(The Rebellious Spirit)
Ты как-то сказал, что мы рождаемся в одиночестве, живем в одиночестве и умираем в одиночестве. Но, похоже, с момента своего появления на свет, что бы мы ни делали, кем бы мы ни были, мы ищем общения с другими; более того, в плане интимных отношений нас обычно привлекает какой-нибудь один, конкретный человек. Не мог бы Ты прокомментировать подробнее?
Проблема, которую ты затронула, является проблемой всего человечества. Мы рождаемся в одиночестве, живем в одиночестве и умираем в одиночестве. Уединение — это сама суть нашего бытия, но мы не осознаем этого. Поскольку мы не осознаем этого, то мы остаемся чужими для самих себя; и вместо того, чтобы принимать наше уединение как изумительную красоту и блаженство, тишину и мир, как единство с жизнью, мы неправильно понимаем его как одиночество.
Одиночество часто путают с уединением. Если смешивать эти два понятия, то меняется все содержание. Уединение несет красоту и великолепие, а одиночество — бедность, мрак, уныние; первое положительно, второе отрицательно.
Каждый стремится убежать от одиночества. Одиночество похоже на рану; оно приносит боль. Его можно избежать лишь одним способом: стать частью толпы, стать частью общества, создать семью, иметь мужа или жену, иметь детей. В этой толпе человек обретает возможность забыть о своем одиночестве.
Но никому еще не удавалось избежать одиночества. Можно пытаться игнорировать то, что природно для человека, но забыть это невозможно, оно будет постоянно напоминать о себе. Проблема лишь обостряется, ибо ты никогда не видел одиночество таким, как оно есть; для тебя всегда было само собой разумеющимся то, что человек рождается, чтобы быть одиноким.
Эти два английских слова — уединение и одиночество — словарь трактует одинаково; это показывает ограниченность ума составителей словарей. Они не понимают эту огромную разницу между одиночеством и уединением. Одиночество — это пропасть, брешь. Чего-то не хватает, чем-то нужно ее наполнить, но наполнить ее невозможно, прежде всего потому, что имеет место недоразумение. С возрастом пропасть увеличивается. Люди боятся оставаться наедине с собой, совершая всякие глупости. Я видел, как люди играют в карты сами с собой, ибо не с кем больше играть. Уже придумали игры, когда играющий действует и от имени партнера.
Каждый хочет быть чем-то занятым. Эта занятость может быть связана с людьми, может быть связана с работой… Среди нас есть трудоголики, они боятся наступления выходных, не знают, чем заняться. Когда они ничего не делают, то остаются наедине с собой, а это для них невыносимо.
Небезынтересно будет узнать, что самое большое количество происшествий в мире приходится на выходные дни. Люди мчатся в своих автомобилях в места отдыха, на морской берег, в горы, бампер к бамперу. Поездка может занять восемь часов, десять часов, и там им совершенно нечего делать, ибо та же самая толпа прибыла вместе с ними. В это время их дом, их район, их город становится более тихим, чем этот морской курорт. Сюда приехали все. Нужно быть чем-то занятым…
Люди играют в карты, шахматы, люди часами смотрят телевизор. Средний американец смотрит телевизор пять часов в день; люди слушают радио, лишь бы не остаться наедине с собой. Вся эта кипучая активность преследует только одну цель: не оставаться одному, это очень страшно. И эта мысль позаимствована у других. Кто сказал тебе, что быть одному — это страшное состояние?
Послушай тех, кто познал уединение; их мнение совершенно противоположно. Они ответят, что нет ничего более прекрасного, ничего более успокаивающего, ничего более веселого, чем просто быть одному.
Но ты прислушиваешься к толпе. Людей, живущих в недоразумении, большинство, так что никому нет дела до какого-то Заратустры или Гаутамы Будды. Эти единичные личности могут ошибаться, могут испытывать галлюцинации, могут обманываться или обманывать других, но миллионы не могут ошибаться. И миллионы подтвердят, что нет ничего более ужасного в жизни, чем оставаться наедине с собой; это ад.
Любое действие, порожденное страхом, ужасом остаться наедине с собой, не может принести удовлетворения. Отравлен сам корень. Ты не любишь свою женщину, ты используешь ее для того, чтобы не быть одиноким. И она тебя не любит. Она страдает от той же паранойи, она использует тебя, чтобы не оставаться одинокой.
Конечно, во имя любви может случиться все, кроме самой любви. Могут быть драки, могут быть споры, но даже они лучше, чем одиночество: по крайней мере, рядом кто-то есть, ты занят, ты можешь позабыть о своем одиночестве. Но любовь в этом случае невозможна, ибо нет самого ее фундамента.
Любовь никогда не вырастает из страха.
Ты говоришь: «Ты как-то сказал, что мы рождаемся в одиночестве, живем в одиночестве и умираем в одиночестве. Но, похоже, с момента своего появления на свет, что бы мы ни делали, кем бы мы ни были, мы ищем общения с другими».
Стремление к общению с другими — это не что иное, как желание избежать одиночества. Даже грудной ребенок ищет, чем бы ему заняться, и если ничего не находит, то начинает сосать свой собственный большой палец на ноге. Это абсолютно бесполезное занятие, ни к чему оно не приведет, но это занятость. Он занят чем-то. На вокзалах, в аэропортах можно увидеть маленьких мальчиков и девочек, несущих плюшевых мишек, они не могут без них заснуть. Сумерки делают их одиночество еще более опасным. Плюшевый мишка — крепкая защита, дети чувствуют, что они не одни. А твой Бог — это не что иное, как плюшевый мишка для взрослых.
Ты не можешь жить такой, как ты есть. Твои отношения с людьми — это не отношения, это уродство. Ты используешь кого-то, и ты отлично знаешь, что кто-то использует тебя. Использовать кого-нибудь — значит унизить его до уровня вещи, товара. Ты совершенно не уважаешь человека.
«Более того, — говоришь ты, — в плане интимных отношений нас обычно привлекает какой-нибудь один, конкретный человек».
Этому есть психологическое объяснение. Тебя воспитывали мать и отец. Если ты мальчик, то ты начинаешь любить свою мать и чувствовать ревность по отношению к отцу, ведь он твой конкурент. Если ты девочка, то ты начинаешь любить отца и ненавидеть мать, ибо она твоя конкурентка. Сегодня это уже установленные факты, а не предположения; в результате этого вся жизнь человека превращается в мучения. Мальчик переносит образ своей матери на всех женщин. Он постоянно находится в ее присутствии, становясь обусловленным. Только одну женщину он знает так близко. Ее лицо, ее волосы, ее тепло — все оставляет отпечаток, или импринт, запечатление. Происходит именно то, о чем говорят ученые-психологи: образ матери становится отпечатком в его психике. То же самое происходит и с девочкой в отношении отца.
Когда ты становишься взрослым, ты влюбляешься в женщину или мужчину и думаешь: «Мы созданы друг для друга». Но никто ни для кого не создан. Тогда почему же ты чувствуешь притяжение к какому-то определенному человеку? Причина — в импринте в твоем сознании. Мужчина должен каким-то образом напоминать тебе отца; женщина должна каким-то образом напоминать тебе мать.
Но, конечно, ни одна женщина не сможет быть точной копией твоей матери, и, в конце концов, ты ищешь не мать, а жену. Но твой внутренний отпечаток решает, кто станет тебе подходящей женой. Как только ты увидишь эту женщину, то уже не до логических размышлений. Ты немедленно чувствуешь притяжение, твой импринт немедленно начинает действовать: эта женщина для тебя, или этот мужчина для тебя.
Неплохо изредка встречаться на морском берегу, в кино или в саду до тех пор, пока еще хорошо друг друга не знаешь. Но вы оба стремитесь жить вместе, вы хотите связать себя узами брака, а это один из самых опасных шагов, которые могут совершить влюбленные.
Как только ты сочетаешься браком, ты начинаешь познавать другого человека; ты удивляешься любой мелочи: «Что-то произошло; нет, это не та женщина, это не тот мужчина», ибо они не соответствуют идеалу, который ты сама себе создала. Проблема лишь увеличивается оттого, что твоя женщина ищет свой идеал — образ ее отца, а избранник не соответствует ему. Ты хранишь образ матери, а избранница не соответствует ей. Вот почему все браки заканчиваются крахом.
Лишь немногие браки удаются, и, я надеюсь, Господь оградит тебя от такого «успешного» брака, так как удавшийся брак основан на нездоровой психологической почве. Есть садисты, которые получают удовольствие от того, что мучают других, а есть мазохисты, получающие удовольствие от самоистязания. Если муж и жена принадлежат к этим группам, то их брак будет успешным. Один мазохист, другой садист — получается прекрасная семья, ведь одному нравится мучиться, а другому мучить.
Обычно очень трудно определить: мазохист ты или садист, чтобы потом найти свою полярность… Если ты достаточно умен, то ты сходишь к психоаналитику, чтобы узнать, к какой группе ты принадлежишь, и попросишь его рекомендовать людей, которые подошли бы тебе.
Иногда, по чистой случайности, садист и мазохист находят друг друга и женятся. Они становятся самыми счастливыми людьми на свете, удовлетворяя потребности друг друга. Но какие это потребности? Они оба — психопаты, и их жизнь — сплошная пытка. Но в противном случае любой брак окажется неудачным по одной и той же причине: из-за того, что ты несешь импринт родителя.
Но даже в браке, к которому ты стремился главным образом из-за общения, ты не находишь удовлетворения. С женой ты становишься даже более одиноким, чем когда ты один. Оставить в одной комнате жену и мужа — значит сделать их очень несчастными.
Все попытки человека обзавестись семьей либо найти себе тысячу и одно занятие сводятся к одному — избавиться от мысли, что он одинок. И я хочу особенно подчеркнуть, что именно в этом и заключается основное различие между обычным и медитирующим человеком.
Обычный человек старается избежать одиночества, в то время как медитирующий все больше погружается в свое уединение. Раньше последнему приходилось покидать обыденный мир, он жил в пещерах, в горах, лесах только для того, чтобы побыть одному. Ему хочется знать, кто же он на самом деле. В толпе этого не узнаешь — слишком много препятствий. Тот же, кто познал уединение, познал величайшее благословение из всех, которые только доступны человеку, ибо само его существование уже блаженно.
Научившись гармонично пребывать в уединении, ты сможешь общаться, и твои отношения с людьми станут приносить тебе большое удовлетворение, ибо они не будут базироваться на страхе. Обретя свое уединение, ты сможешь начать заниматься творчеством, сможешь принимать участие во всем, что хочешь, ибо такое участие уже больше не будет бегством от самого себя. Теперь это способ твоего самовыражения, проявление всего твоего потенциала.
Только такой человек может быть всегда блаженным, умиротворенным, безмолвным, независимо от того, живет он в одиночестве или в обществе, женат он или нет. Он живет в танце, в песне; его жизнь — это цветение, аромат. Чем бы он ни занимался, он во все привносит свой шарм.
Но прежде всего необходимо полностью познать уединение.
Бегству от себя ты научился у толпы. Ты стал избегать себя из-за того, что все избегают себя. Каждый ребенок рождается в толпе и начинает имитировать людей, повторять их действия. Ребенок попадает в ту же мучительную ситуацию, что и другие. Он начинает думать, что в этом и есть вся жизнь. Он так и не поймет, в чем суть настоящей жизни.
Хочу напомнить, не путайте два совершенно разных понятия: уединение и одиночество. Не вызывает сомнений, что одиночество — это болезнь, а уединение — это отличное здоровье.
Гинсберг пришел к доктору Гольдбергу.
- Да-а, ты болен.
- Не слишком хорошо. Хотелось бы узнать другое мнение.
- О'кей, — говорит Гольдберг, — ты еще и урод.
Нас постоянно преследуют одни и те же недоразумения.
Запомни, для того чтобы узнать значение и величие жизни, необходимо сделать очень важный шаг: погрузиться в уединение. Это твой храм, там живет Господь; и больше нигде не найти этого храма. Ни на Луне, ни на Марсе…
Когда ты погрузишься в самый центр своей души, то не поверишь своим глазам: ты хранил столько радости, столько блаженства, столько любви… и сам же прятался от своих сокровищ.
Зная об этих сокровищах и об их неисчерпаемости, можно создавать новые отношения, предаваться новым видам творчества. Ты будешь дарить людям любовь, а не использовать их. Твоя любовь сделает их более достойными, ты не уронишь их уважение к себе. Тебе будет легко стать для них проводником в поиске их собственных сокровищ. Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни делал, ты все будешь наполнять своим безмолвием, миром, блаженством.
Но этому основному закону не учат ни в семье, ни в обществе, ни в университете. Люди продолжают мучиться, и это принимается за само собой разумеющееся. Все страдают, поэтому нечего особенно переживать по этому поводу, ты не будешь исключением.
А я говорю тебе: ты можешь быть исключением. Ты просто недостаточно для этого старалась.
(The Golden Future)
Христианская заповедь гласит: возлюби ближнего своего, как самого себя. Но как можно любить других, если не любишь себя?
Прежде всего необходимо научиться любить самого себя. Не будь жесткой, будь помягче. Заботься о себе. Учись прощать себя, опять и опять: семь раз, семьдесят семь раз, семьсот семьдесят семь раз.
Учись прощать себя. Не будь жесткой, не противься самой себе. Только тогда ты расцветешь. И в своем цветении ты привлечешь к себе какой-нибудь другой цветок. Это естественно. Камни привлекают камни, цветы привлекают цветы. Это порождает отношения, богатые гармонией, красотой; они благословенны. И если тебе удастся создать такие отношения, то они перерастут в молитву, твоя любовь превратится в экстаз, и через любовь ты познаешь Бога.
(Ecstasy: The Forgotten Language)
7. Общение
Почему так трудно общаться?
Причина в том, что тебя еще нет. Есть внутренняя пустота и страх, что общение с кем-то приведет к тому, что рано или поздно эта пустота обнажится. Следовательно, безопаснее держать людей на расстоянии, так, по крайней мере, можно притвориться, что ты есть.
Но тебя нет. Ты еще не родилась, ты — только потенциальная возможность. Ты еще не стала гармоничной, а общаться могут только два гармоничных человека. Общение — это одна из величайших возможностей жизни: общаться — значит любить, общаться — значит делиться. Но, прежде чем делиться чем-либо, это надо иметь самой. Перед тем, как любить, нужно наполниться любовью, нужно, чтобы любовь была в избытке.
Два семени не могут общаться, они еще не раскрылись. А вот для двух цветков общение возможно; они открыты, они посылают друг другу свой аромат, они могут танцевать под одним солнцем, на одном ветру, они могут общаться, они могут шептаться. Но для двух семян это не представляется возможным. Семена полностью закрыты, у них нет окон, как же они могут общаться?
Такова ситуация сегодня. Человек рождается семенем; он может стать цветком, но может и не стать. Все зависит от него самого, от того, что он делает с собой; все зависит от того, растет человек или нет. Выбор за тобой; каждый миг нужно делать выбор, каждый миг ты находишься на распутье.
В то же время миллионы людей сделали выбор не в пользу роста. Они остаются семенами, они остаются нереализованной возможностью, они никогда не используют свой потенциал. Они не знают, что такое самореализация, они не знают, что такое самоактуализация, они ничего не знают о настоящей жизни. Они живут в совершенной внутренней пустоте, в полной пустоте они и умирают. Как они могут общаться?
В общении обнажается все: твоя нагота, твоя никчемность, твоя пустота. Кажется, что безопаснее держаться на расстоянии. Дистанцию держат даже любовники, они раскрываются ненадолго, но они всегда настороже, всегда готовы повернуться спиной. У них есть определенные границы, которые они никогда не переступают, оставаясь в их пределах, Да, это можно условно назвать отношениями, но они основываются не на общении, а на обладании.
Муж обладает женой, жена обладает мужем, родители обладают детьми, и так далее и тому подобное. Но обладать еще не означает общаться. Наоборот, обладать — значит уничтожить любую возможность общения.
В общении нет места обладанию, в общении проявляется уважение. Общение — проявление большого уважения. В общении люди открываются, сильно сближаются, проникают друг в друга. Но никто не посягает на свободу другого, каждый остается независимым индивидуумом. Семейные отношения по принципу «я-ты», а не «я-это» взаимопроникающий, основаны на взаимности, и до какой-то степени — независимы.
Калил Джебран говорит: «Будьте, как два столба, поддерживающие одну и ту же крышу, но не стремитесь обладать друг другом, пусть каждый будет независим. Поддерживайте общую крышу, крыша эта — любовь».
Двое любящих поддерживают нечто невидимое и нечто чрезвычайно ценное: какую-то поэзию бытия, какую-то музыку, раздающуюся в самых отдаленных уголках души. Они оба поддерживают это, поддерживают гармонию, оставаясь при этом независимыми. Они могут открыться друг другу, потому что у них нет страха. Они знают, что они существуют . Они открыли свою внутреннюю красоту, они ощутили свое внутреннее благоухание; у них нет страха.
Но люди, как правило, испытывают страх, ведь у них нет этого благоухания. Если они раскроются, то от них будет дурно пахнуть. Это гнилой запах зависти, ненависти, гнева, похоти. У них отсутствует аромат любви, молитвы, сострадания.
Миллионы людей решили остаться семенами. Почему? Если можно стать цветами и танцевать на ветру под солнцем и луной, зачем же оставаться семенами? Но в рассуждениях людей есть логика: семя находится в большей безопасности. Цветок уязвим. Семя же совсем не хрупкое, оно выглядит более крепким. Цветок можно легко погубить, достаточно сильного ветра, чтобы сорвать его лепестки. Семя же ветер не сможет так легко уничтожить, оно защищено, оно в безопасности. Цветок — такое хрупкое создание — подвержен многим опасностям: вдруг подует сильный ветер, или пойдет проливной дождь, или палящее солнце обожжет его лепестки, или какой-то хулиган просто сорвет его. С цветком может что-то случиться, с цветком может случиться что угодно, он находится в постоянной опасности. А семя в безопасности, поэтому миллионы людей и сделали выбор в пользу семени. Однако оставаться семенем означает быть неживым, оставаться семенем означает не жить совсем. Да, оно находится в безопасности, но оно совершенно безжизненно. Смерть — это полная безопасность, а жизнь рискованна. Тот, кто действительно хочет жить, должен жить с риском, в постоянной опасности. Тот, кто стремится к высочайшим вершинам, должен быть готов к тому, что есть опасность заблудиться. Тот, кто стремится к высочайшим вершинам, должен быть готов к тому, что есть опасность соскользнуть и сорваться вниз.
Чем больше желание расти, тем к большей опасности нужно быть готовым. Настоящий человек живет с риском, это стиль его жизни, это пик его роста.
Ты спрашиваешь: «Почему так трудно общаться?» Трудно общаться потому, что ты отсутствуешь. Сначала нужно быть. Всего можно добиться, но сначала нужно быть, присутствовать.
Иисус говорит об этом по-своему: «Сначала обрети Царство Божие, и воздастся тебе». Это старое высказывание о том же, о чем говорю я: сначала будь сам, и все у тебя будет.
Присутствие — это главное условие. Если ты здесь, то смелость приходит как следствие. Если ты присутствуешь, то появляется страсть к приключениям, желание к исследованию, а когда ты готов к исследованию, то ты сможешь общаться. Общение — это поиск, это исследование сознания собеседника, исследование его территории. Но, когда ты исследуешь чужую территорию, ты должен разрешить и приветствовать исследование другим твоей собственной территории, это не может быть улицей с односторонним движением. Позволить другим исследовать себя можно лишь в том случае, когда есть что-то, какое-то богатство внутри тебя. Тогда страх исчезает. Наоборот, ты приглашаешь гостя, ты обнимаешь гостя, ты приглашаешь его войти, ты хочешь, чтобы он вошел к тебе. Ты хочешь, чтобы он увидел то, что ты в себе обнаружил, ты хочешь поделиться с ним этим.
Сначала нужно научиться присутствовать, тогда ты сможешь общаться; и помни, что общение — это красота. Семейные отношения — это совсем другое дело, семейные отношения — это нечто мертвое, фиксированное. Поставлена жирная точка. Ты женился на женщине — все, точка. Ситуация будет только ухудшаться, ты достиг вершины, больше ничего не будет расти. Река остановилась и превратилась в болота. Семейные отношения — это тупик, полный тупик.
Общение — это процесс. Избегай взаимоотношений, а погружайся все глубже и глубже в общение[2].
Я намеренно делаю ударение на отглагольных существительных, выражающих действие; по возможности, максимально избегай просто имен существительных. Я знаю, что в речи их не избежать, но в жизни их нужно избегать, ибо жизнь — это глагол, это действие. Жизнь — это не имя существительное, правильнее будет сказать «проживание», а не «жизнь». Жизнь — это «любование», а не «любовь». Жизнь — это «общение», а не «отношения». Это пение, а не песня. Это танцевание, а не танец.
Сравни, ощути разницу. Танец — это нечто завершенное; прозвучал последний аккорд, и к этому ничего уже не добавишь. То, что завершено, уже мертвое. Жизнь не ведает точек; запятые есть, но только не точки. Есть место отдыха, но нет конечного пункта.
Вместо того чтобы думать о том, как общаться, вначале выполни первое условие: медитируй, присутствуй, и общение появится само по себе. Общаться может тот, кто погружается в безмолвие, становится блаженным, кого распирает энергия, кто становится цветком. Этому нельзя обучиться, это просто происходит. Человек начинает общаться с людьми, с животными, с деревьями, он общается даже с камнями.
По существу, он общается двадцать четыре часа в сутки. Если он идет по земле, то общается с землей… его ступни касаются земли, он общается. Если он плывет по реке, то общается с рекой; если он смотрит на звезды, то общается с ними.
Здесь не имеются в виду отношения с кем-то определенным. Весь вопрос в том, что если ты присутствуешь, то вся твоя жизнь становится общением. Это постоянная песня, нескончаемый танец, это континуум, это речное течение.
Вначале медитируй, узнай свою собственную душу. Перед тем как начать общаться с другими, пообщайся с собой. Необходимо выполнить это основное требование. Без этого ты ничего не добьешься. Выполнив его, ты сможешь добиться всего.
(The Book of Wisdom)
Расскажи нам о наших партнерах по жизни: о наших женах, мужьях, любовниках. Когда нам следует сохранять отношения друг с другом, а когда стоит разорвать их как безнадежные, или даже деструктивные?
Общение — это одна из тайн. Так как оно существует между двумя людьми, то зависит от обоих. Когда встречаются два человека, рождается новый мир. Сама их встреча рождает новое явление, которого не было раньше, которое никогда раньше не существовало. Благодаря этому новому феномену оба меняются и трансформируются.
Без общения ты один, а общаясь, ты немедленно становишься другим. Родилось нечто новое. Когда женщина влюбляется, она становится совсем другой. Когда мужчина влюбляется, он становится совсем другим. Рождается ребенок, но мы полностью упускаем один момент: вместе с ребенком рождается и мать. Такого раньше никогда не было. Женщина существовала и раньше, но не мать. А мать — это нечто совершенно новое.
Ты создаешь общение, а затем общение, в свою очередь, создает тебя. Встречаются два человека, а это значит, что встречаются два мира. Это непросто, это очень трудно, это самое трудное. В каждом человеке, в нем или в ней, отражается весь мир; это сложная загадка с долгим прошлым и вечным будущим. Вначале встречаются только периферии. Но если отношения перерастают в близкие, интимные, глубокие, то постепенно начинают встречаться и центры. Когда открываются души, рождается любовь.
Когда встречаются периферии, рождается знакомство. Ты касаешься человека снаружи, на самой границе — это знакомство. Часто ты называешь знакомство любовью. Тогда ты совершаешь ошибку. Знакомство — еще не любовь.
Любовь — это очень редкое явление. Для того чтобы встретиться с центром другого человека, познать его душу, нужно самому пройти через революцию; ибо если ты хочешь достичь центра своего партнера, нужно позволить и ему достичь твоего центра. Тебе придется стать чувствительным, чрезвычайно чувствительным и открытым.
Это рискованно. Рискованно, опасно раскрывать кому-либо свою душу, ведь неизвестно, как он поступит с тобой. Раскрыв все свои секреты, полностью открывшись, сделав тайное явным, всегда остаешься в неведении относительно того, как поступит другой человек. Мы боимся, поэтому никогда не открываемся.
Это всего лишь знакомство, а мы думаем, что пришла любовь. Встречаются периферии, а мы думаем, что это центры, что это мы сами. Но ты не периферия. На самом деле периферия — это граница твоей территории, просто ограда вокруг тебя. Но это не ты! Периферия — это место, где заканчивается твоя территория и начинается окружающий мир.
Даже муж и жена, много лет прожившие вместе, могут оставаться просто знакомыми. Возможно, они так и не познали друг друга. И чем больше живешь с кем-то, тем больше забываешь, что души остались непознанными.
Прежде всего необходимо запомнить, что нельзя путать знакомство с любовью. Можно заниматься сексом, можно иметь сексуальные отношения, но секс — это тоже периферия. Без встречи двух сердец секс останется лишь встречей двух тел. Но встреча двух тел — это не ваша встреча. Секс также остается знакомством: физическим, телесным, но всего лишь знакомством.
Можно впустить кого-то в свою душу лишь тогда, когда не опасаешься, когда не боишься.
Итак, я говорю о двух видах жизни. Первый наполнен страхом, второй — любовью. Жизнь со страхом никогда не приведет к глубоким, искренним отношениям. Человек продолжает бояться, никогда полностью не раскрываясь партнеру. Он раскрывается лишь частично, но затем опускается стена и все прекращается.
Любящий человек — это религиозный человек. Любящий человек — это тот, кто не боится будущего, не боится причины и следствия; тот, кто живет здесь и сейчас.
Не думай о результате. Это качество боязливого ума. Не думай о том, что может произойти. Будь здесь и сейчас, действуй осознанно. Не производи подсчетов. Тот, кто боится, постоянно что-то просчитывает, планирует, организовывает, оберегает. На это тратится вся его жизнь.
Я слышал одну историю о старом дзэнском монахе. Он умирал. Перед самой смертью он сказал, что вечером его не станет. К нему поспешили последователи, ученики, друзья. Его любили многие. К нему стали стекаться люди со всех концов света.
Услышав о том, что мастер умирает, один из его старых учеников поспешил на базар. Кто-то спросил его: «В хижине умирает хозяин, зачем ты спешишь на базар?» На это ученик ответил: «Я знаю, что мастер очень любит пирог, и я хочу купить пирог для него».
Такой пирог уже больше не пекли, и найти его было трудно, но к вечеру ему все же удалось каким-то образом достать его. И вот он прибежал с пирогом.
Все волновались: казалось, что мастер кого-то ждал. Он открывал глаза, осматривался и вновь закрывал их. И, когда этот ученик пришел, мастер произнес: «Отлично, что ты пришел. Где пирог?» Ученик дал ему пирог и был очень рад, что мастер спросил о пироге.
Умирая, мастер взял пирог в руку. И его рука не дрожала. Он был очень стар, но рука его не дрожала. Кто-то не выдержал: «Ты так стар, мастер, и находишься при смерти. Вскоре ты перестанешь дышать, но почему твоя рука не дрожит?»
«Я никогда не дрожу, потому что у меня нет страха. Мое тело стало старым, но я все еще молод и останусь молодым, даже если тело умрет».
Затем он откусил немного пирога и стал жевать. Кто-то поинтересовался: «Какое твое последнее желание, мастер? Ты скоро нас покинешь. Какие будут твои последние наставления?»
Мастер улыбнулся и сказал: «Ах, до чего же вкусный пирог!»
Вот человек, который живет здесь и сейчас: «Ах, до чего же вкусный пирог!» Даже смерть относительна. Следующее мгновение не имеет значения. В этот момент пирог вкусен. Человек способен на любовь лишь тогда, когда он живет в настоящем моменте, здесь и сейчас, во всей полноте жизни.
Любовь — это редкое явление. Она приходит лишь изредка. Миллионы и миллионы людей живут с обманчивым представлением о том, что они любят кого-то. Они верят в то, что любят, но это только их вера. Любовь — это редкое явление. Она приходит иногда. Она встречается редко потому, что приходит лишь тогда, когда нет страха, не раньше. Это означает, что любовь может прийти только к очень духовному, религиозному человеку. Секс доступен каждому, знакомство доступно каждому, но только не любовь.
Когда нет страха, терять нечего, можно быть открытым, можно убрать все границы. Тогда ты можешь впустить партнера в самое сердце. Помни, если разрешить кому-то глубоко проникнуть в себя, то и другой позволит тебе проникнуть в него; рождается доверие. Если ты не боишься, то и у партнера пропадает страх.
Но в твоей любви всегда присутствует страх. Муж боится жены, а жена боится мужа. Любящие всегда боятся друг друга. Тогда это не любовь. Тогда это просто договор двух боязливых существ, зависящих друг от друга, дерущихся, эксплуатирующих, манипулирующих, контролирующих, доминирующих, обладающих, но не любящих.
Если позволить любви прийти, то не будет нужды в молитве, не будет нужды в медитации, в церкви, храме. Можешь полностью забыть о Боге, если любишь, ибо через любовь ты познаешь все: медитацию, молитву, Бога. Ты познаешь все. Вот что имеет в виду Иисус, когда говорит: «Бог есть Любовь».
Но любить нелегко. Нужно отбросить страх. И это странно, что человек так боится и ничего не предпринимает, ведь ему нечего терять.
Кабир как-то сказал: «Я смотрю на людей. Они сильно боятся, но я не вижу причины, ведь они ничем не рискуют. Они похожи на голого человека, который никогда не моется в реке, потому что боится, что негде будет сушить одежду». Вы в такой же ситуации: голые, без одежды, но всегда переживаете по поводу ее сушки.
Чем вы рискуете? Ничем. Смерть все равно заберет тело. Перед тем как его заберет смерть, отдайте его любви. Смерть заберет все, что у вас есть. Но перед тем, как это произойдет, почему бы не поделиться с кем-нибудь? Только так можно сохранить любовь. Если ты можешь делиться и давать, то ты — хозяин. Все будет отнято. Ничего нельзя сохранить навечно. Смерть все погубит.
Итак, если ты меня правильно поняла, то ты видишь, что борьба разворачивается между любовью и смертью. Если дарить свою любовь, то смерти не будет. Перед тем как у тебя все заберут, ты все уже раздала, ты уже сделала подарок. Смерти не может быть.
Для любящего человека смерть не существует. Для того, кто не знает любви, каждый миг превращается в смерть, потому что каждую секунду у него что-то выхватывают. Тело исчезает, он теряет каждый миг. Затем наступит смерть, и все будет уничтожено.
Что есть страх? Почему ты так напугана? Даже если о тебе известно все и ты похожа на открытую книгу, к чему этот страх? Как это может повредить тебе? Ведь это всего лишь ложные концепции, всего лишь навязанные обществом предрассудки о том, что нужно прятаться, нужно защищаться, постоянно быть в бойцовском духе, видеть в каждом врага, выступающего против тебя.
Никто против тебя не выступает! Даже если чувствуешь, что кто-то против тебя, то и он не враг тебе, так как все интересуются только собой, и никем другим. Тебе нечего бояться. Это нужно осознать еще до установления реальных отношений. Тебе нечего бояться.
Поразмышляй над этим. Затем разреши своему партнеру войти в твой внутренний мир, пригласи его проникнуть внутрь тебя. Не выстраивай никаких преград, будь всегда открытым проходом, без замков, без дверей, не должно быть никаких закрытых дверей на пути к тебе. Лишь тогда возможна любовь.
Любовь приходит тогда, когда встречаются две души, два сердца. Любовь — это алхимический феномен, подобный образованию воды при соединении водорода и кислорода. У тебя может быть водород, у тебя может быть кислород, но если ты испытываешь жажду, то в отдельности они тебе не помогут. Ты можешь потребить столько кислорода, сколько захочешь, ты можешь потребить столько водорода, сколько захочешь, но жажду это не утолит.
При встрече двух сердец появляется нечто новое. Это новое и есть любовь. Любовь похожа на воду, утоляющую жажду многих, очень многих жизней. Внезапно наступает удовлетворение. Это видимый признак любви. Ты получаешь удовлетворение, как будто ты достиг чего-то. Больше не к чему стремиться. Ты достиг цели. Больше цели нет, жизнь состоялась. Семя превратилось в цветок, достигший самого полного цветения.
Глубокое удовлетворение — это видимый признак любви. Когда человек любит, он получает полное удовлетворение. Любовь нельзя увидеть, но она приносит ощущение удовольствия, полного удовлетворения… Эта радость наполняет его дыхание, каждое его движение, все его естество.
Возможно, ты удивишься, если я скажу, что в любви человек теряет интерес к желаниям, ибо желание — это постоянный спутник недовольства. Человек стремится заполучить то, чего не имеет. Он стремится завладеть тем, что, по его мнению, принесет ему удовлетворение. Желание порождается чувством неудовлетворения.
Когда приходит любовь, когда две встретившиеся души проникают друг в друга, растворяются друг в друге, сливаются воедино, и в результате алхимического преобразования рождается новое качество, тогда появляется удовлетворение. Кажется, что жизнь просто остановилась, нет никакого движения. Тогда настоящий момент становится единственным. Тогда ты можешь сказать: «Ах, до чего же вкусен пирог!» Даже смерть ничего не значит для того, кто влюблен.
Итак, я повторяю: в любви человек теряет интерес к желаниям. Будь бесстрашен, отбрось страх, будь открытым. Позволь какой-нибудь душе соединиться с твоей душой. Благодаря этому ты заново родишься, появится новое качество жизни. Это качество жизни говорит: «Это Бог». Бог — это не аргумент, это гармония, ощущение гармонии.
Ты, наверное, обратила внимание на то, что, когда человек недоволен чем-то, он отрицает Бога. Когда у человека нет удовлетворения, то все его существо кричит: «Бога нет». Атеизм не был логическим выводом, он произошел от разочарования. Можно обосновывать его, но это другой вопрос. Ты же не скажешь, что стала атеисткой из-за того, что чем-то недовольна. Ты скажешь так «Бога нет, и у меня есть доказательства». Однако это будет ложью.
|