Анвар Камилевич Бакиров «С чего начинается НЛП»

Некоторые врачи шутят:

"Возле клиники для похудения нужно сразу же ставить клинику для лечения анорексии. Тогда пациенты будут постоянно кочевать из одного здания в другое, и доход будет вечным".

Выход из этой ситуации именно в позитивных формулировках. Ставьте себе позитивные цели! "Стать стройнее и грациознее". "Научиться управлять своими желаниями". "Стать счастливым человеком". "Разбогатеть". "Приобрести здоровый крепкий сон". От этих слов веет силой и новыми перспективами. Когда человек ставит перед собой столь привлекательную цель, его мысли уже заняты подбором ресурсов и выяснением собственных возможностей.

Начиная движение, он уже идет непосредственно к ней, и ему действительно легко ориентироваться. Цель зовет, и путник может свободно определить, как близко ему еще осталось до нее идти, какие средства ему в этом помогут, а может быть – какие альтернативные цели он еще может достичь по пути.

А об отрицаниях стоит поговорить несколько подробнее.

Волшебные свойства отрицаний

Проведем эксперимент. Вот вам небольшое задание: "Представьте себе, как лает собака". Представили? Полагаю, что – да. Не сомневаюсь, что хоть собака на вашей картинке оказалась несколько иной, чем ее представлял я, она все же лаяла. Как и было попрошено.

Теперь изменим просьбу на противоположную: "Представьте, что собака не лает". Попробуйте… Дальше начинаются фокусы: кто-то представил, что собака теперь спокойно лежит у своей конуры, чья-то – зарычала, кому-то оказалось достаточным перечеркнуть предыдущую картинку…

А задание не смог выполнить никто. Простите мою категоричность и прочитайте объяснение. Сравните: когда я попросил вас представить лающую собаку, вы все создали соответствующие картинки. То есть правильно выполнили задание. Когда же нужно было вообразить собаку, которая не лает, вы стали подсовывать более или менее подходящие заменители, которые не противоречат прозвучавшей просьбе. Жующая собака – такая же "нелающая", как и спящая.

Чтобы хоть как-то отобразить отрицание вам пришлось восстанавливать первую картину, чтобы ее перечеркнуть, либо – описывать все остальные возможности. А это – хлопотно. Не говоря уже о появившихся многочисленных расхождениях в образах разных участников эксперимента.

Чукча вернулся из Москвы, делится впечатлениями:

– Однако, паровоз видел.

– А что это такое?

– Сани знаешь?

– Да.

– Совсем не похож!

Попытка определить хоть что-нибудь через отрицание заранее обречена на провал. Чисто теоретически, конечно, можно сказать, что паровоз, это не сани, не апельсин, не магнитофон, не дерево… Другое дело, что – замучаешься.

Впрочем, "нет худа без добра": реклама хорошо известного газированного напитка вся основана на том, каких выгод вы не получите, испробовав его. Разумеется, все эти заявления снабжены соответствующим видеорядом.

Мозг работает на утверждениях, а отрицания существуют только до тех пор, пока мы обращаем на них сознательное внимание. Природа не знает частицы "не". Ее придумал человек. Для тех, у кого дома есть четвероногий друг, предлагаю крикнуть ему как-нибудь "Не гулять!" и убедиться в истинности этого заявления.

Лучше всего отношение к частице "не" сформулировал мой племянник (в возрасте год и два месяца). Когда ему говоришь: "Дима, нельзя!" Он тут же эхом отвечает: "Льзя! Льзя!" Слова из двух слогов ему пока еще не даются.

Так что, если хотите облегчить человеку понимание, говорите по возможности утвердительно. Не так уж и не легко не потерять ни одну частицу "не" ни разу не перечитав немного непонятное утверждение, и я нисколько не сомневаюсь, что некоторая нестройность фразы не смогла ни у кого не вызвать ни капли затруднения.

Многочисленные частицы "не" способны буквально "пожирать" объем нашего внимания, отнимать его у самой сути предложения. А ведь мы с вами знаем, что этот объем весьма невелик: 7±2 единицы информации. И каждая "не" забирает как минимум одну из них. Переполняя свою просьбу отрицаниями, можно здорово затруднить ее понимание. И выполнение.

Просто по факту. Как действует механизм понимания? Услышав слово, человек должен подобрать ему соответствующий эквивалент в своей карте. То есть – понять его. Добавив к нему отрицание, он уже вынужден искать этому эквиваленту противоположный по значению.

Идет человек по скользкой тропинке. "Не поскользнись!" Стало быть, нужно осознать, что такое "поскальзываться" – вспомнить пару-тройку моментов с этим интересным действием. Потом, если хватит времени, хорошо бы найти что-нибудь противоположное этому опыту. И только после этого внять совету. Почему может не хватить времени? Потому что пока он думал над этой фразой он вынужден был отвлечься от дороги да еще и вспомнить, что такое потеря равновесия.

Странно, но несмотря на то, что люди давно и прекрасно знают это свойство мозга, приведенный выше абзац порою читается как настоящее откровение. Я просто настаиваю, что об этом знают все воспитатели и все, кого когда-либо воспитывали! Попробуйте скажите ребенку, что нельзя говорить такие слова, как "…", с ним еще рано обсуждать темы "…", и он сразу же спросит: "А что это такое?" Или: "Повтори, пожалуйста, я не расслышал".

И совсем банальная издевка: "Не думай о белой обезьяне!" Если вы о ней раньше и не собирались думать, то теперь – придется. Чтобы хотя бы понять смысл этой просьбы. Более изощренные "садисты" запрещают смотреть в верхний левый угол страницы… Зачем вы только что туда посмотрели? Чтобы понять, куда смотреть не надо. И дело здесь вовсе не в чувстве противоречия – это просто способ понимания.

Иду по рынку. В паре минут ходьбы друг от друга стоят два лотка. Их роднит то, что оба производят распродажу по сниженным ценам. Но у одного надпись: "Недорого", у другого – "Дешево".

Не знаю как вам, но мне больше льстит покупать недорогой товар. Так я экономлю деньги. И совсем не хочется размениваться на дешевый – как бы не продешевить! Субъективно, зато показывает важность оболочки – может быть и товар-то у них одинаковый, да только… Не тянет.

Подумайте, что вы на самом деле произносите, когда отвечаете на вопрос "Как дела?" – "Неплохо", "Не жалуюсь", "Ничего плохого". На чем вы акцентируете свое внимание? Можно ведь играть и в другие игры: "Отлично!", "Прекрасно!", "Хорошо". В крайнем случае – "Нормально". Хотите пожаловаться? Легко! "Не особо хорошо", "Не удачный день", "Не так, как хотелось бы". Ориентируйтесь на желаемое в любых ситуациях, и оно придет к вам гораздо быстрее.

Слова буквально управляют направлением внимания человека. Поэтому запреты вроде "по газонам не ходить" часто помечают хорошо протоптанные тропинки. Или место будущей дорожки…

Мужик, выйдя из бани в раздевалку обнаружил, что забыл дома полотенце. Он бы так и ходил мокрым, если бы на глаза ему не попалась надпись: "Занавесками не вытираться!"

По поводу таких табличек – слово "не" очень быстро стирается заботливой детской рукой. Или взрослой.

И еще раз. Если хотите, чтобы ваша просьба оказалась выполнена, сформулируйте ее утвердительно. Ребенку будет гораздо легче "сидеть смирно", чем "не ерзать". Приятелю будет проще "улыбнуться", чем "не хмуриться". Гораздо полезнее бывает "успокоиться", вместо "не беситься".

Это особенно актуально, когда ваши слова будут приниматься к сведению не прямо сейчас, а через некоторое время. И возможно – на автомате.

"Купи мне какую-нибудь жвачку, только не "Жуй-Плюнь". "Так… Надо взять пива, воды, орешков и жвачку. О какой там жвачке он упоминал? Кажется только не "Жуй-Плюнь". Ага! Еще раз: пива, воды, орешков, "Жуй-Плюнь".

Суматоха, сами понимаете…

Достижение цели зависит от вас

Отец просматривает дневник своего сына и укоризненно качает головой. Сын участливо спрашивает:

– Как ты думаешь, папа, тут виновата плохая наследственность или влияние окружающей среды?

Даже если теперь ребенок сформулирует свою цель позитивно: "Хочу, чтобы у меня была хорошая наследственность и позитивное влияние окружающей среды", останется еще множество интересных вопросов. Что он может сделать для ее приближения? Находится ли цель вообще под его контролем? Сможет ли он взять на себя ответственность за ее выполнение?

Пока что – сомнительно. Чтобы цель зависела от нас, мы должны приложить ее к себе. На себя мы еще повлиять сможем, а вот на "плохую наследственность" или "окружающую среду" – весьма проблематично. И бессмысленно. Попробуй втолкуй Миру, каким он должен быть на самом деле! А потом убеди его, что к твоему мнению стоит прислушаться.

Это же отличный способ нажить себе невроз! Рецепт тому, кому это надо: ставь цель вне своей компетенции, а потом волнуйся "на здоровье", что она никак не желает приближаться. "Хочу, чтобы был мир во всем мире!", "Чтобы все вокруг были счастливы!", "Чтобы всегда светило яркое солнышко!" и "Чтобы люди понимали друг друга!" Как некоторые умудряются ставить свое настроение в зависимость от мировых проблем?!! Как они могут отвечать за то, что не находится под их контролем? Хотя… иногда приходится:

Новые русские приезжают на курорт. В первый же день выходят на прекрасный берег океана:

– Красота! – восхищается один. – В Москве сейчас дождь, слякоть, грязь… А здесь – солнце светит, тепло, хорошо! И представляешь – все время, пока мы здесь будем, будет стоять такая же прекрасная погода!

– Ну, братан, тебя за язык никто не тянул – за базар ответишь! Чтобы погода была, как обещал!

Соответственно, когда формулируете желательный результат, убедитесь, что у вас есть возможности для его достижения. Проверьте: каждый этап должен зависеть только от вас и находиться под вашим контролем. Не надо становиться рабом обстоятельств. Лучше быть единовластным хозяином собственной цели.

Новый русский заслал своего управляющего на Черное море, чтобы тот обеспечил ему достойную встречу. Управляющий приехал на первый попавшийся курорт, осмотрелся и сразу же направился в дирекцию:

– Через месяц сюда приедет мой хозяин. Нужно создать соответствующие условия. Он любит выходить на веранду собственного номера…

– Но у нас нет номеров с верандами!

– Сделайте! Хозяин платит. Теперь, мне не нравится, что у вас скалистые берега. Нужен песчаный пляж.

– Но…

– Хозяин платит! Море у вас слишком грязное – надо бы почистить.

– Вы представляете, сколько это стоит?!

– Хозяин платит. Облака надо бы разогнать… Да, и еще: чайки у вас какие-то дикие – носятся, орут, гадят, где попало…

Приезжает хозяин. Выходит на веранду своего личного номера, смотрит на песчаный берег – любуется на восходящее на идеально чистом небе солнце, отражающееся в кристально чистой воде. По берегу чинно и тихо ходят парами чайки…

– Красота то какая! Ну разве за деньги такое купишь?

До чего же люди любят изменять окружающий мир! Они тратят на это такую тьму ресурсов, что просто обидно. Обидно, что все эти ресурсы тратятся впустую! Мир настолько всеобъемлющ, что титанические усилия отдельных личностей оказываются только легчайшей косметикой, легко смываемой рекой времени.

Попросил старик у Золотой Рыбки жену помоложе, а она ему и отвечает:

– Ох, старик, жену-то я тебе дам, да ты бы лучше для себя чего-нибудь попросил.

Изменять других – дело неблагодарное. В первую очередь потому, что другим такие изменения не нужны. Они могут быть нужны вам, но не им! Приложенные усилия – это ваша прихоть. И прихоть, как правило, бесполезная. Займитесь лучше собой! И тогда вы вдруг удивитесь, как разительно изменилось все вокруг…

– Я вот три жены сменил и теперь точно знаю, что им надо.

– И чего же?

– Мужика хорошего!

Он-то теперь знает. А вы?

"Я хочу, чтобы мой муж занялся психологией!" – Это нужно ему или вам? Что вы можете сделать с собой? "Хочу, чтобы близкие больше помогали мне". – Может быть лучше позаботиться о том, как научиться большей самостоятельности? "Меня бесит, когда люди задают идиотские вопросы!" – Вопрос скорее в том, насколько вы являетесь хозяином собственного настроения. "Этот президент – полный кретин!" – А какой вы правитель в государстве своей души?

Примените к себе! На любой из этих заказов можно задать и более мягкие вопросы: "Что лично вы можете для этого сделать?", "Как достижение этой цели зависит от вас?", "Сможете ли вы отвечать за ее выполнение?" Все эти вопросы возвращают нас к главному – цель должна относиться к нам и находиться под нашим личным контролем.

Тогда она станет реальней и достижимее.

Цель подтверждаема с помощью органов чувств

– Будете копать отсюда и до обеда!

Армейский не юмор

– Вы слышали? Режиссер потребовал пятьсот статистов!

– В костюмах той эпохи?

– Нет, в обычных – заполнить зал.

Когда вы придумываете для себя желаемый результат, задайтесь простым вопросом: "Как я пойму, что я его уже получил?" Не так уж и много людей серьезно относятся к этому вопросу. Между тем, если критерий успешности пьесы в заполненности зрительного зала, то его можно заполнять самыми разными способами.

Можно впасть и в другую крайность. Когда мы совершенно не представляем, как выглядит наша цель, то получая желаемое, мы даже не замечаем этого и проносимся мимо нее. Мы бываем настолько заняты самим процессом поиска клада, что пропускаем несметные сокровища, о которых так долго мечтали.

Есть много прекрасных и при этом зачастую вечных целей. "Изучение иностранных языков". – Сколько языков вы хотите знать? Как вы поймете, что уже владеете изучаемым языком? "Самосовершенствование!" – В чем, как и до каких пределов? "Богатство!" – На каком уровне доходов вы собираетесь остановиться? "Счастье!" – А в чем вы привыкли его измерять?

– Нет предела совершенству! – сказал солдатик, сотый раз перекрашивая забор воинской части.

Какой сигнал дадут вам ваши органы чувств, чтобы ознаменовать вашу победу? Когда мне уже можно начинать радоваться своему успеху? Именно так, иначе можно всю жизнь ощущать свою бедность, откладывая "на черный день" очередной миллиард долларов. Немного точнее: "Что я увижу, услышу или почувствую, когда достигну своей цели?"

Муж возвращается из командировки и сразу же начинает допрашивать сына:

– Приходили ли к маме какие-нибудь дяди?

– Приходил какой-то дяденька, они с мамой закрылись в спальне и включили музыку. А больше я ничего не видел – они повесили на замочную скважину трусы.

– Опять эта проклятая неопределенность!

Пусть люди мучаются, зарабатывая третье высшее образование, не зная куда приткнуть первые два… Пусть кто-то старательно учится острить, когда уже давно стал всеобщим посмешищем… А мы поставим "галочку" на этом пункте спецификации цели и перейдем к следующему.

Цель находится в нужном контексте

Контекст – ситуация, условия, обстановка, структура, в которой происходит событие. Данная обстановка во многих случаях будет определять истолкование конкретного опыта или события.

Словарь НЛП

В США подготовили разведчиков и забросили их к нам. Один из них вышел из лесу в деревню и попросил старушку дать напиться. Старушка:

– Пей, сынок. А правда ли, что у вас в Америке коровы перестали доиться?

– С чего это ты, бабушка, взяла, что я из Америки? Я здешний хлопец.

– Может, ты и хлопец, да только негров у нас отродясь не бывало.

На решение некоторых задач можно потратить море усилий. В пустую. Если мы не учли контекст, в котором будет действовать наш результат, мы не учли практически ничего. Потому что уместность чего угодно определяется именно местом его приложения. Окружением, временем – обстановкой.

То, что в одних обстоятельствах было бы для вас желанным, может погубить всю вашу карьеру в других. То, что уместно в одно время, не всегда пригодно в другое.

Конец войны. Штирлиц идет по бункеру Гитлера. Наткнувшись на фюрера, он вытягивается в струнку:

– Хайль Гитлер!

Гитлер устало машет рукой:

– Хоть бы ты, Максимыч, не подкалывал!

Невинное желание всегда сохранять радостное расположение духа в дни траура может вызвать всеобщее негодование. Как минимум – непонимание. Поэтому, даже тогда, когда ваше желание кажется вам уместным всегда и во всем, спросите у себя: "Где, когда и с кем я этого хочу?" В любом случае, это поможет ей приобрести более конкретные очертания. Учтите возможные обстоятельства, уточните время и место – уделите этому толику своего внимания и вы еще не раз этому порадуетесь.

После семейной консультации:

– Ну как? Вас устраивают результаты нашей работы?

– О да! Буквально несколько дней назад мы с мужем ужинали при свечах. Звучала тихая нежная музыка, наши глаза встретились, и вдруг словно какая-то искорка проскочила между нами. Мы бросились друг другу в объятия и предались любовным наслаждениям прямо на столе! Только…

– Что, "только"?

– Только нас теперь больше не пускают в этот ресторан.

Работа с парой была проведена замечательно. Единственное, что осталось без внимания консультанта – контекст. Он-то и сыграл значительную роль. Вообще, контекст – штука очень занимательная! В некоторых случаях он буквально развязывает руки:

– Кто такой массажист?

– Это человек, который получает с женщин деньги за то, за что остальные мужчины обычно получают по морде.

И еще раз:

Здоровый сон ночью в постели полезнее, чем днем на работе. Громкий голос пригодится на трибуне, но не в читальном зале. Сотовый телефон в бане – не есть главное мужское достоинство. Нежные объятья на борцовском ковре помогут хуже, чем стальной захват. Прекрасные розы больше понравятся вашему начальнику, если это женщина… А микроволновая печь особенно хороша, когда в доме есть электричество.

Придумывая себе цель, учтите ее контекст. Определите, где и когда и при каких обстоятельствах она вам нужна, а при каких – нет. Конкретизируйте свой ответ настолько, на сколько это вообще возможно. А результат от этого станет все более отчетливым и ясным.

Цель сохраняет все преимущества настоящего положения

Экология – забота о целостности взаимосвязей между существом и окружающей средой. Употребляется также в отношении внутренней экологии: уравновешенность взаимосвязей между личностью и ее мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями. Динамическое равновесие элементов в системе.

Словарь НЛП

Иначе говоря, ничего ли вы не потеряете, достигнув своей цели? Мне удалось устроиться на высокооплачиваемую работу. А как теперь со временем? Какие теперь отношения с родными, близкими, друзьями? Сколько теперь стоит минута моего отдыха? Что там насчет перспектив дальнейшего роста?

Парочка у стен ЗАГСа:

– Милый, я должна тебе признаться: я не умею готовить.

– Не беспокойся, дорогая, тебе не придется готовить, так как я не умею зарабатывать.

Ничего ли вы не лишитесь в процессе ее достижения? Поставили перед собой цель стать лучшим из лучших в выбранной стезе. А через несколько лет упорного труда вдруг обнаруживается, что у вас полно почитателей, но совсем нет ни друзей, ни семьи. Кто-то показался вам слишком примитивным, на кого-то не хватило времени, кому-то – душевной теплоты…

Снесла курица яйцо весом пять килограммов, что не могло не вызвать сенсацию в округе. Приехал журналист, берет интервью у курицы:

– Как это у вас получилось?

– Это мой маленький женский секрет.

– Ваши планы на будущее?

– Снести яйцо в семь килограммов.

Спрашивает петуха:

– Как это у вас получилось?

– Секрет!

– Ваши планы на будущее?

– Набить морду страусу!

Удастся ли вам сохранить все преимущества настоящего положения? Если нет, то согласны ли вы на подобный обмен? На самом деле это не такой уж и формальный вопрос. После него многие начинают слегка умерять свой пыл. По крайней мере – корректировать желаемый результат.

В поликлинике:

– На что жалуетесь?

– Плохо слышу.

– Курите?

– Курю.

– Выпиваете?

– Выпиваю, бывает.

– Женщины?

– Ну…

– Придется Вам от всего этого отказаться.

– Это чтобы лучше слышать? Ни за что!

Если подумать, преимуществ пока еще множество. Действительно ли вы хотите стать, скажем, сильнее? Маленькому и слабенькому многое позволительно. Стал взрослее – оказался загружен работой и ответственностью. Бессилие – это прекрасный способ оправдать свое безделье.

– В школу больше не пойду, – заявляет первоклассник.

– Это еще почему?

– Писать я не умею, читать не умею, а разговаривать мне не разрешают.

Требование "не навреди" – это один из основополагающих принципов НЛП – критерий экологичности заявленного результата. Когда мы соблюдаем экологию, мы отдаем дань сложности и многогранности нашего мира. Мы учитываем взаимосвязанность всех процессов, проходящих в нашей жизни. Совершая экологичные изменения мы проявляем уважение к уже установившемуся равновесию в этой сложнейшей системе. И она отвечает нам взаимностью, поддерживая и подкрепляя наши достижения.

– Слушай, как твоей жене удалось так быстро похудеть?

– У нее все калории посчитаны. 40 таблеток "Тик-так" – на завтрак, 70 – на обед и 30 – на ужин. Зато вес почти постоянный, дыхание свежее. Правда, слабое…

Экология – это взвешенный учет мнений каждой из заинтересованных сторон. Интересы, порою, настолько тесно переплетены, что требуется воистину дипломатическое искусство, чтобы все остались довольны реформами. Попробуйте сместить время движения одного из электропоездов. Сколько придется потом согласовывать по всей стране? Сколько разных людей это затронет? Какие силы будут брошены на "латание дыр" в расписаниях? Зато когда все мнения учтены – действуйте на здоровье!

Экология – это о том, как строя одно, не разрушить другое. Как, наслаждаясь "раем в шалаше", потихоньку строить прочный дом. Мы ищем те пути, что позволяют избавляться от "вредных привычек", оставляя их действительно полезные свойства.

– Если вы перестанете пить, я назначу вас начальником отдела.

– Не утруждайтесь. Когда я выпью, я воображаю себя самим генеральным директором.

Вы никогда не задумывались почему "вредные" привычки оказываются настолько стойкими? Именно потому, что люди научились совершенно уникальным образом их использовать. Поведение, уже изначально имевшее позитивное намерение "обросло" дополнительными преимуществами. А НЛПеры подобрали им соответствующее название – вторичные выгоды.

Самое забавное, что как только все вторичные выгоды учтены, начинают происходить самые настоящие чудеса:

Ребенок приходит домой с большой шишкой на лбу.

– Что с тобой случилось?

– Упал.

– Сильно плакал?

– Нет, там никого не было.

В самом деле, для чего плакать, когда все равно некому пожалеть?

Давайте попрактикуемся в выявлении вторичных выгод, чтобы оценить значительность их вклада в дело сохранения привычек. Самый проработанный в этом плане вопрос – курение. В совершенно произвольном порядке перечисления можно сказать, что сигарета часто: помогает успокоиться и взбодриться, расслабиться и собраться. Сделать вовремя перерыв во время работы, притупить к ней, притупить или нагулять аппетит, завязать или завершить разговор. В том числе – с начальником в курилке.

С помощью сигареты можно продемонстрировать утонченность манер или же наоборот – крутость. Дети от школьного до пенсионного возраста часто используют ее, чтобы подчеркнуть свою взрослость и важность. С ней легче завести новые интересные знакомства, адаптироваться в новом коллективе. Согреться зимой и отпугнуть комаров летом. Занять время и занять руки. Потянуть время…

Список вторичных выгод можно было бы продолжить, но дело в том, что я – не курю. Поскольку пользуюсь другими средствами для тех же целей.

А теперь представьте, как себя чувствуют те, кто пытается бросить это милое занятие традиционными способами. Мало то, что они (не всегда добровольно) лишили себя традиционного удовольствия, так они еще и оказываются в положении неумелых детей.

Закинул старик в море невод…

И сидит, как дурак, без невода!

Как теперь проснуться и взбодриться? Как успокоить нервы? Как объяснить начальнику незапланированный перерыв в работе? Где теперь общаться с сослуживцами? Как начать разговор с понравившейся персоной? Как притупить голод? Как показать окружающим, что вам надо побыть в одиночестве? Отдельный вопрос: куда девать отработанные годами привычки?

Как ни крути, а за изменение стиля жизни всегда приходится платить.

Врач говорит пациенту:

– Лечение обойдется Вам в пятьсот франков.

– Это грабеж! Лучше я умру!

– Не советую. Вы знаете, сколько сейчас стоят похороны?

На все вопросы приходится искать ответы. И лучше это сделать еще в процессе формирования цели. Лучше спросить, где кольцо у парашюта до прыжка в неизвестность, чем нервно шарить руками, глазея на стремительно приближающуюся землю. На этом и специализируется пятый пункт спецификации цели – требование экологичности результата.

Обслуживающий персонал

Все условия хорошо сформулированного результата уже выполнены. Цель поставлена утвердительно и к ней теперь можно стремиться. Ее достижение зависит от нас, и мы наметили, что для этого потребуется сделать. Мы точно знаем как ее распознать вблизи, чтобы своевременно перейти к новой задаче. Цель располагается в выбранных нами контекстах, мы определили где, когда и при каких обстоятельствах она будет уместна. Наш результат сформулирован максимально экологично. Так, что от его достижения нам будет только лучше.

Цель поставлена. И поставлена хорошо. Осталось только выполнить "вспомогательные работы" по сбору дополнительного материала для облегчения себе пути. Он касается повышения мотивации к началу или продолжению движения, планирования его этапов, изучения возможных препятствий и подбора средств к их преодолению. Последний пункт непосредственно связан с первыми шагами на выбранном пути.

Цель имеет подходящие размеры

Насколько масштабно вы привыкли мыслить? Насколько глобальны ваши замыслы? Детально ли вы прорабатываете промежуточные этапы? Размеры вашей цели имеют прямое отношение к ее достижимости. Во всяком случае – к срокам выполнения задачи.

Подходящий размер задачи подбирается достаточно кропотливо. Вряд ли кто-нибудь станет проводить спецификацию цели, чтобы вынести мусорное ведро.

Новый русский входит в магазин и спрашивает красной материи, очень четко выраженного красного цвета, чтобы была не слишком толстая, не слишком тонкая. Одну за другой продавщица приносит ткани, перечисляет цены, расхваливает качество. Все прилавки завалены грудами тканей. Прошел час. Наконец, новый русский нашел то, что искал.

– Сколько метров? – спрашивает продавщица.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться