Филатова Екатерина «Искусство понимать себя и окружающих»

Конфликтные ситуации он предпочитает решить путем компромисса. Но там, где речь идет о принципиальных вопросах, он своих позиций не сдает.

Характерные качества его натуры очень ярко проявляются в семье. Он — хороший хозяин и семьянин, неторопливый, основательный и надежный. Ему очень важно обеспечить свою семью материально, иметь в доме достаточный запас продуктов, одежды, обуви для всех домочадцев. Бывает, что ему нравится возиться с детьми и опекать их: ребенок не может травмировать его «больную» функцию КНС (ЧЭ): дети иногда огорчают нас, но редко уязвляют... Очень часто СЛИ — хороший воспитатель, сдержанный и разумный. Слабого он склонен взять под свою спокойную и надежную защиту.

Он не чурается домашних дел, любит их, может сам красиво и тщательно отремонтировать квартиру, упорно и основательно строить дом, работать на огороде... Только не надо его подгонять и понукать, это его раздражает.

Сенсорно-логический интроверт рассказывает о себе, и другие — о нем

Еще когда я ходил в детский сад, то очень старался, чтобы, мои рисунки были похожи на то, что я изображал. Однажды нашей группе дали задание нарисовать автомобиль, и все ребята закрасили колеса, как и кузов, параллельными штрихами, а я — круговыми. Колесо оно и есть колесо... Когда мне покупали в детстве игрушки, которые оказывались немного кривыми или несимметричными, то я их старательно выпрямлял, чтобы все было как настоящее.

В школьные годы я увлекся выращиванием цветов. Во дворе у нас росло много георгинов, гладиолусов, кустов роз. Я всеми силами старался украсить наше жилище, наш двор, поэтому посадил у стены плетистую розу. А сейчас у меня еще одно увлечение: я создаю композиции из сухих цветов. Чтобы научиться этому, я посещал специальные занятия на станции юннатов. Люблю бродить по лесу, искать ветки, сухие трутовики интересной формы... Все это я использую в своих композициях.

В первом абзаце этого небольшого рассказа перед нами, конечно, реалист-практик. Никаких фантазий, оторванных от реальности! Все должно быть взаправдашним. Предметная достоверность — это именно и есть сочетание логики и сенсорики. Интуиция тут явно проигрывает.

Второй же абзац прекрасно иллюстрирует работу ведущего блока: чтобы сделать мир прекрасным (БС), нужно тщательно и аккуратно выполнить конкретную работу (ЧЛ).

В детском саду я был безынициативным и стеснительным, боялся подать голос. Мне нравилось лепить из пластилина, рисовать. Самой интересной была игра в «Конструктор». Еще я получал удовольствие от созерцания строя игрушечных солдатиков, любил мастерить для них боевые машины. Чистым удовольствием было возводить дворцы и разные башни из брусков дерева, кубиков и других деталей.

В школе я почувствовал себя самостоятельнее, начал заниматься спортом, причем сразу в двух секциях — по классической борьбе и дзюдо. Позднее занялся карате, ушу. Потом увлекся лыжами. Фантазировать я не умею. Помню, на уроке рисования в школе была свободная тема, и я сидел, чувствуя себя полным идиотом, не мог придумать, что изобразить. Зато рутинная работа меня не пугает. Если, например, я вижу возможность решения задачи «в лоб», то, хоть оно и длиннее, я его предпочту любому «изящному» решению, требующему каких-то специальных усилий фантазии.

Люблю что-то делать своими руками. Но здесь мне не хватает изобретательности и усидчивости: до сих пор я не сотворил ни одной стоящей вещи. В то же время грубая, «неювелирная» работа мне довольно хорошо удается, — например, из старого разваливающегося стола я соорудил вполне надежно стоящую тумбочку.

Я довольно упрям, но лишь в принципиальных вопросах. Бывает так, что мне приводят аргументы против моих мыслей, мне нечего на них возразить. В таких случаях я молчу, но в душе остаюсь не переубежденным. Потом я долго вспоминаю разговор и пытаюсь мысленно доказать правильность моих идей.

По натуре я — консерватор. Мне не по душе многое, что творится в стране сейчас: прошлая «социалистическая» жизнь вспоминается в светлых тонах. Мне и вокруг себя трудно изменить ситуацию...

Пожалуй, чаще всего я бываю замкнут и молчалив. Одиночество представляется мне более естественным состоянием, чем общество даже самого близкого человека.

Обратите здесь внимание, опять-таки, на стремление СЛИ сделать все соразмерно-красивым (первый абзац), и на хорошее ощущение своего тела: сенсорный логик вполне может быть хорошим спортсменом. Ему свойственна некоторая «сенсорная прямолинейность», но при этом, похоже, он ничего не в состоянии планировать для себя в далекой перспективе, он как бы плывет по течению, — в этом, несомненно, сказывается иррациональность СЛИ. Он низкоэнергетичен — этим, в частности, объясняется его плохая усидчивость, — и вместе с тем ему свойственно определенное внутреннее упорство. Сенсорные логики вообще хорошие реалисты и сдвинуть их с «трезвого и объективного» взгляда не так-то легко, а СЛИ, в силу его инертности, тем более. Многие представители этого психотипа не верят вообще в существование чего-либо, что нельзя собственными глазами увидеть или собственными руками потрогать.

Своих чувств я, как правило, напоказ не выставляю, боюсь, что над ними могут посмеяться. Если, например, мне посчастливилось получить в подарок вещь, о которой я давно мечтал, — я не буду визжать от восторга и прыгать, как моя сестра. Улыбка на моем лице, конечно, будет сиять, но не для всех, а где-нибудь в тихом углу, куда я постараюсь скрыться, чтобы побыть там наедине с восхитившей меня вещью.

Я люблю делать несколько дел сразу и очень горжусь этой своей способностью. Для меня привычно мастерить что-то одно, а продумывать уже что-то следующее, но за бесполезное дело я ни за что не возьмусь. Если же я собрал все сведения о каком-то деле и убедился в том, что оно мне по силам и что это вещь нужная , — тогда, конечно, я сделаю его хорошо, более того, постараюсь довести до совершенства. Мой отец как-то сказал обо мне: «Соглашается делать редко, но если уж начнет, то можно не беспокоиться, все будет выполнено в лучшем виде!» Вообще-то я человек очень упорный. Решив поступать на математический факультет университета, я в старших классах школы много занимался и в итоге занял первое место на Республиканской олимпиаде, несмотря на то, что вообще-то мне не слишком нравится заниматься математикой. А теперь вот появилась огромная тяга к языкам. Английский, испанский, французский, японский, португальский... Этим занятиям я отдаю все свободное время, иногда по 5-6 часов в день.

Обратите внимание: этот рассказ начат с «болевой функции»!

Конечно, боязнь выставлять на показ свои чувства связана именно с тем, что экстравертная этика расположена у СЛИ в «болевом» 3-м канале. Способность начинать несколько дел сразу — типичное свойство иррациональных сенсориков. А неприязнь к «бесполезным» делам — хорошо нам знакомый уже сенсорно-логический прагматизм... Обратите также внимание и на нелюбовь рассказчика к математике: для деловой логики Габена это чересчур абстрактная наука (другое дело — языки!).

Д. я бы назвал изобретательным, хотя изобретательством как таковым он не так уж часто занимается. Например, мучаясь из-за того, что у него нет миксера и ему не удается сделать настоящий торт «птичье молоко», он додумался согнуть стальную проволоку в виде сбивалки и вставил ее в патрон электродрели. Миксер получился прекрасный, им можно даже взбивать и тесто! Вообще он любит всякие приспособления, например, устройство, автоматически включающее приемник, стоящий в другом углу комнаты.

На столе у Д. страшный беспорядок, — так думают многие. Сам же он считает это осмысленным и полезным порядком, гораздо более удобным, чем ровные стопки «правильно» расположенных книг. Ведь на столе — все книги, с которыми он часто работает, и ему не надо их долго искать.

Д. своеобразно относится к окружающему его миру. С материальным миром он, безусловно, на «ты». Отношения же с людьми можно было бы охарактеризовать так: он не любит спрашивать, беспокоить, но любит, когда его спрашивают.

В этом отрывке, несомненно, на первом месте — стремление СЛИ сделать для себя собственными руками удобную вещь. Второй абзац очень удачно иллюстрирует иррациональность СЛИ, а последний — боязнь оказаться неуместным со своими эмоциональными притязаниями (болевой характер эмоций).

Н. прекрасно читает лекции, умеет выделить главное, материал излагает очень четко. Готовясь к лекции, пишет подробно весь текст: он всегда лежит перед нею. Некоторые преподаватели демонстративно импровизируют, не имея перед собой конспекта. Ей же не хочется ничего демонстрировать, главное — не ошибиться, лучше вовремя свериться с конспектом, чем рисковать запутаться в вычислениях.

При этом Н.очень хороший методист, она продумывает все мелочи изложения, вплоть до изменения громкости и тембра голоса. Если работает с первокурсниками, то одновременно учит лучшему способу записи лекций. Заботится и о том, чтобы студенты не слишком утомлялись, вовремя прерывая рассказ для демонстрации интересного опыта...

Чтение лекций СЛИ — всегда очень красноречивая разновидность его работы. Тут особенно видна тщательность и продуманность всех деталей. «Потребителю» должно быть удобно — вот идеальная цель СЛИ.

На меня давить нельзя. Любое давление вызывает во мне жуткое противодействие. Недавно у нас было заседание кафедры. Заведующий, человек авторитарный и резкий, указал мне на отсутствие многих преподавателей и потребовал в угрожающей форме, чтобы я, как секретарь кафедры, за ними немедленно сбегала. Я спокойно ответила, что всех обзвонила, что все обо всем знают, и осталась сидеть на месте. Он вынужден был послать другого — всегда найдутся желающие выслужиться.

Однажды я ассистировала профессору — нужно было продемонстрировать химический опыт, но похоже, что реактивы оказались старыми: опыт не удался. Профессор при студентах меня грубо выругал.

Я тут же ушла и даже под угрозой увольнения не вернулась в аудиторию. Позже я перешла на другую работу. Никому не могу позволить публично меня оскорблять! Но в общем-то конфликтовать я не люблю. Если все-таки конфликт неизбежен, я предпочитаю его не замазывать, а разрешить: желательно — разумным, мирным путем.

Тут любопытно вот что: поведение волевой сенсорики, которая у СЛИ расположена в теневом кольце. При необходимости он способен эффективно защитить дорогие его сердцу идеи и собственное достоинство. На СЛИ поэтому опасно «наезжать» (изводить, на чем-то слишком настаивать, «припирать к стенке», тем более публично унижать), — он может сильно вспылить и выдать реакцию, непредсказуемую для него самого.

Я часто ощущаю, что время у меня ограничено, поэтому не хочу разбрасываться, даже не позволяю себе долго обедать. Возможно, это происходит еще и оттого, что я долго настраиваюсь на работу, но зато потом долго нахожусь в состоянии рабочего напряжения, могу работать по многу часов, с утра и до вечера. Если вдруг сделаю днем большой перерыв (например, на обед), потом трудно снова мобилизоваться и сосредоточиться.

Отдыхаю я лучше всего, когда я одна. Люблю читать романы, когда дома никого нет. Если мне плохо — спасаюсь чтением романов Тургенева, Толстого, многократно могу перечитывать «Сагу о Форсайтах». Но никогда не могу читать на работе или в транспорте.

Домашним хозяйством заниматься не люблю, но приходится: я ощущаю сильный дискомфорт, когда вижу кругом пыль: она меня раздражает, все время лезет в глаза...

Вышеприведенный отрывок иллюстрирует, опять-таки, «инерционное» свойство психики СЛИ (трудно быстро включиться в работу и так же трудно быстро из нее выключиться), а также особое свойство сенсорики ощущений в первом канале: человек не может жить в грязи и в пыли именно потому, что такая жизнь — неудобна и некомфортна.

Летом какое-то время я работаю в саду. У меня там нет никаких ровных грядок, нет правильности, параллельности и перпендикулярности. Если малина вылезла не в том месте, в каком нужно, — трогать не буду, пусть себе растет. Дорожки у меня все проложены зигзагом, чтобы не помешать растениям, которые выросли еще раньше. Не люблю вырывать растения, которые садоводы сочли бы лишними. Хоть я и знаю, что урожай получу меньше, мне жалко лишать растения жизни. Также я не люблю, когда кто-нибудь приходит в мой сад: могут нечаянно поломать растения, да и, к тому же, начнут указыватькак, где и что надо сажать... А по мне — пусть растет где само хочет.

Таким образом СЛИ ставит как бы заградительную стенку между собою и миром людей: «Не тронь меня!» Но в то же время он и сам не хочет никому навязывать свою волю, даже растениям в своем саду. Он достаточно ценит независимость, — как свою, так и чужую.

Когда в нашем НИИ предлагают заняться новой темой, мои коллеги обычно бегут в библиотеку, изучают литературу... Я их понимаю, но сам так не делаю. Новый вопрос мне нужно сперва изучить не абстрактно, а, так сказать, эмпирически. Например, когда мы стали заниматься нитридом кремния, я вначале стал подбирать условия его получения, режим технологии, методы индексации. Лишь после того, как я почувствую новый материал «в руках», — возникает необходимость и знакомства с литературой, чтобы подкрепить собственные наблюдения. Такой путь, может быть, медленнее, но зато надежнее. Вообще в исследованиях я люблю просмотреть множество вариантов образцов, измерить различные зависимости, чтобы размерность исследований была максимальной.

Меня никогда не удовлетворяют фразы типа «можно показать, что...», я всегда должен точно знать, как получить результат. Вообще редко верю чужим данным, предпочитаю во всем убедиться на опыте, обычно стремлюсь сам все проверить и поварьировать.

Но, правда, частенько я довольно долго собираю материал для работы, медленно все обдумываю, подготовительный период у меня из-за этого сильно затягивается. Когда же все сроки истекают и меня, что называется, прижмет, — тут я обычно развиваю бешеную работоспособность и могу создать что-то стоящее.

В общении с людьми — чувствую себя спокойнее, если на меня никто не обращает внимания, но я с любопытством, смотрю на других... Если это какое-то праздничное сборище — у меня нет никакого желания участвовать в общем веселье, мне приятнее смотреть на все происходящее со стороны. В такие вечера я могу испытывать удовольствие просто от того, что другие радуются. Если же меня настойчиво стараются вовлечь в общее веселье, я стесняюсь и предпочитаю уклониться от этого.

Этот отрывок в подробных комментариях не нуждается. Действительно — самому потрогать, прочувствовать, испытать, — это и есть путь к истине для сенсорных логиков. Все, что бы они ни делали, должно быть надежным, с большим запасом прочности.

Последний абзац любопытен с точки зрения «болевой» — у СЛИ эмоциональной — функции: СЛИ боится активного эмоционального участия в компанейском веселье. Другое дело, когда эмоции ему предлагаются как бы в готовом виде, когда находится кто-нибудь, кто берет на себя труд эмоционального руководства ситуацией, — тут он охотно поучаствует, но и то «со стороны»...

Вообще, у моего мужа золотые руки. Когда нас поселили в эту комнату, мне было страшно даже себе представить, как здесь можно жить. С каким удовольствием и терпением он ввинчивал в бетонные стены шурупы, вешал полки, ремонтировал дверь и оконную раму, оформлял интерьер! Кроме того, собственными руками сделал довольно милый шкаф и великолепную красавицу-вешалку. В итоге наша маленькая комнатка может поспорить в уюте с некоторыми квартирами.

Иногда на меня наплывают романтические воспоминания, и я говорю: «А помнишь?.» На что мой муж отвечает только: «Да, помню». А когда мне хочется услышать какую-нибудь романтическую историю, пусть даже выдуманную, и я прошу, например: «Расскажи, что ты почувствовал, когда увидел меня», мой ненаглядный отвечает: «Я же тебе уже столько раз об этом рассказывал!», хотя этого ни разу не было, просто я ему задавала вопросы, а он лишь односложно отвечал. Он все, конечно, помнит и чувствует (я-то знаю), но не любит об этом говорить.

При этом у него есть дар преподавания: способность говорить для большой аудитории. Он может очень доходчиво объяснить что-нибудь, не раздражаясь и не повышая голоса, и я отлично вижу, что он сам получает от этого удовольствие. Он любит чувствовать себя комфортно. Вот звучит музыка из старенького магнитофона, слушать, в общем-то, можно. Но он обязательно заметит: «Правая колонка хрипит!», или: «Что-то низких частот маловато»... И начинает разбирать магнитофон, что-то там крутит, вертит, смазывает. По аналогичным причинам он разбирает радиоприемник, телевизор, миксер.

Пунктуален донельзя. Часы сверяет по три раза в день.

Любит мурлыкать под гитару знакомые песни. Его репертуар на 80 процентов состоит из спокойных, даже каких-то философских песен. Любит, когда я слушаю, как он поет, и требует, чтобы я заказывала, что бы ему еще исполнить.

Вспоминается один случай, происшедший недавно. Раньше мой муж очень часто носил меня на руках, но все же два с половиной года семейной жизни романтики поубавили, а мне с этим не хочется мириться, и однажды я ему говорю: «Я устала, понеси меня немножко». Конечно, с моей стороны это было легкомысленно, ведь мы оба возвращались домой с утомительной работы. Он отказался. Я, чтобы поддеть его, говорю: «Что, слабо?» Мой муж сразу стал серьезным и сказал мне довольно внушительно: «Никогда не надо на меня давить, а на ласку — пожалуйста, я всегда откликнусь». И действительно, давить на него бесполезно. Сделает наоборот, даже если при этом получится в сто раз хуже. Что поделаешь, — упрям.

3. Сенсорно-логический экстраверт (ESTP, Жуков, Организатор).

Установка ведущего блока СЛЭ: миром правит сила (ЧС — программная функция), и задача состоит в том, чтобы правильно рассчитать баланс сил и организовать нужное направление реализации (БЛ — реализация программы): только так можно победить.

Описание действия функций сильных каналов (ведущий блок)

ЧСпрограммная функция. Основные качества СЛЭ — волевой напор, неукротимая жажда деятельности, спортивный тонус и решительность. СЛЭ — именно человек действия; созерцание как способ жизни ему абсолютно чуждо. Он стремится во что бы то ни стало достигнуть поставленной цели, считая, что в средствах ее достижения не обязательно церемониться.

В борьбе он никогда не уступит инициативы. Если приходится выжидать, — может временно затаиться, но не упустит нужный момент для удара. Его воздействие главным образом силовое; зачастую он вообще не мыслит себе других способов решения своих (и чужих) проблем. Действуя с напором, он не жалеет себя ради успеха общего дела, способен полностью взять на себя руководство, непреклонно и жестко вести людей к выполнению поставленной задачи. Интересы дела отстаивает очень решительно, угрызения совести его не особенно мучают, если для достижения цели ему пришлось кого-то ущемить, наказать или обидеть. Когда желаемого не удается достигнуть прямо и быстро, он ищет обходные пути и своего непременно добивается.

Как правило, он — прирожденный лидер, организатор дела любого масштаба. Где бы он ни находился, чем бы ни занимался — можно быть уверенным, что рано или поздно он окажется руководителем. Его, правда, подводит иногда слишком сильный напор его волевой сенсорики: везде, где, по его мнению, что-то недовыполнено или недоработано, дело не обходится без его личного вмешательства. Будучи человеком энергичным и честолюбивым, СЛЭ полагает, что значимость каждого определяется тем положением в обществе, которого человек сумел в жизни добиться, поэтому он может оказаться нетерпимым, а иногда и грубым с теми, кто стоит по отношению к нему на более низкой ступени служебной лестницы. Может воспринимать человека никчемным, если тот не достиг подобающего места в социальной иерархии. Наоборот, те, кто обладает властью и весом в обществе, — достойны уважения.

Он никогда не смирится с положением побежденного. Если его заставили пережить унижение, может затаиться до тех пор, пока не соберет силы, чтобы отомстить: обид не прощает.

БЛфункция реализации программы. Чтобы одержать победу в борьбе, надо уметь выбрать главное направление, вовремя распознать ключевые звенья цепи. СЛЭ — самый трезвый реалист из всех психотипов, поскольку его сенсорное восприятие, соединенное с логическим анализом, при условии полноты информации, достаточно точно воспроизводит реальную картину мира.

СЛЭ логически трезво оценивает ситуацию, просчитывает далеко идущие последствия тех или иных событий. На веру ничего не принимает. Начиная дело, пристально обдумывает все возможности, собирает сведения обо всех аспектах задачи, выслушивает мнение окружающих, но окончательное решение оставляет за собой.

Прекрасно понимая, как лучше всего организовать работу, и видя неспособность других действовать так же оптимально и результативно, как это может делать он, СЛЭ взваливает на себя, кроме своих обязанностей, также и дела окружающих людей, к которым он относится с симпатией и уважением. Даже если такая (подчас мелочная) опека кого-то станет и раздражать, тем не менее рядом с этим человеком можно чувствовать себя защищенным, быть, что называется, «за каменной стеной».

В любой области деятельности для него важна быстрая и ощутимая отдача. Результат работы он хочет видеть, по возможности, в конкретно-материальном воплощении: построенный завод, запущенная ракета, завоеванный стратегический плацдарм, дача, квартира, машина...

Описание действия функций слабых каналов

БЭканал наименьшего сопротивления. Когда речь идет о способности уловить настроения, оттенки отношений людей друг к другу и к нему, СЛЭ чувствует себя неуверенно. Ему легче проявить деловую заботу о человеке, если у того трудности, чем лить над ним слезы. В таких случаях он может в приказном тоне, не терпящем возражений, дать указания: «Действуй немедленно! Сделай это так, а это вот так, а я тебе помогу». Так он естественным образом использует свои сильные функции там, где не срабатывает его слабая этика отношений. Будет уместно сказать здесь и об эмоциях (ЧЭ). После бурных периодов активности СЛЭ бывает подвержен некоторой (иногда весьма сильной) депрессии. Его постоянное деятельное напряжение и ответственность за множество дел, как своих, так и чужих, может привести его к временному истощению и упадку сил, и, как следствие — подавленному, иногда гнетуще-мрачному настроению. В такие периоды резко падает работоспособность. Однако он старается скрыть это свое состояние от окружающих и со стороны он кажется как бы закованным в броню. «Рабочий» его тонус тоже не ровен: иногда, если он наталкивается на чью-то неподатливость, подвержен вспышкам необузданного гнева. В остальном СЛЭ свойственна яркая деловая активность, лишенная какой бы то ни было эмоциональной теплоты и тем более чувствительности.

Конечно, это не лучшим образом сказывается на отношении к нему окружающих: многие считают, что человек этого психотипа не нуждается даже в простом сочувствии. Однако это не так. Плохо ориентируясь в эмоциональных проявлениях людей и стесняясь собственных чувств, он только надевает на себя маску «железного человека». СЛЭ (особенно женщины) часто страдают от того, что близкие не проявляют к ним участия и заботы. Много горечи СЛЭ приносит сознание того, что своей независимостью, решительностью, твердостью и волей он создает о себе впечатление как о человеке, которому теплое участие вообще не нужно.

ЧИнормативная функция. СЛЭ плохо разбирается в скрытых возможностях людей и явлений. Поэтому он всячески старается разузнать побольше о тех, с кем придется иметь дело, из побочных источников.

Понимая свою слабость в этой области, СЛЭ предпочитает не гадать, а оценивать конкретно имеющуюся у него информацию, причем оценивать логически (т. е. по своей сильной функции). Поэтому о человеке он скорее склонен судить по его поступкам и по его служебной характеристике, нежели исходя из душевных качеств. Неудивительно, что суждения СЛЭ о людях иногда бывают довольно-таки прямолинейны.

Но неизменно СЛЭ хочет произвести впечатление человека проницательного, способного мгновенно разобраться в трудной ситуации. Этого требует и его роль лидера.

СЛЭ на работе и дома

Мы уже отмечали выдающиеся способности СЛЭ — руководителя. Как правило, результатом его деятельности становится хорошо сплоченный, как бы сжатый в единый кулак коллектив, нацеленный на выполнение поставленных задач. Будучи сенсорно ориентированным, он великолепно проявляет также качества тактика, гибко лавирует в условиях нестабильности, успешно может проявить себя в бизнесе.

В отличие от тех, кто планомерно и методично работает, СЛЭ напоминает широкозахватный механизм — тянет одновременно множество дел. Создается такое впечатление, что он руководит всем коллективом сразу, не выделяя в нем отдельного человека. Однако будучи крупным руководителем, он считает себя ответственным за тех, кто трудится в его коллективе, считает своим долгом создать такие условия, чтобы его работники были материально обеспечены. В то же время СЛЭ следит за четкой слаженностью работы всей структуры, и если кто-то из нее «выпал» — этого не потерпит и ради дела не остановится перед силовым давлением и даже увольнением того, кто не «вписался» в коллектив.

СЛЭ — прекрасный организатор не только на производстве, но и в семье. Умеет наладить хозяйство, знает, где что купить, великолепно может выбрать наиболее дешевые и качественные предметы быта. Не жалеет времени и сил, чтобы найти именно то, что ему необходимо.

Дома, как и на работе, твердо проводит свою линию поведения. Может оказаться нетерпимым, если ему противоречат. Если он дал поручение — откладывать нельзя, надо бросать немедленно свои дела и выполнять его указания, иначе возможен скандал. Одновременно СЛЭ норовит взять на себя дела своих близких. Если возникнет кризисная ситуация — сделает все возможное, а подчас и невозможное, чтобы вызволить из трудной ситуации того, кто попал в беду.

Сенсорно-логический экстраверт рассказывает о себе, и другие — о нем

Когда мне было 5 лет, мы поехали в Воронеж к родственникам и там попали на свадьбу к моему двоюродному брату. Мне очень понравилась его невеста, я залез на стул, чтобы быть повыше, и заявил всем гостям, что теперь она — моя невеста и что я на ней женюсь. Все очень смеялись...

...но мальчик-Жуков, добавим мы, шутить в тот момент отнюдь не собирался.

У меня миллион знакомых, все «плачут в жилетку», просят о помощи, рассказывают мне все. Я отношусь с участием к их проблемам. Но ни один из них не изъявил желания узнать о моих трудностях. Часто я думаю, что женщина не должна быть таким танком, не должна везти такой воз. Ведь я всегда живу в экстремальной ситуации. Иногда хочется найти ту «каменную стену», за которую можно было бы спрятаться: я так устаю от собственного лидерства! Меньше бы надо брать на себя, у меня слишком много неотложных дел...

Большой расход энергии заставляет меня спать не менее 6 — 7 часов в сутки. Я рано ложусь и рано встаю, не курю и не пью, бассейн и баня — это обязательно, иначе не выдержу.

Мечта спрятаться «за каменную стену», конечно, никогда не будет реализована: СЛЭ не может себе этого позволить. Но тоска по человеческому вниманию и сочувствию — неутоленная тоска — очень характерна для подсознания СЛЭ.

У нас в комнате общежития стоял телевизор, и ребята часто засиживались допоздна, смотря ночные передачи. Д., после двух безуспешных попыток уговорить нас ложиться вовремя спать (сам он рано ложился и рано вставал), просто стал вынимать предохранитель из телевизора и прятать его. Потом мы заключили договор: если передачу хотят смотреть больше 3 человек (в блоке нас шестеро), то телевизор работает после 12 часов ночи, а если меньше, то телевизор выключаем. Этот договор мы занесли на бумагу, скрепили подписями, и один из экземпляров он взял себе.

Потом Д. решил отселиться от нас и все лето работал на стройке на ремонте общежития, чтобы получить отдельную комнату. Своего добился. Но это не значит, что он любит одиночество — в компании он веселится от души, всегда совершенно раскован и контактен. Пока Д. жил с нами — у нас всегда был порядок, он и сам его наводил, и того же требовал от других. После того, как он отселился, никакого порядка у нас не стало.

Любовь к порядку — одно из отличительных качеств СЛЭ. Причем порядок должен быть именно такой, какой он сам установил. В данном случае студенту Д. слишком много усилии стоило поддерживать этот порядок в компании анархически настроенных молодых людей, так что он решил не тратить зря свои силы, — видно, они нужны ему были для более насущных задач.

Сын купил матери (СЛЭ) ко дню рождения большую коробку шоколадных конфет. Вместо того чтобы его поблагодарить, она на него набросилась: «Зачем ты мне это даришь, разве я не знаю, что большинство конфет ты на самом деле съешь сам, и значит, все равно ты это для себя купил!»

Соображение, быть может, и резонное. Но поведение матери неадекватно ситуации: в результате наверняка день был испорчен и у нее, и у него, и, может быть, не один этот день, если, не дай Бог, сын проявит характер и вообще откажется есть эти злополучные конфеты... Неловкость, неуклюжесть в отношениях даже с самыми близкими людьми — частые случаи в жизненной практике СЛЭ.

С вышестоящими И. был очень дипломатичен, но те, кто были ему равны или ниже его, дипломатии не удостаивались. В разговоре со мной без свидетелей он проявлял четкое пренебрежение к тем, кого считал ниже себя по интеллекту. Ценил умение сопротивляться. Уступчивого он не воспринимал как личность. Часто я слышала от него: «Не уступай! Что ты за тряпка!» Но при всем том он очень красиво ухаживал за мной, и однажды я вдруг почувствовала за его внешней «броней» тонкую, ранимую и чувствительную душу. Я понимала, когда ему очень плохо, несмотря на то, что внешне это почти никак не проявлялось.

Одевался он хорошо, любил вещи качественные, выглядел всегда ухоженным, пользовался дорогим одеколоном...

И еще: он очень трогательно заботился о матери.

В этом фрагменте, помимо известных нам уже качеств СЛЭ, обращает на себя внимание любовь к «качественным» вещам и забота о близких. Действительно, Жуков, с позиций своего сенсорно-логического ведущего блока, должен ценить все, что хорошо сделано: любую работу и любую вещь. Что касается заботы о матери, то для СЛЭ естественно чувствовать ответственность за близких, — особенно тех, кто действительно нуждается в его помощи.

Мой шеф всегда берет на себя смелость решать за других; наверное, он думает, что знает про каждого человека все, знает, чем ему заниматься. Часто он ссылается на себя как на эталон: «Я был отличником», «Моя дипломная работа была опубликована», «Берите пример с меня»... Иногда кажется, что его голова — что-то вроде компьютера. Он задает вопрос, но у него уже готов на него ответ, который, по его мнению, ты должен ему выдать. Если ответил ему что-то другое, то его лицо буквально перекашивает от высшей степени неудовольствия.

У Жукова-руководителя действительно есть такая тенденция: он должен осознавать себя все знающим и все понимающим полнее и лучше, чем любой из его подчиненных. Иметь, так сказать, моральное право на лидерство. Авторитет его должен быть непререкаем, иначе он чувствует сильнейший дискомфорт. Насколько ему удастся перебороть в себе эту тенденцию в пользу трезвого взгляда на вещи — это, конечно , вопрос ума и культуры каждого отдельного человека.

Наш профессор не склонен доверять своим сотрудникам. Недавно он уехал в командировку, мы заменили его для ведения семинара другим, уважаемым всеми преподавателем. Но в связи с событиями в Москве все авиарейсы были отменены, и, проведя бессонную ночь в аэропорту, наш профессор вернулся и сразу же пришел на семинар. Сел сзади и через каждую фразу преподавателя, который его заменял, вставлял свою, говоря фактически то же самое. По-видимому, он считает, что только он один умеет делать все, и при том делать отлично.

Когда он отсутствует, сотрудники спрашивают: «Что, ваш фюрер еще не вернулся?» За много лет работы под его начальством не вырос ни один руководитель; любой человек с инициативой не уживался и уходил.

Здесь надо специально подчеркнуть: любой СЛЭ стремится к руководству, но не каждый способен быть хорошим руководителем. Слишком велик для СЛЭ соблазн авторитарности и деспотической власти; нужна, опять-таки, культура, чтобы вовремя обуздать свою волевую сенсорику и попытаться увидеть в подчиненном не просто исполнителя собственной воли, но — личность, имеющую свой (даже, может быть, более верный) взгляд на те же проблемы. Иначе неизбежна, увы, типичная ситуация: руководитель внезапно уходит, а заменить его просто некем: все, кто способен был это сделать, уже давно уволились...

Однажды, когда я была еще подростком, человек 15 мальчишек с моей улицы прижали меня к забору. К счастью, неподалеку оказались взрослые, они обратили внимание на мои крики, и я была спасена. Позднее я начала на них настоящую охоту: каждого из этих 15 я поймала по отдельности и хорошенько отлупила. Не могу позволить никому, чтобы меня унижали!

Даже если мною просто пренебрегли, я ухожу, хлопнув дверью. Но очень переживаю, если из-за моей резкости кто-нибудь сам разрывает со мной отношения...

Оставим этот фрагмент без комментариев.

Ты подойди к ней (СЛЭ) с лаской, тогда, может, добьешься своего!

А ты не пробовал обнять кактус?

Добавим: а попробовать все-таки стоит...

Думаю, что чистота должна быть в корне, в основе, а не на поверхности. Если в доме есть маленькие дети, считаю, что лучше три раза в день вымыть пол, чем десять раз в день — руки ребенка. Пусть он в чистоте лазает по полу, тогда не страшно, если он тянет пальцы в рот. Короче, альтернатива, в моем сознании, такова: или бить по рукам, чтобы не совал их в рот, или мыть пол. Я предпочитаю второе. Стремление к чистоте у меня не эмоциональное, а логическое, продуманное. Точно так же я считаю, что выгоднее позаботиться вовремя о здоровье твоего сотрудника, нежели потом делать за него его работу, если он заболеет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться