В самом начале исследования не все пациенты были убеждены в ценности терапии. Одни совсем отвергали эту идею, а других больше интересовало медицинское вмешательство. Пациенты в обеих группах стали лучше понимать, как они воспринимают и реагируют на стресс, вызванный окружающими условиями. Они начали использовать симптомы в качестве сигналов о том, что их организм находится под воздействием стресса, и это усилило их чувство самоконтроля.
Спустя год обе группы демонстрировали более стабильную работу легких, но в первой, прошедшей терапию, наблюдались значительные улучшения. Емкость легких у взрослых астматиков имеет тенденцию к уменьшению на 50 мл в год, именно так и было в контрольной группе. В первой же группе емкость легких увеличилась на 200 мл, а частота обращений в больницу и серьезных приступов астмы также значительно уменьшилась.
Аллергии часто включаются якорями. В одном эксперименте врач принял в больницу группу детей, у которых развивались астматические приступы, когда они вдыхали домашнюю пыль. Исследователи принесли пыль из дома каждого ребенка и развеяли ее в воздухе больничных палат. Девятнадцать из двадцати детей не проявили никакой реакции.
С другой стороны, физическое присутствие аллергена оказывается необязательным - можно получить аллергическую реакцию, просто думая о нем. И в связи с этим возникает надежда: если мы можем воздействовать на иммунную систему таким образом, чтобы аллергическая реакция появлялась без аллергена, тогда должна существовать возможность воздействовать на нее так, чтобы вылечить аллергию.
НЛП И ЛЕЧЕНИЕАЛЛЕРГИИ
В НЛП существует процедура работы с аллергией. Она работает лучше в том случае, если реакция возникает на конкретное, легко определяемое вещество. Этот метод был разработан Робертом Дилтсом, Тимом Халлбомом и Сьюзи Смиф.
Прежде всего - предупреждение. Аллергии могут быть весьма опасными, даже угрожающими здоровью. Эти методы должны не подменять медицинское лечение, а работать вместе с ним. Если у вас есть сомнения, то лучше их не применять.
Метод лечения аллергии, разработанный НЛП, разрушает якоря, действующие на иммунную систему, прерывая связь между стимулом (аллергеном) и реакцией (аллергической реакцией). Мы будем описывать эту процедуру так, как будто вы помогаете другому человеку.
Первый шаг заключается в том, чтобы установить раппорт. Вы можете признать опыт другого человека. Ведь вам вместе придется изменять аллергическую реакцию.
Теперь начните создавать якорь на состояние комфорта и защищенности. Попросите партнера вспомнить, приятную ситуацию, в которой он чувствовал себя совершенно расслабленным. Помогите ему найти состояние, не связанное с аллергической реакцией. Когда вы увидите по его лицу и дыханию, что он расслабился, легко прикоснитесь своей рукой к его руке в определенной точке. Это будет тактильным якорем на это состояние. Скажите ему, что каждый раз, когда он будет чувствовать это прикосновение, оно будет напоминать ему расслабленное состояние и что он сможет погружаться в него в любой момент на протяжении всей процедуры.
Отвлеките его внимание и прервите это состояние. Потом снова прикоснитесь в том же самом месте на руке и убедитесь. что он опять вернулся в то же приятное расслабленное состояние. Проверьте, еще и задав вопрос. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока ваше прикосновение не начнет надежно переводить его в это расслабленное состояние. Теперь вы закрепили расслабленное состояние якорем - прикосновением к руке - и можете быть уверены, что если во время процедуры ваш партнер почувствует дискомфорт, вы сможете вернуть его в приятное нейтральное состояние. Это "спасательный круг" на случаи непредвиденных обстоятельств.
На следующем шаге попросите партнера лишь слегка вспомнить аллергическую реакцию, чтобы вы смогли увидеть, как она выглядит. Спросите его, на что это похоже, когда он вступает в контакт с аллергеном. Обратите внимание на изменения его дыхания, цвета кожи и, в особенности, влажности глаз. Это первые признаки аллергической реакции. В НЛП эта операция называется "калибровкой" реакции: вы проверяете аллергическое состояние, внимательно наблюдая за тем, как оно выглядит, чтобы позже легко его узнать.
Если вы уже увидели реакцию, прервите это состояние. Расскажите анекдот, отвлеките его внимание и заставьте подвигаться.
Следующий шаг - объяснить ошибку иммунной системы. Скажите своему партнеру, что сам аллерген не представляет никакой опасности, что его иммунная система наилучшим образом защищает его, но при этом реагирует на неподходящий стимул. Она может продолжать так же защищать его, но не реагировать столь бурно именно на это вещество. Она научилась такой реакции, и теперь может научиться другой, более подходящей. Говорите об аллергене, как об "этом веществе", а не "аллергене". Назвав его по-новому, он начнет думать о нем по-другому. Расскажите ему о медицинских исследованиях иммунной системы, о том, как замечательно она работает и как может учиться новым реакциям. Если сможете, приведите пример человека, который расстался со своей аллергией.
Следующий шаг может потребовать некоторого времени. Какова вторичная выгода этой аллергии? У аллергии тоже есть своя выгода. Она может определять, что человеку есть, с кем дружить и куда ездить в выходные. Она может помогать ему избегать определенных ситуаций. Быть может, ею пользуются, чтобы управлять другими людьми или привлекать к себе внимание. Бывает, что аллергия на сигаретный дым оказывается надежным способом заставить кого-нибудь бросить курить, не прибегая к чрезмерной настойчивости. Человек, страдающий от аллергии, организует свою жизнь, руководствуясь распорядком получаемого медицинского лечения. Когда аллергия будет вылечена, ему придется вносить новый порядок в свою жизнь, принимать решения, изменить диету и обращать внимание на такие вещи, которые раньше оставались незамеченными. До тех пор, пока эти вопросы не будут решены, аллергия, скорее всего, будет продолжать свои действия.
Вы можете закончить, например, таким вопросом: "Если бы все эти вопросы (диета, ситуации и т. п.) разрешились удовлетворительно и ваша жизнь стала более наполненной, захотели бы вы расстаться с аллергией?". Внимательно прислушайтесь к любому сомнению, прозвучавшему в его интонации, и продолжайте лишь в том случае, если ваш партнер ясно ответит: "Да".
Далее, найдите какое-нибудь вещество, с помощью которого вы будете переучивать иммунную систему. Попросите партнера подумать о веществе, очень похожем на аллерген, но не вызывающем аллергическую реакцию. Например, у человека может быть аллергия на укусы пчел, но не муравьев, или на пыльцу трав, но не деревьев. Заставьте партнера полностью ассоциироваться с тем воспоминанием, когда он был в контакте с безобидным веществом. Следите внимательно за его дыханием, глазами и цветом кожи, чтобы сразу заметить любой признак аллергической реакции. Если такие признаки появились, выберите другое вещество.
Когда вы найдете хороший пример и партнер полностью ассоциируется с тем воспоминанием, когда он был в контакте с этим веществом, закрепите это состояние якорем, прикасаясь к определенному месту на его руке, отличному от "спасательного круга". Это будет "ресурсный якорь".
Теперь вы готовы начать учить его иммунную систему реагировать на бывший аллерген так же, как она реагирует на безобидное вещество. Аллерген является якорем для аллергической реакции, а вы замените его новым якорем для нейтральной реакции. Во время этой операции вы должны защитить своего партнера от аллергической реакции, поэтому попросите его диссоциироваться, наблюдая за самим собой через стеклянный или пластиковый прозрачный экран. Попросите его сделать этот экран воздухонепроницаемым и достаточно толстым для того, чтобы он не пропускал аллерген. Используйте при этом ресурсный якорь, прикоснувшись к руке партнера, и попросите его увидеть самого себя по другую сторону экрана в такой ситуации, где ему может встретиться аллерген. Пусть он очень постепенно вводит аллерген в пространство по ту сторону от экрана. Необходимо, чтобы он смотрел на самого себя, расположенного с другой стороны экрана и чувствующего себя совершенно спокойно в контакте с бывшим аллергеном. Продолжайте держать ресурсный якорь. Наблюдайте за партнером очень внимательно и остановитесь сразу же при первых признаках аллергической реакции.
Когда он сможет видеть себя, не проявляющего никаким аллергических реакций в присутствии аллергена, вы будете близки к завершению. Попросите партнера позволить экрану раствориться и исчезнуть. После этого пусть он перенесет изображение самого себя, спокойно относящегося к присутствию аллергена, из-за экрана обратно в свое собственное тело и объединится с ним.
И последнее - проверка. Уберите ресурсный якорь и попросите партнера представить себе присутствие аллергена прямо сейчас; заметьте, появляются ли какие-нибудь признаки старой аллергической реакции. Обычно она пропадает совсем или уменьшается в значительной степени.
После этого пусть он представит себе свой контакт с аллергеном в будущем. Это последняя проверка, и в НЛП она называется "присоединение к будущему". При этом человек мысленно проигрывает новую реакцию в воображаемой будущей ситуации. Внимательно следите за любыми проявлениями старой аллергической реакции.
Лучше всего, если вы проверите аллергическую реакцию прямо на месте, если это возможно, уместно и ваш партнер дал согласие. Будьте особенно осторожны, если прежняя аллергическая реакция была сильной. Пусть безопасность станет основным вашим критерием.
Мы оба с успехом применяли эту технологию. Один наш коллега применил ее на себе и вылечил самого себя от целого букета аллергий, которые раньше выводили его из строя на несколько дней.
Ниже мы приводим краткое описание этой технологии.
1. Установите якорь "спасательный круг". Это такое приятное воспоминание, к которому человек может вернуться во время процедуры, если возникнет какое-то беспокойство. Закрепите его прикосновением к руке. Прервите это состояние.
2. Проведите калибровку признаков аллергии. Попросите человека очень ненадолго представить себе присутствие аллергена. Проверьте наличие признаков аллергии (влажные глаза, изменение цвета кожи, изменение дыхания), чтобы вы оба смогли узнать их снова. Прервите это состояние.
3. Объясните ошибку иммунной системы. Объясните смысл этого процесса и его медицинское обоснование.
4. Проверьте самые разнообразные последствия. Как изменится его жизнь без аллергии? Какие полезные сопутствующие явления несет с собой аллергия? Найдите способ сохранить эти преимущества даже после излечения аллергии. Возможно, вам потребуются новые способы, которые позволят справляться со стрессовыми ситуациями.
5. Найдите ресурс. Он должен как можно больше походить на аллерген, но не вызывать аллергическую реакцию. Попросите человека ассоциированно представить себе контакт с этим безобидным веществом. При этом не должно возникать никаких проявлений аллергической реакции. Поставьте ресурсный якорь на это состояние, прикоснувшись к руке, и держите этот якорь до тех пор, пока не завершится весь процесс.
6. Помогите пациенту диссоциироваться. Один из лучших способов сделать это - предложить ему увидеть самого себя по другую сторону прозрачного экрана.
7. Пусть он представит себе введение аллергена за экраном. Он постепенно вводит аллерген в пространство за экраном и наблюдает себя, реагирующего нормально на аллерген.
5. Верните образ обратно в тело. Пусть пациент рассеет экран и объединится со своим изображением.
9. Проверка и присоединение к будущему. Попросите пациента представить себе будущие ситуации, в которых он будет находиться в контакте с аллергеном, и обратите внимание на любые проявления аллергической реакции. Если это возможно и уместно, проведите реальную проверку аллергии с тем веществом, которое прежде вызывало эту реакцию. Будьте осторожны!
Это хороший пример подхода НЛП в работе со здоровьем. НЛП весьма практично. Очень важным является установление раппорта с тем человеком, которого вы лечите.
Сначала вы определяете его настоящее состояние, затем формируете желаемое. После этого тщательно проверяете последствия планируемого изменения.
Следующий этап - найти ресурс, который поможет совершить переход из настоящего состояния в желаемое.
В конце вы делаете проверку и присоединение к будущему. Процедура оказывается успешной, если пациент получает желаемый результат.
Фактически вы предоставляете возможность человеку оказывать влияние на свою иммунную систему посредством своих мыслей, а вы своими словами воздействуете на его мысли. В словах скрывается огромная сила, они придают форму нашему мышлению о своем здоровье.
А каким образом это происходит - предмет следующей главы.
ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
"Важно знать, у какого пациента возникла болезнь, а не какая болезнь возникла у пациента".
Сэр Вильям Ослер
"По-видимому, Бог не поместил рецептор опиата в наш мозг для того, чтобы мы смогли в конце концов узнать ценность опиума".
Кэндейс Перт
"Некоторые пациенты, каким бы опасным ни было их состояние, выздоравливают просто от того, что получают удовлетворение от общения с добродетельным доктором".
Гиппократ
"Взаимоотношения между доктором и пациентом напоминают тесные дружеские отношения. Они предполагают не только знания со стороны терапевта, но и симпатию. Этот аспект медицинской практики относят к разряду искусства. И все-таки, я полагаю, было бы более точным назвать его квинтэссенцией" .
Бюллетень госпиталя Джона Хопкинса
ГЛАВА 7. МЕТАФОРЫ ЗДОРОВЬЯ
Чтобы передать смысл, мы пользуемся сравнениями, рассказываем истории и делимся опытом. Такие сравнения, аналогии и истории в НЛП называются "метафорами" (с греческого - "перенос") и сами по себе тоже являются метафорами. Метафоры не могут быть истинными или ложными; это просто способ мышления - иногда полезный, а иногда ограничивающий.
В метафоре содержится больше смысла, чем в простом описании. Можно думать о метафоре, как о голограмме: когда вы выбираете фразу, которая передает метафору, большая часть подразумевается, она присутствует, но не произносится вслух Это - как подводная часть айсберга.
МЕДИЦИНА КАК ВОЙНА
Сейчас мы попадаем в переделку, в которой участвуют различные метафоры здоровья. Господствующая медицинская метафора - это не баланс, а война. Здоровье описывается главным образом как успешная защита от постоянных нападений извне. Мы используем военный словарь столь естественно, что даже не задумываемся об этом. На вас постоянно нападают "чужеродные захватчики": болезнетворные микроорганизмы пытаются "проникнуть" внутрь и вызвать заболевание. Необходимо постоянно быть настороже. Тонизирующие средства и витамины могут "укрепить защитные свойства организма". Выздоровление означает "сражение" с болезнью, "борьбу" с недомоганием. У вас могут быть внезапные "приступы" или "схватки".
Присмотритесь и прислушайтесь к рекламе огромного арсенала лекарств, находящегося на вооружении у современной медицины. Многие из них содержат в своих названиях такие части, как "анти-", "контра-", "противо-". Некоторые "борются" с болью и пытаются "подавить" ее. А после окончания войны организм восстанавливает "разрушенное" болезнью здоровье.
А наша иммунная система? Это должна быть наша самая секретная служба безопасности для борьбы с организованной инфекцией. Она патрулирует тело, бдительно охраняя его от вторжения злоумышленников. Она нападает на них, убивает и затем выбрасывает останки. Здоровье - это постоянная готовность к отражению нападения бессовестных микроорганизмов, это организм в состоянии осады. Борьба с инфарктом и война с раковыми заболеваниями ведутся с привлечением огромных оборонных резервов с целью создания все более и более сложного аппарата и лекарств для нанесения поражения врагу, несмотря на те исследования, которые показывают, что мы сами в состоянии создать эти условия у себя. Мы уже проникли в лагерь врагов.
Битва не может быть выиграна, если вы воюете за обе стороны одновременно.
ГОСПОДСТВУЮЩАЯ МЕДИЦИНСКАЯ МЕТАФОРА:
ЗДОРОВЬЕ-ЭТО ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА
1. Мы существуем отдельно от окружающей обстановки.
2. Мы выдерживаем атаки внешних сил, над которыми у нас нет никакого контроля.
3. Организм постоянно находится в состоянии осады.
4. Сохранение здоровья - это борьба.
5. Мы побеждаем в битвах, убивая болезнетворные микроорганизмы.
6. Организм - необычайно сложный аппарат, и только военные эксперты (врачи) допускаются к работе с ним.
7. Иммунная система - это убивающая машина.
8. Прогресс в медицине подразумевает более совершенное вооружение и более сильные лекарства для борьбы с болезнями.
9. Даже умея побеждать в битвах, мы в конечном счете проигрываем войну, потому что умираем.
Метафоры не могут быть ни правильными, ни ошибочными, но у них есть последствия. Каковы последствия того, что мы действуем, как будто военная метафора является верной? Как она влияет на наше мышление? Во-первых, она притягивает наше внимание к болезни, а не к здоровью. Если вы находитесь в состоянии осады, вы, естественно, будете настороженно смотреть вокруг, ожидая нападения врагов. Поэтому мы смотрим наружу, а не внутрь. Это подталкивает нас полагаться на мнение профессионалов, как будто они управляют нашим собственным здоровьем.
Мы можем стать диссоциированными (отстраненными) от своего собственного здоровья. Хирургическая операция - крайняя форма диссоциации от частей нашего тела. Мы буквально отделяемся от них. Как следствие военной метафоры, мы слишком сильно полагаемся на способность медицины ремонтировать повреждения с помощью лекарств и хирургических вмешательств и совершенно игнорируем то, что многие военные специалисты считают величайшим военным искусством -вступать в битву лишь в случае крайней необходимости.
Как можно по-другому использовать метафору борьбы? Как бы мы реагировали на болезнь, если бы это была враждебная попытка захвата власти со стороны другой компании? Как бы вы тогда разрабатывали план нападения на них? Ведь могут существовать более цивилизованные способы, чем убийство их главаря и бомбардировка штаба объединенного командования.
Боевые искусства - вот еще один способ мышления. Как можно было бы поддерживать здоровье изящно, используя силы оппонентов против них самих? Хотелось бы вам стать черным поясом в здоровье?
Что все великие генералы говорят о победах в войне? Знай своего врага. "Военное искусство" ("The Art of War") - самый старый военный трактат в мире. В нем Сун Цзу писал: "Если вы знаете врага и знаете себя, вам не стоит опасаться за исход сотни битв. Если вы знаете себя, но не знаете врага, то на каждую вашу победу будет приходиться одно поражение. Если же вы не знаете ни врага, ни себя, вы будете тер петь поражение постоянно".
Поэтому все еще оставаясь в рамках военной метафоры, вы можете принять на себя командование битвой за здоровье. Старайтесь узнать как можно больше о каждой своей болезни - из книг, задавая вопросы, обращая внимание на свой организм. Перестаньте быть капралом и начните действовал как генерал: это ваша армия, и ее необходимо возглавить.
Болезнь может очень многому научить нас. Часто мы пытаемся поколотить ее и добиться подчинения с помощью лекарств, не поняв ни ее, ни свои реакции на эту болезнь И возникают последствия (прямо как в настоящей жизни): враг возвращается еще более окрепший, и лекарства могут уже нанести вред вашей собственной территории, вашему собственному организму.
ЗДОРОВЬЕ КАК БАЛАНС: ЗАБОЛЕТЬ - НЕ ЗНАЧИТ СТАТЬ НЕЗДОРОВЫМ
Даже если вы можете воспользоваться военной метафорой, чтобы взять командование здоровьем в свои руки, мы предполагаем, что она уже устарела. Наши знания о себе и своем здоровье сделали ее устаревшей. Мы знаем, что внешность обманчива и что наше тело вовсе не отделено от всего остального миpa. Идет постоянный внутренний обмен с помощью воздуха и пищи. И обмен атомами: к концу года 98% атомов вашего тела обновляются. Внешние слои кожи сменяются раз в месяц. Мы выращиваем новый желудок каждые 10 дней и новую печень каждые два месяца. Какой-то разум заботится о нашем теле, постоянно обновляя его и поддерживая в нем жизнь. Сидя на берегу реки, вы никогда не увидите в ней одну и ту же молекулу воды, то же самое происходит и с нашим телом. Мы больше уже не можем думать, что болезнь приходит извне. Известно, что стиль жизни, питание и образ мыслей оказывают содействие таким современным убийцам, как рак и инфаркт. Мы не можем полностью защитить себя от мира. Мы просто являемся его частью.
"Здоровье как баланс" - это полезная метафора, которую мы уже использовали в предыдущих главах. Каковы последствия этой метафоры? Мы живем в равновесии с другими окружающими нас микроорганизмами, и инфекции показывают, что это равновесие может быть нарушено. Болезнь становится признаком того, что мы вышли из равновесия и что нам необходимо обратить внимание на самих себя. Чтобы заболеть, нет необходимости быть нездоровым. Болезнь может быть способом восстановления равновесия, точно так же, как температура является признаком здоровья, ускоряя работу иммунной системы с целью более быстрого выздоровления. Люди слишком многое поручают своему телу - они начинают болеть каждый раз, когда наступает очередной поворотный момент в их жизни. Их мысленные затруднения сразу же переводятся в физические болезни. Это также может быть признаком здоровья. Их старый образ существования сам собой оказался неуравновешенным, и симптомы болезни, возможно, являются частью перехода.
ЗДОРОВЬЕ КАК БАЛАНС
1. Мы являемся частью мира.
2. Здоровье представляет собой равновесие нашего способа существования и окружения.
3. Заболевание является признаком нарушения равновесия.
4. Заболевание может быть признаком здоровья - оно может восстанавливать равновесие.
5. Мы лучше знаем свое собственное тело, потому что мы знаем его изнутри.
6. Тело постоянно находится в контакте с микроорганизмами. Одни являются полезными, другие - вредными, а третьи могут вызывать особенные симптомы в чувствительных организмах.
7. Мы остаемся здоровыми, заботясь о самих себе и обращая внимание на сигналы своего тела.
8. Мы можем оказывать влияние на свои мысли, эмоции и окружение.
9. Иммунная система - это наше физиологическое "я". Она знает, что есть "я", а чего нет. Она удаляет антигены, сохраняя нашу целостность.
10. Выздоровление является естественным процессом. Нам может понадобиться внешняя помощь, если мы слишком сильно вышли из равновесия.
11. Мы всегда в некоторой степени являемся здоровыми постольку, поскольку мы постоянно так или иначе поддерживаем равновесие.
ВАША МЕТАФОРА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Различные метафоры предлагают различные способы мышления. Мы не собираемся убеждать вас в том, что существует "правильная" метафора, мы лишь хотим помочь вам найти ту, которая будет работать для вас. Вы сами сможете решить, с какой вам жить. Она может быть такой простой или такой сложной, какой вы захотите ее сделать.
Сначала осознайте ту, которая у вас уже есть. Итак, какова существующая у вас метафора здоровья?
Чтобы узнать это, закончите следующие предложения:
Здоровье похоже на...
Потому что...
То, как вы думаете о здоровье, будет влиять на смысл, который вы придаете болезни, и на то, что вы будете делать, если заболеете. Теперь завершите предложения:
Болезнь похожа на...
Потому что...
О чем эти метафоры говорят вам?
Что они позволяют делать?
Что запрещают?
Что еще должно быть верным, чтобы эти метафоры имели смысл?
Что общего между этими метафорами?
Просто отметьте, что представляют собой ваши метафоры. И пока не пытайтесь изменять их.
Когда вы исследуете их, может быть, вам захочется иметь другую метафору или обогатить ту, которая у вас уже есть.
Подумайте немного.
Каким бы вы хотели представлять себе свое здоровье?
Я хочу, чтобы мое здоровье было похоже на...
Потому что...
Какое значение будет у этой новой метафоры? Как бы вы стали действовать, если бы новая метафора стала верной для вас?
Вы. можете также изменить свою метафору о болезни:
Я бы предпочел, чтобы болезнь была похожа на... Потому что...
Может быть, вам сразу удастся найти удовлетворительную метафору. Если это трудно сделать, просто отвечайте, называя ту вещь, которая первой пришла в голову. Например:
Здоровье похоже... на безудержный смех.
Потому что... при этом хорошо себя чувствуешь.
А теперь на что похож безудержный смех?
Безудержный смех похож... на вдох свежего воздуха.
Потому что... он меня взбадривает.
Вы можете продолжать цепочку метафор до тех пор, пока не найдете подходящую. Интересно сравнить вашу старую и новую метафоры. Предположим, вашей старой метафорой здоровья была борьба, а новая - это глоток воды из чистой речки. Как они связаны между собой? Что между ними общего? Если бы вам пришлось составить историю, которая начиналась бы с борьбы и заканчивалась глотком воды из чистой речки, то как бы это могло произойти? Каким образом борьба могла бы превратиться в глоток воды? Эта история может быть настолько фантастической, насколько хотите, и в ней могут быть спрятаны ключи к вашему здоровью. Это ваше путешествие из настоящего состояния здоровья в желаемое. Метафоры не могут быть рациональными, но мы думаем, что вы обнаружите в них какую-то свою логику.
ВОПЛОЩЕННЫЕ МЕТАФОРЫ
Какая метафора есть у вас для своего тела? Закончите эти высказывания:
Мое тело похоже на...
Потому что...
Просто отметьте для себя, что это такое и какой смысл в этом есть. Вы всегда сможете изменить это, если захотите.
Каков смысл этой метафоры? Отличается ли она в тех случаях, когда вы хорошо себя чувствуете и когда болеете? Каким образом врачи встраиваются в эту метафору? Вам удобно с этой метафорой? Существует ли метафора для вашего тела, которую вы предпочли бы иметь?
Я хочу, чтобы мое тело было похоже на...
Потому что...
Если бы ваше тело стало таким, как бы вы стали смотреть на врачей и медицинское лечение?
Предположим, что вашей первой метафорой было тело, похожее на храм, а вы бы хотели, чтобы ваше тело было похоже на золотой поток. Каким образом храм может быть преобразован в золотой поток? И снова история путешествия от одного образа к другому подскажет вам ресурсы, необходимые для этого изменения.
АВТОМОБИЛИ И ТРУБОПРОВОДЫ
Какова существующая метафора для вашего тела? Многие подразумевают при этом нечто механическое, а следовательно, безжизненное. Они представляют тело в виде объединения частей, а не органического целого. Медицинское лечение находится под влиянием господствующей метафоры. Весьма популярна водопроводная метафора - тело представляет собой хитросплетение трубок, переносящих воздух и жидкости.
Что вы делаете, когда водопровод выходит из строя? Вы вызываете водопроводчика, чтобы тот починил его, отрезая и заменяя куски труб или спустив воду из системы и задав ей хорошую чистку. Он может перекрыть одни трубы и присоединить другие. Эта метафора довольно ограничена, но может быть полезной. Шунтирование коронарных сосудов похоже на это. Когда артерия, которая поставляет кровь к стенке сердечной мышцы, оказывается блокированной, необходимо провести обводной канал или заменить ее веной, взятой из нижней части ноги. У этой операции могут быть свои достоинства, но некоторым пациентам это не продлевает жизнь.
Иногда о теле думают, как об автомобиле. "Подумайте о своем теле, как о суперавтомобиле,- читаем мы в книге.- Если вы едете не слишком быстро и отправляетесь не слишком далеко, заправили его хорошим горючим, регулярно проводите техосмотр и, может быть, даже моете от случая к случаю, то вы предотвратите проблемы перед тем, как они появятся все разом". Кроме того, вы можете "покататься" в выходные, чтобы "подзарядить батареи".
Каким образом вы поддерживаете в порядке водопроводную систему? Как вы заботитесь о своем автомобиле? Прошло то время, когда мы думали о хирургах как о мясниках, но что вы думаете о них в качестве автомехаников или слесарей? Доктор как плотник? Телемастер? Егерь? Военный стратег?
ЯЗЫК ОРГАНОВ
Слова выражают мысли, а мысли воздействуют на наше тело, иммунную систему и здоровье. Что наши слова говорят нам о том, как наши мысли действуют на организм?
Слова выражают наши внутренние состояния и в точности отражают наш способ мышления о своем теле. Но мы выражаем себя не только с помощью слов, но и с помощью самого тела. Слова и язык тела - это два различных способа говорить одни и те же вещи. Наше тело может выражать внутреннее состояние морщинками смеха или нахмуренными бровями.
У нас есть целая группа метафор о своем теле, которую называют "языком органов" - в них участвуют части тела. Вы когда-нибудь думали о том, что кто-то является вашей "головной болью"? Это слова, которые напоминают вам какое-то чувство. Некоторые люди выражают раздражение по-другому. Они получают настоящую головную боль. Такие слова могут стать пророчествами: они выражают мысль, а мысль действует на тело. Они как накликанное на самого себя проклятие.
Мы поражаемся, как упорно люди повторяют определенные ключевые фразы. Мы не утверждаем, что вам следует вовсе избегать фраз такого рода, чтобы они не превратились в правду. Это такие привычные, упорно повторяемые, навязчивые метафоры, которые могут причинить вред. Слова разрушают тело подобно волнам, размывающим утес. Осознание языка органов - это первый шаг к пониманию того, что ваше тело не отражает слова по-своему.
Вот некоторые распространенные метафоры тела:
Это беспокойство просто поедает меня.
Это сводит меня с ума.
Он просто под кожу лезет.
Он сгорит на такой работе.
Обида гложет ее.
Вы делаете меня больным.
Это действует мне на нервы.
Эта работа просто убивает меня.
Дети - моя головная боль.
Ты слишком мягкотелый для этого.
Это сжигает меня изнутри.
Это вам боком выйдет,
Не пользуйтесь этим как костылем.
Это давит мне на грудь.
Они выкручивают мне руки.
У нее комок в горле застрял.
Он глотает слова.
Это слишком большой кусок, чтобы его сразу проглотить.
Мне трудно дышать в этой атмосфере.
Это разрывает мне сердце.
От этого у меня сохнут мозги.
Он пьет мою кровь.
Я из кожи лезу вон.
Я это печенкой чувствую,
Эта речь режет мне слух.
Я сохну по нему.,
Мое сердце обливается кровью.
У меня кровь стынет в жилах.
Я почувствовал сердце в пятках.
Он говорил со мной стиснув зубы.
Меня прошиб холодный пот.
Выброси его из своего сердца.
Он мелет языком.
У меня искры из глаз посыпались.
Мое сердце выпрыгнет из груди.
Он разбил мое сердце.
Я это кожей чувствую.
У него язык без костей.
ДИАГНОЗ: УБИВАЕТ ИЛИ ЛЕЧИТ?
Диагноз тоже показывает силу слов. Он похож на магическое заклинание: срывает завесу таинственности и называет неизвестное. Это первый шаг в процессе лечения. Когда врачи ставят диагноз, они говорят: "Да, нам известно это состояние, мы сталкивались с ним раньше, вы не единственный такой". Слова могут работать как плацебо.
Диагноз может быть и проклятием. Для многих людей слово "рак" является смертным приговором. Огромная сила заключена в этих трех буквах. Некоторые люди приравнивают диагноз рака или СПИДа к неизбежной смерти, теряют всякие надежды и отказываются бороться за жизнь, поэтому такой диагноз может действовать как крайне негативное плацебо.
Есть впечатляющая история, рассказанная Бернардом Лоуном, профессором кардиологии в Гарварде, который сопровождал своего шефа во время клинического обхода. Начальник Лоуна осматривал женщину средних лет, у которой была сердечная недостаточность. Обратившись к своим студентам, он сказал: "У этой дамы TS" - и перешел к следующему больному. Женщина сразу забеспокоилась. Она сказала Лоуиу, что, "о ее мнению, TS означало "terminal situation" - смертный приговор. Лоун пытался переубедить ее, что эти буквы значат "tricuspid stenosis", что означает сужение сердечного клапана. У нее развились сильные застойные явления в легких, и она умерла в тот же день от остановки сердца.
Диагноз - это ответ врача на загадку симптомов пациента, и порой врачи позволяют этим головоломкам взять власть над пациентом. Диагноз может превратиться в идентификационный ярлык в больнице, где врачи могут, ссылаясь на пациента, использовать название его симптома, а не фамилию: "Аппендэктомия на 10-й койке". Такое обращение обезличивает больного в то самое время, когда он как никогда нуждается в мобилизации всей энергии и сил своей личности. Если вы состоите на учете у врача, не позволяйте диагнозу стать вашей идентичностью. Например, люди с повышенным кровяным давлением могут начать думать о себе как о "гипертониках", позволяя медицинскому диагнозу управлять всеми аспектами своей жизни. То же самое происходит с теми, у кого диабет. Диабет накладывает определенные ограничения и трудности, но существует огромное различие между высказываниями: "Я - человек, у которого диабет" и "Я - диабетик".
Диагноз может создавать новые болезни и тем самым признавать законным лечение. В 1976 году в редакционной статье журнала "Lancet" действительно ставился вопрос: "Является ли горе болезнью?". А далее следовал призыв к более свободной продаже транквилизаторов людям, пережившим утрату!
НОМИНОМАНИЯ
Медицинский ярлык, в особенности если он выражается сложным латинским названием, ставит печать респектабельности, которой это состояние может не заслуживать.
На самом деле медицина создает болезни. Например, в XIX веке рабы в южных штатах Америки страдали, как тогда думали, от вспышек болезни, которую называли "drapetomania" (от латинского drapeta - сбежавший раб). Основным симптомом этой "болезни" было непреодолимое желание сбежать - совершенно не поддающийся объяснению медицинских авторитетов того времени, а следовательно, патологический процесс. Другими "симптомами" были недобросовестное выполнение порученной им работы и небрежное обращение с инструментом. Использование психиатрических ярлыков для задержания и "лечения" диссидентов в бывшем Советском Союзе представляет собой более недавний пример медицины под личиной политической власти. Вероятно, врачи подвержен "номиномании" - непреодолимому желанию подвешивать ярлыки на состояния.
|