При чтении художественной литературы меня в первую очередь интересуют конкретные факты в судьбах героев, а их эмоции и взаимоотношения остаются в моем сознании где-то на втором плане. Может быть, поэтому я люблю читать исторические произведения, в которых можно проанализировать хронологию событий, их причинно-следственные связи и логический порядок. Чувства героев для меня лишь фон, детали которого зачастую малоинтересны и быстро стираются из памяти, остаются лишь факты: что, где, когда произошло и к чему это привело.
Свои дела я планирую на день, неделю, а часто и на несколько месяцев вперед. При выполнении плана на день мне очень важно всегда иметь при себе часы, если же их приходится нести в ремонт, то это я ощущаю как большое неудобство. Всегда предпочитаю заранее знать, что мне предстоит сделать. Если мне говорят: «Сходи в магазин за хлебом», я отвечаю: «Почему мне вчера об этом не сказали, ведь еще вчера было ясно, что хлеб на исходе? Если бы я знал, что сегодня придется за хлебом идти именно мне, то иначе спланировал бы свое время!»
Мой рационализм проявляется также и в том, что я никогда не разбрасываю свои вещи, а кладу их в строго определенном месте — их потом не приходится искать. Если кто-то взял мою вещь и не положил на место, это меня раздражает. Я стремлюсь к точности в своих поступках; в схожих ситуациях всегда действую одинаково. Например, после прочтения любой газеты я ее аккуратно сворачиваю и кладу на стол таким образом, чтобы были видны и заголовок, и дата выпуска.
Здесь, по всей вероятности, мы имеем дело с усиленным логическим подтипом ЛИЭ: очевидна подчеркнутая рациональная обоснованность и повторяемость действий, и почти исчезают драгоценные качества ЛИЭ: импровизационная легкость и свобода.
Со своей будущей женой он познакомился в альпинистском лагере. Вступив в брак, они не упускали ни одной возможности, чтобы отправиться в очередной поход, пока у них не появилась дочь. Но и рождение ребенка ничуть не отразилось на их образе жизни. Как только девочка научилась сидеть, отец сделал ей удобное креслице, вместе с которым сажал в рюкзак, так что торчала только голова ребенка. Зимой, посадив свою дочь за спину, он лихо спускался с горы на своих слаломных лыжах. Позднее эта девочка удивляла всех тем, что уже в 5-летнем возрасте могла спуститься с очень высокой горы, причем не зигзагом, как это делали слаломисты, а прямо, вытянувшись стрункой вверх и раскинув ручки, как крылья, в стороны — как будто летела по воздуху.
Через два года после рождения ребенка в этой семье появилась еще двойня. Тогда отец, приспособив два колеса от велосипеда, смастерил коляску, в которую сажал всех своих детишек, складывал рядом рюкзаки, одеяла и прочую необходимую утварь, и все их семейство таким образом уносилось в заманчивую даль, слегка напоминая цыганский табор.
Отец для меня всегда был образцом во всем: учился он отлично, все умел делать — от заточки ножа до постройки дома. Человек он был очень обязательный: никогда не нарушит обещания и не отложит начатое дело на неопределенный срок. Сам терпеть не может несобранных и рассеянных людей.
Он всегда готов помочь, но в дружеской компании никогда не упустит возможности над кем-нибудь подшутить, у него отличный юмор, и он всегда ценит хорошую шутку.
Он умеет очень доходчиво мне показать, как и что следует делать. Однажды вечером я сидел с книгой, а он взялся застеклять балкон. Видя, что я читаю художественную литературу, он позвал меня: «Слышь, Илюха, бросай свою беллетристику и пойдем, поможешь мне, заодно и научишься кой-чему: в жизни-то мужику все пригодится, а Диккенс подождет». Все подобные вещи я слышу от него в легкой форме предложения, а не приказа.
Обожаю чему-нибудь учиться у отца. Помню, я долго не мог решить пару задач по геометрии. Заходит отец в комнату и спрашивает: «Что, арифмометр, сидишь?» — «Сижу», — отвечаю я. «Ну, раз так, то иди сюда, вместе посидим». Я охотно хватаю тетрадь и иду к отцу. Он тщательно прочитывает условие задачи и молча набрасывает решение. Затем объясняет мне решение и советует все подобные задачи впредь решать именно таким методом. Эти его методы мне позднее всегда казались самыми экономными и красивыми из всех возможных.
В старших классах школы Д. увлекся слаломным спортом, никогда не пропускал ни одной тренировки. Удивительно при этом, что он совершенно отказывался разделять с нами наши застолья. Хотя мы и не злоупотребляли спиртным, но в праздники, когда собиралась наша компания из десяти — двенадцати парней, конечно же, не обходилось без выпивки. Д., однако же, невзирая на наши уговоры, никогда не выпивал ни одной рюмки... Скоро все к этому привыкли и перестали к нему с этим приставать.
И снова иллюстрация целенаправленности действий и самоутверждения юноши-ЛИЭ: он спокойно отстаивает свою позицию перед сверстниками, предпочитая спорт и здоровье хмельному веселью.
Я вообще люблю ошарашивать людей и смотреть, как будут дальше развиваться события. Стандартная ситуация: после какого-нибудь дня рождения мы идем на улицу проветриться и кто-то говорит что-нибудь типа:
— Братва! Пить хочется, аж жуть!
Всем, конечно, ясно, что ничего ему не хочется. Просто решил попижонить. Тем не менее завязывается бурная дискуссия на тему: «Пить или не пить? Чем закусить — вот в чем вопрос!.» Подойдя к ближайшему дому, я переспрашиваю пижона:
— Ну как, все еще хочешь пить?
Если следует положительный ответ, я немедленно захожу в дом, и некоторые уже на этом этапе начинают подозревать, что «этот сумасшедший принял все всерьез».
Стучусь. Мне открывают, я прошу налить что-нибудь выпить. Ошарашенные хозяева квартиры начинают ругаться или даже обещают вызвать милицию. Некоторые сердобольные идут за водой, чтобы помочь человеку, которому плохо. А ему уже и на самом деле плохо: готов сгореть со стыда, что дал втянуть себя в эту историю...
Подобное я могу затеять в самых разных ситуациях. Однажды стою на остановке автобуса со своими приятелями, у которых, как я знаю, в сумке есть пачка автобусных абонементов. Подходит автобус, мы входим в салон и продолжаем свой разговор, стоя у двери. Подходит кондуктор:
— А ну, ребятки, вошли — рассчитаемся!
Дальше у меня с ней завязывается следующий разговор:
— Правильно, мы только вошли. Граждане, приготовьте деньги за проезд!
— Ты что, больной? Это не ты, это я — кондуктор! Мне тут шутить с вами некогда, так что рассчитывайтесь, не морочьте мне голову.
— А вы уверены, что вы на самом деле кондуктор?
— Ну, ты наглец... Рассчитывайтесь немедленно! А то все у меня сейчас пойдете гулять! Остановлю автобус, и...
— Гражданочка, не орите, я вас умоляю. Ушки-то у нас не казенные. С чего вы взяли, что именно вы — кондуктор? У вас, небось, и удостоверение есть?
Продолжительное молчание. Кондуктор потрясена моим нахальством до глубины души, у нее нет слов.
— Ну, какой же вы кондуктор, — продолжаю я ласково, — если у вас даже удостоверения кондуктора нет? Интересно, а когда вы деньги идете в кассу получать, вам их без паспорта дают?
— Ну, ты, это... Хватит. Сам-то ты кто такой, интересно знать?
— Как это — кто? Я и есть кондуктор! — тут я всем окружающим торжественно показываю удостоверение работника ПАТП (оно у меня случайно оказалось в кармане и, рассматривая его на остановке автобуса, я решил отмочить что-нибудь покруче).
— Так что рассчитывайтесь, граждане, — громко объявляю я, — поразвлекались и хватит!
Кондуктор, вконец потерявшая дар речи, стоит и растерянным взглядом смотрит на все происходящее. Я беру у ребят абонементы, начинаю «продавать» их пассажирам... Тут автобус подъезжает к остановке, на которой нам всем надо выходить. Я сую выручку кондуктору — щедро, прямо в ее пустые руки, — и мы все с громким хохотом выскакиваем из автобуса...
Любовь к шутке и игре — характерная черта интуитивного подтипа ЛИЭ. Ему подчас некуда девать бурную энергию своих фантазий, и он затевает представления, в которые вовлекает окружающих, провоцируя их на ответную реакцию. Это результат стремления ЛИЭ к совершенствованию (в детстве может и ударить, чтобы выяснить, кто сильнее), склонности в конкурентной борьбе вызывать противника на ковер.
2. Интуитивно-логический интроверт (INTP, Бальзак, Критик).
Установка сознания ведущего блока ИЛИ: мир бесконечен, текуч, многообразен, его состояние непрерывно меняется, и цель человека — найти свое место в непрерывном ряду событий, стать его звеном (БИ — программная функция). Действовать имеет смысл только тогда, когда определен оптимальный момент приложения сил (ЧЛ — реализация программы).
Описание действия функций сильных каналов (ведущий блок)
БИ — программная функция. Сознание любого интроверта всегда работает с моделями, возникающими в его воображении. Внешний мир для него — лишь толчок для возникновения внутренних образов. И если при этом ведущая функция — интуиция времени, то она осуществляет моделирование временных процессов.
Сознание ИЛИ легко охватывает любые временные интервалы, воспринимает мир целостно и системно, а все процессы, происходящие в нем, — в динамике. Способность к свободному мысленному передвижению по оси времени позволяет ему видеть далекую перспективу, вследствие чего мало кто может с ним сравниться в стратегических прогнозах.
Воображение ИЛИ воспринимает мир динамичным — в нем все движется, взаимодействует, люди работают, совершают поступки, в основе которых лежат те или иные причины. В сознании ИЛИ легко возникает модель поведения людей, рассматривая которую он может предсказать в будущем последствия тех действий, которые человек совершает в настоящем. Обладая даром предвидения, он зачастую заранее знает, что скажет или сделает человек в определенной ситуации, — ему нередко представляется, что он все знает и все видит насквозь (в каком-то смысле это так и есть).
Способность проникнуть в суть проблемы, увидеть конечный результат имеет характер прозрения, прямого видения, так что иногда ИЛИ пользуется репутацией мудреца и философа. При этом его прогнозы, как правило, окрашены скепсисом, он предпочитает высказывать опасения, чтобы уберечь окружающих его людей от необдуманных поступков. Сам он также осторожничает, многократно и скрупулезно все проверяет, прежде чем начать действовать, — и других призывает к тому же, высказывая критические замечания в адрес тех, чьи действия или мысли слишком поспешны, легковесны и не продуманы со всей тщательностью.
Один из главных движущих стимулов ИЛИ — самолюбие и связанное с ним самоутверждение. Часто ему доставляет радость удостовериться, что другие несостоятельны в чем-то таком, что лично ему дается легко. Его способности во многих случаях действительно довольно высоки, в частности, среди представителей этого психотипа нередки люди с великолепной памятью. Пользуясь этим преимуществом, он охватывает проблему в целом, осознает истоки вопроса, строит мощный фундамент своих знаний. Именно среди людей этого психотипа встречаются индивидуумы энциклопедически образованные. Однако им свойствен определенный консерватизм, связанный с недоверием ко всему новому, неустоявшемуся, которое еще неизвестно чем кончится.
Стремление самоутвердиться, почувствовать свою значимость отнюдь не означает, что ИЛИ обязательно стремится занять в обществе как можно более высокую ступень. Скорее, в нем прослеживается желание подняться как можно выше в области знаний, как можно глубже — в степени своей проницательности и почувствовать свое превосходство над другими именно в этом (ЧИ).
ЧЛ — функция реализации программы. Умея взглянуть «сверху» на всю динамику происходящих процессов, ИЛИ стремится направить эту динамику к практической реализации. Правильно предсказав конечный результат, он может ничего не предпринимать, выжидая удобного момента, когда следует включиться в работу (за бесполезное дело никогда не возьмется). Но, почувствовав реальную перспективу, он тут же начинает действовать.
Свойство целостности восприятия подчас приводит ИЛИ к многовариантности решения проблемы. Ему порой бывает трудно отдать предпочтение чему-то одному. Он не любит поспешности, ждет, когда проблема «созреет» и ее решение встроится естественным образом в общую картину, уже нарисованную в его воображении. Для него поэтому характерна некоторая перестраховка, он на всякий случай старается сохранить «в резерве» возможность каких-то корректирующих действий.
Работоспособность ИЛИ исключительно избирательна. Если он нашел свое дело, он может проявить прямо-таки недюжинную энергию и фантастическую работоспособность, как мощный маховик, который раскрутился и не может остановиться. В его жизни могут быть длительные периоды бессонных ночей и состояния крайнего напряжения, длящиеся месяцами и даже годами. Сам же характер работы — основательный и педантичный.
Если же ему не удалось найти свое дело, то его скепсис становится доминирующим: «А зачем все это нужно?. Все равно ничего хорошего из этого не выйдет...» Тогда он не в состоянии заставить себя сделать даже то, что просто необходимо, это может привести к серьезным конфликтам — увольнению с работы, отчислению из вуза... В этих случаях он ощущает себя человеком без стержня, а его иррациональность не способствует тому, чтобы заставить себя сделать хотя бы то, что необходимо просто для выживания.
Описание действия функций слабых каналов
ЧЭ — канал наименьшего сопротивления. Слабо ориентируясь в области эмоций, ИЛИ предпочитает скрывать свои чувства, но если его хорошенько «задеть за живое» — эмоциональная волна его буквально захлестывает, и он может потерять власть над собой. Чтобы защитить себя от подобной ситуации, ИЛИ предпочитает далекую психологическую дистанцию. Его раздражает фамильярность, сам он придерживается спокойного и уважительного стиля в общении.
Свою слабую эмоциональную вовлеченность в контактах с людьми ИЛИ зачастую компенсирует интеллектуальной игрой (БЛ). Очень часто общение для него — игра, подобная шахматной, где цель — показать, во-первых, на что он способен сам и, во-вторых, продемонстрировать партнеру его несостоятельность. ИЛИ — мастер игры, любит играть людьми и событиями.
В сознании своего интеллектуального превосходства он черпает истинное наслаждение и не упустит возможности прямо или косвенно его продемонстрировать. Если его воспитание противоречит такой демонстрации — все равно, так или иначе, это удовлетворит его молчаливое тщеславие.
В общении с теми немногими людьми, к которым он испытывает доверие, ИЛИ может быть открытым и искренним. Порой удивляет его доброта, даже щедрость — легко отдает вещи, казалось бы, нужные ему самому. Но чаще это связано с тем, что они ему просто безразличны (сенсорика — слабая функция).
БС — нормативная функция. Во всем, что касается вопросов самочувствия, здоровья, эстетики, быта, одежды — запросы ИЛИ достаточно скромны и не превышают уровня необходимого. Плохо разбираясь во всем этом, он предпочитает получать информацию по таким вопросам из компетентных (по его мнению) источников. Иногда в этой сфере, — например, в быту, — он настолько беспомощен, что нуждается в настоящей заботе. Он может неукоснительно соблюдать предписания врача, если заболеет; скрупулезно точно следовать рецепту при приготовлении пищи и так далее.
Его собственные волевые качества (ЧС) часто носят полярный характер: одни представители этого психотипа проявляют завидное упорство и целеустремленность, для других, напротив, характерен буквально паралич воли. То же может наблюдаться в жизни одного и того же человека: в одних делах мощный напор, в других — полная бездеятельность. Резюмируя, можно сказать, что для ИЛИ особенно важно найти свое дело, самореализоваться, иначе его врожденные таланты окажутся вовсе нераскрытыми.
ИЛИ на работе и дома
Хотя ИЛИ в руководители явно не стремится, его подсознательное, подспудное тщеславие удовлетворено, если он им действительно оказывается, поскольку считает, что достоин того, чтобы возглавлять лабораторию, институт, университет... вплоть до министерства и государства. Эта уверенность подчас совершенно справедлива, и она базируется на умении ИЛИ стратегически мыслить, что, несомненно, является одним из самых важных и необходимых качеств руководителя любого ранга.
С подчиненными ИЛИ предпочитает уважительный стиль общения, хорошо умеет видеть возможности того или иного сотрудника и правильно эти возможности использовать. Но не всегда он решается полностью доверить дело подчиненным. Будучи склонен все проверять, он нелегко примиряется с мыслью, что кто-то может сделать дело лучше, чем он сам.
ИЛИ бывает порой однолюбом и хорошим семьянином. В семье предпочитает не ссориться, по возможности уйти от конфликта, даже если партнер проявляет некоторую нетерпимость. Однако в критических ситуациях способен «взорваться», потерять контроль над собой, прийти буквально в состояние бешенства, — в таких случаях дело может дойти до битья посуды и рукоприкладства.
Исключительно заботлив к своим детям, особенно печется об их образовании. Никаких денег и сил для этого ему не жаль. В вопросах же быта, здоровья и самочувствия полагается полностью на своего супруга (супругу).
Интуитивно-логический интроверт рассказывает о себе, и другие — о нем
Когда мне было 6 лет, я поссорился со своим лучшим другом. После ссоры каждый сел на свой велосипед, и мы разъехались. Я был страшно зол. Мой друг стал объезжать дом, а я, немного выждав, быстро поехал ему наперерез, пока он меня еще не видел. Мы столкнулись, завязалась драка. Он, не желая, конечно, того, сломал мне руку. Злость прошла — было очень больно, я не мог встать на ноги. Прибежал отец моего друга, взял меня на руки и понес домой. Полню, когда он принес меня к нашей квартире, я попросил его опустить меня на пол, после чего вытер слезы и сам вошел в квартиру: мне не хотелось пугать маму.
В нашей детсадовской группе было всего 2 машины, с которыми особенно любили играть один мальчик и я. Потом одна машина сломалась. Тот мальчик стал сильно кричать, чтобы ему отдали оставшуюся единственную машину. Это стало происходить каждый день, и машину теперь всегда отдавали ему. Терпение мое лопнуло: однажды я взял и сломал ее — пусть вообще тогда никому не достанется!
Самолюбивый характер ИЛИ в этих двух примерах выступает достаточно ярко. Надо добавить, что его «взрывная» реакция на некоторые ситуации дает о себе знать уже в раннем детстве.
В детстве я жила у тети, и мама с папой приезжали раз в неделю на выходные. Папа меня всегда спрашивал: «Что новенького?» Когда я ему все докладывала, он называл меня «ходячей энциклопедией», так как я могла самым подробным образом ответить на каждый его вопрос.
Однажды воспитательница в детском саду нас спросила: «Восемь градусов — это тепло или холодно?» Помню, что я ответил: «А это смотря когда. Летом холодно, а зимой тепло!»
Быть «ходячей энциклопедией» и уметь рассмотреть проблему комплексно (тепло — холодно) — характерная черта ИЛИ, поскольку к приобретению знаний он относится серьезно, стремится к этому уже в детском возрасте. Накопление знаний для ИЛИ то же, что для другого — накопление материальных ценностей.
Родители считают меня лентяем. Скорей всего, это связано с тем, что я не проявляю большого рвения ни к домашним делам, ни к работе на огороде. Если мне положено, скажем, вымыть пол раз в неделю, я его вымою, но не более одного раза. Когда мне что-то поручают, я люблю, чтобы все инструкции были точными и конкретными: если следует положить соль в суп, то сколько именно ложек, если надо что-то сварить, то сколько конкретно минут это варится... Не люблю, когда мне лишний раз указывают, что я должен делать. Бывает, что только соберусь убрать в своей комнате (когда мне надоедает беспорядок, я делаю это с удовольствием), как мама скажет, что я должен убрать — и сразу же все мое желание пропадает.
У меня довольно узкий круг друзей, всего 6 человек. В отношениях с девушками я постоянен (за 4 года встречался только с двумя, причем разрыв с первой произошел по ее инициативе).
Я довольно нерешителен, особенно в каких-то спорных вопросах: взвешиваю все варианты, и если ничто не перевешивает — попадаю в затруднительное положение. Эмоциям, как правило, я не даю «права голоса», предпочитаю кинуть на жребий монетку...
В жизни — осторожен и осмотрителен. Когда иду один, стараюсь, по возможности, обходить шумные компании, любые источники потенциальной опасности. Если вечером захожу в подъезд или открываю кому-то дверь, то как бы внутренне мобилизуюсь, настраиваюсь на возможную опасность.
В этом случае мы имеем дело, вероятно, с сильно интровертированным типом личности: на это указывает и склонность к работе в одиночку, и повышенная осторожность в поведении. Обратите внимание также и на склонность к пунктуальности в выполнении задания, связанного с сенсорными проблемами, — варка супа и т. д. Здесь, очевидно, работает нормативная сенсорика ощущений (БС), которая подчиняется указаниям со стороны.
Он худ, высок, замкнут, немного рассеян. Глаза обычно грустные (по выражению одного их наших общих знакомых — «как у побитой собаки»). Предпочитает носить строгие костюмы. Весьма старомоден и в манере общения. Человек верующий, но обряды и службы его не интересуют.
Учебу на мехмате считает ошибкой: его мечта — кончить университет и поступить в театральное училище. Сценой увлекается серьезно, играет ведущие роли в любительском театре.
В этом эпизоде несколько неожиданным, на первый взгляд, кажется увлечение театром. Однако среди ИЛИ встречается много великолепных артистов. Умение проникнуть в суть, в том числе и человеческого характера, помогает ему в этом.
При первом взгляде на него сразу бросаются в глаза его хмурый взгляд исподлобья, сутулая фигура, «медвежья» походка. Все, кто с ним имели дело, замечали его интеллект, развитый не по годам, да и внешне он, по словам друзей и знакомых, производил впечатление «молодого старика». В восьмом классе ему сообщили, что за отличную учебу он освобождается от экзаменов, но вместо того, чтобы радоваться этому и отдыхать, он с обычным своим упорством принялся готовиться к ним. Чутье его не подвело: буквально перед самыми экзаменами перед ним извинились и сообщили, что экзамены сдавать он обязан.
И снова мы убеждаемся в том, что для ИЛИ характерно умение предвидеть правильное развитие ситуации. Хорошо, что такой эпизод произошел с ИЛИ, который умеет предвидеть развитие событий. Для представителя любого другого психотипа такая история могла бы кончиться не лучшим образом.
С. обладает прекрасным интуитивным чутьем. Несколько лет назад женился ее старший брат. После короткого общения с женой брата она высказала твердое мнение, что его брак неудачен. Брат воспринял это как шутку, он любил и жену, и сынишку, но через несколько месяцев развелся.
Она плохо переносит слезы и истерики. Как то, поссорившись с мамой, ушла в свою комнату. Через некоторое время, думая, что мама уже успокоилась, она вернулась. Мама лежала на диване и плакала. Другая бы стала просить прощения, утешать или как-то иначе проявила бы свое участие к матери, но С. просто опять ушла к себе.
Последний абзац особенно интересен для характеристики слабых функций этого психотипа. Недостаточность «этической» функции (ЧЭ) побуждает ИЛИ избегать душераздирающих сцен и объяснений, где он эмоционально беспомощен.
На работе я превосходно «разгромил» несколько чужих методик, доказав, что они содержат незамеченные ранее ошибки. Но самому-то мне сделать что-нибудь по-настоящему крупное пока не удалось — я обязательно должен прочитать всю имеющуюся по данному вопросу литературу, освоить математический аппарат, применяемый в методике, и т. д. В результате — мои познания и интересы чрезвычайно широки, а полезный результат, как правило, близок к нулю (кроме нескольких узких задач, где я уже знаю все и могу сделать все, что угодно).
Дотошность, скрупулезность ИЛИ, если эти качества переходят разумные пределы, действительно становятся тормозом для его работы. У подтипа с усиленной логикой это почти обязательно имеет место.
О своей работоспособности могу сказать следующее: у меня бывают приступы лени, но если дело меня действительно увлечет, то могу просидеть всю ночь, не отвлекаясь на посторонние вещи.
В школе я любил химию и математику. Со мной за партой сидел мой друг, который не очень хорошо учился по этим предметам. Но на контрольных работах получалось так, что он получал пятерку, а я -тройку. Дело в том, что я обычно не мог отказать ему в помощи и сначала решал контрольную ему, а потом уже себе, и не всегда успевал. Вообще я заметил, что работу для других я выполняю тщательнее, чем для себя самого.
И еще о тщательности. Меня очень трудно заставить, например, вымыть посуду. Но если уж я берусь за это, то стараюсь вымыть так, как если бы эта посуда была предназначена к использованию в хирургическом отделении. Никогда не оставлю ни одной невымытой чашки, ложки, тарелки...
Его работоспособность — предмет особый. Бывает, что несколько дней подряд он может побездельничать, особенно если у него плохое настроение. Правда, настроение его часто меняется: периоды депрессии сменяются подъемом и, соответственно, ростом работоспособности. В дни подъема он очень деятелен и активен. Ему повезло, что месяц его поступления в институт (МГИМО) совпал именно с периодом прекрасного самочувствия. Буквально за три дня до начала экзаменов он сомневался в своих силах, ходил, что называется, сам не свой. И вдруг решил поступать именно в МГИМО, хотя и не готовился к этому раньше. Ему попался удачный билет, он поступил. Еще в детстве он видел себя переводчиком, разъезжающим по заграницам, — и вот теперь подтвердилось на деле, насколько хорошо он может «увидеть» свое будущее.
Иногда кажется, что его трудно чем-то задеть, обидеть, разочаровать в жизни, но это — не холодная и неприступная скала, вовсе нет. Он, скорее, как вода — мягкий, проникающий везде, приспосабливающийся к любым обстоятельствам. Очень привлекает эта его непринужденная безмятежность. Даже периоды депрессии у него протекают совсем по-иному, чем у большинства людей. В них нет, скажем, суицидных желаний, опускания рук. Это, скорее, расслабление, отход от жизни, слезы слабости, желание, чтобы его пожалели.
Заметим, однако, что ИЛИ далеко не всегда бывает «мягким» и «приспосабливающимся к любым обстоятельствам»! Вероятно, в этом случае мы имеем ИЛИ с подтипом Есенина (БИ-ЧЭ).
Прошлое я стараюсь не ворошить, а планы на будущее вообще считаю глубоким заблуждением, все это вне реальности, единственная реальность — настоящее.
Должен признаться, что из всех типичных исторических примеров интуитивно-логических интровертов, для меня наиболее почетно и приятно оказаться в «социотипическом родстве» с великим Учителем Сократом...
Раньше я довольно серьезно впадал в меланхолические депрессии. Осенью 1987 г. исключительно мощная депрессия привела меня к потере гордого звания «студент НГУ». Видение мира в такие моменты, конечно, довольно скептическое, и мир платит тебе той же монетой.
Позже я стал воином Советской Армии, где началось довольно эффективное излечение от депрессии. Первый год думать о себе и своих настроениях было просто некогда, а второй год предоставил мне достаточно времени для переработки накопленной информации. В первую очередь, стало совершенно очевидно, что углубление в депрессию — дело моих собственных рук, что это не реальность, а иллюзия, создаваемая мною самим. Из этого вытекает совершенно очевидный вывод: в депрессию можно и не впадать, если не тормошить без конца прошлое и не строить специально вокруг себя стену безысходности, укладывая с любовью кирпичик за кирпичиком свои спекулятивно-философские измышления. Гораздо позднее, в конце 1991 года, мне было суждено встретиться с замечательными людьми, и они открыли мне глаза на очень простую, высшую Истину. Эта истина в том, что человек — это чистейший Дух. С той поры я понял, что все плохие состояния и депрессии — это все вне реальности. Мир прекрасен, и я преисполнен благодарности тем, кто открыл мне глаза на это.
Но это было потом, а тогда, в 89-м году, в армии, росло и крепло мое убеждение в том, что большинство общепринятых мирских ценностей на самом деле таковыми не являются. Это убеждение переросло в желание искать нетленное, истинное, вечное.
Перед нами — явно интуитивный подтип Бальзака, т. е. подтип с усиленной функцией 1-го канала (БИ). Поиски духовного совершенства, тяга к созерцанию и религиозным поискам — результат действия именно этой функции. Чрезвычайно показательно замечание о пренебрежении к прошлому и к планам на будущее. Настоящая реальность иррационального психотипа — это почти всегда реальность сегодняшнего дня.
Очень не люблю «горячих» энтузиастов! Правда, я отдаю себе отчет в том, что одергивать их не надо, но мое эго порой не выдерживает: я то и дело лезу со своими замечаниями. Такого рода «охлаждения» не приносят никакой пользы, а иногда могут и повредить. Есть у меня брат, который иногда, в совершенно неподходящей обстановке, поднимает восторженный шум, начинает размахивать конечностями, одним словом, вносить в обстановку нездоровую ажитацию. Мои попытки образумить его — иносказательно или намеками — ни к чему не приводят, он просто их не замечает. После этого я высказываюсь уже более открыто (но, по возможности, корректно и аккуратно, так мне, во всяком случае, кажется). Он замирает на минуту, смотрит на меня укоризненно и произносит: «Э-э-э... глумишься?!», но после пятиминутного затишья все начинается снова.
Критик ИЛИ стремится охладить пыл своего собеседника, поскольку сам склонен видеть мир далеко не в розовых тонах. Его прогнозы окрашены скепсисом, но слабость его этической функции приводит к тому, что правильное по существу предостережение может быть высказано в такой форме, что собеседнику видится в нем издевка.
Еще с первых классов школы я очень любил читать и мало-помалу создал свой собственный мир. Герои, которые в нем жили, естественно, воплощали в себе все лучшие качества, которые мне нравились. Мой внутренний мир был для меня лучше внешнего, потому что как его творец я направлял этот мир по тому пути, который мне нравился. Я отдыхал в этом мире, тем более, что отношения с другими людьми, особенно в школе с одноклассниками, были не очень хорошими. В любом классе есть свои лидеры, которые не уважают «профессоров» и «очкариков» (правда, считают их полезными, когда есть нужда списать или получить подсказку).
Близких друзей у меня тоже не было — они появились лишь в последних классах школы. Мне только и оставалось, что обращаться к своему внутреннему миру снова и снова. К 13—14 годам он стал для меня антиподом и одновременно заменителем мира внешнего.
Конечно, в детстве я много мечтал. Кем только я не хотел быть — и офицером КГБ, и космонавтом, и еще кем-то. Потом, уже в старших классах школы, захотел быть ученым, биологом. Но в круг моих мечтаний о будущей профессии почему-то не входили пути ее достижения. То есть, я представлял себя, например, ученым, но не думал о том, что для достижения этой цели необходимо сидеть над книгами, корпеть в лаборатории и т. д.
После окончания школы я сделал попытку поступить в МГУ. Меня туда не приняли, и по настоянию родителей я поступил в местный пединститут. Учеба в институте без напряжения хорошо стимулировала мою лень: я и раньше-то особым усердием не отличался, а тут, ничего, по существу, не делая, получал пятерки. Но меня мало устраивало то, чему меня там учили. Я не видел для себя перспектив в будущих занятиях биологией, поэтому ушел из института.
Наконец, в 1992 году мне рассказали про НГУ, дали проспекты. Я решил поступать на факультет естественных наук, но с наскока этого сделать не удалось. Не поступил я и на следующий год. Наверное, это было связано с тем, что я отвык от методических заня от нормального состояния связано с нарушением свободного циркулирования психической энергии в каналах связи. Если бы был открыт способ ее измерения, любые «зажимы» легко были бы обнаружены и могли бы быть квалифицированно устранены переводом избыточной энергии, протекающей через «узкий» канал, в канал «широкий».
Человечество всегда считало проблему познания людьми самих себя одной из самых трудноразрешимых. Возможно, именно сейчас мы вплотную подошли к решению этого вопроса. Психическая предназначенность людей разных психотипов для различных областей жизнедеятельности, с точки зрения соционики, столь же очевидна, как и половая предназначенность мужчин и женщин для продолжения рода. Зная свое предназначение, индивид станет свободен в выборе того рода деятельности, в котором наилучшим образом реализуются его возможности.
Соответственно, не будет проблем в том, чтобы подобрать целевой коллектив из представителей разных психотипов с заранее известными параметрами психики. Такое регулирование энергопотоков в группах сулит захватывающие перспективы создания бесконфликтных коллективов, эффективно и целенаправленно работающих.
Каждый из нас реализует только 1/16 часть сознания социона (напомним, что социон — структурная единица человеческого сообщества, включающая в себя все 16 психотипов), одному неведомо то, что другому очевидно. Наверное, поэтому бывает так продуктивен метод «мозгового штурма», когда каждый участник высказывает любые, самые бредовые идеи, критиковать которые запрещено. В такой ситуации любая задача может получить неожиданный путь решения.
Возможно, Вы, уважаемый читатель, захотите высказать собственную идею о механизме функционирования психики человека, и тогда совместными усилиями будет найдено достаточно адекватное решение задачи.
Давайте поразмышляем вместе!
Успехов!
|