Бахтияров Олег "Деконцентрация"

Это состояние "с самого начала" придает последовательности действий в процессе особую безынерционность. Первый акт в процессе всегда самый быстрый - его не тормозит инерция всего предыдущего процессуального массива. Затем связанность с предыдущими этапами, ограничения, накладываемые сложившимися ранее стереотипами, нарастающие ограничение выбора возможностей (все большая специализация траектории в рамках закономерностей основного организмического процесса) начинают тормозить процесс и делают его менее гибким. Прошлое диктует свои правила настоящему и чем дольше живет человек и чем больше становится «объем» его непрерывного жизненного процесса, тем больше его решения, действия, оценки и реакции определяются прошлым. Калейдоскопический подход позволяет сохранить каждое действие как первое, не связанное с предыдущими. На этой основе можно создавать как психо- так и социотехнологии.

К калейдоскопическим психотехнологиям можно отнести техники подавления усталости и монотонии, которые возникают из соотнесенности текущего состояния с предыдущими. В этом случае кратковременные, но интенсивные процедуры деконцентрации, разрывая непрерывность динамики изменения состояния играют роль поворота цилиндра калейдоскопа. Новый психофизиологический паттерн становится исходным пунктом новой динамики состояния до появления очередных признаков усталости или монотонии. Здесь есть сходство с воздействием необычных стимулов, вызывающих ориентировочный рефлекс. Различие – в аутогенном характере производимой процедуры.

В большом объеме современных социотехнологий можно выделить технологии «Большого скачка». Термин «Большой скачок» широко распространился после попытки коммунистического Китая резко увеличить объем производства за относительно короткое время. Предполагалось одновременное приложение усилий множества различных мелких и средних хозяйствующих субъектов для резкого увеличения промышленного производства. Сама попытка не увенчалась в то время успехом, хотя последующие успехи Китая довольно прозрачно соотносятся с этой попыткой.

Технология Большого скачка может быть реализована лишь как ряд прерывных акций такого типа, но не как попытка начать новое непрерывное развитие. В последнем случае провоцируются интенсивные деструктивные процессы. Ряд одновременных усилий Большого скачка («калейдоскопическая картинка 1») должны сменяться фазой установления новых связей, а затем их новым разрушением в новой «калейдоскопической картинке 2». Только так прерывается разрушительное действие социальной инерции. Управление калейдоскопическим (антипроцессуальным!) развитием требует совершенно иной идеологии управления, основанной на принципе мгновенного изменения набора связей между отдельными управляемыми единицами и центрами управления, а значит, и совершенно иного типа управленческого мышления. Эта тема была бы интересна для локального социально-экономического эксперимента в рамках изолированных экспериментальных социальных структур, но она, конечно, относится к будущему.

7.6. Принцип калейдоскопа как принцип описания синхронизмов.

Калейдоскоп означает и иное кодирование информации - не последовательное а параллельное. Поскольку внутри картинки нет движения, нет процесса, вся содержащаяся в ней информация подается сразу, без развертывания во времени. Картинка исчезает и сменятся другой лишь тогда, когда полностью исчерпывается все, что в ней заключено, причем сразу, и это изменение не порождает новый процесс - нет преемственности между предыдущим и последующим. Цветомузыка процессуальна, абстрактная живопись калейдоскопична.

Смена калейдоскопической картинки иллюстрирует принцип акаузальной синхронистической зависимости. Синхронизмы не описываются в языке причинно-следственных отношений. Здесь не может быть применен логический оператор «если …, то». Закон достаточного основания во всех его четырех модификациях не работает.

Интересной иллюстрацией применения принципа калейдоскопа к описанию синхронизмов может служить причинная механика А.Н.Козырева. В его текстах дается определение причинно-следственному переходу (ход времени есть переход причины в следствие, при этом причина и следствие разделены пространственным промежутком и временным интервалом). Следовательно, рассмотрение ведется с некоторой метапозиции, надстроенной над законами причинности. Неудивительно, что впоследствии мы сталкиваемся с синхронистической акаузальной зависимостью, которая имплицитно заключалась в предпосылках теории. Значит, над причинно-следственной механикой надстроено иное рассмотрение. И его мы обнаруживаем в понятиях плотности времени и тезиса о мгновенном «появлении» времени во всей Вселенной (подтвержденного экспериментом). Т.е., помимо причинно-следственной механики мира, в нем присутствует еще и сверхкаузальное синхронистическое, построенное по принципу калейдоскопа управление. Здесь мы также сталкиваемся с положениями теории, присутствующими лишь в фоне и неявно определяющими ход мысли. Эти положения эксплицируются через несколько шагов построения теории.

Любое событие в рамках причинно обусловленной вселенной, порождает еще и дополнительный синхронистический результат, который меняет всю калейдоскопическую картинку. Причем синхронистические изменения происходят мгновенно, в то время, как волна обычных изменений докатывается лишь через какое-то время, зависящее от граничной скорости перемещения материальных тел.

Мы описали извне как работает деконцентративное мышление, сочетая в себе операции объемного мышления и приниципа калейдоскопа. Но это описание извне. Для того, чтобы оно стало таким же ясным, как и описание собственно мыслительных актов, необходимо проникнуть внутрь этого процесса, т.е. пройти всю школу дКВ от начальных упражнений до настоящего места в тексте.

7.7. Приницп калейдоскопа как реабилитация редукционизма.

Калейдоскоп является эстетическим оправданием множественного и механического подходов. Эстетическим оправданием, в котором просматривается грядущая реабилитация редукционизма. Современный антиредукционистский крен представляется оправданным и возникает иллюзия, что редукционистский и механистический период в развитии науки представлял ее примитивную и недоразвитую стадию, да и вообще был возможен лишь благодаря специфической дефективности исследователей. Однако редукцонизм возник тогда, когда организованное знание включало в себя и символические и холистические моменты. Еще Коперник мыслит холистически и символически, а Галилей уже использует редукционистский подход. Если бы редукционистский принцип означал только деградацию знания по сравнению со знанием Средних веков и Ренессанса, то трудно было бы представить себе, как в рамках деградации могла бы возникнуть современная организмическая парадигма, захватывающая и физику, и биологию, и психологию, и культурологию.

Редукциониская процедура подобно калейдоскопу или кинематографической ленте расчленяет непрерывный процесс на ряд статичных картинок, умерщвляя процесс. От каждой отдельной картинки возможны произвольные движения в разные стороны, а не только в ту, которая была предопределена живой целостностью процесса. А дальше естественным становится перенос процедуры умервщления и последующего расширения возможностей не только на темпоральные, но на пространственные целостности. Живой организм расчленяется на отдельные части исследовательской процедурой, умерщвляется, собирается заново и начинает использоваться подобно тому как умерщвляется, восстанавливается и начинает эксплуатироваться превращенный в зомби бывший живой человек в магических африканских ритуалах. Тем самым редукционизм начинает использовать силы смерти для получения новых реальностей. Эти реальности лишены жизни и лишь имитируют ее в своих механических подобиях организмов и их частей, но взамен получают разнообразие, недостижимое при использовании одних лишь сил жизни. Сделать подконтрольной смерть – в этом пафос редукционизма, который становится понятным при введении принципа калейдоскопа.

Заключение.

Мы рассмотрели различные применения техники деконцентрации и возможные направления дальнейшей разработки. Вкратце подытожим наши результаты.

ДКВ является инструментом формирования и разрушения целостностей.

ДКВ позволяет вычленять перцептивный фон в качестве самостоятельной единицы. Отсюда следуют направления, связанные с формированием новых процедур мышления и возможности отражения этих процедур в логике и разработка методов выявления слабых и скрытых признаков.

ДКВ позволяет формировать новые целостности из разрозненных фрагментов, используя фон в качестве объекта-связи. Тем самым дКВ становится одним из основных психотехнических инструментов психонетики.

ДКВ позволяет расчленять целостности на отдельные независимые друг от друга фрагменты. Отражающий эту технику принцип калейдоскопа реабилитирует редукционистский подход и находит ему достойное место среди других подходов.

Представляя собой не последовательный перебор элементов, а их одновременное восприятие, дКВ позволяет непосредственно, а не аналитически выявлять синхронизмы, создавая тем самым основы для описания акаузальных синхронистических зависимостей. Одним из видимых использований этого может стать специфическая акаузальная аналитика.

ДКВ является основой разработки проблематики фонового мышления.

Разработка ДКВ позволяет конструктивно поставить задачу формирования объемного сознания.

дКВ имеет свои проекции и на культурную сферу, пресекая постмодернистские претензии на некую итоговую глобальность.

Т.о., дКВ – не только частный психотехнический прием, но и основа отдельной психотехнологической линии.

1См. работы Гримака “Резервы человеческой психики”, М.,Изд-во полит.лит.,1987, и “Моделирование состояний человека в гипнозе”, М., 1978.

2В.И.Белопольский. О механизмах стабильности видимого мира при ограничении поля зрения. В сб. «Движение глаз и зрительное восприятие» под ред. Б.Ф.Ломова, М., «Наука», 1978.

3Gibson J.J. The perception of visual world. N.Y., 1950.

4Held R. Exposure-history as a factor in maintaining stability of perception and coordination. J. Ntrv. And Mental Disease, 1961, v.132, p.26 – 32.

5В.А.Шевченко. Универсальный природный цикл. Киев, "Вища школа", 1992.

6О.Г.Бахтияров. Постинформационные технологии: Введение в психонетику. Киев, "Экспир", 1997.

7Здесь ясно видно, что соотношение воли и сознания являются прообразом физикалистской метафоры заряда и вакуума. Подробнее об этом см. в нашей работе «Воля и рефлексия» (готовится к изданию).

8Одна из трудностей при попытках классификации ИСС связана с тем, что пространство ИСС нельзя упорядочить ни количественно (по той причине, что различия между ними чисто качественные и вообще количественное как таковое является продуктом лишь некоторых состояний сознания), ни геометрически, поскольку не определена ни мерность пространства состояний сознаний, ни его топология. Однако классификация по крайней мере части ИСС может быть произведена генетически, по своему происхождению, как результату действия определенных психотехнических приемов, в частности, различных видов дКВ, в отношении которых уже существуют определенные классификационные схемы.

9Примером информационной психотехники может служить трагическая история самодеятельной группыв в Санкт-Петербурге, прктиковавшей т.н. Кунта-йогу – концентрацию внимания на специально подобранных абстрактных визуальных символах. При этом символы создавались под определенную задачу вгнутреннего или внешнего свойства. Длительная КВ приводила к формированию специфических состояний, зачастую выходящих за рамки доступного рациональному осознанию. Подробнее см. в: Лебедько В.Е. Хроники российской саньясы: из жизни российских мистиков 1960 – 1990-х. «Тема», СПб,1999.

10McGhie A., Chapman J. Disoders of attention and perception in early schizophrenia. Brit. J. of Medical Psychol., 1961,v.34, N2, p.103 – 116.

11См. Л.Я.Балонов. Последовательные образы. Изд-во «Наука», ЛО, Ленинград, 1971.

12См. О.Андреев. Развитие памяти.

13Я имею в виду, помимо Кастанеды, Ауробиндо и Гурджиева. Их роднит множество общих черт – и межкультурный статус, и детально разработанная техника внутренней работы, и произвольное обращение с традиционными системами знаний.

14C. Castaneda. The teaching of Don Juan: A Yaqui way of knowledge. University Of California Press, 1968.

15C. Castaneda. Tales of Power.

16См., напр., фундаментальную работу W.Kohler. Die physische gestalten in Ruhe und stazioneren Zustand. Brunswick: Vieweg, 1920.

17См.Ф.Капра. Дао физики. СПб, «ОРИС», 1994.

18В.В.Налимов. В поисках иных смыслов. М., «Прогресс», 1993.

19T.Cleary. The japanese art of war. Understanding the culture of strategy. Shambala. Boston&London. 1992. Русский перевод: Т.Клири. Японское искусство войны. Постижение стратегии. Евразия, СПб, 2000.

20Цитаты даются по переводу и в соответствие с комментариями Е.П.Островской и В.И.Рудого: Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья»). М., «Наука», ГРВЛ, 1992.

21Психология. Словарь. Составитель Л.А.Карпенко, М., Изд-во политической лит., 1990.

22См. цикл работ Г.А. Смирнова в ежегоднике «Системные исследования» за 1977 – 1980, 1983 и 1989 – 1990 годы, посвященные разработке формальной теории целостностей.

23R.M.Smullyan. The lady or the tiger?. N.Y., 1982. Русский перевод: Р.М. Смаллиан. Принцесса или тигр? М., “Мир”, 1985.

24Р.М.Смаллиан. Там же. Цит. по русскому переводу, с.32.

25Г.Смирнов. Там же.

26К.Г.Юнг. Психологические типы. «Университетская книга» АСТ, М., 1996.

27Бахтияров К.И.: Блеск парадоксов. Реальность и субъект.2000,т.4,№1-2,с.99 – 101.

28Бахтияров О.Г. Постинформационные технологии: Введение в психонетику. Киев, “ЭКСПИР”, 1997.

29Дж. Оруэлл. 1984.

30К.И.Бахтияров: Блеск парадоксов. Реальность и субъект.2000,т.4,№1-2,с.99 - 101; Двухмерная логика: парадоксы. Математика,1998,№10; Трехмерная логика: силлогизмы. Математика, 1998, №19; Стили мышления в логике. Вестник МГУ, сер.7, 2000, №1. Хотелось бы отметить интересный синхронизм - совпадение фамилий авторов, получивших совершенно аналогичные результаты в довольно удаленных друг от друга областях – в психотехнологии и логике, вплоть до использования механизмов синестезий. Причем автор данной работы и К.И Бахтияров не являются ни близкими, ни дальними родственниками, и не были знакомы до 2001 года.

31В.Агеев, В.Лебедько. Осознание. Мастерство. Психотерапия?. 1999, без выходных данных.

32См. Приложение 1: Дм. Бондаренко «Калейдоскоп».

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться