Современная психология утверждает, что для сохранения брака не помешают несколько мимолетных романов на стороне. Если таковых нет, то семейная жизнь может бесконечно наскучить. В отношениях теряется свежесть: один и тот же мужчина, одна и та же женщина, один и тот же разговор, один и тот же секс. Рано или поздно все превращается в рутину. Исчезает восторг, все повторяется, приходит монотонность.
Поговори с ним и дай ему четко понять, что, если он будет заводить романы, ты тоже будешь свободной. И будь ею!
Чтобы быть свободным, нужно быть немного смелее, нужно иметь храбрость, но ты получишь удовольствие от этого. Это не только не повредит твоим семейным отношениям, а лишь укрепит их. Ты перестанешь пилить его. Если ты сама начнешь встречаться с другими людьми, ты перестанешь грызть его. Вот почему женщины ни с кем не встречаются — тогда их сварливость потеряет смысл. А им нравится пилить мужей, это дает им власть.
Если же они будут ходить на свидания, то перестанут заставлять мужчину испытывать чувство вины. Заставляя мужчину испытывать чувство вины, они получают огромную власть. Но это неправильно. Никогда не заставляй кого-нибудь чувствовать свою вину. Если ты любишь человека, зачем же заставлять его чувствовать вину? Если ему так нравится, то пусть так и будет! У тебя ведь тоже есть несколько романов. Это даст вам свободу друг от друга. Если любовь свободна, если она рождается из свободы, то она приобретает совершенно другое качество. В ней появляется истинная красота.
Тогда не будет ни ссор, ни конфликта, ни ревности, ничего подобного не будет. Отношения будут спокойными, уравновешенными, гармоничными. Если у тебя есть любовь на стороне и у него есть любовь на стороне, то вы оба наслаждаетесь вечным медовым месяцем; быть с кем-то всегда прекрасно. Тогда отношения никогда не становятся старыми и прогнившими.
Немного смелости… и так и будет!
(Don't Look before You Leap)
Я была бы Тебе признательна, если бы Ты рассказал немного о старости.
Раньше или позже старость приходит к каждому. Нам нужно понять прелесть старости, нам нужно понять свободу старости. Нам нужно понять мудрость старости, ее свободу от всей той глупости, свойственной молодым.
Старость дает ощущение высоты. Если эту высоту соединить с медитацией… ты удивишься: почему ты впустую потратила свою молодость? Почему твои родители испортили тебе детство? Почему медитация не стала твоим самым первым подарком в жизни? Однако начать медитировать никогда не поздно. Если тебе удастся познать смысл твоей жизни даже за несколько мгновений до смерти, то твоя жизнь не прошла даром.
На Востоке всегда очень уважали старость. В прошлом бесстыдным фактом считали следующее: твои дети женятся, твои дети рожают своих детей, а тебя все еще привлекают женщины, ты все еще проявляешь сексуальную активность. Тебе следует быть выше этого — пришло время уступить поле другим глупцам для игры в футбол. Ты можешь, максимум, быть судьей, но не игроком…
Ты так ничего и не поймешь в жизни, если не будешь с благодарностью принимать все, что тебе дает жизнь. Детство было прекрасным, у юности были свои цветы, а у старости есть свои собственные вершины сознания. Проблема в том, что детство приходит само по себе, а в старости нужно проявлять творческую активность.
Ты сам создаешь свою старость. Она может быть мукой, она может стать праздником. Она может просто быть отчаянием, а может стать танцем. Все зависит от того, как искренне ты принимаешь жизнь и все то, что она несет. Однажды она принесет и смерть — прими ее с благодарностью.
(The Great Pilgrimage: From Here to Here)
Почему я так боюсь старости?
Тот, кто жил настоящей жизнью, никогда не будет бояться смерти. Если ты жил в полном смысле этого слова, то ты будешь приветствовать смерть. Она придет как отдых, как великий сон. Если в своей жизни ты достиг пика, дошел до высшей вершины, то смерть станет прекрасным отдыхом, благословением. Но если ты не жил полной жизнью, то, без сомнений, смерть вызывает страх. Если ты не жил, то, несомненно, смерть заберет время из твоих рук, все будущие возможности жить. В прошлом ты не жил, и будущего не будет: возникает страх. Страх появляется не из-за смерти, а из-за непрожитой жизни. Поскольку существует страх смерти, старость тоже порождает страх, ибо она — первая ступенька к смерти. Если бы не это обстоятельство, старость была бы прекрасной. Это зрелость твоей жизни, твой опыт, твой рост. Если жить от мгновения к мгновению, смело идти навстречу всем жизненным испытаниям, использовать все возможности, которые предоставляет тебе жизнь, то старость станет зрелостью. В противном случае старость будет болезнью.
К сожалению, многие люди просто стареют; они стареют, так и не достигнув зрелости, свойственной их возрасту. Тело постарело, а внутренняя жизнь богаче не стала. Нет внутреннего света, а смерть приближается с каждым днем. Конечно, ты будешь дрожать, тебе будет страшно, ты будешь очень страдать.
Те, кто брал от жизни все, тепло воспринимают старость, ибо старость лишь говорит, что они приближаются к расцвету, полному становлению. Сейчас они смогут поделиться всем тем, чего они достигли в жизни.
Старость невероятно прекрасна; так и должно быть, ибо вся жизнь устремлена к ней; старость должна быть пиком. Пик не может быть в начале жизненного пути. Пик не может быть посредине жизни. Если ты думаешь, что твой пик был в детстве, как думают многие, тогда, конечно, вся твоя жизнь будет наполнена страданиями, ибо ты уже достиг пика и вся последующая жизнь будет спуском, снижением. Если ты думаешь, что пиком является молодость, как думают многие, то, конечно, после тридцати пяти ты станешь печальным, угнетенным, ведь каждый день ты будешь что-то терять и терять, но не будешь ничего получать. Энергия будет ослабевать, ты станешь слабым, тебя начнут терзать болезни, и смерть начнет стучать к тебе в дверь. Исчезнет твой дом, появится больница. Разве можно быть счастливым в таком состоянии? Нет. На Востоке мы никогда не думали, что детство или юность могут быть пиком развития. Пик ждет самого конца.
Если жизнь течет правильно, то постепенно ты поднимаешься все выше и выше. Смерть — это наивысший пик жизни, ее кульминация.
Почему жизнь проходит мимо? Почему человек стареет, но не взрослеет? Где-то что-то нарушилось; где-то ты вступил на неправильный путь; где-то ты дал согласие вступить на ложный путь. Это соглашение нужно разорвать, этот контракт нужно сжечь. Вот что я называю санньясой : понимание того, что «до сегодняшнего момента я жил неправильно, моя жизнь была компромиссом, я не жил по-настоящему».
Когда ты был ребенком, ты заключил компромисс. Ты продал свою жизнь. Бесплатно. Взамен ты не получил ничего, так, всякую чепуху. Ты потерял свою душу ради какой-то мелочи. Ты согласился быть кем-нибудь другим, а не самим собой — вот где ты сошел с пути истинного. Твоя мать хотела, чтобы ты был кем-то, отец хотел, чтобы ты был кем-то, общество хотело, чтобы ты был кем-то, и ты уступил. Постепенно ты согласился не быть самим собой. С тех пор ты притворяешься, что ты кто-то другой.
Ты не можешь стать зрелым, потому этот другой в тебе не может стать зрелым. Это фальшь. Если я буду носить маску, то маска не может взрослеть, она мертва. Мое лицо может взрослеть, а моя маска — нет. Стареет лишь твоя маска, а за этой маской прячешься ты, но повзрослеть не можешь. Взрослеть может лишь тот, кто принимает себя, кто хочет быть самим собой и никем другим.
Куст розы решил стать слоном; слон решил стать розовым кустом. Орел обеспокоен, он скоро обратится за консультацией к психиатру, потому что он хочет стать собакой; собака госпитализирована, ибо она хочет летать, как орел. Вот что произошло и с человечеством. Самое большое несчастье — согласиться быть кем-то другим: в этом случае ты никогда не повзрослеешь.
Ты никогда не повзрослеешь, если будешь кем-нибудь другим. Повзрослеть можно, только оставаясь самим собой. Нужно отбросить все «можно и нельзя», нужно меньше прислушиваться к тому, что говорят люди. Что представляет собой их мнение? Кто они такие? Ты здесь для того, чтобы быть самим собой; ты здесь не для того, чтобы соответствовать чьим-либо ожиданиям, но все как раз это и пытаются сделать. Отца уже может и не быть в живых, а ты все еще стараешься сдержать обещание, данное ему. А он старался выполнить обещание, данное своему отцу, и так далее, и тому подобное. Глупость уходит корнями в самое начало. Попробуй понять ситуацию и наберись смелости. Возьми жизнь в свои руки. Неожиданно ты почувствуешь приток энергии. В тот момент, когда ты примешь решение: «Я буду оставаться самим собой и никем другим. Я останусь самим собой, невзирая ни на что», ты почувствуешь большие перемены. Ты почувствуешь энергию. Энергия будет распирать тебя, пульсировать в тебе.
Если же этого не произойдет, ты будешь бояться старости. Как можно избежать мысли о том, что ты зря тратишь время, что жизнь проходит мимо, приближается старость, а ты еще не пожил, как следует? Как можно избежать мысли о том, что к тебе подкрадывается смерть, с каждым днем становясь все ближе и ближе, а ты еще не пожил, как хотел бы? Ты просто обречен на страдания. Если ты спрашиваешь меня, что тебе делать, я посоветовал бы тебе принимать все, что дает тебе жизнь.
(The Alpha & Omega)
13. Медитация
Что такое медитация?
Что такое медитация? Является ли медитация техникой, которую можно практиковать? Требует ли выполнение медитации каких-нибудь усилий? Является ли медитация тем, чего можно достичь умом? Нет, не является.
Все, чего можно достичь умом, не является медитацией; медитация выходит за пределы ума, здесь ум абсолютно бессилен. Умом нельзя практиковать медитацию; там, где начинается медитация, заканчивается ум.
Это нужно помнить, ибо в нашей жизни все, что мы делаем, мы делаем с помощью ума; все, чего мы достигаем, мы достигаем с помощью ума. И когда мы обращаемся к своему внутреннему миру, мы начинаем думать о техниках, способах, методиках, ибо весь жизненный опыт показывает, что всего можно достичь с помощью ума. Правильно, всего можно достичь с помощью ума, кроме медитации; все делается с помощью ума, за исключением медитации. Ведь медитация — это не достижение человека; она существовала всегда, это твоя природа. Медитации нельзя достичь; ее нужно признать, ее нужно только вспомнить. Она ждет тебя; одно движение, и медитация тут как тут. Она всегда, всегда была внутри тебя.
Медитация — это твоя неотъемлемая часть, это ты сам, это твоя жизнь; она не имеет никакого отношения к твоим делам. Ее нельзя заполучить, ее нельзя иметь, ее нельзя достать. Это не вещь. Это ты. Это твоя жизнь.
Как только ты поймешь, что есть медитация, тебе все станет ясно, в противном случае ты будешь брести во мраке.
Медитация — это состояние ясности, а не состояние ума. Ум вносит сумятицу. Он не бывает ясным. Он просто не может быть ясным. Мысли сгущают вокруг тебя тучи, но эти тучи едва заметны. Они создают туман, и ясность теряется. Когда же мысли исчезают, когда тучи вокруг рассеиваются, когда ты остаешься наедине с самим собой, появляется ясность. Тогда ты можешь видеть очень далеко, ты можешь увидеть сам конец бытия, тогда твой внимательный взгляд становится проникающим: ты видишь самую суть жизни.
Медитация — это ясность, абсолютная ясность видения. О ней нельзя думать. Нужно отказаться от мыслей. Когда я говорю: «Тебе нужно отказаться от мыслей», не делай поспешных выводов, ибо мне приходится прибегнуть к использованию языка. Итак, я говорю: «Перестань думать», но если ты начнешь отказываться думать, то опять допустишь ошибку, ибо ты опять все отнесешь к действию.
«Перестать думать» просто означает, что ничего не нужно делать. Присядь. Пусть мысли упорядочатся. Пусть ум отключится сам. Просто сядь и рассматривай стену перед собой, в тихом углу, ничего не делая. Расслабься. Никаких усилий. Освободись от мыслей. Как будто ты засыпаешь с открытыми глазами: ты не спишь, ты расслаблена, но все тело проваливается в сон. Внутри ты остаешься бдительным, но все тело сильно расслабляется.
Мысли упорядочатся сами по себе; ты не должна прыгать среди них, не должна наводить среди них порядок. Представь, что ручей замутился… что делать? Будешь ли ты прыгать в него, чтобы он стал чистым? Этим ты только добавишь грязи. Нет, ты просто сядешь на берегу. Ты подождешь. Здесь ничего не поделаешь. Что бы ты ни делала, ручей станет еще более грязным. Если кто-то идет через ручей, поднимая к поверхности мертвые листья и грязь, то тебе нужно просто набраться терпения. Просто сядь на берегу. Наблюдай безучастно. По мере того как ручей будет продолжать течь, он унесет прочь листья, а грязь осядет на дно, ибо она не может вечно быть на поверхности.
Через некоторое время ты вдруг осознаешь, что ручей вновь стал кристально чистым.
Когда в твоем уме появляется желание, ручей становится мутным. Просто сядь. Не пытайся ничего предпринимать. В Японии подобное «просто сидение» называется дзадзэн : просто сиди и ничего не делай. И однажды к тебе придет медитация. Это не ты достигнешь ее, она придет к тебе сама. А когда она придет, ты немедленно узнаешь об этом. Она всегда была здесь, просто ты смотрел не в ту сторону. Драгоценность была у тебя внутри, но ты был поглощен чем-то другим: мыслями, желаниями, тысячами разных дел. Тебя не интересовало только одно: твоя собственная жизнь.
Когда появляется энергия, когда твоя энергия возвращается к источнику, внезапно появляется ясность. Тогда ты в состоянии увидеть облака за тысячу километров, ты можешь услышать древнюю музыку в соснах. Тогда тебе все доступно.
(The Ancient Music in the Pines)
Медитация — это путешествие, путешествие в неизвестное, это величайшее путешествие, на которое только способен ум человека… Медитация означает просто присутствовать в настоящем моменте, ничего не делать: нет ни действий, ни мыслей, ни эмоций. Ты просто есть. Это чистый восторг. Откуда берется этот восторг, если ты ничего не делаешь? Ниоткуда — или отовсюду. Медитация появляется беспричинно, так как жизнь состоит из материи, которая называется радость.
(I am the Gate)
Медитация лишь помогает тебе осознать свои возможности: кем ты можешь стать, чего ты можешь достичь, чего ты не достиг, что ты упустил. Психологи утверждают, что человек использует только пять процентов своего потенциала. Какое расточительство! Только пять процентов из ста. Девяносто пять процентов потенциальных возможностей не используются, пропадают зря, а люди еще хотят жить долга. Зачем?
Можно прожить короткую, но очень яркую, интенсивную жизнь, если использовать все сто процентов своего потенциала. Это намного лучше, чем жить десять тысяч лет, используя лишь пять процентов своих возможностей. Достаточно и семидесяти лет жизни с максимальным использованием всего заложенною потенциала — это будет вспышка радости!
(Hallelujah!)
Когда ты совершенно ничего не делаешь, ни физически, ни умственно, совершенно ничего не делаешь, когда вся активность приостанавливается, и ты просто существуешь, ты просто есть, — наступает медитация. Ты не можешь делать ее, не можешь практиковать ее; медитацию можно только понять.
Когда у тебя будет немного времени для того, чтобы просто быть, отставь все дела. Размышления — это тоже работа, концентрация — это тоже работа, созерцание — это тоже работа. Представь, что ты ничего не делаешь хотя бы одно мгновение, погрузившись в самый центр своего естества, полностью расслабившись, именно тогда и приходит медитация. Как только ты познал ее, то можешь оставаться в таком состоянии столько, сколько захочешь. В конце концов ты можешь оставаться в таком состоянии двадцать четыре часа в сутки.
Когда ты осознаешь, что есть состояние абсолютного покоя, ты постепенно начнешь действовать так, чтобы как можно меньше тревожить свою сущность. Это следующая часть медитации. Прежде всего нужно научиться просто быть, а затем научиться небольшим действиям: мытью полов, принятию душа, оставаясь при этом в центре своей сущности. Тогда ты будешь готов выполнять и более сложные действия.
Например, я общаюсь с тобой, но моя медитация остается непотревоженной. Я могу продолжать говорить, но в самом моем центре нет даже поверхностной ряби. Моя сущность спокойна, абсолютно спокойна.
Итак, медитация не противостоит действию. Тебе не нужно прятаться от жизни. Она просто учит тебя новому образу жизни: ты становишься центром циклона.
Твоя жизнь продолжается, но она становится действительно более интенсивной, более радостной, в ней появляется больше ясности, острого видения, больше созидания. Но ты все же остаешься в стороне, ты — просто наблюдатель на горе, который видит все, что происходит вокруг него. Ты ничего не делаешь, ты только наблюдаешь.
В этом заключается весь секрет медитации: ты становишься наблюдателем. Работа идет своим ходом, здесь нет проблем: ты рубишь дрова, достаешь воду из колодца. Ты можешь делать и незначительные, и важные дела. Ты не должна делать лишь одного: тревожить свой центр бытия.
Эта осознанность, эта наблюдательность должна оставаться абсолютно ясной, непотревоженной. Суть медитации очень проста.
(From Misery to Enlightenment)
He мог бы Ты рассказать об основных ступенях, ведущих к высшему состоянию медитативной осознанности?
Первый шаг в осознанность — это умение ощущать свое тело. Постепенно, шаг за шагом человек начинает осознавать каждый свой жест, каждое движение. По мере того как ты становишься осознающей, происходит чудо: многое из того, что ты делала в прошлом, просто исчезает. Твое тело становится более расслабленным, твое тело становится более здоровым. Даже в теле начинает преобладать глубокое спокойствие, в твоем теле начинает пульсировать нежная музыка.
Затем начни осознавать свои мысли, ибо то же самое нужно проделать и с мыслями. Мысли — это более тонкая материя, чем тело, и, конечно, они более опасны.
Когда же ты станешь осознавать свои мысли, ты удивишься тому, что происходит у тебя внутри. Если ты станешь записывать все, что происходит в данный момент, то тебя ожидает большой сюрприз. Ты просто не поверишь, что это происходит у тебя внутри. Продолжай записывать хотя бы десять минут. Закрой двери, закрой двери и окна на замок, чтобы никто не смог войти и чтобы ты могла быть предельно честной. Рядом должен быть огонь, чтобы ты смогла бросить туда свои откровения! Никто, кроме тебя, не должен знать об этом. И будь предельно честной, пиши все, что приходит тебе на ум.
Через десять минут прочти написанное: ты увидишь, что внутри тебя бешеный ум! Но поскольку мы не осознаем этого, все это сумасшествие мчится, как подводное течение. Оно оказывает влияние на все, что ты делаешь, оно влияет также на все, чего ты не делаешь, оно влияет на все. А сложенное вместе, все это сумасшествие и будет твоей жизнью! Итак, этого сумасшедшего нужно изменить. Чудо осознанности заключается в том, что тебе ничего не нужно делать, просто нужно стать осознанным.
Ситуацию меняет само наблюдение. Постепенно сумасшедший исчезает; понемногу в мыслях начинает появляться порядок, исчезает хаос, мысли начинают напоминать Космос. И тогда наступает глубокая умиротворенность. А когда твои тело и ум находятся в состоянии спокойствия, ты увидишь, что между ними царит гармония, между ними есть мостик. Они уже не разбегаются в разные стороны, они не мчатся на разных лошадях. Впервые они достигли согласия, и это согласие чрезвычайно помогает в развитии следующей ступени — осознании своих чувств, эмоций и настроения.
Этот слой самый тонкий и самый трудный, но если тебе удалось осознавать свои мысли, то остался еще лишь один шаг. Для того чтобы осознавать свое настроение, свои эмоции, свои чувства, нужно более глубокое осознание.
Когда ты осознаешь все эти три ступени, они объединяются в один феномен. А когда все три ступени становятся одним целым, когда они слаженно функционируют вместе, когда их работа согласована и ты можешь слышать эту музыку, они становятся оркестром. Тогда наступает четвертая стадия, которая не зависит от твоих усилий — она приходит сама. Это подарок единения . Это награда тем, кто прошел все эти три ступени.
И четвертая ступень — это высшее сознание, которое дает пробуждение. Человек начинает осознавать свою осознанность — это и есть четвертая ступень. Она порождает будду, пробужденного. И только в этой пробужденности человек может познать блаженство. Тело знает удовольствие, ум знает счастье, сердце знает радость, а четвертая ступень знает блаженство. Блаженство — это цель санньясы , цель искателя; а пробужденность — это путь к ней.
(The Old Pond… Plop!)
Нужна ли женщинам специальная медитация?
Нет. Медитация имеет отношение к твоему сознанию, а сознание не имеет отношения к полу, это не мужчина, и не женщина. Это одно из тех основных положений, которые нужно знать всем.
Все религии не давали женщине возможности к духовному росту, так как считалось, что у женщины другое тело, другая физиология и она не сможет достичь высшего расцвета сознания. Но странно, что на протяжении веков никто никогда не задался вопросом: а кто, собственно, достигает высшего расцвета — тело, ум или сознание?
У женщины другое тело. Если бы медитировало тело, тогда, естественно, была бы необходимость в различных медитациях для мужчин и женщин. Но поскольку тело не вовлечено в медитацию, то не возникает и вопрос о различиях. Например, в йоге тело играет весьма важную роль, и все позы в йоге, в основном, основываются на физиологии. Есть немало асан, выполнение которых неприемлемо для женщин. Есть также много асан, которые больше подходят женскому телу, чем мужскому. В йоге можно делать различия: йога для женщин и йога для мужчин.
Ум женщины также отличается от мужского. Мужчина мыслит логически, лингвистически. Женщина же больше поддается эмоциям, чувствам, то есть невербальным способам самовыражения. Вот почему она никогда не стремится спорить. Она предпочитает визжать и ссориться, рыдать и плакать. Такой женщина была всегда, на протяжении столетий, и она всегда выигрывала, ибо мужчина просто теряется в такой ситуации. Мужчина может быть прав с точки зрения логики, но женщина никогда не рассуждает логически.
Итак, если бы медитация имела отношение к уму, то и в этом случае была бы необходимость в медитации женской и медитации мужской. Однако медитация связана с самым центром твоего существования, который невозможно разделить на мужской и женский.
Сознание — это просто сознание. Зеркало — это зеркало. Оно не мужское, оно не женское. Оно просто отражает.
Сознание — это настоящее зеркало, которое только отражает. А медитация позволяет твоему зеркалу отражать, просто отражать ум в действии, тело в действии. Не имеет значения, женское это тело или мужское; не важно, чем оперирует ум — логикой или эмоциями. В любом случае, сознание просто должно быть начеку. Эта бдительность, эта осознанность и есть медитация.
Итак, в медитации нет никакой разницы между мужчиной и женщиной.
(Light on the Path)
He мог бы Ты рассказать о медитации как о процессе «очищения»?
Медитация — это процесс избавления от всего прошлого, процесс избавления от всех болезней, процесс избавления от всего гноя, который накопился в тебе.
Это больно, но это очищает, другого пути для очищения не существует.
(Walking in Zen, Sitting in Zen)
Вся медитация — это не что иное, как метод очищения внутреннего естества. Вся наука религии стремится к одной цели: очистить душу человека, отбросить прошлое, обузу, мертвое, скучное; сделать человека более чувствительным. Чем глубже чувствительность, тем глубже мы проникаем в существование. А Бог и есть самый центр существования.
До тех пор, пока мы не проникнем в свою душу, не будет ни одного шанса достичь источника жизни.
(Let Go!)
Прежде всего необходим катарсис. Очищение высвободит все, что находится у тебя внутри, все, что подавлялось у тебя внутри. Ты отбрасываешь все свои запреты, высвобождая их. Сегодня к традиционным способам очищения можно добавить много новых, таких, как хатха-йога, — ведь необходимо заполнить брешь длиною в две тысячи лет — и этот катарсис, на мой взгляд, является самым важным методом, которым нужно овладеть. Западу нужно многое сделать впервые, многое нужно понять впервые, со многим нужно поэкспериментировать. Я сам делаю многочисленные эксперименты.
(The Eternal Quest)
Почему Ты предпочитаешь хаотические медитации систематическим?
Я использую чаще хаотические, спонтанные медитации, чем систематические, так как спонтанный подход очень помогает отвлечь центр сознания от ума, переместить его. Этот центр нельзя переместить с помощью какого-нибудь систематического метода, ибо систематизирование — это работа ума. Систематический метод лишь укрепит ум, добавит ему больше энергии.
Спонтанный подход обнуляет ум. Ум остается без работы. Метод настолько хаотичен, что центр автоматически перемещается от ума к сердцу. Если практиковать мой метод Динамической Медитации не систематически, спонтанно, оживленно, то центр передвигается к сердцу. Вот это и есть катарсис.
Катарсис нужен, ибо сердце сильно подавлено умом. Твой ум захватил твое естество настолько сильно, что стал управлять им. Сердцу просто нет места, и желания сердца подавляются. Ты никогда не смеялся от всего сердца, никогда не жил сердцем, никогда ничего не делал от всего сердца. Всегда вмешивался ум, чтобы все систематизировать, все просчитать, а сердце подавлялось.
Итак, спонтанный метод медитации, прежде всего, нужен для того, чтобы переместить центр сознания от ума к сердцу. Катарсис нужен для того, чтобы снять с сердца тяжесть, отбросить подавление ума, открыть его. Если сердце становится легким, неотягощенным подавлением, то центр сознания опускается еще ниже, ближе к пупку. Пупок — это жизненный центр, это семя, дающее жизнь всему: телу, уму и всему.
Я использую метод хаоса очень сознательно. Системная методология сейчас не поможет, ибо ум будет использовать ее в своих целях. Сегодня не поможет и распевание мантр, бхаян , ведь сердце так отягощено, что оно не в состоянии отдаться песне. Пение может служить ему лишь убежищем; молитва может быть только убежищем. Сердце не может погрузиться в молитву, ибо оно перегружено подавленностью. Я не видел ни одного человека, который может погрузиться в истинную молитву. Молитва стала невозможной, так как сама любовь стала невозможной.
Сознание необходимо переместить к истоку, к корням. Только тогда появится возможность трансформации. Поэтому я использую хаотический подход в медитации, чтобы отвлечь сознание от ума.
Когда человек попадает в хаотическое состояние, его ум перестает работать. Например, ты ведешь машину, и вдруг кто-то неожиданно бросается под колеса; твоя реакция настолько мгновенна, что просто очевидно: это не может быть работой ума. Уму нужно время подумать. Он думает, что предпринять и чего лучше не делать. Когда случается аварийная ситуация и ты жмешь на тормоза, в районе пупка появляется определенное ощущение, как будто на происходящее реагирует твой живот. Твое сознание переместилось вниз, в область пупка вследствие аварийной ситуации. Если бы несчастный случай можно было рассчитать заранее, то ум справился бы с ситуацией. Но, когда авария случается, происходит нечто неведомое. Тогда ты замечаешь, что твое сознание перемещается в область пупка.
Если ты задашь вопрос дзэнскому монаху: «Откуда исходят твои мысли?», он положит свои руки на живот. Когда впервые европейцы столкнулись с японскими монахами, они не могли ничего понять. «Что за ерунда! Как можно думать животом?» Но дзэнский ответ наполнен смыслом. Сознание может использовать любую часть тела, а пупок — это ближайший центр к изначальному источнику. Ум же находится дальше всего от изначального источника. Поэтому, если жизненная энергия течет наружу, центром сознания станет ум. А если жизненная энергия направляется внутрь, то центром сознания станет пупок.
Методы спонтанности применяются для того, чтобы переместить сознание к его корням, ведь трансформация возможна только от корней. В противном случае все останется на уровне слов, и никакой трансформации не произойдет. Недостаточно просто знать, что правильно. Необходимо изменить корни, иначе ты не изменишься сам…
Мое видение ситуации сводится к следующему: современный человек так сильно изменился, что нуждается в новых методах, в новых подходах. Методы хаоса помогут современному уму, потому что современный ум сам хаотичен. Этот хаос, это бунтарство современного человека является, в сущности, бунтом тела против ума, против его подавления. Если говорить об этом в терминах йоги, то можно сказать, что это бунт сердечного и пупочного центров против ума.
Эти центры против ума, так как ум монополизировал всю территорию человеческой души. Так больше продолжаться не может. Вот почему университеты стали центрами сопротивления. Это не случайность. Если все общество представить органическим телом, то университет — это голова, ум. Благодаря своей бунтарской природе, современный ум должен снисходительно воспринять методы хаоса. Динамическая медитация помогает отвлечь центр сознания от ума. Тогда тот, кто практикует динамическую медитацию, перестанет бунтовать, ибо удовлетворяется причина бунта. Человек расслабляется.
Поэтому для меня медитация — это не только способ спасения индивидуума, не только метод трансформации индивидуума; она также обеспечивает фундамент для трансформации всего общества, человека как такового. Человеку придется либо совершить самоубийство, либо преобразовать свою энергию.
(The Psychology of the Esoteric)
Я слышала, что медитацию иногда называют наукой, а иногда искусством. Чем является медитация для Тебя?
Медитация — это дар. Это не наука, не искусство и не ремесло; это — дар. Все, что нужно для медитации, — это способность впадать в безмолвие без подготовки. Безмолвию можно научиться, однако оттренированное безмолвие не может быть истинным; это всего лишь подавление своих мыслей, суетности, их укрощение. Но вулкан находится внутри, и человеку удается каким-то образом сдерживать его. Он находится не очень глубоко, он просто не может быть глубоко. Именно это и продолжают делать многие люди под видом медитации, молитвы: они просто подавляют свой мысленный процесс, но мысли лишь уходят глубже, они уходят внутрь. Вот и все. Они исчезают с поверхности и начинают внутреннее движение, но они никуда не исчезают. Стоит на мгновение отвлечься, и они нахлынут вновь. На подавление мыслей требуется слишком много энергии, но это не приводит к желаемому результату.
Истинная медитация — это дар, а не искусство; это способность впадать в безмолвие без подготовки. Этим я хочу сказать следующее: если понаблюдать двадцать четыре часа в сутки, то можно обнаружить несколько мгновений, когда человек автоматически впадает в безмолвие. Эти мгновения приходят сами по себе; просто мы никогда раньше не занимались наблюдением. Итак, первое, что нужно осознать, когда наступают такие моменты… Когда они наступают, просто отложи все свои дела. Спокойно сядь, растворись в текущем мгновении. Оно пришло естественно, ты не форсировал его, значит, здесь нет подавления; ты просто разрешаешь этому мгновению владеть собой. Эти мгновения приходят, они естественны. Несколько окон открываются сами по себе, но мы всегда так заняты делами, что никогда не видим того, что окно открылось, дует свежий ветер и заглядывают солнечные лучи; мы очень заняты своей работой.
Нельзя заставить эти окна открываться в определенный, один и тот же период времени, а люди пытаются медитировать по расписанию; иногда, но очень редко, случаются совпадения, но обычно этого не происходит. Люди продолжают совершать медитацию как ритуал.
Итак, будь бдительным… рано утром, когда ты чувствуешь свежесть после долгого, глубокого сна, а мир только пробуждается, и птицы начали свое щебетание, и светит солнце… Если ты ощутил всю прелесть, окружающую тебя, если эта красота наполняет тебя, то просто погрузись в нее. Сядь безмолвно под деревом, на берегу реки, или в своей комнате, и просто будь… и ничего не делай. Лелей эту красоту, но не пытайся растянуть ее. Когда все закончится, вставай; забудь об этом. У тебя так много дел. И не скучай по ней — она придет снова, сама, она всегда приходит неожиданно. Она очень робка если ты зовешь ее, она не приходит никогда; если ты гоняешься за ней, она исчезает.
Эта красота очень нежная и робкая, она очень женственная — эта красота, называемая медитацией, иногда приходит. Если ты можешь терпеливо ждать, то она приходит даже несколько раз в день.
Иногда ночью, когда затихает весь мир, она внезапно появляется, тогда окунись в нее. А иногда это случается на рынке, когда повсюду шум и гам. Она там, и ты чувствуешь, что тебя уносит. Вдруг опускается божественная тишина. Она не создана тобой, это подарок Бога — прасад ; это благодать.
Как только ты познал, что медитация — это дар, она будет приходить все чаще и чаще. Затем между вами возникнет гармония. Между вами возникнет любовь — между тобой и красотой, называемой безмолвием, спокойствием, тишиной, безмятежностью. Связь между вами будет становиться все глубже. В конце концов она останется навсегда. В любой момент ты можешь закрыть глаза и увидеть ее; она там. До нее можно почти дотронуться рукой, она становится осязаемой. Но это дар, а не искусство. Медитации нельзя научиться… она — часть твоей природы.
(The Tongue-Tip Taste of Tao)
Как правильно медитировать?
Ты спрашиваешь, как правильно медитировать. Задача первостепенной важности заключается в том, что нужно очистить свое внутреннее естество от всяческих мыслей. Речь идет не о том, что мысли нужно рассортировать: хорошие сохранить, а плохие выбросить. Для медитирующего человека любая мысль является хламом; вопрос не в том, хорошие это или плохие мысли. Все они занимают в тебе место, и из-за этой оккупации твое естество не может погрузиться в абсолютную тишину. Итак, позитивные мысли так же плохи, как и негативные; их не нужно разделять. Выбрось ребенка вместе с купелью!
Медитации нужен абсолютный покой, медитации нужна полная тишина, чтобы ничто не могло потревожить твой внутренний мир. Как только ты поймешь, что такое медитация, ты достигнешь ее без особого труда. Она всегда принадлежала нам от рождения; мы все в состоянии достичь ее. Но невозможно иметь и ум, и медитацию одновременно.
Ум — это сумятица. Ум — это не что иное, как обычное сумасшествие.
Нужно выйти за пределы ума, в пространство, куда не проникнет ни одна мысль, где не работает воображение, где не рождаются мечты, где человек становится самим собой, просто никем.
|