относящиеся сюда навыки, они начинают усваивать и другие умения, близкие к этим и все успешнее и успешнее учатся учиться.
Брак требует видоизменения способностей и навыков, приводящих к успеху на стадии ухаживания. Сюда относятся способность соблюдать все более сложные обязательства, ценить то, как партнер обогащает жизнь и отвечать ему тем же. Из представлений о совместной жизни должно возникнуть планирование и решение задач, направленное к определенной цели. Разговоры «ни о чём» должны превратиться в прямые разговоры, а эротическое влечение – в эмоциональную открытость и близость, основанную на готовности рисковать и доверии. Немедленное удовлетворение во время ухаживания должно быть заменено отложенным удовлетворением, что составляет часть успешного брака. Для того чтобы достичь успеха на каждой стадии необходимо много знаний и навыков.
На самом деле, может показаться, что задача выделения и описания всех этих знаний и навыков, необходимых на каждой стадии семейного развития, очень трудна. Но в терапии нужно лишь определить текущую стадию развития и представления, навыки и опыт, необходимые для наиболее успешного перехода к следующей стадии. Эта оценка помогает определять подходящие цели и содержание психотерапевтической метафоры.
Другие стадии развития брака, упомянутые выше – это беременность, воспитание детей, достижение финансового благополучия, и т.д. Чтобы эффективно применять этот подход для диагностики и терапии, надо развить подробные описания и объяснения знаний и навыков, необходимых на каждой стадии. Такой анализ помогает терапевту понять, как появилось симптоматическое поведение и почему оно продолжается на этой стадии семейной жизни.
Определение «психологического возраста» предполагает оценку мыслей и эмоций клиента. О психологическом возрасте можно судить по способам, с помощью которых клиент пытается влиять на терапевта; по его словарному запасу; разговорчивости; системе ценностей; по тому, до какой степени он учитывает потребности других людей и берет на себя ответственность за последствия своих действий; гибкости или жесткости мышц; способу исполнения разных ролей; наивности и т.д. Например, человек обратился к терапевту по поводу избыточного веса и супружеских трудностей. Терапевта удивили эмоциональная незрелость в поведении этого человека. Подвижные мускулы его лица отражали все, что он думал, о том, что он видел и слышал; его жалобы, оправдания и т.п. были крайне эгоцентричны; и его общее поведение, казалось, состояло в требовании, чтобы терапевт «что-нибудь сделал» для облегчения его неприятностей. Наблюдалось мало признаков личной ответственности за свои реакции и свою жизнь. Оценивая психологический возраст, терапевт может построить метафоры, наиболее способные привлечь и удержать внимание клиента.
Чтобы правильно определить корень проблемы, необходимо иметь представление о взаимоотношениях клиента, особенно внутри семьи. Эта информация показывает, как клиент справляется с окружающей обстановкой, к чему он не смог приспособиться и каким образом проблемная ситуация сохраняется. Подход Эриксона помогает семье найти доступ к имеющимся у нее ресурсам, создавая новые возможности преодоления трудностей. В этот подход входит обучение новым способам восприятия, изменение ограничивающих представлений, рефрейминг смысла поведения и изменение отношения ко многим явлениям (агрессия, сексуальность, дисциплина, судьба, беспокойство, специфическое поведение супруга, и т.д.). При определении структуры семьи полезны следующие вопросы:
1. Кто с кем говорит в семейной системе?
2. Являются ли темы разговоров ограниченными и неизменными? В чем они состоят?
3. Насколько связаны друг с другом члены семьи? Связаны ли они чрезмерно или недостаточно? Является ли их связь конфликтной, или чрезмерно нетребовательной?
4. Чего они избегаю в своих отношениях?
5. Каковы типичные эмоциональные переживания в их взаимодействиях? Какие типичные роли они играют? Какой роли они ожидают от терапевта?
6. Способен ли клиент проделывать симптоматическое поведение в отсутствие других членов семьи, или необходимо, чтобы они играли дополняющие роли?
7. Каким образом нынешняя семейная система клиента воспроизводит семьи родителей? Какие симптоматические взаимодействия могут быть объяснены, как попытки вновь обрести (или избежать) своей родительской семьи?
8. Наблюдаются ли взаимодействия, отражающие разногласия членов семьи по поводу их ценностей, самооценок или действий?
9. Имеются ли в семье проявления протекционизма, мифы, козлы отпущения и другие прямые попытки возложить ответственность на одного или нескольких членов семьи?
10.Каковы преимущества симптома? Это способ влияния на других членов семьи? Это уменьшает тревогу других членов семьи? Можно ли рассматривать симптом или его последствия как метафорическое изображение нынешнего образа жизни семьи?
11.Каковы ресурсы, доступные или потенциально нужные клиентам? Как можно использовать эти ресурсы для продвижения клиентов к их целям? Что нужно сделать, чтобы семья приняла здоровые роли, и в соответствии с этим перестроила свои семейные отношения?
12.Что клиент предъявляет в качестве трудности, и какой был заключен психотерапевтический контракт?
После тщательной оценки окружающей среды клиента, можно логично формулировать терапевтические цели.
10. Терапевтические результаты применения метафор
Рамочная метафора – важнейшее средство достижения терапевтических целей. Этот метод использует метафору, вложенную в другую, или в ряд других метафор, в течение одного терапевтического сеанса, чтобы достигнуть нескольких терапевтических целей – от трех до пяти. Следует учесть некоторые аспекты жизни клиента при выборе рамочных терапевтических метафор:
-
структура или этап развития семьи,
-
близкие отношения, соответствующие возрасту клиента,
-
эмоциональная реакция и гибкость,
-
изменение понятий,
-
изменение ограничивающих представлений о себе,
-
соединение дисциплины и удовольствия.
Было бы желательно представить эти категории в виде полного набора отдельных терапевтических целей, но поскольку эти цели описаны в общем виде, это пожелание нельзя выполнить в строгом смысле. Однако шесть указанных категорий доставляют практический метод, ведущий к основным целям нескольких известных терапевтических систем, например:
-
гештальт-терапии (эмоциональная реакция и гибкость);
-
семейной терапии (изменение структуры семьи, чтобы облегчить ее развитие);
-
когнитивной и рационально-эмотивной терапии (изменение понятий);
-
психодрамы и бихевиоризма (изменения в поведении);
-
поддерживающей и родительской терапии (соединение дисциплина и удовольствие);
-
трансактного анализа, гештальт-терапии, групп встреч и психоанализа (близкие отношения, соответствующие возрасту клиента).
Для формулировки терапевтических целей полезный подход состоит в том, чтобы представить себя терапевтом определенной школы и задать себе вопрос: «Каковы цели этой школы?» Это приводит к оценкам результатов, каких можно было бы достигнуть при успешной терапии методами каждой школы и для каждой категории терапевтических целей. Представим себе, например, что клиент – юрист-работоголик [10]. С точки зрения приверженца бихевиоризма или психодрамы, какие формы поведения юрист-работоголик должен был бы приобрести, чтобы более эффективно использовать свои ресурсы в своем социальном окружении? Например, нужно ли ему научиться просить о помощи, хвалить других людей, принимать советы, спокойно слушать, соглашаться с другими? В таком случае, какая из этих форм поведения будет целью того или иного терапевтического сеанса? Эта последовательность рассуждений может быть проведена для любой категории терапевтических целей. Следует иметь в виду, что результаты влияют друг на друга, и что они достигаются наилучшим образом, когда психотерапевтические меры касаются всех уровней семейной и личностной организации.
Тот же подход, в применении к таким областям, как структура семьи, чувства, понятия, поведение, дисциплина, удовольствия и формирование представления о себе, составляет отдельные группы терапевтических целей – целей, которые займут центральное место в терапевтических сеансах. Каждый сеанс, посвященный решению предъявленной клиентом трудности, даст возможность ввести одну или несколько целей из различных категорий, и может также заложить основы для более сложного обучения, предстоящего на следующем сеансе. Например, при терапии сексуальной проблемы, первый сеанс может быть посвящен эмоциональной связи клиента с его родителями. На втором сеансе можно развивать на этой основе эмоции и ощущения приязни и неприязни, а на следующем сеансе, на базе развития эмоциональных ресурсов, может сделать доступным действительное сексуальное возбуждение. Навыки, которым учится клиент (например, сексуальное возбуждение), могут начинаться с повседневных, но необходимых переживаний, а на этом будут основываться достижения последующих сеансов. Подобным же образом, на первом сеансе из простой реакции (релаксация, улыбка, прикосновение) могут быть развиты социальные навыки (контакт глазами, разговор «ни о чём», прямое столкновение, и т.д.), и в конечном счете сексуальные навыки, (сосредоточение на ощущениях, поцелуи, ласки, коитус и т.д.). Таким образом, эмоциональные цели и поведенческие цели в ходе сеансов будут достигаться параллельно друг другу. Точно так же, цели, касающиеся понятий и представления о себе, будут определены и предложены в качестве поддержки эмоциональных и поведенческих изменений, достигаемых на каждом шаге психотерапии.
Остается рассмотреть два важных вопроса, касающихся отношения между метафорой и терапевтическими целями. Вначале, чтобы помочь клиенту связать дисциплину и удовольствие, терапевт вызывает приятные чувства с помощью метафоры, а потом, на пике положительного переживания, он помогает клиенту прорепетировать принятие трудного решения, связанного с самодисциплиной. Например, страдающему депрессией отцу маленьких детей можно предложить внушение в виде рефрейминга «расстаться с радостями детства, чтобы открыть для себя радости взрослого». Потенциал такого внушения можно усилить, изобразив определенные мужские радости. Метафора дисциплины-удовольствия, более чем пять других перечисленных выше типов метафор, применяется для передачи косвенных внушений в виде встроенных в историю сообщений; это позволяет клиенту принять их или отвергнуть без сопротивления.
Второй вопрос касается следующей двухшаговой последовательности: наилучшие результаты получаются, когда на первом этапе вдумчиво формируют цель в «неметафорическом» виде; а затем, уже на втором этапе, переходят к соответствующей метафоре. Иными словами, надо избегать тенденции, выслушав разные аспекты предъявленных клиентом трудностей, сказать себе: «Да ведь это похоже на историю такого-то…» Профессионализм требует, чтобы сначала были намечены цели, что дает возможность оправдать применение тех или иных терапевтических мер. Подход Эриксона наиболее целостен, когда цели терапии продумываются с самого начала, в самой неметафорической форме. Когда цели уже определены, терапевт может выразить их в метафорическом виде, потому что именно структура метафоры ведет подсознание клиента в желательном направлении (изменения в семье, и т.д.). Действительное обучениевключает сотрудничество между потребностью сознания в оценке и навешивании ярлыков и подсознательным процессом распознавания закономерностей. Это взаимодействие облегчается метафорической коммуникацией,и здесь клиенты полагаются на свои собственные воспоминания, свои собственные толкования, свои собственные выводы. Поэтому влияние терапевта никоим образом, никогда не принудительны. При метафорическом подходе значительно уменьшаются подчинение и сопротивление, и клиент сохраняет свободу выбора.
Приводимые дальше протоколы должны дать подходящую и надежную структуру для построения терапевтических метафор. Эти протоколы предназначены не для того, чтобы ограничивать терапевта, а для того, чтобы направлять терапевтический процесс, делать его более эффективным. Подобным образом, схема танцевальных шагов помогает учащемуся усвоить сложное движение. Однако при исполнении танца воспоминание об этой схеме находится на заднем плане и является почти незаметной частью переживаний во время танца. Выученные схемы предназначены не для того, чтобы сдерживать творческое исполнение или удовольствие, а скорее для того, чтобы давать свободу и форму разнообразию возможностей, не ограниченных в других отношениях.
Эти протоколы – результат многих часов классификации, анализа и воссоздания элементов терапевтических метафор Эриксона. Приводится краткая трехшаговая версия каждого протокола. С одной точки зрения, их можно рассматривать как рецепты из поваренной книги. С другой точки зрения, их можно считать процедурами, какие описываются в руководстве. Инструкции предназначаются для справок, с которыми пользователи знакомятся, а затем обращаются к ним время от времени, особенно встретившись с трудностями, отклонениями от нормы или исправляя ошибки. Инструкции полезнее всего, когда выполняются сложные или необычные задачи, причем надо непременно добиться успеха.
Следует начинать с терапевтической цели, которая в каждой категории переформулируется в метафорическом виде. Лишь после этого применяется трехшаговый протокол, служащий для построения процедур или для создания подробностей метафор. Когда эти шаги входят в привычку, они выполняются без сознательных усилий точно так же, как выбор слов в разговоре. В первое время рекомендуется мысленно выстраивать каждую метафору в три шага. Эта процедура укрепляет уверенность терапевта, применяющего метафору. Когда у терапевта уже есть опыт в использовании этих протоколов, временами он обнаруживает удивительное соответствие между образами, символами и темами метафор и еще не раскрытыми аспектами жизни клиента. Протоколы – это простые диаграммы сложных идей. Они доставляет терапевту эффективную структуру терапии, предоставляя в то же время клиенту максимальную свободу творческого обучения.
I. Изменение понятий: протокол метафоры
1. Исследуйте рассматриваемое поведение с точки зрения главного героя.
2. Исследуйте то же поведение с точки зрения другого человека (других людей), то есть, со второй позиции.
3. Покажите связь между представлениями главного героя (и других людей) и последствиями его поведения.
Чтобы проиллюстрировать использования этого протокола при выборе и создании метафоры, меняющей понятия клиента, рассмотрим случай молодого человека 30 лет, установка которого по отношению к браку выражалась следующими высказываниями: «Брак – это ловушка» и «Если брак родителей был неудачным, то у вас не будет счастливой супружеской жизни». Этот взгляд привел к конфликту с девушкой, с которой он жил; она все больше и больше настаивала на браке и детях. Он боялся, что брак испортит эти отношения, и надеялся, что терапия поможет ему улучшить ситуацию. Он не понимал, что его понятия мешают ему получить то, чего он на самом деле хочет. Он также не осознавал, что его понятия являются глобальными обобщениями, основанными на небольшом количестве прошлых переживаний.
Метафора, использованная для того, чтобы помочь ему понять, что у человека может быть счастливый брак, даже если брак его родителей был неудачным, рассказывала о несчастной жизни женщины по имени Людмила (не подлинное имя) и о жизни противопоставленной ей другой женщины, Екатерины. Как видно из следующего, эти две истории представляли для клиента метафорическое исключение из его обобщений.
1) Мир исследуется глазами Людмилы: прекрасное детство, общительные родители, хороший брак, цели – университет, семья, дети… путь без препятствий.
2) Мир исследуется глазами Екатерины: несчастный брак родителей, сцены насилия, омраченное детство, одно время – жизнь в сиротском приюте. Она наивно надеялась – но сомневалась – что может учиться в университете, иметь хороший брак и счастливую жизнь.
3) В этой драматической истории Людмила (в действительности скопированная с молодой женщины, учившейся вместе с автором в средней школе) была убита выстрелом своего мужа лишь за неделю до десятилетнего юбилея ее класса. Между тем, у Екатерины был хороший брак и двое здоровых детей, и она завершала свою магистерскую работу по здравоохранению. История намекает на то, что Людмила никогда так и не научилась трудиться для своих целей, тогда как Екатерина, благодаря своей трудной жизнь, научилась разным способам решения проблем.
Психотерапия с помощью метафор требует разнообразия навыков;[11] сюда входят внимание к идеомоторным реакциям клиента, использование пауз, интонации, скорость речи, использование вкрапленных косвенных внушений и предпосылок, искренность и драматизация. Драматический интерес – это важно. Рассказанная история начиналась словами: «Хотя я и знаю, что бывает в жизни, я был поражен, когда моя подруга по классу была убита выстрелом своего мужа всего за неделю до юбилея нашего класса». Сразу же после этого шокирующего начала, история возвращается к домашней жизни и перспективам обеих девушек в школе.
Драматический элемент был прибавлен, чтобы пробудить интерес и внимание клиента и вызвать у него суждение о жизни этих девушек. Для этого ему придется обратиться к своим ограничивающим понятиям – они будут поставлены под вопрос, но неявно, так что он не оскорбится и не станет их защищать. Для клиента метафора имеет все разумные основания, но приводит к «неправильному» выводу. Продумывая рассказанную ему историю, он должен заключить, что его понятия не всегда правильны. В самом деле, в противном случае у него остается три выхода:
а) усомниться в том, правильно ли он запомнил услышанное;
б) усомниться в своей способности предсказывать в подобных ситуациях (исход брака); или
в) пренебречь всем услышанным.
В действительности он сделает третий выбор лишь после исключения двух предыдущих; но процесс проверки своей памяти и своих рассуждений, вероятно, перегружает его сознание, потому что сеанс продолжается. Поэтому его понятия становятся не столь уверенными или приближаются к замешательству. Информация, предназначенная для преодоления этого замешательства, будет дана ему в дальнейшем ходе сеанса другой метафорой; но и предыдущая метафора намекала на то, что способность решать проблемы брака происходит от наличия проблем до брака, и что это было важнейшей составляющей счастливого брака Екатерины.
II. Эмоциональная реакция и гибкость: протокол метафоры
1) Установите отношение между главным героем и тем человеком, местом или предметом, который вызывает эмоциональную реакцию (например, нежность, беспокойство, замешательство, любовь, влечение, и т.д.).
2) Подробно опишите в этом отношении «движение» (например, движение вместе с кем-то, движение к кому-то, движение от кого-то, вращение вокруг кого-то, и т.д.).
3) Подробно опишите внутренние физиологические изменения, сопровождающие усиление эмоции.
Метафора ради эмоциональной реакции должна иметь лишь одну цель: пробуждение или улучшение способности клиента переживать (как физиологически, так и мысленно) эмоции, нужные для терапевтических целей. Нет надобности связывать это ощущение с ситуацией, параллельной ситуации клиента. В самом деле, если история может вызвать переживание, не затрагивая жизнь клиента, то клиент занимает менее оборонительную позицию и не оказывает сопротивления.
Метафора ради эмоциональной реакции описывает реальные ситуации, естественно вызывающие эмоции. Метафора должна описать какие-то отношения, и значительные изменения в этих отношениях, а потом описать физиологические реакции на изменение отношений. Например, поскольку печаль является предсказуемой реакцией на потерю важных отношений, метафора предзначенная для вызывания определенной эмоциональной реакции могла бы описать близкие отношения между героями, а потом описать, как они теряют друг друга и в конце сосредоточится на физиологических реакциях. Когда это возможно, в описание физиологических реакций следует включить действительные физиологические реакции, возникающие у клиента во время рассказа (печальное выражение лица, неритмичное дыхание, слезы и т.п.). Это может быть история двух друзей (или ребенка и его любимого животного, и т.п.), которые в ходе рассказа разлучаются друг с другом. Клиент, включившийся в историю и ставящий себя на место одного из главных героев, будет подсознательно реагировать на него, демонстрируя различные составляющие компоненты телесных реакций, связанных с чувством печали. Сосредоточение на телесных реакциях служит катализатором подсознательной реакции и извлекает ее из общего фона опыта для использования в текущем терапевтическом сеансе.
Чтобы вызывать чувство гнева, можно, например, использовать протокол таким же образом, но видоизменив направление движения: история может изображать, скажем, то, как подростки воровали овощи из сада главного героя, откуда возникает раздражение и гнев. Движения могут приближать друг к другу главного героя и его противников, и в моменты их столкновения, следует подробно описать распространение адреналина по телу и соответствующие физические ощущения.
Чувство радости можно вызвать, подробно описав отношение между близкими друзьями, общение которых ограничивается редкими, но важными разговорами по телефону. В этом случае движение главных героев будет на встречу друг к другу, пока они не встретятся на вокзале. Их взаимное влечение и привязанность естественно превращаются в радость. Изменение сердцебиения и приток крови к чувствительным областям тела, улыбки и другие физиологические изменения в состоянии двух друзей не только подробно описываются, но и соответствуют тонким физиологическим сигналам, наблюдаемым у клиента.
Приведу, наконец, несколько более сложный пример. Чувство уверенности, с его физиологической составляющей, может быть вызвано, если в метафору включить ряд небольших беспокоящих моментов (например, описать отношение главного героя к ненадежному автомобилю в холодную зиму – машина не заводится, тормоза плохо работают, и т.п.), а затем изобразить изменение этого отношения, когда главный герой испытывает вместо беспокойства ряд приятных переживаний (первые несколько дней с новым, надежным автомобилем – отопление работает, легкий старт, хорошее сцепление шин, плотно примыкающие стекла, радио играет, и т.д.). Растущее у героя осознание телесных изменений должно соответствовать настолько, насколько это возможно, реакциям клиента, слушающего метафору (расслабление различных мускулов, выпрямление, расправляющиеся плечи, облегчение восприятия, и т.д.). Подробное описание физиологические реакций помогает клиенту замечать те или иные аспекты телесных ощущений.
Чтобы полностью пережить некоторую эмоциональную реакцию (например, уверенность, радость, гнев) нередко требуется несколько сеансов. В таких случаях в каждый сеанс включается метафора ради эмоциональной реакции, до тех пор, пока клиент в этом нуждается.
III. Близкие отношения, соответствующие возрасту:
протокол метафоры
1) Подчеркните цели, а не мотивы, подробно описывая наблюдаемое поведение или роль главного героя, которое подобно поведению или роли, нужной клиенту.
2) Подробно опишите внутреннее состояние и ненаблюдаемое поведение (представления, внутренний диалог и т.п.), подкрепляющие поведение или роль главного героя.
3) В ходе метафоры главный герой должен повторять желательное поведение в разных вариантах (или играть желательную роль в несколько отличающихся ситуациях), чтобы терапевт мог много раз описать подробности, указанные в шагах 1 и 2.
Слушая метафору, клиент учится тому поведению и тем ролям, которые необходимы для близких и поддерживающих отношений, включая внутреннее поведение, ведущее его в желательном направлении. Некоторые клиенты полагаются на внутренний диалог, другие – на зрительные представления цели, и т.д. При этом прекрасно работает метафора, ставящая главного героя в ситуацию, где происходит описание или обучение, касающееся желательного поведения. Если терапевт хочет обучить мужа, каким образом можно хвалить свою жену, или обучить страдающего депрессией холостяка, как завести друзей, то метафора должна говорить лишь о ком-нибудь, кто учится поведению или роли, подобной той, которая нужна клиенту. Предпочтительно, чтобы контекст отличался от того контекста, в котором находится клиент (таким образом, у подсознания будет возможность учиться без помех со стороны сознания) и чтобы терапевт не пытался объяснить мотивы главного героя.
В случае мужа, терапевт мог бы описать, как он обучал управляющего хвалить своих ассистентов (повторяя инструкции, которые он дал управляющему в трансе, описывая, какого конкретного поведения он ожидал от управляющего по отношению к его ассистентам, а потом описывая те действия, которые он наблюдал у управляющего и достигнутые положительные результаты). Рассказывая метафору, терапевт подробно описывает внешний вид поведения (слова, жесты, тон голоса, дыхание, и т.д.), и внутреннее поведение, подкрепляющее такие виды поведения (внутренний диалог, воспоминания о полученных похвалах, и т.д.). Метафора сосредотачивает внимание клиента не на том, почему человеку надо учиться или как трудно учиться, или какие выгоды происходят от учения, – а попросту на том, как это делается. В случае человека с депрессией, которого надо научить социальному поведению, можно использовать историю о ребенке в новой школе. Метафора может содержать инструкции о различных видах поведения, связанных со знакомством (улыбки, сообщение своего имени, вопрос об имени другого, слушание, нахождение общего языка, и т.д.), а также может несколько раз описать, как он научился этим навыкам и те внутренние представления и способы поведения, которые подкрепляли эти навыки; но в метафоре не должно быть ни описания напряжения главного героя, в то время как он учится, ни мотивов. Цель состоит в том, чтобы научить клиента проделывать необходимое поведение, а не в подчеркивании важности такого поведения, чтобы «чем-нибудь стать» или «чего-то добиться». Такая связь как раз нежелательна; рассказ не должен быть в духе «вы должны этому научиться, и вот почему…». Когда терапевт ограничивает себя тем, «как», тогда клиент сам может разобраться «почему» и гордиться своим достижением.
IV. Изменение ограничивающих представлений о себе:
протокол метафоры.
|