При плоскостной дКВ в поле восприятия разрушаются все целостные объекты, исчезает их смысловая, семантическая сторона. Семантическая энергий покидает сферу дифференцированного восприятия и может быть направлена в сознание в чистом виде с его специфическим «углублением» (в этом случае мы можем говорить о формировании медитативного состояния сознания), либо равномерно распределена по всему полю восприятия. При этом «уплощенное» поле восприятия доминирует и возникает особое переживание «плоского сознания», которое с трудом поддается описанию, но которое легко опознается как состояние десемантизации поля восприятия, специфической семантической отстраненности от внешнего мира, превращенного в однородный фон. Внутренний мир при этом актуализируется и его смыслы обретают новую глубину. Этот опыт глубокой интроверсии особенно интересен для выраженных экстравертов, которые зачастую не могут представить себе, что такое интроверсия.
Объемная дКВ отличается от плоскостной и по процедуре инициации и по характеру инициируемого состояния. Десемантизируется внутренний мир, а внешний, наоборот, становится насыщенным смыслами, которые усиливаются повышенной интенсивностью восприятий. Фон, обретая видимый смысл, становится не средством отстранения от окружающей среды, а средством втягивания в нее. Объемная дКВ таким образом экстравертирует психику оператора.
Эти эффекты позволяют построить процедуры расширения личного опыта для специализированных индивидуумов: экстраверту плоскостная дКВ позволяет понять внутренний мир интроверта, а интроверту объемная дКВ помогает осознать, как ориентируется в мире и в себе экстраверт.
Интересны соответствия плоскостной и объемной дКВ процедурам классического и алертного гипноза.
При традиционном гипнозе, использующем метафоры сна, ключевым моментом установления раппорта является уравнительная фаза, когда разрушаются организованные структуры психики, находящиеся под контролем внешнего мира или воли пациента. Именно этот момент, предшествующий погружению в сон, является наиболее благоприятным для создания новых структур психики, находящихся под контролем суггестора. Т.о., дКВ является неявной, но необходимой составляющей традиционного гипноза. В данном случае речь идет о плоскостной дКВ
Иначе обстоит дело с эриксоновским гипнозом и суггестивными техниками на основе НЛП, когда суггестор “подстраивается” под индивидуальный поведенческий язык гипнотизируемого и использует его для формулировки суггестивных сообщений. Здесь наличие стадии дКВ не просматривается.
Процедура алертного гипноза прямо противоположна традиционному формированию суггестивного состояния. Пациентам даются команды на фоне интенсивной физической работы усиливать свое включение в окружающую среду, формировать состояние повышенной активности и бдительности. По нашему мнению ключевым момент установления суггестивного контроля здесь становится формирование объемной дКВ, при которой введение новых элементов, в частности, суггестивных команд, становится частью общей перцептивной картины и не выделяется в качестве отдельного фиксируемого фрагмента.
2.4. Деконцентрация на поле зрения при закрытых глазах.
Визуальную деконцентрацию можно производить не только при открытых глазах, но и при закрытых. В этом случае поле визуального восприятия представляет собой динамический набор цветовых пятен. ДКВ при этом имеет неизбежно плоскостной характер, но плоскостность ее определяется
не специальным целенаправленным приемом, а природой самого объекта дКВ. Поле зрения при закрытых глазах в бодрствующем состоянии лишено объемных характеристик. Но только в бодрствующем состоянии. Переход к просоночному состоянию сопровождается появлением дополнительных пространственных измерений. Строго говоря, момент появления сновидных образов и есть появления третьего измерения в поле зрения. Третье измерение добавляется включением в зрительное поле пространства спонтанного воображения, именно по этой оси глубины и возникают проекции внутреннего пространства - образы сновидений. Наблюдение этих образов при дКВ позволяет осуществить осознанный переход в сновидение и сохранение в сновидении бодрствующего осознания.
Обычно попытка «рассмотреть» возникающие образы приводит к разрушению самого процесса перехода, поскольку внимание «схлопывается» либо на возникшем образе, либо на самом факте его появления. Фиксация появления сновидных образов восстанавливает положения «Я» в психическом пространстве. Если же состояние дКВ сформировано до начала погружения в сон и оно тотально, т.е. включает в себя и все наличные, и все имевшие место с момента начала дКВ, и все вновь возникающие психические содержания, то такого «схлопывания» удается избежать. В этом случае переход в сновидение происходит без специальной фиксации в сознании факта перехода. Наблюдение перехода и знание о том, что такой переход происходит, однако, сохраняются, поскольку это знание само является элементом поля восприятия, по которому произведена дКВ. Тем самым формируется парадоксальное состояние, несомненно относимое к классу измененных, когда сновидная динамика сочетается со знанием о реальном нахождении во времени и пространстве, а пластичность чувственной ткани сновидения – с активной позицией, позволяющей сохранять или изменять основные характеристики сновидной картинки.
ДКВ на поле зрения при закрытых глазах требует гораздо больших усилий и порождает более сильное и стабильное состояние, нежели обычная дКВ. При открытых глазах положение «Я» в психическом пространстве стабильно, поскольку базовые перцептивные характеристики естественной окружающей визуальной среды, с которой соотносится «Я», как правило, стабильны. В этих условиях и дКВ становится (при соответствующих энергетических и волевых затратах) стабильной. Закрытые глаза, наоборот, придают визуальной среде в чем-то хаотичный, в чем-то проективный характер. Стабилизировать дКВ возможно лишь стабилизировав «Я» по отношению к изменчивому психическому пространству. А стабилизация положения «Я», в свою очередь, возможна лишь с помощью дКВ. Парадокс решается лишь введением нового измерения психического пространства, позволяющего как бы выйти в точку над различием состояний бодрствования, сна и осознанного сна.
Важной особенностью визуальной дКВ при закрытых глазах является возможность работы с последовательными образами. Длительность удержания последовательных образов и характер их динамики являются косвенными характеристиками актуального состояния сознания. Справедливо и обратное: целенаправленное управление динамикой и характеристиками последовательных образов может служить инструментом формирования заданных состояний сознания. Существует множество методик развития способности к такому управлению. ДКВ, несомненно, облегчает эту задачу.
Поскольку дКВ на поле зрения при закрытых глазах дает особые уроки, которые нельзя извлечь из обычной визуальной дКВ, ее следует отнести к отдельному такому дКВ, так же отличающейся от визуальной, как тактильная или аудиальная.
2.5. Деконцентрация и медитация.
Термин “медитация” прилагается к очень широкому кругу психических состояний и порождающих их техник, зачастую радикально отличающихся друг от друга. Поэтому любая работа, в которой используется термин “медитация”, должна содержать в себе уточнение, определяющее, в каком смысле употребляется это понятие. В дальнейшем под медитативными состояниями мы будем понимать состояния, аутогенные по своему происхождению, интровертные по направленности, спонтанные по протеканию, характеризующиеся тем, что не чувственные компоненты психики управляют движениями смыслов, а смыслы спонтанно формируют чувственную ткань.
По отношению к другим техникам и их результатам будем употреблять термин «псевдомедитация», фиксирующий тот факт, что техники, стремящиеся утвердить свое родство с престижным словом «медитация» отражают и имитируют именно медитацию, хотя и не совпадают с тем, что скрывается за этим термином ни по технике, ни по результирующему состоянию.
Медитативное состояние, безусловно, относится к категории измененных состояний сознания. Оно более энтропийно и менее организовано, чем любые нормальные состояния сознания. В медитативном состоянии нет визуальных, звуковых и иных форм как объекта внимания, но интенсивно переживаются смыслы как таковые, смыслы, лишенные формальных оболочек.
В нормальных состояниях сознания смыслы тесно связаны с выражающими их формами и манипуляция смыслами происходит за счет манипуляции формами. Факт удержания смысла или перехода от смысла к смыслу фиксируется переходом от формы к форме (словесной, визуальной, тактильной и любой другой). Для того, чтобы перейти от смысла, скрывающегося за ломаной линией к смыслу, выраженному кругом необходимо перейти от исходной формы (ломаной линии) к результирующей (кругу). В медитативном состоянии смысл удерживается и переходит в другой смысл вне формальных соответствий, наоборот, спонтанный смысловой поток может формировать те или иные символы как концентрированные и совершенные выражения смысла. Но это результат медитативного состояния, а не его характеристика.
Медитация является результатом контрпроцесса и потому техника, позволяющая сформировать медитативное состояние, должна быть контрпроцессуальной, должна по отношению к основному организмическому процессу быть направленной вспять. Формирование дКВ представляет собой процесс, обратный течению обычных процессов и потому естественно, что его результатом являются состояния, которые легко отождествить с медитативными. Однако о медитации, как результате дКВ, мы можем говорить лишь тогда, когда используется плоскостная дКВ. Объемная дКВ приаодит к состояниям, в каком то смысле полярным по отношению к медитации.
При плоскостной дКВ попытка одновременно охватить вниманием все множество объектов, находящихся в поле восприятия, приводит к тому, что ни один из них не воспринимается как отдельность. В результате поле восприятия превращается в однородный фон, внимание отвлекается от формально-чувственных элементов, интровертируется, смыслы освобождаются от контроля со стороны чувственных компонентов. Обычно сохранение дКВ требует постоянных усилий, однако при достаточно длительном удержании плоскостной дКВ иногда возникают стойкие состояния с перечисленными характеристиками. Это и есть медитация.
Медитация, формируемая плоскостной дКВ, не сопровождается появлением спонтанных образов, поскольку внимание полностью приковано к полю восприятия. Внимание здесь “парализовано” восприятием и медитативные процессы протекают без участия внимания, а значит, и без выделения структурно оформленных образов. Конечным результатом этого процесса является особое состояние, в отношении которого мы можем сказать, что это и дКВ и КВ одновременно. С одной стороны, это дКВ, поскольку в поле восприятия остается только фон, но с другой – это глубокая КВ, поскольку фон остался единственным объектом внимания. Остается только погрузить в фон и растворить в нем характеристики пространственной протяженности и временной длительности и мы получим состояние чистого сознания.
В этом пункте мы сталкиваемся с важным различием техник медитации по критерию их происхождения: медитация как элемент сакральных практик безусловно отлична от медитации как технологии. Технологическая медитация,
конечно, неизмеримо беднее, чем сакрально ориентированная медитация. Технологическая медитация не интерпретирует медитативные феномены, она лишена ориентации, предмета, контекста, и многих смысловых измерений сакральной медитации. Технологическая медитация соотносится с медитацией сакральной как синтаксис с семантикой. Ее единственным преимуществом (впрочем, преимуществом только для секуляризованного сознания) является прозрачность техники и управляемость результирующего состояния. То целое, которое строится из отдельных элементов, не может быть сложнее и обладать большей смысловой насыщенностью, чем исходные элементы. Сакральная медитация начинается с «работы» над фундаментальными (в юнговской психологии был бы употреблен термин «архетипическими») смыслами, которые последовательно разворачиваются в образы, постепенно теряющие свою семантическую и энергетическую насыщенность и допускающие прагматическое использование. Потому начальные объекты сакральной медитации сохраняют напряженность и силу исходных архетипов, обеспечивая энергией длительный медитативный процесс. Технологическая медитация лишена сакрального измерения и энергию для своего осуществления она вынуждена заимствовать не у архетипов, а из результатов применения чисто технологических приемов.
2.6. Описание деконцентрации в работах К.Кастанеды.
Я отношу Карлоса Кастанеду к числу трех ведущих психотехнологов двадцатого столетия. Любого профессионального разработчика новых психотехник не может не поразить точное описание феноменологии применения психотехнических приемов в философских работах К.Кастанеды. Поразительно, что столь подробно описанные техники и феноменология проистекают из общих философских тезисов и иллюстрирующих их образов, а не заимствуются из каких-либо эмпирических источников. В числе прочих психотехник, Кастанеда дает описание приема и сопутствующей феноменологии, близких дКВ, вплоть до особенностей субъективных феноменов, сопровождающих процедуру выявления слабых и скрытых признаков.
Вот как К.Кастанеда описывает использование техники концентрации внимания на периферии поля зрения - техники, промежуточной по отношению к собственно дКВ и КВ, и результаты ее применения. К.Кастанеда получает «экзаменационное» задание от своего учителя, шамана дона Хуана, найти уникальное место на полу его хижины, самое лучшее для его ученика - благоприятное «пятно»:
«Мне нужно разыскать его среди всех остальных мест. По общей схеме я должен “прочувствовать” все возможные места, пока без всяких сомнений смогу определить, какое из них правильное».
Герой пытается «прочувствовать» разные места. Это не удается. Дон Хуан объясняет, как это сделать:
«Он рассмеялся и сообщил, что его это не удивляет, потому что я действовал неправильно - не пользовался глазами. Это было так, но я был вполне уверен, что мне нужно - по его словам - “ощутить” разницу. Я упомянул об этом, но он возразил, что ощущать можно и глазами - когда не вглядываешься в предмет прямо».
В этом отрывке речь идет о восприятии недифференцированного визуального фона. Герой следует совету:
«Когда я фокусировал взгляд в точке прямо перед глазами, вся периферийная зона моего поля зрения однообразно окрашивалась сверкающим зеленовато-желтым цветом... Внезапно я осознал перемену оттенка в точке, находящейся примерно на середине пола. Справа от меня, по прежнему на периферии поля зрения зеленовато-желтый оттенок стал ярко пурпурным».
Таким образом герой обнаруживает «враждебную точку». Благополучное «пятно» находится аналогично.
«Я понял, что произошло еще одно изменение окраски, опять на периферии моего зрения. Однородный зеленовато-желтый цвет, который я видел повсюду, превратился в одном месте справа от меня в яркий серо-зеленый».
Реальное обнаружение скрытых признаков и объектов происходит сходным образом.
Элементы дКВ также описаны у К.Кастанеды. Для “остановки внутреннего диалога” дон Хуан предлагал герою:
“...подолгу ходить с расфокусированными глазами, пользуясь только боковым зрением. Он утверждал, что если удерживать расфокусированные глаза на точке чуть выше горизонта, то получаешь почти полный 180-градусный обзор. Он настаивал, что это упражнение является единственным способом остановки внутреннего диалога.”
«Воин сначала, поджимая пальцы, привлекает свое внимание к рукам, а затем, глядя без фиксации глаз на любую точку прямо перед собой на линии, которая начинается у концов его ступней и заканчивается над горизонтом, он буквально затопляет свой тональ информацией… Важным здесь является то, что несфокусированные глаза замечают огромное количество штрихов мира, не получая о них ясного представления. Он добавил, что глаза в этом состоянии способны замечать такие детали, которые были бы слишком мимолетными для нормального зрения».
«Остановка внутреннего диалога» - это особое состояние медитативного типа, провоцируемое дКВ. Перегруженность перцептивных каналов приводит к прекращению и прецептивной, и мыслительной, и имагинативной деятельности сознания. Следствие ДКВ-медитации - возникновение высокоэнтропийных состояний сознания, от которых можно двигаться по траекториям формирования иных, нежели обычные, организованностей сознания, “необычных реальностей” в терминологии К.Кастанеды.
«Остановка внутреннего диалога» представляет собой «сворачивание» сложных организованностей сознания в простые формы вплоть до их «растворения» в фоне. Это создает предпосылки для построения техник выявления слабых и скрытых признаков (см. п.3.3.).
Использование К.Кастанедой техники дКВ в мыслительных и архетипических конструкциях неизбежно актуализирует весь набор связанных с дКВ тем – использования перцептивного фона для получения скрытой информации, воли, контрпроцесса, видения мира «таким, каков он на самом деле», асимиляции описаний предписаниями, преодоления стереотипов мышления и поведения, двоемыслия (у Кастанеды двоемыслию соответствует «контролируемая глупость»), объемного сознания и т.д.
-
Оперативное использование деконцентрации.
Аутогенная тренировка и ее гетеросуггестивные варианты весьма эффективны для целей постстрессовой и постэкстремальной реабилитации, а биообратные связи - на на стадии превентивной подготовки к работе в особых условиях. Зоной же наибольшей эффективности ДКВ является ее оперативное использование.
Следует различать оперативное использование дКВ для получения значимых результатов деятельности и компенсацию неблагоприятных состояний. При этом дКВ может использоваться и как самостоятельный прием и как фрагмент более сложной психотехники.
ДКВ результативна при работе с большими объемами информации и при необходимости выявления слабых и скрытых признаков. Здесь мы имеем дело со значимым результатом использования техники дКВ, способствующей возникновению специфических навыков, с трудом достижимых при помощи других техник. Эти особые навыки формируются в ходе кропотливой работы и подробно описаны в п. 3.3. Методики деконцентрации применялись нами при подготовке различных профессиональных групп, для которых исполнение прямых обязанностей и безопасность работы были напрямую связаны с выявлением в окружающей среде скрытых угроз (охранники-телохранители, формирования, предназначенные для деятельности в экстремальных условиях и др.).
ДКВ может использоваться в качестве средства компенсации и преодоления состояний, препятствующих деятельности. Речь идет и о преодолении усталости, монотонии и др. родственных состояний непосредственно в ходе работы оператора (в этом случае фрагмент дКВ, введенный в циклограмму работы, просто прерывает дальнейшее развитие нежелательного состояния), и о подавлении противоположных состояний - гиперактивности, напряженности и страха (равномерное распределение внимания разрушает все организованные структуры в сознании, в том числе паттерны этих состояний).
Конечно, эффективное оперативное применения дКВ возможно лишь при условии предварительного тщательного овладения приемами дКВ. Критерием, подтверждающим овладение приемом, является существенное увеличение скорости просчета чисел на двуцветных числовых таблицах при осуществлении дКВ.
Среди операторских профессий, наиболее предрасположенных к использованию дКВ, следует отнести операторов энергопредприятий, где проблемы подавления нежелательных состояний и обеспечения адекватного ответа на нештатные ситуации всегда стояли очень остро. Как показал опыт, для этого контингента дКВ представляется наиболее желательным приемом, поскольку предполагает употребление непосредственно в процессе работы, в том числе и при возникновении разного рода эксцессов.
Следует отметить также и те виды деятельности, которые протекают в необычных средах или необычных условиях (космонавты, летчики, подводники), чреватых провокацией измененных состояний сознания. Такого рода состояния сравнительно легко прерываются в начальных стадиях при помощи дКВ. Понятно, что глубокие и стабильные ИСС вряд ли окажутся податливыми для простых приемов дКВ, хотя именно с дКВ начинаются некоторые методики обеспечения самоконтроля в ИСС.
Пожалуй, один из самых ярких и демонстративных примеров оперативного использования дКВ - различные методики обучения скорочтению. Все эффективно работающие программы по обучению быстрому чтению - от простого увеличения скорости в несколько раз до панорамного чтения - в качестве главного приема резко расширяющего возможности переработки больших объемов информации используют переход от последовательного поэлементного восприятия к параллельному. По сути дела здесь используется уже описанный выше прием дКВ – взор фиксируется на одном из элементов поля зрения (зеленая точка в центре страницы, реальная или воображаемая вертикальная полоса по центру страницы, вдоль которой рекомендуют перемещать взор и т.д.), а внимание распределяется по всему полю зрительного восприятия. Замена последовательной переработки информации на параллельную обеспечивается подавлением внутреннего проговаривания текста. После подавления внутренней речи, значения слов привязывается не к их звучанию, а к их виду и дКВ по всему просматриваемому массиву слов становится возможным.
С этой методикой сходна и т.н. киностимуляция, использовавшаяся одной из ранних психотехнологий – суггестокибернетического метода интенсивного обучения иностранным языкам и различным навыкам интеллектуальной работы А. Петрусинского. Один из ее вариантов: обучаемым предъявлялись на экране вращающиеся страницы англо- (немецко -. Французско- и т.д.) –русского словаря с постепенным смещением страницы. Ритм вращения исключал прочтение выражения и его перевода. Тем не менее, через сравнительно короткое время практически вся информация, заключенная в воспринимаемом кадре, начинала осознаваться и запечатлевалась в памяти. Причина эффективности понятна – киностимуляция провоцировала состояние дКВ, позволяющее воспринимать всю визуальную информацию, запечатленную в совокупности кадров, а многократное (около сотни раз) повторение процедуры способствовало консолидации воспринятых следов в долговременной памяти. Отдаленные потомки этой методики можно обнаружить на видеокассетах и компакт-дисках фирмы «Интеллект», где используется близкий прием кратковременной экспозиции строчек текста, расположенных под углом друг к другу и подлежащего запоминанию.
2.8. Деконцентрация и компенсация дальтонизма.
В середине восьмидесятых годов врач Галина Наумова, работавшая в наших экспериментальных группах и тесно сотрудничавшая с нами в разработке новых психотехник, обратила внимание на то, что при проведении дКВ улучшается цветоразличение. Она провела эксперимент с одним из абитуриентов, поступавшим на факультет с повышенными требованиями к состоянию здоровья. Для поступления требовалось заключение медкомиссии, в том числе и окулиста. Абитуриент страдал дальтонизмом и шансов пройти комиссию у него не было. Однако, будучи обученным технике дКВ, он смог выявить все фигуры в тесте на цветоразличение по таблицам Рабкина и получить благоприятное заключение. Подобное направление работы никогда не было для нас основным, но по меньшей мере еще два таких случая в последствие нам довелось наблюдать. Мы оставляем в стороне этическую проблему, связанную с обучением людей технике диссимуляции, однако можно поставить вопрос и о введении специальных компенсирующих курсов для лиц, мотивированных на вполне определенную профессиональную деятельность, но страдающих теми или иными физиологическими недостатками
Техника дКВ, применявшаяся в этих случаях, является дальнейшим развитием упражнений по формированию дКВ при работе с 4-х цветной числовой таблицей и ее 4-х оттеночной вариацией (четыре оттенка - от красного до фиолетового, либо от зеленого до бирюзового цветов). Как было показано Г. М. Наумовой, при определенных условиях пациент, страдавший дальтонизмом, выделял в состоянии визуальной дКВ множества чисел заданного цвета или оттенка, будучи не в состоянии сделать это в обычном состоянии. В дальнейшей работе использовались таблицы Рабкина, в которых в состоянии глубокой дКВ пациент должен был обнаружить скрытые фигуры. Процент правильных определений при этом был довольно высок - от 40 до 85% в зависимости от состояния пациента.
Надо сказать, что способность к компенсации дальтонизма реализуется только в рамках сформированной визуальной дКВ и дефект сам по себе не устраняется. Эффект Наумовой может трактоваться как “уравнивание в правах” сильных и слабых признаков. Слабые признаки выходят из-под маскирующего воздействия сильных стимулов и шансы на их обнаружение возрастают. По всей вероятности речь идет о системном эффекте, поскольку органические поражения, определяющие собой клинику дальтонизма, исключают возможность их компенсации на уровне рецепторов.
Надо отметить, что субъективные переживания пациентов были связаны отнюдь не с новыми цветовыми восприятиями, а с выделением из общего хаотического массива стимульного материала таблиц Рабкина фигур-гештальтов, совпадающих с фигурами, составленными из пятен соответствующего оттенка. Опознание фигуры происходит без субъективной опоры на какие-либо цветовые или оттеночные признаки. Фигура формируется столь же спонтанно, как и фигуры при рассматривании хаотического скопления пятен одного цвета.
Существуют, однако, возможности формирования цветовых образов, отсутствовавших в предыдущим опыте пациента. Эти возможности реализуются в рамках техник построения новых психических реальностей.
2.9. ДКВ и построение новых психических реальностей.
Разделение человеческой психики на сознательную и бессознательную части символизирует противопоставление резервуара потенциальных вариантов психических реальностей и реализованного варианта – одного из множества возможных. Строение психических реальностей определяется культурной нормой, господствующей в данном обществе и ограничивается базовыми структурами психики, находящими свое соответствие в нейрофизиологических структурах человека.
Присущая некоторым индивидам властная потребность в выходе за пределы психического устройства, данного природой и воспитанием, обуславливает поиск технологий, направленных на преодоление ограничений и формирование новых психических реальностей – новых типов восприятия, новых механизмов переработки информации и достижения поставленных целей.
Одна из техник, инициирующих формирование новых психических реальностей – деконцентрация. Глубокая дКВ превращает объект своего приложения в равномерный хаос, богатый потенциальными возможностями. В некотором смысле дКВ превращает сознательное поле психики в аналог богатого возможностями бессознательного.
Как правило, первичная постановка задачи формирования новых психических реальностей сводится либо к расширению уже имеющихся возможностей, либо построению новых психических содержаний «от противного», т.е., к снятию или замене на противоположный какого либо существенного признака, либо к выявлению и снятию ограничений, обусловивщих специфику преобразуемых содержаний. В любом случае речь идет о замене проявленной и осознанной психической структуры новой, не имеющей аналогов в предыдущем опыте.
Непосредственное преобразование одного сложно организованного объекта (в том числе и организованной индивидуальной психики) в иной, столь же сложно организованный, с сохранением его идентичности и субъективной непрерывности осуществить невозможно, поскольку в промежуточный период формирования нового объекта разрушается целостность прежнего, ибо предполагается последовательное замещение одних элементов исходного объекта элементами нового. ДКВ, как прием такого преобразования, фактически проводит психическую систему по линии снижения уровня дифференцированности до точки, в которой актуальное и планируемое строение психики представляются равновозможными вариантами дальнейшего развития психической системы. В самом деле, начальный прием дКВ – распределение внимания по периферийным полям восприятия, связанным с внутренним миром, провоцирующее новые психические переживания и необычную феноменологию, превращает организованные психические содержания в однородный и недифференцированный фон, чреватый новыми возможностями.
ДКВ-разрушение организованностей психики, ее дедифференцировка, проходит ряд стадий, когда последовательно исчезают различия между цветами, формами, модальностями. При этом глубокие дКВ позволяют разрушить не только организованности психики, но и мерность психического пространства, которое становится не столько многомерным, сколько неопределенномерным. Дедифференцировка психики доходит до той точки, с которой можно начать дифференцировку в направлении новых реальностей и позволяет придать психике новые качества, которые в ней до того актуально не присутствовали. Примером может служить работа с «невозможными» фигурами.
В обычных состояниях восприятие как целостностей «невозможных» фигур типа треугольника Пенроуза или фигур, которыми изобилуют картины Эшера, исключается. Можно воспринять только их непротиворечивые части. Однако если мы начинаем строить подобные фигуры из «материи равномерного хаоса», то появляется не только возможность их формирования, но возникает и та особая организованность психики, по отношению к которой «невозможная» фигура становится вполне «возможной». При этом мерность воображаемого пространства, в котором реализована «невозможная» фигура отличается от мерности обычного трехмерного пространства. Соответствующие этой организованности состояния сознания явно относятся к классу измененных. «Невозможная» фигура в этом случае исполнила роль точки кристаллизации нового состояния и новых психических реальностей, в том числе и иной мерности имагинативного пространства.
Задавая подобные «точки кристаллизации» можно строить различные психические структуры, отсутствующие в нормальных условиях. Так задаются и новые пространственные измерения, и новые цвета, отсутствующие в нормальном восприятии окружающей и внутренней сред. Это возможно лишь в том случае, когда дКВ, инициировавшая процесс построения новых психических реальностей, охватывает не только актуально развернутые перцептивные поля, но и возможные, но не актуализированные поля восприятия. Пояснить это можно на примере формирования новых цветов.
Овладев техникой представления пространства более чем трех измерений, можно перенести эту технику на восприятие цветового пространства. Мерность цветового пространства до сих пор является предметом дискуссий, но ясно, что цветовой континуум обладает определенным числом измерений. После того, как дКВ снимает различия внутри этого континуума, помещение его в пространство большей мерности и разворачивание цветового континуума в нем провоцирует совершенно новые цветовые переживания, подобно тому как двумерное тело (например, квадрат), помещенное в трех -, четырех- или пятимерное пространство меняет свою форму для наблюдателя. Так, плоскую фигуру можно поворачивать и удалять от наблюдателя, рассматривать его в различных проекциях, в которых могут изменяться его углы и соотношение сторон. Такое же действие можно произвести и в отношении цветового пространства, необходимо только подобрать соответствующую задаче точку кристаллизации, например, процедуру построения нового цвета, психологически противоположного исходному.
Так, красный цвет может рассматриваться как родоначальник всего хроматического ряда, порождающий новые цвета за счет процедур физического и психологического противопоставления – зеленый цвет как физически противоположный и синий как противоположный психологически. Применив процедуру физического противопоставления к синему цвету и психологического к зеленому, получим, соответственно, оранжевый и желтый цвета, и т.д.
Но те же процедуры можно применить и к ахроматическим цветам – черному и белому, рассматривая их как родоначальников новых хроматических рядов. Для этого необходимо вычленить абстрактные процедуры противопоставления и перенести их в условиях дКВ на ахроматические цвета. В случае успеха возникает переживание новых, невиданных ранее цветов. Поскольку это переживание не находит опоры в регулярном опыте, оно является нестойким и с трудом воспроизводится как воспоминание.
В этом случае, как и в случае восприятия новых пространственных измерений, мы имеем дело с чисто субъективным феноменом, поскольку невозможно ввести внешний критерий успешности выполнения задания. Очевидно, такой критерий появится лишь при возникновении группы людей, владеющих этой техникой и выстраивающих новые линии внутригрупповой коммуникации, основанной на новых восприятиях. Проблема до сих пор заключалась не в техниках формирования новых психических реальностей, а в создании сообщества людей, неотъемлемым элементом жизни которых явилось бы использование этих реальностей.
В общем виде процесс порождения новых психических реальностей сводится к четырем процедурам:
-
дедифференцировке психики за счет глубокой дКВ до точки слияния актуального и проектируемого строения психики;
-
фиксации при помощи стабильной КВ «точки кристаллизации», задающей новое направление психической дифференциации;
-
процессу спонтанной дифференциации, управляемого «точкой кристаллизации»;
|