Анвар Камилевич Бакиров «С чего начинается НЛП»

температуру

влажность

пульс

дрожь

дыхание

мышечные напряжения

В принципе, количество таких характеристик практически неограниченно. Ведь даже в мимике можно выделить особенности положения глаз, носа, губ, щек, подбородка, челюстей, лба…  Каждую характеристику можно все больше и больше разукрупнять, то есть выделять множество составляющих деталей и работать с ними. Особенно интересно (да и полезно) отслеживать изменения всех этих признаков. Ведь именно по ним можно откалибровать смену состояния собеседника.

Таким образом, развивая сенсорную остроту, мы получаем волшебный ключ к таинствам внутреннего мира собеседника. Любому внутреннему изменению соответствуют некоторые внешние проявления – изменения во внешнем облике человека. И чем больше нам удается отследить признаков изменения состояния собеседника, тем надежнее сделанные на их основе выводы. Тем качественнее собранная нами обратная связь.

Пару слов о наблюдательности

В районе часа ночи из одной из квартир многоэтажного дома все еще доносится ритмичный рев динамиков и топот многочисленных ног. Заспанный жилец решается наконец пойти навести порядок. Он полчаса звонит в дверь, наконец она открывается, и его взору представляется такая картина: На пороге в отцовском халате, с бутылкой коньяка в одной руке и сигарой – в другой, стоит восьмилетний Вовочка. Сзади в дыму, подсвеченном светомузыкой, мелькают тела обнаженных девиц… Вовочка:

– Что надо?

– Мальчик, а кто-нибудь из взрослых дома есть?

Эффектная пауза, за время которой Вовочка успевает глотнуть коньяка и затянуться сигарным дымом. Наконец, взрослый получает ответ:

– А сам-то как думаешь?

Мечтая об умении читать мысли других людей, об изощренном искусстве калибровки, о блестящей сенсорно чувствительности… Стараясь определить тончайшие грани перехода между мышечными напряжениями на лице собеседника или между степенью покраснения кожи, мы зачастую пропускаем самое очевидное.

Так, преподаватели, увлеченные своим предметом, напрочь не замечают, что некоторые слушатели уже откровенно зевают, кто-то с интересом читает посторонние книжки, где-то идут разговоры на отвлеченные темы… От скуки. Таким лекторам больше нужна не сенсорная чувствительность, а чувствительность внимания.

Это вовсе не значит, что они совсем не внимательны. Напротив – они очень внимательно относятся к преподаваемому предмету. Они отдают ему все свое внимание, все 7±2 единицы контролируемой информации. А реакция зала – упускается. Помните, как рисуются карты? Так вот, в его карте будет содержаться очень удачная лекция (ни разу не сбился).

Таким образом, все, что нам потребуется для более эффективного использования собственного внимания, так это перенаправить хотя бы его часть на получение обратной связи. А дальше – гибкость поможет. Развитая чувствительность наших органов восприятия, конечно, нужна, но она не заменит обычной внимательности к "мелочам" – наблюдательности. А ведь именно эти "мелочи", порою, дают большую часть информации о человеке.

Некий врач, приехал к одному из своих постоянных клиентов вместе со своим учеником. После краткого осмотра и проверки пульса он строго взглянул на пациента и сказал:

– Почему вы опять нарушили мои предписания? Я же запретил вам есть яйца!

– Простите, доктор, а как вы догадались? – спросил уличенный пациент.

– Я не догадался. Это строгий научный метод. Вы же знаете, что пища, которую вы употребляете, сильно влияет на ваш организм. Поэтому, я смог легко определить нарушение в диете по изменению пульсации крови.

Само собой разумеется, что клиент смиренно пообещал свято соблюдать диету… Когда врач со своим учеником возвращались обратно в клинику, тот восхищенно воскликнул:

– Профессор! Я поражен вашим искусством! Как вы смогли по одной только пульсации определить рацион пациента?

– Идиот! У него рукав был испачкан желтком!

Такие дела…

Кстати, весьма интересный жанр человеческого общения – намеки. Вот уж где воистину помогает чувствительность внимания!

Наташа Ростова посылает с посыльным записку поручику Ржевскому: "Сегодня муж уедет, и я буду ночью совершенно одна…"

Ржевский: "Хорошо, наверное, быть ночью совершенно одной".

Наташа: "Я буду спать в большой мягкой постели…"

Ржевский: "Хорошо, наверное, спать в большой мягкой постели…"

Наташа: "Я буду спать совершенно обнаженная…"

Ржевский: "Хорошо, наверное, спать совершенно обнаженной…"

Наташа, потеряв терпение: "Ржевский, приходите сегодня ко мне – займемся любовью!"

Ржевский: "Намек понял".

 

Азы моделирования

Модель – практическое описание того, как что-то действует, конечная цель которого – использование на практике. Обобщенная, искаженная и содержащая упущения копия.

Моделирование – процесс наблюдения, составления и внедрения моделей успешных людей: последовательности идей и действий (паттернов), которая позволяет справиться с задачей. Основа ускоренного обучения.

Словарь НЛП

Хотя на нашем уровне владения НЛП еще и рано говорить о полноценном снятии моделей успешного поведения с других людей, кое-какую идею я уже могу вам подарить. Конкретно: достижение любой цели может быть расписано с помощью модели Т.О.Т.Е. А стало быть, мы имеем возможность выделить ряд ключевых элементов стратегий успешных людей.

Если вы хотите научиться чему-либо у другого человека, то в расспросах вам помогут четыре точки модели Т.О.Т.Е. Вопросы к первому тесту: "Чего ты хочешь добиться, когда начинаешь движение к цели?", "Зачем тебе эта цель?" Операции выясняются вопросами: "Что ты для этого делаешь?", "Какие действия ты совершаешь?", "Что ты при этом используешь?" Второй тест: "Как ты понимаешь, что продвигаешься к цели?" Выход: "В какой момент и каким образом ты решаешь, что цель уже достигнута?"

Даже если вы лишены возможности задавать прямые вопросы, то все равно подаваемая им информация может быть размещена на этих четырех "полочках": что хотел, что делал, как ориентировался, когда вышел. Более того, благодаря такой сортировке вы сможете выявить действительно важные элементы стратегии. А лишнее – отбросить.

Когда у вас есть ответы на каждый из вопросов модели Т.О.Т.Е., вы уже можете сравнить моделируемую стратегию с вашей собственной. Буквально по пунктам. И тогда вы легко сможете найти собственные ошибки, да еще и улучшить смоделированную стратегию за счет преимуществ вашей.

Между прочим, а кто сказал, что моделировать надо только других? Можно снимать модели с самого себя! В каких-то делах мы более успешны, в каких-то – менее. Так вот, берем те случаи, где у нас все работает хорошо, и непосредственно переносим туда, где пока еще не все так гладко. Скажем, у меня отлично получается играть, но с трудом – работать. Выясняем в чем разница на уровне точек модели Т.О.Т.Е., и вот уже любая работа спорится…

Примерно таким методом моделирования и пользовались при создании инструментов НЛП. Брали каждый пункт и искали его наилучшую реализацию.

Не секрет, что в любой серьезной организации можно выделить сотрудников, отвечающих за каждый из пунктов "тоута". В отделе планирования сидят "первые тесты". Основная масса работников – это "операции". Обязательно наличие контролеров – "вторых тестов". Ну, и кто-то (глава?) следит за тем, как все эти планы реализуются, анализирует, оценивает…

С наиболее успешных людей снимаются удачные стратегии. Так, собственно, и появились в НЛП понятия хорошо сформулированного результата, калибровки, гибкости средств и гибкости целей. Они-то и оказались сейчас к вашим услугам.

Памятка на память

Выявленные в исследованиях в области искусственного интеллекта закономерности мышления человека оказались эффективными в приложении к моделированию человеческого совершенства. Благодаря найденным моделям удается описать успешные стратегии талантливых людей.

Появление "думающих машин" акцентировало внимание людей на необходимости создания точного и однозначного стиля общения. В основе такой коммуникации легла идея передачи сенсорной информации взамен суждений. Сенсорная информация проверяема с помощью органов восприятия, суждения лежат у области оценок и не могут быть квалифицированы, как верные или неверные.

Одной из самых первых и в то же время центральных моделей мышления стала модель Т.О.Т.Е. (Тест-Операция-Тест-Выход(Exit)). Она оказалась достаточно универсальной и простой. А следовательно – удобной в применении. В то же время, она сама по себе являет пример эффективной стратегии достижения целей, основанной на обратной связи.

Первый тест – это желаемое состояние, второй тест – текущее состояние, операции направлены на уменьшение разницы между тестами, выход – это критерий окончания движения к цели. Каждый из пунктов модели Т.О.Т.Е. содержит в себе несколько более мелких "тоутов", ответственных за их выполнение. Соответственно, каждый Т.О.Т.Е. является частью некоторого более глобального "тоута".

Модель Т.О.Т.Е. содержит в себе целый ряд пресуппозиций НЛП, акцентирующих наше внимание на необходимости проявления чувствительности к обратной связи и развития поведенческой гибкости. А также – разделения поведения и намерения.

Поведенческую гибкость можно понимать, как многообразие различных операций, направленных на достижение однотипных целей. Фактически – это количество способов, которыми мы можем достичь одного и того же. Различают гибкость на уровне средств и гибкость на уровне цели. В первом случае меняются операции, во втором – весь Т.О.Т.Е.

По внешним проявлениям человека можно определить его внутреннее состояние. Инструмент, который позволяет использовать эту возможность, называется калибровка. Степень точности калибровки зависит от количества параметров, по которым она проводится. Чем больше признаков учтено, тем качественнее результат.

Часто позитивный эффект от применения калибровки определяется перенесением фокуса внимания на другого человека. Сама внимательность позволяет собирать на порядок больше обратной связи, нежели ранее.

 

Часть 2

Волшебная палочка

Основа НЛПерского общения

Раппорт – процесс построения и поддержания отношения взаимного доверия, гармонии и взаимопонимания между двумя и более людьми, возможность вызывать реакции других людей.

Словарь НЛП

Некоторым он покажется просто чудом. Кто-то видит в нем настоящее шаманство. Он настолько многогранен и непонятен. И в то же время, удивительно прост. С одной стороны, его применение однозначно и понятно. Самоочевидно. С другой – весьма туманно. Особенно, когда используешь его сознательно и бессознательно не первый год.

Это процесс. Это состояние. Вид взаимодействия. Нечто, что устанавливается между живыми существами, когда они общаются. Иногда говорят, что это своеобразный танец общения, где каждый ведет свою партию. Его называют странным словом, которое пришло из классического гипноза. Это раппорт.

Находясь в состоянии раппорта, намного проще довериться собеседнику, поверить ему. Ты чувствуешь себя намного спокойнее и расслабленнее. Это как состояние хорошего мира – государства мирно сосуществуют, ведут взаимовыгодную торговлю, принимают гостей и туристов друг от друга. Они чутко отзываются на все изменения, происходящие с соседом. Царствует взаимопомощь.

Когда вы в раппорте, вам гораздо проще согласиться с собеседником. Искать общее. И в мыслях, и в суждениях. Вы буквально находите общий язык. Разговариваете, легко понимая друг друга. Любое общее дело, которое вы делаете, спорится. Вы органично дополняете друг друга, пользуетесь взаимной поддержкой. Раппорт очень ценен, и оба стремятся его сохранить, постоянно бессознательно подстраиваясь к партнеру по общению.

Считается, что его надо строить. Создавать. Корректировать и регулировать. В то же время, он настолько естественен, что его проявления мы встречаем буквально каждый день. Надо только знать, куда смотреть. Чтобы увидеть гармонию. Мы пользуемся им довольно часто, зная НЛП или нет. И когда пользуемся, удивляемся, с каким приятным человеком довелось встретиться.

А мы научимся пользоваться всеми его преимуществами по собственному желанию.

Маленькие чудеса про сознание и тело

Для чего мы заводим друзей? Возможно, чтобы было кому нас понять. Чтобы было с кем иметь что-то общее. Дело, развлечение, увлечение, размышления… Чтобы было с кем обсудить. Получить свою порцию согласия и понимания. И ответить взаимностью. Конечно, у каждого будет свой ответ, но и для этого тоже. Ну, вы меня понимаете…

А вам нравится, когда вас понимают? Каждую вашу мысль, каждый намек. С полуслова. Вообще без слов. Просто по жесту. Вопрос, скорее, риторический, ибо для чего же тогда мы так настойчиво ищем себе хороших собеседников. Для чего же иначе мы стараемся договориться, не взирая на различия своих моделей мира?

А бывало так, чтобы вы хотели кого-то понять, но не получалось? Не получалось "влезть в чужую шкуру". Слишком далеки его проблемы и заботы от нашей реальности. Или совершенно непонятны его радость и оптимизм. Может быть, когда-то вы хотели перенять опыт мастера, но не смогли понять его объяснений? Немудрено, ведь залезть к нему в голову вы не можете, а как рассказать понятно он и сам не знает.

Сюрприз в том, что выход есть.

Выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации был найден многие века назад. В частности, в Боевых Искусствах. Этот способ используется столько, сколько существует обычай, когда ученик непосредственно перенимает опыт у своего наставника. Он просто начинает делать то, что делает мастер. Буквально повторять его движения. Жест в жест. Вдох во вдох. Взгляд во взгляд.

Сознание и тело – части единой системы, и ученику начинает передаваться состояние учителя. Даже мысли и желания. Синхронно двигаясь в течение длительного времени, они как бы становятся единым организмом. И обучаемый начинает чувствовать то, что чувствует мастер. Даже то, чего тот и сам не осознает. Они прекрасно понимают друг друга. Ведь и учитель теперь знает, над чем еще стоит поработать его ученику.

Обучение шло как от сознания к телу, так и от тела к сознанию. Часто ученик долгими часами выполнял комплексы стандартных движений, стремясь достигнуть определенного состояния сознания. Часто – наоборот – начинал спонтанную импровизацию, ориентируясь на заданное состояние.

Он учился быть мастером.

В таком подходе нет ничего сверхординарного. Любой актер делает нечто подобное по нескольку раз на дню. Чтобы вжиться в образ. Говорят, это специально преподается на курсах актерского мастерства. А танцоры? Спортсмены? Музыканты? Да мало ли кто проходит обучение, пытаясь непосредственно повторять то, что показывает учитель!

А вы видели в действии гениев кухонной психотерапии? Уходят подружки на кухню и начинают обсуждать все животрепещущие проблемы. Как они понимают друг друга! Посмотрите: одинаковые позы, похожие жесты, сходная динамика движений. Послушайте: идеально согласованные интонации, скорость и громкость речи, сходные акценты. Прочувствуйте насколько тяжело у них у обеих на душе, но вот – одновременный всхлип, и обе рыдают освобождающими слезами разрядки. И постепенное облегчение – можно жить дальше. Заниматься привычными делами.

Да. Это действительно тот способ понимания и сочувствия, которым мы регулярно пользуемся. Заметьте! Сочувствие включает в себя сорадость! И это гораздо более приятнее и полезнее, чем сострадание. Как светло и тепло становится на душе, когда у твоих близких все хорошо! Как приятно подстраиваться к хорошему настроению и перенимать у окружающих самое лучшее! Как легко оказывается ощутить уверенность сильного человека, находящегося поблизости! Можно действительно брать самое лучшее и привносить это в свою жизнь. Мы ведь уже понимаем, как это делается.

А понимая, можем уже начать проводить небольшие эксперименты. Договоритесь с другом или подругой о простом упражнении. Всего десяток минут пусть один побудет "тенью" другого. Пусть первый просто ходит там и так, как ему удобно. Второй – повторяет его походку. И жесты. А по возможности – мимику. Попробуйте поэкспериментировать, и на несколько минут произойдет перевоплощение. Ведомый прочувствует, как это – "быть в чужих туфлях". На десять минут он окунется в мир другого человека. И порой, узнает о нем больше, чем за несколько часов беседы.

Это действительно Чудо!

Что говорит о нас больше, чем мы сами

Только поверхностный человек не судит по внешности

Оскар Уайльд

Знаете ли вы, что все, что вы говорите, постоянно комментируется? Каждое слово, каждая мысль. И вам вряд ли удастся когда-нибудь избавиться от этого комментатора. Да вы просто не захотите этого делать! Потому что вас комментирует ваше тело. Постоянно. Даже когда вы ничего не говорите.

В школе на уроке математики молодая учительница говорит:

– Дети, слушайте условия задачи, решать будем устно. Летят 4 гуся – 3 белых и один серый. Спрашивается, сколько мне лет?

Все молчат. Вовочка тянет руку:

– Вам 24 года.

– Правильно, а как ты решил?

– Когда я задаю глупые вопросы, папа называет меня полудурком, а мне 12…

Все, что мы произносим, мы произносим с определенной интонацией, некоторой мимикой, с характерными жестами. Все это формирует отношение слушателей к тому, что человек говорит. То, как мы подбираем слова, как строим предложения, какие расставляем акценты… Другие могут знать об этом, а могут и не догадываться. Могут осознавать или просто делать выводы.

Секретарь своему шефу:

– К вам посетитель.

– По какому вопросу?

– Он говорит, что хочет получить свои деньги назад.

Шеф спешно перебирает в памяти своих кредиторов.

– А как он выглядит?

– Он выглядит так, что лучше бы уж вы ему их вернули!

Порою сам того не замечая, говорящий формирует отношение ко всему что он произносит. А заодно, к самому себе. Он может произносить: "Такого специалиста как я, вы больше не встретите!" В то время, как на несловесном уровне он жалобно скулит: "Ну хоть вы возьмите меня…" И его не берут: "Неуверенный он какой-то". А возможно, он действительно хороший специалист.

Формула успеха Глайма:

"Секрет успеха – в искренности. Как только вы сможете ее изобразить, считайте, что дело в шляпе".

По самым приблизительным оценкам, мнение, которое складывается о человеке, примерно на пять шестых определяется тем, как он говорит. На слова остается где-то одна шестая. И тем более странно, что нас традиционно больше заботит, что сказать. Содержанию отдается львиная доля внимания. В это время, лишенная даже минимального контроля сознания, форма определяет весь исход общения. Ну, может, и не весь. Только на пять шестых.

Разве этого мало? А ведь бывает в жизни ситуации, когда слова уходят, а контакт сохраняется.

Вспомните: сидишь в приятной компании, вам хорошо, уютно, спокойно. Вы чувствуете, что все вокруг свои. А разговор между тем медленно затихает, и только редкие фразы нет-нет да нарушат тишину. В такие минуты совсем не хочется разговаривать. Хочется просто сидеть и смотреть. На окружающих – таких близких сейчас.

А через несколько минут доносится голос первого очнувшегося: "Содержательно молчим!" И что удивительно – действительно содержательно! Слов не было, а общение продолжалось.

Полагаю, вы уже догадались, что при построении раппорта большую часть внимания мы будем уделять именно форме общения. А чем заполнить эту форму, вы уж всегда найдете. Конечно, словесной части коммуникации, тоже будет уделено внимание. И даже здесь основной упор будет сделан на форме. Вообще-то, НЛПеры – жутко ленивые люди. Они всегда предпочитают делать то, что лучше всего работает. Прочие способы остаются "про запас".

По территории воинской части мчится прапорщик с тачкой, полной дерьма. Его останавливает капитан:

– Стой! Что украл?

– Ничего.

– Не верю, – капитан запускает руки в тачку и шарит в ее содержимом. Ничего не найдя, он отпускает прапорщика. Тот несется дальше. Навстречу майор:

– Стой! Что украл?

– Ничего.

– Проверим, – история повторяется. Прапорщик подбегает к КПП. Там полковник:

– Стой! Что украл?

– Ничего.

– Я те дам ничего! – Полковник тщательно проверяет все содержимое тачки, но тоже ничего не находит. Наконец, прапорщик выбегает за ворота части, оглядывается, вываливает из тачки дерьмо и злобно ворчит:

– "Что украл – что украл…" Тачку украл!

Можете прямо сейчас начинать уделять больше внимания несловесным элементам общения. Например, попробуйте как-нибудь посмотреть фильм на незнакомом языке. Вы удивитесь, как много вам удалось понять. Просто по интонациям, по движениям. Да и по событиям, конечно. Не исключено, что вам откроется то, что скрылось от тех, кто язык понимает. Само сердце происходящего. Еще можно поэкспериментировать с отключенным звуком, но это уже детали…

Все это научит вас читать "язык тела".

А сейчас мы продолжаем учиться на нем говорить…

Зазеркалье без зеркала

В то время как сознательно мы беседуем на уровне слов, бессознательно мы общаемся еще и на уровне поз и жестов. Как первая, так и вторая коммуникация могут быть и эффективными, и беспорядочными. Согласие может быть как на языке слов, так и на языке тела. И если в первом случае оно начинается со сходства мыслей, то для тела – это согласованность поз и движений. Внешняя похожесть. Порой буквально до отзеркаливания.

Найдется совсем немного людей, которым совсем не нравится подходить к зеркалу. Остальным – нравится. Хоть в какой-то степени. В любом случае, у зеркала мы успели провести достаточно много времени, чтобы научиться воспринимать свое отражение как себя.

Младенцам это доставляет особое удовольствие. Когда в первый раз подносишь ребенка к зеркалу, он удивляется: "Кто это там?" Его очень интересует то существо за холодной перегородкой. Он принимается живо его исследовать. Наблюдать за его движениями и, может быть, сравнивать их со своими. Проходит некоторое время, и малыш уже осознает, что это он сам – только за стеклом. И очень радуется, когда в очередной раз видит свое отражение.

На семинаре по НЛП мы делали самые разные модификации упражнения "зеркало". Это могло быть упражнение на идеальное отзеркаливание "живой скульптуры", где один из участников старался максимально точно отразить позу своего партнера, а еще один – "режиссер" – помогал ему, глядя со стороны.

Это могли быть просто десять-пятнадцать минут беседы, когда оба собеседника старались быть зеркалом друг для друга. На любую тему. Но идеально подстроенные. И за несколько минут выполнения подобных простых упражнений происходили воистину волшебные вещи.

То вдруг начинаешь воспринимать собеседника, как свое отражение, бессознательно пытаясь подправить прическу у себя, если заметил недостаток у партнера. То совершенно спонтанно появляются совсем не характерные для тебя жесты, необычные ощущения, непривычные мысли. А в "живой скульптуре", сама "скульптура" ни с того, ни с сего начинает подстраиваться под зеркалящего.

Чудеса, да и только!

Может быть, здесь действительно дело в бессознательной, привитой с детства привычки отождествления себя и человека из зазеркалья. Ведь так приятно видеть что-то родное и настолько близкое во внешнем мире. Такое же, как и мы. Сходное. И в этой внешней похожести, в этой прекрасной согласованности бесследно исчезает чужой человек. Появляется продолжение меня. Рождается взаимосвязанная, взаимозависимая система – своеобразный живой организм. И он живет своей жизнью. Столько, сколько живет построенный раппорт.

Сознание и тело – части единой системы, и согласованность тел, порождает согласие в сознании. В этом случае действительно проще согласиться с собеседником, принять его точку зрения. Примерить его карту – искать что-то общее.

– Можете объединиться в пары для следующего упражнения, – в группе занимающихся НЛП происходит некоторое движение, и через некоторое время каждый уже нашел себе партнера или партнершу. – Сейчас вы выберете две темы для разговора. По одной из них вы полностью друг с другом согласны, по другой – абсолютно не согласны.

Проходит несколько минут, и группа уже готова слушать дальнейшие инструкции. А инструкции примерно такие: "В следующие несколько минут вы будете, сидя в совершенно разных позах, обсуждать тему, где вы были согласны друг с другом. Через некоторое время – наоборот – позы совпадают, а мнения различаются".

Время пошло.

Ученики честно пытаются следовать инструкциям, но… Разговор не клеится. Вроде бы и согласны во всем… Ан нет – уже не во всем. Поторопились мы видно, выбрав эту тему. Да и как вообще можно говорить с таким человеком, сидит как непонятно что. Сразу видно – спорить собрался.

В других парах немного по-другому. Идет живое обсуждение. Тема действительно настолько животрепещущая! У нас так много общего! Смотришь на такую пару, и понимаешь: "Про задание они уже забыли". Позы, которые должны были быть разными, буквально после нескольких фраз становятся все более и более похожими… Они, конечно, иногда спохватываются и садятся "как положено". Но тема берет свое…

Стоит ли говорить, что как только ученики принялись за вторую фазу упражнения (с одинаковыми позами), спорить совершенно расхотелось. Или позы моментально разладились.

Конечно, это слегка нечестное упражнение. Его цель – просто продемонстрировать возможности и силу отзеркаливания по позе. Выполнить его "правильно" очень и очень сложно. На данном уровне понимания раппорта. Более "продвинутые" спецы делают его легко и непринужденно. Получая тот результат, который хотят они.

Об этом – немного дальше.

Немного теории для "почемучек"

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться